Смерть побеждена Крестом, Адам возвращен в рай, соделан наследником царства, а диавол посрамлен (25,476). Крест – изволение Отца, слава Единородного, веселие Духа, украшение Ангелов, утверждение Церкви, похвала апостола Павла, твердыня святых, свет всей Вселенной (33,441). Крест – уничтожение вражды, он – охрана мира, он стал для нас сокровищницею бесчисленных благ (33,443). Крест сокрушил смерть, отверз небеса, сделал чистою землю, возвел наше естество на царский престол и положил конец тирании диавола (34,915). Крест – милостыни поощрение и жестокосердия наказание. Радуйся, Кресте, всех крепкая помощь и упования крепкая порука (42,951). Крест – оружие мужества и крепость воздержания; Крест – основание веры и устой благочестия. Крест – светоч богопознания и отмена приговоров; Крест – изгнанных возвращение и пленных освобождение. Крест – заблуждающихся обретение и падающих восставление. Крест – спасаемых сила и изнемогающих исцеление. Крест Христов есть древо бессмертия, семя нетления, корень правды, росток целомудрия, цвет девства, роза вдовства (42,952). Крест – учителей наставление и иноков похвала, Крест – венец мира и праведных согласие. Крест – небесных и земных соединение, преисподних попрание, Крест – твари освящение и небесных благ дарование. Крест – величайший символ любви к нам Бога и Отца, есть вместе с тем и свидетельство Божественного послушания до самой смерти со стороны Сына, и показатель мудрости Духа (42,953). Крест – наша радость и главное из всех благ, он – наша свобода и совершенный венец (43,833). На Крест вознес Господь Свою плоть, чтобы показать нашу плоть возвышаемой и смерть низложенной (42,953). Если кто скажет тебе: «Ты поклоняешься Распятому», – отвечай ему радостным гласом и с веселым лицом: «Поклоняюсь и не перестану поклоняться». Если он засмеется, ты оплачь его безумие и благодари Господа, что Он оказал нам такие благодеяния, которых без откровения свыше и познать никто не может (38,559). Прежде крест служил именем наказания, а теперь стал почетным делом; прежде был символом осуждения, а теперь – знаком спасения (33,443).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Притча о бодрствующих рабах и домоправителе ( Лк. 12:35–40 ) и притча о верном и благоразумном домоправителе ( Лк. 12:42–48 ) с. 155–157]. Блаж. Феофилакт подчеркивает важность обоих качеств – верности, и благоразумия. Поучения о рассудительности (в контексте Евангелия) Повествование о праведных Марфе и Марии ( Лк. 10:38–42 ) с. 129–130]. Лк. 10:42 «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее»; Лк. 12:58–59 «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу; сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки» III . Учение о Царстве Божием (Путь на Страсти) Проповедь Царствия Божия и условия вхождения в него. Со времени Иоанна Крестителя Царствие Божие силою нудится, и употребляющий усилие входит в него; Необходимо подвизаться войти сквозь узкие врата ( Лк. 13:24 ), т.к. спасающихся мало, иначе «себя увидите изгоняемыми вон» ( Лк. 13:28 ) с. 164–165]; Кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него ( Лк. 18:15–17 ) с. 203]. Универсальность Царства: «И придут от востока и запада, и севера, и юга, и возлягут в Царствии Божием. ( Лк. 13:29 ). Эсхатологический аспект Царствия: Царствие Божие уже присутствует «и в сие время» ( Лк. 16:16 ), и неприметным образом «внутри вас» ( Лк. 16:16 ) с. 177–178], и окончательно в «век будущей жизни вечной»; Путь к дню Сына Человеческого лежит через Его страдания и отвержение родом сим; В конце будет суд ( Лк. 19:22 ), праведников ожидает воздаяние, а враги Царства будут сурово наказаны. ( Лк. 19:27 ). Притча о званных на вечерю ( Лк. 14:15–24 ) с. 169–173] Аналогия с притчей о брачном пире царского сына в Мф. 22:1–14 ; По толкованию «хозяин» – образ Самого Бога Отца, Господь Иисус Христос выведен в образе посланного раба; «ибо сказываю вам...» – это слова хозяина, а не слова Господа, рассказывающего притчу. II – 4 (16). Беседы на празднике Кущей. Исцеление