Возвысил ты наше падшее естество,/с распятием Христовым его воздвигнув;/высота Божественная, глубина неизреченная!/Ты, Живоносный Крест, благодатью преизобильный/– Христово знамение, и широта безмерная,/и непостижимой Троицы образ. Слава: Устами, душою и сердцем/Крест Господень лобызая,/придите ныне, вознесем его все и возвеличим;/поклоняясь, воскликнем вместе/песнь чистейшую, возглашая:/«Радуйся, великое богатство, Крест,/Церкви украшение!» И ныне: Древо жизни и спасения,/Древо бессмертия, Древо разума,/Древо трижды любезное,/непорочное и неприкосновенное,/Крест трехсоставный, почитаемое Древо:/ибо носит оно Троицы Триипостасной образ. Песнь 9 Ирмос: Всякий на земле рожденный/да ликует, Духом просвещаясь;/да торжествует и бесплотных Умов естество,/почитая священное торжество Богоматери,/и да взывает:/«Радуйся, Всеблаженная,/Богородица чистая, Приснодева!» Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Кто сделает слышными, как написано,/действия твои, любезный мipy Крест,/ явления силы Божией и чудеса,/и умерших воскресение?/И весь мip ты с собой вознес,/ сам вознесенный к Богу,/многовожделенный. Утверждение верным – Крест трижды блаженный,/знамение и похвала, Древо всесильное./Крест Христов, великий и совершенный,/апостолам – похвала, преподобным – утверждение/и мученикам – крепость и сила,/верным – победа и хвала. Слава: Радуйся, Крест, образ неописуемый и многоименный,/Древо преизобилующее дарами,/страшное и всеблаженное!/Радуйся, Крест всесвятой и всесильный!/Радуйся, хранитель жизни нашей,/Господень Крест много воспеваемый! И ныне: Крест Драгоценный!/Будь мне хранителем души и тела,/образом своим бесов низлагая,/врагов отгоняя, страсти упраздняя,/и даруя мне благословение, и жизнь и силу/содействием Святого Духа/и Пречистой священными мольбами. Светилен, глас 2 Крест – хранитель всей вселенной,/Крест – красота Церкви,/Крест – царей могущество,/Крест – верных утверждение;/Крест – Ангелов слава/и демонов поражение. Слава, и ныне, Крестобогородичен: Стоя у Креста, Родившая Тебя без семени,/и горько сетуя, взывала:/«Увы, сладчайшее Чадо,/как Ты скрылся от очей Моих?/Как Ты к мертвым был причислен?»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Где горе, где слезы — там крест. Меняются люди, победители и побежденные, а над их могилами стоит крест, торжество их веры. Крест на церкви и в церкви, крест дома. Он — свидетель нашей жизни. «Веруйте в меня, и победите» — говорит Христос. Когда человеку случается оказаться там, где нет никого, кто бы понимал его язык, тоска охватывает его душу. И тогда он берет висящий на шее крестик, памятку отца или матери, и целует его с верой, что со крестом преодолеет все невзгоды и препятствия. Братья и сестры! Постараемся сегодня ответить на вопросы: чем крест был до Христа, чем стал благодаря Христу и чем будет в будущем для всех нас? В древнем языческом мире крест был орудием позорной казни. На нем распинали разбойников. Еврейский историк Иосиф Флавий говорит, что во время разрушения Иерусалима в 70 г. после Рождества Христова римляне распяли 70 000 евреев, в стране не хватало дерева на новые кресты. Прообразом креста было райское дерево жизни, которое предохраняло от смерти. Крест предображало дерево для костра, которое Исаак нес на своих плечах, чтобы на нем отдать свою жизнь, чего требовал Бог от Авраама. Это же можно сказать о лестнице Иакова. Блаженный Августин говорил: «Прежде, чем появился крест, не было лестницы к небу, поэтому не мог туда взойти ни Авраам, ни Исаак. Теперь небо стало открыто. Когда мы смотрим на крест, мы видим лестницу, ведущую от земли к небу. Она соединяет небо с землей». Древко и медный змей, которого Моисей на нем укрепил, были прообразом креста и распятого на нем Христа. Сам Христос говорит о