Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУШЕВСКИЙ Михаил Сергеевич (17.09.1866, г. Холм Люблинской губ. (ныне Хелм, Польша) - 25.11.1934, г. Кисловодск), укр. историк, филолог, писатель, политический деятель. Происходил из правосл. священнического рода, отец был действительным статским советником, директором народных уч-щ в Терской обл. По окончании 1-й тифлисской гимназии Г. в 1886-1890 гг. учился на историко-филологическом фак-те Киевского ун-та св. Владимира. Получил золотую медаль за канд. дис. «Очерки истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV века» (опубл.: К., 1891, 1991) и был оставлен при ун-те профессорским стипендиатом. В 1894 г. защитил магист. диссертацию (опубл.: Барское староство: Ист. очерки. К., 1894; относящиеся к теме акты XVII-XVIII вв. Г. изд. в «Архиве Юго-Западной России» ). В том же году Г. переехал во Львов (находившийся в составе Австро-Венгерской империи), занял новообразованную кафедру укр. истории Львовского ун-та. В 1897 г. возглавил Наукове товариство iмehi Шевченка (НТШ), с 1894 г. редактировал главный научный орган этого об-ва - «Записки Наукова товариства iмehi Шевченка», добился их регулярного выхода 6 раз в год. В 1898 г. основал первый укр. лит. и научно-популярный ж. «Лimepamypho-haykobuй bichuk», стал его редактором. Г. создал львовскую школу укр. историков и филологов, его учениками были С. Томашивский, И. П. Крипьякевич, М. С. Возняк и др. Влияние идей Г. испытали публицисты В. К. Липинский, Д. И. Дорошенко и др. С кон. XIX в. Г. неоднократно поднимал вопрос о создании укр. ун-та во Львове, инициировал открытие частных укр. гимназий. С 1898 г. Г. работал над Украïни-Руси» - первым фундаментальным трудом по истории укр. народа. Исследование охватывает период до Гадячской унии 1658 г., значительное место в нем отведено проблемам церковной истории. Одновременно Г. создавал многотомную «Icmopiю украïнськоï лimepamypu». Работа над историческими сочинениями продолжалась до 30-х гг. XX в. и не была закончена.

http://pravenc.ru/text/168213.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ Раздел богословия, в рамках к-рого изучается и систематически излагается христ. учение о нравственности, нравственном сознании и нравственном поведении человека. Как самостоятельная богословская дисциплина Н. б. возникло в XVI в. в католич. и протестант. церквах. В наст. время в католич. науке Н. б., как правило, носит название «моральная теология», в протестантской - «христианская этика». В кон. XVIII - нач. XIX в. Н. б. было усвоено рус. духовными учебными заведениями. Н. б. изучает состояние и поведение человека в свете сотворения его по образу Божию и призвания к обожению . Истину о первозданном, падшем и преображенном состояниях человека, о его должном и недолжном поведении Н. б., как и всякая богословская наука, черпает из Свящ. Писания и Предания Церкви. Предметом рассмотрения Н. б. является то онтологически необходимое, что позволяет человеку достигать цели, ради к-рой он сотворен. Н. б. тесно связано с др. церковно-научными дисциплинами. Опираясь на Свящ. Писание и святоотеческое наследие, Н. б. пользуется данными библеистики и патрологии . Тесно связано Н. б. с догматическим богословием . Доктринальные положения христ. вероучения в рамках Н. б. осмысливаются как основания христ. жизни. Тематически Н. б. связано с аскетикой (см. ст. Аскетизм ) и каноническим правом , т. к. эти дисциплины также изучают сферу должного и недолжного в жизни человека с т. зр. его богообразности и принадлежности к Телу Христову. Аскетика, будучи посвящена теории и практике личного христ. подвига, а также методам борьбы со страстями и стяжания добродетелей, изначально была частью Н. б. и выделилась в самостоятельный предмет во 2-й пол. XIX в. В качестве вспомогательных источников Н. б. связано с науками философскими, у к-рых оно заимствует общенаучные методы исследования. В XX в. Н. б. получило новый импульс развития благодаря достижениям медицины в сфере эмбрионологии, нейробиологии, паллиативной медицины и проч. (см. ст. Биоэтика ). Учитывая, что естественные науки не рассматривают явления через призму категорий добра и зла, роль Н. б. заключается в уточнении условий возможного применения тех или иных современных технологий с т. зр. учения Церкви. Н. б. и философская этика