слепорожденного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Искупительные страсти Христовы в Евангелии от Луки занимают центральное место. Симеон Богоприимец говорит об оружии, которое пройдет душу Пречистой Девы ( Лк.2:35 ). С IX главы начинается путь Господень в Иерусалим. Евангелист отмечает этот момент и значение пути: приближались дни взятия Его от мира ( Лк.9:51 ) 2 . На горе Преображения Моисей и Илия, явившись во славе, говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме ( Лк.9:31 ). И на всем протяжении последующих глав (до главы XIX включительно) Евангелист постоянно напоминает, что Господь совершает путь ( ), и что этот путь ведет в Иерусалим, к страстям в Иерусалиме: об этом говорит Сам Господь (напр., Лк.13:31 и след.), это вытекает из Его притч (напр. о минах в гл. XIX), это слышно и в словах Его плача над Иерусалимом ( Лк.19:41 и сл.). С конца XIX главы Господь уже в Иерусалиме, и вся история страстей в передаче Луки подчеркивает и усугубляет момент страдания: слово к Петру о сатане, просившем сеять апостолов как пшеницу ( Лк.22:31 и сл.), разговор о мечах ( Лк.22:35–38 ), кровавый пот ( Лк.22:44 ). Иерусалимские женщины на крестном пути ( Лк.23:27–31 ): эти и многие другие черты углубляют изображение страдания. Но, если последние главы Евангелия, говорящие о страстях, предваряются ожиданием страстей в предыдущих главах, то, с другой стороны, и в самом искупительном подвиге, в самом акте жертвенного пролития крови Христос Спаситель продолжает свое служение Божественного Учителя, облеченного властью; к женам Иерусалимским перед распятием Он обращается с словом назидания и принимает раскаявшегося разбойника, как некогда принял Закхея ( Лк.23:39–43 ). Евангелие спасения раскрывается в Иудейской среде, как нечто существенно новое. Очистившиеся прокаженные, которых Господь послал показаться священникам, должны были вернуться к Нему, воздать славу Богу, как это сделал один самарянин ( Лк.17:12–19 ). Это – символ нового. Но это новое связано с прошлым. И Лука тоже, как и Матфей, главное основание Нового Завета видит в Завете Ветхом. Это – смысл первых двух глав, которые подводят к событиям Евангельской истории, глав ветхозаветных по духу. И на исходе Евангельской истории Воскресший Господь ученикам изъясняет Писание ( Лк.24:27, 45 ). Ветхий Завет – это старое вино, отведав которого Иудеи не могут сразу пить нового ( Лк.5:39 ), но об изъятии этого старого вина тоже не говорится 3 . В этом Лука не расходится с Матфеем (ср. Мф.13:52 – о сокровищнице книжника, наученного старому и новому). Но Лука сохранил притчу о милосердом самарянине ( Лк.10:30–37 ) и память о благодарном прокаженном, тоже самарянине, и только Лука отмечает заслуги язычника – Капернаумского сотника, перед Израилем: он любит народ наш и построил нам синагогу ( Лк.7:5 ). Это – предварение спасения в язычестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

В изображении самих страданий Христа отречение Петра выставляется у евангелиста Луки как свидетельство того, что и во время Своих Собственных страданий Христос жалел Своего слабого ученика ( Лк.22:54–62 ). Затем следует описание великих страданий Христа в следующих трех частях: 1) отрицание высокого достоинства Христа отчасти воинами, насмехавшимися над Христом на дворе первосвященника ( Лк.22:63–65 ), а главным образом членами синедриона ( Лк.22:66–71 ), 2) признание Христа мечтателем на суде у Пилата и Ирода ( Лк.23:1–12 ) и 3) предпочтение народом Христу Вараввы, разбойника, и присуждение Христа к смертной казни посредством распятия ( Лк.23:13–25 ). После изображения глубины страдания Христова евангелист отмечает такие черты этого страдания, которые ясно свидетельствовали о том, что Христос и в Своих мучениях оставался Царем Царства Божия. Евангелист сообщает, что Осужденный: 1) как судия обращался к плакавшим о Нем женщинам ( Лк.23:26–31 ) и просил Отца за Своих врагов, совершавших преступление против Него неосознанно ( Лк.23:32–34 ); 2) давал место в раю покаявшемуся разбойнику, как имеющий на то право ( Лк.23:35–43 ); 3) сознавал, что, умирая, Он