В знаменательном совпадении смерти и воскресения Господа Иисуса Христа с праздником ветхозаветной Пасхи следует видеть Божие указание на глубокую внутреннюю связь между этими двумя событиями, о чем обстоятельно пишет св. ап. Павел в своем послании к Евреям. Сопоставим здесь параллельно события обеих Пасх. Ветхозаветная Пасха Новозаветная Пасха Заклание непорочного пасхального агнца и спасение еврейских первенцев его кровью ( Исх. 12 ).         Чудесный переход евреев через Красное море и избавление от египетского рабства ( Исх. 14:22 ).         Синайское законодательство на 50-й день по исходе из Египта и заключение союза (завета) с Богом ( Исх. 19 ).         Вкушение чудесно посылаемой Богом манны ( Исх. 16:14 ). 40-летнее странствование по пустыне и различные испытания, которые укрепили еврейский народ в вере в Бога.         Водружение медного змия, глядя на которого евреи спасались от укусов ядовитых змей ( Чис. 21:9 ).         Вступление евреев в обещанную их отцам землю ( Нав. 4 ). Из этого сопоставления пасхальных событий мы видим, как события ветхозаветной Пасхи служили прообразом новозаветной и возвещали о больших духовных переменах, которые должны произойти в жизни человечества после воскресения Мессии. Вот почему апостолы, празднуя новозаветную Пасху, утверждали: «Пасха наша, Христос, закланный за нас» ( 1Кор. 5:7 ). Пророчества о Воскресении Христовом О воскресении Мессии свидетельствуют многие ветхозаветные пророчества. Среди них надо упомянуть те, которые предсказывали, что Мессия будет не только человек, но и Бог , и следовательно, будет бессмертным по Своему божескому естеству. Смотри, например: Псалмы 2-й, 44-й и 109-й, Ис. 9:6 , Иер. 23:5 , Мих. 5:2 , Мал. 3:1 . О воскресении Мессии также косвенно свидетельствуют пророчества, говорящие о Его вечном Царстве , например: Быт. 49:10 , 2Цар. 7:13 , Пс. 2 , Пс. 131:11 , Иез., Дан. 7:13 , – потому что, вечное духовное Царство предполагает бессмертного Царя. Среди прямых предсказаний о воскресении Христа самым ясным является пророчество Исаии , занимающее всю 53-ю главу его книги. Пророк Исаия, который жил более 700 лет до Р. Хр., описав страдания Христа с такими подробностями, будто он стоял у самого подножия креста, заканчивает свое повествование следующими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Дело в том, что при этом собрании, когда совершается общая благодарственная молитва и христиане возносят благодарение Богу и преломляют хлеб, то, чему их учили с детства, предполагает, что они вспомнят некоторый путь спасения, который они (начиная от их предков до них самих) проделали под властью Божьей. Это то, что мы сегодня называем историей спасения и что начинается при переходе через Красное море и заканчивается, вообще говоря, настоящим моментом – когда собираются первые христиане. Значит, для них необходимо каким-то образом включить в привычное повествование о спасительном действии Божьем то, что произошло с Иисусом. Собственно, они тем и отличаются от всех остальных иудеев, что для них вся полнота спасения дана Богом именно в смерти и воскресении Иисуса. Поэтому невозможно рассказывать об исходе из Египта, заселении в Святую Землю, заключении Завета, плене, возвращении и т.д. и не говорить о смерти и воскресении Сына Божьего. Это оказывается, с одной стороны, задачей очевидной, с другой стороны, задачей очень срочной, потому что если уже в первый год после воскресения Христова, весной 31 года, количество христиан довольно велико и они собираются во многих разных местах, то, говоря в целом, 11 апостолов могут возглавить пасхальное празднование в 11 местах. А что будут говорит все остальные, кто не были непосредственными свидетелями: не был в Гефсиманском саду, не стоял у креста, не бежал к опустевшей могиле? Конечно, еще никто ничего не записывает. Тем не менее в этих обстоятельствах уже в ранней христианской среде возникает запрос на некоторый, если хотите, стандартный рассказ о Страстях и зачем это нужно. Просто потому, что христиане не могут праздновать Пасху, не вспоминая об этом и не прославляя Бога за смерть и воскресение Христово. Поэтому уже в первые несколько лет, сначала еще только в устной форме, но все-таки формируется то, что сегодня называют Страстным рассказом, – та часть Евангелия от Марка, Луки и Матфея, которая состоит из следующих друг за другом почти одинаковых фрагментов. Так называемый Страстной рассказ базируется именно на том, что было зафиксировано буквально в первые годы. Сегодня для нас это важно потому, что до сих пор находятся странные люди, которые пытаются утверждать, что это никак не могло быть запомнено, потому что не было записано и т.д. Нет, ранняя христианская среда нуждается в этом рассказе, более или менее одинаковом для всех. Важно сказать, что возникает этот Страстной рассказ – первое зерно будущего Евангелия – у людей, которые привыкли заучивать наизусть большие тексты. Поэтому он передается в более или менее неизменной форме на протяжении длительного времени.

http://academy.foma.ru/tag/hristianstvo-...

