Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Владимир (Никольский), еп. Нижегородский. Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) Владимир (Никольский), еп. Нижегородский. Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) (Никольский Василий Степанович; 1.01.1829, Курская губ.- 29.12.1900, Н. Новгород), еп. Нижегородский и Арзамасский. Из семьи священника. Учился в Курской ДС, после окончания к-рой 23 нояб. 1851 г. был рукоположен во иерея к собору в г. Бобринце Херсонской губ., в 1854 г. переведен в собор в г. Бердянске, в обоих городах преподавал Закон Божий в уездных уч-щах. После смерти жены вступил в число братии херсонского архиерейского дома. 21 дек. 1857 г. Херсонским и Таврическим еп. Димитрием (Муретовым) пострижен в монашество. В 1859-1863 гг. учился в СПбДА, окончил курс со степенью магистра богословия, защитив дис. «Лионская уния: Эпизод из средневек. церк. истории 1261-1293 гг.» (ПО. 1867. Т. 23. Кн. 5. С. 5-33; Кн. 6. С. 116-144; Кн. 8. С. 352-378; Т. 24. Кн. 9. С. 11-33 (отд. отт.: М., 1867)), оставлен при академии библиотекарем. 18 июля 1864 г. определен в Казанскую ДС инспектором и профессором богословских предметов и педагогики. 2 мая 1867 г. возведен в сан архимандрита. 25 мая назначен инспектором и экстраординарным профессором КазДА, с 10 февр. 1869 г. ординарный профессор. 10 июля 1869 г. переведен ректором в Самарскую ДС. 10 февр. 1875 г. назначен, 16 марта хиротонисан во епископа Брестского, викария Литовской епархии, 16 мая 1877 г. перемещен на Ковенское вик-ство той же епархии. 14 мая 1881 г. переведен на Калужскую кафедру, где особое внимание уделял благоустройству учебных заведений. Во время управления В. епархией в ней значительно увеличилось число церковноприходских школ, было расширено здание Калужского ДУ, устроено общежитие для семинаристов, построено здание ДУ в г. Мещовске. В целях борьбы со старообрядчеством В. учредил братство прп. Пафнутия Боровского, активно участвовал в делах миссионерского братства во имя св. Иоанна Богослова. В 1888 г. в епархии присоединились к Православию 144 старообрядца.

http://pravenc.ru/text/159062.html

Иосиф (Чепиговский), еп. Владикавказский. Фотография. Кон. 80-х гг. XIX в. (РГИА) Иосиф (Чепиговский), еп. Владикавказский. Фотография. Кон. 80-х гг. XIX в. (РГИА) С 1885 г. в епархии регулярно проводились съезды духовенства. 1-й съезд, состоявшийся 30 окт. 1885 г., постановил открыть во Владикавказе филиал тифлисского братства во имя Пресв. Богородицы. В 1888 г. во Владикавказе было создано Свято-Троицкое братство ревнителей Православия, построившее Свято-Троицкий храм с больницей и богадельней при нем. Чрезвычайно острой проблемой для епархиальной жизни являлось частое отпадение крещеных осетин в мусульманство. В борьбе с этим еп. Иосиф особое внимание уделял становлению школьного образования, школы в епархии открывались в основном на средства Общества восстановления православного христианства на Кавказе . Учившиеся в церковноприходских школах дети пели в храмах за богослужением, становились проводниками христианства в семьях. 13 янв. 1887 г. из Моздока во Владикавказ было переведено ДУ, при к-ром действовало отд-ние для подготовки церковно- и священнослужителей и учителей в осет. приходы. 11 окт. в Ардоне, где существовал один из лучших осет. приходов, открылось осет. ДУ. Еп. Иосиф часто объезжал епархию, много потрудился для перевода Свящ. Писания и вероучительных текстов на осет. язык. Во Владикавказе книги на осет. языке издавались с 1881 г., среди них - «Букварь», «Священная история», многотомный «Русско-осетинский словарь с краткой грамматикой», составленный еп. Иосифом, и др. К 1889 г., когда еп. Иосиф по собственному прошению был уволен на покой, во Владикавказской епархии насчитывалось 136 храмов. Преемником еп. Иосифа на Владикавказской кафедре стал еп. Петр (Лосев). В течение 2 лет, когда он управлял кафедрой, архиерей совершил большое число поездок по епархии, при посещении приходов призывал создавать при храмах школы, к-рых за это время открылось ок. 30. В отчетах Синоду архиерей писал о низком образовательном уровне осет. духовенства. Для привлечения образованных пастырей к служению на приходах еп. Петр в 1890 г. добился повышения их окладов. По инициативе еп. Петра в 1890 г. началось проведение миссионерских собеседований в приходах, архиерей проводил такие собеседования во Владикавказе. В епархии учреждались попечительства: Георгиевское (открыто в марте 1891) содержало школу для детей из бедных семей, попечительство о бедных духовного звания (открыто в сент. 1891). В 1889 г. в качестве приложения к областной газ. «Терские ведомости» начал издаваться ежемесячный «Епархиальный листок». Деятельность еп. Владимира (Синьковского)

