Замечание на 1-ю и 2-ю статьи Начиная излагать по статьям мнимые им ереси православной церкви, Денисов в первой статье полагает изменение перстов во образовании Св. Троицы, т. е. что вместо большого и двух малых слагаются для её образования первые три перста. Потом во второй статье говорится о изменении перстов в образовании двух естеств во Христе. Сим первым и главным обвинением церкви в еретичестве за изменение перстов для образования Св. Троицы и воплощения Господня ясно означается, что Денисов изменение перстов в сложении для крестного знамения или заменение одних другими почитает, как мы и выше сказали, за изменение самого догмата веры, персты почитает за самое образуемое перстами, то есть равняет их с самыми догматами веры. Ссылаясь на свой пятый ответ, Денисов утверждает, что издревле церковь только теми перстами образовала Св. Троицу и воплощение Господне, какие употребляют для сего старообрядцы. Но если бы и действительно было так, что церковь всегда образовала Св. Троицу и воплощение Господне теми перстами, которыми образуются сии догматы в двуперстном сложении, и в таком случае это доказательство Денисова ещё было бы недостаточно: ему бы нужно было доказать, что образование только известными перстами учения о Св. Троице и воплощении Господнем церковь полагала за неизменяемый догмат веры. А когда такового установления церковного нет, и Денисов не доказал, что церковь учила о известном сложении перст, как о догмате веры, то явственно, что установление о перстах остаётся в церковном распоряжении. А притом Денисов сказал несправедливо, что будто бы во св. церкви как для крестного знамения, так и для благословения всегда существовало одно двуперстное сложение. Мы видим, что в разные времена по различным обстоятельствам и в разных местах были в употреблении различные перстосложения, а в памятниках древности обретается перстосложение по преимуществу именословное, а также и троеперстное, как нами показано в замечании на пятый ответ. Во второй статье Денисов тщится доказать, что чрез изменение перстов последовало якобы нарушение догмата веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Замечание на 3-ю, 6-ю и 7-ю статьи В этих трёх статьях 50-го ответа указываются как причина отделения старообрядцев от св. церкви клятвы и полемических книг поречения на двуперстное сложение. Но Денисов, как показано выше, в замечании на ответ пятый не доказал, что двуперстие есть догмат веры, не подлежащий изменению, не доказал даже и того, что двуперстие во все века было единственным неизменяемым обычаем православной церкви, – напротив, мы показали в тех же замечаниях на пятый ответ, что памятники древности свидетельствуют более о именословном перстосложении, а с ним вкупе и о троеперстном, ибо если для благословения употреблялось именословное перстосложение, то уже само собою явно, что для положения на себе крестного знамения существовало сложение троеперстное. Если двуперстное сложение не есть догмат веры, а только обряд, хотя бы даже и древний, то напрасно Денисов обвиняет церковь за изречение со властию соборных определений о перстосложении как для благословения, так и для крестного на себе знамения, отменяющих двуперстие: ибо православная церковь всегда имела и имеет право ради благословных вин соборне исправлять и изменять обряды, а противящихся таким её распоряжениям и определениям наказывать. Примеры этого мы неоднократно указывали в правилах 1-го Вселенского собора, отменившего древний, от апостольских времён сохранявшийся обычай праздновать пасху в четырнадцатый день луны, потом собора Антиохийского (пр. 1), который предал отлучению продолжающих содержать сей обычай (четыренадесятников), и соборов Лаодикийского (пр. 7), Второго Вселенского (пр. 7) и Шестого Вселенского (пр. 95), на которых сии четыренадесятники названы еретиками, также в 12-м правиле Шестого Вселенского собора, отменившем апостольское постановление о браке епископов. Согласно сему и собор 1667 года если бы положил проклятие на именуемых старообрядцев даже за одно только содержание двуперстного сложения (как они утверждают), то и тогда св. церковь, не изменившая ни в чём догмат веры, за одно эту клятву на неприемлющих установленное ею перстосложение не подлежала бы осуждению и не лишилась бы благодати, как нимало не превысившая своей власти, ибо сделала бы определение не о догмате веры, долженствующим пребывать неизменным, а об обряде, который по своему усмотрению может изменять и отменять, требуя от членов церкви должного повиновения таким своим распоряжениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Кто мы: «погибающие» или «спасаемые»? – Мысли