http://pravenc.ru/text/2577979.html

В рукописях встречаются и др. образцы мелоса Г. К.: Трисвятое на 4-й глас для пения в конце Великого славословия на праздники Честного Креста (Xen. 148, 1824 г., и др.), иногда сопровождающееся ремаркой, что оно является сокращением (σντμησις - Paul. 15, 1813 г.) «древнего» мелоса (Pantel. 992, 20-е - 40-е гг. XIX в., и др.) или мелоса Мануила Хрисафа (Doch. 404, ок. 1840 г.); песнопение, заменяющее Трисвятое на литургии - «Δναμις. Елицы во Христа» 1-го плагального гласа (Pantel. 934, 1818 г.; 953, ок. 1815-1825 гг., и др.); песнопение Великого четверга «Вечери Твоея Тайныя» на 2-й плагальный глас Πα (Pantel. 987, ок. 1815-1830 гг.; БАН. Собр. А. А. Дмитриевского 2, 2-я четв. XIX в., и др.); причастен «Знаменася на нас» 3-го гласа Γα (Pantel. 1028, сер. XIX в.); ирмос канона праздника Преполовения «Чужде матерем девство» 4-го плагального гласа; многолетствование «Τν δεσπτην κα ρχιερα μν» на глас βαρς Ζω, поющееся во время облачения архиерея (Doch. 1244, ок. 1810 г., и др.); стих «Возлюблю Тя» на 2-й глас, поющийся на литургии во время целования мира (Pantel. 906, 1816 г.; 1013, 1805 г.); воскресные песнопения гласа βαρς Ζω, в т. ч. догматик «Мати убо позналася еси» (Xeropot. 409, ок. 1835 г.; Pantel. 1021, XIX в.), ирмосы Петра Берекета в «изложении» (ξγησις) Г. К. (Gregor. 40 кон. XVIII - нач. XIX в.), и нек-рые др. Составленный Г. К. мелос песнопений присутствует в большом числе списков кон. XVIII - нач. XX в. Полных автографов муз. творений Г. К., судя по опубликованным описаниям, пока не найдено. В Анастасиматарии-Анфологии РНБ. Греч. 840 (сер. XVIII в.), некогда находившемся в личной б-ке Г. К., сохранилась его запись, а также выполненные им варианты распевов нек-рых слов ( Герцман. Т. 1. С. 369-370). Немало прижизненных списков его творений находятся в различных собраниях: Gregor. 11, Pantel. 976, Paul. 20, Xeropot. 377 (кон. XVIII в.), БАН. РАИК. 47, Gregor. 40 Xen. 143, Xeropot. 305 (рубежа XVIII и XIX вв.), Pantel. 1013 (1805 г.), Athen. Merlier. 8 (1805-1815 гг.), Doch. 1244, Xeropot. 299 (ок. 1810 г.), Athen. Stamati Ioannidi, Aegion. Taxiarch. 5, C Polit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 3, Karakal. 228 (1811 г.), Philoth. 126 (1812 г.), Paul. 15 (1813 г.), Doch. 311, Pantel. 998 (1815 г.).

