архим. Михаил (Козлов) V. Беседа с забайкальскими старообрядцами о перстосложении для крестного знамения Хотя о перстосложении для крестного знамения так много уже было писано и печатано статей, что если их собрать в одну книгу, то она выйдет на столько тяжела, что едва ли в пору будет одному поднять ее. Поэтому казалось бы излишним что-нибудь вновь писать об этом предмете. Но, не смотря на это, я намереваюсь описать одну мою беседу с забайкальскими старообрядцами о перстосложениях, надеясь, что мною описанное будет прочтено любознательными читателями в здешнем крае и, быть может, для некоторых принесет пользу. В продолжении моего шестилетнего служения миссионером (прежде в казанской, а потом и иркутской епархиях), мне пришлось совершить более трех сот публичных собеседований со старообрядцами разных толков и согласий, которые хотя и разделяются между собою на разные секты, но все они согласуются в одном, именно: никто из них ни за что так не спорит, как за свое любимое двуперстие; ни одного моего собеседования с ними не проходило без того, чтобы не было разговора об этом предмете. Сначала или под конец беседы непременно кто-нибудь да коснется своим вопросом о перстоложении. Между забайкальскими старообрядцами я нашел только в одном Куйтунском селении несколько человек порядочно на читанных старопечатных книг. С последними, в присутствии собравшихся их единомышленников, мне приходилось раза четыре вести самые мирные, никем не возмущаемые собеседования. При каждом собеседовании я старался более всего доказывать куйтунским слушателям о необходимости для спасения людей единой на земле Христовой церкви. Но при сем приходилось не мало говорить об обрядах церковных, особливо же об обряде перстосложония, которому они дают догматическое значение. В последний раз 1881 года было говорено мною с ними об этом предмете более подробно, чем говорилось прежде. Затронутые при прежних моих собеседованиях куйтунцы, как заметно, начали внимательнее прежнего почитывать свои старопечатные книги, в особенности же те книги, в которых помещены статьи о двуперстном сложении для крестного знамения. А по сему смелее и отчетливее в этот раз они высказывали о сем свои убеждения, и для меня легче было доказывать им истину из книг ими уважаемых, старопечатных.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

§ I. Все, имеющее близкое отношение к Христу Спасителю, было свято и досточтимо для христиан. Отсюда благочестивое стремление видеть святые места, где Господь ходил, страдал, воскрес и вознесся на небо, посмотреть пещеру, в которой Он родился, реку, в которой крестился, гору, на которой преобразился, гроб, в котором был положен. Но особенно дорог и священ был для всех христиан и во все века честный крест, этот жертвенный алтарь, на котором Господь принес жизнь Свою за живот мира. Вот почему слово крестное составляло главное содержание апостольской проповеди ( 1Кор. 1, 17 18. 23. Галат. 6, 14 ); вот почему апостол хвалится тем, что он преднаписал пред взорами галатов Иисуса Христа распятого ( Гал. 3, 1 ). Вот почему св. Златоуст приходил в восторг, говоря о кресте: «крест – наша слава, главизна и начало блаженства, свобода и венец. Крест обратил и исцелил всю землю: он истребил заблуждение, восстановил истину, превратил землю в небо, людей соделал ангелами: этот крест сделал демонов не страшными, а презренными для людей» 2 . Поэтому нет ничего удивительного в том, что христиане повсюду желали видеть и при всяком удобном случае употреблять изображение креста, как священнейшее напоминание о дарованном чрез него спасении и жизни во Христе. Это изображение так же удобно было воспроизводить посредством движения руки (крестное знамение), как и посредством пера, кисти, резца (изображение креста). Уже в период, непосредственно следовавший за апостольским, как это, несомненно, известно, старались сопровождать всякое богослужебное и другое действие, церковные благословения и освящения, равно как и обыденные занятия, крестным знамением. Тертуллиан в половине III века писал: «при всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе, при одевании и обувании, при омовении, приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением» 3 . Крестное знамение долженствовало освящать всю христианскую жизнь. И не только чело, но и уста, грудь, очи, одежды и другие вещи, употреблявшиеся в общежитии, осеняли крестным знамением, по свидетельству св. Киприана и Кирилла Иерусалимского .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

