То есть сохраним их неизглажденными до дня смерти и Суда. Слово 72. О том, чтобы молиться за других и за врагов...    Прекрасно, возлюбленные, шествовать через все заповеди Христовы, которые держатся одна за другую, словно золотая цепь. Посему тот, кто истинно желает стать учеником Христовым и сжигается огнем любви Его, должен ни в чем не преступать заповедь Его, [Col. 1644] даже если она представляется какой-то незначительной или тягостной. Ибо Он Сам сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). И опять: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5:20). Посему вчера мы, возлюбленные, рассуждали о прощении ближних, сегодня же вам напоминаем не только о прощении, но и о молитве за них, то есть призываем [к такой молитве], поскольку и то и другое нам заповедует Владыка и Спаситель. Посему пусть никто не считает тяжкими заповеди Его, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30). И Апостол: любящим Бога все содействует ко благу (Рим. 8:28). Как и в Божественном Писании мы находим, что все святые на деле исполняли такую заповедь, а скорее — и всякую. Итак, говорит пророк Самуил народу: не буди мне еже отступити от Господа Бога моего и не вопити от вас с молением (1 Цар. 7:8). И еще: И да никакоже ми согрешити Господу, оставити еже молитися о вас (1 Цар. 12:23). Но то, что они отвергли его и уничижали, попросив себе царя (1 Цар. 8:5), всем ясно. И Иеремия пророк, столько претерпев от них, всегда за них молился. И это видно из того, что говорил ему Бог: Ты же не молися о людех сих… не услышу бо тебя (Иер. 11:14). Так же и Моисей говорил Богу: И ныне, аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея (Исх. 32:32). Но не только в Ветхом Завете делали так они, но и в Новом. Так, блаженный Иаков, брат Господень, ангельской жизнью прожив на земле, слыл праведным у всех, то есть у собрания народа. Был же [иудейский] праздник Пасхи, и многие десятки тысяч собрались в храме иудейском, вознесли его на крыло храма и сказали ему: «Просим тебя, праведник, сказать народу, чтобы он не заблуждался вслед называемого Иисусом, ибо мы тебе верим».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

А слово Божие — это не заповедь, это то животворное слово, которое Бог произносит, когда каждый человек вызван из небытия в бытие, это то слово, которое нас держит, благодаря которому мы существуем, благодаря которому мы живы и можем вырасти в полную меру нашего существа. Христос отверг унижение этой Божественной силы в Себе ради жалкого удовлетворения Своей нужды: меньше, чем на служение Богу, меньше, чем на служение людям, такую силу нельзя употребить. И побежденный диавол обращается к Нему с другим искушением: Ты не захотел для Себя одного употребить эту силу — пойди со мной, вот высокая гора, с этой горы я Тебе покажу все царства вселенной, Ты одним взором их окинешь и все увидишь, и я Тебе дам власть над всеми этими царствами, всю славу их; она мне предана, кому хочу, тому даю их, Ты только мне поклонись — и все будет Твое. Разве это не соблазн, который и нам приходит? Никто нам царства не предлагает, никто нам особенной славы не предлагает, но как часто вкрадывается в нашу мысль: если ты то, чем себя теперь ощущаешь, разве ты не имеешь права власти над другими людьми, разве ты не имеешь права распоряжаться ими? Почему бы тебе эту громадную силу не использовать для добра? Это искушение антихриста, и от этого искушения Христос отрекся: Господу Богу твоему поклоняйся, Ему Единому служи. Это искушение властью — властью поработить других, то есть стать тем, чем антихрист станет: прислужником сатаны, его властью превращающим в рабов всех тех, которые не станут перед ним подобно Христу и не скажут: Богу твоему поклоняйся, Ему одному служи! И третье искушение. Дьявол взял Христа на крыло храма: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ведь Священное Писание обещает, что Тебя поддержат ангелы, что ничего с Тобой не