http://pravenc.ru/text/164381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУХОВНЫЕ ПРАВЛЕНИЯ орган местного управления в Русской Православной Церкви в синодальный период. В нач. XVIII в., до издания в 1744 г. указа Святейшего Синода о повсеместном учреждении духовных консисторий как совещательных и исполнительных органов при правящих архиереях, Д. п. назывались органы епархиального управления в нек-рых епархиях. В XIX - нач. XX в. существовало Аляскинское Д. п. в Сан-Франциско при архиерее Алеутской и Аляскинской епархии, к-рое выполняло функции духовной консистории. Кроме того, Д. п. назывались коллегиальные адм. и судебные учреждения, к-рые образовывались в XVIII в. в нек-рых уездных городах, нередко там, где раньше находились архиерейские наместники, духовные фискалы, духовные доказчики, судьи архиерейских домов и др. должностные лица, занимавшиеся местным церковным управлением. Полномочия Д. п. распространялись на уезд, они подчинялись правящим архиереям и духовным консисториям, выполняя их указания. В свою очередь в их подчинении состояли благочинные, Д. п. давали им распоряжения относительно вверенных их попечению округов. Кроме того, Д. п. были низшими судебными инстанциями, апелляции на их приговоры подавались правящему архиерею и в консисторию. Членами Д. п. были назначенные архиереем священники, на заседаниях председательствовал уездный протопоп, при правлениях действовали канцелярии. Правления не были включены в штаты и содержались за счет приходского духовенства. В сер. XIX в., после постепенного упразднения уездных Д. п., нек-рые их функции были переданы благочинным, другие - духовным консисториям. При этом Д. п. сохранились при викариях, к-рые управляли отдельными частями епархий. В кон. XIX в. существовали следующие Д. п.: Финляндское при Выборгском епископе, викарии С.-Петербургской епархии (упразднено в 1892, когда Финляндия была выделена в самостоятельную епархию), Холмское при Люблинском епископе, викарии Варшавской епархии (образовано в 1875 вместо существовавшей ранее Холмской униат. консистории, упраздненной в связи с присоединением униатов Холмщины к правосл. Церкви; в 1905 преобразовано в духовную консисторию в результате образования самостоятельной Холмской епархии), Читинское при Селенгинском епископе, викарии Иркутской епархии. В нач. XX в. были учреждены Д. п. при викарных епископах Великоустюжском в Вологодской епархии и Сарапульском в Вятской епархии. Д. п. в качестве канцелярии существовало также в С.-Петербурге при протопресвитере военного и морского духовенства.

http://pravenc.ru/text/180670.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕЛОЖЕНИЕ В рус. церковном пении - создание нового варианта уже существующего произведения. Наиболее распространены П. с одного состава хора на другой, напр. с однородного хора на смешанный или наоборот. П. в этом значении являются синонимами термина «аранжировка» (от франц. arranger, нем. arrangieren - приводить в порядок), а также соотносятся с понятиями «транскрипция» и «обработка»; граница между терминами весьма условна, обычно считается, что она зависит от степени творческого вмешательства автора переработки в оригинальный текст, причем транскрипция и обработка могут иметь даже отличающуюся от оригинала художественную образность. П. могут быть выполнены как авторами сочинений, так и др. музыкантами. Иногда несколько П. могут быть объединены в один сборник, напр. «60 переложений со смешанного на однородный хор духовно-музыкальных сочинений современных авторов» П. Г. Чеснокова (1912). Хоровая аранжировка может содержать как облегченное изложение хоровой партитуры, так и ее усложнение, нередко она сопровождается транспонированием. В практике церковного пения иногда встречаются сразу неск. версий хорового изложения. Так, песнопение А. Д. Кастальского «Свете тихий» 2 предусматривает версии: 1) для небольшого хора; 2) для однородных хоров, в этом случае рекомендовалось транспонировать сочинение из ми минора в соль минор, причем для исполнения жен. хором транспонировать 2 нижних голоса на октаву вверх; 3) для большого хора с divisi дискантов , теноров и басов . Кастальский также создал П. для большого и небольшого хора песнопений «Благослови, душе моя Господа» 25), «Великое славословие» 56, 57) и др. Одно из значений слова «переложение» связано с многоголосной хоровой обработкой одноголосных церковных распевов (знаменного, путевого, демественного, киевского, греческого, болгарского и проч.). В этом смысле термин «переложение» является синонимом термина «гармонизация» (особенно типично такое название для партесных гармонизаций кон. XVII - нач. XVIII в.; см. в ст. Партесное пение ) и приобретает характер жанрового определения; он противопоставляется т. н. свободным сочинениям, не имеющим первоисточника. В кон. XIX - нач. XX в. название «Собрание духовно-музыкальных сочинений и переложений» применялось в заголовках изданий для обозначения всей совокупности церковных песнопений того или иного автора.

