Август 13 августа 1868 г. 13 августа 1868 г. Сколь многомилостив и благопослушлив Господь! Молил я Его всесердечно с верою и упованием крепким, да ниспошлет Он дождь земле, да погасит огонь лесов и мглу дыма рассеет, молил неотступно, несколько раз исполнить молитву мою ради возлюбленного Своего Господа нашего Иисуса Христа – и исполнил Господь прошение сердца моего: 13-го числа во время обедни небо покрылось облаками дождевыми, дым, стоявший месяц сряду, исчез, и пошел дождь. Слава милосердию Твоему, Господи! Слава благопослушливости Твоей, Владыко; слава вере и упованию на Тя, яко верою и упованием вся можем от Твоей благости получити. Благодарю Тя, яко сподобил мя еси непреткновенно совершити Божественную литургию и неосужденно причаститися Божественных и Животворящих Твоих Таин, в мир душевных моих сил. Слава Тебе, милосте бесконечная, Господи Иисусе! Был у лейтенанта Михаила Васильевича и провел у него час-другой. Умный и добрый собеседник. Говорил о быте сельских священников, о том, как безотрадно поставлены священники во многих приходах, как они мало могут иметь влияния на народ: о средствах сделать священников влиятельными; посылать священников в села из Академии или из Семинарий – лучших, с хорошим обеспечением, как людей семейных; обложить прихожан оброком. Говорили о нужде образования народного; также была речь о монахах, о их образе жизни. Стыдящимся священнического благословения и крестного знамения. Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий... [ Мк. 8, 38 ]; не восхотел благословения, – оно и удалится от него... [ Пс 108, 17 ]; я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира [ Гал. 6, 14 ]. Приидите, благословенные Отца Моего... [ Мф. 25, 34 ]; идите от Меня, проклятые (отвергавшие благословение) [Мф. 25, 41]. Не благословение – так клятва. Если не хотите благословения, то клятву преподать вам? Разве пустая церемония и форма – крестное знамение? О, нет: сила Божия для приемлющих оное с верою. От знаменующихся крестным знамением бежат бесы – а в незнаменующихся они живут, как в своих домах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Август 1 августа Благодарю Господа, приявшего покаяние мое в неприязни и озлоблении моем на отца протоиерея, что послал меня из Успенской церкви прежде времени в Собор чрез сторожа; я покаялся Богу, что не прав я был, огорчась на начальника, признал свою строптивость, гордость, непокорность, просил себе приязни к нему, начальнику, и получил от Господа. Слава Господу благопослушному и благопременителю моему, Спасителю моему! Демоны трепещут, когда оружие Христово – Крест святой несется в воздухе в крестном ходе; в комнатах и на улице, где бывает молебствие простое или с водосвятием, также очищается воздух от демонов и их козней. Великое дело веры – возношение Креста. Благодарю Господа, устроившего скоро дело рабы Божией Анастасии Михайловой с мужем ее Алексеем Антоновичем, находящихся в заграничном плавании в Греции. Услышал Господь молитвы наши, приял веру нашу. Благодарю Господа, сохранившего меня крестом Своим в прошлую ночь от блудных сновидений и блудного излияния семени; когда я знаменовался крестом, исчезли мерзкие сновидения и пошли священные. Благодарю святого Ангела Хранителя моего, светоносца Божия. Аминь. Десять часов вечера. Что требуется главным образом от всякого человека-христианина во время молитвы его, одного или общей? – Искренность, чтобы он искренно говорил то, что говорит в молитвах, или искренно повторял то, что другие говорят, читают и поют, чтобы искренно молился за себя и за членов Церкви и государства, и за всех христиан, и за весь мир! Чтобы искренно сознавал свои грехи, ненавидел их и каялся в них Богу; чтобы искренно желал исправиться, чтобы искренно любил Бога и святую правду Его, святой закон Его и искренно желал исполнять его всей душой, всей силой, всею мыслию; чтобы любил искренно ближнего, как себя, желая всякому от всей души всего доброго и не желая ему ни тайно ни явно ничего худого, не злорадствуя ни при чьей напасти. Всё сие даруй мне, Господи, и всем христианам, всякому человеку чрез познание Тебя. 2 августа 1874 г. Благодарю Господа, пременившего чудно сердце жены моей от зла на добро, от смятения на мир ко мне, оскорбившему ее утром по данному от нее поводу зла на больных слуг. Не вотще я припадал с дерзновением к престолу Владыки моего. Чудные, страшные дела совершаются на этом престоле Духом Святым! Огнь небесный, огнь Духа Святого сходит на Святые Дары! Страшно есть место сие [ Быт. 28, 17 ]!