О необходимости внешнего богопоклонения, или обрядов и символов христианских «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим. 12: 1 ); «ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии“ ( 1Кор. 6: 20 ). Как частная, домашняя молитва христианина, так и общественное богослужение христиан сопровождаются обрядами и символами. Обрядами называются такие священные действия, посредством которых во время молитвы и богослужения выражается известная истина веры христианской, какое-либо священное событие из жизни Христа и Его Церкви или известное настроение души молящегося христианина. То же самое означают священные символы, или знаки, употребляемые христианами во время молитв и богослужений. Так, например, обряд троекратного погружения в воду крещаемого обозначает, что он, крестившись во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, умер для греха и воскрес для обновленной жизни во Христе Иисусе ( Кол. 2: 11–12 ), получив в крещении прощение грехов ( Деян. 2: 38 ). Белые одежды, надеваемые на крещенного, служат символом, то есть знаком, чистоты его души, омытой от грехов в крещении и записанной в книге жизни.“ ( Откр. 3; 5; 7; 9 ). Крестное, например, знамение выражает величайшие истины христианской веры: три первые сложенные вместе персты обозначают нашу веру в Св. Троицу, Единосущную и нераздельную, два последние персты, пригнутые к ладони, означают нашу веру во Христа, как Бога и человека; совершением самого крестного знамения мы наглядно показываем, что верим во Христа, пострадавшего и распятого на кресте за грехи всего мира и за нас грешных. Крест есть символ, или знак, победы Христа над диаволом, грехом и смертью , знак нашего спасения, знамение Сына Человеческого ( Мф. 24: 30 ), символ любви к Распятому, принадлежности человека-христианина к Христовому стаду. Коленопреклонение и поклоны – символы нашего смирения и покаяния пред Богом и т. п. Нет ни одной христианской веры, последователи которой не имели бы у себя тех или иных священных обрядов и символов, и сами сектанты, отвергающие внешние православные обряды и телесное богопоклонение, по необходимости удержали некоторые общехристианские обряды и завели свои, ими придуманные. Да это и понятно: Господь создал человека не только из души, а и тела, почему он должен прославлять Творца своего не только душею, но и телом. Если бы мы были бесплотные духи, как ангелы, то молились бы Богу только духом, но, будучи телесны, должны молиться Ему и телом, «должны прославлять Бога в телах наших и в душах наших, которыя суть Божии“ ( 1Кор. 6: 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О радости в скорбях 03.10.2015 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя по Воздвижении Слово в Неделю по Воздвижении Крестным знамением запечатлевая мысли, чувства и весь наш телесный состав, мы выражаем исповедание веры. Величайшее таинство Тела и Крови Христовых и все таинства Церкви совершаются крестным знамением. Все православные храмы увенчаны крестами. И каждый из нас носит нательный крестик. Сегодня Церковь — вся любовь и хвала, поклонение Кресту Христову. Крест — наш щит и оружие, победа над демонами. Он — печать, трепеща которой ангел-губитель, как говорит Писание, не может коснуться нас. Крест восставляет поверженных, не дает упасть стоящим, укрепляет немощных, выводит на дорогу заблудших, открывает цель идущим. В нем здравие души и тела, смерть греха, все истинные блага. «Крест, — как говорит святой Иоанн Дамаскин, — насаждение воскресения, древо вечной жизни. Господь привязал к крестному древу спасение человеческого рода, чтобы новая жизнь воссияла от древа, принесшего смерть». И чтобы враг, победивший древом, был побежден на древе. Как узнать, не одними ли устами воспеваем мы вместе с Церковью хвалу Кресту Христову? Крест присутствует в нашей жизни, прежде всего, различными скорбями. Болезнью, усталостью, нищетой, одиночеством, потерей близких, равнодушием и презрением по отношению к нам других людей. Сегодня в наших молитвах поклонения Кресту каждый может испытать свою совесть, что происходило в его душе, когда этот крест становился порою слишком тяжелым. Не было ли у нас уныния и ропота? Продолжали ли мы нести наш крест с любовью ко Господу, узнавая, что в нем — очищение от наших грехов, источник истинной жизни и радости? Благодарим ли мы Бога за наши поражения и скорби, за то, что все идет не так, как мы хотим? Приближают ли нас эти испытания к Богу или удаляют от Него? Отныне путь святости проходит через Крест. И то, что когда-то казалось лишенным смысла, — болезни, горе, нищета, поражения, смерть — обретает полноту смысла. Так что человек вольно принимает все как из рук Божиих. Бог благословляет Крестом, когда хочет даровать высшее благо Своим чадам. Это знак Его особого благоволения.