случится, — порази людей чудом, докажи им, что Ты Сын Божий, что Ты можешь то, чего никто не может сделать. Как часто и нам хотелось бы совершить чудо — не для того, чтобы подкупить людей, не для того, чтобы они пали перед нами на колени, а для добра: если бы только я мог совершить чудо, излечить человека, которого я люблю! Если бы только я мог сотворить чудо и избавить родину от порабощения! И тут нам тоже надо, как Христос, сказать: не искушай Господа Бога твоего. Так что эти искушения, которые кажутся относящимися только ко Христу, относятся прямо, непосредственно к нам. Искушение силой: ты голоден, ты в нужде — употреби же свою силу, чтобы избавиться от этого. Искушение властью: разве у тебя нет возможности быть господином всего, и всех, и каждого? И наконец — искушение чудом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

В человеке высшее, духовное начало должно господствовать над низшим, телесным. И пост как раз есть одно из средств, которое помогает достижению этой цели. Под постом Священное Писание понимает не только ограничение в еде. Христос был без еды и воды в пустыне 40 дней. Он там пребывал в молитве к Своему Отцу, в осмыслении Своего пути – подвига спасения людей от греха и смерти. Сорок дней – это примерная грань возможности человека выжить без пищи и воды. То, что лежит на грани человеческих возможностей, совершается Христом. Но Богочеловек не пользуется Божественной помощью для Себя, поэтому не переходит грани возможного для человека. Когда Он был уже на этой грани, то взалкал. Потребность в пище стала такой острой, что дальнейшее воздержание было уже не по силам здоровому человеческому организму. Именно тогда приступает искуситель. Кругом лежат плоские камни, которые так похожи на хлебы. И вот он, видя, что Иисус нуждается в пище, преподносит Ему дьявольскую идею: Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами ( Мф.4:3 ). Ты же можешь! Христос ответил: Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих ( Мф.4:4 ). Чем же питался Христос? Общением с Богом, со Своим Отцом питалась душа, а душа, естественно, укрепляла тело. Может ли Сын Девы Марии быть образцом в жизни для других людей, если Он пользуется Божественной силой для Самого Себя? Конечно, нет. Христос никогда не использовал чудо для Себя, поэтому Он отказался от такого соблазнительного совета искусителя, зная, что это – попытка разрушить дело спасения людей. После этого сатана берет Иисуса в святой город, то есть в Иерусалим, ставит Его на крыло храма над обрывом и говорит: Если Ты Сын Божий (дьявол слышал слова, прозвучавшие на Иордане: Ты Сын Мой возлюбленный), бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею ( Мф.4:6 ). Искуситель цитирует 90й псалом. Писанием тоже можно искушать, если вложить туда немного другой смысл. Дьявол предлагает злоупотребить любовью Бога. Любовь Бога безгранична, и Спаситель может это показать, но не дьяволу. Кроме того, жизнь – это драгоценнейший дар, данный человеку Богом, которым нельзя бросаться ради чьей-то прихоти. Мы не должны рассчитывать на чудо, сами ставя себя в сложные обстоятельства. Господь милосерден и, когда это действительно надо, Он даст и чудо, но рассчитывать на это и требовать его – значит искушать Господа. Богочеловек отвечает на дьявольское соблазнение: Не искушай Господа Бога твоего ( Мф.4:7 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Глава 4 . Иисус же, исполненный Духа Святого, отошел от Иордана и был отведен Духом в пустыню на сорок дней, и искушаем дьяволом . В те дни Он ничего не ел, и, когда они завершились, взалкал. И сказал Ему дьявол: «Если Ты Сын Божий, скажи камню сему, чтобы стал он хлебом». И отвечал ему Иисус: «Написано: «Ибо не только хлебом живет человек, но всяким словом Божьим». И отвел Его дьявол на высокую гору, и явил Ему в единый миг все царства земли, и рек Ему: «Всю власть сию дам я Тебе и славу их, ибо мне предано сие, и кому я хочу, даю их. Посему, если