Лк.5:16 .  Но Он уходил в пустынные места и молился. О непослушании прокаженного евангелист Лука умолчал (ср. Мк.1:45 ). «Тем более», т.е. в еще большей степени, чем прежде ( μλλον). Запрещение говорить только еще более побуждало людей распространять слух о Чудотворце. Лк.5:17 .  В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, – Лк.5:18 .  вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; Лк.5:19 .  и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. Лк.5:20 .  И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Лк.5:21 .  Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Лк.5:22 .  Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших? Лк.5:23 .  Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Лк.5:24 .  Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Лк.5:25 .  И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. Лк.5:26 .  И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне. (См. Мф.9:2–8 ; Мк.2:3–12 ). Евангелист Лука к повествованию двух первых евангелистов делает некоторые прибавления. «В один день», т.е. в один из тех дней, именно во время предпринятого Господом путешествия (см. Лк.4:43 и сл.). «Законоучители» (см. Мф.22:35 ). «Из всех мест» – выражение гиперболическое. Мотивы прибытия книжников и фарисеев могли быть весьма разнообразны, но, конечно, среди них преобладало недружелюбное отношение ко Христу. «Сила Господня», т.е. сила Бога. Евангелист Лука там, где называет Господом Христа, пишет слово κριος с артиклем ( κριος), а здесь поставлено κυρου – без артикля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк.24:1 .  В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; Лк.24:2 .  но нашли камень отваленным от гроба. Лк.24:3 .  И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Лк.24:4 .  Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. Лк.24:5 .  И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Лк.24:6 .  Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, Лк.24:7 .  сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. Лк.24:8 .  И вспомнили они слова Его; Лк.24:9 .  и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим. Лк.24:10 .  То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. Лк.24:11 .  И показались им слова их пустыми, и не поверили им. Лк.24:12 .  Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. О путешествии жен ко гробу евангелист Лука передает согласно с Марком ( Мк.16:1–8 ), но делает некоторые прибавления, а местами и опущения. «Очень рано» (стих 1) – точнее: «самым ранним утром» ( ρθρου βαθος). «И вместе с ними некоторые другие». У Тишендорфа, следующего здесь древнейшим кодексам, этого прибавления не имеется. «Два мужа» (стих 4). Согласно Евангелию Марка, женам явился один Ангел, и притом в виде юноши, а не мужа. Тем не менее, здесь нет неразрешимого противоречия. Евангелист Марк говорит об одном, потому что, конечно, о воскресении Христа женам сказал один, а не два Ангела. Евангелист же Лука, говоря о двух говоривших Ангелах, желает дать наибольшее удостоверение в истинности возвещения о воскресении Христа, потому что два свидетеля лучше, чем один. Что касается того, что в Евангелии Марка Ангел показался мироносицам «юношей», а в Евангелии Луки Ангелы явились как «мужи», то это различие, собственно, и трудно иногда определить: одному известный человек кажется юношей, а другому – уже мужем. Евангелисты же могли сведения об этом явлении получить от различных мироносиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

