Григорием Богословом, боровшимися с арианством ( Venant. Fort. Carm. II 16). В др. местах Фортунат называет И. среди великих богословов наряду со свт. Афанасием Великим, свт. Григорием I Великим , блж. Августином и свт. Василием Великим (Ibid. V 1. 7; V 3). По свидетельству поэта, предметом особой гордости для жителей Галлии служило то, что И. прославился мужественной защитой православия от Британии до Персии и Индии (Ibid. VI 5. 215-224). В VII в. Иона из Боббио называл И., свт. Амвросия Медиоланского и блж. Августина «столпами Церкви» ( Ionae Vita Columbani abbatis. I 1//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 66). Однако, несмотря на известность И. как богослова, его произведения не получили широкого распространения в Галлии. Единственное упоминание о чтении «книги св. Илария» содержится в Житии свт. Аполлинария († до 534), еп. Валенции (ныне Валанс) (Vita S. Apollinaris. 8//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 200). Для агиографов VI в. важным представлялся тот факт, что И. был наставником св. Мартина, основавшего 1-й в Галлии мон-рь (в Локотигиаке, близ г. Пиктавий), к-рый впосл. оставался одним из мест особого почитания св. Мартина. Григорий Турский и Венанций Фортунат, к-рые принадлежали к числу почитателей св. Мартина, уделяли особое внимание почитанию И. Фортунат, рассказывая в Житии И. о том, как св. Мартин воскресил в Локотигиаке умершего, упомянул о Пиктавийском епископе как об одном из главных действующих лиц: «Смерть утратила свои права там, куда Иларий вошел силою молитвы» ( Venant. Fort. Vita Hilar. XII 45). В стихотворении о Пиктавийском еп. Платоне, бывш. диаконе Григория Турского, автор изображает назначение епископа на кафедру как дар св. Мартина своему наставнику И. Житие, составленное Фортунатом, стало основным памятником агиографической традиции И. Ряд рукописей в качестве дополнений к нему включает позднейшие описания чудес И. и повествования апокрифического характера (BHL, N 3893-3909). Одно из самых полных собраний агиографических произведений об И. содержится в ркп. Paris.

http://pravenc.ru/text/389089.html

Так, аббат пытался помирить имп. Адельгейду с ее невесткой, греческой принцессой Феофано, к-рая боролась с вдовствующей императрицей за влияние на имп. Оттона II (конфликт завершился удалением Адельгейды в Бургундию). После смерти Амальберта, аббата Флёри , монашескую общину вопреки воле монахов возглавил Ойльбольд, ставленник кор. Лотаря и местной аристократии ( Gerbertus Aureliacensis. Ep. 69, 80, 86-88, 142//Lettres de Gerbert (983-997)/Éd. J. Havet. P., 1889. P. 65-66, 74, 77-79, 126-127). Против него выступили архиеп. Адальберон Реймсский и Герберт Орийакский, аббат Боббио (впосл. папа Сильвестр II ). Они призвали М. вмешаться в ситуацию, вероятно вспоминая о том, как в 938 г. св. Одон восстановил дисциплину во Флёри и вернул монахам право свободного избрания аббата. Хотя М. согласился с обвинениями против Ойльбольда, он не стал вмешиваться в спор, т. к. аббатство было королевским и находилось на территории Франции, где клюнийцы не имели свободы действий. Конфликт во Флёри не был урегулирован до кончины Ойльбольда и избрания св. Аббона (988). В 986 г., во время последнего визита в Италию, М. восстановил аббатство Сан-Пьетро-ин-Чьель-д " Оро в Павии. В это время он познакомился со св. Вильгельмом из Вольпиано, к-рый впосл. стал аббатом мон-ря Сен-Бенинь в Дижоне и проводил реформу, подобную клюнийской. Среди мон-рей, реформированных Вильгельмом, было аббатство Фекан, куда нормандский герц. Ричард II перед этим приглашал М. и клюнийцев (святой отказался приехать, т. к. герцог не пожелал отказаться от сеньориальных прав на мон-рь). Одон I, гр. Блуа, передал клюнийцам аббатство Мармутье (982); после восстановления монашеской дисциплины М. назначил настоятелем своего ученика Гильберта ( Mart è ne E. Histoire de l " abbaye de Marmoutier/Éd. C. Chevalier. Tours, 1874. T. 1. P. 200-223). В 988 г. по просьбе кор. Гуго Капета (987-996) и гр. Бурхарда Парижского М. восстановил соблюдение устава в монастыре Фосе и поставил во главе обители своего ученика Тевтона. Однако ни Мармутье, ни Фосе не вошли в состав Клюнийской конгрегации.

