Икона-спилок. 1-я пол. XVI в. (собрание К. В. Воронина) Несмотря на немногочисленность сохранившихся образцов прикладного искусства домонг. периода, их иконография свидетельствует о достаточно широком репертуаре в выборе изображений И. Так, на 2-сторонней каменной иконке «Явление Господа прор. Илии. Свт. Николай Чудотворец» (кон. XII в., ГТГ) И. показан сидящим в пустыне, вверху в небесном сегменте - благословляющий Иисус Христос. И. стал одним из самых любимых святых, что повлияло на распространенность его изображений в иконописи. В XIII-XIV вв. И., как сщмч. Власий Севастийский или вмч. Георгий Победоносец, почитался как покровитель сельского хозяйства. Сохранился ряд сев. икон одного иконографического типа, где И. изображен по пояс, седовласым старцем в хитоне и милоти, с повязанным на шее белым платом, со свитком в руке, с характерным пророческим жестом (пальцы, как правило, направлены в сторону свитка). К этому изводу принадлежат иконы: из часовни И. пос. Пяльма Пудожского р-на (1-я пол.- сер. XV в., МИИРК); из храма на острове оз. Машезеро (XV в., частное собрание); из собрания И. С. Остроухова (сер.- 2-я пол. XV в., ГТГ) - на красном фоне; из Покровской ц. с. Ракулы на Сев. Двине (1-я пол. XV в., ГТГ); из с. Манихина Ленинградской обл. (кон. XV в., ГРМ) и др. В сохранившихся новгородских храмовых росписях XIV - нач. XV в. И. присутствует вместе со св. Иоанном Предтечей среди пророков в купольной декорации: в храме Спаса на Ковалёве (1380); в ц. Успения на Волотовом поле (80-е гг. XIV в.); в ц. Спаса на Ильине ул. (1378); в ц. Рождества Богородицы на Красном поле (90-е гг. XIV в.); в ц. арх. Михаила Сковородского мон-ря (нач. XV в.). Близкое расположение И. к образу Пантократора в куполе появилось под влиянием исихастских воззрений: свт. Григорий Палама, опираясь на текст Книги Царств о явлении И. Господу на горе Хорив (3 Цар 19. 11-13), писал о пророке, что «свидетельство и правдивое известие - его общепризнанное прозвание: боговидцем и даже высшим боговидцем его зовут все» ( Григорий Палама, свт.

http://pravenc.ru/text/389301.html

Ряд сюжетов московских икон (мучения раскаленными железными сапогами, в раскаленном медном быке, доской, ядом и железными скребницами; явление Г. после смерти императору и придворным и наказание их огнем, 2 сцены из «Чуда о сарацине») не имеет аналогий в визант., южнослав. и груз. житийных циклах Г. С XVI в. увеличивается количество клейм, деталей повествования и персонажей, что отражает общую тенденцию этого времени; в начало житийного цикла вводятся сцены рождества и Крещения Г. (напр., «Чудо вмч. Георгия о змии с 18 клеймами жития», 2-я пол. XVI в., АМИИ), позже - научение грамоте (напр. во 2-м клейме костромской иконы «Вмч. Георгий с 16 клеймами жития», нач. XVIII в., ЯИАМЗ). На упоминавшейся иконе 2-й пол. XVI в. (АМИИ) уникальными являются сцены, повествующие об отце Г. (Крещение отца (клеймо 4) и погребение отца (клеймо 5)); тема обращения царицы Александры в христ. веру на этой иконе развернута от одного сюжета беседы с Г. до изображения увещевания Александры царем, мучения железными когтями (клеймо 15), укрепления в вере и мученической кончины Г. (клеймо 16)). Для XVIII в. характерна тенденция расширения одного сюжета до неск. эпизодов (напр., на упомянутой иконе нач. XVIII в., ЯИАМЗ). Так, в клейме 12 в споре с волхвом Афанасием помимо основного чуда воскрешения умершего изображены: явление Г. царю, моление Г., уверование во Христа волхва Афанасия, казнь воскрешенного и волхва Афанасия. Известны варианты изображения неск. сюжетов в рамках одного клейма. Так, на той же иконе в 16 клеймах - более 27 сюжетов, а в клейме 1 вологодской иконы «Вмч. Георгий с 12 клеймами жития», сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ), объединены сцены раздачи имущества, исповедания веры перед имп. Диоклетианом, ведения в темницу и мучения тяжелым камнем в темнице. За Г. закрепилось определенное место в Богородичной иконографии: «О Тебе радуется» - Г. вместе с Димитрием представлены в позе моления как мученики в правой группе святых в 1-м ряду, следующими за апостолами Петром и Павлом (кон. XV в., круг Дионисия, ГММК; из Успенского собора г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., круг Дионисия, ГТГ), иногда Г. изображается в воинских одеждах, без оружия, с крестом (псковская икона из Покровского мон-ря в Суздале, кон. XV в., ГТГ); «Покров Пресв. Богородицы» - Г. и Димитрий изображаются свидетелями чуда как мученики (фреска в ц. вмч. Феодора Стратилата в Новгороде, 1396; икона, кон. XIV - нач. XV в., ГТГ) или как воины (икона из Зверина мон-ря, 1399, НГОМЗ).