предает Сам дух Свой Отцу ( Лк.23:44–46 ); 4) был признан праведником со стороны сотника и возбудил Своей смертью раскаяние в народе ( Лк.23:47–48 ) и 5) был почтен особо торжественным погребением ( Лк.23:49–56 ). Наконец, в истории воскресения Христова евангелист выставляет на вид такие события, которые ясно доказали величие Христа и послужили к разъяснению совершенного Им дела спасения. Именно: свидетельство Ангелов о том, что Христос победил смерть, согласно Его предречениям об этом ( Лк.24:1–12 ), затем явление самого Христа Эммаусским путникам, которым Христос показал из Писания необходимость Его страданий для того, чтобы Ему войти в славу Его ( Лк.24:13–35 ), явление Христа всем апостолам, которым Он также разъяснил пророчества, говорившие о Нем, и поручил во имя Его проповедовать весть о прощении грехов всем народам земли, обещав при этом апостолам ниспослать силу Святого Духа ( Лк.24:36–49 ). Наконец, кратко изобразив вознесение Христа на небо ( Лк.24:50–53 ), евангелист Лука закончил свое Евангелие, которое действительно явилось утверждением всего преподанного Феофилу и другим христианам из язычников христианского учения: Христос изображен здесь действительно как обетованный Мессия, как Сын Божий и Царь Царства Божия. Источники и пособия при изучении Евангелия от Луки

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Посмотрите на три голгофских креста — на Крест Спасителя, на крест разбойника благоразумного, который возопил: «Господи, достойное по делам моим приемлю, помяни меня, егда приидеши во Царствии Твоем!» ( Лк.23:41-42 ); и на крест разбойника безумного, которому крест не послужил во спасение, так как он хулил Бога. Так и весь род человеческий несет по жизни кресты, но только одним они служат во спасение — тем, которые с верой, благодарением и упованием на помощь Божию несут их; а людям без веры — ропщущим, не благодарящим Бога за эту жизнь — он во спасение не служит. По сравнению с тем Крестом, который нес Спаситель, все наши, как нам кажется, «невыносимые» кресты — ничто. Так, Его Крест дает нам силы нести наш личный крест, учит не считать внешние, трудные обстоятельства жизни безысходными. Крест Господень вобрал в себя все кресты наши… Об этом нужно помнить и с благодарностью нести тот маленький крест, который Господь дал каждому из нас. Как только мы без ропота и уныния примем свой крест, Сам Господь невидимой рукой будет поддерживать нас и помогать его нести. Спаситель призывает каждого из нас взять свой крест. Он не сказал: «Создай, сооруди, выбери, придумай свой крест». Христос тоже не избирал Себе Креста, а добровольно взял на Себя тот, который Ему был предопределен Отцом Небесным. Многие, наверное, помнят удивительное повествование о том, как некий человек устал нести свой жизненный крест и возроптал. Ангел повел его в неведомые обители: «Выбирай себе тот крест, который нравится». Там было много крестов разной величины и формы — деревянные, золотые… Он выбрал небольшой простой крестик и обрадованно сказал: «Ну, вот этот мне по силам!» На что Ангел заметил: «А ты и выбрал именно тот крест, который несешь в этой жизни». И на обратной стороне креста этот человек прочитал свое имя. Хотя бы как-нибудь, хромая, спотыкаясь, падая — но нам все же надо идти за Христом. Есть видимые для человеческих глаз кресты, такие как многосемейность, бедность, одиночество, потеря любимого человека. Сейчас многие женщины несут тяжелый крест супружества, когда неверующий муж-пьяница вместо опоры и поддержки превращается в мучителя, отравляющего жизнь. Есть кресты менее видимые, но не менее тяжелые — когда человек терпит сердечные испытания, нашествие хульных помыслов, нервные потрясения. Нести свой крест — это значит великодушно переносить насмешки, поношения, скорби, непонимание, которыми греховный мир спешит одарить послушника Христова. Сам Господь говорит: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир ( Ин.16:33 ). Взять крест — это значит без ропота и жалоб проделать никому невидимый труд над собой, над своими страстями.

