Полы в храме выполнены из квадратных известняковых плит, под ними - вымостка из кирпича на песчаной подсыпке. Фундамент придела изготовлен из нетесаных блоков без раствора, насухо, а фундамент апсиды главного престола - из мелких кусков известкового камня, засыпанных без раствора в траншею. Главный иконостас Древнеуспенской ц. Фотография. 1910 г. Главный иконостас Древнеуспенской ц. Фотография. 1910 г. Устройство Никольского придела датируется точно, т. к. антиминс на его престол освятил местоблюститель Патриаршего престола митр. Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) в 1701 г. (ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 6066. Л. 1). Постройка храмовой части, судя по объемно-пространственной композиции, деталям декора и размеру кирпича, завершена позднее придела, что подтверждается существующими в различных документах XIX в. указаниями на сооружение всего храма. Так, в неск. источниках строительство датируется 1730 г. (ГАЛО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 6. Л. 126-127 об.; Плужников. 1974. С. 89, 98). Известны длина храма - 6 саж. 1,25 аршина, наибольшая ширина - 3 саж. 2 аршина 12 вершков, высота до верха 2-го карниза храма - 5 саж., до подкрестного яблока - 16,8 м, вместе с папертью - 18 м. Паперть - каменная площадка длиной 16 аршин и шириной 6,5 аршина (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1986. Л. 8; ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 6066. Л. 4 об.). Придел и трапезная храма были «теплыми», отапливались печами. В юго-зап. углу трапезной стояла изразцовая печь. Найденный здесь при земляных работах фрагмент полихромного рельефного изразца кон. XVII - нач. XVIII в. передан в областной краеведческий музей. В нач. ХХ в. придел и трапезная отапливались одной унтермарковской печью. В описании Л. м., составленном в 1768 г., приводятся данные о внутреннем убранстве Успенского храма. В частности, описывается иконостас: справа от резных царских врат находились образ Спасителя, храмовая икона Успения Пресв. Богородицы с 2 серебряными венцами, Владимирский образ Божией Матери; слева - «образ Богоматере с Предвечным Младенцем. На северных вратах архидиакона Стефана образ Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/2110532.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИМИР (ПЕТРОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Владимир (Петров), архиеп. Казанский. Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) Владимир (Петров) ( 1828 - 1897 ), архиепископ Казанский и Свияжский В миру Петров Иван Степанович, родился 29 мая 1828 года в станице Федосеевской Области Войска Донского. Его отец был казаком, но через несколько лет стал псаломщиком, а впоследствии служил священником в улалинском Николаевском монастыре на Алтае. В 1843 году Иван окончил Зотовское духовное училище , в 1849 году - Воронежскую духовную семинарию , а в 1853 году - Киевскую духовную академию со званием магистра богословия . Еще во время учебы на выпускном курсе, 19 марта 1853 года, был пострижен в монашество ректором академии архим. Антонием (Амфитеатровым) , 14 апреля рукоположен во иеродиакона , а 22 октября - во иеромонаха Киевским митр. Филаретом (Амфитеатровым) . 30 октября 1853 года определен учителем по классу логики, психологии и соединенных с ними предметов в Орловскую духовную семинарию . В марте 1855 года назначен помощником инспектора Воронежской духовной семинарии , с 25 июня 1856 г. - член семинарского правления, с 4 октября 1856 г. - библиотекарь. С декабря 1853 по июнь 1857 г. участвовал в составлении и редактировании «Историко-статистического описания Орловской епархии», для чего исследовал архивы храмов и монастырей. 30 апреля 1857 года назначен инспектором и профессором по классу Священного Писания в Иркутскую духовную семинарию , 13 июля 1858 года переведен в той же должности в Томскую духовную семинарию . Его ученые труды обратили на себя внимание и 13 сентября 1861 года он был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и экстраординарным профессором по кафедре догматического богословия с присвоением степени настоятеля 3-классного монастыря. О. Владимир был одним из инициаторов создания в Санкт-Петербурге Православного миссионерского общества для содействия Алтайской и Забайкальской духовным миссиям, составил его устав, 21 ноября 1865 г. был избран в члены первого совета общества. В 1869-1870 гг. по поручению Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) составил новый устав общества, участвовал в работах по открытию отделения общества в Москве .

http://drevo-info.ru/articles/13672079.h...