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Авель (Матиешин), иеромонах Будущий иеромонах Авель (в миру Архип Акимович Матиешин) родился в с. Песчанка (Песчанское) Балтского уезда Каменец-Подольской губ. в 1890 г. в крестьянской семье. 23 июня 1917 г. поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. Решением Духовного собора лавры определен на служение в Зверинецкие пещеры. Здесь в 1918 г. вместе с монахами и послушниками пережил разрушительный взрыв Зверинецких военных складов. Оставшаяся от последствий взрыва и пожара церковная утварь полуразрушенной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы была перенесена в пещеры. Архип был оставлен сторожем пещер, а затем до 1921 г. служил пономарем. 19 мая 1923 г. принял монашеский постриг с именем Авель. Исполнял послушание в лаврской братской больнице. После хиротонии епископа Вячеслава (Шкурко) в 1932 г. о. Авель в качестве его келейника переехал в Житомир, в 1936 г. вслед за епископом Вячеславом в г. Сумы, а весной 1936 г. в Яранск Кировской обл., по месту службы владыки Вячеслава. В конце 1937 г. о. Авель был арестован НКВД по Кировской обл. и проходил по следственному делу епископа Вячеслава (Шкурко). После освобождения проживал в Яранске. Был вновь арестован. Осужден Кировским облсудом 21 января 1947 г. по ст. 58. Приговорен к 10 годам лишения свободы. В 1955 г. освобожден. Дальнейшая судьба неизвестна 23 . 1. Не позднее 26 января 1955 г. Дорогой мой В[ладыка]. Поздравляю я Вас с прошедшими и наступающими с Богоявленскими праздниками и желаю я Вам, П[реосвященный] В[ладыка], телеснаго здравия и душевнаго спасения и многолетия, хотя и тяжелые они для нас с Вами. Но а все же хочется и еще пожить и с Вами повидаться, а потом и помирать мне. Дорогой В[ладыка], я очень тронут был Вашим сердечным и Отеческим Вашим вниманием ко мне, недостойному Вас, и я очень, В[ладыка], Вас душесердечно благодарю за Вашу милость ко мне, которую Вы мне, недостойному Вас, преподали мне, и я вольно и невольно прослезился над [н]ей и сотворил трижды крестное знамение и возблагодарил Господа Бога за Его посланную милость ко мне через Вашу Блаженную десницу святительскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Александр Богатырев: Вот вам, граждане, и «год свиньи» 30.12.2021 10:27:23 Николай Борцов воцерковился поздно, но крепко. Церковных служб не пропускал. Отрастил бороду по грудь, волосы по плечи (завязал их в пучок на затылке), регулярно читал правила – и утренние и вечерние, да еще и по кафизме к правилу добавлял. В воскресные вечера читал акафист Николаю Угоднику. 6 лет кряду ездил в Вятку и проходил с Великорецким крестным ходом до реки Великой. Он и Иринарховского крестного хода ни разу не пропустил. Побывал во всех знаменитых монастырях, испросил благословение у известных православному миру старцев. Посетил Святую землю и Афон. Одним словом, испытал все, чего только может пожелать православная душа. Через 20 лет такой жизни он поседел, и, как всем казалось, зело укрепился духом. К своим шестидесяти пяти он стал походить на своего любимого святого, чьим именем и был назван. В 55 лет вышел на пенсию, проработав 15 лет машинистом электровоза, и зажил привольно. Иногда таксовал, завел библиотеку святоотеческих трудов, много читал, ездил по святым местам с женой Мариной. Она воцерковилась раньше его и была во всем замечательной помощницей. При офисе своего старого друга Николай организовал катехизаторские курсы. Лекции и беседы проводили местные батюшки, приезжающие на отдых столичные священники и преподаватели духовных школ. Жил он в черноморском городе, поэтому желающих отдохнуть у моря (даже не в сезон) было немало. Но чаще вел беседы с народом сам. Получалось у него неплохо. Среди местного люда Николай стал слыть мудрецом и большим знатоком (как говорила самая верная его почитательница) «всего божественного». В дни празднования Рождества Николай взял за правило одаривать болящих детей из местного интерната подарками. Покупал он их вместе с женой в канун Нового года, когда повсюду идет бойкая предновогодняя торговля. 