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

54) Ветхий деревянный крест без надписи. 55) Дубовый крест без надписи. 56) Такой же крест с надписью: „Под сим крестом погребено тело Казанской мещанки Гликерии Григорьевны Войлошниковой, скончавшейся в 6 часов утра 20 октября 1891 г., жития её было 66 лет 5 месяцев. Приими, Господи, дух её с миром». С восточной стороны: „Она была любима, „Желала всем добра, „В супружестве счастлива „Трудилась, сколь могла, „Родных, друзей не забывала, „Надеждой на Бога уповала, „Скорбела обо всех всегда, „Советом, делом помогала; „Страдала долго от болезни, „Боролась с нею каждый (день) раз, „И, истощив усилье к жизни, „Спокойно, тихо дух её угас». 57) Деревянный, окованный белой жестью крест, на верху креста написано: „И.Н. Ц. И.“ с изображением резным распятого Спасителя с восточной стороны, и надписью: „Под сим крестом погребено тело раба Божия, Казанского мещанина Федора Степановича Войлошникова, скончавшегося 1889 года июля 24 дня в 4 часа 10 минут вечера, жития его было 66 лет. Упокой, Господи, с миром, вечная память " · 58) Деревянный крест без надписи. 59) Деревянный крест с надписью: „Под сим крестом погребено тело рабы Божией Анны Ивановой Михеевой с 3 её малолетними детьми, скончавшейся 1877 г. мая 3 дня, жития её от роду было 37 лет. Господи, приими дух её с миром». 60) Дубовый крест с надписью: „Под сим крестом покоится мать с 3 малолетними детьми, Казанская мещанка Екатерина Иванова Сорокина, скончавшаяся 1870 г. апреля 22 дня, жития её было от роду 20 лет. Господи, приими дух её с миром». 61) Ветхий деревянный крест без надписи. 62) Такой же крест без надписи. 63) Деревянный дубовый крест без надписи. 64) Такой же крест без надписи. 65) Деревянный дубовый крест без надписи. 66) Малый деревянный крест без надписи. 67) На деревянной тумбе металлический крест без надписи. 68) Деревянный крест без надписи. 69) Такой же крест без надписи. 70) Деревянный крест с надписью: „Под сим крестом погребено тело иеромонаха Магна, скончался 12 января 1891 г., жития его 70 лет». 71) Дубовый крест без надписи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь , в единую веру, в единое крещение (прп. Ефрем Сирин , 31, 357). Источник. Вместо щита ограждай себя честным крестом, запечатлевая им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай оным всякое свое занятие: и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и одр свой, и какое ни проходишь служение, прежде всего запечатлей во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Ибо весьма крепко оружие сие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если огражден ты этим оружием. Если и тому, кто носит печать земного царя, никто не может сделать зла, то кольми паче никто не в состоянии состязаться с нами, которые носим на себе такую печать Великого Небесного Царя? Сим оружием всего чаще действуй, брат мой, потому что сильно противится оно стрелам врага, лучше же сказать, мечу его – горькой и страшной вспыльчивости... Итак, всегда запечатлевай себя крестом, и зло не прикоснется к духу твоему (прп. Ефрем Сирин , 32, 298). Источник. ...Крест – путь заблудшим; крест – упование христиан; крест – узда богатым; крест – памятник победы над демонами, помощь беспомощных, надежда обуреваемых, заступник вдов, упокоение скорбящих, цель старцев; крест – оружие вечное, мудрость неученых, проповедь апостолов, целомудрие дев; крест – безопасность вселенной; крест – уничтожение идолов, сила бессильных, разрешение расслабленных, покров нагим; крест – воскресение мертвых, жезл хромым, низложение горделивых, победа над диаволом; крест – надежда отчаянных, стена воюемых, судия неправых, страж младенцев; крест – свет сидящим во тьме, любомудрие варваров, закон беззаконным, похвала мучеников; крест – радость иереев, ниспровержение капищ, соблазн иудеям, врачевство болящим; крест – хлеб алчущим, путеводитель слепым, утешение нищим, покаяние невоздержным; крест – пестун юношей, кормчий плавающих, отец сирот; крест – советник праведных, глава мужей, великолепие царей, свобода рабов, проповедь пророков; крест – упражнение монахов, основание Церкви, разрушение идольских жертвенников, источник жаждущим... Приходит крест, и преисподняя разорена (прп. Ефрем Сирин , 32, 423). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

