Колоцкое. Успенский Колоцкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1413. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Можайский район, село Колоцкое, п/о Александрово Координаты: 55.50068, 35.662499 Проезд:С Белорусского вокзала Москвы электропоездом, следующим до Гагарина или Вязьмы, до станции " Уваровка " (129 км). Далее автобусом до монастыря. Изменить описание объекта Храмы монастыря: 1. Собор Успения Пресвятой Богородицы 2. Церковь прмч. Елисаветы Феодоровны (в южном келейном корпусе) 3. Колокольня Другие постройки и объекты: 4. Северный келейный корпус (1785 г.) 5. Настоятельский корпус (1784-1794 гг.) 6. Монастырские постройки 7. Северо-восточная башня старой ограды (сер. XVIII в.) 8. Современная ограда монастыря 9. Ворота ограды (вход в монастырь) 10. Места разрушенных башен старой ограды (кон. XVII - сер. XVIII вв.) 11. Утраченные стены старой ограды (кон. XVII - сер. XVIII вв.) 12. Пруды 13. Источник (в 0.5 км к югу от монастыря) 14. Некрополь Карта и ближайшие объекты Колоцкий женский монастырь, до ХХ в. бывший мужским, был основан можайским князем Андреем Дмитриевичем (сыном Дмитрия Донского) в память обретения земледельцем Лукой чудотворного образа Богородицы в 1413 году. В XVI в. один из богатейших в Можайских краях. В Смутное время и в 1812 сильно разорен, перед революцией немноголюден. Надвратная колокольня, корпуса келий и ограда выстроены во 2-й пол. XVIII в. Закрыт в 1920-х, занят интернатом. Постройки пострадали в 1941, частично разобраны. Во 2-й пол. ХХ в. был занят школой и сельским роддомом. Открыт в 1993 как подворье Спасо-Бородинского монастыря, самостоятелен с 1997. Собор Успения Пресвятой Богородицы каменный, шатровый, в XV-XX вв. место хранения главной святыни монастыря - чудотворной иконы Божией Матери Колочской (утрачена в середине ХХ в.), и трапезная Богоявленская церковь, существовавшие в монастыре в XVI в., после разорения в Смуту были разобраны. Ныне существующий собор с ярусным завершением в стиле барокко выстроен на основе небольшого храма XVII в. В трапезной имелись Ильинский и Никольский приделы. Закрыт собор в 1934 году, в 1941 году сильно разрушен. Частично отреставрирован в 1960-х.

http://sobory.ru/article/?object=06985

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОДИМ Прп. Никодим Кожеозерский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание) Прп. Никодим Кожеозерский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание) (В миру Никита; † 3.07.1639, Кожеозерский мон-рь), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых). Житие прп. Никодима Основным источником сведений о жизни и чудесах Н. является его Житие, сохранившееся в 16 списках. Самый ранний список «Об отшельнице авве Никодиме» (ГИМ. Син. 850, 1646-1654 гг.) - т. н. первоначальная записка о святом - представляет собой его Краткую редакцию (КР), составлявшуюся с 1640 по 1649 г. иноком Боголепом (в миру Б. В. Львов; 1675), навестившим отшельника за полгода до его смерти. Возможно, по благословению Н. Борис (Львов), послушник Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря , впосл. принял постриг в Кожеезерском (Кожеозерском) в честь Богоявления мужском монастыре. «Боголепово повествование» представляет собой отголосок непосредственного разговора с Н., сохраняет особенности «крестьянской» речи старца и его живые воспоминания о детстве, о ярославском и московском периодах жизни. Краткое Житие Н. с небольшими изменениями было внесено в Пролог 1662 г., что подтверждает факт канонизации подвижника (Пролог, 2-я пол. [март-авг.]