http://pravenc.ru/text/162188.html

Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. С. 86). Большую популярность в рус. культуре имело унаследованное от визант. традиции сопоставление образов свт. Николая Чудотворца и И., что повлияло на распространение их парных изображений, в т. ч. в составе деисусного чина. В Византии сравнение этих святых изначально возникло в лит-ре. В текстах Похвальных слов свт. Николаю Чудотворцу, составленных в IX в. церковными писателями Георгием Хартофилаксом, Никитой Пафлагонским и анонимным автором, святитель сравнивается с праотцами, пророками, и в частности с И. По мнению Смирновой, на Руси подобное сопоставление отчасти утратило первоначальный смысл, соединив святых, к к-рым наиболее часто прибегали в молитве ( Смирнова. 2004. С. 164). Иконы с изображением избранных святых были наиболее распространены в искусстве Вел. Новгорода, как правило это ростовые образы: «Прор. Илия среди избранных святых» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ); «Избранные святые прор. Илия, Николай Чудотворец, Анастасия» из собрания Анисимова (2-я пол. XV в., ГТГ; Там же. Кат. 29. Инв. 17310); средник складня «Святые прор. Илия, Николай Чудотворец и Иоанн Креститель» из Никольской ц. дер. Вегоруксы в Карелии (кон. XV в., ГРМ); «Святые Николай Чудотворец, прор. Илия и Георгий Победоносец» из собрания Л. К. Зубалова (нач. XVI в., ГИМ); северная икона из собрания Н. П. Лихачёва «Апостолы Петр и Павел, прор. Илия и сщмч. Власий Севастийский» (сер. XVI в., ГРМ) и др. Свт. Николай Чудотворец и И. изображены в верхней части новгородской иконы «Рождество Богоматери, с избранными святыми» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). Сохранился пример сочетания образа свт. Николая Зарайского и «Огненного восхождения прор. Илии» из ц. сщмч. Власия Севастийского погоста Волнаволок на Пидьмозере (кон. XVI в., ГЭ). На новгородской софийской таблетке, датируемой кон. XV в. (НГОМЗ), и на таблетке 2-й пол. XVI в. из состава 2-сторонних икон-святцев собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (?) (ГВСМЗ) И. представлен с преподобными Пименом Великим и Моисеем Муриным. Известно о существовании в XV в. чудотворной Колочской иконы Божией Матери , на «затворце» к-рой с одной стороны находился образ свт. Николая Чудотворца, а с др.- И. (ПСРЛ. Т. 18. С. 338-338 об.).

