Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Багрянский Василий; сер. XVIII в., Москва - 8.06.1814, Иркутск), еп. Иркутский и Нерчинский. Из семьи священника. Обучался в московской Славяно-греко-латинской академии , где показал блестящие успехи в учебе. В 1766 г. из философского класса отправлен для продолжения образования в Лейденский ун-т. По возвращении в Россию был экзаменован особой комиссией, удостоен степени магистра и определен учителем философии в Новгородскую ДС. В 1776 г. принял монашеский постриг, был назначен префектом семинарии. С июля 1782 г. ректор Александро-Невской ДС и настоятель Зеленецкого во имя Св. Троицы мон-ря в сане архимандрита. В кон. 1783 г. переведен настоятелем в новгородский Антония Римлянина мон-рь и в 1784 г. назначен ректором Новгородской ДС (по др. данным, оба назначения состоялись в 1787). В 1788 г. перемещен в свияжский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . Вениамин (Багрянский), еп. Иркутский. Портрет. Нач. XIX в. (РГИА) Вениамин (Багрянский), еп. Иркутский. Портрет. Нач. XIX в. (РГИА) 9 дек. 1789 г. в церкви Зимнего дворца хиротонисан во епископа Иркутского. Особое внимание уделял миссионерской деятельности в епархии. В 1794 г. ходатайствовал о возведении настоятеля иркутского Вознесенского мон-ря в сан архимандрита для усиления торжественности служб в глазах новообращаемых. В 1796 г. к территории Иркутской епархии добавились Аляска и Алеутские о-ва. 10 апр. 1799 г. по полномочию от Синода В. единолично хиротонисал Иоасафа (Болотова) во епископа Кадьякского, вик. Иркутской епархии. Под рук. В. была преобразована Иркутская ДС, существовавшая с 1780 г. в непосредственном заведовании местного архиерея и только в 1800 г. получившая особого ректора. В семинарии архиерей поддерживал строгие порядки и режим, выше успехов в учебе ценил благочинное поведение и дисциплину. В. был инициатором прославления Иркутского еп. св. Иннокентия (Кульчицкого) , представил в Синод данные о совершаемых по молитвам к святителю чудесах. 29 янв. и 3 марта 1801 г. вместе с присланным от Синода Свияжским еп. Иустином (Вишневским) В. свидетельствовал почивавшие в Вознесенском мон-ре останки еп. Иннокентия, обретенные нетленными. «Объявления» разных лиц о чудотворениях святителя были признаны «неложными». По указу Синода В. в 1803 г. вторично свидетельствовал мощи свт. Иннокентия и 9 окт. подтвердил свое заключение. 28 окт. 1804 г. имп. Александр I утвердил доклад Синода о канонизации еп. Иннокентия. 9 февр. следующего года В. торжественно перенес мощи новопрославленного святителя из склепа Тихвинской ц. в соборную церковь мон-ря. По отзывам современников, В. отличался «просвещенным умом, величавостью и важностью в приемах». Похоронен в иркутском Богоявленском кафедральном соборе, для к-рого по благословению В. были ранее отлиты 2 колокола (761 и 220 пудов).