http://pravenc.ru/text/2561244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАСИЙ [лат. Eustasius, Eustachius, Austasius; франц. Eustase, Eustache] (ок. 560-629), прп. (пам. зап. 29 марта), ученик прп. Колумбана , настоятель мон-ря Луксовий (на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен, Франция). Основным источником сведений о Е. является Житие настоятеля Колумбана и его учеников, составленное Ионой из Боббио в 640-643 гг. Иона переселился из Италии в Луксовий в 628 г., познакомился с Е. и был свидетелем его последнего года жизни. Иона упоминает, что рассказы Е. послужили источниками сведений для Жития прп. Колумбана ( Ionas. Vita Columbani abbatis. P. 63). Е. был племянником Миетия, еп. г. Лингоны (ныне Лангр). После прибытия Колумбана в Галлию Е. присоединился к ученикам святого и впосл. участвовал в основании мон-ря Луксовий (590). Когда в 610 г. Колумбан был изгнан по приказу кор. Бургундии Теодориха II, Е. остался в Луксовии. Во время путешествия Колумбана по герм. землям Е. был в числе его спутников (Ibid. I 27), однако не сопровождал его в Италию и вернулся в Луксовий. Незадолго до смерти Колумбана (615) Хлотарь II, король франков, послал Е. со свитой из знатных людей в Италию, чтобы просить святого вернуться в Галлию. Колумбан ответил, что слишком стар для трудного путешествия, однако попросил короля не оставлять Луксовий своими заботами. Колумбан дал Е. наставление по управлению монашеской общиной и отпустил его. По возвращении в Галлию Е. принял руководство мон-рем, король наделил обитель земельными владениями (Ibid. I 29). Е. поддерживал в Луксовии традиции, введенные Колумбаном. Численность братии значительно увеличилась, монашеская община славилась подвижническим образом жизни. Луксовий стал одним из наиболее значительных духовных и культурных центров франк. Галлии. Некоторые воспитанники Е. впосл. были назначены на епископские кафедры, напр. Хагноальд († 638), еп. Лавдуна (ныне Лан) и брат св. Бургундофары (Фары). Ок. 620 г. по благословению Е. насельники Луксовия прп. Ромарик и Амат основали в горах Восег (ныне Вогезы) мон-рь Хабенд (на месте совр. г. Ремирмон). В годы настоятельства Е. насельники Луксовия основали и др. мон-ри, в к-рых был введен устав прп. Колумбана.