1. Важность вопроса и его сущность Перстосложение для крестного знамения и священнического благословения не всегда было одинаково, как в церкви греко-восточной, так и в русской. История перстосложения, интересная сама по себе, получила особенную важность и потому подверглась тщательной разработке с тех пор, как сделалась предметом церковной полемики между православием и русским старообрядческим расколом. В противораскольнической литературе, за все двести тридцать семь лет её существования, в массе полемических сочинений не много можно указать таких, в которых не было бы более или менее подробной речи о перстосложении. В новейшее время вопрос этот подвергся серьезному научному обследованию, и не в трудах одних только специальных полемистов с расколом. Причина такого внимания к данному предмету со стороны писателей заключается в его полемической важности и вместе в научном интересе. Вопрос об употребляемом старообрядцами двуперстии, неважный сам по себе, как вопрос только обрядовый, «весьма интересен по той, если можно так выразиться, таинственности, в какую облечено его первоначальное происхождение у нас, а равно и по характеру исторических памятников, с которыми в этом случае приходится иметь дело». Дело в том, что споры о перстосложении, какими и сколькими перстами нужно изображать на себе крестное знамение, возникли у нас задолго до появления раскола, – по меньшей мере, в 15 веке; с того же времени началась у нас переделка и порча сторонниками двуперстия памятников древности, в которых они видели речь о троеперстном сложении для крестного знамения; вследствие этого нередко один и тот же исторический документ, только по разным спискам, является по содержанию несходным до противоречия. Отыскать на основании такого рода данных причину первоначального появления у нас двуперстия, проследить историю борьбы его с троеперстием, и для этого критически определить достоинство немалого числа памятников 14–17 веков, относящихся к этой борьбе, – все это труд интересный и для ученого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Дело о Кольском раскольнике стрельце Ивашке Самсонове с товарищи (1664 г.) А в списке из дела, какое прислал, в Новгородский приказ из Кольского острога стольник и воевода Василий Эверлаков с тою отпиской написано: Кольский стрелец Ивашко Самсонов против навета дьякона Ивана Григорьева расспрошен трижды и пытан, а на пытке дано ему 15 ударов. А в расспросе на пытки он Ивашко говорил: называет де он Ивашко крестное знамение – что 3 перста первыми, антихристовою печатью для того, что его Ивашку учил так называть антихристовою печатью Пронка Макарьев, который сослан с Москвы в Кольский острог и говорил де ему Ивашку он Пронка: в нынешнее де лето возлюбят за то крестное знамение, что возлагают крест тремя перстами антихриста и его антихристову печать; да он же Ивашко говорил, что он Ивашко впредь 3-мя первыми перстами воображать на лице крестного знамения не хочет, а воображает он крестное знамение двумя перстами, а что дьякон Иван Григорьев поучал их творить крестное знамение 3 перстами и то де есть антихристова печать, а Пронка де Макарьев, который его Ивашку на то дело поучает, живет на подворье у ссыльного человека у Мартынки Васильева, да к нему ж Мартынке для учения приходит Кольский стрелец Матюшка Левонтьев прозвище Кеда. А ссыльные люди Пронка Макарьев, Мартынко Васильев, Кольский стрелец Матюшка Левонтьев расспрошены порознь, а в расспросе сказали: «полагают де они крестное знамение на лице своем двумя перстами, а что де ныне православные христиане воображают крестное знамение тремя первыми перстами, то де есть антихристово учение, а Ивана Самсонова учил тому воображению Пронка Макарьев, а иных никого в том совете с ними нет. Да они ж в расспросных своих речах сказали: Пронка Макарьев сказал: «ныне де антихрист на земле а житие его антихристово ныне, где христианство мучат. Мартынко Васильев сказал: ныне де антихрист на земле а житие его антихристово ныне, где христианство мучат». Матюшка Левонтьев сказал: «антихристами стали все, которые 3-мя перстами воображают крестное знамение и печать».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/delo-o-k...