http://pravenc.ru/text/158940.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТИН (Полянский Михаил; 15.05.1830, с. Богатырёво Землянского у. Воронежской губ.- 26.09.1903, Бизюков Пропасной мон-рь), свт. ((пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.), еп. Уфимский и Мензелинский. Род. в семье диакона; в 1853 г. окончил Воронежскую ДС со званием студента. В том же году по благословению архиеп. Воронежского Иосифа (Кобыльского-Богословского) , которого считал своим духовником, Полянский женился на сироте, дочери священника Воронежской епархии. 25 сент. 1854 г. архиеп. Иосифом был рукоположен во диакона, а 26 сент.- во иерея к церкви с. Касторного Землянского у. Воронежской губ. Трудами о. Михаила приходский сельский храм был расширен 2 новыми приделами - свт. Николая Чудотворца и вмц. Варвары, были построены новая колокольня и ограда. После смерти жены 16 марта 1862 г. Полянский поступил в число братии Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресв. Богородицы монастыря . Одновременно с 1 апр. 1863 по 11 сент. 1864 г. исполнял должность наставника в Воронежском ДУ. 1 июня 1864 г. архиеп. Воронежским Иосифом (Богословским) свящ. Михаил был пострижен в монашество с именем в честь мч. Иустина Философа. Архиеп. Иосиф назначил новопостриженика народным духовником и проповедником в мон-ре и одновременно утвердил педагогом в Воронежское ДУ. В том же году по собственному ходатайству И. был перемещен в Киевскую епархию и 4 нояб. определен в число братии киевского Братского в честь Богоявления монастыря . В 1865 г. для продолжения образования И. поступил в КДА, по окончании к-рой 13 авг. 1869 г. назначен преподавателем Харьковской ДС по кафедре основного, догматического и нравственного богословия. 17 февр. 1870 г. архиеп. Харьковским Нектарием (Надеждиным) награжден набедренником. Свт. Иустин (Полянский). Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) Свт. Иустин (Полянский). Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) 14 февр. 1870 г. И.

http://pravenc.ru/text/1237927.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН IUлapuoh (Кондраковский), еп. Переяславский и Борисопольский. Фотография с портрета кон. XVIII - нач. XIX в. (РГИА) IUлapuoh (Кондраковский), еп. Переяславский и Борисопольский. Фотография с портрета кон. XVIII - нач. XIX в. (РГИА) (Кондратковский; г. р. неизв., мест. Воронеж, близ г. Глухова - 12.01.1799, Новгород-Северский), архиеп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский. Начальное образование получил в Киево-Могилянской академии, принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. Исполнял обязанности начальника («реента») канцелярии лаврского духовного собора. В 1768 г. по просьбе ген.-губернатора Малороссии гр. П. А. Румянцева архим. лавры Зосима (Валькевич) дал согласие на назначение И. в действующую армию. С 1769 г., во время русско-тур. войны, служил главным священником 2-й армии и одновременно духовником гр. Румянцева. После увольнения от службы в войсках 30 янв. 1773 г. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Межигорского в честь Преображения Господня монастыря на место скончавшегося в сент. 1772 г. архим. Гедеона (Сломинского) . При И. кошевой атаман Запорожской Сечи П. И. Калнышевский построил в Межигорской обители каменный храм во имя апостолов Петра и Павла (1774). После разрушения Сечи в 1775 г. И. стал настоятелем Макариева Калязинского во имя Святой Троицы монастыря, одновременно возглавлял Тверскую ДС. 17 июля 1776 г. в Москве И. был хиротонисан во епископа Переяславского и Бориспольского. Застал епархию в упадке. Добился через Синод присоединения к Переяславской епархии 126 церквей из состава Киевской митрополии. Строительные и восстановительные работы осуществлял и за счет собственных средств. Открыл в Переяславской ДС богословский класс (1778). За время управления И. количество мон-рей в епархии сократилось с 14 (1775) до 12 (1781): Трехтемировский, Каневский и Лысянский мон-ри на Правобережной Украине присоединились к униатству; одновременно в левобережной части епархии в 1776 г. в ее состав вошел Сорочинский во имя арх. Михаила мон-рь. В авг.-окт. 1783 г., после кончины митр. Гавриила (Кременецкого) , И. управлял также Киевской митрополией.

