«Крест всякой формы есть истинный крест», — учил преподобный Феодор Студит еще в IX веке. А в наше время бывает так, что в храмах отказываются принимать записки с четырехконечными «греческими» крестами, заставляя исправлять их на восьмиконечные «православные». Существует ли какой-то один, «правильный» крест? Крест — самый узнаваемый символ православия. Но любой из вас видел множество видов крестов. Какой же из них правильный? Об этом Вы узнаете из нашей статьи! Крест Разновидности креста «Крест всякой формы есть истинный крест», — учил преподобный Феодор Студит еще в IX веке. А в наше время бывает так, что в храмах отказываются принимать записки с четырехконечными «греческими» крестами, заставляя исправлять их на восьмиконечные «православные». Существует ли какой-то один, «правильный» крест? Помочь разобраться в этом мы попросили заведующего иконописной школой МДА, доцента, игумена ЛУКУ (Головкова) и ведущего специалиста по ставрографии, кандидата искусствоведения Светлану ГНУТОВУ. Каким был крест, на котором распяли Христа? «Крест — это символ Страданий Христовых, и не только символ, а орудие, через которое Господь нас спас, — говорит игумен Лука (Головков). — Поэтому Крест — величайшая святыня, через которую совершается Божия помощь». История этого христианского символа началась с того, что святая царица Елена в 326 году нашла Крест, на котором был распят Христос. Однако как точно он выглядел, сейчас неизвестно. Были найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие. Пазов или отверстий на перекладинах не было, поэтому возможности определить, каким образом они крепились друг к другу, нет. «Есть такое мнение, что этот крест мог быть и в виде буквы “Т”, то есть трехконечным, — рассказывает ведущий специалист по ставрографии, кандидат искусствоведения Светлана Гнутова. — У римлян была в то время практика распинать на таких крестах, но это не значит, что Христов Крест был именно таким. Он мог быть и четырехконечным, и восьмиконечным». Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня.

http://pravmir.ru/kakoj-krest-pravilnyj/

Л. 152). 1279 Перечень крестов-мощевиков у образов Успенской церкви по Переписным книгам Псково-Печерского монастыря 1552 и 1682 годов (ГАПО. Ф. 499. On. 1. Ед. хр. 113): 1. У образа Казанской Богоматери в киоте: «Крест серебрян с мощми позолочен, а на нем писано Распятие» (л. 1906.); 2. У образа Одигитрии в киоте: «Крест золот с мощми, да у того ж креста под главой закрепочки две жемчюжины» (л. 20об.); 3. У Казанской Богоматери пядницы в киоте: «Крест золот с мощми обнизан жемчюгом болшим, а в кресте три яхонты, да две бирюзы» (л. 30); 4. У местного образа Богоматери «Умиление в житии и с господскими праздниками»: «Крест серебрян с мощми, спереди скань с камешки» (л. 37); 5. У образа Одигитрии в киоте: «Крест серебрян золочен с мощми» (л. 41); 6. У образа Богоматери «Умиление» в киоте: «Крест золот с мощми, а на нем Распятие Христово, назади Никола Чюдотворец писано чернью, в главе вставочка да четыре жемчюжины болших, две жемчюжины менших да крест серебрен с мощми и с камешки и з жемчюжки» (л. 42об., л. 43); 7. У образа Троицы в киоте: «Крест серебрян тощой с мощми на серебреной чепочки» (л. 65об.); 8. У образа «Умиление»: «Крест золот с мощми невелик, а в нем вставка яхонт лазорев невелик, две жемчюжины да две винисы обнизаны жемчюжком» (л. 67об.); 9. У образа «Предста Царица»: «Крест серебрян тощой с мошми, спереди Страсти Христовы, а около скан, в главе камешок» (л. 86об.); 10. У чудотворного образа Успения в житии: «Крест золот с мощми, а на нем писаны Страсти Христовы чернью, во главе Нерукотворенный образ, а около креста тропарь кресту резной (л. 91об.); крест серебрян с мощми, спереди камешки разноличные з жемчюжки в главе камешок червец (л. 92); крест серебрян с мощми, спереди скан, а на нем три червца, да три бирюзы, да три жемчюжины, да на забойках две жемчюжины (л. 92); крест серебряной тощой с мощми, спереди Страсти Христовы, в главе Нерукотворенный образ» (л. 92об.); 11. «В Болшой казне»: «Крест серебрян тощой с мощми, белой, спереди Страсти Христовы, в главе Спас Нерукотворенный образ в мешечьке отласном» (л. 12606.);