http://moral.ru/radost-i-skorbi/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого связаны друг с другом. Церковь говорит нам о тайне послушания. Мы все помним слова: «Послушание выше поста и молитвы». Но надо, как говорит преподобный Серафим Саровский, чтобы мы хорошенько поняли это. Разумеется, речь идет в первую очередь о Богом данных установлениях, о том, что явно относится к духовной жизни. Но не только об этом. Сюда же относится все, что совершается по естественным человеческим обычаям, будь то семья или гражданские законы, все, что не вступает в противоречие с христианской совестью. Как говорит апостол Павел, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4, 8). Церковь говорит о таком послушании, которое исполнено памятью о Боге, любовью и верностью Ему. За простым земным послушанием может открываться несравненно большая глубина. Такое послушание с самого Своего рождения и даже прежде рождения являет Христос. Мы помним, как Пречистая Его Матерь и праведный Иосиф Обручник, повинуясь императорскому указу о переписи населения приходят в город, где надлежит родиться Христу. На восьмой день после рождения Спаситель был обрезан, согласно повелению, данному Аврааму, когда Бог обещал установить вечный завет с ним и его потомством. Чистый, безгрешный Господь принимает знамение примирения, которое Он Сам как Бог и Творец Закона установил. С первых дней Своего Пришествия на землю Он смиренно подчиняется предписаниям Закона, показывая, что все ветхозаветные прообразы обретают в Нем завершение. Обрезанием Второго Адама заканчивается плотское обрезание Ветхого Завета и начинается Новый и истинный Завет, запечатлеваемый духовным обрезанием ценою Его Крови. Христианское крещение есть подлинное духовное обрезание, знамение принадлежности новому народу, приобщающемуся животворящей смерти и воскресению Господа. Этой тайне послушания должны научиться все крещеные во имя Христово. В этот день Богомладенцу дали имя, которое небесный вестник открыл прежде рождения праведному Иосифу. Иисус значит Спаситель. Одним этим именем открылось Его служение на земле, ради которого Превечный Бог и Творец стал человеком. Имя Иисус выражает всю тайну нашего спасения. Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2, 8-11). Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись.

http://moral.ru/обрезание-господне/

Октябрь 2. Св. мучен. Иустина и св. священномученик Киприан Христос явился к жрецу идольскому, призывая его к себе Св. мученица Иустина была дочь жреца Едесия, к которому во сне явился полк ангелов и Сам Иисус Христос, говоря: «приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы» (Матф, 11, 28). Диавол хвалится злобою своею Диавол, желая услужить св. Киприану, хвалился, что он может соблазнить св. Иустину; ибо он часто города потрясал, стены разорял, домы разрушал, кровопролития и убийства совершал, вражду и гнев между братиями и супругами посевал и проч. и проч. Бес хвалит брак лучше девства В виде женщины явился бес св. Иустине и разговаривал словами Священного Писания . Предлагая разные вопросы, спросил: «откуда бы произошел род человеческий, если бы люди не бранились», – и указал на текст: Быт. 2, 24 , представляя в пример многих святых женатых. Знамение креста опаляет бесов Князь бесовский жаловался св. Киприану, что он никак не мог устоять против знамения крестного св. Иустины, которое, как огонь, опаляет его и далеко прогоняет. Крестное знамение и неверных от бесов защищает Св. Киприан, когда диавол стал его душить, не мог ничем от него защититься и сказал: «Боже Иустины, помоги мне»; перекрестился – и диавол исчез. Св. Андрей юродивый Богатство всего мipa не стоит одного райского цветка «Поверь мне, сказал юноша, явившийся Андрею, что никому не подарю ни одного цветка, из этих венцов, хотя бы ты отдал мне и сокровища всего мipa, ибо они не из мipa сего суетного, но из сокровищ небесных – венцы Христовы, которыми венчаются побеждающие бесов. Полк бесов вооружен, но не силен Полк бесов предстал молящемуся св. Андрею: одни держали копия, другие ножи, колья, топоры и проч., хотели рассечь святого; но он стал молиться ко Господу и сказал: «св. Апостоле, Евангелисте Иоанне Богослове, помоги мне – и бесы исчезли. Горько злострадание, но сладко воздаяние Господь дал Андрею сперва съесть нечто в виде полыни, потом нечто сладкое, в виде снега, и сказал: «сколько горек путь работающих Мне, столько сладка у Меня пища работающих Мне». Умершего грешника бесы ко гробу сопровождают