. М., 17.03.1662. Л. 146-147). Примерно в это же время была составлена служба Н. (БАН. Арханг. Древлехран. 405, нач. XVIII в.; РНБ. Собр. П. Н. Тиханова. 473, кон. XVIII - нач. XIX в.; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 196-224). Видимо, пространное Житие, на которое могли опираться создатели стихир и канонов, уже существовало. Прп. Никодим Кожеозерский. Литография В. А. Черепанова. 1884 г. Прп. Никодим Кожеозерский. Литография В. А. Черепанова. 1884 г.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРТЕП народное театральное представление, прославляющее Рождество Христово и приуроченное к этому празднику. Старослав. название  ,  означает «укрытие», «пристанище», «пещера», в к-рой родился Христос. Др. значение «В».- «крутить», «переворачивать» (ср.: древнеинд. vartate, лат. vertere, укр. вертопити, вертепити, рус. вертеть); в одном из видов В.-короба основание (пол), имеющее форму круга, вращается на вертикальной оси ( Карский. С. 117). Малороссийский трехъярусный вертеп. Кон. XVIII в. Малороссийский трехъярусный вертеп. Кон. XVIII в. Было популярным на Украине в XVII-XIX вв., в наст. время в отдельных местностях остается частью новогодних святочных обрядов. Известны 3 вида укр. В.: кукольный, получивший повсеместное распространение, театр живых актеров и комбинированный, к-рые бытовали в Зап. Украине, в Закарпатье. В. кукольного театра назывался также переносной ящик-короб («скрыня», «скрынька») для разыгрывания пьесы. Согласно неск. описаниям кон. XVIII-XX в., кукольный В. включает 2 ч.- историческую и народно-бытовую, представляемые на 2 разных ярусах В.-«скрыни»; в обеих литературно-драматические эпизоды перемежаются с музыкальными. В 1-м действии звучит неск. (до 10) широко известных духовных кантов , нек-рые из них входят в «Богогласник» . Их тексты комментируют события, предваряют и сопровождают появление действующих лиц, резюмируют происшедшее, напевы создают эмоциональную атмосферу представления. Последовательность сцен В. такова: действие предваряет вступление хора «Nhiю время и молитвы часъ»; Пономарь обращается к зрителям и благовестит в колокол (исполняется кант «Ангелы, снижайтеся»), Пастухи поклоняются рожденному Спасу («Слава буди во вышних Богу»); Ирод и его воины беседуют в тронном зале («Днесь Ирод грядет»); Цари шествуют на поклонение Христу («Шедше трие цари»); Ирод отдает приказ об убиении младенцев («Перестань рыдати, печальная мати»); Римский Воин пронзает копьем ребенка Рахили («Ирод несытый», «Маленькие чады», «Не плачь, Рахиле»); Смерть убивает Ирода косой, и Черт увлекает его в преисподнюю («Не видав же он, що изтребыться»). 2-ю, народно-бытовую часть, составляет ряд разрозненных сценок-диалогов неск. действующих лиц (Дед и Баба, Цыган и Цыганка, Поляк и Полька, Мадьяр и Мадьярка, Казак-запорожец и Шинкарка и др.), обыгрывающих забавные ситуации и поздравляющих зрителей с праздником. 2-я ч. содержит также назидательные и патриотические эпизоды: Солдат пересказывает еще раз рождественский сюжет; Запорожец (главный герой этой части) подчеркивает свою приверженность правосл. вере, изгоняя Священника-униата. Действие сопровождается народными песнями и танцами ( Маркевич. С. 31-64).