7. Исцеление тещи Петра (1:29–31) (Мф 8:14–15; Лк 4:38–39) Источником рассказа может быть с уверенностью назван апостол Петр. Повествование включает такие подробности, которые имели значение только для лиц, непосредственно вовлеченных в событие. 29. ες τν οκαν Σμωνος κα Ανδρου ‘в дом Симона и Андрея’. Очевидно, у братьев был общий дом, в котором Иисус встречался с учениками в период служения в Капернауме. Это исцеление — первое, о котором повествует апостол Марк. Чудеса, совершенные Господом Иисусом Христом по свидетельству Евангелий, могут быть разделены на четыре вида: экзорцизмы (изгнания злых духов), чудесные исцеления, воскрешения мертвых и природные чудеса. Важность чудес для апостола Марка выражается в том, что около 47% стихов в первых десяти главах его Евангелия прямо или косвенно связано с ними. У синоптиков чудеса называются δυνμεις, букв. ‘(проявления) силы’ (6:2,5; Мф 11:20–21,23), ср. слова учеников на пути в Эммаус, которые называют Иисуса ‘пророк, сильный (δυνατς) в деле и слове’ (Лк 24:19), а также слово σχυρτερος ‘сильнейший’, которое встречаем в Лк 11:22 и Мк 3:27 (=Мф 12:29=Лк 11:21–22). Чудеса — действия Божии, осуществляемые Святым Духом (Лк 4:18–19) как проявление Царства Божиего (Мф 12:28=Лк 11:20) и исполнение эсхатологических пророчеств ВЗ (Лк 4:18; Мф 11:4–5=Лк 7:22; ср. Ис 29:18–19; 35:5–6; 61:1). Они свидетельствуют о том, что Иисус — обетованный Мессия (Мф 11:2–6=Лк 7:18–23) и означают, что сатана связан (3:27), а связанные им освобождены (в Лк 13:16 указывается, что хотя не всякая болезнь есть следствие одержимости, она всегда результат дел сатаны). Христос совершает чудеса из сострадания и милосердия к людям (8:2 и 5:19), но не с целью приобрести внешнюю власть над ними (на что толкает Его искуситель — достаточно сравнить Мк 8:2 и Мф 4:4) и не для того, чтобы облегчить тяготы Своего служения или избегнуть предлежащего Ему Креста (Мф 26:53). Тем не менее чудеса не обладают принудительной силой убеждения — их истинный смысл познается верой. Города Хоразин, Вифсаида и Капернаум не покаялись, невзирая на чудеса (Мф 11:20–24=Лк 10:13–15), и даже ученики не всегда понимали их (6:52). Для верующих чудеса — убедительное проявление Божественной Славы, неспособность понять их значение и ответить на призыв к покаянию означает отпадение от Бога (Мф 11:20–24=Лк 10:13–15).

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Каждый человек имеет свой крест, и когда раб Христов ради Божией любви терпеливо несет свой крест, то он приобщается к страданию Господню, а крест его бывает сообразен Кресту Господню. Страдания же наши Господь наш считает как бы Своими страданиями. И как делающим добрые дела сказал об этих делах: «так как вы сделали это по одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне» (Мф. 25:40), так и об обидах, наносимых нам, говорит обижающим нас: «Так как вы сделали им, сделали Мне». Ибо Господь страдает в нас, как бы в своих собственных членах; мы же, страдающие, как бы собирая куски, оставшиеся от трапезы, собираем некие остатки от страданий Господних, согласно словам апостола: «восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» (Кол. 1:24). Святитель Димитрий Ростовский КРЕСТ СВОЙ И КРЕСТ ХРИСТОВ Господь сказал ученикам своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16:24). Что значит крест свой? Почему этот крест свой, то есть отдельный каждого человека, вместе называется и крестом Христовым? Крест свой: скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека — свои. Крест свой: пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они свои. Крест свой: греховные недуги, или страсти, которые у каждого человека — свои! С одними из них мы родимся, другими заражаемся на пути земной жизни. Крест Христов — учение Христово (Псал. CXVIII:38, 120). Суетен и безплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в крест Христов. Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым: потому что ученик Христов твердо убежден, что над ним неусыпно бдит Христос, что Христос попускает ему скорби, как необходимое и неминуемое условие христианства, что никакая скорбь не приблизилась бы к нему, если б не была попущена Христом, что скорбями христианин усвоивается Христу, соделывается причастником Его участи на земле, а потому и на небе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4162...