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Скачать epub pdf (л. 1) к читателем книги сия, толкования святыя Литургии и прочих церковных таинств, Великаго Государя Святейшаго Никона, архиепископа Московскаго и всея великия и малыя и белыя России Патриарха О нем же и о крестном изображении, яко первыми тремя великими персты подобает изображати всякому христианину на лице своем знамение креста. Глаголанное прежде от лица его к Собору бывшему при нем, в лето 7165-е (л. 1 об.) при державе царства Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича, всея великия и малыя и белыя России самодержца 1 . Зазираху иногда нашему смирению, мне, Никону Патриарху , приходящии к нам в царствующий град Москву, потреб своих ради, Святыя Восточныя Церкве Святейшии Вселенстии Патриарси: Константиня града Афанасий, и паки святаго града Иерусалима, и святаго града Назарета, митрополит Гавриил, и прочии; и поношаху ми много в неисправлении Божественнаго песнопения, и прочих церковных винах. (л. 2) От них же едина есть и сия, яко треми персты, последними, двема малыми с великим палцем соединя, да двема прочими великосредними изобразующе творим на лице нашем знамение креста, от Феодоритова писания неведением внесшееся в печатныя книги, в великия Псалтири со возследованием, и малыя, и прочия рукописныя. А не повелением коего Царя или Патриарха, ниже Собором когда сошедшихся архиерей: прежде бо того вси треми первыми персты изображаху во образ Святыя Троицы: якоже и ныне многих еще видети есть, (л. 2 об.) елицы не ведают Феодоритова писания, якоже в простых мужей, и во всех женах от древняго обычая держащих. И мы, милостию Божиею Российский Патриарх Никон , не токмо себе ползы ища по апостолу, но и прочим, воеже спастися, возбнув убо от сего и разсмотрив яко многая со древнима бывшима и прежде мене святительствовавшими на Престоле нашем, нынешняя неслична и несогласна. Ово в словесех Божественнаго писания, ово в церковных чинех, якоже ми глаголаху они 2 , ничим же иным доумевся (л. 3) внити во двор овчий, и искусити духи лстивыя, познати же истину точию дверми Божественнаго писания, а не сам собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sl...

Скачать epub pdf Произнесено в Московском Знаменском монастыре, что на старом Государеве дворе, 1863 года 27 ноября. Яко призре на смирение рабы своея, се бо отныне ублажат мя вси роди ( Лук.1:48 ). Пресвятая Дева Мария, всеми добродетелями преукрашенная, особенно за смирение свое соделалась Материю Господа нашего Иисуса Христа, Который во дни земной жизни своей Сам послушлив был до смерти крестной. Свое глубокое смирение Матерь Господа сохранила и после прославления и вознесения Сына своего на небо при всех проявлениях в Ней Самой благодати Божией. Удаление Преблагословеняые Девы Марии от славы человеческой было причиною и того, что святые апостолы и евангелисты в писаниях своих не много повествуют о деяниях земной жизни Ея. Но, по успении Богоматери или по исполненном чудес преселении Ея от земли на небо к Сыну своему, слава Ея тем разительнее стала открываться в обществе верующих, чем глубже было смирение Ея при жизни. Благоговение к Пресвятой Деве, от апостолов и первых христиан переданное родам грядущим, постоянно возгреваемо было явными знамениями, силами и чудесами Ея. Святые изображения Божией Матери, заимствованные от различных состояний Ея жизни, стали повсюду распространяться между христианами первых веков и соделались источниками благодатной силы Божией, обильно изливаемой на притекающих с верою к Пресвятой Богоматери. К числу древних изображений Божией Матери принадлежит и икона Знамения Ея. Всеблагому Господу угодно было прославить сию святую икону в различных странах нашего отечества многими знамениями и чудесами, из коих одно древнейшее и разительнейшее соделалось началом настоящего праздника. В 1170 году по Р. X. великий княз Суздальский Андрей Георгиевич, составив неправедно союз со многими русскими князьями против Новгорода, послал сына своего Мстислава с многочисленными соединенными войсками для покорения сего города. Отвсюду стесненные осадою, жители Новгорода скоро увидели, что один только Бог может избавить их от угрожающих им бедствий. День и ночь отверстые храмы Божии наполняются рыданиями и молениями о небесной помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Скачать epub pdf Слово в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня И же Христовы суть, плоть распяша со страстми и похотми ( Гал. 5:21 ). Прискорбна душа христиан плотяных при слышании сих слов учителя языков; прискорбна душа тех, имже Бог чрево, и слава в студе их ( Филип. 