http://pravenc.ru/text/187404.html

д. было связано с конфликтом аббата Валы и его ученика св. Пасхазия Радберта с имп. Людовиком Благочестивым в 30-х гг. IX в. Монахи Корби выступили против намерения императора выделить особое королевство для его младшего сына Карла Лысого, т. к. это означало раздел империи Каролингов. Когда папа Римский Григорий IV прибыл в империю Каролингов по приглашению Лотаря I, чтобы способствовать примирению Людовика Благочестивого с сыновьями, император и мн. франк. епископы оценили действия понтифика как враждебные. Однако Вала и Пасхазий Радберт приветствовали Григория IV и помогли ему преодолеть сопротивление франк. прелатов. Они находились в лагере Лотаря I и его братьев, к-рые в 833 г. одержали победу над императором в битве при Ротфельде (Эльзас). Император попал в плен и был низложен прелатами под рук. Эббона, архиеп. Реймсского. Однако в 834 г. Людовик Благочестивый вернулся к власти и начал проводить репрессии против тех прелатов, которые выступали против него. На имп. собрании в Тьонвиле (835) были лишены кафедр архиепископы Эббон Реймсский, Агобард Лионский и Варфоломей Нарбонский; аббат Вала отправился в изгнание в Италию, где он возглавил мон-рь Боббио . По мнению Ниббса, на раннем этапе конфликта монахи Корби под рук. Валы и Пасхазия Радберта подготовили материалы - «Испано-галло-отёнское собрание» и первоначальную версию Л. д. Работа началась не позднее 833 г. Об этом свидетельствует эпизод, включенный Пасхазием в жизнеописание Валы: во время встречи с папой Григорием IV монахи вручили ему канонические труды отцов Церкви и древних понтификов, в к-рых говорилось, что с папой Римским «пребывает полнота возвышенного могущества (auctoritas) блаженного Петра и подлинная власть (viva potestas); ему подобает судить всех, но его самого никто судить не вправе» ( Paschasius Radbertus. Epitaphium Arsenii. II 16// D ü mmler E. Radbert " s Epitaphium Arsenii//APAW: PhHK. 1900. Bd. 2. S. 84). Необходимость в фальсификации канонов была связана с позицией большинства франк. епископов, выступивших в поддержку императора против папы Римского и его союзников.

http://pravenc.ru/text/2463631.html

Прп. Бенедикт Нурсийский. Фреска капеллы Сан-Грегорио-аль-Сакро-Спеко в Субиако, Италия. Ок. 1227 г. Прп. Бенедикт Нурсийский. Фреска капеллы Сан-Грегорио-аль-Сакро-Спеко в Субиако, Италия. Ок. 1227 г. VII век стал периодом в истории лат. М., когда письменные тексты правил начали приобретать большее значение, чем прежде. Одним из таких нормативных текстов стал устав, распространявшийся под именем св. Бенедикта (см. Венедикт Нурсийский ), жившего в 1-й пол. VI в., анахорета и основателя мон-рей Субиако и Монте-Кассино . Бенедикт стал широко известен в VII в. благодаря «Диалогам» свт. Григория Великого. Однако среди исследователей существуют разные мнения, в какой мере свт. Григорий был знаком с текстом «Устава Бенедикта» и насколько этот текст связан с самим св. Бенедиктом Нурсийским. «Устав св. Бенедикта», даже если не считать его произведением одного человека, по сути вобрал всю предшествующую монашескую традицию (от греч. правил прп. Пахомия и свт. Василия до современных ему лат. уставов). Прогресс в изучении его происхождения произошел, когда была выдвинута гипотеза о том, что анонимный «Устав Учителя (магистра)» является основным источником «Устава св. Бенедикта», а не одним из более поздних смешанных уставов, использовавшихся ирл. монахами на континенте. Выписки из «Устава Учителя» были сделаны Евгиппием. При этом автор был знаком с трудами Юлиана Померия, свт. Кесария Арелатского, св. Никиты Ремесианского. Заметен энциклопедический характер его знаний в области медицины и астрономии. В целом «Устав Учителя» ориентирован на небольшую общину (не более 20 монахов), к-рые живут в пределах города, занимаются чтением и изучением Свящ. Писания и не желают наплыва гостей и паломников. «Устав св. Бенедикта» представляет лаконичный пересказ «Устава Учителя», предназначенный для практического использования при основании нового мон-ря, в том числе в сельской местности, к-рый включен в паломническую сеть. В нем четко прописаны монастырские служения, правила приема гостей, вступления в мон-рь и пребывания в нем в качестве новиция. 2 фундаментальных положения отличают «Устав св. Бенедикта» от предшествующей традиции монашеских правил: выборность аббата братией и постоянное пребывание в обители (stabilitas loci). При этом правила поста и порядок оффиция адаптированы к жизни в условиях европейского климата, что его выгодно отличает, с одной стороны, от вост. правил прп. Пахомия, а с др.- от суровых и трудноисполнимых правил колумбановского М. Вероятно, по этой причине первые свидетельства об использовании «Устава св. Бенедикта» происходят из мон-рей Боббио и Луксовий. В течение VII - нач. VIII в. «Устав св. Бенедикта» постепенно вытесняет все прочие уставы либо сосуществует с ними в виде т. н. смешанных уставов (см. в ст. Колумбан , св.). М. в эпоху Каролингов