на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. – «Слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть» ( 1Кор.1,18 ) . Сегодняшний день для нас, христиан, исполнен неизъяснимой духовной отрады, ибо это день поклонения Честному и Животворящему Кресту Господню, на котором распят был Господь наш Иисус Христос «нас ради человек и нашего ради спасения». «О треблаженное древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь», умиленно воспевает Святая Церковь : «Крест – хранитель всея вселенные, крест – красота церкве, крест – царей держава, крест – верных утверждение, крест – Ангелов слава и демонов язва». В своем восторженном умилении Святая Церковь обращается ко кресту даже как к одушевленному существу. «Радуйся, живоносный кресте», поет она: «благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкви ограждение, имже тля разорися и упразднися и вознесохомся от земли к небесным». В таких возвышенных выражениях Церковь Христова прославляет Крест Господень, указывая этим на величайшее значение его для нас, ибо Крест Господень есть дивное знамение (символ) неизреченной любви Божией к падшему человеку, а одновременно – знамение, или символ нашего спасения. На кресте Господь пригвоздил рукописание грехов наших: крестными страданиями Господа Иисуса мы все избавлены от власти дьявола и мук адских и сделались способными стать наследниками вечного блаженного небесного Царствия. Как же не радоваться, как не ликовать нам в сегодняшний день?! И, однако, как прежде, во времена Апостола Павла, так и ныне были и находятся люди, которые не чтут Креста Господня, для которых святыня его и спасительная сила его – ничто, пустой звук, а «слово крестное», то есть проповедь о кресте, или Евангельское благовестие – «юродство есть», то есть сумасшествие, или безумие или, в лучшем случае, что-то нелепое, ни с чем несообразное. Имея в виду такое различное отношение людей ко Кресту Господню, св. Апостол Павел и разделяет все человечество на два лагеря, два разряда: на «погибающих» и «спасаемых».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Миссионер. Вот я опять приехал к вам, заблудшие братья, – для беседы. Теперь будет беседа наша о Кресте и о Крестном знамении. Креста вы не почитаете, как и икон, и так же, как над иконами, ругаетесь над ним? Я слыхал, что вы называете Крест «шыбыницею», «кобыльницею», поносите его и другими именами хульными, думая, что, поступая так, вы творите угодное Богу; между тем, вы этим только досаждаете Ему, вы оскорбляете и гневите Бога Отца, оскорбляете также и Самого страдавшего на Кресте, оскорбляете и Духа Святого и всю Церковь Христову, потому что вы не единомышленны с нею. За это же и осудит вас Бог по смерти вашей, осудит и Церковь , торжествующая на небесах, как и теперь осуждает вас Церковь Христова, живущая на земле. Штундист. Зачем так нам вы угрожаете судом Божиим, судом Церкви небесной и Церквы земной? Нет; вы прежде докажите это нам, а тогда мы увидим уже сами, будет ли это с нами, или ваша угроза – ничего не значащее слово. Миссионер. Так как цель моего приезда сюда, не стращать вас, а образумить вас в вашем заблуждении, то я и выставляю вам на вид, куда зашли вы в своём новом учении, и что вас постигнет за это в будущей жизни, если только вы до смерти останетесь при своём учении и таких мыслях. Крест – не висилица, не шибиница и не кобыльница, как вы говорите, а – великая святыня, орудие нашего спасения, орудие, которым Господь сокрушил главу древнего змия, обольстившего наших прародителей, и тем освободил их и нас – их потомков, – от власти его; от проклятия и гнева Божия, орудие, которым нам открыто небо, бывшее до страдания на Кресте Спасителя закрытым, Крест – слава для Бога, нашего Искупителя, Его знамение, с которым Он явится судить мир; он же – знамение и для верных и страх для злых духов. На нём и через него наше спасение; он наш спутник и защита во всей жизни нашей. Такими похвалами венчаем и прославляем мы св. Крест в противоположность вашему штундистскому поношению и хулению его. И таковое наше отношение ко Кресту на столько согласно со словом Божиим, на сколько противно ему ваше хуление. Все это я постараюсь подтвердить ссылками на Слово Божие, докажу соображениями здравого разума и историей Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