http://pravenc.ru/text/158196.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОГНЕВИДНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери Кафрептис (Зерцало). Кон. XII в. (Мон-рь Дионисиат, Афон) Икона Божией Матери Кафрептис (Зерцало). Кон. XII в. (Мон-рь Дионисиат, Афон) чудотворная (празд. 10 февр.). История и сказание С эпитетом «Огневидная» в Русской Церкви почитается визант. икона кон. XII в. «Кафрептис» (Зерцало), хранящаяся в мон-ре ап. Павла на Афоне. В рус. источниках О. и. впервые упомянута в рукописном сб. «Солнце Пресветлое» нач. XVIII в. (НБ МГУ. 293. Л. 59-59 об.), в к-ром в качестве основного также имеет название «Вангаглийская» (по мнению А. С. Преображенского, это название может происходить от греч. Ευαγγελισμς - Благовещение). Содержащееся в сборнике краткое сказание об образе основывается на расширенных составителем сведениях из афонского источника. Сказание сообщает, что О. и., явившаяся 10 февр. 845 г. в местности Ипсинутия (указания на это в греч. источниках нет), среди прочих была брошена в огонь визант. императором-иконоборцем Феофилом (829-842), но чудесным образом не сгорела, а лишь обуглилась, лик же Божией Матери стал красного цвета. Это предание, и в наст. время популярное на Афоне, отражает особенность иконы - яркую подрумянку лика Пресв. Богородицы. В России ко 2-й пол. XVIII в. связь О. и. с афонским оригиналом была практически утрачена, как и ее первоначальное название. Исходя из названия «Огневидная» и необычно красного лика Божией Матери, авторы XIX-XX вв. выдвигали безосновательные версии о связи образа с зап. традицией праздника Сретения, календарно близкого ко дню празднования иконе (на западе Сретение также имеет названия «Очищение Марии», «День свечей», «Богоматерь Громничная» и «Огненная Мария»). О. и. особо почиталась в старообрядческой среде, чему способствовало совпадение дня ее празднования с памятью сщмч. Харалампия, популярность к-рого у старообрядцев также была связана с огнем как с символом очищения. Возможно, совпадение дней празднования было принято во внимание составителем «Солнца Пресветлого», самостоятельно устанавливавшего дни празднования иконам и годы их обретения ( Кочетков И. А. Свод чудотв. икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 411). Иконография

http://pravenc.ru/text/2578177.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАХОМИЙ († 21/23.03.1384, Троице-Сыпанов нерехтский монастырь), прп. (пам. 15 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Нерехтский (Нерехотский), Сыпановский, Костромской. Основатель Пахомиева нерехтского Сыпанова во имя Святой Троицы монастыря (ныне женский, в с. Троица Нерехтского р-на Костромской обл.). Сведения о жизни П. сохранились в Житии святого. Точное время его написания неизвестно. В. О. Ключевский относил время его составления к кон. XVI в., отмечая при этом, что «поздний биограф имел под руками надежные источники известий об этом подвижнике XIV в.» ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 311). Л. А. Дмитриев , напротив, пишет, что Житие «было написано в очень близкое время к описываемым событиям» ( Дмитриев. 1988. С. 320). Вероятно, один из учеников П. написал его Житие уже в 80-90-х гг. XIV в. Оно известно в 3 списках (ГИМ. Син., VI (1200), кон. XVI-XVII в.; БАН. 17.5.30. Л. 17-38, кон. XVII в.; РНБ. Q. I. 929, XVIII в.). Биография Прп. Пахомий Нерехтский. Икона. 1-я треть XVIII в. (собрание И. В. Возякова) Прп. Пахомий Нерехтский. Икона. 1-я треть XVIII в. (собрание И. В. Возякова) Согласно Житию, мирским именем П. было Иаков, он род. во Владимире-на-Клязьме в семье священника Никольской ц. Игнатия и его супруги Анны (во Владимире существовало 3 Никольские церкви - свт. Николая в Галеях (т. н. ц. Николы Мокрого), Никольская Золотоворотская и Николо-Кремлевская). С детства Иаков любил бывать во владимирском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре , где с 1263 г. находилась чтимая гробница св. блгв. вел. кн. Владимирского Александра Ярославича Невского . Очень рано у Иакова появилось желание стать иноком этой обители. По-видимому, после смерти отца Иаков получил благословение своей матери и родственников и ушел в Рождественский мон-рь, где принял монашеский постриг с именем Пахомий, в честь одного из основателей христ. монашества прп. Пахомия Великого . Согласно Житию, он принял монашеский постриг в 12 лет (в пересказах Жития XIX - нач. XX в. обычно, однако, указывается др. возраст - 21 год).