Ответы на вопросы старообрядцам с замечаниями, составленными сотрудником «Друга Истины», священником Иоанном Орфанитским 1 В прошлом 1888 г. в 25–26 нашего журнала было помещено шесть вопросов к старообрядцам одного из ревностных защитников Православной Церкви против раскола некоего г. Яковлева. В предисловии к этим вопросам редакция просила старообрядцев дать на них свои ответы. Старообрядцы откликнулись на эту просьбу, и один из них, назвавший себя приемлющим белокриницкое священство Егором Николаевичем Олениным, прислал в редакцию просимые ею ответы при следующем письме: «В газете Друг Истины 1888 г. на странице 417 написано 6 вопросов от г. Яковлева к старообрядцам, в предисловии коих говорится следующее: просим вас, други и братья, прочтите с любовию постановленные вопросы и не сочтите трудом ответить на них... Во имя сей просьбы мы старообрядцы, приемлющие священство, потщились написать нижеследующие ответы и покорнейше просим оные принять и напечатать в той же газете Друг Истины, чем и окажете должную христианскую любовь; ибо в вашей газете в на стр. 474-й говорится: несправедливо и то, что старообрядцы не имеют гласности. Не говоря уже о том, что для них открыты страницы наших изданий... Вследствие такого объяснения, мы вполне уверены, что газета Друг Истины напечатает в точности наши ответы, за что мы останемся благодарными. Поскольку мы исполнили Апостольское слово, глаголющее: готови присно (будте) ко ответу всякому вопрошающему вы словесе о вашем уповании» ( 1Петр. 3:15 ). Во исполнение этой законной просьбы старообрядца мы и помещаем под указанным заглавием его «ответы». Но для ясности дела и в интересах раскрытия истины мы каждому из этих ответов будем предпосылать соответствующий вопрос г. Яковлева и заключать его замечанием о. Орфанитского. Вопрос первый Несомненно, что нигде в свящ. Писании, ни в Евангелиях, ни в Апостольских посланиях, ни в кн. Деяний, ни в Апокалипсисе – нигде не говорится о том, какое сложение перстов должно употреблять христианам при изображении крестного знамения. Это во-первых. Во-вторых, нигде в постановлениях, как семи вселенских, так и девяти поместных соборов, нигде нет определения о перстосложении. Между тем каждый догмат веры, который необходимо нужно содержать христианам для получения вечного спасения, имеет своим основанием свящ. Писание и раскрыт в соборных постановлениях. Спрашивается: можно ли сложение перстов для крестного знамения считать догматом, который нужно неизменно содержать для получения вечного спасения?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриаршества Иосифа Источник Предисловие Н.Ф. Каптерева ко второму изданию Выпуская вторым изданием мою книгу, вышедшую в 1887 году под заглавием « Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриаршества Иосифа» и присоединяя к этому еще мой ответ проф. Н.И.Субботину , выступившему тогда с полемическими статьями против меня в своем журнале «Братское Слово», я руководствуюсь следующими побуждениями. 1 . Время патриарха Иосифа несомненно было подготовительным временем и для реформы Никона. Первоначальные общие основы церковной реформы Никона были заложены еще в патриаршество Иосифа, и Никону пришлось потом только продолжить и шире развить то, что началось при Иосифе. Никону же, при его книжной справе, пришлось потом воспользоваться и теми лицами, которые для этой цели уже при Иосифе были приглашены государем в Москву из киевской Руси. Обо всех этих материях времени патриарха Иосифа в издаваемой мною книге трактуется довольно подробно, почему я в своей книге « Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» и говорю о времени Иосифа сравнительно очень кратко. Значит, всякому, кто ближе хочет познакомиться с временем, предшествовавшим непосредственно патриаршеству Никона, далеко нелишне познакомиться с моей книгой о времени патриаршества Иосифа. Но эта небольшая книжка была мною выпущена только в 400 экземплярах и быстро тогда же разошлась, сделавшись потом редкостью. 