О совершении таинства крещения После обычного возгласа священника: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» и «Отче наш», читается молитва о том, чтобы Господь сподобил совершить святое таинство, данное для спасения рода человеческого по благодати Его Отца. Читается 83 псалом. Затем другая молитва о принятии нас ко Господу и о причислении к Его стаду. Священник, налагая руку на имеющего креститься, благодарит Господа за милости и молится о приступающем к купели крещения. Затем, окунув указательный перст в елей помазанья, творит им крестное знамение между очами крещающегося, сверху к низу, потом с правой стороны на левую, причем говорит: «запечатлеваешься ты елеем помазания во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь». Как скоро сотворит крестное знамение над всеми, имеющими креститься, все 99 входят в крещальню с кадилом, свечами, крестом и Евангелием и другими церковными вещами, и начинают гимн: Антифон: «Отверзи мне двери правды. – Двери небесные отверзаются». Затем молитва ко Господу о принятии нас и о допущении в стадо, и о запечатлении крестным знамением. Поют псалом 44-й: «Отрыгну сердце мое слово благо», после чего диакон говорит ектенью, и, после краткой молитвы священника, поют 109-й псалом: «рече Господь Господеви моему»... (слова: «сего ради вознесет главу» – произносят трижды). После этого псалма диакон говорит: «Колена преклоните, помолимся», – и в молитве просит милости всем предстоящим и имеющим креститься; молится также за патриарха своего, за митрополитов и епископов. «Встаньте при помощи Божией», – говорит он в заключение молитвы. После трех молитв и возгласа, священник и диакон говорят: «Благодарим Тебя, Господи всяческих; славим Тебя, Христе Иисусе, Владыко наш, потому что Ты живишь наши тела и спасаешь души наши». Затем вливают в купель воды столько, чтобы человек, имеющий креститься, мог погрузиться в нее весь; причем говорят: «Глас Господень на водах, Бог славы возгреме». Возглас, – за которым следует: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Перстосложение для крестного знамения было постоянно и доселе, остается главным пунктом разногласия между старообрядцами и православной церковью. – Ни одно из распоряжений церковной власти не вызвало такого ожесточенного противодействия, при первоначальном возникновении раскола старообрядчества, как распоряжение об употреблении православными для изображения на себе крестного знамения – троеперстного сложения руки… Просмотрите сочинения первых старообрядческих учителей – «великого» Аввакума протопопа, «попа» Лазаря, Никиты, инока Аврамия, диакона Феодора и др., и вы удивитесь той ненависти, с какой они относились к православному «троеперстию», стараясь в нем найти соединение всех ересей. Прошло 250 лет от того времени и мы вправе были ждать от старообрядцев, по крайней мере, от «начетчиков» старообрядческих, что они, в конце концов, отнесутся к нашему обряду – молитвенного сложения руки – троеперстию с таким же беспристрастием, с каким мы, православные, научаемые нашей пр. церковью, относимся к уважаемому и почитаемому ими обряду – двоеперстия; ждали мы, что передовые вожди старообрядчества, из которых некоторые считают себя людьми не только уже «образованными», но и «учеными», путем беспристрастного изучения вопроса о перстосложении, не только сами убедятся, но и массу народную, темную и доверчивую ко всякому печатанному слову, убедят, что в нашем обычае – троеперстии – нет, тем более, многочисленных ересей… Но наши ожидания остаются пока тщетными и Бог знает, по каким побуждениям старообрядческие вожди и начетчики не идут по пути беспристрастного исследования истины, а и доселе, в этом вопросе, как и в других, стараются еще более затмить истину, посеять вражду и ненависть к пр. церкви, и ее обрядам, а особенно, к троеперстию, о чем у нас и речь. Да не покажемся голословными пред читателями в своих сетованиях! Факты на лицо… «Троеперстие, говорят они, это римская ересь, которую едва ли и простить возможно… Так пишут в ваших же книгах; так назвала ваше троеперстие Великомученика Варвара, о чем читаем в житии вашего святого Димитрия Ростовского ».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

прот. Иоанн Козлов Единоперстие Оно было прежде других форм перстосложения – двоеперстия и троеперстия. 1) Иоанн Златоуст . 54 беседа на ев. Матфея л. 319. «Егда знаменуешися, исполни чело многого дерзновения, свободну сотвори душу. Помысли, рече, данную за тебе цену, и никому же от человек будеши раб, цену крест глаголя: ниже бо просте перстом начертати той подобает, но первее произволением со многою верою и аще тако оный вообразиши на лице твоем, и ни един же близ тебе стати возможет от нечистых духов, зря меч, имже язву смертную прият» (тоже в русск. перев., т. 7, стр. 558). Старообрядцы, ссылаясь на Дьяченко (Уроки и примеры христианской веры, стр. 333, изд. 4), где написано «перстами», вместо перстом, говорят, что де у нас будто бы перевод неправилен. Но такое заявление ничем не доказано и голословно. В «Беседе о троеперстии» прот. И. Полянского, на 18–19 стр. читаем по этому поводу следующее: «Слова «вместо перстами», стоящие у Дьяченко в скобках, – слова не Златоуста, но самого Дьяченко и представляют не поправку им перевода, но его пояснительную заметку для современных читателей, которые крестятся не одним, как при Златоусте, а несколькими перстами; их можно заменить так: «или как мы ныне, перстами»: – Дьяченко хотел приспособить мысль древнего писателя к современным понятиям и обычаям». 