В 70-х гг. VIII в. в Армении произошло восстание против арабов, в к-ром участвовал эрисмтавар Картли Нерсе. Потерпев поражение, он был вынужден укрываться в Зап. Грузии. В кон. VIII - нач. IX в. власть Халифата стала ослабевать, карательными экспедициями арабы безуспешно пытались сохранить его господство в Г. В IX-X вв. в гос-вах Ближ. Востока, включая Г., началось интенсивное развитие всех отраслей сельского хозяйства и городской жизни. На территории Г. формировались новые царства и княжества, ставшие основой объединения раздробленных груз. земель. Так, в кон. VIII в. в Вост. Грузии было создано Кахетинское княжество (столица Тианети), его владетельный князь, представитель Цанарети (сев. провинция Кахети), носил титул хорепископа. К югу от Кахети образовалось княжество Эрети (столица Шаки), князь к-рого с кон. IX в. носил титул царя. В Зап. Грузии при поддержке Византии усилилось Абхазское царство, присоединив к себе соседние княжества, оно возглавило борьбу с арабами. В середине века брак племянницы бездетного правителя Эгриси и эрисмтавара Картли Арчила и абх. кн. Леона I привел к объединению Эгриси и Абхазии и созданию единого Западногрузинского гос-ва. Поскольку царская династия происходила из Абхазии, гос-во в груз. источниках называется Абхазским, в арм. источниках (Ованнес Драсханакертци) - Эгрисским, а его жители - эграми. В кон. VIII в. Леон II освободил Зап. Грузию от вассальной зависимости Византии и провозгласил себя царем. Столицей царства стал Кутатиси (Кутаиси). В нач. IX в. эрисмтавар Картли св. царь Ашот I Великий , потерпев поражение от тбилисского эмира, вместе с двором перебрался в крепость Артануджи в Шавшет-Кларджети (Юго-Зап. Грузия). Получив поддержку Византии, он был пожалован титулом куропалата. В кон. IX в. его преемник получил титул «царь картвелов». Власть эмира во 2-й пол. VIII в. распространялась только на Картли, в нач. IX в.- на Тбилиси и Квемо-Картли. С ослаблением власти Халифата попытки обрести независимость предпринимали не только груз. цари и князья, но и тбилисские эмиры, оставлявшие себе собранную дань и стремившиеся превратить свою должность в наследственную. В нач. IX в. Халифат регулярно посылал на Юж. Кавказ военные экспедиции для усмирения как груз. правителей, так и эмиров; в зависимости от своих интересов груз. цари и князья примыкали к одной из 2 противоборствующих мусульм. сторон. Самым жестоким стало нашествие араб. военачальника Буга-Турка в 853 г.: эмир был казнен, Тбилиси предали огню, было вырезано 50 тыс. жителей. Попавший в плен кн. Картли мч. Константин-Каха за отказ принять ислам был предан смерти. В 80-х гг. IX в. в Г. утвердились эмиры из династии Джафаридов, в 50-х гг. Х в. ставшие фактически независимыми от багдадского халифа. Объединение Г. при Баграте III