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

в аспиде. Середина VI века Иллюстрации к статье К. А. Щедриной Илл. 2. Кийский крест. 1656 год Иллюстрации к статье Г. А. Романова Илл. 1. Император Алексей III Комнин с запрестольным крестом. Грамота Дионисиевскому монастырю. 1374 год Илл. 2. Запрестольный крест монастыря Дохиару. IX век Илл. 3. Напрестольный крест Дионисиевского монастыря. XV век Илл. 4. Крестный ход на освящение церкви Благовещения Богородицы. Миниатюра Летописного свода. XVI век Илл. 5. Торжественная встреча великого князя Дмитрия Донского крестнымходом во главе с митрополитом Киприаном. Миниатюра Летописного свода. XVI век Илл. 6. Запрестольный крест Благовещенского собора. Вторая половина XVI века Иллюстрации к статье И. А. Стерлиговой Илл. 1. Крест напрестольный. 1553 год. Музеи Московского Кремля. Надписи о мощах Илл. 2. Крест напрестольный. 1591 год. ГИМ. Надписи о мощах Теме уподобления императору Константину Великому долго придавалось особое значение. С константиновским крестом торжественно шествовали императоры в праздничных крестных ходах. Именно с константиновским крестом на длинном древке повелел изобразить себя император Алексей III Комнин в 1374 году в грамоте афонскому Дионисиевскому монастырю (илл. 1) и на ктиторской двусторонней иконе 1375 года 119 , вложенный в этот же монастырь. Другой из сохранившихся в Риме запрестольных крестов – серебряный Велитернский крест VII века 120 (рис. 2). Концы украшенного сканью и драгоценными камнями креста расширены. В средокрестии находится диск с символом Христа – Агнцем, а в четырех дисках по концам креста показаны животные – символы Евангелистов. Такой образ христианского мироздания чаще всего представлен на окладах Евангелий. Крест содержит мотивы исправленного мира и пастырского жезла. Подобная композиция неоднократно повторялась потом в выносных крестах. Крест мог использоваться для крестных ходов против ересей. Рис. 1. Запрестольный крест византийского императора Юстина II. Около 565 года Рис. 2. Запрестольный Велитернский крест. VIIbek Константиновская форма запрестольных крестов признается исследователями старейшей, связанной с ходами военных, и восходящей к ранневизантийским временам 121 . От IXbeka сохранились крест из афонского монастыря Дохиару (илл. 2) и одинаковый с ним по форме и размерам крест 899 года, находящийся сейчас в греческом собрании Закоса. Бронзовый крест монастыря Дохиару (95х60х0,8 см) на каждом из четырех концов завершается двумя маленькими кружочками, передающими стекающую жертвенную кровь Христа 122 . Сверху вниз и слева направо по всему телу креста проходит надпись на греческом языке: «Христос Господь хранит этот град вечно в мире. Разумейте языцы, яко с нами Бог и Пресвятая Богородица». Судя по этой надписи, крест ранее был городским и использовался в оградительных от вражеских нашествий ходах.