Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОГРАФИЯ БИБЛЕЙСКАЯ область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с к-рым связаны события библейской истории (о физической географии Сиро-Палестинского региона см. ст. Святая земля : география). Географические представления библейских авторов Хотя у библейских авторов нет специального интереса к вопросам географии, они обращаются к ним лишь в связи с описаниями явлений природы, войн, границ владений и т. п., в Библии отражены их представления о географическом устройстве земного мира. Форма Земли четко не определяется, так же как неясным остается вопрос об «основаниях земли» (1 Цар 2. 8; ср.: Иов 26. 7). Ориентировка в пространстве основана на видимом пути солнца; стороны света обозначаются с позиции человека, обращенного лицом к востоку: «перед» (   - Быт 2. 8; 12. 8 и др. в значении «восток»); «зад» (   - Ис 9. 11 (МТ) и др.); «море» (  - Быт 12. 8 (МТ) и др.) в значении «запад» (поскольку море составляет зап. кромку Палестины, противолежащую точке восхода); «левая» (  , т. е. связанная с закатом, северная) сторона и «правая», т. е. юж. («полуденная»), сторона (   - 1 Цар 23. 24;  - Зах 6. 6; 9. 14; Иов 39. 26; также:   - Втор 33. 23 или   - Быт 12. 9 и др.). Локальными ориентирами служили природные объекты - горы, плоскогорья, хребты, долины и т. п. (ср.: Нав 15-19), а также дороги и поселения, обычно составлявшие удел к.-л. колена. Сведения древнеевр. авторов о территориях соседних народов достаточно широки: на востоке названы Мидия, Персия и Индия (Есф 1. 1; 8. 9); на севере описано пространство от Армении ( Арарат , Магог, Аскеназ, Фогарма - Иер 51. 27; Иез 27. 17; 39. 6) до зап. части М. Азии (Гомер, Фувал, Мешех); на западе неоднократно названы Кипр (Киттим), Иония (Иаван), Крит (Кафтор), Карфаген и даже Испания (Фарсис); на юге - Юж. Аравия (Сава) и Эфиопия (Куш). Из морей известно Средиземное, к-рое называли просто «море» (Числ 13. 30; ср.: Нав 1. 4; 23. 4), а его часть, омывающая берега Палестины,- «море Филистимское» (Исх 23. 31) или «море Яфы» (1 Езд 3. 7; синодальный пер.: «по морю в Яфу»). Второе по упоминаниям в Библии море - Красное. Из больших рек вне Палестины часто называют Евфрат (Быт 2. 14; 15. 18 и др.), Нил (Быт 41. 2, 18; Исх 2. 3, 5). Река Тигр (Хиддекель) упомянута только в кн. Бытие (2. 14, как одна из райских рек) и у прор. Даниила (Дан 10, 4; 12. 5, 6). Горы вне Св. земли, за исключением Арарата, в Библии не названы, но часто говорится о пустынях (Быт 14. 6 и др., Едомская - 4 Цар 3. 8, Синайская - Исх 19. 1 и др., а также пустыня Красного м.- Числ 21. 11 и др.).