нем: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14 ). Из этого следует, что для всех и во все времена крест был и остается лекарством от козней дьявола. А чем стал крест для нас после распятия Христа? Христос избрал это позорное древо, «для иудеев — соблазн, а для язычников — безумие», чтобы на нем умереть, а нас спасти от смерти, дать нам счастье жизни вечной. И потому крест — это символ союза Бога с грешным человеком, источник благодати Божьей, которая подается обильно в Таинствах Церковных, и все они совершаются при помощи креста. Крест — знамение победы. Держа его в руках, апостолы пошли в мир и покорили его. Крест появился на языческой хоругви императора Константина и с тех пор распространился по всему миру. Он стал знамением последователей Христа. Перед крестом дрожит всякое зло. Крестом побеждаются дьяволы и уничтожается грех. Климент Александрийский говорит: «…осени себя крестным знамением, и злой дух уйдет от тебя, ибо крест — закон победы Воскресшего Христа. Крест школа мудрости: в нем заключена тайна нашего спасения — Пресвятая Троица, Воплощение, Спасение, все основы мироздания».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Тайны Богоявленского собора в Полоцке – Вера Федоровна, расскажите, что Вы знаете о кресте Евфросинии Полоцкой? Вы же долгое время находились рядом с матушкой Ольгой. Что она говорила Вам о месте, где может быть спрятана реликвия? – Матушка всегда говорила, что крест преподобной Евфросинии Полоцкой здесь, в Полоцке, – начала свой рассказ Вера Федоровна. – В те времена матушка Ольга была певчей на хорах в Спасо-Преображенской церкви. В храм приходили люди и с собой приносили крест. Это были пожилые монахини. Они всем давали прикладываться к кресту. Прикладывалась и Ольга. Тогда никто не знал, что это за крест. Потом уже стали говорить, что это крест Евфросинии. Он очень был похож на настоящий. – Значит, матушка Ольга видела крест и даже прикладывалась к нему? – Да, не только видела, но и прикладывалась к кресту. А когда узнали, что святыня хранится за Полотой (река в Полоцке), то стали ходить туда – поклонялись и исцелялись. Было это где-то в 70-х годах прошлого столетия, – продолжала Вера Федоровна свой рассказ. – В те годы было большое гонение верующих, и крест прятали. Слушая рассказ, я вспомнил, как лично спрашивал матушку Ольгу о месте, где может находиться крест Евфросинии. И она мне ответила: «Алексей, крест здесь, в Полоцке! Я знаю это точно!». По версии инокини Ольги (Дорожко), послушницам полоцкого монастыря в 1929 году удалось обменять привезённое с собой из Полоцка в Могилев золото и простой крест на реликвию, и затем доставить крест Евфросинии обратно в Полоцк. Во время Великой Отечественной войны одна из монахинь матушка Валентина хранила крест Евфросинии Полоцкой на территории монастыря, а после войны, забрав крест с собой, ушла жить за реку Полоту (ул. Слободская). Со слов инокини Ольги, крест монахини собирались закопать, «чтобы он не достался мирским властям и НКВД». Ещё в начале 70-х годов прошлого столетия монахини, хранительницы креста, предлагали матушке Ольге прийти и приложится к реликвии, но она не смогла этого сделать из-за тяжелой болезни. Меня неоднократно спрашивали: «Почему же крест в те времена не вернули назад, в монастырь?». Всё очень просто. В те годы были очень сильные гонения на верующих. И поэтому инокини старались спрятать святыню от мирских властей. Территория монастыря, его храмы и сооружения находились в очень плачевном состоянии. Крестовоздвиженский собор, Свято-Евфросиниевский храм были почти полностью разрушены. Спасо-Преображенская церковь требовала капитального ремонта. Возвращать святыню – крест Евфросинии – в то время было просто некуда!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/21/ta...