IV. Деятельность Иисуса Христа как Учителя и Чудотворца ( Лк.4:14 - Лк.21:38 ). 1 . Спаситель начал Свою учительскую деятельность ясным свидетельством о Себе как Божественном Посланнике. Слушатели удивлялись Его учению, но не хотели признать Его Сыном Божиим и называли Его сыном Иосифа, и так как Господь обличал их неверие, то они хотели низринуть Его с горы ( Лк.4:14–30 ). 2 . Деятельность Иисуса Христа в Галилее ( Лк.4:31 - Лк.9:50 ). Евангелист повествует, как Иисус Христос проявлял Себя в качестве Пророка, сопровождая чудное учение чудными делами. Так, в Капернауме Его учительная речь заключилась чудом – изгнанием беса и исцелением больных ( Лк.4:31–44 ). Нескольких слов Спасителя достаточно было, чтобы приобрести столь преданных и великих впоследствии учеников, каковы были два брата – Петр и Андрей и другие два – Иаков и Иоанн ( Лк.5:1–11 ). Совершая чудеса, Иисус Христос избегал славы от людей, но желал только поселить в них веру в Свое Божественное посланничество ( Лк.5:12–16 ). Несмотря на поразительные чудеса, совершенные Спасителем, фарисеи не признавали за Ним власти Божественной – права прощать грехи ( Лк.5:17–26 ). Далее, они соблазнились тем, что Иисус Христос часто беседовал и проводил время в обществе людей, считавшихся грешниками; что как Он, так и ученики Его не соблюдали некоторых правил о субботе и о постах ( Лк.5:27 - Лк.6:1–11 ). 3 . Духовные вожди народа враждовали против Иисуса Христа и не веровали в Него, и потому Он положил основание новому чиноначалию в Своей Церкви. В кругу Своих последователей Он продолжал поучать народ и совершать чудеса ( Лк.6:12–19 ). Он изложил, между прочим, учение о том, кого Он признает истинными последователями Своими; далее, изрекает учение о блаженствах и преподает некоторые другие правила христианской жизни ( Лк.6:20–47 ). Чудеса постоянно подкрепляли авторитет учения Иисусова. Так, в Капернауме Он исцелил слугу сотника, а при входе в город Наин возвратил бедной вдове ее умершего сына, воскресив его для жизни ( Лк.7:1–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

376 . Возражения. 1) Крест Христов один – восьмиконечный, а православные почитают два креста: восьмиконечный и четвероконечный; значит, они почитают Христов крест и не Христов. Отв. «Как икона Христова, полная ли она, представляющая весь образ тела до ног или сокращенная, напр.. поясная, либо представляющая только существенную часть образа, лицо, как, напр., на образе нерукотворенном, всегда есть одна икона единого Христа и равно почитается: так и крест Христов, полный ли он или сокращенный, каков есть четвероконечный и равноконечный, всегда есть один крест единого Христа и равно почитается в православной Церкви» (м. Филар. Бес. к глагол. стар., 43–44 стр.). Притом же, если православные, почитая кресты восьмиконечный и четвероконечный, почитают два различных креста, то и старообрядцы, почитающие восьмиконечный и шестиконечный крест, почитают тоже два креста, а крест Христов – один. Но признать шестиконечный за не Христов нельзя, так как св. евангелисты свидетельствуют, что Спаситель нес на Себе на место распятия крест без дщицы (шестиконечный), пригвожден был к этому кресту и этот крест оросил честною Своею кровию; титла же была положена после распятия ( Мф. 27:31–37 ; Лк. 23:26, 33, 38 ; Ин. 19:16–19 ). 2) Четвероконечный крест – крыж (польское слово-крест) латинский, который в России до патр. Никона не почитался. а) Действительно, у латинян преимущественно употребляется четвероконечный крест, 377 но это тот же крест Господень, а не иной какой-либо. В статье «О фрязех и прочих латинех», помещавшейся в рукописных Кормчих, указываются многие латинские ереси, но о кресте говорится, что латиняне в церкви имеют и почитают крест Господень и покланяются ему (обвин. 