Другим возражением против явных чудес является утверждение, будто бы явное чудо изнасилует свободу человека, а потому все вмешательства Бога совершенно не очевидны для неверующего ока, и неопровержимые чудеса невозможны. Для того, кто признает Библию истинным словом Бога, это утверждение явно лживо. Чудеса перехода через Красное море, исцеления слепорожденного, сожжения пророком Илией солдат настолько очевидны были для неверующих, и при этом столь же очевидно, что не мешали им отрицать очевидное. Так что аргумент этот явно не учитывает степени свободы человека. Можно, конечно, как это делает проф. Карташев, называть все эти чудеса мифами, но в таком случае не надо называть себя христианином. Ведь Церковь еще в 1084 году подвергла таких " свободомыслящих " исследователей анафеме. На самом деле человек не принимает веры вовсе не потому, что откровение Божие не очевидно для его разума, а потому только, что сердце у него злое, и груз черных дел мешает ему придти к Создателю. Христос прямо сказал об этом. Так что не бывает честных безбожников. И, наконец, возмутительно утверждение либералов, что для миссионерства надо использовать только те факты, которые не вызовут ни малейшего сомнения у скептиков, иначе, будто бы, мы будем нечестными. Я не понимаю, зачем во время духовной войны давать фору противникам. Истинная миссия - это сражение за души людей, оказавшихся в плену у сатаны. Честность необходима миссионеру. Он должен честно преподносить все факты, а уж нравятся они кому-то или нет, - проблема не его. И то, что факты можно истолковать по-разному - вовсе не повод для того, чтобы им не давать единственно верного, а именно Христова толкования. Только такое миссионерство может иметь истинный успех. Не случайно, что зараженные толерантностью проповедники не способны никого вдохновить на подвиг и потому их идеи вызывают неприятие именно у монахов. Ведь только бескомпромиссное, по-Христову честное возвещение Евангелия может найти глубокий отклик у тех, кого Бог призвал к вечной жизни.

http://ruskline.ru/analitika/2009/11/23/...

Ешьте его, совсем одевшись в путь, с посохами. Это – Пасха Господня (прохождение Господа мимо, пощада). Я пройду по земле Египетской в эту ночь и поражу всякого первенца у египтян от человека до скота, а когда увижу кровь на домах у вас, пройду мимо вас. В последующее время вы празднуйте этот день во все роды и семь дней ешьте пресный хлеб». Агнец пасхальный должен был прообразовать Иисуса Христа распятого, кровью Которого мы спасаемся от вечной погибели 185 . Израильтяне сделали так, как повелел Господь. В полночь Господь поразил смертью всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона до первенца узника, заключенного в темнице, и всех первородных из скота. И встал фараон ночью и все египтяне, и подняли великий плач; потому что не было дома, где бы не было мертвеца. Фараон призвал ночью Моисея и Аарона и сказал: «Выйдите из Египта вы и все израильтяне со всем скотом вашим, совершите служение Господу и благословите меня». И египтяне понуждали израильтян выйти, и давали им серебряные и золотые вещи и одежды. Рано утром в 15-й день месяца авива израильтяне вышли из своих домов с такою поспешностью, что не успели заквасить теста, понесли его в квашнях на плечах своих и уже в дороге напекли себе опресноков. Они собрались в Раамсесе. Отсюда до 600000 мужчин 186 , не считая женщин и детей, отправились к Красному морю 187 . И множество разноплеменных людей вышли с ними. Моисей взял с собою кости Иосифа и других патриархов 188 . Когда израильтяне на пути к Красному морю остановились в Сокхофе, Бог дал заповедь, в память избавления от смерти первенцев еврейских, посвящать ему всякого первенца мужского пола от человека до скота; первенцев от людей выкупать 189 , первенцев от скотов чистых приносить в жертву, а от скотов нечистых заменять агнцами или выкупать. Во время путешествия евреев из Египта Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им ( Исх. 12, 13 ). Переход израильтян через Чермное (Красное) море Когда донесли фараону, что народ израильский бежал из Египта, фараон и рабы его сказали: «Что это мы сделали? Зачем отпустили израильтян, чтобы они не работали нам?» Собрал фараон войско и погнался за израильтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

