Такие хозяйства требовали и немалых забот. Нужно было содействовать их организации, помогая тому, что слагалось само собой; приводить в соответствие с потребностями доходы или, скорее, наоборот, – потребности с доходами. Везде нужен был хозяйский глаз. В том же Боббио роль заместителя аббата, настоятеля (praepositus) – аббат крупного монастыря этой эпохи почти не жил в своём аббатстве, занятый церковными и политическими делами – сводилась почти целиком к хозяйственным заботам. Под его руководством различными отраслями монастырского хозяйства и жизни заведовали другие монахи: келарь, эконом, огородник (ortolanus), садовод (custos pomorum) и так далее. Монахи были подчинены декану и его помощникам. Особые лица (из монахов же) заведовали сбором милостыни, приёмом гостей и паломников, библиотекой, архивом и так далее. Разумеется, не все монастыри достигали такого хозяйственного процветания, но почти все шли к этому. Призывы к «довольству трудами рук своих» в большинстве случаев забывались. Необходимости в труде монахов не было: хозяйство монастыря и без их участия было полною чашей. Экономическая эволюция поставила монастыри в совершенно новое положение, при котором труд монахов мог быть свободным и лёгким, мог сделать только религиозным упражнением или совершенно отсутствовать. И мир со всех сторон вторгался в аббатство, которое само, как Боббио, устраивало на своих землях ярмарки. Государство возлагало на него заботы о мостах и дорогах в пределах его земель. Паломники и гости, останавливавшиеся в монастыре, говорили о мире и сами были частью постоянно бегущей через монастырь мирской волны. Аббат жил при дворе государя и менее всего был занят религиозною жизнью своего монастыря. К тому же часто аббатом бывал член белого духовенства или даже мирянин, заинтересованный только экономическим преуспеянием своего монастыря. Со времени Карла Мартелла во главе монастырей, даже женских, появляются люди, вознаграждаемые аббатствами за свои военные заслуги – аббаты-графы (abbacomites). Неудивительно, что вместе с проникновением в монастырь «заточников» – прежних сеньоров или князей – проникали в него и партийные страсти. Аббатство забывало своё религиозное назначение и, обуреваемое партийной страстью, вступало в мир в качестве не только крупного землевладельца, но и политической силы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМБРОЗИАНА [итал. Ambrosiana], б-ка в Милане, носящая имя свт. Амвросия Медиоланского. Основана в 1607 или 1609 г. Миланским архиеп. Федерико Борромео и стала одной из первых б-к, открытых для публичного пользования. В уставе, написанном ее основателем, говорится, что б-ка должна стать чем-то вроде академии наук и словесности, ее задача - поднять общий уровень образованности, особенно среди священников, и способствовать развитию наук. С этой целью была основана коллегия из 15 ученых, избранных Борромео из среды итал. и иностранного духовенства, к-рые призваны были заниматься гл. обр. историей, философией, классической лит-рой и вост. языками. На содержание коллегии выделялись материальные средства и земельная собственность, достаточные для обеспечения деятельности определенного числа ученых. С течением времени начала ощущаться нехватка средств, и количество ученых стало сокращаться, однако неизменной осталась основная обязанность «докторов» - заниматься исключительно одной отраслью науки, публиковать результаты своих исследований, поддерживать контакты с учеными Европы и уклоняться от любой деятельности, не связанной с наукой. 6 хранителей распоряжаются всем имуществом и содействуют докторам в их научной деятельности. А. известна богатым собранием рукописей, большая часть к-рых была приобретена основателем б-ки, использовавшим свое влияние на храмы и мон-ри, коллекционеров и знаменитых ученых; кроме того, особым посланникам было поручено приобретать рукописи в странах Европы, а также в Сирии, Турции и Египте. Корпус рукописей насчитывал 35 тыс. единиц хранения. Среди них такие уникальные памятники, как «Илиада» с миниатюрами (IV-V вв.), сир. пер. Библии Пешитто (VI в.), Слова Григория Богослова Назианзина с миниатюрами (IX в.), «Божественная комедия» Данте Алигьери (1353), рукописи и эскизы Леонардо да Винчи , коллекция лат. и греч. манускриптов, а также собрание вост. рукописей - семит., араб., евр., сир. и персид. Савойский герц. Карл Эммануил пожертвовал А. собрание античных надписей. Ядро лат. коллекции составил корпус рукописей из мон-ря Боббио . В 1609 г. Ф. Борромео приобрел в Неаполе обширное собрание греч. и лат. рукописей библиофила Дж. В. Пинелли.