http://pravenc.ru/text/162155.html

Псалом 90 Бог есть защитник в непредвиденной и неотразимой опасности. Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей. Псалом сей представляет хвалебную песнь Богу и имеет глубокое учение о Его промысле, охраняющем человека. 1–2. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Кто живет с надеждой на помощь Божию, и – в этом видит свой покров и охрану, тот говорит Господу: Ты мой заступник против врагов и гонителей моих, – Ты для меня Прибежище: как гонимый и преследуемый становится безопасным, когда приходить на место убежища – на крутую скалу, в глубокую пещеру и т. п., так безопасен и я, когда нахожусь под охраной промысла Божия. – Ты мой Бог, на которого я и уповаю, – а не идол бездушный и не человек-покровитель... 3–4. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна: плещми своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Псалмопевец продолжает. – Так как Бог твой заступник (ст. 2), то Он избавить тебя от сети ловца, – от хитрого и тайного заговора врага, как птичку от сетей охотника, разостланных в потаенном месте. – И от слова мятежника – от клеветы мятежного человека, которая заражает и губит всех, как моровая язва. – Так избавил Господь Давида от клеветы мятежника – сына, Авессалома. Плещма своими осенить тя – прикроет тебя как бы под крилами и ты будешь жить в безопасности; иначе: при опасности Господь оградит Тебя, подобно тому, как птица защищает своих птенцов, распростирая крылья и унося их на плечах или прикрывая их крилами. Так некогда, при Моисее, Господь хранил свой народ и защищал его. И вот, когда «Израильтяне пришли в пустыню Синайскую и расположились там станом в пустыне, и расположился там Израиль станом против горы; то Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас, как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» (т. е. через Красное море – к горе Синаю, где явился народу). – Оружием сбыдет тя истина Его, – против клеветы мятежника (ст. 3) обыдет – оградит со всех сторон и защитит тебя истина Божия или истинное свидетельство Господа, подобно тому, как воин защищает себя своим тяжелым вооружением: голову – шлемом, грудь – щитом, а вообще жизнь – мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Митрополит Иларион: То, что христиане заимствовали некоторые языческие традиции, что христианские храмы строились на месте языческих капищ и некоторые праздники были установлены в те же даты, в которые были праздники у язычников, — это не новинка и ни для кого не секрет. Если вы будете посещать Рим, то можете увидеть христианские храмы, где существует три уровня: это храм VI века или XII века, у этого храма крипта IV или III века, то есть это раннехристианский храм, поверх которого построен новый храм, а под криптой есть еще один храм — языческое капище. То есть в самом по себе этом заимствовании тех или иных обычаев, обрядов или в том, что христиане поклонялись Богу на тех же самых местах, на которых язычники поклонялись своим языческим богам, нет ничего удивительного. Христианство как раз и хотело помочь людям адаптироваться к той новой реальности, которую оно им предлагает, при этом не разрывая с обычаями, которые могли не противоречить их новой христианской идентичности. Я думаю, рассуждения об этимологии слова Easter могут быть самыми разными и то, которое Вы привели, вряд ли имеет под собой реальные основания. Если говорить о слове «Пасха», то оно восходит к еврейскому «песах», что означает «переход». Изначально Пасха была еврейским праздником, установленным в память о переходе евреев через Красное море, когда за ними гнались колесницы и конница фараона, и когда они прошли по дну морскому, а затем туда же вошли египетские войска и потонули в море. В память об этом событии был установлен праздник Пасхи. Поскольку Господь наш Иисус Христос был распят в праздник Пасхи, то для христиан с самого начала празднование Воскресения Христова было связано с этим событием перехода израильского народа через Красное море. Все пасхальное торжество было переосмыслено как некая подготовка к Воскресению Христову. Эта символика Пасхи как перехода даже отражена в православном богослужении. Есть раннехристианское произведение, которое я в свое время перевел с греческого на русский язык, — поэма священномученика Мелитона Сардийского «О Пасхе». Это самый ранний из известных литургических памятников христианской Церкви, он датируется II веком. Основной сюжет — это именно то, что происходило в Ветхом Завете: переход через Красное море, и от этого перехода автор постепенно переходит к рассказу о Воскресении Христовом.

http://patriarchia.ru/db/text/5806305.ht...