После этого патриарх поднял Крест ввысь, чтобы увидел его весь народ, – и все люди со слезами воспевали: «Господи, помилуй!» Царица Елена сделала серебряный ковчег и поместила в него Честной Крест. Спустя три века царь Хозрой, завоевав Иерусалим, увел множество людей в рабство и унес Крест Господень в Персию. В Персии Крест пребывал 14 лет. Греческий царь Ираклий, победив Хозроя в 628 году, со славою возвратил Крест в Иерусалим. Входя в город, царь Ираклий нес Крест на своих плечах. Но внезапно царь остановился и не мог ни шагу ступить далее. Патриарх Захария увидел Ангела, препятствовавшего царю идти под Крестом в роскошной императорской порфире, да еще по тому же самому пути, по которому Господь шел босым и униженным. О сем видении патриарх объявил царю. Тогда царь снял [порфиру и драгоценную обувь] и – в бедной одежде и босой – взял Крест, вознес его на Голгофу и положил в храм Воскресения – к отраде и утешению всего христианского Спаси, Боже, верныя люди Твоя, Спаси, Господи. Крестом Своим честным нас озаряй, Крестом и на водах спасай! Крест – сила и знамение, Крест – спасение. Спаси, Боже, патриарха И сербских владык собор. Дай им силы послужить Твоему Кресту честному! Крест – сила и знамение, Крест – спасение. Спаси, Боже, и всех тех, Что во власти суть; Да хранит их Крест всесильный От погибели во тьме! Крест – сила и знамение, Крест – спасение. Спаси, Боже, весь народ, Что молится Тебе, – Пусть любое испытание Крестом одолеет! Крест – сила и знамение, Крест – спасение. 2. Св. Плакилла царица . Супруга императора Феодосия Великого. И по уму, и по делам была истинной христианкой. Особо отличалась помощью нищим и больным людям. Когда некоторые говорили ей, что это не согласуется с императорским достоинством, она отвечала: «Царскому званию приличествует помогать [людям] деньгами; мои же личные труды (в благотворении нищим) даю я Тому, Кто благоизволил дать мне это звание». Мирно упокоилась около 400 года. 3. Преподобномученик Макарий Солунский . [Был] учеником святого патриарха Нифонта, когда тот пребывал в подвиге безмолвия в [монастыре] Ватопед.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Распеншуся же Христу на осмоконечном крест, сень и образ крест четвероконечный проста, и уже той четвероконечный крест сотворися аки бы крыжем Римским и мерзостию запустения, идолом антихристовым и печатию антихристовою. Розыщем убо о том подлинно. В ПЕРВЫХ Четвероконечный крест был ли в Ветхом Завете сению креста осмоконечного? Аще по раскольническому мнению крест четвероконечный в Ветхом Завете был сению креста осмоконечного, то подобаше всячески, дабы в Ветхом Завете был четвероконечный крест именно самым делом от никоего вещества соделан, и на некоем месте стоящ. Да покажут убо нам раскольщики, в Ветхом Завете где крест четвероконечный обретается? или поне имя то крест, в Российских Библиях в Ветхом Завете где написано? Еще же и свидетельство каково от Святых отец (а не от своих Брынских лжеучителей) нам да предложат, яко в Ветхом Завете бе крест четвероконечный образ креста осмоконечного? Повестям бо сумнительным без достоверного свидетельства не емлется вера. Мы же предлежащий вам творим розыск, испытующе в Писании ветхозаконном, был ли когда в том четвероконечный крест? или, поне имя крестное вь Ветхом Завете в Российских Библиях обретается ли, кроме тайных прописаний крестных, не яве, но тайно крест Христов образовавших? И аще не обретается в Ветхом Завете крест, ни именование крестное; то коея ради вины не обретается? Розыск о сенех и прообразованиях крестных В начале сие веем известно буди, яко то имя крест, не обретается в Ветхом Завете в Библиях Российских (не глаголю зде о иностранных Библиях, на иных языках обретающихся, но о Российских; понеже мне к нашим Россиянам слово). Кто читатель Российских Библий искусный? кто прочел добре весь Ветхий Завет ? нашел ли в нем где четвероконечный крест? или поне то самое именование крест? Да соберутся отвсюду Российские раскольщики, и да читают с прилежанием во дни и в нощи в Российских Библиях Ветхий Завет даже до новой благодати, до Евангельского (глаголю) благовестия, обрящут ли где воспомянен крест? Никакоже. Аще же и многая в Ветхом Завете бяху креста Господня прообразования и сени, обаче именно креста нигдеже обрящеши; ни