http://pravenc.ru/text/114326.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [Иоанн Реомский; лат. Iohannes Reomaensis; франц. Jean de Réôme] (V-VI вв.), св. (пам. зап. 26-28 янв.), основатель мон-ря Реомай (Реом, впосл. Мутье-Сен-Жан) в обл. Бургундия (совр. Франция). Почитается как один из основоположников монашества в Галлии. Главным источником сведений об И. является Житие, составленное Ионой из Боббио во время кратковременного пребывания агиографа в мон-ре Реомай (нояб. 659). Текст первоначальной редакции Жития сохранился в 2 рукописях X и XIV вв. (Vita Ioannis. 1905. P. 323-324), а также в составе более поздних переработок. В краткой предварительной заметке сообщается, что Иона остановился в мон-ре Реомай по дороге в г. Кабиллон (ныне Шалон-сюр-Сон), выполняя поручение кор. Бальтхильды. Аббат Хуннан и братия попросили Иону, известного агиографа, составить повествование о «телесной жизни и духовном созерцании» основателя мон-ря на основе устных сведений, переданных его учениками. Житие открывается риторическим прологом Ионы, содержащим общие рассуждения о пользе подражания святым и размышления об их подвигах. После оглавления, к-рое плохо сохранилось, следует рассказ о рождении И. в поместье Квартаниак близ укрепления Торнодур (ныне г. Тоннер, деп. Йонна) в еп-стве Лингоны (ныне Лангр). Родители И., Иларий и Квиета, представители местной аристократии, воспитали сына в христ. благочестии. В возрасте ок. 20 лет И. решил стать аскетом и построил в родительском поместье крошечную капеллу (perparvum oratorium). Услышав в церкви чтение из Евангелия от Луки об Иоанне Крестителе, И. принял решение удалиться в пустыню. Он поселился в лесу между реками Орменцион (ныне Армансон) и Сидена (ныне Серен), в 7 милях от крепости Синемур (ныне г. Семюр-ан-Осуа, деп. Кот-д " Ор). По свидетельству Ионы, в этом месте жил страшный змей, однако после молитвы И. обнаружил его мертвым. Вскоре вокруг святого собрались др. подвижники, к-рые «подражали усердию своих предшественников монахов».