http://pravenc.ru/text/2579984.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОНОДИЯ [Греч. μονδα от μνος - один и δ - песнь], способ певч. или инструментального исполнения, характеристикой к-рого является одноголосный муз. склад. Мелодия исполняется певцом или инструментом соло, в случае же исполнения хоровым или инструментальным ансамблем - в унисон или в октавной дублировке. В восточнохристианской традиции В восточнохристианской традиции с древнейшего периода М. была господствующим складом богослужебного пения. Ее главенствующее положение связывалось с богословскими идеями того времени и мыслилось как отражение единого небесного прообраза и единения верующих в общей молитве. Одно из главных свойств любого древнего монодийного склада заключается в том, что мелос этих произведений не только не поддерживается гармоническими функциями, но и, более того, в принципе не предполагает их наличия, подчиняясь лишь модальным закономерностям. Это придает монодийным церковным распевам особое «парящее» качество, когда мелос не тяготеет к одной строго определенной ступени-«тонике», но вместо этого любая ступень звукоряда может стать временным финалисом (завершающим тоном) для строки песнопения. В визант. церковной музыке традиция монодийного пения сохранялась фактически на всем протяжении ее развития. Исключениями являются опыт создания композиций в зап. полифоническом стиле cantus binatim во 2-й пол. XV в., а также традиция многоголосного пения, распространившаяся на Ионических о-вах в XVII-XVIII вв. (см. ст. Многоголосие и разделы «Церковное пение» в статьях Византийская империя и Греция ). Исполнение песнопений в одноголосной форме подтверждается в т. ч. определенной формой нотирования, т. е. использованием только 1 строки знаков нотации для фиксации напева, начиная с самых ранних нотированных образцов визант. церковной музыки (с нач. XI в.). Тем не менее необходимо указать на возможное существование 2-го голоса, т. е. исократимы (выдержанного тона на высоте опорной ступени той или иной мелодии), по крайней мере с кон. XIII в., к-рый не записывали вплоть до отдельных печатных изданий XX в. Добавление выдержанного тона к мелодии было связано скорее всего с развитием пространного мелизматического пения. Традиция использования исократимы существует и в наст. время. Несмотря на наличие двухголосия, к-рое возникает благодаря исократиме, по своему содержанию визант. пение остается монодийным, а исократима не выполняет функцию полноценного 2-го голоса.