В. Имеют ли крест Христов сектанты? О. Нет, сектанты не имеют креста Христова и не чтут его, напротив, они ненавидят и презирают Его, называют виселицей и плахой. В. Почему сектанты ненавидят честный Крест Христов? О. Потому что сектанты ученики и приспешники диавола, а диавол больше всего ненавидит Крест Христов и боится его. В. Почему христиане любят св. Крест и чтут его? О. По многим причинам. Во-первых, потому, что на Кресте Христос примирил нас с Богом; во-вторых, потому, что Крестом Христос победил диавола; в-третьих, потому, что через Крест прославился Христос, и он является знамением Спасителя. В. Каким образом Христос на кресте примирил нас с Богом? О. Христос, говорится в Св. Писании, примирил людей с Богом " посредством креста , убив вражду на нем» ( Еф.2:16 ), «умиротворив, через Него, кровию креста Его и земное и небесное» ( Кол.1:20 ). В. Почему крест является оружием победы Христа над диаволом? О. Потому, что Христос, положил, " смертью (на кресте) лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр.2:14 ). В. Каким образом крест является орудием прославления Христа? О. Христос, пишет Ап.      Павел, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» ( Флп.2:8–9 ). В. Почему крест является знамением Спасителя? Ο. Потому, что перед вторым пришествием Христовым, как сказал Сам Господь, «явится знамение Сына Человеческого на небе» , т. е. честный крест Господень ( Мф.24:30 ). 23. Крест Христов – святыня наша В. Почему крест Христов является святынею Христианскою? О. Крест есть новозаветный жертвенник. Был жертвенник и в Ветхом Завете, и на нем первосвященник приносил жертвы. Христос отменил их, «принесши в жертву Себя Самого» ( Евр.7:27 ) на кресте. Таким образом, крест сделался жертвенником Христовым. Но ветхозаветный жертвенник «святыня великая» ( Исх.30:22–29 ), тем более крест Христов есть «святыня великая». В. Есть ли указание в слове Божием, что крест должно прославлять, как святыню?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Новый придел пристроен по благословению святителя Филарета Московского, на имя которого в октябре 1866 г. было подано прошение княгиней Аглаидой Петровной Оболенской: «Имею я желание на собственное мое иждивение к каменной Троицкой церкви, состоящей в моем имении… вновь пристроить с правой стороны Трапезы придел во имя Божией Матери Печерской в симметрию к существующему с левой стороны приделу во имя Св. Пророка Илии с устройством под ним вновь фамильного склепа, ассигновываю на то 5000 рублей серебром. Представляя при сем и фасад церкви в имеющем быть ея виде, равно и смету архитектора и гр. инж. Грудзина на предполагаемую перестройку». В 1877 году был переделан старый троечастный алтарь храма в Троицком, вместо которого построен со одним полукружием. В 1878 году был отреставрирован старый иконостас главного Троицкого престола. К 1877-1878 годам относится масляная живопись, которую выполнил живописец Дмитрий Алексеевич Култыгин. К сожалению, храм Святой Троицы села Троицкого так же, как и множество других православных святынь, был задет временем безбожия. В 1930-е годы храм был закрыт. В Храме размещалась сельская библиотека, затем общежитие, его пытались взорвать, кирпичная кладка разбиралась для собственных нужд, так что к концу 80-х годов от боковых приделов оставались лишь руины, алтарь и колокольня были полностью разрушены. В 1992 году храм был передан Русской Православной Церкви и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем был назначен протоиерей Владимир Переслегин. С этого года начались реставрационные работы и был водружен крест над руинами храма. В 1996 г. начались ремонтно- восстановительные работы по четверику. В 2000 г. в главном приделе была отслужена первая литургия и с тех пор Божественная служба совершается регулярно. В 1996 году отреставрированы своды и стены четверика и восьмерика, вновь возведены полностью утраченные стены и своды алтаря. В 1997 году воссоздана луковица и установлен новый позолоченный крест. В 1999–2000 гг. проведена укладка белокаменных полов в четверике и главном алтаре, изготовлен и установлен белокаменный Престол с мозаикой по 4-м сторонам, позолоченные резные царские врата. Построены деревянные хоры.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Пресвятой...