http://pravenc.ru/text/469414.html

Достоверность сведений, изложенных Григорием Турским и Фредегарием, ставится нек-рыми исследователями под сомнение. В письме кор. Гундобаду (не ранее 501) еп. Авит Вьеннский († ок. 518) утешал его в связи с безвременной кончиной дочери и напоминал о том, как король печалился после смерти братьев (flebatis quondam pietate ineffabili funera germanorum - Avitus. Ep. 5//MGH. AA. T. 6. Pars 2. P. 32-33). Т. о., утверждение Григория Турского, что король велел убить родителей К., могло не соответствовать действительности. Умершую дочь Гундобада должны были выдать замуж за некоего правителя, возможно за Хлодвига, т. е. король франков намеревался жениться на дочери Гундобада, но после ее внезапной смерти брак был заключен с племянницей короля - с К. (см.: Avitus of Vienne. Letters and Selected Prose/Transl. D. Shanzer, I. Wood. Liverpool, 2002. P. 24, 208-209). Пытаясь представить бургундов арианами и, т. о., врагами правосл. веры (Гундобад и его братья происходили «из рода короля-гонителя Аталариха»), Григорий Турский подчеркивал благочестие и ортодоксальное исповедание К. и ее сестры. Однако сведения об арианстве бургундов не согласуются с данными др. источников (вероятно, арианство исповедовали только Гундобад и его сын св. Сигизмунд; см.: Boyson D. Romano-Burgundian Society in the Age of Gundobad: Some Legal, Archaeological and Historical Evidence//Nottingham Medieval Studies. 1988. Vol. 32. P. 111-113; Wood. 1994. P. 45). По настоянию К. Хлодвиг разрешил крестить их первенца Ингомера (Григорий Турский приводит речь королевы с призывом к мужу отвергнуть ложных языческих богов и принять христ. веру). Младенец умер вскоре после обряда; по мнению короля, причина была в том, что ребенок лишился покровительства языческих богов. Тем не менее король, уступив уговорам супруги, разрешил ей крестить 2-го сына, Хлодомера, но ребенок тоже заболел. Хлодвиг приготовился к смерти младенца, но по молитвам К. ребенок выздоровел. Согласно Григорию Турскому, королева настаивала (non cessabat praedicare), чтобы Хлодвиг принял христианство. Во время сражения с алеманнами, когда франкам угрожало поражение, король обратился ко Христу, в Которого верила К., обещал принять крещение и одержал победу. Об этом упоминал также Иона из Боббио в Житии св. Ведаста ( Ionae Vitae Sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis/Ed. B. Krusch. Hannover; Lpz., 1905. P. 310-311. (MGH. Script. Rer. Germ.; 37)). Согласно Фредегарию, К. уговорила Хлодвига креститься, если он одержит победу; в «Книге истории франков» утверждается, что такой совет дал Хлодвигу Аврелиан. Григорий Турский сообщает, что после победы над алеманнами К. призвала св. Ремигия (см. ст. Ремигий , епископ г. Ремы (ныне Реймс)), и поручила ему побеседовать с королем. Франки согласились принять христианство: Хлодвиг был крещен св. Ремигием. Вместе с королем крестилась его сестра Аудофледа и более 3 тыс. франк. воинов; др. сестра короля, арианка Лантехильда, исповедала Св. Троицу и была принята в Церковь через миропомазание.

http://pravenc.ru/text/1841512.html

Существует поздняя агиографическая традиция, связанная с именами св. Андрея Ирландца (почитался с кон. XIII в., Житие составлено в XIV-XV вв.) и св. Бригиты Младшей (Житие составлено не ранее XIV в.). Согласно традиции, св. Андрей Ирландец был архидиаконом Фьезольского еп-ства и ближайшим учеником Д. Он пригласил во Фьезоле сестру, св. Бригиту Младшую, к-рая поселилась неподалеку от города и вела строгую аскетическую жизнь. Возможно, во Фьезоле при Д. жили нек-рые ирландцы. В Пьяченце Д. построил церковь во имя св. Бригиты с приютом для ирл. паломников, к-рую передал под упр. мон-ря Боббио (850) ( Kehr. T. 5. P. 486). Д. изображается в епископском одеянии (заалтарный образ из ц. св. Доната в Торри, XIV в.; Биччи ди Лоренцо, триптих в соборе г. Фьезоле, ок. 1450), представлен среди сцен из Жития св. Андрея Ирландца на заалтарном образе из ц. св. Мартина в сел. Понте-а-Менсола близ Фьезоле (XIV в.). Иногда в память о спасении ребенка святителя изображали вместе с волком. Сочинения В Житии Д. отмечается исключительная образованность святого. Сохранилась стихотворная эпитафия Д., написанная от 1-го лица, в к-рой сообщается, что святитель обучал людей письму, лат. грамматике и метрике. В Житии приводится стихотворение Д., написанное элегическим дистихом и содержащее похвалу Ирландии, в к-ром отмечается в т. ч. отсутствие на острове змей (по преданию, изгнанных свт. Патрикием (Патриком)) и крупных хищников. Д. составил стихотворное Житие прп. Бригиты Ирландской, в котором сочетаются ирл. агиографические традиции и континентальная лат. образованность эпохи Каролингов. Сочинение основано на древних ирл. Житиях св. Бригиты (не сохр.), и в нем названы их авторы, что дает возможность использовать Житие Д. для восстановления агиографической традиции преподобной ( Sharpe R. Vitae S. Brigidae: The Oldest Texts//Peritia. Dublin, 1982. Vol. 1. P. 98-99). Прослеживается также влияние соч. прп. Колумбана . Авторство Жития прп. Бригиты было предметом дискуссии, т. к. в средневек. каталоге книг мон-ря Монте-Кассино оно приписано Килиану, мон. из мон-ря на о-ве Иниш-Келтра (совр. Инишкялтра, Ирландия) (ActaSS. Febr. T. 1. P. 102). Однако авторство Д. более вероятно. Один из 4 прологов к Житию несомненно принадлежит святителю. Кроме того, в Житии Д. под его именем приводится большой отрывок из др. пролога - «Christe Dei virtus». Д. приписывается также прозаическое Житие прп. Бригиты (не изд.; см.: Sharpe R. Medieval Irish Saints " Lives. Oxf., 1991. Р. 391). В Житии Д. сообщается о том, что святитель особо почитал прп. Бригиту, исцелившую его от слепоты, когда он стал терять зрение.