http://pravenc.ru/text/168205.html

Нижний (VI) слой выделен условно на основании обнаруженных кремневых орудий, керамики и предметов кон. раннебронзового - нач. среднебронзового века; это, однако, не позволяет говорить о непрерывном существовании здесь города вплоть до эпохи среднебронзового века II-III, к-рая представлена неск. гробницами, сооруженными до постройки городской стены. В целом гробницы, вырубленные в скалах, многочисленны как на самом телле, так и вокруг него; самые ранние (кон. XVIII - сер. XVII в. до Р. Х.) находятся ниже первых жилищ и укреплений, др. расположены внутри города и использовались даже в то время, когда над ними уже стояли дома. Следующий слой (V) относится к развитому бронзовому веку (кон. XVIII - сер. XVI в. до Р. Х.) и включает укрепления среднебронзового века III: стену шириной 2,2-2,4 м в основании с 3 прямоугольными башнями и небольшими 3-камерными воротами. Ни гласиса, ни низкой подпорной стены, к-рые типичны для таких укреплений, не найдено. В стенах города открыт единственный большой дом (т. н. Господский), состоящий из внутреннего двора, окруженного с 3 сторон небольшими комнатами. Верхняя граница слоя V отмечена следами разрушения города (пепел на полу Господского дома и бреши в городской стене), к-рое Дж. Э. Райт датирует сер. XVI в. до Р. Х. Период наибольшего расцвета города - эпоха поздней бронзы, этот слой (IV) достигает 2 м толщины; период продолжался до кон. XIII - нач. XII в. и был прерван большим пожаром. В слое найдено множество больших зданий, ям-хранилищ и обмазных цистерн для воды, а также 3 обжигательных печи. Укрепления города в то время были восстановлены в зап. части холма, но на юж. стороне Господский дом перекрыл часть разрушенной стены, к-рая уже не использовалась. Это можно объяснить как хронологической неоднородностью слоя IV, так и различным использованием частей телля. Райт и Грант делят слой IV на 2 фазы: IV A (XV-XIV вв.) и IV B (XIII - нач. XII в.) на основании различной ориентации зданий. Кроме того, для слоя IV A характерна двухцветная, для слоя IV B - микенская, а для слоя III - филистимская керамика. Среди находок слоя IV - скарабеи с надписями егип. фараонов Аменхотепа III, Рамсесов I и II, обнаружены также скарабеи времени Тутмоса II, Сети I, Рамсеса III. В помещении 526 (слой IV A) открыта клинописная табличка с надписью по-угаритски. Остракон из V или IV слоя содержит протоханаанейскую надпись. От эпохи поздней бронзы дошли также 2 гробницы (внутри стен и вне их).

http://pravenc.ru/text/158300.html

Ненцы (самоеды). Фотография. Нач. XX в. К наиболее древним археологическим памятникам на территории Н. а. о. относятся находки со стоянки Пым-Ва-Шор I в среднем течении р. Адзьвы (финальный палеолит, ок. X - IX тыс. до Р. Х.; уральская культура). Освоение региона продолжилось в позднем мезолите населением, мигрировавшим из В. и Ср. Поволжья, а также из Прикамья (памятники Большеземельской тундры VII-V тыс. до Р. Х.). В неолите (сер. V тыс. до Р. Х.) переселившиеся из Волго-Окского междуречья носители культуры гребенчато-ямочной керамики осваивали низовья р. Печоры и бассейнов др. рек, впадающих в Баренцево м. В кон. IV - нач. II тыс. до Р. Х. в Мезенско-Печорском междуречье сформировалась энеолитическая чужъяельская культура. Ок. сер. III тыс. до Р. Х. ее ареал распространился на Большеземельскую тундру. В тундровой зоне обнаружены памятники, сходные с находками со стоянки Йоркутинская на берегу р. Йоркута-Яха на п-ове Ямал (ок. 1-й четв. II тыс. до Р. Х.). В бронзовом веке из Зауралья в Малоземельскую (Тиманскую) и Большеземельскую тундры переселялись носители коршаковской культуры (кон. II - нач. I тыс. до Р. Х.). К тому же периоду относятся стоянки носителей лебяжской культуры в Большеземельской тундре. Ок. сер. I тыс. до Р. Х.- нач. I тыс. по Р. Х., возможно вслед. ухудшения климата, регион запустел; памятники этого периода не выявлены. Со 2-й четв. I тыс. до Р. Х. до рубежа I и II тыс. по Р. Х. территорию от Малоземельской тундры до п-ова Ямал населяли представители местной культуры неясной этнической принадлежности. Среди памятников этого периода - Ортинское городище (близ впадения в Печору р. Ортины), жертвенное место Хэйбидя-Пэдара в среднем течении р. Море-Ю в Большеземельской тундре, святилище Вэсако на мысе Болванский Нос о-ва Вайгач, поселение Карпова Губа на том же острове. К сер. I тыс. по Р. Х. относятся ранние памятники бичевницкого культурного типа, обнаруженные в Большеземельской тундре. В кон. I тыс. по Р. Х. на территорию Н. а. о. стали переселяться носители вожпайской культуры. По предположениям нек-рых исследователей, они могли быть древними самодийцами и участвовать в этногенезе ненцев и др. родственных им народов.