http://pravenc.ru/text/389301.html

Николаем: на новгородской иконе из собр. Рябушинского «Избранные святые» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ) - парные изображения в рост святителей и мучеников (Флора и Лавра), наверху, в центре,- Богородица «Знамение» в небесном сегменте, по сторонам - прор. Илия и вмц. Параскева (покровительница полей и скота); на 3-створчатом новгородском складне «Избранные святые» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ), в среднике со свт. Николаем, на створках мч. Флор и мц. Анастасия (покровительница овцеводства); на новгородской иконе «Вмц. Параскева Пятница» (1-я пол. XV в., ГТГ) - по сторонам нимба вмц. Параскевы поясные изображения свт. Николая и В. в епископских одеждах; на 2-рядной иконе XV в. из коллекции Н. П. Лихачёва (ныне ГРМ) свт. Николай и прор. Илия - в верхнем ряду, вмц. Параскева и В. (в голубой фелони, в омофоре, правая рука благословляет, в левой покровенной - Евангелие) - в нижнем ряду. На одной из ранних новгородских икон (2-я пол. XIII в., ГРМ), «Прп. Иоанн Лествичник, вмч. Георгий и сщмч. Власий», меньший по сравнению с центральным образом прп. Иоанна Лествичника масштаб фигур вмч. Георгия и В. связывает их в своеобразное парное изображение, отмеченное и мученическим достоинством святых: у вмч. Георгия - крест в правой руке, у В.- фелонь красного цвета (борода клиновидная, средней длины, правая рука благословляет, в левой покровенной - Евангелие). Близка по времени создания этой иконе двусторонняя костяная иконка (27 ´ 33 мм) посл. трети XIII в. (из раскопок 1969 в Неревском конце Новгорода) также с поясными образами В. на одной стороне и вмч. Георгия на другой. Исключительно патрональным характером обеих икон объясняет выбор святых В. Л. Янин (см.: Янин В. Л. Патрональные сюжеты и атрибуция древнерус. художеств. произведений// Он же. Средневек. город. М., 2004. С. 365-367). Иконы, где В. изображен среди избранных святых, состав к-рых определялся заказчиком и где могли быть представлены небесный покровитель храма, для к-рого икона предназначалась, и наиболее почитаемые святые или святые, соименные членам семьи заказчика, составляют наибольшее число: «Спас на престоле с избранными святыми» (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/155013.html

(икона кон. XV - нач. XVI в., ГТГ). Встречается редкий для иконографии Г. атрибут - шлем, к-рый падает с головы святого (икона кон. XV - нач. XVI в., КМРИ) и заменяется небесным мученическим венцом (шитая пелена из Коневецкого мон-ря на Ладожском оз., нач. XVI в., ГРМ). К нач. XVII в. изображение чуда обрастает подробностями: вместо башни, с к-рой на избавление царевны смотрит царь, появляется город с жителями, также наблюдающими за чудом (икона строгановских писем мастера Никифора Савина, 1-я пол. XVII в.); на иконе из Н. Новгорода (кон. XVI - нач. XVII в. «Чудо вмч. Георгия о змии с 9 праздниками», частное собрание, Москва) изображено конное воинство, выезжающее из городских ворот навстречу Г.; на нижнем поле Г. представлен в 3 клеймах, продолжающих сюжет средника: Г., пеший воин, поражает копьем змея в озере, сон Г., беседа с царевной. Для иконографии этого периода характерны различия в деталях: в воинских атрибутах (оружие (копье или меч), к-рым Г. поражает змея), в динамике движения и окрасе коня (помимо традиц. белого встречаются варианты вороного - напр., на новгородской иконе, 2-я пол. XIV в., ГТГ; на иконе из Сев.-Вост. Руси из собрания М. В. Розановой, XIV в., Британский музей, Лондон; на тверской иконе, 2-я пол. XVI в., ГТГ; гнедого - на новгородской иконе, 2-я пол. XVI в., ЦАК МДА). Вмч. Георгий Победоносец. Икона из собр. И. С. Остроухова. Новгород. Нач. XV в. (ГТГ) Вмч. Георгий Победоносец. Икона из собр. И. С. Остроухова. Новгород. Нач. XV в. (ГТГ) Изображение «Двойного чуда» встречается редко (напр., на костромской иконе «Вмч. Георгий с 16 клеймами жития» (нач. XVIII в., ЯИАМЗ, клеймо 16)). Причем «Чудо с отроком» имеет особый, отличный от др. извод: пеший Г. передает спасенного отрока отцу-священнику (напр., в клеймах 2 житийных икон XVI в. «Чудо вмч. Георгия о змии» из собрания старообрядческого кафедрального собора на Рогожском кладбище в Москве (клеймо 15) и из Богородице-Рождественского собора в Устюжне (клеймо 14), в 1994 похищена из экспозиции УКМ).