http://pravenc.ru/text/178907.html

КОЛМАН, святой Колман Линдисфарнский (†676) – ирландский монах с Айоны, преемник святого Финана в должности игумена Линдисфарна. Святому Колману предстояло стать главным защитником ирландской практики на Соборе в Уитби в 664 году. На том Соборе было принято решение придерживаться римских обрядов. После Собора святой Колман сразу вернулся на Айону вместе с 30 монахами и мощами святого Айдана. Из монастыря Айоны они двинулись в самый западный район Ирландии, где святой Колман основал в 668 году монастырь на острове Инишбофин для ирландских монахов, а позднее обитель для монахов-англичан в Мэйо. Его память совершается 18 февраля. КОЛУМБАН (лат. Columbanus; франц. Colomban; ок. 540-†615) – ирландский монах, просветитель, проповедник-миссионер в странах Западной Европы (в Галлии), основатель ряда монастырей, ставших важными центрами христианской учености и подвижничества (Люксей в Галлии, Боббио в Сев. Италии). Память (в Католической церкви) 21 ноября. КРУЖКОВ, Григорий Михайлович Кружков (род. 1945) – русский поэт, эссеист, переводчик. Лауреат Государственной премии Российской Федерации по литературе 2003 года. КУТБЕРТ, святой Кутберт Линдисфарнский (англ. Saint Cuthbert; ок. 634-†687) – святой, епископ Хексема (684–685) и Линдисфарна (685–687) – англо-саксонский монах и епископ в королевстве Нортумбрия (которое включало в то время северо-восточную Англию и юго-восточную Шотландию до Ферт-оф-Форта), один из главных средневековых святых Англии. Его особо чествуют в тех местностях Шотландии, где он побывал. Является святым покровителем Нортумбрии. Память–20 марта. ЛОЭГАЙРЕ, Лоэгайре, сын Ниалла (др.-ирл. Loegaire mac Neill, Loiguire; ум. ок. 462) – сын Ниалла Девяти Заложников, верховный король Ирландии; наиболее известен, как король, в царствование которого началась миссия святого Патрика. Друиды предсказали Лоэгайре приход Патрика (в «пророчестве» описываются, с точки зрения друидов, тонзура, монашеский плащ Патрика, его посох и церковный алтарь). По легенде Лоэгайре был похоронен в Таре стоя и в полном вооружении. Один из курганов в Таре, как считается, принадлежит ему. В «завещании» Ниалла Девяти Заложников, которое приводится в одном из генеалогических текстов, говорится, что Ниалл завещал «воинственность и свирепый облик яростно-победоносному Лоэгайре».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Есть много и других западных святых, которые также должны быть прославлены наряду со святыми Восточной Церкви, так как их почитание было установлено в глубокой древности. Среди этих святых следующие: 1 . Святой Виктор, мученик Марсельский (†304, 21 июля); святой Иоанн Кассиан возвел над его могилой монастырь в V веке; 2 . Святой Пофин, предшественник святого Иринея на Лионской кафедре, мученик († 177, 2 июня); 3 . Мученики Лионские: святые Александр (24 апреля) и Епипод (22 апреля) – друзья, принявшие мученичество вскоре после святого Пофина, их мощи долгое время хранились с мощами святого Иринея; святой Бландина и другие приняли мученичество со святым Пофином (†177); 4 . Святой Фелициан, епископ Фолиньо в Умбрии, Италия, принял мученичество (†252, 24 января); 5 . Святая Женевьева, дева, которую посвятил Христу святой Герман Оксерский, известный своими чудесами; покровительница Франции (†512, 3 января); 6 . Святой Герман Оксерский, епископ, скончался в Равенне, освободил Британию от пелагианской ереси, (†488, 31 июля); 7 . Святой Лупп Тройский, епископ и исповедник, пришел со святым Германом в Британию, где вступил в борьбу с пелагианской ересью, епископом Тройским был 52 года (†479); 8 . Святой Герман Парижский, вначале игумен, затем епископ Парижский (†576, 28 мая); 9 . Святой Клод, священник и исповедник, учредил монастырь близ Парижа (†560, 7 сентября); 10 . Проповедники в Ирландии, затем во Франции, Швейцарии, Италии и других странах: святой Колумбан (†615, 21 ноября), игумен, основатель многих монастырей, включая Люксе во Франции и Боббио в Италии, где и скончался; святой Фридолин, стал монахом в Пуатье, распространял почитание святого Илария, затем миссионерствовал в Швейцарии на Верхнем Рейне (†VII в., 6 марта) и святой Галл (ученик святого Колумбана, отшельник в Швейцарии (†646, 16 октября); 11 . Святая Клотильда, королева Франции, по ее молитвам ее супруг Хлодвиг, король франков, принял Христову веру (†545, 3 июня); 12 . Святой Иларий из Пуатье, епископ и исповедник, повел борьбу с арианством на Западе (†368, 13 января);