24). Эта статья напечатана была в «Соборном изложении» п. Филарета (иноч. Потребн., печ. в 1639 г., при п. Иоасафе, л. 241, тоже в Потребн., печ. при п. Иосифе в 1651 г., л. 584 об.), в Кирил. кн. (л. 260 об.) и в Кормчей (гл. 48, л. 401 и 402 об.). Значит, при патрр. Филарете, Иоасафе и Иосифе о латинянах не думали, что они почитают не истинный Христов крест, б) В доказательство того, что четвероконечный крест не почитался в России, старообрядцы ссылаются на рассказ Никоновой летописи о прибытии папского легата Антония в Москву, с царевною Софьей. 378 Здесь говорится, что когда легат входил в Москву, а пред ним несли крест, данный папою для большей почести, то митр. Филипп запретил это. Действительно, митр. Филипп воспротивился несению креста пред панским легатом, но не ради уничижения четвероконечного креста, а из-за нежелания допустить ту честь, которую легат хотел доставить себе и своей церкви несением пред собою креста. «Не бывало в нашей земле, говорили некоторые русские того времена, чтобы кто воздавал такие почести латинской вере. Был один Исидор митр. и тот погиб» (Никон. лет. VI, 49–50).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Нед. пред Р. Х._сир. Рим. 1, 1–7 (призвание во Христе). Должно быть Евангелие от Марка Нед. по Р. Х._ — ; — Нед. пред Богоявл. _ — ; — Нед. 1 по Богоявл. _ — ; син. Лк. 4, 1–15 (искушение Христа). 2 _ — ; син. Лк. 4, 31–37 (исцеление бесноватого в капернаумской синагоге). 3 _ — ; син. Лк. 4, 42–5, 11 (чудесный лов рыбы). 4 _ —; син. Лк. 5, 12–17 (исцеление прокаженного). 5 _ — ; син. Лк. 5, 18–26 (исцеление капернаумского расслабленного). 6 _ — ; син. Лк. 5, 27–38 (призвание Матфея). Нед. мясопуст. _ — ; син. Лк. 7, 36–50 (вечеря у Симона). Нед. сыропуст. _ сир. Рим. 14, 4–15, 6 (неядение мяса); син. Мф. 6, 16–33 (нынешнее, но длиннее). Нед. 1 поста _ сир. 2 Кор. 6, 2–10 (самоотвержение апостолов); син. Мф. 6, 1–15 (о милостыне и молитве). 2 _ сир. Рим. 12, 1–5 (члены Церкви); син. Лк. 15, 11— 32 (притча о блудном). 3 _сир. Рим. 12, 6–16а (различие дарований); син. Лк. 18, 9–14 (притча о мытаре). 4 _ сир. Рим. 12, 166–13, 5 (мир и покорность); син. Лк. 10, 25–37 (притча о милосердном самарянине). 5 _ сир. Рим. 13, 7–14 (обязанности к ближним и к себе); син. Лк. 16, 19–31 (притча о богатом и Лазаре). 6 _ сир. Еф. 4, 25–5, 2 (обращение с ближними) и Ин. 9, 1–38 (о слепорожденном); син. Мф. 21, 1–17 (вход в Иерусалим).   Постепенно этот круг чтении подвергался влиянию и изменению под влиянием константинопольской системы чтений. Так в XII b., как показывает известное иерусалимское «Последование» Страстной и Пасхальной седмиц, на этих седмицах некоторые иерусалимские чтения уступают место константинопольским, например в Неделю Пасхи, не древнее Евангелие Мф. на литургии, а нынешнее Иоанна [ 945 ]. Наша нынешняя система чтений — константинопольская, как видно из того, что она дается в нынешнем виде рукописными Апостолами и Евангелиями явно константинопольского происхождения (с чисто константинопольскими памятями в месяцесловах, обрядами тамошними, например, чином новолетия, и т. п.). Она содержится в нынешнем виде уже в греч. ркп. Х в., например ркп. СПб. Дух. Ак. от 985 г. и в целом ряде греч. ркп. Апостола и Евангелия XI b., например, в Апостоле и Евангелии Киевск. Ак. Муз. [ 946 ], Имп. Публ. где от нынешнего порядка есть отступления только для будничных чтений (в последней ркп. Евангелие о хананеянке помещается после 16 чтения из Лк.) [ 947 ], Кембриджской унив. б. add. 1, 840 XI–XII b., где «чтения из Мф., Мк. и Лк. сильно разнятся от обычного порядка, хотя в существенном родственны с ним» [ 948 ]. Тот же порядок и в известном Остромировом Евангелии 1056–1057 г., где даны только субботние, воскресные и праздничные Евангелия, утренние и литургийные, сначала подвижного круга начиная с Пасхи, а потом неподвижного (остальной текст опущен) [ 949 ]. Римско-католические и протестантские воскресные литургийные чтения

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010