   Спасителю — Мф. зач. 20, от полу.    Пресвятой Богородице — Лк. зач. 4.    Ангелам — Лк. 51 или Мф. 52.    Пророкам — Мф. 96 или Лк. 62.    Апостолу — Мф. зач. 34.    Апостолам — Лк. зач. 50 или 51.    Святителю — Ин. 36.    Святителям — Мф. 11 или Ин. 35.    Преподобным и юродивым — Мф. 43 или Лк. 24.    Мученику — Лк. 63, Ин. 52.    Мученикам — Мф. 36 или Лк. 106.    Священномученику — Лк. 67.    Священномученикам — Лк. 24:54, 77.    Преподобномученику — Мк. 37.    Преподобномученикам — Мф. 38, Лк. 64.    Мученице — Мф. 62 или Мк. 21.    Преподобным женам — Мф. 105 или Лк 33.    Исповедникам — Лк. 64.    Бессребренникам — Мф. 34.   § 3. Величания     В переходящие праздники:     Неделя ваий.    Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: Благословен Грядый во имя Господне.     Неделя Антипасхи.    Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго.     Святым женам-мироносицам.    Величаем вас, святии мироносицы, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа, Бога нашего.     Вознесению Господню.    Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса, с пречистою Твоею плотию божественное Вознесение.     Святой Троице.    Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси божественным учеником Твоим.     Всем святым.    Величаем вас, святии вси, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.     В Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших.    Величаем вас, святии вси, в земли Российстей просиявшии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.    Иные величания:     Пресвятой Троице.    Величаем Тя, Триипостасный Владыко, верою православною землю Русскую озарившаго и святых сродников наших сонм велий в ней прославлынаго.     Пресвятой Богородице.    Достойно есть величати Тя, Богородице, земли Русския Царицу Небесную, и людей православных Владычицу Державную.     Величание святым.    Ублажаем вас, чудотворцы наши славнии, землю Русскую добродетельми вашими озарившии и образ спасения нам светоявленно показавшии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Понятно, что и Богомладенец принесен был в храм для представления Господу ( Лк. 2:22 ), соблюдал праздники ( Лк. 2:41 ) и с самого детства выполнял законнические предписания 128 . В качестве «пророка Всевышнего» и «Востока свыше» ( Лк. 1:76 , Лк. 1:78 ), Он – соответственно древним предначертаниям – дал народу возможность «служить Богу в святости и правде перед Ним во все дни жизни» ( Лк. 1:75 ). Иудеи почитались семенем Авраамовым, – и Всевышний, по клятве Своей и завету святому с праотцами, сотворил потомкам милость 129 , послав – в лице Иоанна Предтечи – учителя для возвращения сердец отчих детям и для сообщения непокоривым образа мыслей праведников, чтобы предстал Господу приготовленным народ Его ( Лк. 1:1:17 ). Мало того: Иосиф (и Дева) – из дома Давидова ( Лк. 1:1:27 ; Лк. 1:2:3–5 ) и Христос рождается в городе Давида ( Лк. 1:2:11 ) и занимает престол Его, как своего отца ( Лк. 1:1:32 ). При таком внутренном соотношении христианство являлось величайшим увенчанием и всесовершенным удовлетворением педагогических усилий ветхозаветного прошлого, почему последнее – устами праведного Симеона – спокойно говорило себе с сознанием исполненного долга: ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему, с миром ( Лк. 1:29 ). Устраняясь и поглощаясь, истинное иудейство совсем не усматривало в этом своей смерти, а – напротив – чувствовало, что именно теперь и начинается исполнение того, что было предметом робкого чаяния и тусклого прозрения. Народ Израильский сходил с переднего плана обогащенный более содержательными надеждами, чем какими жил доселе. И тот же старец Симеон с уверенною восторженностью возглашал: видесте очи мои спасение твое, еже еси уготовал перед лицем всех людей, – свет во откровение языком, и славу людей своих Израиля ( Лк. 2:30–32 ). Ясно, что христианство разобщается от иудейства не по какой-либо вражде к нему и не по отсутствию фактического и идейного родства с ним. Внутренняя их связь и исторический восход солнца правды именно на иудейском горизонте – скорее – должны свидетельствовать, что сама тьма не восхотела принять живительного сияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Если же можно считать доказанной историческую достоверность сказания еванг. Луки о Рождестве Иисуса Христа, то