http://pravenc.ru/text/389187.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Шимкович Василий; 26.01.1841, с. Тереховка Гомельского у. Могилёвской губ.- 6.01.1926, Воронеж), митр. Воронежский. Из семьи священника. Окончил Могилёвскую ДС, в 1867 г.- КДА. 28 июля 1868 г. рукоположен во иерея, служил в Могилёве, в 1879 г. возведен в сан протоиерея. В 1870 г. назначен преподавателем в Могилёвскую ДС, в 1871 г. удостоен степени канд. богословия. В 1872 г. состоял членом Могилёвской духовной консистории. Овдовев, 20 июня 1884 г. принял монашеский постриг, после возведения в сан архимандрита стал настоятелем могилёвского Братского мон-ря. Еп. Владимир (Шимкович). Фотография. Кон. XIX - нач. XX в. (РГИА) Еп. Владимир (Шимкович). Фотография. Кон. XIX - нач. XX в. (РГИА) 24 апр. 1887 г. В. был назначен, 9 мая хиротонисан во епископа Нарвского, викария С.-Петербургской епархии. С 24 авг. 1890 г. епископ Сумской, викарий Харьковской епархии, с 5 дек. 1892 г. епископ Екатеринославский и Таганрогский, с 12 июня 1896 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский. В июне 1897 г. В. был уволен на покой с местопребыванием в Корсунском мон-ре (г. Каховка, Украина), впосл. в херсонесском св. Владимира мон-ре. 31 янв. 1900 г. В. был переведен на Острогожское вик-ство Воронежской епархии с поручением настоятельства в Акатовом во имя свт. Алексия мон-ре , в марте того же года прибыл в Воронеж. Помогал Воронежскому еп. Анастасию (Добрадину) в делах епархиального управления: инспектировал сельские приходы и духовные уч-ща, рукополагал священников, освящал храмы, участвовал в работе церковного историко-археологического комитета и миссионерского об-ва. По настоянию В. в Акатовом мон-ре был отремонтирован двухэтажный Алексиевско-Воскресенский (ныне Алексиевско-Владимирский) храм, освященный после ремонта 1 нояб. 1911 г. В. совместно с архиеп. Анастасием. В 1-м ярусе надвратной колокольни устроена крестовая церковь, освященная В. 27 июня 1903 г. во имя прп. Сергия Радонежского. В мон-ре начали проводиться воскресные религиозно-нравственные чтения для прихожан. В мае 1913 г. В. возглавил отпевание архиеп. Анастасия. В. был награжден орденами св. Анны 1-й степени и св. Владимира 3-й степени.