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Крест проповедуется, – и вера в Бога исповедуется, истина по всей вселенной распространяется. Крест проповедуется, и делается несомненной вера в воскресение, жизнь и царство небесное. Что драгоценнее креста и что душеспасительнее? Крест есть торжество над демонами, оружие против греха, меч, которым Господь поразил змия. Крест – воля Отца, слава Единородного, радость Святого Духа, украшение ангелов, ограждение Церкви, похвала св. Павла, защита святых, светильник всего мира». «Смотри, сколь вожделенным и достолюбезным соделался ныне крест, сие столь ужасное и поносное в древности знамение жесточайшей казни! И в царской короне наилучшее украшение составляет крест, драгоценнейший всего мира. Изображение креста теперь найдешь ты и у властителей, и у подчиненных, и у жен и мужей, у дев и замужних, у рабов и свободных. Все полагают знамение креста на благороднейшей части тела своего, нося каждодневно сие знамение на челе своем, как на столпе изображенное. Оно блистает на священной трапезе, на одеждах иерейских и вместе с Господним телом на тайной вечери. Всюду видишь оное возносящимся: на домах, на торжищах, в пустынях, при путях, на горах и холмах, на море, на кораблях, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, в чертогах, на златых и серебряных сосудах, на картинах, на теле больных животных, на теле бесноватых, на войне, в мире, днем, ночью, в пиршественных собраниях и в келлиях подвижников. Уже никто не стыдится, не краснеет при мысли, что крест есть знамение поноснейшей смерти: напротив, все мы почитаем оный украшением для себя, превосходнейшим корон и диадим и камней драгоценных. Не бежим, не пугаемся его, но лобызаем и чтим, как сокровище неоцененное». – По учению св. Ефрема Сирина , «крест упразднил идольскую лесть, просветил всю вселенную, собрал все народы в единую Церковь и связал их любовью. Крест – воскресение мертвых. Крест – упование христиан. Крест – жезл хромых. Крест – утешение бедных. Крест – низложение горделивых. Крест – надежда отчаянных. Крест – кормило для плавателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Сопротивные силы, видя Крест, трепещут и удаляются. Крест просветил всю вселенную. Он разогнал тьму и возвратил свет. Он от запада и севера, от моря и востока, собрав народы в единую Церковь, к единой вере и единому крещению, связал их любовью». «О, какие уста и какой язык восхвалит, как должно, сию необоримую стену православных, сие победоносное оружие великого Царя Христа! Крест — воскресение мертвых. Крест — упование христиан. Крест — утешение бедных. Крест — памятник победы над демонами, пестун юных. Крест — утешение скорбящих, хранитель младенцев, слава мужей, венец старцев. Крест — свет сидящим во тьме. Крест — проповедь пророков, спутник апостолов, похвала мучеников. Крест — целомудрие дев, радость иереев. Крест — основание Церкви, утверждение вселенной. Крест — сила немощных, врач недужных. Сим святым оружием Христос расторг утробу ада и заградил многокозненные уста Диавола. Им вооружившись, блаженные апостолы покорили всю силу вражию и, в мрежи свои уловив все народы, собрали их на поклонение Кресту. В него облекшись, как в броню, мученики и воины Христовы попрали все замыслы мучителей и проповедовали с дерзновением. Его, взяв и неся на себе, ради Христа отрекшиеся всего в мире с великой радостью вселяются в пустыне и горах, в пещерах и пропастях земных». И далее говорит преподобный Ефрем: «Сей же Честный Крест явится опять и во второе пришествие Христово, как честный, животворящий, достопоклоняемый и святой скипетр Царя Христа, по слову Владыки, Который говорит, что явится знамение Сына человеческого на небе (Матф. 24, 30). Итак, Крест первый явится на небе со всем воинством ангельским, озаряя всю землю от концев и до концев ее, паче светлости солнечной, и возвещая пришествие Владыки Христа». Поэтому мы, православные христиане, прибегаем под защиту Креста Христова и молимся: «Непобедимая и непостижимая и Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных!» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