30 декабря 2018 года Николай возвращался домой с заплечным мешком, в котором на сей раз всякой подарочной всячины было немного. Ему пришлось ремонтировать машину, и их семейный бюджет оказался почти на нуле. Они шли по украшенной гирляндами улице с деревьями, опутанными светящимися маленькими лампочками, и думали о том, где бы достать денег. Приходить к детям с таким скудным уловом было стыдно. Николай молился про себя Николаю Угоднику. Они шли мимо частной гостиницы, когда вдруг на Николая буквально набросился какой-то человек в маске поросенка.

http://radonezh.ru/2021/12/30/aleksandr-...

Анонимные сочинения первой половины XVIII в. Житие Ивана Внифантьева Житие и подвизи выгопустыннаго отца Иоанна, иже Внифантьевичь именовася, иже ныне в северных странах за Мезению в нетленных мощех почивает Сей блаженный отец наш Иоанн – колское воспитание, выгопустынное обучение, Мезени же и прочим северным странам благодатное осияние – родися убо в студеной северной стране, во граде или острозе, нарицаемем Кола, в лето от создания мира 7167 (1659), от християну и верну родителю, отца Внифантия именем и матере Екатерины, иже по умертвии мужа своего воздержным и постным житием чрез день постную пищу приимая, даже и до смерти своея тако препроводи, во иноческом образе наречена быст Такоже и сына своего, сего блаженнаго Иоанна, воспита во всяком благочестии и чистоте, иже последи от отец свидетелствован быст девственник от чрева матерня. Пребывая бо блаженный, якоже научен от родителю своею 2026 , во страсе Божии, смирении же и кротости, в любви нелицемерней, долготерпении же и безгневии глубоком, и просто рещи, во всяком благочинии. И всегда смерть пред очима си имея, ходя и седя, идя и пия, и страшное Христово Второе пришествие помышляя, праведных убо почести, грешных же мучения воспоминая, умиляшеся. Научен бо бе блаженный от родителю своею от юности книжному учению. Тем и часто прочитан Божественная Писания, умиляшеся и слезы теплы всегда ко Господу проливая, яко да наставит и на пут спасения и части святых да сподобит. Ненавидя же блаженный юнных играния и глумления 2027 и зело от них удаляйся. Прибегая же в церков Божию на молитву, но и тамо слыша и видя в славословии Божии церковная пременена и оскорбляшеся о сем зело и. сетуя, хождаше. Тем и от новолюбцев чина, глаголю же Никонова нововводства любителей, познаваем бяше, яко не согласен им бе. Крестное бо знамение на себе, якоже от родитель своих от детска 2028 и от Божественнаго Писания научен, двема перстома воображая, по Кирилу Иеросалимскому, исповедая Распятаго на челе со дерзновением персты, не стыдяся; и по Петрову Дамаскина словеси, еже два перста, а едина рука являя единаго Господа нашего Исуса Христа во двою естеству – в Божестве и Ведый убо блаженный сей от Святаго Писания, яко Христос плотию пострада, а Божество его безстрастно 2029 пребыст. Тем и триперстнаго крестовоображения зело опасаяся и трегубаго аллилуия с приглашением еже в четвертый «Слава тебе, Боже», такоже и прочих новин бегая, да под анафему не подпадет. И по книгам, с новинами печатанным, службы опасаяся. И двочастным крестом назнаменанных просфор не приимаше. За сия от новолюбцев оскорбляем и утесняем бе зело. И что сотворити, недоумевашеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апологетические заметки XII Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 3 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 Оккультизм: ложный путь Современное массовое восприятие делит мир на две сферы: в мире обыденного люди имеют дело с обычными вещами, доступными рациональному осмыслению; этим миром занимается “официальная наука”. С другой стороны, в “мире таинственного” или “непознанного” йоги летают, филиппинские хирурги режут без ножа, инопланетные пришельцы захаживают на балкон, а иконы (увы, воспринимаемые именно в этом ряду) плачут. Телевидение, которое, к сожалению, во многом формирует взгляды людей на мир, помогает поддерживать такое представление, когда показывает какую-нибудь “потомственную белую колдунью госпожу Анну”, обложившуюся иконами и свечками, а затем переходит к сюжету об африканских колдунах, межконтинентально исцеляющих москвичку в её квартире. Далее мы увидим “православного мага и ясновидящего” Александра Агапита, который падает на колени, бормочет что-то с упоминанием Богородицы, и совершает какие-то движения, напоминающие крестное знамение — хотя, на церковный взгляд, какое-то странноватое. После него выступит некая шаманка с ритуальным ножом, которая заверяет, что она — раба Божия и берёт на себя болезни. Ещё одна дама-экстрасенс расскажет, что она находится на прямой связи с Архангелом Гавриилом. Для человека, который не знает о Православии практически ничего — а у нас как рядовые телезрители, так и многие академики ничего про него не знают — Православие и оккультизм сливаются в какую-то неразличимую муть, загадочно-привлекательную для одних и отталкивающую для других. Такое неразличение порождает ряд ошибок и недоразумений. Яростная критика “религии” и распространения “религиозного мировоззрения”, которую время от времени предпринимают некоторые представители академических кругов, относится во многом к “миру непознанного” из вечерних телепередач и популярных изданий. Мне встречались в печати и в интернете протесты против “клерикализации”, каковая клерикализация — по мнению протестующих — проявлялась в присутствии на телевидении… колдунов и магов. С другой стороны, множество “рядовых телезрителей”, искренне полагающих себя православными христианами, с лёгкостью обращается к языческим и оккультным практикам, совершенно не думая при этом, что совершает нечто неправильное.

http://pravmir.ru/apologeticheskie-zamet...

Архив Икона Божией Матери «Нечаянная радость» Празднование 1/14 мая, 9/22 декабря  Икона Божией Матери «Нечаянная радость». Празднование 1/14 мая, 9/22 декабря Росли наши грехи и беззакония… Скрылись святые чудотворные иконы Царицы Небесной, и пока не будет знамения от святой чудотворной иконы Божией Матери, не поверю, что мы прощены. Но я верю, что время такое будет и мы до него доживем. Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) В Москве не много храмов, чьей судьбе можно лишь позавидовать. Их миновали пожары, их не захватывали обновленцы, их не закрывали, не перестраивали до неузнаваемости и не сносили. Словно одинокие свечи, стояли они среди разгула безбожия, собирая в своих стенах прекрасных священников и замечательных мирян, помогая им выжить и устоять в вере… Один из таких храмов — церковь во имя пророка Илии Обыденного в тихом московском переулке Втором Обыденском, неподалеку от возрожденного храма Христа Спасителя. Вокруг — милые дворянские особняки старой Москвы, вобравшие в себя уют прежней патриархальной жизни города, когда все прихожане знали друг друга, ходили друг к другу в гости, общались за гостеприимным столом. Но центром жизни духовной был храм. Известна точная дата завершения строительства нынешнего каменного храма — 14 июня 1702 года. А раньше на его месте стоял деревянный, воздвигнутый за один день. Отсюда и название «Обыденный». Такие храмы на Руси ставили, либо прося Господа о чем-то очень важном, либо по обету, в благодарность. Место было выбрано удачное. Рядом — Кремль, по реке же подгоняли нужный для строительства лес. Ни дата, ни обстоятельства этого не известны; но к 1589 году деревянная Ильинская церковь уже существовала. Уже тогда она была любима как царями и патриархами, так и простыми москвичами: «июня 11 день государь [Алексей Михайлович] ходил за крестыкрестном ходу] к пророку Илье к Обыденному, что за Чертольскими вороты, и в 7191 года мая в 14 день…» Крестные ходы к Илье Обыденному устраивались не только в праздники, часто молили и о дожде или ведре.