Новая планировка примонастырской территории отражена на гравюре 1824 г. (В. Баженов, А. Макушев): к югу от обители в направлении «восток-запад» идет улица из одноэтажных монастырских строений (ее трасса сохр.). Близ юж. входа в мон-рь сохранилась построенная в формах классицизма 6-гранная деревянная надкладезная часовня с притвором, к юго-востоку - каменная жилая часть хозяйственного двора. В 1832 г. за юго-зап. углом ограды построили каменную часовню, в оформлении ее фасадов был использован ионический ордер (не сохр.). В 1875 г. началось сооружение полукаменного дома для скотников (построен только 1-й каменный этаж), надстроен 2-й этаж над каменной гостиницей к югу от обители (сер.- кон. XIX в.; гостиница разобрана в нач. XXI в.). По проекту губ. архит. И. С. Носкова в 1886 г. разобрано древнее крыльцо собора, перестроена зап. паперть; от старой паперти сохранились фрагменты аркады на уровне 1-го этажа. Новый притвор под 2-скатной кровлей декорирован порталом с килевидным навершием, угловыми лопатками с филенками, ползучими арочками. Вероятно, тогда же появилась пристройка для ризницы в сдержанных позднеклассицистических формах, закрывшая сев.-зап. угол собора. В 1902 г. заменены старые кровли на основных монастырских зданиях, капитально отремонтирован новый настоятельский корпус, сооружен кирпичный завод (возможно, к старому кирпичному заводу относятся руины здания XVII в. в 1 км к юго-западу от мон-ря). В 1904-1906 гг. собор был оштукатурен и заново расписан изнутри масляной живописью. Сохранились сюжетные изображения, выполненные в академической манере, в т. ч. «Выбор веры князем Владимиром», «Жертвоприношение Авраама», ростовые изображения святых, разнообразные орнаментальные композиции в духе классицизма. Тогда же были позолочены иконостас, кресты на главах (РГИА. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 12. 1905-1913. Л. 8-9). Судя по тому, что в соборе есть образ св. Анны Кашинской, можно предположить более позднюю дату окончания росписей - после возобновления ее почитания в 1908 г. Построенные в разное время за монастырской оградой деревянные часовни (на месте первоначальных подвигов преподобного, против гостиницы и на лесной даче, а также на приписных землях в Буборине, на берегу р. Сясь и в Васкиничах (1822)) разрушены после 1917 г. Имущественное положение и хозяйство в XVIII - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/199709.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОНУФРИЙ († после 1626, г. Романов (ныне Тутаев)), блж. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Романовский, Ярославский, Христа ради юродивый. Единственным письменным источником сведений о блаженном является «Сказание о икон Пречистыя Богородицы, честнаго Ея Одигитрия, иже обыче нарицати Смоленския, и о создании манастыря во имя Ея» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 4028. Л. 105; вариант: «Месяца иулиа въ 28 день. Сказание о икон Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Одигитриа, нарицаемыя Смоленския, яже в предлхъ близъ града Ярославля, на луговой стран за ркою Волгою» (БАН. 45.5.22. Л. 61)). «Сказание...» датируется 70-ми гг. XVII в. Памятник известен в небольшом числе списков, помимо упомянутых можно назвать еще 2 рукописи: ЯМЗ. ОПИ. 15016 (старый шифр: 654 (780)) и 15323 (старый шифр: 152 (91)). В изданиях XIX в. указываются и др. рукописи, содержащие текст памятника или подготовительные материалы к нему, но их местонахождение в наст. время неизвестно. «Сказание...» повествует о святыне Смоленского (во имя Смоленской иконы Божией Матери), что на Бору, муж. мон-ря под Ярославлем. Обитель была основана в 1642 г. игум. Толгского мон-ря Иоилем и просуществовала, видимо, лишь до кон. XVII в., после чего была упразднена и обращена в приход с. Смоленского (др. название - Савинское в Красном Бору). О. упоминается в заключительном фрагменте памятника, повествующем о благочестивом жителе г. Романова купце Самсоне по прозвищу Богомол. В Страстную пятницу 1626 г. Самсону явилась Пресв. Богородица, после чего юродивый предрек купцу мн. скорби, а всем его домашним - монашество. Пророчество юродивого в точности исполнилось: через 10 лет все 5 сыновей Самсона - Иоиль, Самсон, Акила, Гордиан и Макарий (их имена известны благодаря вкладам в Смоленский на Бору мон-рь, ставший своего рода семейной обителью), а позже и его жена Неонила - приняли монашеский постриг. Сам же Самсон, оставшись один, претерпел мн. поношения, разграбление имущества и побои «от безумныхъ человк» и через неск. лет преставился. Тело его было перенесено из Романова в Смоленский мон-рь, где он был погребен старшим из сыновей - основателем этой обители игум. Иоилем (1641-1650; по др. данным, 1642-1658). Спустя 20 лет, во время вечернего богослужения, Самсон явился братии обители поющим вместе со всеми в храме Песнь Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2578459.html