http://pravenc.ru/text/2564916.html

Небольшой вытянутый холм (750 ´ 100 м) раскопан в сев. части экспедицией Британского музея (1937-1939, 1946-1949) под руководством Л. Вулли . Выделено 17 строительных уровней, первый из к-рых восходит к нач. II тыс. до Р. Х. (по др. версии - к сер. III тыс.) (Вулли ошибочно полагал, что ранние слои восходят к кон. IV - нач. III тыс.). Наиболее важны 7-й и 4-й уровни, где найдены остатки царского архива, ок. 515 текстов (т. н. тексты А.). Это позволило узнать древнее имя города, подвластного правителям Ямхада в XVIII-XVI вв. и царству Митанни XV-XIV вв. до Р. Х. Тексты А., за немногими исключениями (письмо и гадательный текст по-хеттски), написаны по-аккадски, клинописью на глиняных табличках. Это списки ценза, гос. договоры, контракты на покупку и обмен деревень, на заем и выдачу в кредит денег и др. Они содержат обильную информацию о составе населения, его численности, экономической структуре. В сочетании с текстами др. архивов тексты А. имеют огромное значение для построения абсолютной хронологии II тыс. до Р. Х., к-рая напрямую зависит от реконструкции генеалогии местных правителей, сопоставляемой с результатами анализа подробно изученного керамического материала и необычайно богатой коллекции резных печатей (цилиндрических и скарабеев). 7-й уровень (синхронен I Вавилонской династии) включает укрепления (валы, городские ворота), храм и дворец с колонным входом, к к-рому вели ступени. Здесь найдено почти 200 табличек архива, обнимающих период в 50-75 лет в кон. XVII - нач. XVI в. до Р. Х. Город был захвачен и разрушен, видимо, не ранее 1575 г. до Р. Х. Два последующих уровня (1575-1460 до Р. Х.) не дают находок текстов и отмечены в основном восстановлением укреплений. В 4-м уровне (синхронен господству царства Митанни) изучен новый царский дворец правителя Никмепы, где найдено ок. 300 табличек. Он завершается разрушением города при вторжении Шуппилулиума I (между 1370 и 1340 до Р. Х.) или неск. ранее (ок. 1400). Более поздние слои (3-1-й) относятся к эпохе хеттского господства (ок. 1350 или 1340-1275 до Р. Х.), гибель города хронологически совпадает с началом вторжения «народов моря» . Последняя попытка обживания холма была сделана в кон. XIII - нач. XII в. по Р. Х. К XIII в. сейчас относят известную статую правителя Идрими, сделанную из белого камня, с нанесенной на ней «автобиографией» в 104 строки (Вулли датировал ее эпохой жизни правителя - ок. 1500).

http://pravenc.ru/text/63996.html

Кенотаф в Селинусе. Место смерти имп. Траяна. Кон. III в. Кенотаф в Селинусе. Место смерти имп. Траяна. Кон. III в. В кон. II в. до Р. Х. К. стала объектом интересов Римской державы. В 103 г. до Р. Х. Восточная К. была завоевана римлянами и на ее территории была образована рим. провинция. В 83 г. до Р. Х. царь Армении Тигран захватил часть К. и переселил жителей Сол в свою столицу Тигранакерт. Рим. провинция была восстановлена в 67 г. до Р. Х. Гнеем Помпеем, к-рый разгромил армяно-понтийскую коалицию в битве при Коракесии (ныне Аланья) и вскоре уничтожил пиратское сообщество. Восстановленные Солы получили название Помпейополь. В 51-50 гг. до Р. Х. провинцией руководил Марк Туллий Цицерон. В 27 г. до Р. Х., после ряда реорганизаций, К. вошла в состав большой рим. провинции Сирия, Киликия и Финикия. В 70-х гг. I в. обе части К. были отделены от Сирии и объединены в провинцию К. с митрополией в Тарсе. В нач. II в. К. неоднократно посещал имп. Траян; в 117 г. он умер в г. Селинунт. В сер. II в., при имп. Антонине Пии, к К. были присоединены горная Исаврия и Ликаония - равнинная область к северо-западу от Тавра. В течение I в. по Р. Х. были постепенно упразднены все автономные царства. После ликвидации царства Тевкридов при имп. Тиберии близ Олвы выстроен г. Диокесария. Статус свободных городов в К. сохраняли только Тарс, Эги и Мопсуестия, хотя большинство др. городов пользовалось той или иной формой автономии. В составе Римской империи Равнинная К. постепенно превратилась в важнейшую сельскохозяйственную житницу для соседнего мегаполиса Антиохии. Главными товарами экспортного производства стали виноградное вино, пенька, лен и льняные ткани. Так, ритор Дион Хризостом (кон. I - нач. II в.) в одной из речей назвал большинство жителей Тарса ткачами ( Dio Chrysost. Or. 34. 21). Экономически и социально К. тяготела к Антиохии и Сирии и была сравнительно слабо связана с регионами М. Азии к северу и западу от нее. Рим. саркофаг в Тарсе (Музей в Тарсе) Рим. саркофаг в Тарсе (Музей в Тарсе)