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИБИТРУДА [лат. Gibitrudis] (VII в.), прп. (пам. зап. 26 окт.), насельница мон-ря Эбориак (совр. Фармутье, Франция). Сведения о жизни Г. содержатся в написанном Ионой из Боббио Житии св. Бургундофары, основательницы и первой настоятельницы мон-ря Эбориак. Согласно этому источнику, Г. происходила из знатного франк. рода. В юности избрала против воли родителей монашеский образ жизни. После того как тяжелобольной отец Г. был исцелен по молитвам дочери, он дал ей разрешение удалиться в мон-рь Эбориак. Во время болезни св. Бургундофары Г. обратилась к Богу, чтобы Он забрал ее душу, а не душу настоятельницы. Г. охватил жар, а Бургундофара выздоровела. Душа Г. покинула тело и предстала перед престолом Всевышнего, но святой было приказано вернуться в мир, т. к. она еще не полностью отрешилась от мирской жизни и не все нанесенные ей обиды простила 3 сестрам. Г. вернулась к жизни, исповедала грехи и попросила прощения у сестер. Через 7 месяцев заболела и мирно скончалась в своей келье. Иона из Боббио лично присутствовал в Эбориаке в момент смерти Г. Ист.: ActaSS. Oct. T. 11. P. 795; Jonae Vitae Sanctorum//MGH. Scr. mer. T. 4. P. 131-132. Лит.: Evenou J. Gibitrude di Faremoutiers//BiblSS. Vol. 6. Col. 444-445. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164949.html

Если все же во сне к нему приходили мечтания, святой, тотчас проснувшись, уходил к реке и погружался в ее воды, рыдая и стеная. Там, даже в самый разгар зимы, святой обычно прочитывал всю Псалтырь, стоя посреди ледяных струй и погружаясь в воду в конце каждого псалма . Какие труды, какие ежедневные битвы с врагом! И милосердный Господь, ведавший, что все мысли подвижника обращены к Нему, приходил на помощь Вандрегизилу, и сей блаженный муж, духовно обливавший Его святые ноги слезами и отиравший волосами головы своей (ср.: Лк. 7: 38), суровыми воздержаниями, которые длились порой неделями, победил ополчившегося против него врага. Боббио Видя упорство Вандрегизила в духовной брани, Господь послал ему в утешение вестника. Когда однажды ночью святой по обыкновению спал на циновке в своей хижине, ангел перенес дух его в монастырь Боббио, что в стране лангобардов, называемой еще Италией , и Вандрегизил увидел и окрестности обители, и ее строения. Когда ангел удалился от него, святой захотел узнать, как же назывался тот монастырь. Тут вспомнились ему слова из Евангелия: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 33) и «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9: 23), и преподобный решил последовать этим заповедям. И вот Вандрегизил отринул все, и, взяв с собой лишь трех молодых слуг и осла, никому не известным странником пошел из земли своей, от родства своего и из дома отца своего (см.: Быт. 12: 1), даже не зная, какой дорогой следует идти. Но Господь через ангела указал ему нужный путь. Так прибыл он в монастырь, который видел во сне, и без труда сразу узнал ту самую обитель, в которую Божественной силой он был введен в видении. И он остался там на какое-то время. Монахам обители ясно было, что Вандрегизил воистину воин Христов, следующий по пути спасения, а вскоре им стало известно и его благородное происхождение. Господь часто открывал ему тайные события; однако сам Вандрегизил всегда старался оставаться в тени, скрывать свои добродетели и угождать одному лишь Богу, ибо хранил в памяти слова, сказанные Спасителем фарисеям, этим лжеслужителям: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши» (Лк.