Вместе с тем в глазах святогробского духовенства и греч. прессы Н. выглядел рус. агентом, подрывающим позиции Иерусалимской Церкви в угоду ППО. 18 марта 1888 г. на патриарха было совершено покушение: в него стрелял некий мон. Галактион. К весне 1890 г. стало очевидно, что османские власти склоняются на сторону противников патриарха. С разрешения правительства в апр. в Иерусалим вернулись святогробские клирики, ранее высланные Н., в т. ч. архим. Дамиан (патриарх в 1897-1931). Ссылаясь на болезнь, Н. возложил церковное управление на особую эпитропию во главе со своим наместником Никифором, митр. Петры Аравийской. Однако тот перешел на сторону оппозиции и в нач. июля отправил великому везиру донос, обвиняя патриарха в неспособности к управлению, растрате имущества и симпатиях к России. Оказавшись перед перспективой низложения решением Высокой Порты, Н. 30 июля 1890 г. собрал Синод и объявил о своем отречении при условии выплаты ему ежегодного содержания 5 тыс. р. и передачи в его управление Патриаршего подворья на о-ве Халки (мон-рь св. Георгия «ту Кримну»). Синод быстро согласился на эти условия. В кон. авг. Н. покинул Палестину. Оставшуюся часть жизни он пребывал на покое на Халкинском подворье. Неудачная попытка российской дипломатии осуществить свои планы на Ближ. Востоке через продвижение к власти лояльного патриарха привела к переориентации России на поддержку араб. национального движения, нацеленного на полное изгнание из региона греч. церковной иерархии. Арх.: РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Ед. хр. 7, 8, 10, 67, 127, 128, 133, 141. Ист.: Восток. 1883. 221, 224, 233, 241, 258, 261, 265-267, 274; [Письмо патриарха Никодима от 2 окт. 1885 г.]//СИППО. 1891. Т. 1: 1886-1887. С. 3-13; [О состоянии Иерусалимской Церкви в первые 3 года Патриаршества Никодима]//Там же. С. 112-133; [Отставка патриарха Никодима]//Там же. 1891. Т. 2: Сент. 1890 - февр. 1891. С. 1-3; Блж. Никодим, бывш. иерусалимский патриарх: Некр.//Там же. 1910. Т. 21. Вып. 2. С. 266-301. Лит.: Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843-1914: Church and Politics in the Near East. Oxf., 1969. P. 191-194; Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - нач. XX в. М., 2006. С. 187, 196, 201, 318-323; Якушев М. И. Антиохийский и иерусалимский патриархаты в политике российской империи (1830-е - нач. XX в.). М., 2013. С. 187-189, 348; Νικδημος, Πατριρχης Ιεροσολμων//ΜεγΟΧΕ. Τ. 11. Σ. 507.

