Игуменья Георгия (Щукина) Сколько раз мне хотелось написать свои воспоминания об игуменье Георгии (Щукиной), настоятельнице Горнего монастыря в Иерусалиме, и каждый раз останавливала себя боязнью малейшего упрека в чужой адрес. А так хотелось вложить свои «пять копеек» в воспоминания об этом удивительном человеке. И только недавно, глядя на ее портрет, я поняла, что боялась напрасно. Но все по порядку. В том далеком 2005-м году мы отправились в Иерусалим в сентябре. В праздник Успения Богородицы мы получили благословение на поездку, а уже в Рождество Пресвятой Богородицы наш самолет сел в аэропорту Бен-Гурион. Так как с нами были инвалиды на колясках, мы получили огромное удовольствие от пеших переходов по дорогам Святой Земли. Синее небо, залитая солнцем земля, прогретая за лето, и моря, теплые и ласковые. Средиземное, Галилейское и Красное. Так, путешествуя, в один из вечеров мы оказались в Горнем монастыре. Вечерняя служба прошла в Казанском. Монастырь принял с любовью, игуменья Георгия лично убедилась, как нас встретили и накормили. А после пожелала нам спокойной ночи и ушла в келлию. Привыкнув к ночевкам под ночным небом Израиля, наша группа и здесь попросилась ночевать на крыше. А на утро, отстояв литургию, мы собрались ехать к Гробу Господню на великий праздник Крестовоздвижения. Горненский монастырь. Фото: dzen.ru/a/XfS6rY1bXwCwJhzV У меня в этот момент был один неразрешимый вопрос и я, набравшись смелости, смущенно подошла к игуменье Георгии, и она без всякого затруднения ответила на него с улыбкой: — Иди с Богом, ничего не бойся: меня точно в такой же ситуации сам схиигумен Кукша Одесский в свое время благословил. Знаешь такого? — Да конечно, читала, — воскликнула я радостно. И она широко осенила меня своим игуменским крестом, как когда-то благословили и ее. Радость моя была непередаваема, и я постаралась выполнить все, что она мне смогла разрешить. Разрешить властью игуменьи Горнего монастыря. Так состоялось наше первое знакомство. Второй раз мы прилетели на празднование Входа Господня в Иерусалим в 2006-м году. Впереди была Страстная неделя и Пасха. Местные не раз говорили о том, что весна в том году была невыносимо холодной, женщины впервые за 60 лет в это время продолжали носить сапоги. Нас встретил промозглый дождь, который и в дальнейшем частенько сопровождал в поездке. На Галилейском море мы попросились на ночевку в Магдальский монастырь, с красотой которого мы познакомились в прошлый раз.

http://pravoslavie.ru/159563.html

Искусство рождается с момента, когда мы делимся нашими сомнениями, нашей слабостью, когда мы показываем наши недостатки и нашу искреннюю веру… В рамках нового проекта, реализуемого Фондом развития Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета совместно с компанией «Русгидро», в Английском клубе Музея современной истории России прошел закрытый показ нового фильма всемирно известного польского режиссера Кшиштофа Занусси «Инородное тело» («Obce ciao»), после которого прошла большая искренняя беседа с мастером кино. Фильм снят компанией TORFilmProduction (Польша) в рамках Общенациональной программы «В кругу семьи», при поддержке Государственной корпорации «Ростех». «Инородное тело» — совместный проект кинематографистов Польши, Италии и России. С российской стороны на площадке работали Чулпан Хаматова, Михаил Ефремов и Александр Ковтунец, являющийся одним из продюсеров проекта. Занусси, один из больших художников интеллектуального европейского кино, в своих фильмах всегда задает неудобные вопросы, оставляя зрителю свободу выбора для личного ответа. В картине «Инородное тело» режиссер еще и еще раз затевает со зрителем сложный разговор о самом главном — о жизни и смерти, о вере и любви. Развивая темы, поднятые им в лентах, которые он создавал на протяжении большой творческой жизни, он снова находится в поиске истины и сути бытия. Его герои – наши современники, молодые, но уже зрелые люди Италии, Польши, России. Они живут, работают, но кто-то ради карьеры готов пойти на подлость, а кто-то ради любви и веры готов пойти на самопожертвование… Фото: kinopoisk.ru Главный герой – итальянец Анджело. В его сердце горячая вера и любовь к жизни и своей девушке, польке Касе, удивительной по глубине какой-то неземной, духовной красоты. Фильм начинается с полных счастья и солнца кадров: море, золотой песок, красивая пара, красное вино… Но оказывается, его невеста опалена другой, высшей любовью. Следующий эпизод: мы видим пару в костеле. Кася чувствует в себе призвание стать невестой Христовой. Она уезжает из Италии на родину, в Польшу, поступает  в монастырь, где проходит испытательный срок перед постригом. Анджело едет вслед за ней, устраивается на работу в крупную международную энергетическую корпорацию, где его вере предстояло пройти очень и очень жесткие испытания…