http://pravenc.ru/text/2579832.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРЛОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Орловской епархии Орловской митрополии), находится в г. Орле. Кон. XVI - кон. XVIII в. Успенский мон-рь в Орле. Фотография. Нач. XX в. Успенский мон-рь в Орле. Фотография. Нач. XX в. Основан в кон. XVI в. на Взвозной горе, в версте от Орловской крепости, недалеко от Троицкой березовой рощи, у дороги, ведущей к г. Болхову. Сожжен вместе с г. Орлом в период Смутного времени , в период восстановления города перенесен на место слияния рек Оки и Орлика. В 1641 г. «на посаде в Большом остроге» свящ. Борисом Козьминым (Косминым) «в память по родителям» была сооружена деревянная на подклете ц. Богоявления с приделами свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана. К храму примыкали кладбище и дворы священно- и церковнослужителей ( Пясецкий. 1899. С. 253, 256). Вскоре рядом Козьмин построил теплую деревянную ц. св. князей Бориса и Глеба. Позже он принял постриг с именем Боголеп и стал 1-м настоятелем обители на новом месте. 24 июля 1655 г. сын Козьмина, поп Иван, выполняя волю отца, составил грамоту, согласно которой передавал монастырю обе церкви со всем имуществом, в т. ч. с образами, документы - «крепости» на землю, двор близ церквей и 80 р. ( Неделин. 2001. С. 164). Во вкладной книге мон-ря XVII в. упоминались благотворители иером. Никифор, воевода А. С. Соковнин, соборный поп Даниил. К кон. XVII в. при помощи орловских помещиков И. С. Головина, Цуриковых, Аболмасовых, Логачёвых, Бородиных, Жиленковых, Ржевских и горожан «меною и куплею [было] приобретено монастырю земли с усадьбами, сенокосами и угодьями более 800 четвертей» ( Петров. 1910. С. 3). Настоятелями Богоявленского монастыря были строители, а позже - игумены. После строителя Боголепа обителью управляли Герман, Галактион, Корнилий, Сосипатр, Иов, Феодосий и Антоний. Последним настоятелем Богоявленского мон-ря стал строитель Евфимий, возведенный в сан игумена в 1686 г. архиеп. Коломенским и Каширским Никитой (Тотемским) .

http://pravenc.ru/text/2581559.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИПРИАН († 1622, с. Воскресенское Суздальского у. (ныне Лежневского р-на Ивановской обл.)), блж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых), Христа ради юродивый, Суздальский, Увотский. Блж. Киприан Суздальский. Роспись галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-70-х гг. XIX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий Блж. Киприан Суздальский. Роспись галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-70-х гг. XIX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий В «Описании о российских святых» (РГБ. МДА. 209, кон. XVII в., др. списки XVIII-XIX вв.) о подвижнике сказано: «Святый и блаженный Киприан, иже Христа ради юродивый, бысть в Воскресенском селе на Увоти реце, Суждальский чудотворец, преставися в лето 7100» (дата, очевидно, недописана). В Строгановском иконописном подлиннике кон. XVIII в. указано, что святой подвизался «при царе Борисе Годунове» (БАН. Строг. 66. Л. 130). К. происходил, вероятно, из крестьян с. Воскресенского на р. Увоти (ныне Уводь), вотчины князей Прозоровских. Подвижник жил на небольшом острове на реке, в воскресные и праздничные дни приходил молиться в Воскресенский храм. После церковной службы К. не сразу удалялся на остров, а молился около церкви на склоне берега Увоти. На этом месте К., по преданию, посадил неск. берез и сосен, нек-рые из них сохранялись до нач. XX в. К. скончался в своем уединении, почитаемый и уважаемый окрестными жителями. Крестьяне сел Воскресенского и Петровского хотели похоронить отшельника у своих приходских церквей. По свидетельству одного из преданий, спор разрешился после того, как в одежде К. нашли записку, в которой подвижник просил похоронить его в с. Воскресенском. По др. версии, гроб пустили плыть по реке и он против течения приплыл к с. Воскресенскому. Юродивый был погребен на левой стороне Воскресенского храма, напротив клироса. В 1713 г. построили новую, каменную Воскресенскую ц. В 1751 г. на средства владельцев села князей Голицыных, почитавших К., над местом погребения блаженного соорудили придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, который был освящен по благословению Суздальского и Юрьевского еп. Порфирия.