http://pravenc.ru/text/150283.html

Фотография. Кон. XIX Собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Впервые упоминается в 1627 г. как деревянный. В 1693 г. вместо сгоревшего храма выстроен новый, также деревянный (Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 4. С. 307). В 1736-1741 гг. севернее прежнего храма и выше по склону был построен кирпичный 3-престольный собор типа восьмерик на четверике. Главный престол освящен 23 июня 1741 г. в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, левый придел - во имя свт. Евсевия, еп. Самосатского (небесного покровителя игумена-строителя), др. теплый придел освящен 24 июня того же года в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. В 1793 г., при игум. Тимофее, придел собора расширен на запад и возведена новая паперть. В 1803 г. собор был «расписан живописным лучшим художеством масляными красками» ( Геронтий. 1893. С. 35), в 1830 г. выполнено 2 новых придельных иконостаса. В 1832 г. Владимирский храм был расширен и перестроен в стиле классицизма; тем не менее состояние постройки ухудшалось, и в 1841 г. богослужения были прекращены. По описанию 1838 г., под алтарем храма находилась «со сводами палатка, расписана красками на масле, в которой под самым престолом погребено тело святителя Тихона». По благословению свт. Антония (Смирницкого) собор был разобран, но «алтарь, под которым покоится тело святителя Тихона, оставлен неприкосновенным» (РГИА. Ф. 797. Оп. 14. Д. 34085. Л. 27), а 2 придельных престола - в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и свт. Евсевия - перенесены в надвратную Никольскую ц. под колокольней, с тех пор она стала 3-престольной ( Геронтий. 1893. С. 42). В мае 1846 г. был разобран алтарь и были обнаружены нетленные мощи свт. Тихона. Новый собор был заложен 10 июня 1845 г. на новом месте, напротив ворот, находящихся под колокольней, «расстоянием от оных до 25 сажень» (РГИА. Ф. 797. Оп. 14. Д. 34085. Л. 2 об.), «в обстановке благочинной торжественности, причем положены мощи свт. Митрофана Воронежскаго» (Указатель храмовых празднеств.

http://pravenc.ru/text/182467.html

З. и С. неоднократно изображались в книжной миниатюре. Известны лицевые Жития преподобных кон. 70-х - 80-х гг. XVI в. (РГБ. Егор. 352. Ф. 98), кон. XVI - нач. XVII в. из б-ки И. А. Вахромеева (ГИМ. Вахром. 71). Аналогичные миниатюры иллюстрируют Сказание о З. и С. 1623 г., вклад Александра (Булатникова) в Соловецкий мон-рь (РНБ. Солов. 556/175), а также в рукописи «Сад спасения» 1709-1711 гг. (ГММК, до 1922 г.- в ризнице Соловецкого мон-ря). Миниатюра «Перенесение мощей прп. Зосимы Соловецкого» украшает рукописное Житие преподобных XIX в. (РГИА. Ф. 834. Т. 2. Д. 1235). Образы З. и С. встречаются в монументальной живописи, преимущественно XIX в., напр. в росписи Петропавловской ц. дер. Заостровье (Рикасово) под Архангельском (изображены в рост, фронтально, в схиме и мантии). История посещения З. Новгорода была отражена в серии фресок, размещенных на столпе Св. Софии Новгородской. Одна из сцен - о видении преподобного, «Пир у Марфы Борецкой» (Краткое ист. описание мон-рей Архангельской еп.: Сб. ст. Архангельск, 1902. С. 11; Соловецкий мон-рь и его святыни. СПб., 1884. С. 59). В составе Собора рус. святых ростовые изображения З. и С. (в академической манере) имеются в ряду подвижников XV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Редкие сохранившиеся памятники резьбы XVI в. с изображениями Соловецких чудотворцев - раки З. и С., созданные новгородскими резчиками в 1566 г. по велению игум. св. Филиппа (ГТГ, ГММК). Раки представляли собой большие саркофаги (200×70×70 см) с крышкой, выполненной из липовой доски (сохранились только крышки и боковая стенка от каждой раки). На крышке раки З.- его изображение в высоком рельефе, на боковой (лицевой) стороне - резные изображения его жития в прямоугольных клеймах. С. на крышке раки представлен в рост в монашеском облачении, в невысоком рельефе, лик и руки исполнены живописно, в левой руке свиток, на боковой стенке - 16 клейм его жития, от встречи С. и прп. Германа на р. Выг до погребения С. ( Соколова И. М. Деревянные резные иконы и раки Соловецких чудотворцев//Сохраненные святыни. 2001. С. 116-122).