http://pravenc.ru/text/2565572.html

В 1719-1727 гг. И. и Н. в. управлял архим. Антоний (Платковский) , настоятель иркутского в честь Вознесения Господня мон-ря . В 1725 г. при Вознесенском мон-ре стараниями архим. Антония была открыта первая в Вост. Сибири школа для обучения детей духовенства и сирот монг. и кит. языкам; сначала она существовала как школа переводчиков и называлась «мунгальской». В марте 1719 г. свт. Филофей первым из Тобольских архиереев посетил по пути в Селенгинск Иркутск, где освятил деревянную Крестовоздвиженскую ц. 1 марта 1721 г. Синод представил царю Петру I Алексеевичу проект создания самостоятельной Иркутской и Нерчинской епархии, проект не был утвержден. 8 сент. 1721 г. викарным епископом Иркутским и Нерчинским был назначен бывш. Крутицкий митр. Игнатий (Смола) , к-рый отказался ехать в Сибирь и был определен на покой в Нилову Столобенскую в честь Богоявления пуст. В марте 1722 г. Иркутск посетила направлявшаяся из С.-Петербурга в селенгинский Троицкий мон-рь и оттуда в Китай духовная миссия во главе с Переяславским еп. св. Иннокентием (Кульчицким) . В ходе т. н. часовенного разбора, начатого по указу Синода в 1722 г., только в Прибайкалье (Иркутской провинции, образованной в 1719, фактически существовавшей с 1721) к 1726 г. было закрыто 40 часовен. 15 янв. 1727 г. указом Синода, утвержденным имп. Екатериной I Алексеевной , И. и Н. в. было преобразовано в Иркутскую и Нерчинскую самостоятельную епархию (см. Иркутская и Ангарская епархия ). К этому времени церковные структуры края были достаточно развиты. В 1726 г. в Иркутске действовали 8 храмов и 2 мон-ря, в Иркутском у.- 13 церквей, мон-рь и пустынь, в Селенгинском дистрикте - 13 церквей и 2 мон-ря, в Нерчинском дистрикте - 7 храмов и мон-рь. Клир И. и Н. в. состоял из 199 священно- и церковнослужителей (РГИА. Ф. 796. Оп. 9. Д. 175. Л. 17). Ист.: Мелетий (Якимов), архим. Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии. Каз., 1875. Лит.: Громов П. В., прот. Начало христианства в Иркутске и св. Иннокентий, 1-й еп. Иркутский: его служение, управление, кончина, чудеса и прославление. Иркутск, 1868; Шорохов Л. П. Церковь в Сибири в кон. XVI-XVII в. АКД. Новосиб., 1971; Наумова О. Е. Иркутская епархия, XVIII - 1-я пол. XIX в. Иркутск, 1996; Из истории Иркутской епархии: сб. науч. тр. Иркутск, 1998; Санников А. П. Организация и деятельность правосл. церкви на территории Прибайкалья во 2-й пол. XVII-XVIII в. АКД. Иркутск, 2004.

http://pravenc.ru/text/674065.html

После перевода И. м. в единоверие книжный фонд пополнялся единоверческими изданиями, часть его до 1917 г. хранилась в б-ке саратовского миссионерского братства Св. Креста. По постановлениям Пугачёвского исполкома от 20 февр. и 4 марта 1919 г. и в связи с циркуляром Народного комиссариата юстиции об отделении Церкви от гос-ва подотдел охраны культурно-исторических ценностей Пугачёвского исполкома отдал часть б-ки в местный краеведческий музей. Книги и рукописи передавались в Пугачёв и Самару также во время приездов на Иргиз в 1919-1923 гг. М. Н. Тихомирова (впосл. академик), работавшего в Самарском ун-те и в Самарском об-ве археологии, истории, этнологии и естествознания. Главную часть монастырской б-ки Пугачёвский музей получил в нач. янв. 1926 г. в связи с упразднением Балаковского у. В 1935 г. основной фонд книг и рукописей, собранных Пугачёвским музеем в Иргизских монастырях, в т. ч. в И. м., поступил в научную б-ку Саратовского гос. ун-та. В составе рукописей, связь к-рых с б-кой И. м. установлена точно, преобладают крюковые. История Иргиза отразилась в рукописных старообрядческих сочинениях, в т. ч. и примыкавших к т. н. Китежскому циклу. С 40-х гг. XIX в. И. м. исследовали еп. Иаков (Вечерков), Н. И. Варадинов, Н. И. Попов , Д. Л. Мордовцев , П. И. Мельников (А. Печерский) и др. Сводные данные об И. м. имеются в материа-лах переписей 1775, 1815, 1828 гг. (РГАДА, РГИА), источники различного происхождения за весь период истории И. м. хранятся в основном в ГА Саратовской обл. Богатая экспозиция по истории Иргизских монастырей, в т. ч. И. м., с 1919 г. существует в краеведческом музее г. Пугачёва Саратовской обл. (бывш. Николаевск Самарской губ.). 1918-2011 гг. Решением уездного Николаевского совнаркома от 26 янв. 1918 г. И. м. был закрыт, однако монашеская жизнь продолжалась в трудовой артели до кон. 20-х гг. XX в. Передача предметов из ризницы обители в учреждения культуры осуществлялась вместе с передачей фондов монастырской б-ки и на тех же правовых основаниях. В 1923 г. Тихомиров вывез из И. м. и передал в Самарский краеведческий музей уникальную плащаницу (XVI в.), по преданию вышитую супругой кн. Владимира Андреевича Старицкого (ГИМ).