2) Сами старообрядцы напечатали за границей книгу «Собрание из разных книг святоот. писания о сложении перст на крестное знамение» и здесь, на 6 л. об. и 7 приводят «Златоустого еже от Матфея: «Помысли, рече, яже о тебе данную цену, и ни единому же от человек буди раб, цену креста глаголя. Ниже бо просте перстом начертати его подобает, но первее произволением со многою верою. Аще и сице вообразиши его зрению, никто же близь тебе стати возможет от нечистых духов, зряй меча им же язву прият, зряй меча им же беду прият». 3) – л. 18 об, той же книги: «Крест не просто пальцем начертати потреба, але (но) первей в мысли с многою верою учинити потреба. А если так на обличу своем (на лице) его выразишь, жаден близко тебе стати не может, от нечистых демонов, видячи меч през (чрез) который смертную принял язву» (взято сюда из «книги о Вере» Могилевской печати, а та ссылается на св. Златоуста). Кто же, спросим мы старообрядцев, у них то «испортил» данные места из их же книги «Собрания»? Что цитируемая нами книга издана старообрядцами, читаем у Жмакина в соч. «Митрополит Даниил и его сочинения» стр. 762: «В 1873 году за границей напечатано раскольниками сочинение «Собрание из разных книг святоотеческого» писания о сложении перст на крестное знамение». Накладом инока Нафанаила. Львов 7381 года. Печатано в типографи ставропигийского института, 1873 года, под управительством Стефана Гучковского».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Статьи 1. Старообрядчество, церковь и государство 1907 Редакция " Русского Возрождения», зная, что я долго занимался изучением старообрядчества (моя книга " Русское Старообрядчество и Духовные Движения семнадцатого века» (Мюнхен, 1970) и довольно многочисленные статьи) и отношусь с большим сочувствием к этому большому русскому религиозному движению, попросила меня ответить на письмо г. К. Скворцова под заглавием " О покаянии». В этом письме г. Скворцов обращается к Русской Православной Церкви за Рубежом с предложением покаяться перед старообрядцами за трехсотлетние гонения, которым они подвергались от русской Церкви. В этом письме он обширно цитирует письмо А. Солженицына, в котором тот говорит о " трехсотлетнем грехе русской Церкви», о " русской инквизиции»: притеснениях и разгроме древнего благочестия, жестоких пытках, казнях и изгнании за рубеж России " никогда не бунтовавших» древне-православных христиан. К сожалению, и г. Скворцов, и г. Солженицын не всегда хорошо знают древнее прошлое России и иногда пишут о нем не совсем соответствующее фактам и истине. Прежде всего, богослужение и книги Руси начала XVII века, до Никона, вовсе не были теми, которые пришли на Русь в 988 г., когда святой князь Владимир ввел православие в нашей стране. В X веке в Византии и на Ближнем Востоке было два близких, но несколько различных в деталях устава: Иерусалимский (или Саввы Освященного) и Константинопольский (или Студийский). Так как Студийский устав господствовал тогда в Константинополе и в Болгарии, откуда пришли наши церковные книги, то и на Руси был введен Студийский устав. Затем, в XII-XIII веках в Византии, Студийский устав был по разным причинам вытеснен Иерусалимским и почти одновременно двуперстное крестное знамение заменено трехперстным, чтобы подчеркнуть важность догмата Пресвятой Троицы. Трудные сношения с Византией во время монгольского ига не позволили распространиться Иерусалимскому уставу на Русь в тех же XIII-XIV веках. Только при митрополитах Киприане и Фотии (конец XIV–haчaлo XV века) Иерусалимский устав был частично введен на Руси (постепенно, одна деталь за другой), но так как после Флорентийского Собора 1439 г. Русь порвала с принявшим унию Константинополем, эта реформа устава не была доведена до конца. В русском уставе поэтому сохранился ряд черт Студийского устава – двуперстное крестное знамение, хождения посолонь, двукратное пение аллилуйя и другие черты.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Торжок. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Знаменская церковь построена в 1784 году.Закрыта в 1930 году. В настоящее время в церкви размещаются: компьютерная фирма ООО " Крона " , инспекция по охране историко-культурного наследия, фонд социального страхования. Источник информации: «Краеведческий альманах». 2004 год, г.