http://pravenc.ru/text/200051.html

1860 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Karachev-city.ru В марте 1851 г. Синод дал согласие на строительство в О. Н. м. храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» (при участии архит. Н. Т. Ефимова), которое было начато весной 1853 г. Однако в 1858 г., при завершении строительства, собор обрушился. 18 нояб. 1858 г. обер-прокурор гр. А. П. Толстой сообщил Синоду о том, что на его докладе об этом происшествии имп. Александру II «в 15 день сего ноября благоугодно было собственноручно написать: «Не делает честь строителю…»» (РГИА. Ф. 796. Оп. 159. Д. 2022. Л. 4-4 об.). Орловский губ. архит. И. П. Лутохин, обследовавший храм, пришел к выводу, что для возобновления собора необходимо изменение всего проекта, после чего от строительства решили отказаться. У зап. монастырских ворот располагалась деревянная часовня, к-рая в 40-х гг. XIX в. возведена заново, а в 1889 г. перестроена в камне ( Черникова. 1996. С. 45). Вплоть до кон. 1-й четв. XIX в. все келейные корпуса и хозяйственные постройки обители были деревянными. В 1825 г. возведен 1-й этаж сохранившегося Дома игумена (Настоятельских келий). В совр. виде здание сформировалось к 1860 г., после постройки 2-го этажа (отремонтирован в 1887). Оно состоит из 2 корпусов, соединенных лестничной клеткой. Его парадный фасад украшает 4-колонный портик с 2-ярусными колоннами с мощными кубическими постаментами в обоих ярусах (СПАМИР. 1998. С. 268). К кон. XIX в. на территории О. Н. м. также располагались: сохранившийся 2-этажный каменный братский корпус (1855-1856), в к-ром к 1894 г. были кельи, трапезная, кухня, хлебопекарня и просфорная, а также храм во имя святителей Московских Петра, Ионы и Алексия (освящен 25 июля 1874 еп. Макарием) (Слово и Речь. 1874. С. 1099-1104; Путевые заметки. 1895. С. 111); каменный корпус, где размещались квасоварня и ледник; 2-этажный корпус (1-й этаж каменный, 2-й - деревянный), в к-ром находились хлебный амбар, рухлядная, портняжная и сапожная мастерские; 7 деревянных флигелей с братскими кельями (Путевые заметки.