http://pravenc.ru/text/1684614.html

Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. Худож. П. И. Геллер. Кон. XIX - нач ХХ в. (Патриаршая резиденция в Чистом пер., Москва) Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. Худож. П. И. Геллер. Кон. XIX - нач ХХ в. (Патриаршая резиденция в Чистом пер., Москва) Как считает Флоря, от более активных действий патриарха удерживало опасение, что отказ от Владислава приведет к усилению Лжедмитрия II. Только после гибели самозванца в сер. дек. 1610 г. Е. пошел на открытый конфликт с Сигизмундом III и московским боярским правительством ( Флоря. 2005. С. 324-325). Широкую известность получили грамоты патриарха, направленные во мн. города (Переяславль Рязанский, Владимир, Муром, Кострому, Галич и др.). Грамоты Е. за кон. 1610 - нач. 1611 г. не сохранились. Поскольку многие из них были перехвачены, об их содержании известно из польск. пересказов. Гонсевский на мирных переговорах 1615 г. утверждал, что 8 янв. 1611 г. патриарх отправил «смутную грамоту» в Н. Новгород, откуда ее списки распространились в Костроме, Галиче и др. городах. Гонсевский передает содержание грамот патриарха: бояре «Москву Литве выдали, а вора-дей в Калуге убито, и они б… собрався все в збор, со всеми городы шли к Москве на литовских людей» (АЗР. Т. 4. С. 482, 493). Еще один пересказ имеется в записках С. Маскевича, к-рый сообщает, что в грамотах патриарх освобождал рус. людей от присяги Владиславу, призывая идти на очищение Москвы от неприятеля для сохранения истинной веры и избрания государя «из своей крови» (Moskwa w rkach polaków: Pamitniki dowodców i oficerów garnizonu polskiego w Moskwie w latach 1610-1612. Kraków, 1995. S. 177-178). К нач. 1611 г. для большинства людей (как патриотов, так и интервентов и изменнического боярского правительства) Е. стал главой патриотического движения. Кн. С. И. Шаховской писал, что к сбору ополчения П. П. Ляпунова побудила грамота патриарха в Переяславль Рязанский ( Шаховской С. И. Летописная книга//ПЛДР. М., 1987.

http://pravenc.ru/text/190175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕСОПОТАМИИ РЕЛИГИЯ Мифологические представления и верования народов, населявших долины рек Тигр и Евфрат (греч. Месопотамия - Двуречье/Междуречье),- шумеров, аккадцев, вавилонян, ассирийцев с сер. IV тыс. по 539 г. до Р. Х. Шумерская мифология (сер. IV - нач. II тыс. до Р. Х.). Ко времени образования первых шумерских городов-государств сформировалось представление об антропоморфных божествах - покровителях общины, которые не только олицетворяли силы природы, но и представляли власть вождя племени (общины), верховного жреца. Из первых письменных источников (самые ранние пиктографические тексты - Джемдет-Наср кон. IV - нач. III тыс. до Р. Х.) известны имена (или символы) богов Инанны, Энлиля и др., а со времени т. н. периода Абу-Салябиха (поселения близ Ниппура) и Фары (поселения близ Шуруппака) - XXVII-XXVI вв. до Р. Х.- теофорные имена и наиболее древний список богов. Самые ранние собственно мифологические лит. тексты - это гимны богам, списки пословиц, изложение нек-рых мифов (напр., об Энлиле); они также относятся к периоду Фары и происходят из раскопок Фары и Абу-Салябиха. От времени правления лагашского царя Гудеи (ок. XXII в. до Р. Х.) сохранились строительные надписи, к-рые дают представления о культе и мифологии (описание обновления главного храма г. Лагаш Энинну - «храма пятидесяти» для Нингирсу, бога-покровителя города). Но основная масса шумерских текстов мифологического содержания (литературных, учебных, собственно мифологических и др.) относится к кон. III - нач. II тыс. до Р. Х.- к т. н. старовавилонскому периоду, когда шумер. язык уже вымирал, но вавилонская традиция еще сохраняла систему преподавания на нем. Т. о., ко времени появления письменности в Месопотамии (кон. IV тыс. до Р. Х.) здесь уже была зафиксирована система мифологических представлений. Но в каждом городе-государстве сохранялись свои божества и герои, циклы мифов и жреческая традиция.