2 . К исследованию времени патриарха Иосифа я прилагаю в настоящем издании свой ответ проф. Субботину на его возражения против тех моих положений о перстосложении в крестном знамении, какие высказаны были мною в настоящей книге. Нужно заметить, что мои исторические разъяснения вопроса о перстосложении в крестном знамении вызвали сильное негодование проф. Субботина, тогдашнего первейшего и признанного авторитета в суждениях о русском старообрядчестве. Он увидел во мне малосведущего, но дерзкого человека, стремящегося подорвать то, что всеми, и в частности им, Субботиным, признавалось за очевидную, непререкаемую истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Обращение к крестному отцу в патриотической журналистике  Письмо моему первому редактору 09.10.2023 440 Время на чтение 5 минут Источник: Русский Вестник Дорогой Алексей Алексеевич! Вот уже десять лет миновало с тех пор, как я так обращался к Вам, обсуждая рабочие вопросы или то, что происходит в стране и мире. И сейчас я предпочту говорить именно так, чем вспоминать о Вас в прошедшем времени и третьем лице. Многое изменилось за эти годы, как сам мир вокруг нас, и что-то уже никогда не будет прежним. Несмотря на все трудности, как видите, созданная Вами газета продолжает выходить, и ее название по-прежнему звучит в первую очередь, когда речь заходит об изданиях, выражающих идею русского православного консерватизма. Вы помните, как в далеком уже 2005 году я пришел в редакцию в Черниговском переулке, будучи неопытным студентом, увлеченным как раз этой идеей, но с весьма посредственными представлениями о том, как в действительности функционирует пресса. Тогда мое видение этой профессии было довольно наивным и, я бы сказал, романтизированным. Впрочем, у многих в то время оно было таковым: для одних еще сохранялся шлейф 90-х годов с популярным образом «четвертой власти» – реальной силы, способной с помощью информации влиять на общественную жизнь; другие стремились использовать ее функционал как проводник своей системы ценностей, где зачастую под популистскими лозунгами проникали явно разрушительные явления и т. д. Мне же импонировали, казалось бы, навсегда ушедшие образцы, знакомые по историческому курсу, открывшему мне великолепный в своей многогранности, высоком художественном стиле и неразрывной связи с классической русской литературной школой пласт русской консервативной печати. Таковым был знаменитый журнал Михаила Никифоровича Каткова. Изучая дореволюционную журналистику, я мог лишь посетовать, что родился не в ту эпоху, потому что предпочел бы сотрудничать с катковским «Русским Вестником», а не с одним из тех изданий, что воспринимались передовыми в 2000-е.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/09/obrawe...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Памяти ревнительницы старой веры В Доме причта на Рогожском состоялся вечер, посвящённый инокине Феодоре (боярыне Феодосии Морозовой) 18.11.2023 285 Время на чтение 5 минут Фото: В.И.Суриков В начале вечера, который проходил в Доме причта на Рогожском, хор исполнил известный духовный стих, посвященный страдалице за древлеправославие: Снег белый украсил светлицы, Дорогу покрыл пеленой, По улице древней столицы, Плетется лошадка рысцой. На улице шум и смятенье, Народ словно море шумит, В санях, не страшась заключенья, Боярыня гордо сидит. Высоко поднявши десницу, Под звон и бряцанье цепей, Она оглашает столицу, Правдивою речью своей. Она не боится мученья И смело на пытку идет, И к истине сердца влеченье Ей силу и бодрость дает. Сменила пиры и палаты На мрачный сырой каземат, Душа ее верой богата, Ей правда дороже палат. И верит она, не погибнет, Идея свободной мольбы, Настанет пора и воздвигнет, Ей памятник вместо дыбы. О проекте памятника много говорил народный художник России О. Молчанов. Памятник предполагается воздвигнуть в 2025 году к юбилею 350-летия мученической кончины боярыни в Боровске. На памятнике взор инокини Феодоры обращен к небесам, руки ее в кандалах. Тем не менее, правая ее рука занесена в двуперстном крестном знамении, а в левой она держит свечу. По мнению Молчанова, для «внешних», ничего не знающих о подвиге мученицы, особенно будет важна установка этого памятника – пробудится генетическая память. По моему мнению, у этого памятника, как, впрочем, и других подобных должен быть установлен стенд с рассказом о жизненном подвиге ревнительницы старой веры. Показали фильм о Крестном ходе из Вереи в Боровск (этот фильм на недавнем фестивале в Крыму занял первое место). Кто-то упомянул слова Ленина (не к ночи будь помянут) о том, что из всех видов искусства самым важным является кино. Я вспомнил, как в советское время одна женщина с явно провокационной целью подошла к священнику, и испытующе глядя ему в глаза, сказала: «Ленина помяните». Священник на мгновение растерялся, а потом так отреагировал: «Ленин, как известно, “живее всех живых”, а мы живых за упокой не поминаем».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/18/pa...