http://pravoslavie.ru/put/051222163028.h...

архим. Михаил (Козлов) Содержание Вместо предисловия. Памяти архимандрита Михаила I. Поездка в русское селение Майнос в Малой Азии II. Беседа со старообрядцами в деревне Танаев прихода села Ишеева Тетюшского уезда Казанской губернии с присовокуплением двух писем старообрядческого архиерея, и статьи старообрядческих сочинителей простолюдинов против старообрядческого попа Иоакима Первое письмо старообрядческого епископа Иосифа нижегородского, к соболевскому попу Акиму Карпову. Егоже письмо второе по поводу запрещения священнодействия Акиму к крестьянину Сергею Петрову. Статья первая Статья вторая Статья третья Воззвание, статья 4-я Беседа с безпоповцем об антихристе IV. О необходимости Таинств в церкви Христовой (Против безпоповцев) V. Беседа с забайкальскими старообрядцами о перстосложении для крестного знамения VI. Беседа с забайкальскими старообрядцами о кресте, на котором был распят Иисус Христос VII. Беседа с глаголемыми старообрядцами о том, что символ веры нисколько не поврежден в нашей православной церкви VIII. Появление у забайкальских старообрядцев беглопоповщинского толка лжепопа белокриницкой иерархии и скорое бегство его оттуда вследствие нерасположения к нему и к нововымышленной лжеиерархии беглопоповцев     Вместо предисловия. Памяти архимандрита Михаила 30 Января 1884 года в Троицком селенгинском монастыре скончался архимандрит Михаил. Забайкальская противораскольническая миссия в лице этого подвижника веры и благочестия, первого начальника этой миссии, лишилась самого опытного и энергичного деятеля-миссионера. Это почти невознаградимая утрата. Он знал раскол по опыту, сам благодатью Божиею вышел на путь истины из заблуждений раскола, через чтение священных и святоотеческих книг, искренне убедившись в святости православной восточной кафолической церкви. В формулярном списке почившего миссионера, сообщенном из казанской духовной консистории и за службу в иркутской епархии, его биография очерчивается следующими чертами. Родом архимандрит Михаил был из г. Сычевска, смоленской губернии, из мещан, в мире назывался Макарий Козлов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

Богословский разговор о национальном Если человек защищает свой дом и гневается на государство, которое с него сдирает кожу, — разве это означает, что он жестокосердный нечестивый эгоист? 25 июля, 2012 Если человек защищает свой дом и гневается на государство, которое с него сдирает кожу, — разве это означает, что он жестокосердный нечестивый эгоист? Результаты недавних выборов (в Греции — прим. ред.) показали, что националистические воззрения, фашистские общественные выступления и фобии появились в нашем обществе и, по-видимому, останутся в нём надолго. Выявилась полная неспособность большей части воцерковленных людей выйти за пределы принципа «иду в храм поставить свечку» — послужить в истинном духе Церкви для разрешения самых серьёзных повседневных проблем в качестве членов Церкви, общества и народа. В обсуждениях, стычках в интернете и ежедневном общении со знакомыми можно встретить самый широкий спектр мнений на этот счёт — от восхищения до оскорбления. И всё это происходит между людьми, которые обычно встречаются в храме под одним куполом с изображением благословляющего Господа-Вседержителя. Вот она, светлая заря новой реальности, предваряющая тёмное будущее для «иного», другого человека… Эти люди могут быть священниками или служителями храма на одном и