3:19 ), которые, вышед чрез крещение из духовного Египта, подобно древнему плотскому и плотоугодному Израилю, желают только насытить плоть свою в сей юдоли странствования, и подобно сему строптивому и жестоковыйному народу говорят в окаменении сердец своих: о, дабы быхом измерли мы уязвени от Господа в земли египетстей, егда седяхом над котлы мясными: яко изведосте ны в пустыню сию уморити ны гладом ( Исх. 16:3 ). Жестоки слова сии для христиан, носящих на себе сие великое имя для того только, чтобы не казаться в глазах людей совершенными безбожниками, и чтобы принадлежать к какому нибудь классу храстианского общества, нимало не заботясь о том, к чему обязывается вступающий в сие общество, и в чем состоит сущность сего Божественного звания. Сие благое иго и сие легкое бремя Спасителя, возложенное на рамена наши не для обременения нас, но для уврачевания духовных немощей наших и соделания для нас тяготы вечной славы в будущем, становится несносным игом рабства и плена для питомцев мира, взлелеянным в колыбели страстей и стареющихся в похотех прелестных. Посему-то Апостол, какбы предвидя, что в новонасаждаемом вертограде Божием на развалинах древнего, рано или поздно произрастут отрасли потомства Исавова, возникнут на едином корени дикия и безплодные ветви, показал существенное различие между истинными и лжеименными христианами. Иже Христови суть, сказал Он, плоть распяша со страстми и похотми ( Гал. 5:24 ). Вот чем отличаются истинные последователи Христовы от ложных: первые плоть свою со страстьми и похотьми распинают и умерщвляют, а последние невозбранно творят своей плоти и страстям всякое угодие в похоти ( Рим. 13:14 ). Святая Церковь , как верная хранительница и благовестница слова крестного, возвещенного и преподанного ей самовидцами и слугами Слова присноживотного, нарочно всегда и всюду предпоставляет очам нашим знамение крестное, дабы всегда и везде напоминать нам, что мы неиначе можем соделаться верными ея чадами и истинными последователями Христовыми, как чрез крест или, что тоже, распиная плоть свою со страстьми и похотьми. С сею целию исходит она и ныне вне храмов и предносит сие победное знамение Распятого пред лицем нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю пред Воздвижением Животворящего Креста Господня М не же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа ( Гал. 6:14 ). Святая Церковь , утвержденная, огражденная и сохраняемая силою креста Господня, со всех сторон окружила нас крестами. Крест она возложила на нас при самом крещении; крестом украсила внутренность и внешность наших храмов; крестом заповедала ограждать наши домы, пути, пищу, ложе, и все употребляемое в жизни; под знамением креста заповедала возносить наши молитвы, и сама совершает и запечатлевает им все свои таинства и все священные действия и, наконец, учредила от времени до времени совершать торжество в честь креста Господня. Одним словом крест, орудие казни некогда постыдное, с той самой минуты, как Господь Иисус освятил и возвысил его своим пребыванием на нем, и совершил на нем спасение наше, соделался отличительным признаком последователей Его, тем более уважаемым и тем чаще употребляемым ими во всех случаях жизни, чем более и чаще они слышали упреки от иудеев и язычников, что они покланяются висельнику, то есть, Христу, распятому на кресте. Так апостол Павел в ответ на подобные упреки с торжеством говорил о себе: мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа. Самые близкие к Апостолам писатели упоминают уже о употреблении крестного знамения при совершении молитв, и упоминают не как о чем либо новом и до них неизвестном, но как об известном и находящемся во всеобщем употреблении у христиан тогдашнего времени, а сим самым и показывают, что оно введено еще при Апостолах. Так – Дионисий Ареопагит , ученик апостола Павла, говорит: Церковь первенствующая употребляла оружие креста против чародеяний, мечтаний и страшилищ демонских, против ядов, ядовитых животных и прочих напастей. Оно, будучи соединено с молитвою и верою, прогоняет всякий страхûЦерк. иер. 3. и 5 гл.. Тертуллиан , писатель 2-го века, пишет: при всяком шествии и движении, при всяком входе и выходе, при одеянии, при обувении, при приближении к столу, при возжжении свечи, идучи ко сну, садясь на лавку и при всяком нашем упражнении – знамением крестным чело ограждаем. Потом прибавляет: ты не найдешь в писаниях заповеди о сем; предание да будет для тебя заповедию, обычай подтверждением, а вера побуждением к исполнениюûКн. н. о венце воин. гл. 2..