http://pravenc.ru/text/1684732.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАСГУ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [греч. Παναγας Αμασγος; Богоматери Дамасской], в юж. части гор Троодос, близ дер. Монагри (Кипр), примерно в 20 км к северу от Лимасола ( Лимасольская митрополия ). Основан как муж. в нач. XII в. Тогда же была возведена небольшая однонефная базилика (перестроена в кон. XII в.), др. древние постройки мон-ря не сохранились. Из сигиллия (грамоты) 1700 г. Патриарха К-польского Каллиника II известно, что ок. 1630 г. Леонтий, митр. Немесский и Курийский, подарил мон-рь Патриарху Александрийскому Герасиму I , к-рый дар не принял. В 1698 г. свои права на мон-рь заявил один из его преемников, Патриарх Герасим II , но вскоре, несмотря на то что его требование о передаче мон-ря было удовлетворено митр. Китийским Иоанникием I, он отказался от своих притязаний. С тех пор мон-рь действовал как приходской храм. В XVIII в. он пришел в запустение и был приписан к мон-рю арх. Михаила. " Рождество Христово " . Фрагмент фрески из ц. Панагии Амасгу в Монагри (Кипр). Кон.. XII в. " Рождество Христово " . Фрагмент фрески из ц. Панагии Амасгу в Монагри (Кипр). Кон.. XII в. В кон. XX в. мон-рь был открыт как жен., на 2000 г. в нем было 5 насельниц - 4 монахини и игумения Епифания. В интерьере базилики сохранились росписи неск. периодов. 1-й - стилистически идентичен фрескам ц. Асину Панагии Форвиотиссы, датируемым ок. 1105-1106 гг. В апсиде - изображения св. Спиридона, еп. Тримифунтского (в люнете окна), и фигура почитаемого на Кипре мч. Афанасия Пентасхинита в диаконском облачении. Ко 2-му периоду относятся фрагменты сохранившихся фресок алтаря и сводов: сцены от Рождества Христова в юго-вост. углу наоса до Вознесения и Пятидесятницы в своде алтаря. В росписи представлены фигуры отдельных святых, среди к-рых изображения кипрских святителей. Стиль росписи напоминает образцы к-польского искусства кон. XII в. с элементами местного колорита. фрески 3-го периода, 1-й пол. XIV в., плохой сохранности, содержат изображения святых, в люнете сев.-вост. ниши - композиция «Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой». К 4-му периоду относится роспись 1564 г. в алтаре и нишах: в центральной юж. (Введение во храм Богородицы), центральной сев. (преподобные Феодосий Великий и Савва Освященный) и сев.-зап. (вмч. Георгий, мч. Мамант). Иконы Богоматери (1569) и Иоанна Предтечи (1529) в иконостасе являются образцами поствизант. искусства. Базилика была реставрирована в 1960 г., реставрация фресок проводилась в 1969-1972 гг. исследовательским центром изучения Византии Дамбартон-Окс.