преклонишься Ты предо мной, все будет Твоим». И, отвечая, Иисус сказал ему: «Написано: «Господу твоему поклоняйся и Ему одному служи». И отвел он Его в Иерусалим, и поставил Его на крыло храма, и сказал Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз. Ибо написано: «Ангелам Своим заповедал о тебе, чтобы сохранили тебя, и посему на руках понесут тебя, чтобы не случилось тебе удариться о камень ногою твоею». Иисус, отвечая, рек ему: «Сказано: «Не искушай Господа Бога твоего». И, завершив все искушения, отошел от Него дьявол до времени. И вернулся Иисус в силе Духа в Галилею, и пошла слава о Нем по всей округе. И учил Он в синагогах их, и прославляли Его все. И пришел Он в Назарет, где был вскормлен, и вошел согласно обычаю Своему в синагогу в день субботний, и встал читать. И передали Ему книгу пророка Исаии. И, отмотав свиток, Он нашел место, где написано: «Дух Господень на мне, для сего Он помазал меня, послал меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, и слепым – зрение, отпустить разбитых на свободу, проповедовать год Господень приятный и день воздаяния». И, свернув свиток, Он отдал его служителю и сел. И очи всех в синагоге были устремлены на Него. И начал Он говорить к ним: «Ныне исполнилось сие Писание в ушах ваших». И все свидетельствовали о Нем, и изумлялись словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: «Разве Сей не сын Иосифа?» И рек Он им: «Вы непременно скажете Мне притчу сию: «Врач, исцели себя сам».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить Его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу. Прежде всего, пользуясь голодом, который мучил Иисуса как человека, дьявол попытался убедить Его использовать Свою Божественную силу для того, чтобы избавиться от этого тягостного для каждого человека чувства голода. Указывая на камни, которые и по сию пору в этой местности хранят форму хлеба, он говорит: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Матф. 4:3; ср. Луки 4:3). Дьявол надеялся, что соблазнившись этим однажды, Иисус будет и впредь поступать так же: оградит Себя легионами Ангелов от толпы врагов, сойдет с креста и призовет Илию на помощь (Матф. 26:53, 27:40,49), и тогда дело спасения человечества крестными страданиями Сына Божья не осуществилось бы. Богочеловек, превративший воду в вино для других и чудесно умноживший хлебы, отверг этот лукавый совет словами Моисея, сказанными относительно манны, которой в течении 40 лет Бог питал Свой народ в пустыне: «Не одним хлебом жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8:3; см. Матф. 4:4; Луки 4:4). Под «всяким словом» здесь надо понимать благую волю Божью, промышляющую о человеке. Господь творил чудеса для удовлетворения нужд других, а не для Своих Собственных: если бы Он при всех Своих страданиях, вместо того, чтобы терпеть их, прибегал к Своей Божественной власти, Он не был бы примером для нас. Повторяя это чудо часто, Он мог бы увлечь за Собою всех людей, требовавших тогда «хлеба и зрелищ,» но эти люди не были бы надежны для основываемого Им Царства Божья; цель Его была такова, чтобы люди шли за Ним свободно по слову Его, но не как рабы, увлекаемые легкостью обладания земными благами. Потерпев поражение с первым искушением, дьявол приступил ко второму: повел Господа в Иерусалим и, поставив Его на крыло храма, предложил: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Матф. 4:6; ср. Луки 4:9-10). То было предложение поразить чудом воображение людей, напряженно ожидающих прихода Мессии, и таким образом легко увлечь их за собой. Но, конечно, это было бы бесплодно для нравственной жизни людей, и Господь отверг это предложение словами: «Написано так же: не искушай Господа Бога твоего» (Матф. 4:7; ср. Луки 4:12). Эти слова произнес Моисей израильскому народу (Втор. 6:16). Иисус Христос имел в виду, что не следует без необходимости подвергать себя опасности, испытывая чудодейственную силу всемогущества Божия.