http://pravenc.ru/text/2578223.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЗЕМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Смоленской епархии, названо по г. Вязьма Смоленской обл. Проект создания В. в. был выдвинут царем Феодором Алексеевичем на Соборе в нояб. 1681 г. Царь предложил учредить в подчинении Смоленского митрополита (Смоленская кафедра была возведена на степень митрополии в 1679) 2 епископские кафедры - в Брянске и в Вязьме. Для содержания Вяземского архиерея царь предполагал назначить вяземский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь со 128 дворами, к к-рому в связи с этим должна быть приписана «Малого-Тихонова пустынь Ярославецкого уезда» с 90 дворами (СГГД. Т. 4. 128). По-видимому, этот проект не был реализован. Участники Собора 1681-1682 гг. отказались от учреждения подчиненных епископских кафедр, чтобы «в архиерейском чине не было какого церковного разгласия» (АИ. Т. 5. 75; ср.: Воробьёв Г . О Московском Соборе 1681-1682 гг. СПб., 1885. С. 50-53). Кроме того, по свидетельствам документов, к 1686 г. епископии в Вязьме не было. Во 2-й пол. XVIII в. город с уездом состоял в Вяземском округе Московской епархии под упр. епископов Сарских и Подонских (Крутицких). Из Крутицкой епархии в Смоленскую Вязьма была передана в 1764 г. (В XIX в. в лит-ре, посвященной истории Вязьмы, преобладало мнение о том, что В. в. было учреждено в кон. XVII в. Данная т. зр. отражена в рукописном «Историко-статистическом описании Смоленской епархии» (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1797. Л. 17, 17 об., сер. XIX в.), работах прот. А. Н. Макаревского (впосл. Феодосий, еп. Екатеринославский и Таганрогский) (Вяземская соборная Св.-Троицкая ц. Смоленск, 1861. С. 40-41), И. П. Виноградова (Ист. очерк г. Вязьмы с древнейших времен до XVII в. (включ.). М., 1890. С. 86), Е. Н. Клетновой (Хронограф Вяземскаго собора//Памятная кн. Смоленской губ. на 1914 г. Смоленск, 1914. Прил. С. 2) и др.) Решение об учреждении В. в. было принято на внеочередном епархиальном съезде духовенства и мирян Смоленской губ. под председательством еп. Феодосия (Феодосиева) , состоявшемся 16 мая 1917 г. в Смоленске. Съезд постановил увеличить число епископских кафедр путем создания вик-ств в крупных центрах губернии (в Смоленской епархии, по данным, приведенным на съезде, в то время действовало 740 приходов). В. в. было открыто согласно постановлению Патриарха св. Тихона (Белавина) и Свящ. Синода 19 июня 1918 г. 12 авг. Вяземским архиереем был назначен бывш. Орловский еп. сщмч. Макарий (Гневушев) , с нач. 1918 г. являвшийся настоятелем вяземского Иоанно-Предтеченского мон-ря. 23 авг. того же года еп. Макарий был арестован, 4 сент. расстрелян. 17 сент. 1918 г., согласно постановлению Свящ. Синода, Вяземским епископом стал Павел (Ивановский), бывш. еп. Никольско-Уссурийский, вик. Владивостокской епархии. С кон. 1918 г., после эмиграции за границу еп. Феодосия (Феодосиева), еп. Павел временно управлял Смоленской кафедрой, в 1919 г. он скончался.

http://pravenc.ru/text/161153.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОНГИН († 10.02.1540), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии), основатель и игумен Коряжемского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря (ныне Котласский р-н Архангельской обл.). Источники Прп. Лонгин Коряжемский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. свт. Стефана Великопермского, Вел. Устюг) Прп. Лонгин Коряжемский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. свт. Стефана Великопермского, Вел. Устюг) Основным источником сведений о святом является «Сказание о зачале великого чюдотворца Николы Коряжемского монастыря и о началнике игумене Логине, како прииде на усть реки Коряжемки и нача здати обитель сию во имя великаго светителя и чюдотворца Николы архиепископа Мирикийских и о преставлении преподобнаго отца нашего игумена началника Логина и о чюдесех его». Ранний список (ВОКМ. 2151. Л. 21-57, 70-е гг. XVII в.; опубл.: Власов. 2011. С. 26-51) является автографом еп. Вятского и Великопермского Александра († 17 дек. 1678), рукопись принадлежала б-ке Коряжемского мон-ря. Поздний список (НМРК. 4117, нач. XIX в.) создан иноком Александрова Невского мон-ря Иннокентием, до 1924 г. хранился в б-ке Троицко-Стефано-Ульяновского мон-ря (опубл.: Сказание о зачале Николо-Коряжемского мон-ря. 2013. С. 475-482). Фрагмент «Сказания...» (рассказ о перенесении мощей Л.), текстуально близкий к списку НМРК. 4117, воспроизведен в «Доношении из Архангелогородской епархии» с рапортом наместника Коряжемского мон-ря иером. Илариона, присланном в Синод в 1746 г. в качестве ответа на указ от 7 дек. 1744 г. имп. Елизаветы Петровны «о мощах несвидетельствованных святых» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25 (1746 г.). Д. 723 (а)). Создание «Сказания...» исследователи относят ко 2-й пол. XVII в. и связывают с пребыванием в Коряжемском мон-ре еп. Вятского Александра, который был пострижеником обители, а в 1643-1651 гг. стал ее игуменом; в 1674-1678 гг. он проживал в мон-ре на покое после оставления епископской кафедры ( Власов. 2011. С. 10-14). Автор «Сказания...» излагает краткие данные о жизни Л. и 7 посмертных чудес, последнее из к-рых датируется 1678 г. Рассказ об устроении Коряжемской обители зафиксирован также в летописце г. Сольвычегодска (РНБ. Q.I. 835. Л. 31 об.- 39 об., сер. XVIII в.) и в «Истории города Соли Вычегодской древних и нынешних времен», составленной в 1789 г. чиновником городского магистрата и 1-м историком г. Сольвычегодска А. И. Соскиным (1761-1822) (РНБ. Q.IV. 403. Л. 167-182).