http://pravmir.ru/kshishtof-zanussi-esli...

Искусство средневековой Эфиопии Сергей Брюн Историк, публицист, актер. Автор двухтомной монографии «Ромеи и франки в Антиохии, Сирии и Киликии XI–XIII вв.» и почти тридцати научных и научно-популярных публикаций. Сотрудник Музея русской иконы. Подпишитесь на наш Телеграм Расшифровка лекции, аудио и видео коей можно найти здесь .   Великое Аксумское царство   Великое Аксумское царство, которое процветало за счет войн со своими кушитскими соседями, с нубийскими племенами, за счет транзитной торговли, которая шла и сухопутным путем через Африку и морским путем через Красное море, это государство стало с VI-VII веков стремительно приходить в упадок. Великая столица – Аксум – этот великий город пришел в запустение. С X века это государство исчезает полностью. И что интересно: собственно, не некая позднеантичная культура, а именно средневековое эфиопское искусство, средневековые эфиопские традиции и декоративно-прикладного искусства и зодчества и живописи, это то, что нас больше всего интересует, потому что об Эфиопии все-таки существует масса стереотипов. Это огромная проблема. Об эфиопском искусстве, об эфиопской иконе говорят: «Ну, это все настолько традиционное, настолько наивное искусство». А что мы подразумеваем, зачастую ошибочно, под традицией? Неизменность. Неизменяемость. Как сидели художники, писали, условно говоря, следуя традиции, или еще более опасное слово у нас в византийской традиции: «по канону». А что это такое – бездумное повторение, раскрашивание по трафарету, или действительно осмысление символики искусства, ремесла, приобщение к коллективному опыту? Это огромная проблема: дефиниция канона и понимание традиции, особенно в культуре христианского Востока? С Западом все интереснее, потому что там эксперимент за экспериментом и гораздо более переменчивые явления. Опять же абсолютно литургически осмысленные, о чем у нас тоже забывают. То, что нам навязывали барокко достаточно бездумно, не значит, что, допустим, барокко – это некое антирелигиозное, пустое, слишком декоративное искусство. Нет. На Западе мы видим резкие перемены, переходы от романики к готике, более поздним традициям. На Востоке… Христианский Восток, каким бы разобщенным он ни был, каким бы разнообразным он ни был, себя действительно пытался самоидентифицировать, объясняя свою инаковость, объясняя себе самим, почему мы не такие, как те, кто приходит с Запада, и, зачастую теряя колоссальный пласт собственной культуры, за счет завоеваний, потерь, упадка, порождает миф о верности традиции, о традиционности, о традиционализме.

http://blog.predanie.ru/article/iskusstv...