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

емкости из драгоценных и цветных металлов, стекла, дерева, керамики, украшенные изображениями евангельских сцен и связанных с ними символов. Изображения Гроба Господня имелись на таких евлогиях, как пряжки паломников, значки-жетоны, медальоны и др. Эти образы распространялись по всему христ. миру, влияя на развитие иконографии Гроба Господня. Иконография Иконографические типы Гроба Господня делятся в соответствии с интерпретацией сюжета. Изображения гробницы, высеченной в склоне горы, и/или пустого саркофага с гробными пеленами отражают топографические и богословские толкования текста Евангелия в визант. и древнерус. живописи. Общее представление об «идеальной гробнице», часто изображаемой как сложное 2-этажное сооружение (напр., на авориях из Александрии, Рима и Милана), не находит соответствий в письменных источниках. Иконография следует реальному облику Гроба Господня и меняется вместе с его историческим развитием. В раннехрист. период особенно выделяется серия объектов и групп изображений, передающих конкретные детали Гроба Господня: резной ларец из Самагера (ок. 440 (?), Археологический музей в Венеции); икона с реликвиями Св. земли из капеллы Санкта-Санкторум в Риме (ок. 600, Византия, Палестина, Музеи Ватикана); литые изображения на металлических (кон. VI - нач. VII в., соборы городов Монца и Боббио в Ломбардии) и стеклянных (кон. VI - нач. VII в.) флягах паломников; штампованные изображения на керамических флягах паломников (VI-VII вв., Studium Biblicum Franciscanum в Иерусалиме); медальон из Штутгарта (Музей земли Вюртемберг. 1981-165); золотые кольца с 3-мерным изображением Гроба Господня с конической или купольной крышей (VI-VIII вв., Дамбартон-Окс, Вашингтон); мозаичные изображения в ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Кастрон-Мефаа) в Иордании 785 г. (?), в Национальном музее в Копенгагене, V-VI вв. (Античное собр. 15.137), в базилике Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, 493-526 гг.; мраморный фрагмент алтарной преграды из Сирии (?) (кон. VI-VII в., Дамбартон-Окс, Вашингтон); рисунки планов к рукописному трактату св.