http://pravenc.ru/text/2110689.html

1-я Проложная редакция Жития была написана, видимо, специально для 1-го издания мартовской половины Пролога (М., 1643). Еще 2 Проложные редакции созданы во 2-й пол. XVII в., вероятно, составителями сборников, в к-рых они находятся (РНБ. Погод. 637; РГИА. Ф. 834. Оп. 2. 1296; см.: Сергеев. Проложные редакции Жития Корнилия Комельского. 2004). Во 2-й пол. XVII в. получили распространение списки с новым чудом К., датируемым 1651 г. (это единственное чудо, записанное после чудес, составленных в кон. XVI в.). Известны списки XVIII в. с подбором выписок из Жития (см., напр.: РГБ. Ф. 228. 148. Л. 106 об.- 108). В одной из редакций памятника, условно именуемой «Архивской», пересказ Устава К. в Житии был заменен полным текстом (РГАДА. Собр. МГАМИД. Ф. 181. Оп. 4. 326, кон. XVII в.). Известны поздние переработки Жития без чудес (КБМЗ. РК 120, XIX в.), с комментариями (Там же. РК 129, XIX в.). Лит. источниками Жития являются Пространная редакция Жития Павла Обнорского, Житие Кирилла Белозерского, написанное Пахомием Сербом, и, вероятно, Минейная редакция Жития Димитрия Прилуцкого. Ряд эпизодов восходит к Житиям Сергия Радонежского (Пахомиевской редакции) и Феодосия Печерского. Кроме того, автор, возможно, пользовался летописным источником, близким к Вологодско-Пермской летописи. А. Г. Сергеев Биография К. род. в Ростове, он был 4-м сыном в семье Феодора (в иночестве Феодосий) и Варвары Крюковых. В Житии говорится, что отец К. был известен вел. князю, в роду Крюковых упоминается некая кнг. Евфросиния (Синодик Корнилиева Комельского мон-ря (ВОКМ. 2008. Л. 17 об.-18)). Существует предположение, что К. происходил из семьи потомственных дьяков ( Стрельников. 2009. С. 122). Старший брат отца Лукиан служил дьяком при дворе вел. кнг. Марии Ярославны, жены Василия II Васильевича (Тёмного). По повелению вел. князя семья Феодора Крюкова переехала в Москву, юноша был взят на дьяческую службу ко двору вел. княгини. Однако в 20 лет он вместе с дядей Лукианом принял постриг в Кирилловом Белозерском мон-ре. Одним из послушаний инока было переписывание книг: «...к сим же и книги писаше въ церковь, свидетели же сим книги его в Кирилове и ныне» (РНБ. Кир.-Бел. 28/1267. Л. 5 об., посл. четв. XVI в.). После 7 лет пребывания в обители К. привел в мон-рь из Ростова брата Акинфия, постригшегося с именем Анфим. Некоторое время спустя К. отправился странствовать, побывал в Новгороде, где свт. Геннадий (Гонзов) , архиеп. Новгородский, предложил ему принять священнический сан. Однако К. отказался и поселился в пустыни близ Новгорода, вскоре покинул ее и перешел в тверскую Савватиеву пуст.