http://pravenc.ru/text/673917.html

Особенности А. б.- осенение свечами и проч.- фиксировались, по-видимому, устной традицией. Это предположение подтверждается следующим: а) зафиксировано использование архиереями иерейских Служебников, напр. Варлаама Хутынского Служебника , где присутствуют позднейшие пометки, относящиеся к А. б. (ГИМ. Син. 604, нач. XIII в. Л. 11 об., 16 об.- 17 об.), свт. Киприана Служебника (ГИМ. Син. 601, кон. XIV - нач. XV в.); б) в святительских Служебниках часто выписан иерейский формуляр литургии (напр., РГБ. Рогож. 679, XIX в. (копия ркп. 1416 г.; ср. с РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 4026)). По архиерейскому Служебнику (ГИМ. Син. 600, 1400 г.) особенности литургии, совершаемой епископом, ограничиваются тем, что он осеняет свечами после малого входа, читает стихи Пс 79. 15-16 во время Трисвятого и совершает особое благословение иереев во время чтения Апостола. Достаточно большое число рус. архиерейских Служебников XV - 1-й пол. XVII в. содержит чин литургии, близкий к греч. чину XIV-XVI вв. (ГИМ. Син. 310 (нач. XVI в.), 680 и 909, XVI в.; БАН. Новг. 918 (21. 4. 13), XVI в. и др.; ср. со славянско-лат. ркп. сер. XVII в., хранящейся в белорус. б-ке Франциска Скорины в Лондоне (факсимильное изд.: The Pontifical liturgy. P. 9-112), со слав. ркп. из Боснии (Lond. Brit. Lib. Add. 16373, Л. 2-148об. 1706 г.) и с др. южнорус. и южнослав. памятниками XVII - нач. XVIII в.). Специфическими для рус. редакции этого чина являются: а) сложный порядок встречи архиерея у дома (начинается со слов Пс 112. 1-2: «Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне» - «Буди имя Господне благословено от ныне и до века»), шествия его в храм (следует отметить, что иерейский формуляр литургии содержал примерно те же предваряющие вход в храм молитвы («идуще в церковь», «егда звонят» и т. п.), что и архиерейский; конечно, священника не сопровождали, как епископа, свещеносцы и певчие) и встречи архиерея в храме (Голубцов. С. 150-161); б) то, что прежде облачения, к-рое бывает в храме, архиерей входит на нек-рое время в алтарь (для чтения предваряющих литургию молитв («за входящия в церковь» и др.)); в) кроме молитвы Трисвятого архиерей читает молитву 1-го часа («Христе, [Боже наш], Свете истинный») во время осенения свечами (после каждения, если оно указано), затем еще одну краткую формулу («Отца и Сына и Святаго Духа.

http://pravenc.ru/text/архиерейском ...