http://sedmitza.ru/lib/text/430484/

И поостережемся, дорогие мои, чтобы нам не отвергнуть милостивой десницы Божией, как это сделал Ирод, и не употребить во вред себе благоприятного времени! Нам не избегнуть в вечности Спасителя нашего: или Он спасет нас, или Он осудит нас тогда! Есть еще время, когда мы можем решить, что нам избрать. А Он, Бог всякой благодати, да осенит нас своим святым Духом, чтобы мы смиренно и с полной верой могли исповедать Его и молиться Ему. Там со всех сторон Его окружали знатнейшие мужи Иерусалима и Галилеи. Все они с любопытством смотрели на этого прославленного Человека, который должен был развлекать их своими речами и чудесами разгонять их скуку. Поистине было невыносимо Сердцеведцу видеть, как на Него были обращены их любопытные взгляды, знать, что эти люди желают, чтобы Он забавлял их. Поистине было для Него еще невыносимее стоять перед царем, запятнавшим себя пролитием невинной крови и покрывшим себя позором прелюбодеяния, и слушать его глупые и сумасбродные, легкомысленные и наглые вопросы. В этом случае испытание Спасителя было тяжелее, чем когда-либо прежде. Некогда искуситель поставил Его на крыло храма и сказал Ему. «Если Ты Сын Божий, бросься вниз: ибо написано: Ангелам своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Господь в тот раз победоносно отклонил и преборол искушение. Теперь еще в большей мере связанный Спаситель претерпевает искушение. Здесь Ему представлялся весьма удобный случай привести в благоговейное изумление любопытных придворных и этим посрамить богохульных первосвященников. Здесь Ему представлялся весьма удобный случай: через какое-нибудь знамение или чудо приобрести благоволение могущественного четверовластника. Но ничего из этого не делает Узник здесь, в царских покоях. Ирод спрашивает Его, но Иисус не отвечает ему ничего. Ирод ободряет Его, чтобы Он не был таким робким в непривычной для Него и роскошной обстановке; но Иисус ему не отвечает ничего. Ирод, быть может, обещает избавить Его от суда; за это Он должен сделать перед ним хоть одно чудо; затем, в крайнем случае, он замолвит за Него слово перед Пилатом, но Иисус не отвечает ему ничего. Придворные, может быть, всячески убеждают Его сказать хоть несколько слов царю, который так милостиво снисходит к Нему; они напоминают Ему, чтобы Он только подумал, с кем Он удостоился разговаривать; но Иисус не отвечает ничего. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» ( Мф. 7, 6 ), так говорил Он некогда своим ученикам. Теперь Он сам поступает так, как прежде учил Своих учеников. Спокойным послушанием воле Отца препобеждает Он и это искушение и стоит в своем безмолвном и победоносном величии перед большим и блестящим собранием в царском дворце.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Мф 3:1–11 . Суббота перед Богоявлением. Навечерие Богоявления, на 1 часе. Евангелие от Матфея, зачало 6 В то время пришел Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же препятствовал Ему, говоря: мне нужно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне? Но Иисус ответил ему: допусти сейчас; ибо так подобает нам исполнить всякую правду. Тогда он допустил Его. И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись небеса, и увидел Он нисходящего, как голубь, Духа Божия, спускающегося на Него. И вот, голос с небес, говорящий: это Сын Мой Возлюбленный, на Ком Мое благоволение. Мф 3:13–17 . Навечерие Богоявления, на 9 часе. Богоявление, на литургии. Евангелие от Матфея, зачало 7 В то время, Иисус был возведен Духом в пустыню для искушения от диавола. И проведя в посте сорок дней и сорок ночей, наконец ощутил голод. И подойдя, искуситель сказал Ему: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами. Он же ответил: написано: “Не хлебом одним жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих”. Тогда берет Его диавол в святой город и ставит Его на крыло храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; написано, ведь: “Ангелам Своим