О существовании сев. племен, в т. ч. населявших территорию совр. Д., впервые упомянул греч. путешественник Пифей из Массилии (совр. Марсель), побывавший ок. 325 г. до Р. Х. на берегах Северного м. Ко II-I вв. до Р. Х. относится появление крупных могильников (Луннегорд на о-ве Фюн, Вогн и Крагхеде в Сев. Ютландии и др.), к-рые содержат от неск. сот до неск. тыс. погребений и свидетельствуют об устойчивом характере поселений, а также о существовавшей выраженной социальной дифференциации («захоронения в повозках» в могильниках Ланго на о-ве Фюн, Дайбьерг в Зап. Ютландии, Крагхеде в Сев. Ютландии и др.). Древнейшие рунические памятники на территории совр. Д. найдены при раскопках святилищ в Нюдаме, Торсбьерге, Вимосе, Иллерупе (о религ. представлениях подробнее см. в ст. Древних германцев религия ). I - кон. VIII в. Деяния датчан Саксона Грамматика. Сборник. Кон. XII в. (Huvn. 869g. 4v) Деяния датчан Саксона Грамматика. Сборник. Кон. XII в. (Huvn. 869g. 4v) В нач. I в. по Р. Х. на территории совр. Д. проживали юты, англы (Юго-Вост. Ютландия и Сев. Шлезвиг) и саксы. Вторжение кимвров и тевтонов в Римскую империю (II в. до Р. Х.) привело к перемещению герм. племен, к-рое охватило и территорию совр. Д. Племя данов (danir; лат. Dani; древнеангл. Dene, возможно, от древнеангл. denne - впадина, берлога или denu - долина), давшее название Д. (Danmark), вторгшись на острова Зеландия и Фюн, вытеснило герулов и постепенно подчинило себе Вост. Ютландию (III-VI вв.). С этими событиями связывают появление богатых воинских погребений, рост политических и торговых центров в Стевнсе, Гудме и Вост. Ютландии, становление ранних гос. образований. К IV в. по Р. Х. были установлены торговые контакты с кельт. и герм. народами Центр. Европы, а также с Римом. В VI в. визант. историк Прокопий Кесарийский сообщает о «земле данов» ( Procop. Bella. VI 53. 3, 29). В сер. V в. под давлением данов началось переселение англов (из Юго-Зап. Ютландии) и ютов (Юж. Ютландия и Сев. Шлезвиг) в Британию. Более поздние сканд.

http://pravenc.ru/text/171341.html

2012. С. 133-134; см. также: РГБ ОР. Ф. 172. К. 190. Ед. хр. 12, 13; ЖЗС МДА за 1900 г. Серг. П., 1901. С. 56-58). В статье, посвященной изучению 2 загадочных финикийских слов - «Иахин» (  ) и «Воаз» (  ) на 2 медных столбах портала Соломонова храма, между к-рыми проходил каждый вступающий в него (3 Цар 7. 21), Н. доказал необоснованность традиционной т. зр., согласно к-рой эти термины рассматриваются как евр. личные имена, высеченные на колоннах храма для увековечивания памяти их носителей. Н. показал, что эти имена не могут иметь никакого отношения к храму Соломона, и, восстановив первоначальную более точную форму надписи с помощью текста перевода LXX в версии Ватиканского кодекса, он пришел к выводу, что эта древняя надпись является единой фразой на финик. языке, к-рая может быть переведена: «Да будет Ваал силою». Т. о., финик. мастер, украшавший храм Яхве, снабдил медные колонны посвятительной надписью в честь Ваала. По мнению Н., финик. медные колонны были символами «проведения через огонь» и обозначали место жертвоприношения Ваалу. Такая научная реконструкция интересна с т. зр. объективной оценки истории развития монотеизма в Др. Израиле. На основании тщательного филологического исследования с использованием фундаментальных знаний древних языков Н. доказывает, что имя бога Ваала в указанный период входило в состав теофорных библейских имен. Исследование Н. вызвало большой интерес и было переведено на нем. язык. В рецензии на книгу Фридриха Делича «Где находился рай?» (Ассириологические изыскания. 1882) он предположил, что в библейском мотиве рая прослеживаются неск. стадий развития мифа: 1) доисторический миф; 2) пребывание евреев в Вавилоне в VI в., когда они знакомились с вавилонской традицией как напрямую, так и через арам. посредничество; 3) период окончательного формирования всего корпуса мотивов кн. Бытие (по-видимому, кон. VI-V в.). Н. удалось вычленить догос. происхождение мифа о рае. Как показали исследования ассириологов XX в., представления о рае отражены в клинописных текстах кон. III - нач. II тыс. до Р. Х. о Дильмуне (совр. Бахрейн), где шумеры селились еще в кон. IV тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/2566204.html