И сколько бы ни было нам лет, как ни велик был бы наш жизненный опыт, пережитые нами радости и печали, очень важно помнить, что вот он – дом со скрипящими половицами, уютный и прохладный в знойную пору. И вот она – большая комната с креслом, в самом центре, в самом красном углу нашей души, и что в этом кресле всегда рядом с нами Тот, к Кому так хочется броситься в объятья, что бы ни случилось, вскарабкаться на колени, прильнуть и, задыхаясь от полноты чувства, шептать: «Папа, папочка!..» скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Маша 1 сентября 2021, 16:35 Как интересно, Александр, как раз вчера и мы с мужем беседовали об этом. Любовались, как красное солнце опускалось за море, крестились и радостно пели " слава Тебе, показавшему нам свет! " . Прекрасный повод помолиться, по-моему. Александр 31 августа 2021, 14:24 Теплая статья. У меня так же бывает. Иногда вечером смотришь на закат и думаешь - красота такая, а кто-нибудь Господа за этот закат поблагодарил Иоанна_ 26 августа 2021, 16:36 Алла, сделайте счастливыми СВОИХ ДЕТЕЙ, подарите им вашу любовь, ласку, заботу - и тогда ОТ НИХ вы получите всё то, чего вам не хватило в детстве. Тогда и ваше отношение к Богу изменится. Марина 26 августа 2021, 11:33 Тоже плакала. Спасибо! Валентина 26 августа 2021, 02:17 Спасибо,Мария.Плакала.Задело все струны души. Спаси Господи! Алла 25 августа 2021, 22:13 " очень важно помнить, что вот он – дом со скрипящими половицами, уютный... " Как помнить, если ничего подобного не было ни с родителями, ни с бабушками-дедушками, ни с кем... Если с Богом нет таких отношений, надо ли их фантазировать? евгений 25 августа 2021, 19:45 Всеволод Токарев25 августа 2021, 00:49--На мой взгляд,здесь и близко нет подобной экзальтации.Я вижу здесь попытку выстроить личные отношения с Личностью Господа Иисуса Христа и Его Святыми.Прекрасная статья,тронула до глубины.Спасибо автору+++++++++++++++++++ Алексей 25 августа 2021, 12:52 Плакал. Елена 25 августа 2021, 11:31 Спасибо за статью, посыл понятен - непрерывное общение с Богом, как с любящим родным отцом. У меня не было такого опыта в детстве, не могу этого даже представить.. Любовь,поддержка и защита была от бабушки..