бо нарицахуея именем крестным оная прообразовать, ниже от народа тогдашнего познавахуся быти крестная прописания, разве от некиих, имже от Бога открыся, Пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда было жестокое гонение на христиан и Господу было угодно прекратить его, Он явил высоко на небе крестное знамение Царю Константину, и вокруг Креста было написано: Сим побеждай. Тогда Константин сделал знамение Креста и сим знамением победил неприятеля. Вот Господь Крест нам дает и ограждает нас от всех бед, от всех зол и ограждает нас от князя мира сего – дьявола. Вот мы возносим знамение Креста, здесь, над Сан Франциско возносится Крест, чтобы охранять сей город, хранить каждого из нас. Крест – знамение победы Христа над дьяволом , знамение победы Христа над теми, которые восстают против Него. Крест – непобедимое оружие. Вот от ныне возносится Крест над нами. Осеняет град Сан Франциско. Это наше знамение. Это наше оружие против всех искушений, против всех бед, против всех напастей. Когда мы издалека увидим сияющий Крест над нашим собором, мы вспомним, что с нами Христос распятый, Христос Всемогущий. Христос – наш Спаситель. Когда придет в голову кому какое-нибудь недоброе чувство, то пусть, взглянув на Крест сей, испугается. И тогда, когда загремят страшные трубы и Христос появится на облаках, знамение Креста появится как знамение Христово, как знамение конца мира. Пусть озаряет нас Крест и в путешествиях, и когда мы находимся дома. Приезжая издалека и проходя мимо собора, будем взирать на Крест сей и исполнять крестное знамение Христа Господа, который за нас пострадал. Во дни и в нощи пусть Крест нам напоминает о Распятом. Пусть осеняет нас и дает помощь в делах наших здесь. Пусть творится слава Божия, а не исполнение наших похотей и прихотей. Пусть Крест осеняет всех приезжающих в Сан Франциско. Когда будет кто отплывать из Сан Франциско, то Крест сей да несет благословение на путешествие, когда люди будут на кораблях приезжать к городу, пусть Крестом их встречает Сан Франциско и будет благословение на них, чтобы благополучно и во славу Божию было их пребывание здесь. Осеняет Крест всех находящихся в городе, входящих и выходящих, и пусть он нам вечно напоминает о Христе, Который ради нас принял Крест Свой, поселился на небесах и хранит нас Крестом Своим. Возблагодарим Господа Бога, что дал нам Крест Свой. Возблагодарим Господа Бога и не будем забывать, что Крест есть и наше орудие и в то же время напоминание нам о Страшном Суде Господнем. Верую Господи, спаси нас Господи силой Креста Твоего, спаси нас и охраняй нас силой Креста Твоего, молитвами Богородицы и всех святых. Все мы объединились вокруг Христа своего, ибо сказал Господь: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:35 ). Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

То же самое относится и к Кресту, которому кроме множества текстов Октоиха посвящена специальная служба двунадесятого праздника Воздвижения Честнаго Креста Господня (минея, 14/27 сентября). В нашем случае также важно, что Крест упоминается в предании об апостольской проповеди на будущих русских землях и о святом Владимире: апостол Андрей водрузил крест на Киевских горах, а князь «по всей земле своей его поставил» и тем «грады освятил». Крест указывает на распятого на нем Господа Иисуса Христа и поэтому символизирует собой Церковь – Тело Христово. Говоря обобщенно, для принявшей крещение Русской земли Крест – это «путь и истина, и жизнь» (ср. Ин. 14:6). Крест Христов – это и «древяное копие», поразившее ад (когда туда сошел распятый Спаситель), и оружие, разрушившее языческих идолов Русской земли (и иных земель), и копие против «духов злобы поднебесной», с которыми сражаются христиане на протяжении земной истории человечества, и средство личного спасения: «…мы же, сего вси божественно, вернии, таинственно воображающе в сердцах наших всегда, спасаемся державою его » . Церковные песнопения в честь Креста Господня многократно именуют его « царей державо , крепость праведных», которой «попрася смертная держава » диавола . Крест сообщает действенную силу земной державе – христианскому государству и его правителю. «Ты мой покров державен еси, тричастный Кресте Христов, освяти мя силою твоею, да верою и любовию покланяюся и славлю тя», – говорит