Разделы портала «Азбука веры» Ирмос (греч. ειρμς – связь, сплетение, ряд) – первая поэтическая строфа песни канона , вступительный стих, являющийся смысловой связкой между библейской песнью и тропарями , музыкальная связка и образец для последующих тропарей канона данной песни. Ирмосы собраны в богослужебной книге « Ирмологий ». Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день. «Ирмос (ειρμς – связь, ряд), как показывает самое название его, положение во главе тропарей и обычное содержание, служит связью между библейскими песнями, не имеющими отношения к празднуемому событию, и тропарями, посвященными исключительно последнему. Достигает этого ирмос тем, что он открывает аналогию между воспеваемым в библейской песни событием и празднуемым, перифразирует песнь сообразно с этим, т. е. воспевает известную память приспособительно к содержанию библейской песни, по возможности ее словами. Вместе с тем он служит образцом и по напеву, и по ритмическому строению для тропарей: в тропаре должно быть столько же строф и такой же длины и столько же музыкальных строк, как в ирмосе».  ( Ирмос. Толковый Типикон. Михаил Скабалланович ) Песни Священного Писания положенные в основу ирмосов 1я. Благодарственная песнь пророка Моисея, после перехода евреев через Чёрмное (Красное) море. Это событие – основа ветхозаветной Пасхи и прообраз новозаветной. Под царством фараона подразумевается царство диавола и греха, под Израилем – христиане, которых Господь Своим воскресением перевёл от смерти к жизни ( Исх.14:21-15, 21 ). 2я. Обычно отсутствует. Песнь эта побуждает к покаянию и по своему настроению соответствует дням Великого поста, в которые мы должны омывать душу слезами. Исполняется 2я песнь только в дни св. Четыредесятницы, например, есть в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского .

http://azbyka.ru/irmos

Разделы портала «Азбука веры» Канон (см.: Канон ) гимнографический – песнопение, посвященное особому событию или прославлению святого, составленное по определенным правилам из нескольких песней (9ти, 8ми, 4х, 3х, 2х), связанных по содержанию общей тематикой, состоящих из ирмоса и тропарей . Канон сопоставляет ветхозаветные образы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета. Песнь состоит из ирмоса и следующих за ним тропарей. В большинстве канонов 2я песнь отсутствует, т.к. по Типикону её положено стихословить только в Великом Посту (не каждый день). Она присутствует только в канонах Постной Триоди. Во всех других канонах (даже и покаянного содержания) она отсутствует Ирмос – располагается в начале каждой песни, указывает на ветхозаветные прообразы и является образцом (по содержанию, стихотворной форме, ритму) для остальных тропарей данной песни. Тропарь – краткая песнь, прославляющая дела Бога или Его святых. Последний тропарь каждой песни посвящён прославлению Богородицы. Троичный тропарь прославляет Пресвятую Троицу. Окончания тропарей каждой песни часто повторяются. Припев произносится перед тропарями, за исключением начинающихся со Слава… Седален – краткое церковное песнопение во время которого молящиеся садились, для слушания следующего за ним чтения Священного Писания или Жития святого. Раньше это чтение следовало за 3ей песней. Кондак – в прошлом, гимн состоящий из большого числа строк – икосов. Создан прп. Романом Сладкопевцем. Буквально означает валик, на который накручивался свиток; это значение перешло и на сам свиток. Нынешний кондак и икос после 6й песни канона – всё, что осталось от древнего кондака. Первым кондаком был кондак Рождества Христова – «Дева днесь Пресущественного раждает…». Песни Священного Писания положенные в основу ирмосов 1я. Благодарственная песнь пророка Моисея, после перехода евреев через Чермное (Красное) море. Это событие – основа ветхозаветной Пасхи и прообраз новозаветной. Под царством фараона подразумевается царство диавола и греха, под Израилем – христиане, которых Господь Своим воскресением перевёл от смерти к жизни ( Исх.14:21-15,21 ).