http://pravenc.ru/text/114294.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНАКАРИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ [греч. Παναγα τς Κανακαρας], расположена близ дер. Литрангоми на п-ове Карпасия (Кипр). История Построенная в кон. V в. К. ц. могла принадлежать раннехрист. поселению, располагавшемуся севернее на горном склоне. Она уцелела во время первых араб. нашествий VII в. и в эпоху иконоборчества . После возвращения Кипра под власть Византийской империи (965) церковь была перестроена. Вероятно, это произошло в XII в., в период расцвета Кипра при династии Комнинов. Однако первые письменные свидетельства о К. ц. появляются значительно позже установления на острове лат. владычества (1191). Церковь Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в. Церковь Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в. К XV в. местность уже имела наст. название. Дер. Канакария упоминается в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) и в заметке о тур. набеге 1451 г. в рукописи Paris. gr. 1626. Деревни Канакария и Литрангоми были частью королевского домена Лузиньянов, о чем свидетельствует «Описание Кипрского королевства» (Relatione del Regno di Cipro), составленное вскоре после перехода острова под власть Венецианской республики (1489). Источники эпохи Лузиньянов ничего не говорят о статусе храма. Согласно местному преданию, одно время он использовался совместно православными и католиками, что не было на Кипре редкостью. Совр. облик церковь приобрела, вероятно, в кон. XV - нач. XVI в., в период активного восстановления и обновления греч. храмов. В это время в люнете над юж. входом была создана фреска Божией Матери с Младенцем с надписью: «Богоматерь Канакария». Есть основания полагать, что незадолго до тур. завоевания 1570-1571 гг. храм перешел в юрисдикцию Фамагустской епископии и был превращен в мон-рь. Когда в нач. XVII в. вместо этой епархии была учреждена Киринийская, монастырь был подчинен архиепископу. Он продолжал существовать до кон. XVIII в., что подтверждается неск. свидетельствами. В надписи 1779 г. над зап. порталом упоминается игум. Хрисанф, отремонтировавший храм. Из имущественных документов архиепископии известно, что в 1780 г. были отпущены средства на ремонт церкви и келий. В «Хронологической истории острова Кипр», изданной архим. Киприаном в 1788 г., Канакария значилась как мон-рь. Этот статус сохранялся за ней вплоть до XX в., хотя с сер. XIX в. монастырские земли стали сдаваться в аренду сначала монахам, потом мирянам. Когда в 1895 г. К. ц. посетил рус. ученый Я. И. Смирнов, впервые обследовавший этот памятник, насельники в мон-ре отсутствовали. Дер. Канакария перестала существовать, а жители Литрангоми, несмотря на то что там была церковь, стали использовать К. ц. как приходский храм.

http://pravenc.ru/text/1470187.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЖИ (Гос. историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»), архитектурный комплекс, сооружения к-рого относятся к XVIII-XIX вв. Расположен на одноименном острове на Онежском оз. в Медвежьегорском р-не Республики Карелии; бывш. адм. центр обширной крестьянской округи. Как адм. единица в новгородской Обонежской пятине (Кижский, Кижинский, Спасо-Кижский, Спасский погост) о-в Кижи известен с кон. XV в.; в Писцовой книге Обонежской пятины письма кн. Ю. К. Сверчкова-Сабурова не сохранилось упоминание об острове, но под названием Кижский погост он обозначен в Писцовой книге 1563 г. письма Андрея Лихачёва (Писцовые книги. 1930. С. 124; Гущина, Гущин. 1978. С. 347; Чернякова, Черняков. 1988. С. 61). В кон. XVI в. к адм. центру было приписано 14 деревень. Рядом с церквами в честь Преображения Господня и Покрова Пресв. Богородицы располагалось 3 двора причта. К нач. XX в. К. включали 9 поселений, в т. ч. дер. Погост, где проживали местные священники и церковные служители; к кон. XX - нач. XXI в. сохранились лишь 2 деревни (Ямка и Васильево), к-рые являются частью музейной экспозиции ( Воробьева. 2007). В 1920 г. К. как памятник старины были взяты под охрану гос-ва; в 1937 г. прекратились службы в храмах. Благодаря послевоенным ремонтным и исследовательским работам в К., проводившимся под руководством московских архитекторов, прежде всего А. В. Ополовникова, памятники были восстановлены в первозданном виде. В 1960 г. было принято решение об организации в К. музея-заповедника. В 1990 г. К. включены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В 2003 г. указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II в К. основано Патриаршее подворье ( Гущина. Преображение. 2004. С. 12). «Вид Кижинского погоста с западной стороны от пролива Онега озера». Гравюра Р. И. Зотова. 1785 г. «Вид Кижинского погоста с западной стороны от пролива Онега озера». Гравюра Р. И. Зотова. 1785 г.

http://pravenc.ru/text/1684581.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010