заповедует Он о Тебе”, и: “На руках понесут Тебя, чтобы Ты не преткнулся о камень ногою Твоею”. Сказал ему Иисус: написано также: “Не искушай Господа Бога твоего”. Снова берет Его диавол на гору весьма высокую и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если павши поклонишься мне. Тогда говорит ему Иисус: прочь, сатана; написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”. Тогда оставляет Его диавол, – и вот, Ангелы приступили и служили Ему. Мф 4:1–11 . Суббота по Богоявлении. Евангелие от Матфея, зачало 8 В то время, услышав, что Иоанн предан, Иисус удалился в Галилею. И оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в области Завулоновой и Неффалимовой, чтобы исполнилось сказанное чрез Исаию пророка: Земля Завулонова и земля Неффалимова на пути морском, за Иорданом, Галилея язычников, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смерти, свет воссиял им. С того времени начал Иисус проповедовать и говорить: кайтесь, ибо близко Царство Небесное.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Навечерие Богоявления, на литургии. Евангелие от Луки, зачало 10 В то время Ирод четверовластник, обличаемый Иоанном за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что он сделал дурного, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в тюрьму. И было: когда крестился весь народ, и Иисус крестившись молился, открылось небо, и нисшел Дух Святой в телесном виде, как голубь, на Него, и голос с неба раздался: Ты Сын Мой возлюбленный, на Тебе Мое благоволение. Лк 3:19–22 Понедельник 18 седмицы. Евангелие от Луки, зачало 11 В то время Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати; Он, как думали, был сын Иосифа, Илия, Матфата, Левия, Мелхия, Ианная, Иосифа, Маттафии, Амоса, Наума, Еслия, Наггея, Маафа, Маттафии, Семеина, Иосиха, Иодая, Иоанана, Рисая, Зоровавеля, Салафиила, Нирия, Мелхия, Аддия, Косама, Елмадама, Ира, Иисуса, Елиезера, Иорима, Матфата, Левия, Симеона, Иуды, Иосифа, Ионама, Елиакима, Мелеая, Менная, Маттафая, Нафана, Давида, Иессея, Овида, Вооса, Салы, Наассона, Аминадава, Админа, Арния, Есрома, Фареса, Иуды, Иакова, Исаака, Авраама, Фары, Нахора, Серуха, Рагава, Фалека, Евера, Салы, Каинана, Арфаксада, Сима, Ноя, Ламеха, Мафусала, Еноха, Иарета, Малелеила, Каинана, Еноса, Сифа, Адама, Бога. Иисус же, полный Духа Святого, возвратился с Иордана и водим был Духом в пустыне. Лк 3:23–4:1 Вторник 18 седмицы Евангелие от Луки, зачало 12 В то время Иисус, полный Духа Святого, возвратился с Иордана и водим был Духом в пустыне в течение сорока дней, искушаемый диаволом, и не ел ничего в дни те. И по окончании их ощутил голод. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, скажи камню этому, чтобы он сделался хлебом. И ответил ему Иисус: написано: “Не хлебом одним жив будет человек”. И возведя Его, показал Ему все царства вселенной во мгновение времени. И сказал Ему диавол: Тебе дам всю эту власть и славу их, потому что мне предана она, и я, кому хочу, даю ее. Вот и Ты, если поклонишься мне, все будет Твое. И ответил ему Иисус: написано: “Поклоняйся Господу Богу твоему, и Ему одному служи”. И повел он Его в Иерусалим и поставил на крыло храма и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз. Написано, ведь: “Ангелам Своим заповедует Он о Тебе сохранить Тебя”, и: “На руках понесут Тебя, чтобы Ты не преткнулся о камень ногою Твоею”. И ответил ему Иисус: сказано: “Не искушай Господа Бога твоего”. И окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею, и молва о Нем прошла по всей стране, и учил Он в синагогах их, прославляемый всеми.