http://azbyka.ru/kanon-gimnograficheskij

Фольклор в Ветхом Завете Герои Священного Писания много поют. Поют на похоронах: вспомним плач Давида после смерти Саула и Ионафана (2 Цар 1:17–25). Поют на свадьбах: Песнь Песней — по сути, пьеса для голосов жениха, невесты и хора — представляет собой позднейшую переработку древнего фольклорного материала. Поют в момент особенно важных событий, например, как Ламех после рождения сыновей (Быт 4:23–24) или как израильтяне у колодца в пустыне (Чис 21:17–18). Победная песнь Моисея «Поем Господеви» после перехода через Красное море (Исх 15:1) — образец древней военной песни. А божественная реплика, обращенная к пророку Иеремии (Иер. 1:4–5), — пример debar YHWH («Слово Господа»), пророчества, облеченного в поэтическую форму. Прозаические жанры в Библии — предмет неустанных научных дискуссий. История сотворения мира (Быт 1–3), жертвоприношения Исаака (Быт 22), история Иосифа (Быт 37:39–50), завоевания Ханаана в книге Иисуса Навина, рассказ о возникновении династии Давида (1 Цар:16, 2–18, 13) или разрушении Храма (4 Цар 25:8–21) могут интерпретироваться как миф, эпос, легенда или сага. Весьма близки к жанру сказки Книга Ионы и Книга Товита, о которых речь пойдет ниже. Третий тип фольклора — разговорный, который предполагает участие двух собеседников. К нему относится, прежде всего, mšl — емкое, часто метафорическое, высказывание, квинтэссенция практической мудрости, что-то вроде наших пословиц и поговорок. Mšl сконцентрированы в Книге Притчей и в Екклезиасте, но спорадически встречаются по всему ветхозаветному тексту (Суд 8:2; 1 Цар 24:14; 3 Цар 20:11). В Ветхом Завете используются эпиграммы (краткие иронично-обличительные стихотворения) (Чис 23:7–10, 18–24; 24, 3–9, 15–24), притчи (Иез 17:2–10) и загадки — например, знаменитая загадка Самсона: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое» (Суд 14:14) Духовная лаборатория Что такое сказка? Это литературная обработка глубинного опыта человечества. В ней отражена древнейшая картина мира, прежде всего — религиозные представления, ритуалы, связанные с жизнью общины. Например, обряд инициации, то есть перехода человека из одной возрастной категории или социальной группы в другую. Слушая сказку, маленький человек проходит тот же путь, что прошло когда-то всё человечество. Опыт многих становится внутренним психологическим опытом каждого. Как это происходит?

http://bible.predanie.ru/na-chto-namekae...

Хор Московской духовной академии дал концерты в Египте 16 мая 2023 г. 14:27 13 мая 2023 года в зале университетского комплекса г. Эль-Гуны (провинция Красное море, Египет) состоялся концерт объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии , организованный Министерством культуры России, Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Генконсульством России в Хургаде. С египетской стороны содействие в организации мероприятия оказали Коптская Церковь и владелец компании Orascom С. Савирис. Мероприятие было приурочено к празднованиям Светлого Христова Воскресения и Дня Великой Победы, а также к проведению в Египте дней русской культуры. В первой части концерта прозвучали наиболее важные для обители преподобного Сергия богослужебные песнопения: тропарь и кондак «От юности восприял еси Христа», «Возбранный от Царя сил», а также стихира праздника Святой Пятидесятницы «Преславная Днесь» и многие другие церковные гимны, переложенные на ноты усилиями уставщика и главного регента Лавры приснопоминаемого архимандрита Матфея (Мормыля). Репертуар второй части концерта состоял из музыкальных произведений, вдохновленных любовью к России и русской культуре. Среди них: «Вниз по матушке, по Волге», «Ах ты, степь широкая», «Журавли» на стихи Расула Гамзатова, «День Победы» и другие. Объединенным хором руководил чтец Иоанн Бондарук, солировал Дмитрий Бородавко. На вечере присутствовали генеральный консул Российской Федерации в Хургаде В.С. Воропаев, мэр г. Эль-Гуны Удад Хейр, представители Красноморской епархии Коптской Церкви, настоятель приходов Русской Православной Церкви в Египте священник Алексий Машков, сотрудники Генерального консульства Российской Федерации, соотечественники, интересующиеся русской культурой египтяне, проживающие в Эль-Гуне иностранцы. Зрители тепло встречали каждое произведение в исполнении хора, прибывшего из России. Вечер завершился исполнением песни «День Победы», которую вместе с хором Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии пели почти все собравшиеся в зале университетского комплекса.