http://pravoslavie.ru/56436.html

стихотворений. Комментированное издание этих сочинений, подготовленное Флемингом, было задержано из-за гибели ученого. Публикацию трудов К., а также Жития К., составленного Ионой из Боббио, и сборника чудес святого (Miracula Columbani) по материалам Флеминга осуществили сотрудники ирл. коллежа св. Антония в Лувене во главе с францисканцем Томасом О " Ширином ( Fleming P. Collectanea Sacra seu S. Columbani Hiberni abbatis... acta et opuscula. Lovanii, 1667). Рукописная традиция сочинений К. указывает на то, что в средние века лишь немногие из них получили распространение. Большинство рукописей происходит из аббатства Боббио, нек-рые сочинения сохранились в герм. манускриптах, гл. обр. в б-ке аббатства Санкт-Галлен. Из Жития К. известно о несохранившихся сочинениях святого. Так, во время обучения у Синилиса К. составил толкование на псалмы (psalmorum librum elimato sermone exponeret), песнопения и учебники (multaque alia, quae uel ad cantum digna uel ad docendum utilia, condidit dicta). В каталогах книжных собраний Боббио и Санкт-Галлена IX в. упоминается комментарий на Псалтирь, автором которого считался К. В наст. время о рукописях этого комментария нет сведений; попытки отождествить его с сохранившимися анонимными сочинениями признаны неудачными (см.: Bullough D. A. The Career of Columbanus//Columbanus. 1997. P. 4-5). По мнению Дж. С. М. Уокера, автора критического издания трудов святого (Opera. 1970), К. получил очень хорошее образование и был знаком с трудами мн. авторов, как христианских, так и классических, особенно лат. поэтов (см., напр.: Richter. 1999. P. 114-115, 121). Однако свидетельства использования К. классической и позднеантичной поэзии (Овидий, Гораций, Теренциан Мавр, Авзоний, Пруденций, Ювенк) содержатся в стихотворениях, которые скорее всего не принадлежат ему ( Smit. 1971. P. 167-253). На основе др. сочинений К. можно предположить, что он был знаком с поэмами Вергилия, но даже это вызывает сомнения. Лит. наследие античности было известно К. через посредство христ.