http://pravenc.ru/text/2564120.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛКОНОСТ [Алкион; греч. λκυν, λκυν, лат. halcyon - зимородок], морская птица, символизирующая Божий Промысел и Божие милосердие. Сюжет об А. восходит к свидетельствам Аристотеля (История животных. V 542b 4) и Плиния Старшего (Естественная история. X 32. 47) о зимородке, к-рый в середине зимы откладывает яйца в прибрежный песок. В течение 7 дней, пока птица высиживает яйца, и следующих 7 дней, когда она кормит птенцов (т. н. алкионовы дни), на море царит штиль. В христ. книжности рассказ об А. впервые встречается в «Шестодневе» свт. Василия Великого (VIII 5); среди слав. памятников соответственно - в «Шестодневе» Иоанна , экзарха Болгарского (где в результате прочтения «алкуон(ъ) есть морская птица» как «алкуонестъ морская птица» впервые фиксируется название «А.» (Aitzetmüller. S. 157-159), закрепившееся в древнерус. памятниках). В памятниках кон. XVI-XVII в. (Азбуковниках , Палее Толковой ) в образе А. усиливаются сказочные черты: приписывается свойство откладывать яйца в морскую глубину и выводить птенцов сидя на поверхности воды (ср. птица Страфиль в рус. духовных стихах Голубиной книги и о Егории Храбром). В более поздних версиях сказания, содержащихся в сборниках XVII-XVIII вв., говорится, что А. высиживает птенцов плавая в гнезде по морю. В лат. традиции об А. упоминают Исидор Севильский , Альберт Великий , Брунетто Латини; сказание об А. содержится в западноевроп. бестиариях . Др. тип А.- «райская птица» с человеческим обликом, пленяющая людей своим пением так, что «душа из тела исходит». Вместе с «райской птицей» Сирин упоминается в хронографах с XVII в. (впервые в Русском хронографе в ред. 1617). Иконография. Изображения «морской птицы» А. встречаются в лат. бестиариях с XII в. Иллюстрация к рассказу об А. содержится в 2 рус. лицевых списках «Собрания о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита (РГБ. Унд. 688. Л. II, XVIII в.; ГИМ. Увар. 577. Л. 2об., XVIII в.). В XVII-XVIII вв. в рисованном и гравированном лубке появились изображения «райской птицы» А. обычно в паре с Сирином. А. изображается с лицом юной девы, длинными волосами, в короне, расшитом платье. В отличие от Сирина имеет руки, в к-рых держит цветущую ветвь и развернутый свиток с текстом: «Праведник, яко финикс, процветет» (Пс 91 (92). 13). Одно из самых ранних изображений сохранилось в рукописном старообрядческом сборнике (РГБ. Маркуш. 10. Л. 59, нач. XVIII в. А. с двумя ветвями, без свитка). В XVIII-XIX вв. этот образ получил широкое распространение в народном искусстве (расписные сундуки, прялки, изразцы, деревянная резьба, вышивка). В кон. XIX - нач. XX в. в искусстве эпохи неоромантизма А. был наделен символическим значением «птицы тоски и печали» (В. М. Васнецов ).

http://pravenc.ru/text/114518.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРХНЕТЕЧЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ВЕРХНЕТЕЧЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Курганской и Шадринской епархии), в с. В. Теча Катайского р-на Курганской обл. Основан в 1680 г. по благословению Сибирского митр. Павла настоятелем Далматова муж. мон-ря старцем Далматом Пермским на берегу р. Исети, в 100 м к юго-востоку от Далматова мон-ря. В 1681 г. в В. м. были устроены кельи, погреб, мучной амбар, ограда с воротами, в кон. 1702 г. на пожертвования Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) и др. построена и далматовским архим. Исааком освящена деревянная Введенская ц. с трапезной и 16 колоколами над крыльцом (ранее насельницы молились в Успенской ц. Далматовой обители). До 1764 г. В. м. был приписан к Далматову мон-рю, подчинялся его уставу и находился на его содержании. Первой настоятельницей В. м. стала Е. И. Друганова, в 1679 г. принявшая постриг в Далматовом мон-ре с именем Ирина. Среди насельниц В. м. в кон. XVII - нач. XVIII в. известны инокини Вера (Вахова), Варвара (Хомякова), Анна, Анастасия, а также жившая в обители как простая монахиня игум. Параскева, мать архиеп. Афанасия (Любимова), ее игуменский посох до нач. XX в. хранился в Далматовом мон-ре. В кон. XVII в. в В. м. подвизались 27 сестер, в 1732 г.- 80, в 1738 г.- 38, в 1750 г.- 46 монахинь. В 1735 г. настоятельница В. м. была возведена в сан игумении. В мон-рь присылали на исправление провинившихся монахинь из др. обителей и «колодниц». После пожара в В. м. в 1742 г. монахини переселились в кельи близ Далматова мон-ря, в следующем году вместе с игум. Тарсиллой перешли в помещения Далматовского подворья в Верхтеченском поселье на р. Тече, в поселье существовала Иоанно-Предтеченская ц. К кон. 40-х гг. XVIII в. монастырские постройки обветшали, и архим. Далматова мон-ря Иакинф обратился к Тобольскому митрополиту с ходатайством о возвращении жен. обители на прежнее место или переводе на новое, более удобное, однако эти намерения не осуществились. В 1764 г. В. м. был передан в ведение духовного правления и оставлен на собственном содержании, затем упразднен. В 1769 г. часть монахинь поселили в иркутском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ре . Жившие в Верхтеченском поселье инокини в 1778 г. были приписаны к обителям Вятской, Костромской и Енисейской епархий, однако многие остались жить при Предтеченской ц.