http://pravoslavie.ru/141315.html

Иисус Навин был избран Богом в преемство Моисею, для чего и был поставлен перед священником Елеазаром и всем израильским обществом самим Моисеем, возложившим на него руки ( Числ.27:18–19 ). Когда израильский народ перешел Иордан, Иисусу Навину было 84 года. После этого он в продолжение 26 лет вёл войну за землю Ханаан и делил её между коленами Израилевыми. Таким образом, Иисус Навин всю свою долгую жизнь, 110 лет, ревностно служил Господу и своему народу. Отцы Церкви видели в Иисусе Навине прообраз Иисуса Христа: он носит то же спасительное имя; он ведет народ Божий через Иордан в Землю Обетованную, подобно тому, как Христос вводит крещенного во имя Его в Царствие Божие; завоевание же и распределение территории были, по объяснению святых отцов, прообразами побед и распространения Церкви Христовой. Чудесный переход евреев через Иордан (3 и 4 главы) Переход через Иордан – это первое великое чудо в переломный, решающий момент истории Израиля. Вступление в Землю Обетованную следует рассматривать как прообраз вступления верных в Царство Божие. В обоих случаях залогом победы служит вера в благость и любовь Господа, Который дарует Своим созданиям полноту земных и духовных благ. Описываемое событие излагается с особой торжественностью; подчеркивается, что каждый этап этого важного дела совершается по Божественному повелению и требует участия всего народа Божия. Точное исполнение повелений Божиих сопровождается знамениями, как некогда при исходе из Египта. Священный писатель здесь ясно указывает на духовное единство событий: Бог останавливает течение Иордана подобно тому, как Он осушил Красное море ( Исх.14:5–31 ); как прежде в пустыне евреев вёл огненный и облачный столп ( Исх.13:21–22 ; Нав.3:7 ), так ныне израильский стан следует за ковчегом Завета Божия. Во всем повинуясь мудрым указаниям Иисуса Навина, народ все явственнее убеждался, что через их вождя действует Сам Бог , а потому авторитет Иисуса Навина среди сынов Израилевых к решающему моменту – покорению Земли Обетованной, был непререкаем. «В тот день прославил Господь Иисуса перед очами всего Израиля; и стали бояться его, как боялись Моисея, во все дни жизни его» ( Нав.4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Иноческая жизнь св. Силуана может быть приблизительно разделена на три этапа, соответствующие исходу еврейского народа из Египта: переход через Красное море, пребывание в пустыне и вступление в Землю обетованную. Каждый из них, как я сказал, символически соотносится с библейской историей. Первый этап – это призвание Богом, сопровождавшееся радостью, дарованной Духом Святым. «Одни грехи принес я в монастырь, и не знаю, за что Господь даровал мне, когда я был еще молодым послушником, столь много благодати Святого Духа, что и душа и тело были Полны благодатию». Далее он говорит, что «благодать была, как у мучеников, и тело мое жаждало страдать за Христа». Те, кто не знают благодати, не ищут ее. Те, кто стремятся достичь богатства и власти в этом мире, – слепы и буквально являются пленниками земли. Они подобны деревенскому петуху, довольствующемуся тесным и безопасным двором. Наоборот, орел, парящий в облаках, знает много стран, видел леса и луга, реки и горы, моря и города. Если мы отрежем орлу крылья и заставим его жить в тесном дворе, где владычествует петух, он, без сомнения, проведет оставшуюся жизнь в страданиях и тоске по небу. Второй этап монашеской жизни Силуана – это очень трудный период ухода благодати, переживаемого, как говорит архимандрит Софроний, как богооставленность. Об особом монашеском опыте затмения Бога и Его благодати нередко говорится в аскетической литературе: у Макария Египетского, Диадоха Фотикийского, Исаака Сирина, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова и у других Отцов Церкви. В этой связи св. Силуан упоминает об опыте преп. Серафима Саровского, который испытал полное преображение, когда обрел благодать и сладость Святого Духа. Но когда позднее эта благодать ушла, Серафим удалился в пустыню и в течение трех лет молился на камне, говоря: «Господи, помилуй мя, грешнаго». Лишенный благодати Духа, человек опускается на уровень животного. Без благодати душа заболевает. В своем невежестве люди с чрезмерным уважением относятся к светским наукам и переполняются радостью, когда лично встречаются с земными правителями. Однако действительно значимым подвигом для всех нас является путь к познанию Господа и Его воли Духом Святым. Конечно, эту драгоценную встречу с живым Господом нельзя сравнить с чем-либо, что может нам дать светское знание или мирские блага. Без Духа Святого душа мертва, даже если она полна всем знанием мира сего.

http://bogoslov.ru/article/1242902

По окончании чина оплакивания Христа Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма с пением погребальной молитвы Святый Боже . После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и подносят к царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом». В конце богослужения находящиеся в храме люди подходят приложиться к Плащанице при пении стихиры Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго . В этом песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиф Аримофейский, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению вместе с праведным Никодимом, тоже тайным го учеником. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) в Гефсиманском саду, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц. Богослужения Великой Субботы, Суббота Преблагословенная, Тихая Суббота УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Василия Великого Наверное, нет другого богослужения (кроме пасхального), которое сравнилось бы по красоте со службой Великой субботы. Великая Суббота  — канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты. После Часов и Изобразителен совершается вечерня с Литургией Василия Великого — последней в году. Ее визитной карточкой являются паремии — сборник 15 ветхозаветных отрывков, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа и Новозаветной Церкви. Особое место среди этих текстов занимают две огромные хвалебные песни. Одна принадлежит Мириам — сестре Моисея, которая воспела ее сразу поле перехода израильтян через Красное море. Другая песнь была воспета тремя еврейскими юношами, чудесно спасенными Господом в печи, которую приказал растопить вавилонский царь Навуходоносор. Оба образа символизируют Христа, который сошел в ад, победил дьявола и вывел из преисподней всех, кто захотел пойти с Ним.