В нач. XX в. число монашествующих было небольшим, напр. в 1931 г. ок. 738 тыс. монахов и монахинь; после образования в 1949 г. Китайской Народной Республики (КНР) буддистам была гарантирована свобода вероисповедания, но земельные владения мон-рей были конфискованы. В 1953 г. была создана Китайская буддийская ассоциация, по ее офиц. оценкам, в кон. 50-х гг. в стране было 500 тыс. монахов и 100 млн мирян-буддистов. В 1966 г., с началом «культурной революции», все мон-ри и храмы были закрыты, а монахи отправлены на «перевоспитание». В 1980 г. деятельность Китайской буддийской ассоциации была возобновлена, а храмы и мон-ри стали постепенно восстанавливаться. В наст. время число буддистов составляет, по различным данным, от 3 до 6% населения страны (ок. 102 млн чел.). На территории Вьетнама (в сев. части страны, к-рая входила в состав кит. империи Хань) первые буддийские проповедники появились в III в. Кхыонг Танг Хой (200-247) переводил махаянские сутры на вэньянь. В 580 г. индиец Винитаручи основал школу тхиен (санскр. дхьяна; кит. чань), к-рая существовала во Вьетнаме до 1213 г.; в IX-XI вв. китайцами были созданы еще 2 подшколы юж. разновидности чань Б., к-рый стал основной религией независимого гос-ва вьетов в X в. В 1299 г. указом имп. Чан Нян Тонга утвердилась объединенная школа тхиен - Чук Лам, к-рая теряет свою главную роль в кон. XIV в., после падения династии Чан. Вьетнамский Б. постепенно переходит к амидаизму и тантризму ваджраяны; их культовая практика обходилась без мон-рей и быстро распространилась в сельской местности. Мон-ри тхиен оставались центрами культуры и образования под покровительством богатых родов, в XVII-XVIII вв. монахам удалось восстановить свои позиции по всей стране. При колониальном правлении Франции деятельность буддистов жестко контролировалась: для открытия новых пагод и проведения праздничных обрядов требовалось разрешение властей, в результате национально-освободительная борьба в 30-х гг. XX в. проходила под знаменем возрождения Б. В 1979 г. буддисты различных школ и направлений образовали Комитет за объединение буддизма, в 1981 г. Конгрегация буддистов Вьетнама стала центром всех буддийских орг-ций страны. В кон. 80-х гг. в Хошимине был открыт ин-т по изучению Б. По статистике, 55% (ок. 50 млн чел.) населения Вьетнама - буддисты. Кроме махаяны среди проживающих на юге страны кхмеров есть и сторонники тхеравады (3-4%).