Торжок. Крестознаменская церковь посвящена чудесному событию, бывшему 7 мая 357 г. в Иерусалиме - явлению на небе креста, состоявшаго из света и распростёртого от Голгофы, места распятия Спасителя, до Елеонской горы, места его вознесения. Чудесно явившееся на небе крестное знамение светом своим превосходило сияние солнца (событие это было в полдень), и многие из жителей видели это дивное явление, описанное затем Иерусалимским патриархом святым Кириллом. Каменное здание Знаменской церкви было построено в 1784 г. На втором этаже её был храм, посвящённый Знамению Честного Креста, на первом - храм святой великомученицы Екатерины в память о существовавшей рядом раньше Екатерининской церкви. Церковь закрыли для богослужений в 1930-1931 гг. Её здание дошло до нас в перестроенном виде, искажающем облик храма. По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, " Лилия Принт " , 2002. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " расположена рядом с церковью Георгия Победоносца. Каменная церковь иконы Божией Матери " Знамение " с приделом святой великомученицы Екатерины Александрийской возведена в 1784 году на месте деревянной обители клетского типа, сожженной литовцами. Объемная храмовая композиция, ядром которой является двухсветный четверик, несущий массивный световой восьмигранный объем, завершенный куполообразной кровлей и луковичным венчанием, снаружи оштукатурена и окрашена. К четверику примыкают алтарная апсида, трапезная в одной связи с ярусной колокольней и притвор. В верхнем храме, освященном в честь Знамения Честного Креста, хранилась древняя икона Успения Божией Матери, в нижнем Екатерининском храме - икона Знамения Пресвятой Богородицы, написанная в 1761 году. Большей частью иконы были написаны художником Пешехоновым. Храм закрыт и разграблен в 1930-1931 годах.

http://sobory.ru/article/?object=11693

28. Примеры силы крестного знамения Невозможно исчислить всех случаев, в которых св. человеки Божии поражали и прогоняли крестом диавола и ангелов его: сказаниями о сем переполнены жития святых. I. Знайте, что нет такой страсти, похоти, которая могла бы противиться всепобеждающий силе креста. Это не наши слова. «Когда ты, – говорит Иоанн Златоуст , – делаешь крестное знамение, вспомни и всю силу креста, все крестное дело – и потушишь ярость и все прочие страсти» (св. Злат., беседа на Мф. 54 ), – потушишь весь этот, по выражению св. Григория Богослова (в его слов. «О человеческой природе»), " охлаждающий огонь», который снедает твою плоть, томит твое сердце. Вот и один из множества примеров, показывающих, как решительно побеждается наша плоть силою святого креста! Св. Софроний, патриарх Иерусалимский, повествует. (см. «Лимонарь», или «Луг духовный», гл. 3), что некоторый пресвитер, по имени Конон, совершая св. Крещение над еллинами, обращавшимися к христианской вере, и погружая в св. водах не только мужей, но и жен и дев, – чувствовал в себе столь сильные порывы страсти, что, наконец, решился навсегда оставить место своего служения и пустился бежать в горы... Но беглеца настигнул явившийся св. Иоанн Креститель, остановил его, трижды знаменовал св. крестом, и сим оружием «отъял от него брань» плоти. Пресвитер немедленно возвратился к месту своему, и уже «нисколько не ощущал в себе похоти», кого бы не случалось ему погружать. «Если ты, брат мой, – говорит св. Ефрем Сирин , – всегда будешь употреблять св. крест в помощь себе, то не приидет к тебе зло, и язва не приближится к жилищу твоему» (преп. Ефрема Сир., «Сл. на честный и животворящий крест»). Ибо крест, как учить св. Кирилл Иерусалимский , – великое предохранение, данное бедным и слабым без труда» (Оглас. поуч. XIII, 36). II. Защищаясь крестом святым от врагов и от житейских бедствий, мы должны стяжать в нем и врача наших недугов? как душевных, так и телесных. Но каким образом, подумает кто-нибудь, крест может врачевать болезни телесные, когда мы все имеем св. крест, и между тем принуждены пользоваться другими врачевствами для излечения наших немощей? – Ах! это зависит совершенно не от св. креста. Вина в нас самих. Видно, мы или не пользуемся, или не так, как должно, не с живою верою и любовию, не с твердым упованием употребляем сие спасительное врачество. Но обратитесь к нашим священным летописям, жизнеописаниям святых Божиих человеков: вы здесь, можно сказать, на каждой странице увидите, как многоцелебна сила креста Христова. Укажем хотя на некоторые из бесчисленных примеров. Так, по сказанию св. Прохора, ученика Иоанна Богослова, св. апостол знамением креста исцелил некогда, лежавшего при пути, больного человека (Житие св. Иоанна Богослова, сент. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010