Первый антифон состоит из 1-го, 2-го, 3-го и 5-го стихов 113-го псалма, воспевающего чудеса Божии при исшествии израильтян из Египта и вступлении их в Землю Обетованную. Стихи 1, 2: Во исходе Израилеве из Египта, дома Иаковля из людей варвар, бысть Иудея святыня Его и Израиль область Его . Изведением из Египта израильский народ отделен от общения с идолопоклонниками и потом при синайском законодательстве объявлен Богом Царством священников, народом святым ( Исх. 19, 5–6 ), т.е. освященным, избранным из всех народов на служение истинному Богу. Бог есть владыка всех народов, но Израиль в области Его владычества сделался особым, любимым Его уделом, и сама страна, где водворился Израиль, стала священной страной, святилищем Божиим, святыня Его. Стих 3: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять . Воды Чермного моря, когда увидели народ, предводимый самим Богом, владычествующим над безднами, поспешно расступились, как расступаются сомкнутые ряды войска от быстрого неприятельского натиска, и, образовав собой как бы две стены, очистили проход израильтянам по своему дну. Подобное чудо было при переходе израильтян через Иордан, с тем только различием, что верхняя часть иорданских вод остановилась, а нижняя стекла в Мертвое море, оставив обнаженное русло для переправы. Стих 5: Что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять? Псалмопевец обращается с этим вопросом к бездушным предметам, словно к живым, потому что уподобляет движение вод реки и моря, при переходе через них народа Божия, бегству людей, испуганных нашествием неприятеля. В праздник Богоявления Святая Церковь словами псалмов прославляет чудесный переход израильского народа через Чермное (Красное) море и Иордан потому, что видит в этом событии прообразование Крещения Иисуса Христа, которое, как и другие Его дела, послужило нашему избавлению от власти дьявола. Как израильтяне были избавлены от преследования египтян в глубинах Чермного моря, и через которое Всесильный Господь неукоснительно проводит тварь на неуклонную и лучшую стезю, подобно тому, как по разделении Иордана в древности народ израильский прошел по суше (Первый канон на Богоявление, песнь 7, стих 2; Второй канон на Богоявление, песнь 7, стих 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В-четвёртых, учащиеся смогут увидеть, как общий Завет благодати в истории спасения отражается в каждом из специфических Заветов. Человеческие существа призваны по благодати, оправданы благодатью и с самого момента грехопадения входят в семью Божию по благодати. При чтении лекций нужно постараться раскрыть следующие учения: Единый Бог в Троице, Создатель и Правитель Вселенной. Падение человечества. Искупление через Мессию. Спасения через веру. Божий Промысл в языческом мире. 1) Учение о Едином Боге в Троице, Создателе мира и Правителе Вселенной. Для раскрытия этого учения в программе необходимы две темы: «Предвечный совет» и «Историю творения невидимого и видимого мира». В теме «Предвечный совет» необходимо рассказать о Предвечном совете Пресвятой Троице, на котором Бог-Отец избирает Сына вечным ходатаем, посылает Его творить Его волю, предопределяет творение мира, создание человека, падение людей и весь план спасения человечества. Бог-Сын, Творческое Слово, принимает на Себя дело создания мира невидимого и видимого, посредничество между Богом и творением, дело воплощения и искупления человечества, а Бог-Святой Дух выбирает Себе оживление первобытного хаоса и освящение искуплённого Сыном человечества. 12 В теме «История творения» описывается творение невидимого ангельского мира и мира видимого. Бог-Отец предопределил создать из Своей творческой воли и мысли духов, видимый мир и человека и вложил всю необъятность Своих творческих образов в Бога-Слово. Бог-Слово осуществил эти образы Своим мирообразовательным «да будет», сначала в небесных духах, а затем, отобразив Себя в человеке, созданном по образу и подобно Божию. Дух Святой оживотворил землю, пока она не проявила своё современное устройство и не произвела из себя жизнь. При дальнейшем изложении ветхозаветной истории важно показывать, что Ветхий Завет есть христианская книга; Ветхий и Новый Завет говорят об одном и том же Боге. Очень плодотворным может оказаться анализ образа Ангела Господня – Существа, которое, хотя и названо ангелом, но говорит, действует и называется как Бог. В христианской экзегетике явления этого Ангела в Ветхом Завете рассматриваются как явления второго Лица Пресвятой Троицы – Бога-Сына ( Быт. 16:7–11, 22:11–12, 15, 31:11–13, 48:15–16 ; Исх. 3:2, 4–5 ). Более того, Святые отцы рассматривали всякое явление Бога в истории Израиля как действия не Бога-Отца, а Бога-Сына. 13 О таком понимании свидетельствует и православное богослужение. Например, иудеев через Красное море провёл Христос: «Коня и всадника в море Чермное ... Христос истрясе, Израиля же спасе» (Ирмос 1 песни воскресного канона, глас 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Ныне отпущаеши: И по Отче наш, тропарь: Богородице Дево радуйся: И прочая яко обычно. И обычныя поклоны. Вестно буди, яко Богородице Дево: и прочая, со сладкопением поются, во святыя Четыредесятницы Недели, такожде и в настоящую. В прочия же дни Великия седмицы поскору глаголются. Ныне отпускаешь: Трисвятое, по Отче наш: И обычное окончание утрени по уставу св. Четыредесятницы с тропарями Богородица Дева, радуйся: и поклонами. Отпуст: Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Отпуст: Господь, идущий на добровольное страдание нашего ради спасения, – Христос истинный Бог наш, – по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святых и праведных Богоотцов Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец. Тот же отпуст произносится в понедельник, вторник и среду. В НЕДЕЛЮ ВАИЙ ВЕЧЕРА В НЕДЕЛЮ ВАИЙ НА ПОВЕЧЕРИИ Повечерие глаголем малое, на немже поем трипеснец господина Андреа Критскаго. Ирмос по дважды. Тропари колико их есть. И последи ирмос оба лика вкупе. Такожде творим и в прочия Великия седмицы вечеры, на Повечерии. Глас 8. Повечерие совершатся малое и на нем поется трипеснец преподобного Андрея Критского. Ирмосы исполняются дважды, а тропари — сколько их есть. В конце поют ирмос оба хора вместе. Также и в прочие дни Страстной седмицы на повечериях. Глас 8. Песнь 1. Ирмос: Сокрушившему брани мышцею Своею/и проведшему Израиля сквозе Чермное море/поим Ему, яко Избавителю нашему Богу,/яко прославися. Песнь 1 Ирмос: Сокрушившему врага в битве мышцею Своею/и проведшему Израиль через Красное море,/воспоем Ему, как Избавителю нашему Богу,/ибо Он прославился! Иосифово целомудрие подражаим вернии,/разумеим Почетшаго человеческое словесное существо,/всяцем хранением поживше добродетелию действительною. Целомудрию Иосифа подражать будем, верные;/познаем Почтившего разумом человеческое естество,/проводя жизнь со всякой осторожностью,/в деятельной добродетели.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnaj...