http://pravenc.ru/text/153561.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОПТСКИЙ ЯЗЫК [Копт. ], последняя стадия развития египетского языка, который образует самостоятельную группу внутри семито-хамитской (афразийской) языковой семьи; как живой письменный язык существовал в III-XIV вв.; конец функционирования в качестве разговорного относится к рубежу I и II тыс. (локальные случаи в В. Египте отмечаются в источниках до XIX в.); в наст. время сохраняется как богослужебный язык Коптской Церкви . Особое название (о происхождении термина «коптский» см. в ст. Копты ) получил гл. обр. в связи с изменением способа письма на алфавитное (вместо древнеегип. иероглифики, иератики и демотики). К. я. важен не только для изучения истории и лит-ры христ. Египта , но и для реконструкции фонетических явлений в древнеегип. языке и исследования лингвистических проблем в целом. История Коптский алфавит Коптский алфавит Начало фиксации егип. языка в письменных памятниках относится к кон. IV тыс. до Р. Х. (см. в ст. Египет Древний ). Первые попытки приспособить греч. шрифт для передачи егип. слов встречаются в нескольких греч. рукописях III-II вв. до Р. Х. и в граффити II в. по Р. Х., но в них собственно егип. фонемы передаются комбинациями из греч. букв. Вероятно, греки, став жителями Египта и выучив местный язык, не считали нужным овладевать сложной системой демотического письма и в случае необходимости прибегали к помощи знакомого им греческого. Демотические же знаки для отражения егип. звуков начинают использоваться в целой группе текстов магического содержания, датируемых I-V вв. по Р. Х. Причину их появления связывают с желанием добиться действенности заклинаний, к-рая требовала точного звучания. Число знаков в них разнится и значение их неустойчиво, язык этих памятников получил название старокоптского. Т. о., переход на новый способ письма начался раньше христианизации Египта и был обоюдным, т. е. шел и со стороны чужеземцев-греков и по их примеру - со стороны египтян. Но только в результате работы над переводами Свящ. Писания в кон. II - нач. III в. сложился и был принят единый алфавит, состоявший из 24 греч. букв и неск. знаков, заимствованных из демотики для обозначения егип. звуков; впервые за почти 4 тыс. лет существования егип. языка получило фиксацию его действительное произношение.

http://pravenc.ru/text/2057210.html

На смену типологическим разработкам и классификации (завершены к сер. XX в.) пришел функциональный метод, способный объяснить зависимость форм от служебно-литургического и символико-богословского назначения. А. И. Грабар выявил связь происхождения базилики и центрического храма с традицией почитания мощей, Р. Краутхаймер показал пути сложения раннехрист. столиц на востоке и западе Византийской империи, Ж. Б. Лассю и Ж. Чаленко исследовали зависимость планировки храмов от местных форм социальной жизни и литургии. Этот же метод был применен к изучению раннехрист. иконографии (А. Альфольди, Э. Китцингер). Краутхаймер, Ф. В. Дайхманн и др. видели в памятниках А. х. комплексные источники, всестороннее изучение к-рых возможно лишь с помощью методов мн. дисциплин. Этот подход утвердился и в советской археологии с кон. 40-х - нач. 50-х гг. XX в. (Н. Н. Воронин , М. К. Каргер ), и в совр. изучении архитектуры на Западе (см. в ст. « Византийская империя , архитектура»). Методическое развитие А. х. затронуло принципы проведения полевых работ: в Сирии для изучения раннехрист. мон-рей и поселений применили аэрофотосъемку; в Африке была создана брит. армейская служба охраны памятников (М. Уилер, Б. Уорд-Перкинс); в Тунисе начались контрольные раскопки (Н. Дюваль), в Триполитании и Киренаике - сплошные обследования (Р. Гудшильд); П. А. Феврье разработал абсолютную шкалу массового материала для Сетифиса. Р. Краутхаймер Р. Краутхаймер Новые подходы позволили А. х. перейти к решению общих исторических проблем, таких, как взаимоотношения классического и раннехрист. миров. В XIX в. древности кон. III - нач. VII в. были изучены плохо, археологи-классики считали это время эпохой упадка и связывали этот процесс с победой христианства, указывая т. о. на непреодолимость культурного разрыва между язычеством и ранним христианством. После того как переходной эпохой в рамках специальных программ (напр., «Изменения в Римском мире: 400-900 гг.» European Science Foundation, 1993-1997) занялись археологи (Р.

http://pravenc.ru/text/археологии ...