http://pravenc.ru/text/159084.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНАФАН (Руднев Иван Наумович; 18.04.1816, с. Вязовик Ливенского у. Орловской губ.- 18.10.1906, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Сын священника. Находился в родстве с В. В. Розановым . Окончил Орловскую ДС (1839) и Киевскую ДА (1843 - действительный студент; удостоен степени старшего кандидата богословия 29 сент. 1845). 30 нояб. 1843 г. определен по прошению учителем лат. языка в низшем отделении 2-го Белгородского ДУ; с 1 сент. 1844 г. учитель греч. языка в высшем отделении 1-го Белгородского уч-ща, с 1 дек.- лат. языка в высшем отделении 2-го Белгородского уч-ща, инспектор классов. С 15 июля 1846 г. учитель лат. языка высшего отделения Курского ДУ. 21 сент. 1846 г. перемещен преподавателем гражданской истории в Орловскую ДС; одновременно с 23 дек. 1852 по 23 янв. 1854 г. исполнял должность инспектора семинарии. Овдовел, 30 сент. 1853 г. принял монашеский постриг, 3 окт. того же года был рукоположен во иерея, 18 марта 1855 г. причислен к соборным иеромонахам Донского московского монастыря . 6 мая того же года назначен инспектором Орловской ДС, одновременно с 31 авг. преподавал в ней богословские науки и историю рус. раскола (по миссионерскому классу, безвозмездно). 5 окт. 1860 г. определен ректором и учителем богословских наук Вологодской ДС с возведением в сан архимандрита и получением должности настоятеля Димитриева Прилуцкого монастыря . Ионафан (Руднев), архиеп. Ярославский и Ростовский. Фотография. Кон. XIX – нач. ХХ в. (РГИА) Ионафан (Руднев), архиеп. Ярославский и Ростовский. Фотография. Кон. XIX – нач. ХХ в. (РГИА) 31 марта 1864 г. И. был назначен ректором и наставником на кафедре богословия Олонецкой ДС с сохранением степени настоятеля второклассного мон-ря. С 3 июня служил в Олонецкой духовной консистории, с 23 июля назначен цензором проповедей. Принимал участие в работе комитетов по устройству нового кафедрального собора в г. Петрозаводске и по ремонту зданий, занимаемых семинарией. Летом 1865 г. произвел ревизию Каргопольского ДУ. При этом архиеп. Олонецкий Аркадий (Фёдоров) поручил И. подробно ознакомиться с состоянием духовного девичьего уч-ща, основанного в 1858 г. в каргопольском Успенском жен. мон-ре, и представить соображения по его усовершенствованию.

http://pravenc.ru/text/578362.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН Вассиан (Чудновский), еп. Пермский. Фотография. Кон. 70-х гг. XIX в. (РГИА) Вассиан (Чудновский), еп. Пермский. Фотография. Кон. 70-х гг. XIX в. (РГИА) (Чудновский Василий Иванович; 16.12.1805, г. Белополье Сумского у. Слободско-Украинской губ.- 3.01.1883, Пермь), еп. Пермский и Верхотурский. Из семьи священника. Обучался в Харьковском коллегиуме (1821-1827), к-рый окончил с серебряной медалью, затем в КДА (1827-1831), где 10 февр. 1829 г. был пострижен в монашество. По окончании курса со степенью магистра богословия 30 сент. 1831 г. определен в Волынскую ДС инспектором и профессором церковно-библейской истории и нем. языка. В том же году 4 окт. рукоположен во иеромонаха. 29 окт. 1833 г. назначен инспектором в Олонецкую ДС, где преподавал слав. и греч. языки, Свящ. Писание и патристику, неоднократно исполнял обязанности ректора, состоял членом Олонецкой консистории (с 23 дек. 1840). 1 сент. 1841 г. переведен в Астраханскую ДС инспектором и профессором церковно-библейской истории, археологии и канонического права. С 20 янв. 1843 г. являлся настоятелем Покрово-Болдинского мон-ря Астраханской губ., 21 дек. возведен в сан архимандрита. 9 мая 1844 г. назначен исполняющим обязанности ректора, 28 февр. 1846 г.- ректором ДС и настоятелем астраханского в честь Преображения Господня мон-ря с оставлением в его ведении также Покрово-Болдинского мон-ря. 3 дек. 1844 г. определен благочинным мон-рей Астраханской епархии. 21 февр. 1854 г. получил назначение на должности ректора в Черниговскую ДС и настоятеля Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , с 27 янв. 1860 г. настоятель нежинского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря , с 6 мая 1861 г. настоятель новгород-северского в честь Преображения Господня мон-ря . Состоял членом епархиального тюремного комитета, комитета по составлению церковных и монастырских описей, редактором «Черниговских ЕИ» и благочинным мон-рей.