http://pravenc.ru/text/162188.html

Среди св. жен, упоминаемых в ВЗ, образ Е. встречается на поле иконы «Богоматерь с Младенцем на престоле, с пророками и избранными святыми» (2-я пол. XI-XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) рядом с прав. Захарией. Е. изображена в оливковом платье и темном мафории, в ее левой руке свиток, правая указывает на уста. Е. изображается в композициях житийного цикла св. Иоанна Крестителя: «Встреча Захарии и Елисаветы» («Зачатие св. Иоанна Крестителя»), «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество св. Иоанна Крестителя», «Бегство в пустыню» (напр., клейма визант. и рус. икон: в светло-оливковом платье и темном мафории - на иконе «Св. Иоанн Креститель, с житием» (нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на иконах «Св. Иоанн Креститель Ангел пустыни, с житием» - Ярославль, сер. XVI в., ЯХМ; Кострома, ок. 1687, КГОИАМЗ; Кострома, посл. треть XVII в., ц. Воскресения Христова на Дебре, и др.). Композиция «Рождество св. Иоанна Крестителя» как отдельный сюжет нередко представлена в рус. иконописи (напр., 2-сторонние таблетки (на обороте одной - образ св. Иоанна Крестителя, др.- Собор апостолов), Новгород, кон. XV в., обе в ГТГ). «Встреча Марии и Елисаветы» иллюстрирует также строки 3-го икоса Акафиста Пресв. Богородице «Имуще Богоприятную Дева утробу» (напр., капелла св. Григория Богослова ц. св. Климента в Охриде, Македония (1364-1365); иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 3-я четв. XIV в., ГММК, и Москва, кон. XVI в., ГТГ, фреска в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502 г., мастер Дионисий) и др.). «Встреча Марии и Елисаветы» и «Бегство в пустыню» могут объединяться в ряд событий, изображаемых в сложных по составу композициях, как, напр., на иконах «Рождество Христово» (из собрания И. С. Остроухова, кон. XVI в., Москва; из собрания А. В. Морозова, 2-я пол. XVI в., Холмогоры, обе в ГТГ). Сюжет «Зачатие св. Иоанна Крестителя» известен как отдельное изображение в памятниках рус. иконописи: на иконе новгородского письма, служившей храмовым образом церкви дер.

http://pravenc.ru/text/189821.html

св. Иоанн Предтеча. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) св. Иоанн Предтеча. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Красочная поверхность икон В. ч. очень потерта, почти везде утрачены верхние моделирующие слои, прежде всего высветления, пробела и света на ликах и одеждах, поэтому живопись кажется блеклой. Первоначальная ее палитра была разнообразнее, гармонично сочетались многочисленные полутона, о чем свидетельствует изображение рук Богоматери - уцелевший фрагмент авторского слоя. Большая часть контуров и ликов на иконах В. ч. прописаны, видимо, неоднократно, с заменой утраченных слоев левкаса и живописи. В. Н. Лазарев, впервые опубликовавший иконы В. ч., нашел большое число аналогий среди произведений визант. искусства позднепалеологовского периода, и большинство исследователей (напр., О. С. Попова) согласились с принадлежностью В. ч. к кругу традиц. к-польских произведений посл. трети XIV в. (см.: Византия, Балканы, Русь. 1991. С. 29-30). Но Л. И. Лифшиц считает, что состояние красочного слоя не позволяет точно определить те черты стиля В. ч., к-рые могли бы точно указать на место его создания (см.: ГТГ: Кат. собр. С. 161). К особенностям художественного исполнения В. ч. можно отнести сложность и тонкость иконописной техники, с нек-рыми изменениями воспроизводящей классические принципы, структурность письма, подчеркивающую пластику и объем. Крупные, соотносимые с размерами доски фигуры с широкими плечами и утяжеленные силуэты с четкими движениями изящных рук усиливают монументальность образов В. ч.- свойство, к-рое в сочетании с психологической выразительностью ликов на иконах является новаторством в к-польской традиции. В образах В. ч. подчеркивается физическая красота, преображенная внутренним просветлением. Так, в образе св. Иоанна Предтечи сочетаются духовная сила и торжественное, радостное молитвенное предстояние, преобладает светлая печаль общего настроения; аскетические черты, свойственные др. образам пророка, отошли на 2-й план. Наиболее близким по стилистике к В. ч. Лифшиц считает тетраптих кон. XIV в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ( Sotiriou G. et M. Icones de Mont Sinai. Athenes, 1956-1958. T. 1. Fig. 217).