http://pravenc.ru/text/2458683.html

1836 г. точно переданы черты лица святого и детали его облачения с ранних портретов ( Митрофан (Воронцов), архим. Хвалебное приношение веры новопрославленному свт. Митрофану, еп. Воронежскому. М., 1836. Вкл.; Зеленина. 2009. С. 160, 167, 200. Ил. 134, 171). Помимо московских и воронежских эстампов образ М. воспроизводили на столичных литографиях: одна из них, отмеченная высоким профессионализмом исполнения, согласно подписи, литографирована акад. К. П. Беггровым с иконы, привезенной из Воронежа камергером Г. Г. Бибиковым (1833; РНБ, ГРМ; цензурное разрешение см.: РГИА. Ф. 807. Оп. 1. Д. 504). Святитель изображен вполоборота влево, в облачении схиепископа (схима светлого тона), с наперсным крестом, десницей именословно благословляет, в левой руке - жезл-реликвия с сулоком. На эстампе кон. 30-х - 40-х гг. XX в. Е. Демезона (ГРМ, ЦАК МДА), напечатанном в Париже в мастерской Ж. Р. Ламерсье, к-рый считался лучшим изготовителем литографий в Европе, и на ее точной копии (1849, мастерская А. П. Руднева - РГБ, ЦАК МДА) М. представлен с возведенным «горе» взором и ореолом сияния на фоне. В обоих вышедших из Воронежа изводах иконографии М. композиция часто дополняется иконой Божией Матери «Одигитрия» (Смоленская). По преданию, этот образ являлся келейной иконой святителя, к-рой патриарх Иоаким благословил его по совершении архиерейской хиротонии. После открытия мощей М. его келейная икона-пядница была поставлена «пред мощами на задней стороне первого столба», в кон. XIX в. «убрана жемчугом в серебро-позлащенной, украшенной драгоценными камнями ризе» (Воронежский Благовещенский Митрофанов мон-рь. 1887. С. 10-11; РА ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 1047. Л. 17-17 об.). Др. икона той же иконографии, но большого размера, «греческой старинной живописи», стоявшая у места погребения М. в Благовещенском соборе, являлась одной из местночтимых святынь собора и тоже связывалась воронежцами с именем святого (по преданию, находилась в Азове в мон-ре св. Иоанна Предтечи, затем в Троицком Борщёвском мон-ре, с 1737 г.- в Благовещенском соборе). Точно неизвестно, какая именно из 2 несохранившихся святынь воспроизводилась на той или иной иконе М. (цвета фона и одеяний Богородицы и Младенца варьируются). Единственное свидетельство того, как выглядел чтимый келейный образ,- список 1893 г. работы И. Черкасова (Покровский собор Воронежа) с подписью: «Копировалъ съ браза въ воронжеско(м) блговщенско(м) соборе над гробомъ пр(св)щеннаго митрофана. в схимонасехъ мakapi епископа I возобнов иконоц иван черкасовъ. 1893го г. мai 5 дн()» (Воронежский епарх. вестник. Воронеж, 2004. 1(71). Ил. на обл.).