http://pravenc.ru/text/149885.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 24.03. 1768, с. Буловица Смоленского у. и губ.- 24.10.1833, Зосимова пуст. Верейского у. Московской губ.), прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых), схим., старец, духовный писатель, основатель жен. монастырей. Жизнеописание З. составлено его племянницей, ближайшей ученицей и 1-й настоятельницей основанной им Зосимовой во имя Святой Троицы и Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» пустыни . игум. Верой (Верховской). Впервые вместе с изречениями З. издано в 1860 г. 2 книжками в одном переплете. Позднее афонский Пантелеимонов мон-рь переиздал Житие З.: в 1889 г. отдельной наиболее полной книгой с добавлением извлечений из его сочинений и в 1909 г. в сокращенном виде в сер. «Жизнеописания отечественных подвижников XVIII и XIX ст.». Автобиографические материалы о сибир. периоде жизни преподобного содержатся в написанном им Житии прп. Василиска (Гаврилова) , его духовного друга и наставника. Сведения о жизни З. и копии его сочинений найдены в ГА Смоленской обл., Тобольском филиале ГА Тюменской обл., ЦГИАМ, РГВИА, РГБ ОР, РГИА. Прп. Зосима (Верховский). Портрет. Кон. 20-х - 30-е гг. XIX в. (ЦИМ СДМ) Прп. Зосима (Верховский). Портрет. Кон. 20-х - 30-е гг. XIX в. (ЦИМ СДМ) Род. в семье дворянина в день празднования прп. Захарии Киево-Печерского (ГА Смоленской обл. Ф. 48. Оп. 5. Д. 319. Л. 204). В дворянской родословной книге Смоленской губ. род Верховских прослеживается с 1620 г. (РГИА. Ф. 1343. Оп. 18. Д. 1904), а корни его уходят в Польшу (AGAD (Главный архив древних актов). Варшава. Ф. «Коронная метрика». Кн. 180. Л. 460 об.- 462). Родоначальник российского рода Адам Верховский, в 1620 г. эконом смоленских волостей, получил за службу грамоты на земли от польских королей Сигизмунда III и Яна II Казимира . После взятия Смоленска рус. войсками в 1654 г. Верховские приняли Православие и служили московским царям. Отец преподобного, Василий Данилович Верховский, относится к 5-му поколению от родоначальника Адама. Начиная с 18 лет именовался Богдан, в т. ч. и на службе в полку смоленской шляхты, где дослужился до чина полковника. Мать, Анна Ивановна, происходила из дворянского рода Маневских. В семье Верховских было 3 сына и 6 дочерей; З. был самым младшим. Начальное образование получил дома.

http://pravenc.ru/text/200021.html

Прп. Кирилл Новоезерский. Икона. Кон. XIX в. (часовня прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске) Прп. Кирилл Новоезерский. Икона. Кон. XIX в. (часовня прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске) Один из ранних памятников с образом К. в составе избранных святых - нижегородская икона сер.- 2-й пол. XVII в. из Музея христианских древностей имп. АХ (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 232. Кат. 202). Икона-крест «Избранные святые» (К. на правом поле), согласно подписи, исполнена в 1853 г. иеросхим. Нилом (Прихудайловым) (КБМЗ). Необычным памятником шитья является епитрахиль XIX в. с перенесенными на нее более ранними образами избранных и Белозерских святых, в т. ч. К. (КБМЗ). На рубеже XVII и XVIII вв. появились отдельные образцы иконографии «Собор Белозерских святых». Возможно, одной из самых ранних в этом ряду была икона «Белозерские чудотворцы» кон. XVI в., сохранившаяся в прориси (РГИА. Ф. 835. Оп. 4. 96. Л. 108 - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 136-137. 50). Основатели монастырей и пустыней в землях Белозерья написаны в молении Божией Матери на иконе «Собор Белозерских чудотворцев» нач. XVIII в. (ЦМиАР; см.: Чугреева Н. Н. «Собор белозерских святых» в рус. иконописной традиции//Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. М., 1995. С. 48-51). Др. работой местного мастера с образом К. является миниатюрная икона «Избранные Белозерские чудотворцы в молении Господу Вседержителю» 1-й трети XVIII в., вставленная в складень с изображениями Покрова Пресв. Богородицы и архангелов Михаила и Гавриила (частное собрание; см.: Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции рус. монашества. М., 2003. Вкл. Рис. 13). Большая икона с образом стоящей на облаке Богоматери с Младенцем, Белозерских и избранных святых (прп. Алексий, человек Божий, прп. Александр Свирский) происходит из Андогской Успенской пуст. Белозерского р-на (кон. XVII - 1-й пол. XVIII в., привезена из экспедиции в 1989; Белозерский КМ). К. представлен в коленопреклоненной молитве в левой части композиции; хотя икона покрыта слоем потемневшей олифы, его облик узнаваем благодаря темно-русым волосам и короткой (практически до пояса) мантии. Иконы Собора Белозерских чудотворцев посл. четв. XVIII в. и нач. XX в. из ц. Богоявления и часовни во имя К. в Белозерске схожи по композиции; К. изображен в 1-м ряду крайним справа, за прп. Кириллом Белозерским, обеими руками сжимает свиток (на поздней иконе голова покрыта куколем).