http://pravenc.ru/text/2563032.html

Набатейское письмо использовалось до VI в. по Р. Х. и представлено христ. эпиграфическими памятниками. Оно лежит в основе араб. А. (VI-VII вв.), к-рый оформился в письме Корана и исламской лит-ры. С распространением ислама араб. письмо вытеснило письменность и лит-ру Сирии, Месопотамии, Ирана, Бактрии, Сев. Индии, Египта, Ливии, Нубии. Производными от араб. А. системами письма пользуются языки урду, фарси (совр. персид.), османо-тур. (до 1928) и ряд др. Из южноарав. письма, возникшего, очевидно, очень рано и представленного памятниками Йемена до VII в. по Р. Х., в V-VI вв. по Р. Х. развился эфиоп. слоговой А. В IV-V вв. в Аксумском царстве с принятием христианства и переводом на язык геэз Свящ. Писания и богослужебной лит-ры эфиоп. А. под влиянием греч. письма существенно усовершенствовался и с нек-рыми модификациями использовался до наст. времени для языков амхарского, тигре и тигринья. Письменность сир. царства Пальмира (Тадмор) II в. до Р. Х.- III в. по Р. Х. на арам. основе сыграла существенную роль в истории развития лит-ры вост. христианства. В нач. III в. по Р. Х. в Эдессе был создан сир. перевод Свящ. Писания, для к-рого разработан алфавит эстрангело (от арам. сетар-ангело - евангельское письмо или от греч. στρογγλη - круглая). Сир. христ. лит-ра успешно развивалась до XIII в. по Р. Х. В 1-й пол. V в. по Р. Х. образовалась восточносир. «несторианская» письменность, к-рая распространилась в Азии вплоть до Тибета, Китая и Индии. А. на основе греч. письма Образец греч. письма. Папирус с текстом Гал 6, 10-18 и Флп 1, 1. Кон. II в. (Собр. Честер-Битти. BM. Р-46) Образец греч. письма. Папирус с текстом Гал 6, 10-18 и Флп 1, 1. Кон. II в. (Собр. Честер-Битти. BM. Р-46) Под влиянием финик. письма в IX-VIII вв. до Р. Х. сложились вокалический греч. и консонантный арам. А. В греч. письме развивалось обозначение гласных звуков, а начертания знаков А. представлено 2 вариантами - вост. (Эллада, М. Азия) и зап. (Италия, Сицилия, Сардиния, Средиземноморское побережье совр. Франции и Испании). К VI-V вв. до Р. Х. вост. вариант архаического греч. письма преобразовался в классическое греч. письмо, развившееся в IV-V вв. по Р. Х. в визант. письмо. Во II в. по Р. Х. на основе греческого был создан копт. А. В сер. V в. еп. Вульфила создал гот. письмо для перевода книг Свящ. Писания и богослужебных текстов, используя греч. буквы и диграфы для обозначения специфических герм. звуков. В кон. IV в. еп. Месроп Маштоц изобрел арм. А., к-рый лежит в основе арм. литургического и лит. языка (грабар). В нач. V в. сложился груз. А.