Крестная тайна – основная истина христианской веры. Своим распятием на кресте воплотившийся Сын Божий совершил искупление рода человеческого; несением своего личного креста определяется для каждого уверовавшего во Христа его жизнь, как христианина. «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной» ( Мк.8:34 ). Этими словами Спаситель устанавливает неразрывную связь между крестом и званием христианина. Только тот может считать себя учеником Христовым, кто возьмет и понесет свой крест вслед за Ним. Иными словами крестный путь есть неизбежный и единственный путь всякого христианина. Св. апостол Павел развивает ту же мысль, когда говорит: «Слово крестное для погибающих есть юродство, а для нас спасаемых сила Божия» ( 1Кор.1:18 ). Наличие или отсутствие у нас способности видеть смысл креста, и, главное, соглашаться с ним, есть наивернейший показатель нашей принадлежности либо к числу спасаемых, либо к числу погибающих. Этим еще раз подчеркивается вся необходимость для каждого христианина иметь правильное представление о том, что составляет крест. Крест, о котором говорит ап. Павел, есть, в первую очередь, Голгофский крест: не только страдания, смерть и прославление Спасителя, но и самое орудие нашего спасения. Крестное древо оказалось освященным пролитою на нем животворящей кровью Господа и сделалось причастным победе, одержанной на нем над тлением, грехом и смертью . Оно сделалось для Церкви орудием славы, почему и самое его начертание оказалось исполненным чудотворной силы. Так, с самых первых времен христианства крестом, как «знамением Сына Человеческого» ( Мф.24:30 ), совершаются все благословения, все освящения, все тайнодействия. Но наряду с крестом, понесенным Господом ради спасения рода человеческого, Апостол имеет в виду и личный крест каждого христианина. Особенно понятие личного креста вызывает больше всего недоумений в обывательской среде. Когда говорят о кресте, человек думает, прежде всего, об ожидающих его скорбях, лишениях, болезнях и утратах и, если даже он и готов преклониться пред ними, как перед испытаниями, ниспосланными Богом, то далеко не всегда умом своим и сердцем он видит для себя их внутреннюю необходимость. Но не только в одном перенесении скорбей заключается крест христианина. Через него, как и через крест Христов, также познается сила Божия. Иными словами, наш личный крест есть благодатная действительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Скачать epub pdf Книга 3 Глава 1 О воцарении Юлиана Констанций оставил эту жизнь с скорбию и сокрушением, что уклонился от веры отеческой. Между тем Юлиан на пути из Европы в Азию узнал о его смерти и, представляя, что нет более уже противника ему, сделался смелее и вступил на престол. Глава 2 О том, что, воспитанный в благочестии,он обратился к нечестию Еще не достигнув зрелого возраста и находясь в летах отроческих, Юлиан вместе со своим братом Галлом питался млеком благочестивого учения 87 . Того же учения держался он и тогда, когда вступал уже в возраст юношеский и приближался к совершеннолетию; даже боясь Констанция, который с ужасным тиранством убивал его родственников 88 , причислен был к сонму чтецов и при богослужебных собраниях читал народу священные книги. Мало того, он построил было и храм в честь мучеников, только мученики, предвидя уклонение его в нечестие, не приняли его дара: храм, по непрочности основания, сообразной с непрочностию мыслей самого строителя, пал еще прежде, чем был освящен. Так прошел первый и второй его возраст. Глава 3 О том, что прежде он скрывал свое нечестие и обнаружил его уже вспоследствии Когда Констанций, увлекаемый войною против Магненция, должен был переехать на Запад, тогда кесарем Востока объявил он Галла 89 , который и в то время соблюдал благочестие, и после, до конца жизни был благочестив. Этот случай расположил Юлиана рассеять спасительный страх души, и он с предосудительною самонадеянностию начал домогаться царского скипетра: обходя Элладу, выискивал провещателей и гадателей – с намерением узнать, сбудется ли его желание. Наконец он напал на человека, который обещал ему предсказать это. Приведши Юлиана в одно идольское капище, тот человек указал ему место внутри самого святилища и начал вызывать лукавых демонов. Когда же демоны явились в обыкновенном своем виде, ужас невольно сообщился Юлиану и заставил его положить на челе крестное знамение 90 . Увидев это знамение Христовой победы и собственного поражения, они мгновенно исчезли. Волшебник узнал о причине их бегства и стал укорять Юлиана, но Юлиан признался ему в своем испуге и при этом выразил изумление, как велика сила креста, если демоны не устояли перед его изображением и разбежались. Не думай так, добрый человек, отвечал обманщик, они ушли не по боязни, как ты говоришь, а по отвращению к тому, что сделано тобою. Обольстив таким образом этого бедняка, он ввел его в таинства и исполнил беззакониями. Страсть сделаться царем совлекла с несчастного ризу благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010