http://pravenc.ru/text/161093.html

Списки чудотворной В. и. появились в древних московских мон-рях, вероятно, вскоре после создания икон-наместниц для Успенских соборов Владимира и Московского Кремля. В. и. XV-XVI вв., происходившие из московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ря , к-рый был основан на месте встречи святыни в 1395 г., не сохранились. Первая из них, видимо, напоминала список кон. XIV - нач. XV в. из Успенского собора Владимира. В Симоновом Новом мон-ре также находились иконы, близкие по иконографии к первым точным спискам В. и. Из этого мон-ря происходит В. и. (138 ´ 104 см; с поздними надставками; ныне в ГТГ), иконография и композиция к-рой повторяют список из Успенского собора Владимира ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. 572. С. 174). В. И. Антонова датировала икону 1-й пол. XVI в., Э. К. Гусева - нач. XVI в., приписав ее мастеру «круга Дионисия» ( Гусева. 1995. Кат. 8. С. 100). Появление этой иконы следует связывать с поновлением в 1518 г. икон из владимирского Успенского собора, когда, вероятно, по заказу митр. Варлаама (либо им самим) был создан также список для Симонова мон-ря ( Щенникова Л. А. Почитание чудотворной Владимирской иконы Богоматери в эпоху Дионисия и его последователей//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 2002. Вып. 6. С. 151-166). Варлаам был поставлен во митрополита из архимандритов этого мон-ря; сюда он возвратился в 1521 г., оставив кафедру. Владимирская икона Божией Матери из Симонова Нового мон-ря в Москве Нач. XVI в. (ГТГ) Владимирская икона Божией Матери из Симонова Нового мон-ря в Москве Нач. XVI в. (ГТГ) В Новодевичьем мон-ре среди сотен Богородичных образов имелось неск. десятков списков В. и. До 1917 г. здесь почиталась В. и., напоминавшая древнюю святыню не только иконографией, но и драгоценным убором (80-е гг. XVI в.; находится в местном ряду иконостаса Смоленского собора Новодевичьего мон-ря, у сев. алтарных врат). На широких полях ее оклада помещены 12 килевидных дробниц с двунадесятыми праздниками; на одной из дробниц (вместо Сошествия Св. Духа) представлены св. Феодор Стратилат и вмц. Ирина - соименные святые царя Феодора Иоанновича (1584-1598) и царицы Ирины Феодоровны, в 1598 г. постриженной в Новодевичий мон-рь с именем Александра († 26 окт. 1609). Это, несомненно, царский вклад. Самая драгоценная икона-пядница (31,5 ´ 27,5 см; кон. XVI в., Оружейная палата ГММК), отмеченная в описи 1860 г., была передана в Оружейную палату. На широких полях иконы - золотой оклад с черневыми изображениями двунадесятых праздников в килевидных дробницах; драгоценная корона с камнями и жемчугом; на обороте - изображение Голгофского креста с орудиями Страстей. Эта икона, точно повторяющая древний чудотворный образ не только по иконографии, но и по структуре драгоценного убора, либо могла быть вкладом царя Бориса Годунова, умоленного «взойти на престол» благодаря крестному ходу в Новодевичий мон-рь с чудотворной В. и., либо принадлежала его сестре царице-инокине Александре.