том же приходе, катехизаторами и учителями Закона Божия в школе, женщинами-прихожанками, которые постоянно налагают на себя крестное знамение, или певчими. Наверное, богословие должно было подготовить нас к грядущим событиям. Вероятно также, что насилие, националистическая ненависть, общественная закрытость и любой природы фобии осуждаются демократическим путём, а также при помощи логики и богословия. Но вот что я с изумлением отмечаю, понимая опасность происходящего. Появилось много людей, руководствующихся краткими лозунгами «гнать всех иностранцев из Греции!» и «бить врагов народа!» В то же время люди, имеющие противоположное мнение, призываются к единению цитатами «богословского производства», показывающими то, как замечательно справлялись с общественными проблемами в эпоху Отцов Церкви, рассказывающими о единстве мира в Евангелии Христа, а также о новой реальности, которая благовествует о Пришествии Бога Любви.

http://pravmir.ru/bogoslovskij-razgovor-...

Богослужение в соборе Новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене 5 февраля. Справа - новонаписанная икона Александра Шмореля ЖМП 7 июль 2012 /  13 июля 2012 г. Смерть за правду 13 июля 1943 года в застенках гестапо в Мюнхене принял мученическую смерть на гильотине Александр Шморель, создатель и идейный вдохновитель антифашистской молодежной группы " Белая роза " . Его выступление против нацистского режима было не просто политическим протестом, скорее мировоззренческим вызовом безбожному тоталитарному режиму. Характер деятельности Александра, его поведение на допросах и последние дни перед смертью позволили Русской Православной Церкви Заграницей поставить вопрос о его канонизации. В начале нынешнего года Александр Шморель был прославлен в лике местночтимых святых Берлинской и Германской епархии РПЦЗ. В день памяти новомученика предлагаем вашему вниманию его краткое житие. Александр Шморель родился в Оренбурге 3/16 сентября 1917 года. Его отец, немецкий подданный Хуго Шморель работал врачом, мать Наталья Введенская была дочерью православного священника. Александр рано лишился матери. Наталья умерла от тифа, когда ему не было и года. Однако образ доброй, мудрой, любящей, глубоко набожной матери Александр хранил в своем сердце всю жизнь. С ранних лет и до мученической кончины Александр Шморель осознавал себя православным. Этому в немалой степени способствовала его няня Феодосия Константиновна Лапшина, отличавшаяся сердечной теплотой, благочестием и верностью семье Шморелей. С ними она, как мнимый член семьи, выехала в Германию в мае 1921 года, когда Шморели решились воспользоваться возможностью покинуть страну, погружавшуюся в омут террора и безбожия. В Мюнхене, куда приехали Шморели, Александр изучал Закон Божий, который преподавал местный православный священник. Все другие члены семьи не принадлежали к Православной Церкви, но в семье сохранялся русский язык и русский уклад жизни. О православии Александра свидетельствуют рассказы из его школьной жизни. Поскольку в то время в Баварии не преподавался православный Закон Божий (он был введен лишь в 1956 году), Александр был обязан посещать католические уроки. Учитель перед всем классом неоднократно призывал его: " Шморель, будучи гостем у нас, вы могли бы совершать крестное знамение, как мы: слева направо " . Александр неизменно отвечал: " Я православный, и мы совершаем его иначе! "

http://e-vestnik.ru/analytics/smert_za_p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010