При чтении лекций нужно стараться раскрыть следующие учения: 1) Учение о Едином Боге в Троице, Создателе мира и Правителе Вселенной . Для раскрытия этого учения в программе необходимы две темы: «Предвечный совет» и «Историю творения невидимого и видимого мира». В теме «Предвечный совет» необходимо рассказать о Предвечном совете Пресвятой Троице, на котором Бог-Отец избирает Сына вечным ходатаем, посылает Его творить Его волю, предопределяет творение мира, создание человека, падение людей и весь план спасения человечества. Бог-Сын, Творческое Слово, принимает на Себя дело создания мира невидимого и видимого, посредничество между Богом и творением, дело воплощения и искупления человечества, а Бог-Святой Дух выбирает Себе оживление первобытного хаоса и освящение искуплённого Сыном человечества 11 . В теме «История творения» описывается творение невидимого ангельского мира и мира видимого. Бог-Отец предопределил создать из Своей творческой воли и мысли духов, видимый мир и человека и вложил всю необъятность Своих творческих образов в Бога-Слово. Бог-Слово осуществил эти образы Своим мирообразовательным «да будет» сначала в небесных духах, а затем отобразив Себя в человеке, созданном по образу и подобно Божию. Дух Святой оживотворил землю, пока она не проявила своё современное устройство и не произвела из себя жизнь. При дальнейшем изложении ветхозаветной истории важно показывать, что Ветхий Завет есть христианская книга; Ветхий и Новый завет говорят об одном и том же Боге. Очень плодотворным может оказаться анализ образа Ангела Господня — Существа, которое, хотя и названо ангелом, но говорит, действует и называется как Бог. В христианской экзегетике явления этого Ангела в Ветхом Завете рассматриваются как явления второго Лица Пресвятой Троицы — Бога-Сына ( Быт.16:7-11, 22:11-12, 15, 31:11-13, 48:15-16 ; Исх.3:2, 4-5 ). Более того, Святые отцы рассматривали всякое явление Бога в истории Израиля как действия не Бога-Отца, а Бога-Сына 12 . О таком понимании свидетельствует и православное богослужение. Например, иудеев через Красное море провёл Христос: «Коня и всадника в море Чермное … Христос истрясе, Израиля же спасе» (Ирмос 1 песни воскресного канона, глас 5).

http://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhe...

Благодать Святого Духа вершит чудеса посредством священных предметов. Примеры тому есть как в Ветхом, так и в Новом Завете. Своим жезлом пророк Моисей совершает великие и чудесные деяния (переход через Красное (Чермное) море, изведение воды ударом по камню). Незадолго до содрогающего чуда своего телесного перенесения на небеса, незадолго до наступления эпилога его святой жизни, пророк Илия совершил свое последнее чудо. Ударив своею милотью (овечьей шкурой) по водам реки Иордан, он открыл путь и перешёл на противоположный берег вместе со своим учеником Елисеем. «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху» ( 4Цар. 2:8 ). Пророк Елисей вместе с духом своего наставника наследует и его милоть и повторяет то же чудо перехода через Иордан, взывая к Богу. В книге Ветхого Завета указано, что пророки, видевшие чудо разделения реки, сказали: «Опочил дух Илии на Елисее» ( 4Цар. 2:15 ). Милоть, одеяние, покрывавшее святое тело пророка Илии, освятилась. Она покрывала тело пророка и потому наполнилась чудодейственной Благодатью. Она обрела честь от чести пророка, благословение от его благословения, святость от его святости, Благодать от его Благодати, хотя и была милоть пророка худой и старой. Но «и Иордан почтил Ее, и расступилась вода надвое», потому что «в одушевленном одеянии» присутствовал «и отсутствующий Фесвитянин». В Новом Завете имеет место то же явление. Так, здесь описан случай излечения женщины, страдающей кровотечением в течение двенадцати лет (см. Мк. 5:25-34 ). Она приложила все возможные для человека усилия, истратила всё имущество на лечение у врачей, но так и не почувствовала никакого улучшения; даже наоборот, ей стало гораздо хуже. Когда она услышала об Иисусе, она пробралась в толпу, сзади Него, и прикоснулась к Его одежде. Потому что внутри себя она говорила: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». Она поняла, что излечилась мгновенно. Излечение произошло благодаря силе, изошедшей от Иисуса через его «гиматий» . Потому он и спросил: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» Освящённые «гиматий» несут в себе силу, которой обладает наш всесильный Господь.