http://pravenc.ru/text/158204.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (кон. XVI - нач. XVII в.?), блж., Христа ради юродивый (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Можайский. И. упоминается в «Описании о российских святых» (соч. известно в списках XVIII-XIX вв.): «Святый и блаженный Иоанн юродивый, Можайский, преставися в лето 7000» (Описание о российских святых. С. 86; дата, очевидно, не дописана в части сотен, десятков и единиц). В списке, принадлежавшем П. И. Савваитову, указана уточненная дата кончины И.- «в лето 7100» ( Барсуков. Прил. С. IV). Почитание И., видимо, было утрачено. Канонизация святого совершилась включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в. в процессе подготовки к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 379). В 2001 г. имя И. вошло в Собор Московских святых. Лит.: Барсуков. Источники агиографии; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 561; Голубинский. Канонизация святых. С. 358. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак

http://pravenc.ru/text/469400.html

Погар. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкий храм известен с 1690 г. В 1717 г. вновь сооружен обозным Стародубского полка З. Искрой и священником Ф. Тарасевичем. В 1783 г. сооружается каменный храм Троицы. Архитектурой восходит к композициям церквей украинского барокко XVII-XVIII вв. В советское время не закрывался, сохранился иконостас с иконами кон. XIX – нач. XX вв. Троицы Живоначальной церковь. Своеобразный ярусный храм типа восьмерик на четверике с четырехлепестковым планом, выполненный в стиле раннего классицизма. Сооружен из кирпича и оштукатурен. Вертикальное объемно-пространственное построение здания, лишенное строгой центричности из-за акцентирования продольной оси, явно восходит к композициям церквей украинского барокко кон. 17 - 18 в. К основному кубическому объему примыкают пониженные закругленные " лепестки " с низким, также закругленным притвором при западном входе. На кубе поставлен большой световой восьмерик с граненой купольной кровлей, увенчанный цилиндрическим барабаном с миниатюрной главкой на тонкой шейке. Оригинальный, сильно уплощенный декор фасадов придает храму нарядность. Стены здания, завершенные антаблементами с сухариками в карнизах, украшены плоскими пилястрами на постаментах по углам объемов и между окнами. Края лепестков обозначены широкими, рустованными в виде квадров раскреповками. Необычные наличники нижних проемов с лучковыми перемычками состоят из узкой прямоугольной рамки с подоконными выступами, " ушами " и двумя триглифами над верхними выступающими углами, между которыми помещена доска с полкой, украшенной зубчиками. Над порталами входов и средним алтарным окном расположены круглые проемы второго света. Рамочные наличники арочных окон восьмерика - с подоконными нишами и замковыми камнями. Три круглых выступа-розетки помещены под карнизом восьмерика на гранях и в завершении пилястр. Интерьер храма отличается цельностью внутреннего пространства, развитого в высоту. Боковые, а также алтарное и трапезное полукружия с конхами открыты широкими арками в центральное помещение. Оно имеет двухступенчатые тромпы при переходе к восьмерику и восьмигранный, со световым кольцом, сомкнутый свод в завершении. Отделка стен простая, до недавнего ремонта со штукатурными тягами и карнизами. Трехъярусный сборный иконостас в русском стиле и иконы выполнены в кон. 19 - нач. 20 в. Иконы верхнего яруса имеют обрамления в виде трехлопастных арок с треугольными фронтонами и крестами над ними. Межъярусные узкие фризы и короткие колонки простого грубоватого рисунка.

http://sobory.ru/article/?object=00680

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010