http://pravenc.ru/text/154962.html

и Г., 9 мая - свт. Николая); в дальнейшем подобные изображения встречаются в рус. искусстве как образы особо чтимых на Руси святых (иконы из церкви на о-ве Липно, из Свято-Духова и Новодевичьего мон-рей, а также ряд произведений XVI-XVII вв., напр. деревянная статуя «Никола Можайский» XVI в. из с. Волосова, близ Каргополя (АМИИ)). Начиная со 2-й пол. XIV в. складываются композиции с многочисленными образами рус. святых, в т. ч. Б. и Г.: шитый воздух с деисусным чином, заказанный кнг. Марией, вдовой вел. кн. Симеона Ивановича Гордого (1389, ГИМ), где в центре - Нерукотворный образ Спасителя на убрусе, по сторонам - рус. митрополиты кон. XIII-XIV в. (Максим и Петр, Феогност и Алексий); в нижней зоне - 8 святых, среди них - Владимир, Б. и Г., а также вмч. Димитрий Солунский, небесный покровитель вел. кн. Димитрия Донского, прп. Алексий, человек Божий, соименный митр. Алексию, с к-рым связано и изображение Нерукотворного образа Спасителя (известно, что митр. Алексий привез из К-поля в Москву икону с таким изображением и основал в ее честь Андроников мон-рь). Покровительство Б. и Г. определенному городу более прямолинейно выражено в новгородских композициях XV в., напр. в «Знамении от иконы Богородицы» («Осада Новгорода суздальцами»), где на битву с «неправедными» войсками кн. Андрея Боголюбского из городских ворот выезжают для поддержки новгородцев Б. и Г. вместе с вмч. Георгием Победоносцем (ГТГ, НГОМЗ). Кон. XV-XVII вв. В кон. XV в. создается новая иконография, намечавшаяся уже с кон. XIV - нач. XV в.,- изображение Б. и Г. вместе с кн. Владимиром (первые примеры - шитый воздух 1389 г. (ГИМ), фрески ц. Феодора Стратилата в Новгороде и копия миниатюры несохр. сборника 1414 г. с минейными статьями на 15 июля, где Б. и Г. обращаются к отцу, к-рый обнимает их за плечи). От нач. XV в. до наст. времени сохранился новгородский деисусный чин, включающий икону кн. Владимира, но древние доски с фигурами Б. и Г. были в нем заменены поздними (ГТГ). Один из первых примеров этой иконографии представлен на иконе-таблетке из собора Св.

http://pravenc.ru/text/153171.html

С XII в. на изображениях Е. появляются золотые узоры: Е. на архиеп. Антонии, игум. Синайского мон-ря (икона «Лествица прп. Иоанна Лествичника», XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), на святителях Клименте, папе Римском, Ипатии («Еупатии») Гангрском и Николае Чудотворце (новгородская икона «Спас на престоле, с избранными святыми», 2-я пол. XIII - нач. XIV в., ГТГ); на свт. Николае Чудотворце (новгородская икона «Свт. Николай Зарайский и ап. Филипп», 1-я пол. XIV в., ГТГ). С XIII в. встречаются Е. с контрастными цветовыми сочетаниями красной и белой материи, с жемчугом и золотым шитьем: на святителях Василии Великом и Николае Чудотворце, представленных на боковых полях диптиха «Богоматерь с Младенцем» - «Вмч. Прокопий» (2-я пол. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на свт. Василии Великом, изображенном на царских вратах из Успенской ц. погоста Кривое на Сев. Двине (2-я пол. XIII в., ГТГ). На самых ранних житийных иконах изображение Е. в облачении иерея может быть опущено (клеймо иконы «Вмч. Пантелеимон, с житием», нач. XIII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае) даже в сценах совершения таинств (клеймо этой же иконы «Св. Ермолай совершает крещение Пантелеимона»). Фрагмент изображения лицового шитья епитрахилии на иконе «Свт. Николай Чудотворец». 3-я четв. XVI в. (ВГИАХМЗ) Фрагмент изображения лицового шитья епитрахилии на иконе «Свт. Николай Чудотворец». 3-я четв. XVI в. (ВГИАХМЗ) С XIV в. Е. изображали подробно, соответственно др. деталям ставшего более сложным и пышным облачения святителей. Таковы златотканые, с жемчугом, драгоценными камнями и разноцветными кистями Е. на святителях по сторонам смертного ложа свт. Василия Великого (икона «Успение свт. Василия Великого», XV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Е. со сложными узорами (напр., завитками лозы с пальметтами внутри) на святителях на фресках апсиды парекклисиона церкви к-польского мон-ря Хора (Кахрие-джами) (ок. 1316-1321), в композиции «Поклонение Жертве» в апсиде кафоликона мон-ря Преображения Господня, Метеоры (кон. XV в.); Е. на свт. Николае Чудотворце в росписи кафоликона свт. Николая мон-ря Анапавса, Метеоры (мастер Феофан Критский, 1527); Е. на прп. Зосиме, причащающем прп. Марию Египетскую (фреска в нартексе кафоликона мон-ря Преображения Господня, Метеоры, 1-я пол. XVI в.). Эта особенность унаследована искусством Др. Руси: Е. на фигурах святителей на иконах-«полотенцах» (таблетках) (2-я пол. XVI в., из Покровского собора Суздаля), Е. с фигурами свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста на свт. Николае (икона «Свт. Николай Чудотворец», 3-я четв. XVI в., из Леонтьевской ц. Вологды, ВГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/190057.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010