тем более не может подлежать сомнению его подлинность (оспариваемая Бауровой школой). Св. Иустин Мученик в Разговоре с Трифоном (гл. 78) излагает историю Рождества Христова буквально, можно сказать, словами Луки: «Так как в Иудее, – говорит он, – тогда была перепись первая при Квиринии, то он (Иосиф) из Назарета, где жил, отправился записаться в Вифлеем, откуда произошёл, ибо он родом был из колена Иудина, жившего в этой стране... Когда же младенцу пришло время родиться в Вифлееме, то Иосиф по недостатку в том селении места, где остановиться, пришёл в одну пещеру недалеко от селения. И когда они были там, Мария родила Христа и положила Его в яслях». В другом месте (перв. апол. 34) он пишет так: в земле иудейской есть одно село, отстоящее от Иерусалима на тридцать пять стадий, в котором родился И. Христос, как узнать можете и из таблиц переписи, которая была при Квиринии, первом вашем правителе в Иудее. Даже Маркион, как утверждает Тертуллиан на основании одного письма его, не только знал это повествование, но и верил свидетельству евангелиста о рождении Спасителя в Вифлееме во время переписи при Кесаре Августе, о положении Его в яслях, об ангельском славословии в это время, о поклонении Новорождённому пастырей и проч. (De carne Christi, cap. 2). – Несомненно убеждают в подлинности настоящего повествования и некоторые особенности языка его, встречающиеся и в других частях Евангелия. Так, выражение бысть со следующим за ним неопределённым наклонением при определении времени ( Лк.2:1, 6 ) находится в Лк.3:21, 5:12, 17, 6:1, 12, 7:11 и дал. Бысть яко ( Лк.2:15 ) также при определении времени встречается во многих местах, напр. в Лк.19:29 . Слово вышний – υφιοτος – ( Лк.2:14 ) часто употребляется и в других местах: Лк.6:35; 8:28; 19:38 . Дом – οικος – в значении фамилии ( Лк.2:4 ) встречается в Лк.10:5, 11:17, 19:9 . Не менее часто употребляется слово ходить – πορευεσϑαι ( Лк.2:3 ), именно в Лк.4:30, 42, 5:24 и т. д. Таковы же слова Спаситель ( Лк.2:11 ), благовестити ( Лк.2:10 ), которые почти исключительно встречаются в Евангелии Луки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

И это потому, что его судьба предусмотрена в предвечном Совете. При посещении Марией Елизаветы «взыграл младенец во чреве ее» ( Лк.1:41 ); он уже пророк и «друг жениха» ( Ин.3:29 ); Ангел Воплощения, он переступает границы времени. Выбор имени Иоанна подчеркивает, что Бог познал Иоанна, как Он познал Иеремию: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя» ( Иер.1:5 ); для него нет другого пути, так как он – Вестник. В имени судьба дана в зародыше, потеп est omen [имя есть предзнаменование]. «И ...не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» ( Лк.1:20 ). «И был страх на всех ...что будет младенец сей?» ( Лк.1:65–66 ). Знамения сопутствуют ему, «И рука Господня была с ним» ( Лк.1:66 ); он сам становится этой рукой, перстом Господним, чтобы указать на Него и сказать: «...вот Агнец Божий» ( Ин.1:36 ). Захария ( Лк.1:67–79 ) воспел мессианскую хвалебную песнь. Рождение Иоанна возвещает об имеющем быть рождении Другого. В лице Захарии – священника храм Ветхого Завета преклоняется перед Пришествием этого Другого и приветствует Предтечу – того, кто приходит, чтобы: «Дать уразуметь народу Его спасение» ( Лк.1:77 ), возвестить посещение Востока свыше ( Лк.1:78 ). В богослужебных текстах он именуется «многосветлой звездой солнца», появление которой предшествует Утренней заре. «Младенец же возрастал и укреплялся духом» ( Лк.1:80 ), так же как и Другой Младенец: «Младенец же возрастал и укреплялся духом» ( Лк.2:40 ). Линии этих двух судеб пересекутся. «Он был в пустынях до дня явления своего Израилю» ( Лк.1:80 ), «...был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» ( Лк.3:2 ). Пребывание в страшных местах предшествует пребыванию там Господа Иисуса Христа, который также «поведен был Духом в пустыню» ( Лк.4:1 ). Именно в пустыне Иоанн начинает свою проповедь ( Мф.3:1 ), крестит своих учеников ( Мк.1:4 ), и его глас вопиет в пустыне ( Ис.40:3 ). Все его существо откликается на зов пустыни; эта единственная в своем роде величественная фигура являет человека, как бы высушенного и выжженного внутренним пламенем аскетического очищения: «Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед» ( Мф.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010