о., на основе скудных данных источников можно реконструировать следующую картину истории зихов и З. Зихи появляются в Сев.-Вост. Причерноморье (возможно, они пришли с равнин Сев. Кавказа) скорее всего в 1-й трети I в. до Р. Х. Они занимают сев. часть территории гениохов, от Архипо-Осиповки до Головинки,- самый труднодоступный участок побережья, к-рый Митридат Евпатор в 67 г. до Р. Х. вынужден был обойти по морю. К нач. II в. по Р. Х. зихи заняли и территорию сев. соседей ахеев от Архипо-Осиповки до Геленджика. Их юж. соседей гениохов сменили саниги, остававшиеся здесь до VI в. В I в. по Р. Х. зихи стали подчиняться Римской империи (их царь Стахемфакс получил утверждение в нач. II в. от рим. императора), но задолго до VI в. (возможно, в III-IV вв.) они вышли из подчинения империи. Ко 2-й трети VI в. в З. была создана при помощи Боспорского архиепископа епископская кафедра с центром в Никопсии. Ее предстоятель Дометиан участвовал во Вселенском V Соборе 553 г. Политически зихи в сер. VI в. оставались независимыми от Византии. С VII в. возникает большая епархия З., включившая автономные архиепископии Херсон, Боспор и Никопсию. Во 2-й пол. IX в. кафедра была перенесена из Никопсии в Матраху - попытка христианизации З. не удалась, хотя адыги до XVIII в. формально оставались православными. В Х в. зихи подвергаются набегам аланов и воюют с хазарами. К сер. X в. и сев., и юж. границы З. сдвинулись к северу: к старому руслу Кубани и Новомихайловскому. Это могло быть связано с ослаблением сев. соседа зихов - хазар, а также с усилением юж. соседа - Абхазского царства. В кон. XI в. Византия претендует на суверенитет над З., однако не исключено, что под термином «З.» понимается уже территория Матрахи-Таматархи. В кон. XIV в. зихи участвуют в походе Тамерлана в Закавказье. После этого упоминание зихов исчезает из источников, они ассимилируются с адыгами и с течением времени вытесняются с побережья в глубь материка (см.: Анчабадзе, Волкова. 1993. С. 17-32). Архиепископы З.: аноним (1023; RegPatr, N 826a), анонимный проедр З.

http://pravenc.ru/text/199891.html

Цезарь в 49 г. до Р. Х. разгромил их войска и поставил в И. своего наместника. В 46 г. до Р. Х. ему пришлось вернуться в испан. провинции, поскольку сыновья Помпея, укрепившиеся на Балеарских о-вах, начали военные действия в юж. части Пиренейского п-ова. Цезарю удалось быстро справиться с противниками и разгромить войска республиканцев в 45 г. до Р. Х. в битве при Мунде. События гражданских войн дали возможность мн. местным племенам отделиться от Рима. В начале единоличного правления Август Октавиан (31 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.) возглавил войска для подавления выступлений кантабров и астуров (Кантабрийские войны, 29-19 гг. до Р. Х.). Одержав победу, император приказал провести массовые казни, а также продать в рабство население целых областей. Эти меры не удержали племена от новых восстаний, и спустя 2 года рим. военачальнику Агриппе пришлось вновь воевать на севере И. После его побед на Пиренейском п-ове господство Рима утвердилось окончательно и неск. столетий не подвергалось серьезным угрозам. Храм Дианы в Мериде. Кон. I — нач. II в. Храм Дианы в Мериде. Кон. I — нач. II в. Во главе испан. провинций находились назначаемые из Рима преторы. Во время войн с местными племенами вместо преторов действовал консул. Претор осуществлял командование легионами провинции, а также имел судебные полномочия. У претора, как правило, был штат секретарей и исполнителей поручений. Квестор контролировал сбор дани с местного населения. В городах (колониях и муниципиях) существовали местные магистратуры (квесторы, эдилы, дуумвиры), исполнение должностей гарантировало получение рим. гражданства. До III в. гражданами Рима были только переселенцы из Италии и жители городов со статусом колоний. Первыми такой статус получили Кордуба (ныне Кордова), Тарракона (ныне Таррагона) и Нов. Карфаген, с момента основания колониями были Эмерита Августа, Цезаравгуста (ныне Сарагоса), Астиги (ныне Эсиха), Иллици (ныне Эльче), Тукци (ныне Мартос). В городах со статусом муниципиев действовали особые законы, к-рые составлялись для каждого города отдельно на основе «Lex Flavia municipalis», принятого при имп.