http://pravenc.ru/text/115282.html

Голова правителя. Тахти Сангин. III–II вв. до Р. Х. [Бактриана; греч. Βακτρα, Βακτριαν], древняя историко-культурная обл. вдоль среднего течения Амударьи, на севере ограничивалась Гиссарским хребтом, на юге - горами Гиндукуша (территории совр. юж. Узбекистана, юж. Таджикистана, сев. Афганистана и юго-вост. Туркмении). Начала осваиваться человеком еще в эпоху палеолита, в эпоху бронзы (кон. III - кон. II тыс. до Р. Х.) здесь существовала высокоразвитая земледельческая культура (т. н. бактрийско-маргианский археологический комплекс), основанная на ирригационном земледелии. Для периода раннего железа (I тыс. до Р. Х.) характерен синтез традиц. местных земледельческих культур со степными скотоводческими. В нач. I тыс. до Р. Х. население Б. было ираноязычным. Зороастрийская традиция считает Б. областью, сыгравшей важную роль в распространении этой религии. В первых веках I тыс. до Р. Х. в Б. возникла собственная государственность. Центром страны являлся г. Бактра (Балх). Полулегендарные сведения об этом гос-ве сохранились у греч. историка Ктесия Книдского (кон. V - нач. IV в. до Р. Х.). В сер. VI в. до Р. Х. Б., как и др. страны юга Ср. Азии, была покорена Ахеменидами и оставалась в составе их гос-ва до походов Александра Великого, к-рый завоевывал юг Ср. Азии (330-327 гг. до Р. Х.), включая Б. История этого завоевания нашла отражение в многочисленных сочинениях греч. и рим. авторов (Арриана, Курция Руфа, Диодора, Плутарха и др.). После смерти Александра Великого (323 г. до Р. Х.) в Б. произошло восстание греков, к-рые были поселены в новых городах, основанных Александром. В ходе борьбы за власть преемников Александра (диадохов) Б. вошла в состав гос-ва Селевкидов, а в сер. III в. до Р. Х. добилась независимости. Совр. ученые называют это гос-во Греко-Бактрией, поскольку господствующее место в нем занимали греки, а ядром гос-ва являлась Б. В состав Греко-Бактрии также входили области Маргиана, Согдиана, Арейя, Паропамисады. Бактрийские цари примерно со 180 г. до Р. Х. начали завоевание Индии. Однако ок. 140-130 гг. до Р. Х. Б. была захвачена кочевниками, пришедшими с севера. Это завоевание нашло отражение гл. обр. в кит. династийных хрониках. На протяжении примерно 2 веков на месте Б. существовало неск. небольших кочевнических гос. образований, часть из них зависела от Парфии . За это время старое название страны сменилось новым - Тохаристан (по именованию одного из народов). В сер. I в. по Р. Х. начался процесс объединения мелких гос-в в Кушанское царство, поставившее под свой контроль огромные пространства - от Б. до Сев. Индии. Кушанское время отмечено распространением буддизма, к-рому покровительствовала гос. власть. Упадок царства начался с сер. III в. по Р. Х., когда цари сасанидского Ирана завоевали часть Б., где было создано т. н. кушанское наместничество. В дальнейшем Б. попала под власть новых завоевателей (кидаритов, эфталитов).

http://pravenc.ru/text/77402.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОТЫ [готоны, гутоны; лат. Gothi, Gotones; греч. Γτθοi], восточногерм. племена, по языку родственные сев. германцам; в V в. создали неск. гос-в на бывш. территории Зап. Римской империи, в к-рых офиц. вероисповеданием было христианство арианского толка. Происхождение и миграция Г. на юг Согласно традиц. версии происхождения Г., к-рую сообщает гот. историк Иордан (VI в.), их прародина находилась в Скандинавии, легендарной Скандзе Iord. Get. 9).Дискутируется гипотеза и о континентальном северогерм. происхождении Г. На рубеже I в. до Р. Х. и I в. по Р. Х. они во главе с конунгом Беригом переселились в устье Вистулы (совр. Висла), дав этой местности название Готискандза (Ibid. 25–26). Выйдя из Скандинавии, Г. рассеялись мелкими группами по юж. побережью Балтийского м. Вытеснив германцев-ульмеругов и подчинив вандалов, они расселились в землях к западу от нижней Вистулы, уступив вост. области родственным племенам гепидов (Ibid. 26). На нижней Вистуле они встретились со слав. населением — венедами (Ibid. 34). Следы пребывания Г. на нижней Вистуле представлены вельбарской археологической культурой. В период 1-й волны миграции (сер. II в.) Г. продвинулись на юго-восток вдоль Вислы и Зап. Буга и появились на Волыни и в Подолье, что отражено в предании о гот. переселении в Скифию. 2-я волна в том же направлении датируется сер. III в. Двигаясь на юг, они присоединяли к себе мн. негерм. племена, постоянно пополняя миграционный поток. Вместе с Г. на юг перемещалось смешанное население, значительную часть к-рого составляли славяне и представители западно-балт. племен. Возглавляемые Г. переселенцы в кон. II в. разделились на 2 части: основная масса заселила Волынь и Подолье, остальные в нач. III в. достигли сев. границ Римской империи. История Ашбернема. Кон. VI - нач. VII в. (Parisin. Nouv. acq. lat. 2334. Fol. 6) История Ашбернема. Кон. VI - нач. VII в. (Parisin. Nouv. acq. lat. 2334. Fol. 6)

http://pravenc.ru/text/531505.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010