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗЕЛЕНЕЦКИЙ [МАРТИРИЕВ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ] ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (С.-Петербургской и Ладожской епархии), находится близ ст. Зеленец Октябрьской железной дороги (Волховский р-н Ленинградской обл.). Название мон-ря происходит от наименования участка, представлявшего собой зеленый остров в окружении болотных топей - Зеленецких Мхов. Основан прп. Мартирием († 1603) в 60-х гг. XVI в. Сведения об основателе помимо Жития XVII в. содержатся в записках «Повесть о житии преподобнаго отца Мартириа, жившаго в области Великаго Новаграда в Обонежской пятины, в Зеленой пустыни, тако нарицаемей, яже сам о себе исповеда отцу своему духовному и учеником своим: како и где жителствоваше прежде вселения его в пустыню ту, и како обреете ю, како же и вселися, и храмы созда, и обитель состави. Всели же ся он в пустыню ту при благочестивом царе и великом князе Иване Васильевиче, всея Руси самодержце, и жил многие лета. Преставися же в той же обители в царство Бориса Годунова». Эти записки сохранились в составе сборника-конволюта в единственном списке, датированном 40-50-ми гг. XVII в. (РНБ. O.I.424. Л. 161-176 об. Текст изд.: Бычков И. А. Кат. собр. рукописей Ф. И. Буслаева. СПб., 1897. С. 342-351; Крушельницкая. 1998; цитаты приводятся по последнему изданию). Записки, именуемые прп. Мартирием «духовной памятцей», представляют собой комбинацию отрывков различных жанров: сказания об основании мон-ря, наставления братии, «духовного дневника» - одного из первых образцов древнерус. автобиографии. Соч. «Житие и жизнь преподобнаго отца Мартирия игумена, составльшаго обитель Живоначалныя Троицы в пределех Великаго Новаграда, в некоей пустыни, яже нарицает Зеленая. Списано бысть некоим клириком Стефаном» известно в 11 списках (РНБ. Соф. 1403 (кон. XVII в.); РГИА. Ф. 834. 3786 (кон. XVII в.); ГИМ. Муз. 1196 (XVII в.; фрагменты); ИРЛИ (ПД). Древл. Ленинградское обл. собр. 4 (кон. XVII в.; фрагменты); РГБ. Ф. 178. 9106 (XVIII в.); Ф. 98. 1220 (XVIII в.); 1462 (XVIII в.); 1314 (кон. XVIII - нач. XIX в.); 1470 (нач. XIX в.); РНБ. Собр. Александро-Невской лавры. А-51 (нач. XIX в.); РНБ. Колоб. 260 (нач. XIX в.); текст изд.: Кушелев-Безбородко. Памятники. Вып. 4. С. 52-66; Крушельницкая. 1998. С. 52-109. Цитаты приводятся по последнему изданию).

http://pravenc.ru/text/199709.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010