http://patriarchia.ru/db/text/6027096.ht...

Чем отличается бессонница в Великий пост? Во-первых, успокаивающий чаек уже не закусишь бутербродом с колбасой. Во-вторых, мысли приходят в голову совсем не обычные, а великопостные. Например, почему-то вспоминается Моисей. 40 лет он водил народ Божий по пустыне, ожидая, пока народ поймет окончательно, что он – Божий. Но евреи всегда отличались удивительной непонятливостью и недоверчивостью… Любое из грандиозных чудес Божиих могло убедить каждого в особенном покровительстве Свыше, но только не потомков Авраама. Какие еще удостоверения были нужны после чудесного бегства из Египта, прохождения через Красное море, избавления от армии фараона? Но евреи, как избалованные дети, снова и снова кричали: «Хотим есть! Хотим пить! Хотим домой!». Я это слышу каждый раз, как иду с малышами в зоопарк или еще куда-нибудь. Бедный Моисей! Я очень хорошо понимаю его поступок, когда он спустился с горы Хорив, а тут в лагере такое!.. У меня у самого часто по дороге в зоопарк появляются мысли взять меч и порубать в капусту и львов, и медведей, и козлов. Козлов особенно. Ах да, еще это забыл: «Хотим в туалет!» Я, кстати, считаю, что все продавцы попкорна и сладкой ваты заслуживают отдельной благодарности. Спасибо вам, друзья! Вы дарите измученным родителям десять, а то и целых пятнадцать минут покоя! Интересно, а о чем думал Моисей, глядя, как его мучители собирают манну небесную? 40 лет несчастный Моисей водил народ по пустыне, ожидая, пока сбудется пророчество Божие и самый последний из непокорных не отойдет в мир иной. Поэтому мне всегда несколько обидно читать строки про чудо с водой из камня и мысленное падение Моисея при этом. Ну довели же человека! И вообще за Моисея обидно. В Землю Обетованную не вошел, где могила – неизвестно, даже служба в Церкви этому великому пророку и боговидцу не имеет праздничного знака, то есть самая малая по церковному уставу. Как же так?! Но я твердо верую, что в Царстве Небесном пророк Божий почтен соответственно его трудам. Молись о нас, угодниче Божий, чтобы мы смогли без искушений совершить свой путь!