Московские окружники 28 февр. обратились в собор епископов с просьбой добиться удаления Кирила из Москвы, российские епископы поддержали свою паству и в тот же день потребовали от Кирила «без отлагательства отправиться в свое место». Предъявив Кирилу 13 обвинений, епископы объявили ему о прекращении всяких сношений с ним до тех пор, пока над ним не состоится суд с участием заграничных старообрядческих архиереев. После поставления Кирилом Сергия епископом Тульским 7 марта собор российских епископов запретил Кирилу священнодействовать, а Сергия изверг из сана. 10 марта российские епископы еще раз предложили митрополиту как можно скорее уехать за границу и ждать там суда. На следующий день российские епископы послали своим заграничным собратьям подробное описание всех последних действий верховного архипастыря и сообщили о принятых ими мерах. Заграничный собор поддержал все решения российских иерархов. Для уврачевания раздора собор российских епископов 23 июня 1863 г. отменил «Окружное послание», однако противостояние окружников и неокружников не прекратилось. 28 окт. 1863 г., за 2 дня до своей смерти, в пользу окружников выступил первый Белокриницкий митр. Амвросий (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 512. Л. 1-2). Несмотря на это, неокружники добились того, что 24 июля 1864 г. митр. Кирил в Соколинцах в Австрии поставил неокружника Антония (Климова) епископом Московским (5 июня 1871 этот неокружнический епископ был извержен Кирилом из сана). В 60-х гг. XIX в. и в последующее время неоднократно делались попытки достичь компромисса между окружниками и неокружниками, отдельные архиереи то признавали «Окружное послание», то отрекались от него, созывались соборы. Тем не менее раскол просуществовал до Октябрьской революции, хотя и значительно ослабел после 1905 г., когда стали проводиться съезды и соборы, на к-рых враждующие стороны подписывали примирительные акты. Несомненной заслугой окружников является положительное решение вопроса о возможности пользоваться книгами единоверческой печати: в кон. 70-х гг. XIX в. был создан сб. «Оправдание церковных книг единоверческой печати» (ОР РГБ. Ф. 247. 547). Кроме того, белокриницкие полемисты активно пользовались изданием «Творений святых отцов в русском переводе». Привлечение этих материалов обогатило лит-ру сторонников Б. и.

http://pravenc.ru/text/77938.html

Старшие ученики принимали участие в монументальных художественных работах. Так, Ижакевич и С. В. Науменко в 1883-1884 гг. участвовали в реставрации и поновлении древних фресок Кирилловской ц. в Киеве. Яремич в кон. 80-х гг. XIX в. помогал М. А. Врубелю писать орнаменты во Владимирском соборе. В 1911 г. учащиеся школы поновляли живопись на фасадах Успенского собора лавры. В 1883 г. иконописная мастерская и школа переехали в новое большое 2-этажное здание (корпус 30) на площадке с видом на Днепр и нижнюю территорию лавры. В школе были собраны разнообразные пособия и живописные образцы для обучения и копирования, имелась б-ка с альбомами и книгами по искусству. Устраивались выставки работ для поощрения учеников и ознакомления публики с деятельностью школы. Лучшие из работ отмечались денежной наградой и предоставлялись для отчета в Духовный Собор лавры. В архивных фондах Св. Синода сохранились нек-рые рисунки учеников школы, присланные в синодальный училищный совет (РГИА. Ф. 835. Оп. 4. Д. 144). Наряду со школой в К.-П. л. существовала иконописная мастерская, где писали кроме икон и портреты духовных лиц. В позолотной мастерской золотили иконные доски, украшая их чеканным орнаментом и живописью под эмаль. Согласно Уставу 1874 г., задачами иконописной мастерской было поновление и поддержание икон и росписей в лаврских церквах, изготовление икон для поднесения знатным гостям и для продажи в иконных лавках. По отчетным ведомостям 70-80-х гг. XIX в., основной объем работ составляло поновление живописи и иконостасов в лавре. В 1893-1895 гг. лаврские мастера под рук. начальника иером. Феогноста (Шанцова) поновляли иконостас Крестовоздвиженской ц., новые иконы праздничного ряда были написаны воспитанником школы Науменко. Господь Вседержитель. Роспись ц. Всех святых. 1906 г. Худож. И. С. Ижакевич с учениками Господь Вседержитель. Роспись ц. Всех святых. 1906 г. Худож. И. С. Ижакевич с учениками Постоянной проблемой была необходимость передавать поступавшие в лавру заказы городским иконописцам, ввиду невозможности выполнить их собственными силами школы. Ученики школы, завершив обучение, в большинстве своем покидали лавру. Как указывал в рапорте 1897 г. иером. Феогност, «посторонние мастера работают прежде всего для своих мирских интересов и материальных выгод, а вся нравственная ответственность за выполнение работ падает всецело на иконописную школу Лавры» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 (благочин.). Д. 3443). Для священноначалия лавры главным критерием было написание икон в строго церковном духе. «Исполненные в мастерской работы производят впечатление надлежащей правильности по рисунку, церковному стилю и технике, а некоторые из них - даже по художественности»,- отметил наместник архим. Антоний (Петрушевский) в 1906 г. (Там же. Оп. 1 (КДС). Д. 644. Л. 618).

http://pravenc.ru/text/1684519.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010