Слава: Вознесшись, ты привлек с собою падших,/воздвиг естество земное,/наравне с Престолом Божиим прославился,/– Крест, высота великая, мост для всего мipa,/душу мою из глубины страстей вознеси вскоре. И ныне: Крестообразно, Пречистая Отроковица,/длани Твои распростерши к Воздвиженному на Кресте,/и молитвы, Богородица Дева, ныне принеси,/за всех с верою молящихся Тебе. Песнь 5 Ирмос: Изумился весь мip/о божественной славе Твоей:/ибо Ты, брака не познавшая Дева,/носила во чреве Твоём Всевышнего Бога/и родила вечного Сына,/всем воспевающим Тебя мир подающего. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Крест, ты – небесная лестница святыни,/восхождений наставник, Христова высота и слава,/Божий образ, начертанный мipy,/как невидимому, так и видимому, в равной мере. Крест, образ неисчислимый силою,/освящение водам, очищение воздуху,/освящение и просвещение всякому,/мужества знамение и скипетр Христов неизменный,/противников на землю повергающий. Слава: Крест всесильный, низложи злочестивых врагов,/ненавидящих и хулящих тебя безумно,/язычников попали и усмири надменность их./О Крест всесвятой и Христоносный,/сохрани нас мощью Твоею! И ныне: Всех Царица Владычица!/Скипетром Рожденного Тобой/разрушь, Девица, восстание хулящих силу Креста./Дай крепость и милость, победу и помощь/верным людям Твоим. Песнь 6 Ирмос: Божественный сей и всеми чтимый/совершая праздник Богоматери,/придите, богомудрые,/начнем рукоплескать,/от Нее рожденного Бога славя. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Крест – всех воскресение,/Крест – падших исправление,/страстей умерщвление и плоти пригвождение,/Крест – душам слава и свет вечный. Крест – врагов губитель,/Крест – злочестивым язва и пленение,/и верным могущество,/благочестивым хранитель и бесов гонитель. Слава: Крест – страстей погибель,/Крест – помыслов отгнание;/Крест – язычникам испытание сокрушительное,/и злым духам он явился ловушкой. И ныне: Крест воздвигается –/и падают полки воздушных духов,/Крест нисходит – и нечестивые все ужасаются,/словно молнию видя крестную силу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

«Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкви, Крест верных утверждение, Крест ангелов слава и демонов язва», – так воспеваем мы, Христовы чада, прославляя Крест Христов. От века предопределил Творец и Промыслитель Крестом спасти падшее человечество от силы вражией, спасти Крестом чрез распятие на нем Единородного Сына Божия. «Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ног Его, яко свято есть», – вдохновенно восклицал св. пророк Давид. «Как Моисей вознес змию в пустыне, так подобает и Сыну Человеческому вознестися, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную», – сказал Господь наш Иисус Христос Никодиму. Все христиане, если верны они Христу, почитают Крест, со вниманием и благоговением себя ограждают крестным знамением, и на своей груди носят крест в знак того, что мы Божии чада, сыны Света. Правда, иные христиане не носят креста. Почему? Одни по забвению, другие по легкомыслию, но есть и такие, которые отвергают Крест. Так, именующие себя «евангельскими христианами» отвергают Крест. Да и не одни они: многие протестантские секты отреклись от Креста. «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его». Побитый Крестом, враг нашего спасения возненавидел Крест и эту ненависть ко Кресту сохраняет и поныне. Он и слуги его боятся Креста. Стало быть, кто внушает сектантам, протестантам разных толков, избегать Креста? – дьявол . Под его влиянием находятся все, отвергающие Крест. На это нам возражают: да, но посмотрите, как сектанты и протестанты знают св. Писание, как любят они его читать и учить! Да, но ведь и демон знает св. Писание, знает его еще лучше... Он и верует, и, все же, остается носителем зла, противником Божиим. Недостаточно знать слово Божие и говорить: «я верую – я спасен». Вне Креста – нет спасения. А враг внушает: оставь Церковь , не слушай Ее, прислушивайся лишь к голосу твоей личной совести, живи по-своему – только веруй... Крест Христов – это жертвенник, на котором была принесена всемирная искупительная Жертва. Крест это свидетель любви Божией к человеку. Крест это видимое выражение нашей веры, веры христианина. Под этим знаменем воины равноап. Константина одержали блестящую победу над гонителями Христа и Его Церкви. Под этим знаменем и мы ведем борьбу за Христа, борьбу против супостатов и против греха, в нас гнездящегося.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