император Византии Лев VI Мудрый . Крест одновременно есть сила Церкви и христианского государства Согласно православному вероучению, выраженному в богослужебных текстах, Крест одновременно есть сила Церкви и христианского государства: «Крест – держава и утверждение» Церкви и он же «царей держава и утверждение» . Коротко говоря: «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест – царей держава , Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва » . Поскольку крест изначально был лабарумом (личным штандартом) императора Константина Великого, то таковым он был и для всех византийских басилевсов, русских царей и императоров. Поэтому Крест имел коннотацию в первую очередь с победами императоров. Подлинный (не искаженный советской правкой) текст тропаря Кресту читается так:

http://pravoslavie.ru/147420.html

Да, Крест песнопений сегодняшнего праздника, Крест в словах апостолов и святых отцов – это не «знак покорного страдальца», но оружие воина. Крест, торжественно вознесенный на холмах Иерусалима – это новозаветный «меч Гедеона», сокрушающий уже не земных плотских врагов, но гораздо более страшных и опасных – врагов духовных. «Воззрение на Крест вдыхает мужество и изгоняет страх», – говорит в своей проповеди на Воздвижение Честного Креста святой Андрей Критский. Вспомним и другой ветхозаветный прообраз Креста – упоминающийся, кстати, в тексте службы Воздвижения: сцену битвы израильтян с врагами-амалекитянами, стремившимися уничтожить народ Божий. Святой пророк Моисей, предводительствовавший тогда израильтянами, стоял во время этой битвы на горе с вознесенными руками – что со стороны выглядело именно как Крест. Когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик… И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» ( Исх.17:11–13 ). Итак, опять Крест – не «муки и безответность», но знамя и оружие победы во имя Господа. Что касается новозаветных времен, то все мы помним историю сына святой царицы Елены – равноапостольного Константина Великого . Задолго до того, как его благочестивая мать отыскала в Иерусалиме Честной Крест Господень, Константин сподобился со всем своим войском видеть Божие знамение – светящийся на небе Крест из звезд и надпись вокруг него: «Сим побеждай». И призвание имени Господня действительно помогло Константину на следующий день победить войска жестокого гонителя христиан Максенция, тем самым положив конец гонениям на христиан по всей Римской империи. Если же мы обратимся к словам святых отцов Церкви, посвященных Кресту, то и там найдем торжество и победу. Вот, например, как говорит о Воздвижении Креста преподобный Андрей Критский: «Мы славим Крест, и вся Церковь наполняется блеском славы. Мы славим Крест, и лице всей вселенной озаряется сиянием радости. Мы славим Крест, и рассевается мрак и разливается свет. Мы славим Крест, и с Распятым возносимся, дабы, оставив долу землю вместе с грехом, стяжать небо и небесное. Крест воздвигается, и шумные клики демонов умолкают. Крест воздвигается, и вражеская сила сатаны, пораженная, падает и сокрушается. Крест воздвигается, и все верующие стекаются. Крест воздвигается, и грады торжествуют и народы совершают празднество. Так, одно воспоминание Креста уже возбуждает к животворной радости и облегчает тягостную скорбь».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Выпуск 1 → Внебогослужебные беседы священника Василия Преображенског о Содержание Глава четвертая. Притчи Господа нашего Иисуса Христа, изъясняющие значение и важность христианской добродетели – веры Беседа первая Притча о богаче и нищем Лазаре (Лк.14:19–31 ст.) Беседа вторая Притча о двух строителях (Мф.7:24–27; Лк.6:47–49) Беседа третья Притча о работниках в винограднике (Мф.20:1–16) Беседа четвертая Притча о рабе, трудящемся по возвращении с поля (Лк.17:7–10) Беседа пятая Притча о двух сынах (Мф.21:28–32). Беседа шестая Притча о мытаре и фарисее (Лк.18:9–14) Глава пятая. Притчи Господа нашего Иисуса Христа, в которых уясняется значение и важность христианской надежды Беседа первая Притча о друге, просящем три хлеба (Лк.11:5–10) Беседа вторая Притча о неправедном судии и вдовице (Лк.18:1–8) Беседа третья Притча о десяти девах (Мф.25:1–13) Беседа четвертая Притчи: а) о рабах, ожидающих господина; б) о хозяине. ожидающем вора; в) о