http://pravenc.ru/text/2563404.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (НОВОТИХВИНСКИЙ) ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (НОВОТИХВИНСКИЙ) ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Екатеринбургской и Верхотурской епархии), в г. Екатеринбурге. Основан в 1796 г. первоначально как община-богадельня при кладбищенской ц. Успения Пресв. Богородицы с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери (построена в 1778-1782). Общину возглавила жена находившегося на военной службе мастерового ведомства Берёзовских золотых приисков Петра Сергеевича Митрофанова Татьяна Андреевна (в девичестве Костромина), ставшая впосл. 1-й настоятельницей Е. м. Екатеринбургский в честь Тихвинской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. Екатеринбургский в честь Тихвинской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. В сент. 1798 г. Костромина (Митрофанова в документах подписывалась девичьей фамилией) и проживавшие с ней в церковном доме сестры обратились в Екатеринбургскую градскую думу с доношением, в котором просили выделить им из общественных сборов необходимую на приобретение дров, свечей, одежды и обуви сумму, а также официально разрешить проживание при храме, поскольку они «не имеют в пропитании к содержанию себя никакой надежды». Градская дума постановила выделять сестрам денежное пособие, передала необходимые документы для ходатайства об офиц. признании епархиальным начальством этой богадельни и даже выразила намерение построить каменный келейный корпус вместо имевшегося деревянного дома. Указом архиеп. Тобольского Варлаама I (Петрова-Лавровского) от 17 янв. 1799 г. женщинам дозволялось жить при Успенской ц. Священники совершали богослужения только в кладбищенской церкви, а насельницы в особой комнате келейного дома вычитывали молитвенное правило, на к-рое приходило «немалое количество народа, так что иногда в означенной комнате бывало и невместительно» (РГИА. Ф. 796. Оп. 88. Д. 255. Л. 4). С 1806 г. градское общество выделяло особую сумму на содержание священника и дьячка. С первых лет существования богадельни сестры читали Псалтирь по умершим, занимались рукоделием, ухаживали за больными, к-рых привозили из города. Градское общество опекало богадельню, назначало попечителей из числа состоятельных купцов и чиновников.

http://pravenc.ru/text/189627.html

В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XIX в. окончательно сложился тот распорядок дня, которого И. К. с незначительными изменениями придерживался до последних лет жизни. Вставал в 4 ч. утра, ок. получаса посвящал утренним молитвам и иерейскому правилу. Молился, прогуливаясь в садике возле дома. Уже с утра, а иногда и с ночи И. К. ожидали многочисленные просители. В первые годы служения по утрам он выходил раздавать подаяние собравшимся перед домом. Впосл. нищие выстраивались в своеобразные шеренги и ждали И. К. у ограды собора, где либо он сам, либо помощник раздавали определенную сумму группам по 10 чел. ( Цветков. 1897. С. 41; РГИА. Ф. 651. Оп. 1. Д. 1089. С. 25). Если прежде И. К., сопровождаемый просителями, шел на раннюю службу пешком, то, став всероссийски известным протоиереем, он, чтобы избежать натиска толпы, ехал зимой в санях, летом - в экипаже. Хотя И. К. выезжал прямо со двора, и за сани, и за экипаж цеплялись люди. Для беспрепятственного прохождения в собор на службу была построена специальная ограда, часто И. К. проходил в алтарь под охраной полиции. Утреня начиналась ок. 5 ч., заканчивалась в 7 ч. Без перерыва И. К. начинал служить литургию, к-рая оканчивалась в 12 ч.; причащение длилось более 2 ч., хотя причащали из неск. чаш. После богослужения И. К. на 15-20 мин. заезжал домой выпить чаю, но чаще сразу же отправлялся к ожидавшим его паломникам в странноприимные дома и гостиницы. Во всех домах имелись большая комната или зал с иконами, где И. К. служил молебны и беседовал с богомольцами ( Александр (Семёнов-Тян-Шанский). 1990. С. 251). И. К. часто ездил в С.-Петербург: летом на пароходе, зимой до Ораниенбаума на санях, а далее по железной дороге. Почитатели стремились сопровождать пастыря на пароходе, поэтому для отдыха он укрывался либо в отдельной каюте, либо в капитанской рубке. В кон. XIX - нач. XX в. торговец П. А. Мотин подарил ему в личное пользование небольшой пароход «Любезный» (Там же. С. 61). Во время отъезда зимой на Балтийском вокзале, летом на пристани И. К. ждала толпа желающих увидеть его или подать ему письмо. Часто письма опускали в окно отъезжавшего вагона. В дороге И. К. прочитывал полученные записки, вычитывал вечернее правило. В обычный день он возвращался домой во 2-м ч. ночи. Спал не более 3-4 ч. в сутки на протяжении почти 53-летнего служения, часто не ложился спать вообще.

http://pravenc.ru/text/471321.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010