8; 1), вземлется на разум Божий, и потому имеет нужду в умерщвлении. Собственною волею? Но она так слаба на добро, что хотети , как выражается апостол, - прилежит ей, а еже содеяти доброе, не обретает (Рим. 7; 18). И как она возложит руки на свое собственное самолюбие? Нужно орудие самоумерщвления внешнее, твердое, могущественное; посему-то и повелевается, отвергнувшись себя, взять крест. То есть что сделать? Полюбить, избрать, усвоить себе все, что умерщвляет в нас наше самолюбие и злую волю, нашу чувственность и страсти. Посему крест, например, есть бедность и недостатки; крест - бесчестие и клевета; крест - болезни и слабости; крест - худая женитьба и худое соседство; крест - бездетство и многосемейность; крест - потеря сродственников и друзей; крест - все несчастные случаи. Сей-то крест, эту совокупность огорчений, досад, лишений, искушений, бедствий, должен взять, то есть избрать и усвоить себе, тот, кто хочет быть истинным последователем Христовым. Надобно взять не так, как преступник берет орудие казни: с отвращением, досадою, по необходимости; нет, надобно взять добровольно, с усердием, в повиновении благой воле Божией, по любви к своему спасению, в твердом убеждении в его пользе и необходимости; надобно взять сей крест, как больной берет самое горькое и противное лекарство, ожидая от него возвращения себе здоровья и силы. Только когда крест берется таким образом, он составляет врачевство, есть признак последователя Христова, есть символ и знамение христианства. Без такого взятия - добровольного, разумного, в духе веры и любви, - крест есть тягость подавляющая, умерщвляющая, но не воскрешающая. Ибо надобно знать, братие, что крест, как совокупность лишений, неизбежен человеку на земле; от него нельзя уйти никому; его надобно несть всякому, и не следуя за Христом, подобно, как его нес вместе со Христом разбойник, его хуливший. Но такой крест, не взятый, а возложенный необходимостью, не спасает, а только убивает и мучит бесплодно.    Заметим еще и то, что Спаситель велит последователю Своему взять крест свой - тот, который принадлежит именно ему, назначен свыше для него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Крест древян синалойный, по концам и в середине обложен медью золоченою, в середине ж за стеклом писаны святые. Крест медян, на нем вырезано Распятие Господне, на другой стороне образ Пресвятой Богородицы да архангела Михаила. Крест золот резной, а в нем риза да мощи царя Константина, во главе образ Спаса Нерукотворенного. (л. 113) Крест аспидный в золоте, у него 12 зерен жемчужных, главы нет. Крест серебрян сканный, на нем Распятие Господне литое, на другой стороне образ Пречистой Богородицы. Крест серебрян, золочен, с одной стороны Распятие Господне литое, с другой стороны хрусталь. Да блаженной памяти иноки Марфы Ивановны крестов. Крест кипарисный, резной, с мощами, обложен серебром, золочен, во главе Спасов образ. Крест медян, обложен серебром, ветх, назади подпись: . По переписным же книгам кресты комнатные. Крест золот с мощами князя Ивановского Шуйского, на нем в середине яхонт лазорев, а на яхонте вырезан образ Пречистой Богородицы, а вверху Спасов образ, по сторонам царь Соломон, царь Давид, внизу мученик Димитрий да Георгий, во главе и в кресте 2 