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Он не может расслабляться удовольствием от пищи, давно не ищет хлеба. Нисколько не повинуется голоду; Его нельзя взять бранью плоти. Задумал я другую уловку борьбы; у меня есть одна удочка еще слаще — (это) слава, усладительная для души. Приятна петля тщеславия; не только приятна, но и вдвое скручена; рядом с тщеславием стоит безумие. Кто полюбил славу, ужасен в хвастовстве; а у Него есть предлог к этой страсти. Может быть, Он очень много думает о Себе, как многодневный постник. Пощекочу хвастливость; подошедши, как к праведнику, напыщу псаломским изречением, будто для Него раньше сказанным, обольщу лукавым вопросом. Пусть будет обрыв местом моего вопроса; потащу с собою на крыло (Храма), и на высоте предложу: « Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею » ( аще Сын еси Божий, верзися низу, писано бо есть, яко ангелом свои заповесть о тебе, и на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою ). Он, конечно, или примет к Себе это изречение, или убежит. Если примет, то, как праведник, поспешно согласится на предложение упасть, сам бросится с высоты; а я посмеюсь над мертвым, если, упав, Он умрет; живым я ранил (Его) страстью тщеславия, убедив в доказательство мне броситься вниз. Если увижу, что (Он) отказывается, то поссорю Его с Богом, как Иова, такою клеветою на дар сыновства. Я прочитал Ему Тобою написанное изречение, сказал об обетовании Твоего спасения, — и Он не решился броситься в глубину; ясно, что Он не тверд в том, что Ты обещал. Как столь неверного Ты приветствовал Сыном?» Господь узнал его замысел, и дает увлечь Себя, как человек следует за человеком. Когда (Он) взошел, предлагает (Ему) свой замысел: « Если Ты Сын Божий, бросься вниз ». На диавольское предложение мы отвечаем. Если ты считаешь Бога Отцом настолько овладевшего Собою мужа, чтобы оставаться невредимым при вреде, то у тебя уже есть доказательство того, что ты предлагаешь; это самое, диавол, есть показатель сыновства, что стоящего с тобою рядом ты не толкаешь в крутизну, хотя давно стараешься низвергнуть Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Опровергнутый посредством Закона, [враг] и сам попытался ещё сделать нападение также чрез приведение заповеди Закона. Приведя [Господа] на высочайшее крыло храма, он сказал: «Если ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим Бог заповедал о Тебе, и на руках понесут Тебя да не преткнёшься о камень ногою Твоею» ( Мф.4:6 ; Пс.90:11 ), – скрывая ложь посредством Писания, как делают все еретики. Ибо, что «Ангелам Своим заповедал о Нём», это написано, а о том, чтобы броситься вниз, не говорит никакое писание, но диавол сам от себя привнёс это внушение. Господь также посредством Закона опроверг его, говоря: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего» ( Мф.4:7 ; Втор.6:16 ), и сими словами Закона Он показал, конечно, то, что относится к человеку, потому что человек не должен искушать Бога, в отношении же к нему [врагу], поскольку он явился как человек, указал, чтоб он не искушал Господа Бога своего. Посему превозношение разума, бывшее в змее, сокрушено смирением человека, и диавол дважды был поражён от Писания, потому что был обличён как внушитель противного заповеди Божией и враг Божий по своему расположению. Сильно посрамлённый, он, как бы собравшись со своими силами и сосредоточив всё могущество своё во лжи, в третий раз «показал Ему все царства мира и славу их», говоря, как упоминает Лука: «Всё это дам Тебе, – потому что это предано мне и кому я хочу даю, – если припадёшь и поклонишься мне» ( Лк.4:6–7 ). Господь, обличая, кто он был, сказал: «Отойди, сатана, ибо написано: Господу, Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ), – сим именем разоблачая его и в то же время показывая о Себе, Кто Он был. Ибо еврейское слово «сатана» означает отступник. Итак, в третий раз победив его, Он окончательно прогнал от Себя его, как законно побеждённого; и бывшее в Адаме преступление заповеди Божией было уничтожено посредством заповеди Закона, которую соблюл Сын Человеческий, не преступив заповеди Божией. 3 . Кто же Господь Бог, о Котором свидетельствует Христос, Которого никто не должен искушать, Которому все должны поклоняться и Одному только служить? Это, без сомнения, Тот же Бог, Который дал и Закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010