http://pravoslavie.ru/138268.html

Новости Российский еврейский конгресс призвал к массовой вакцинации в Песах 25.03.2021 11:14 Фото: screenshot Москва, 25 марта. В преддверии Песаха, праздника, отмечаемого в честь исхода евреев из египетского рабства, Российский еврейский конгресс (РЕК) проводит акцию " Песах-2021: выход на свободу через вакцинацию! " " Раввины и лидеры еврейских организаций, известные творческие и общественные деятели снялись в  видеоролике , призывающем вакцинироваться от коронавируса, чтобы защитить себя и своих близких и вновь обрести свободу передвижения " , – рассказали " Интерфаксу " в четверг в пресс-службе РЕК. Среди участников – инициатор проекта, президент РЕК Юрий Каннер, главный раввин России Берл Лазар, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт, телеведущий Леонид Якубович, президент фонда " Холокост " Алла Гербер, художественный руководитель театра " Геликон-Опера " Дмитрий Бертман, актриса Юлия Рутберг, радиоведущая Татьяна Фельгенгауэр, композитор Александр Журбин и другие. " Ровно год назад мы столкнулись с вирусом, почти год жили в изоляции и были несвободными людьми, – сказал в своем видеообращении Каннер. – Сейчас, ровно перед праздником Песах, мы находимся в относительной свободе, и эту свободу нам дает прививка. Возможность привиться – это путь к свободе. В этом году не нужно переходить через Красное море, чтобы быть свободным, достаточно сделать прививку. Прививайтесь и будьте здоровы! " Песах – еврейский праздник свободы, длящийся восемь дней (в этом году – с вечера 27 марта до вечера 4 апреля). Он отмечается в честь освобождения евреев от рабства в Древнем Египте во втором тысячелетии до нашей эры. Одна из важнейших заповедей Песаха – выпекание и употребление мацы – еврейского " хлеба бедности " , которым иудеи питались во время своего 40-летнего странствия с Моисеем по пустыне. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Фото: Георгий Колосов      В храме Покрова на Высоком, что на окраине Боровска, места немного, и в праздники не протолкнуться. По праздникам народ стоит на галереях снаружи и на лестнице, а те, что внутри, открывают настежь окна и двери. Но тех, кто приходит сюда, чтобы помолиться в самом древнем деревянном храме центральной России на месте духовных подвигов преподобного Пафнутия Боровского чудотворца, особо это не смущает. Рядом со мной молилась бабушка вообще откуда-то с Алтая. На Родительскую субботу народа было много, мы с женой встали у подсвечника возле окна, чтобы никому не мешаться. И тут появляется дед в старом затертом пиджаке и стоптанных ботинках, глядя на которого соседи не стесняясь говорят: «Жить осталось два понедельника!» Видно, один он на белом свете, бабушку, которая зашивала ему дыры и гладила брюки, давно уже похоронил. В очках с огромными линзами, со слуховым аппаратом и палочкой. Поставил палочку возле стены, положил в ящик на помин целую пачку записок, взял пук свечей и пошёл через толпу ставить всем святым в храме, уверенно и спокойно, как Моисей через Красное море. А народа кругом яблоку упасть негде, но дед этого словно не замечал. Людей аккуратно раздвинет, извинится, свечку поставит, икону поцелует, перекрестится и дальше. Я смотрел, как он через толпу продирается, и думал: «Ну дед, ну молитвенник, куда лезешь? Того и гляди затопчут, не посмотрят на твои седины!» Обойдя храм и перецеловав все иконы, дед снова оказался рядом со мной. Когда настоятель отец Иосиф стал служить панихиду, он достал старый затертый помянник и стал молиться за всех там записанных. Молится, крестится, слезы вытирает. А вокруг народ туда-сюда протискивается, дети повсюду лазят, а он знай имена шепчет, страницы переворачивает, да ещё время от времени поклоны поясные кладет. Глядя на деда можно было подумать, что в храме он один и Христос, перед которым он плакал за своих родных и близких. Он был словно мытарь Закхей, который залез на дерево, чтобы было лучше видеть Христа. И дед тоже смотрел только на одного лишь Христа и на толкающихся, снующих туда-сюда людей особо внимания не обращал. Меня, которого обступили со всех сторон, и толкали, отчего вместо молитв я бурчал под нос, он буквально очаровал. Я смотрел на деда, как в конце службы он убрал помянник в карман, взял палочку у стенки и стал пропускать мамочек с маленькими детьми ко кресту, и неожиданно для себя подошел, обнял его и сказал: «С праздником, тебя, дед!» Он улыбнулся, и торжественно склонив голову, сказал: «И вас молодой человек с праздником!» И так хорошо стало после этого на сердце, не передать…. Рейтинг: 10 Голосов: 550 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Ольга 9 июля 2019, 12:56 Спасибо! Спасибо огромное! Очень тронул рассказ. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/122293.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010