яхонта червчатых да 4 лала, да 6 жемчужин гурмыцких, на спнях, назади подпись святым мощам, да на кресте ж сорочка – бархат червчат, на нем крест и слова да 2 пуговки серебряные сканные. И 184-го октября в 19 день сим крестом великий государь благословил великую государыню царицу и великую княгиню Наталию Кирилловну; принял крест в хоромы и приказал записать стольник Петр Фомин сын Нарышкин. (л. 114) Крест золот, в нем Животворящее Древо, во главе образ Спаса Нерукотворенного да в кресте 4 камня лалы да 22 зерна гурмыцкие, на спнях, назади креста 4 изумруда да яхонтик червчат. Крест золот, гладкий, в середине заделан крест медян, с мощами, во главе Спасов образ, на нем же Распятие Господне, по сторонам образ Пречистой Богородицы да Ивана Богослова, назади Никита Христов мученик. Крест медный, во влагалище серебряном, золоченом, гладком, на кресте Распятие Господне, с финифты, с другой стороны образ Пречистой Богородицы с Превечным Младенцем, во главе образ Спаса Нерукотворенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Сей обычай и мы себе присвоили, однако со всем тем церковь наша веру не поставляет в пальцах, но в уме и в сердце. Ежели вера о Святей Троице есть непорочна, то, какими бы пальцами ее ни изображать, нет беды спасению. А ежели кто о Святей Троице не право мудрствует, то как бы он персты ни слагал, по вашему ли или по нашему, тогда сложение перстов ничего не упользует. Так перестаньтеж вы о сложении перстов много волноваться, ето одно упорство, чтоб в вере о Святей Троице быть согласным, а за пальцы спорить осудит вас самая Святая Троица, что вы, стоя за пальцы, любовь нарушаете, а любовь есть приятнее Святей Троице, нежели сложение перстов всех рук, сколько их несть на свете. Не о том много спорьте, как разделенныя персты соединять, но о том подумайте, как бы резделенныя от церкви душы соединить во едино стадо под правительство Единаго Пастыря Иисуса Христа. О четвероконечном кресте Вы еще не успокоиваетесь. Вы кричите: для чего мы принимаем крест с четыреми концами, который крест не называете вы крестом, но крыжем латынским. А надобно, де, почитать один крест осмиконечный с восмью концами. Мы не только осмиконечный крест не отвергаем, но и почитаем его и лобызаем ради Распятаго на нем за ны Господа. И для того во святых наших храмах везде почти осмиконечныя кресты и на престолех, и на иконостасах, и на церковных главах. Однако не льзя сказать, разве против совести, чтоб и четвероконечный крест не был крест, ибо сами вы называете его крыжем, а крыж – есть слово польское, тоже значит, что и крест. И, хотя его употребляют латыны отступники, однако для сего отвергать его не следует. Ибо латыны, хотя многия впали ереси и заблуждения, однако в кресте с нами согласны, и никто из древних святых старцев в том их не обличал. Но при том и из самаго Евангелия очень ясно видно, что и не осмиконечный крест называется крестом, да еще крестом Христовым. У евангелиста Матфеа в главе 27: пишется, что Симону киринейскому задеша понести крест Его, тоесть, Христов. Также пишет и евенгелист Иоанн, глава 19: нося (Иисус) крест свой, изыде на глаголемое лобное место. Вот оба евангелиста сей несенный Христом крест называют крестом, да и крестом Его, тоесть, Христовым, следовательно истинным крестом. Однако сей крест не был осмиконечным. Ибо по признанию самих вас в состав осмиконечнаго креста надлежит и титла, положенная Пилатом на кресте. А в то время, когда нес Господь Иисус крест свой, и Симон Кириней, тогда еще на крест титлы положено не было. Ибо по благовестию Матфееву титла положена была на кресте, как уже распят был Господь наш: однако и прежде положения титлы крест называют евангелисты Христовым крестом, хотя еще он не был осмиконечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010