http://drevo-info.ru/articles/12681.html

Ко времени его правления относятся первые сведения о распространении христианства в дельте Рейна. Наиболее известными епископами Моза-Траекта меровингской эпохи были Монульф († 597), Иоанн Агнус (623-629?, † ок. 647) и св. Ламберт (ок. 700). Епископскую кафедру Моза-Траекта часто занимали представители местной знати, стремившиеся сохранять контакты с меровингским королевским двором. В отличие от них епископы в Южных Н. были выходцами из областей Галлии: из Тулла (ныне Туль, Франция) происходил Ведаст († ок. 540), еп. Атребата (ныне Аррас, Франция) и придворный франк. кор. Хлотаря I; в г. Эпозий (ныне Кариньян, Франция) в Арденнах род. Гаугерих , еп. Камарака († ок. 625); Ахарий († 639) и Элигий († ок. 660) происходили из Аквитании; Аудомар, еп. Тарвенны († ок. 670), был выходцем из Бретани. При Дагоберте I ведущую роль в христианизации региона стали играть миссионеры из Аквитании, Британии и Ирландии. Монастыри, основанные ими, становились опорой епископов и местных аристократов и получали от последних большие земельные дарения. Из Аквитании происходил св. Аманд , «апостол Бельгии», основавший обители в Эльноне (впосл. переименован в Сент-Аман в честь основателя, ныне Сент-Аман-лез-О, Франция), Маршьене (ныне на территории Франции) и др., его ближайшими соратниками были монахи из монастырей Боббио и Люксёй Иона и Ахарий (впосл. еп. Турнака (ныне Турне, Бельгия)). Монахами Люксёя были также Аудомар, 1-й еп. Тарвенны, и Ремакль, еп. Моза-Траекта (650-669), позднее основавший аббатство Ставло-Мальмеди (ныне в пров. Льеж, Бельгия). Ученик Аудомара Бертин недалеко от Тарвенны основал обитель, позднее названную в его честь - Сен-Бертен. Выходцем из Ирландии был св. Фоллиан, глава ирл. монашеской общины в мон-ре в Фоссе (ныне Фос-ла-Виль). Важнейшими письменными памятниками меровингской эпохи, созданными на территории Н., являются Жития святых Гаугериха, Ведаста, Аманда, Гертруды, Ламберта, Губерта и др. Посвящение св. Виллиброрда в сан архиепископа Утрехта в 695 г. в Риме. Фрагмент мантии. Ок. 1510 г. (Музей мон-ря вмц. Екатерины, Утрехт) Посвящение св. Виллиброрда в сан архиепископа Утрехта в 695 г. в Риме. Фрагмент мантии. Ок. 1510 г. (Музей мон-ря вмц. Екатерины, Утрехт)

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Вероятно, под влиянием подобных идей между сер. VII и сер. VIII в. получили развитие частные церкви и мон-ри (см. Частной церкви право ). Хотя основание церкви и мон-ря традиционно мотивировалось «спасением души» (pro remedio animae), собственник имел право на взимание с прихожан десятины , распоряжался имуществом и всеми доходами своей церкви, имел право назначать на церковные должности ( Арнаутова. 2011. С. 35-41). Собор в Павии (855) осудил злоупотребления в системе частных церквей, рассматривая их как одну из причин упадка приходской жизни и обмирщения духовенства. Соборы в Чивидале (796 или 797), в Риме (826), в Павии (855) обязывали клириков воздерживаться от участия в мирских делах, запрещали духовным лицам носить мирскую одежду, участвовать в светских развлечениях. Духовенству предписывалось ограничиваться совершением богослужений, изучением Свящ. Писания и чтением проповедей. Тем не менее епископы активно участвовали в политической деятельности; в 1-й четв. IX в. еп. Клавдий Туринский отмечал, что вынужден проводить время при дворе и в армии, вместо того чтобы предаваться душеполезному чтению и размышлениям над Свящ. Писанием ( Claudius Taurinensis. Ep. 1//PL. 104. Col. 839). На итал. монашество не оказала влияния реформа св. Бенедикта Анианского . Тем не менее монашеская традиция в И. в большей степени была связана с бенедиктинской традицией, чем в других регионах Каролингской империи. В IX в. при всех соборах и крупных мон-рях в И. возникли школы и скриптории. Особую известность получил скрипторий монастыря Боббио. Преподавателями словесности во мн. соборных школах были образованные епископы, напр. патриарх Аквилеи Павлин II или ирландец Донат , еп. г. Фьезоле. Постановления Соборов IX в. обязывали епископов заботиться о просвещении духовенства. Римский Собор 826 г. призвал епископов не принимать в клир необразованных и безграмотных людей, объяснять клирикам смысл канонических постановлений и догматического учения Церкви. Соблюдение целибата в этот период не являлось обязательным для клира, но отношение Соборов к женатому духовенству во многом было негативным. Требования ввести безбрачие духовенства звучали все более настойчиво; целибат как каноническая норма был закреплен по решению Собора в Павии (1022).

http://pravenc.ru/text/1237717.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010