http://foma.ru/strastnaya-sedmitsa.html

Повествование начинается с объяснения, что означает слово «христиа­нин», а также что такое « Церковь » и почему она называется «кафоли­ческой» (книга I, глава 1). Очевидно, что Исидор считает необходимым, прежде чем перейти к рассказу о богослужении, дать соответствующие разъяснения о сообществе людей, которые его совершают. Следующая глава посвящена храму в библейском понимании (I, 2). Затем речь идет о хоре как о группе церковных певчих (I, 3). Святой Исидор отсылает читателя к эпизодам из священной истории, и прежде всего – к переходу Моисея через Красное море во время бегства евреев из Египта. За повествованием о певчих следует разъяснение о видах пес­нопений: Исидор последовательно рассказывает о «песнях», «псалмах», «гимнах», «антифонах», «молитвах» и «респонсориях» (I, 4–9). В этих главах он не ограничивается примерами из Священного Писания и прибегает к свидетельству древней церковной традиции. Повествуя о псалмах, Исидор упоминает блаженного Августина , первый раз прямо ссылаясь на его «Испо­ведь». В главе о «гимнах» он упоминает епископов Илария Пиктавийского и Амвросия Медиоланского . Далее он демонстрирует свою осведомленность о происхождении антифонного пения у греков и латинян и рассказывает о способе респонсорного исполнения. Установление церковной молитвы Исидор прямо возводит ко Христу, указывая на то, как Он научил Своих учеников молитве «Отче наш» ( Мф 6:9–13 и Лк 11: 2–4 ). В трех следующих главах говорится о Священном Писании (I, 10–12). Исидор повествует о публичном чтении библейских книг за богослуже­нием, о делении на Новый и Ветхий Завет и о библейских авторах. Здесь же он касается вопроса канона Священного Писания . Говоря о Библии, святой Исидор дает в этих главах гораздо более подробные разъяснения, чем в начале книги. Раскрыв тему Священного Писания, Исидор Севильский возвраща­ется к богослужебной практике. Глава, которая следует далее, называет­ся De laudibus («О хвалах»; I, 13). Фактически, это первая глава, в кото­рой автор прямо касается литургической традиции древней Испанской Церкви 17 . После изложения общих вопросов, связанных с хвалебными песнопениями и со смыслом пения «Аллилуия», он переходит к кон­кретным богослужебным обрядам. Упомянув о хвалебном пении в ли­тургической традиции Северной Африки, он говорит о песнопении, используемом на мессе современного ему испанского обряда. Исидор указывает, что пение хвалы с «Аллилуия» во все время года, кроме периода Четыредесятницы, является древней испанской традицией 18 . Также он уточняет структуру хвалебного песнопения: возглашению «Аллилуия» предшествует псалмический стих 19 . Это свидетельство Исидора Севильского согласуется с содержанием сохранившихся ли­тургических книг испано-мосарабского обряда. Laudes – именно так называется песнопение, которое исполняется в этом месте на мессе после чтения Священного Писания 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Слава и ныне, Богородичен: Велия радость бывает на Небеси, Владычице,/егда обращаем сердца своя сокрушенная к Сыну Твоему и Богу нашему./Той бо дарует нам прегрешений прощение молитвами Твоими/и прелагает Свой праведный гнев на милосердие./Сего ради вопием Ти:/радуйся, Радосте наша, грешников кающихся упование. Песнь 4. Ирмос: Христос моя сила: Воистинну апостольский преемник был еси, святителю,/егда в годину тяжких испытаний, мужество и твердую веру явив,/безбоязненно за Господа душу свою предал еси. Егда лютии убийцы, смерти предати тя хотяще,/вне святых врат ведоша тя,/воспевал еси, святителю:/Господь мне прибежище и сила. Первенствующим иерархом Церкве Российския поставлен быв,/первым и нравом и деянием в подвизе иераршего служения явился еси,/первым же в годину лихолетий мученически пострадал еси, святителю. Богородичен: Ты еси помощь и заступление молящимся Тебе, Владычице Державная,/буди и нам предстательство и покров/егда предстанем Сыну Твоему, нелицеприятному Судии. Песнь 5. Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже: Скорби и разлучение с паствою первопрестольнаго града мужественно восприял еси, святителю./Обаче и новей пастве твоей Богоспасаемаго града Киева/сокровище и приобретение безценное явился еси. Тезоименитому ти равноапостолу в ревности по Бозе уподобляяся,/паству твою в православной вере утверждал еси, святителю,/и яко новое красное солнце на горах киевских возсиял еси. Русь святая, водами Крещения омытая,/светом Христова учения равноапостольным князем Владимиром просвещенная/и кровию страстотерпец и новомученика святителя Владимира орошенная,/храни веру Православную, в нейже тебе утверждение. Богородичен: Кому возопиим, Владычице, в напастех наших и лютых обстояниих,/ аще не к Тебе, Царице Неба и земли,/помощь твою присно нам подавай, тепле Тебе молящимся. Песнь 6. Ирмос: Житейское море: Жестокая глумления, поругания и смерть/не возмогоша отлучити тя от любве Христовы,/новый исповедниче киевский и всероссийский за Христа мучениче./Сего ради молим тя: в твердей вере и нас укрепи,/празднующих любовию святую память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010