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Содержание    … Не можем мы быть судьями ближнего, так как видим его только согрешающим, а не видим кающимся…     …Не опускайте церковных служб. Что делать? Иногда и не хочется идти или трудно рано встать к службе. Понудьте себя, за это-то и награда вам готовится от Господа…     Преподобный Варнава Гефсиманский     Благодать Святого Духа — Гнев — Крестное знамение — Молитва. Иисусова молитва — Монахам. Спасение в обители — Нестяжательность — Осуждение — Пост — Празднословие — Причащение — Россия — Скорби и искушения — Смирение и послушание — Упокоение усопших. Помощь новопреставленным — Храм Божий. Не опускайте церковных служб Благодать Святого Духа     Старайтесь стяжать благодать Святого Духа, потому что без благодати мертв есть человек, а стяжать ее надо молитвой теплой, со слезами горячими и умилением, кротким терпением и смирением и со страхом Божиим. Молитесь за творящих вам напасти и старайтесь всегда читать молитву Иисусову; весь ум ваш да будет в Боге, потому что как птице нельзя лететь без крыльев, так и человек не может приблизиться к Богу без молитвы. Андрей Христа ради юродивый видел инока, идущего и шепчущего молитву, из уст же его исходяще пламень и досязаше до Небеси Ангел же Божий идяше одесную его и имеяше в руце меч, имже отгоняше бесов. Гнев    Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф.4:26); аще и прилучится на кого разгневаться, сейчас же со смирением испросите взаимно прощения друг у друга, потому что Господь не принимает молитвы и ничего от гневающихся. Крестное знамение    О необходимости всегда прибегать под защиту святого Креста и о силе крестного знамения отец Варнава в поучение сестрам приводил следующий рассказ.    Одна кроткая, смиренная девица проживала несколько лет в монастыре. Враг рода человеческого не оставил в покое эту добродетельную девицу, щедро одаренную от природы прекрасной наружностью. Один юноша, увлекшись ее красотой, упрашивал ее оставить монастырь и выйти в мир. Не получая ее согласия на это, он обратился за содействием к родному дяде инокини, который также желал, чтобы она оставила тихую обитель и возвратилась в мир.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

сост. Александр Ратшин Курской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: БОГОРОДИЦКИЙ-ЗНАМЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Курске; находится под управлением архимандрита. Основан в 1612 году курскими гражданами в благодарность Богу, немедленно по отступлении 8 сентября войск польского гетмана Жолкевского, грозившего Курску разорением, и имел тогда две деревянные церкви: Рождества Богородицы и Михаила Малеина с приделом Зосимы и Савватия Соловецких; они в 1631 году сгорели и были вновь построены также деревянные. Потом обитель дважды подвергалась разорению и сожжению от поляков: в 1634 и 1649 годах; после чего была возобновляема; а в 1649, по указу царя Алексея Михайловича, вместо бывших деревянных церквей и других строений, на пожалованную от казны сумму, воздвигнуты уже каменные; что все и окончено до 1680 года, с пособием доброхотных дателей, а более князя Григорья Григорьевича Ромодановского. Ныне здесь три церкви: 1) Соб. Знамения Богородицы, великолепный храм, в недавнем времени сооруженный, вместо прежнего, существовавшего с 1649 года; в нем престол обложен медными позлащенными досками, с изображениями страстей Христовых, сделанных из серебра; украшение это устроено в 1771 году при архимандрите Викторе (Лодыженском). Здесь находится чудотворная икона Знамения Божией Матери, называемая Корсунскою-Коренскою, явившаяся 8 сентября 1295 года в 27 верстах от Курска, на месте нынешней коренной пустыни, и перенесенная сюда в 1618 году из Воскресенского Курского Собора. Празднество этой иконе совершается дважды: 8 сентября и 27 ноября. Она ежегодно, с 1618, бывает носима в торжественном крестном ходе, при бесчисленном стечении богомольцев, в Коренную пустынь, т. е. на самое место явления ее, пред начатием тамошней ярмарки, и остается там с 9 пятницы после пасхи до 12 сентября. 2) Богоявления Господня, при кельях архимандрита, освященная 1 апреля 1688 года. 3) Апостолов Петра и Павла, над св. вратами. – В Лазареву субботу ежегодно совершается сюда крестный ход из Курской приходской церкви Пророка Илии. – В 1736 году скончался в этой обители епископ Белградский Досифей (Богданович-Любинский), сосланный сюда по наветам клеветников. – Ныне в здешнем монастыре имеют пребывание курские епархиальные архиереи. – Обителью управляли сначала строители, потом игумены; а в 1674 году учреждена здесь архимандрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010