верном и благоразумном рабе-домоправителе и злом рабе (Лк.12:35–46; Мф.24:42–51) Беседа пятая Притча о талантах (Мф.25:14–32) Беседа шестая Притча о десяти минах (Лк.19:11–27) Глава шестая. Притчи, в которых Господь Иисус Христос указует верующим в Него важность христианской добродетели – любви Беседа первая Притча о заимодавце и двух должниках (Лк.7:41–43) Беседа вторая Притча о немилосердном рабе (Мф.18:23–35) Беседа третья Притча о сострадательном самарянине (Лк.10:25–37) Беседа четвертая Притча о безрассудном богаче (Лк.12:13–21) Беседа пятая Притча о неправедном приставнике (Лк.16:1–14) Заключение     В трех главах, составивших собою первый выпуск наших бесед 1 , мы предложили вашему вниманию изъяснение тех притчей, в которых Господь наш Иисус Христос благоволил в образах и подобиях изложит Свое Божественное учение о Царстве Божием на земле или Церкви Святой, а именно о цели ее учреждения на земле, о существовании ее до конца мира сего, об условиях вступления в нее людей, об обновлении человечества и о будущем конечном суде. Теперь с Божьей помощью, мы продолжим беседы на те притчи, в которых Спаситель в ярких чертах изобразил правила жизни, обязательные для Его последователей – членов Церкви Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

И вот, стали полагать кресты на него. После возложения первых двух крестов на мертвеца не произошло никакого чудесного знамения, но как только приложили третий, мертвец тотчас же воскрес. Тогда все и узнали, который Крест Господень, и стали поклоняться ему и целовать его. Народа было много; всем хотелось видеть Крест Господень, но не все могли. Тогда патриарх Макарий взял Крест, взошел с ним на возвышенное место и стал поднимать, или воздвигать, его. Народ падал на землю, молился и плакал. Это-то событие обретения Креста Господня и послужило основанием к установлению в нашей Православной Церкви праздника Воздвижения, который и совершается 14-го сентября. Рассказав вам, братие, это событие, я предложу вам теперь следующий вопрос: сколько, по вашему мнению, имел концов Крест, обретенный в Иерусалиме царицею Еленою? Если предположить, что найден был крест восьмиконечный, то каким образом могло возникнуть сомнение о том, какой из трех найденных крестов был Крест Господень? Восьмиконечный имел бы дщицу и подножие; а дщица ни на минуту не заставила бы задуматься в подлинности Креста Христова. Должно, значит, согласиться, что Крест Господень был вынут из земли или четвероконечный, или шестиконечный. Но что же, однако, видим? Этот Крест воскрешает мертвеца, христиане молятся перед ним, лобызают его, с благоговением покланяются ему, торжественно вносят его в Церковь , и патриарх показывает его народу как истинный Крест Господень. Ну можно ли после сего верить лжеучению раскольников, не только отвергающих почитание четвероконечного креста, но и не ужасающихся в своем заблуждении называть его крыжем римским и печатью антихристовою? О, братие, грешат они в этом случае и заблуждаются жестоко. Вникните еще в последующие слова наши, и вы вполне убедитесь в истинности сейчас сказанного нами. Прежде всего известно, что четыре конца восьмиконечного креста состоят из дщицы, на которой сделана надпись: I. Н. Ц. I. и подножия. Спрашивается: когда Господь шел на страдания, с дщицею ли и подножием Он нес крест Свой? Очевидно, без оных, ибо подножие прикреплялось к кресту по распятии человека, применяясь к положению его на кресте и росту, а что дщица прибита была уже после того, как Господь был распят, это единогласно утверждают все евангелисты. «И поставили, [уже по распятии], – повествует Матфей, – над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» ( Мф.27:37 ). «Был час третий, – говорит Марк, – и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский» ( Мк.15:25–26 ). То же самое подтверждают и евангелисты Лука ( Лк.23:38 ) и Иоанн ( Ин.19:19 и дал.). Итак, несомненно, что, идя на страдания, нес Господь крест четвероконечный. Но замечайте, что этот же самый крест теми же четырьмя евангелистами и до распятия прямо называется Крестом Христовым. «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его», – говорит евангелист Матфей ( Мф.27:32 ), и то же самое и Марк с Лукою ( Мк.15:21 ; Лк.23:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010