http://azbyka.ru/fiction/chudesa-svjatog...

Бог за (1500) тысячу пятьсот лет до Рождества Христова и назначил Моисея освободить евреев и вести их в землю другую, лучшую. Моисей чудесами и особенно десятью казнями устрашил царя Фараона – и царь отпустил евреев. Моисей повел их по пути непроходимому. Он чудесно провел их чрез Чермное-Красное море, как по суху, потому что вода, после удара жезлом Моисея, разделилась, стала стеною – и открылось дно моря. На пути к земле обетованной творил Моисей множество чудес: изводил воду из камня, горькую воду сделал вкусною, испрашивал у Бога чудесно пищи для народа в дни голода и ропота; молился за народ, желал быть вне милостей Божиих сам, лишь бы Господь помиловал народ. При Моисее в пятидесятый день по выходе из Египта, на горе Синае дан был Богом закон для евреев. По плану Бога Моисей устроил подвижной храм; назначил жертвы, определил богослужение; учредил сословие священное, состоявшее из трех степеней: архиерея, священника и левита. Брат Моисея Аарон был первым архиереем. Так-то Господь Бог отделил еврейский народ от других: оградил его особым законом, особым Богослужением. После Моисея Бог являл еврейскому народу свою дивную любовь, творил много чудес среди его и дал ему в Азии особенную землю Ханаанскую, которая ныне называется Палестиною. На этой-то земле и родился Христос, как предсказали пророки. § 20. Пророки. Кто называется пророками? Пророками называются такие чрезвычайные лица, которые посылались Богом к людям при упадке благочестия, для того, чтобы научить их истинной вере, закону Божественному и возбудить в них любовь к Богу. Они увещевали, грозили карами небесными; они изображали пагубное состояние душ у евреев, каков, например, был пророк Илия. Илия обличал нечестивого царя Ахаава, предсказал ему продолжительную засуху и от того трехлетний голод; он же обличал идолопоклонство. Пророки творили чудеса: так Илия из небольшого количества муки и несколько капель масла сотворил избыток и хлеба и масла в доме усердной, добродетельной вдовицы Сарептской; он же воскресил сына ее; он же низвел огонь с неба на приготовленную жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

В.А. Серов. Ледовое побоище. 1942 год. Государственный Русский музей      Ознакомившись с папской буллой, святой Александр пообещал послам вручить им в скором времени ответ. Прежде чем его написать, он посовещался с находившимся во Владимире Митрополитом Киевским Кириллом, возглавлявшим Русскую Церковь, и со своими боярами. Легатам было передано адресованное Иннокентию IV ответное послание следующего содержания: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до Авраама, от Авраама до прохода Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от Давида до начала царствования Соломона, от Соломона до Августа-кесаря, от власти Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения же Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до Первого Собора, от Первого Собора до Седьмого — обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не приемлем». Александр Невский жил и правил в одну из самых трагических эпох отечественной истории Александр Невский жил и правил в одну из самых трагических эпох отечественной истории. Русские княжества одно за другим пали под ударами Батыя, внука завоевателя полумира Чингис-хана. Батый обложил Русь данями, русские княжества стали вассалами улуса Джучи, который позже назовут Золотой ордой. Завоеванная татаро-монголами Русь утратила суверенитет, но ордынское иго не затрагивало души русского народа. Татаро-монголы не собирались ни захватывать русские земли в прямое подчинение, ни тем более заселять их, ограничиваясь признанием русских князей себя вассалами хана и взиманием дани; а главное, представляя сами поликонфессиональную массу, татаро-монголы обнаруживали веротерпимость и не собирались чинить религиозное насилие над русскими людьми. Ордынские ханы не пытались обращать покоренный православный народ в иную веру, в то время как возможный союз с Западом нес с собой угрозу утраты самой души народа – святого Православия.

http://pravoslavie.ru/140044.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010