http://pravenc.ru/text/Колумбан.html

Главною целью своей Колумбан считал насаждение истинно христианской монашеской жизни, основанной на смирении и братской любви, по ирландскому образцу. С этой стороны и интересен его устав. Он не оригинален, восходя частью к уставам Василия Великого в переработке Руфина, частью к уставам Пахомия и Кассиана, частью (и наиболее значительною) к Колумбе и Финниану. Устав Колумбана краток – всего девять глав – и не полон, не касаясь, например, такого важного вопроса, как права и обязанности аббата. Положения его – от общих идеалов бедности («Нагота и презрение имущества – первая степень совершенства монаха»), целомудрия и смирения до повиновения старшим («Следует считать ослушником того, кто, услышав слово приказания, подымется не сразу») и псалмодии – не блещут новизною. Но обращает на себя внимание безусловность идеала и энергия его выражения, обеспечившие успех колумбановского правила. Неполнота устава скоро заставила даже Луксей и Боббио сочетать его с победно шествующим бенедиктинским, а потом и совсем заменить его последним. Но не в уставе и популярности его, показательной для радикализма аскетических идеалов эпохи, заключается значение Колумбана в истории монашества, а в выдвинутом им, как и другими менее известными английскими миссионерами, моменте духовной культуры и способствующем распространению монашества энтузиазме основанных им общежитии. Боббио сделался одним из значительнейших центров духовной культуры, сосредоточившейся в монастырях. Его библиотека обогатила своими рукописями библиотеки Турина, Милана и других городов Северной Италии. Луксей более выделяется, как один из центров течений, стремящихся к усилению монашеской аскезы и распространению в монастырях единообразно строгой жизни. Преемники Колумбана – аббаты Луксея основали целый ряд новых монастырей нового строгого типа, как Ребэ (635 г.), знаменитое Корби (657 г.), Ремиремон, Солиньяк (635 г.) и многие другие. Монахи Колумбана оживляли падающие общежития (например, в окрестностях Буржа), и дух Колумбана – дух ирландского монашества содействовал дальнейшему развитию монашества западного, высоко вознося его идеал и помогая его объединению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

В отличие от рим. в галльской традиции важнейшим считалось не взаимное согласие жениха и невесты, а выплата женихом выкупа; церковный чин Б. был практически не развит и сводился к благословению комнаты новобрачных, возможно также еще к благословению брачного дара (кольца или монет) и брачного пира. Галликанская практика VI-VIII вв. отражена в Миссале из Боббио (см. в ст. Боббио ) (VIII в.), где содержатся только 2 молитвы на благословение брачной комнаты, а также молитва над второбрачными. В англ. Понтификале X в., приписываемом архиеп. Эгберту Йоркскому, но отражающем скорее галликанские традиции, церковный чин бракосочетания содержит неск. молитв: одну общего характера, а также благословения брачной комнаты, кольца, кровати и невесты. Схожая практика бытовала и в Сев. Италии, напр., в одном из Миссалов XI в. североитал. происхождения содержатся молитвы, близкие к молитвам Понтификала Эгберта (в т. ч. на благословение кольца) и нет никакого упоминания мессы. В памятниках испано-мосарабского обряда наблюдается смешение рим. и вестгот. (близкой к галликанской) традиций. Исидор Севильский (ок. 560-636) в соч. «О церковных чинах» упоминает священническое благословение брачующихся и их velatio, а также вестгот. обряд связывания рук новобрачных вместе веревкой из белых и пурпурных нитей (II 20. 5 и след.). В Liber Ordinum - сборнике испано-мосарабских чинов, представленном папе Александру II - последование церковного Б. состоит из 4 частей: 1) чина благословения брачной комнаты в субботу утром перед брачной мессой (по комнате, как при обряде экзорцизма , разбрасывается освященная соль; читаются парафраз Пс 89. 16-17, молитва, «Отче наш» и заключительное благословение); 2) вечерни накануне воскресной брачной мессы (в испано-мосарабском Антифонарии приводятся песнопения и для др. служб суточного круга накануне бракосочетания); 3) молитвы и благословения брачных даров (обычно это 2 кольца); 4) брачной мессы (даны praefatio, длинная молитва, благословение покрова невесты и 2 молитвы-благословения молодых - до и после Причащения); в Liber Ordinum есть также неск. молитв о второбрачных. 1-я и 3-я части чина соответствуют галликанской и вестгот. традициям, 4-я - рим. В молитвах содержится множество ссылок на ВЗ, в т. ч. на Книгу Товита (брачные молитвы из Книги Товита часто цитируются в лат. брачных молитвах высокого и позднего средневековья). Смешение старой испан. и рим. традиций встречается также, напр., в Викском Сакраментарии из Каталонии. Согласно Liber Comicus (XI в.), чтениями брачной мессы были Иер 29. 5-7, 1 Кор 7. 1-14 и Ин 2. 1-11 или Мф 19. 3-6.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010