http://pravenc.ru/text/674995.html

(древнее название неизвестно), руины «города паломников» в пуст. Марьют (45 км юго-западнее Александрии) вокруг гробницы св. мч. Мины (кон. III - нач. IV в.). Выдающийся памятник археологии и христ. искусства. Изучение ведется с 1905 г. (К. М. Кауфманн, Ф. В. Дайхманн , Дж. Б. Уорд-Перкинс , П. Гроссман и др.), особенно активно с 60-х гг. XX в. Открыто 7 храмовых комплексов, собрана исключительная по ценности коллекция мраморных деталей, малой пластики и др. Древнейшие слои принадлежат к IV в.; в V в. заброшенное поселение ожило благодаря открытию мощей св. Мины (широко известны евлогии - «ампулы св. Мины», см. Ампулы ). Над гробницей святого на месте древнего гипогея (подземного сооружения) в 1-й пол. V в. поставили базилику-мартирий; на рубеже V-VI вв. к ней с востока достроили Большую базилику с трансептом - эта постройка стала крупнейшей церковью Египта. Старый баптистерий заменили октагональным (см. Октагон) в плане зданием с куполом и большим бассейном, пригодным для массовых крещений. Согласно копт. традиции храм был построен одним из императоров в память о чудесном исцелении его дочери св. Миной. Календарь Абу-ль-Бараката упоминает освящение ц. св. Мины 15 бауна (9 июля); этот же праздник отмечен в эфиоп. синаксаре. В эпоху Юстиниана I (527-565) первую базилику сменил храм- тетраконх , типологически близкий сир. постройкам; между ним и Большой базиликой выстроили нартекс с круглыми внутренними конхами по торцевым сторонам. К посл. четв. V в. комплекс окружила ограда с вратами, внутри к-рой сложились обстроенные колоннадами площади и улицы со странноприимными домами, жилищами клира, банями, складами. Вне ограды находилось поселение мирян, между свободно расположенными усадьбами к-рых лежали маленькие кладбища александрийской знати. В кон. VI в. весь город обвели крепостной стеной (сохранилось до 600 м и двое ворот, из них одни парадные трехпролетные). Вне городских стен остались два комплекса: сев.- базилика с баптистерием, нартексом и двором, окруженным жилыми помещениями; вост., монастырский, где могло жить до 100 отшельников (в его центре стояла базилика из сырца, к-рую в VI в. сменил тетраконх сир. типа). Захват города персами (619), затем арабами (639-641) привел к эмиграции основной части населения. Священный квартал превратился в руины, его здания использовали как хозяйственные постройки. В VIII в. город пережил короткий расцвет, вызвавший обновление церквей, но в нач. IX в. он окончательно опустел под натиском кочевников. Примерно в миле от руин храма св. Мины копт. патриархом Кириллом VI (1959-1971) был построен мон-рь св. Мины, где ныне покоятся останки основавшего его патриарха. Археологический комплекс А.-М., а также новый мон-рь является одним из наиболее известных мест паломничества христиан со всего Египта.

http://pravenc.ru/text/62530.html

В IX в. из княжества Б. было выделено новое герц-ство Салерно. Граница между ними была определена соглашением 843 г. С сер. XI в. земли Б. стали постепенно захватывать норманны, и жители города под угрозой завоевания уже в 1051 г. признали верховную власть папы. Папа Григорий VII принял ленную присягу от норманнских королей, по соглашению с ними присоединил Б. к своим владениям, а кн. Ландульфа сделал своим наместником. Со смертью Ландульфа в 1077 г. княжество Б. перестало существовать; его территория была разделена на 3 независимых принципата: Б., Салерно и Капуя. Не ослабевала борьба с византийцами, к-рые никогда не отказывались от попыток сделать Юж. Италию своим владением, и с арабами, к-рые из Сицилии угрожали и опустошали Калабрию. С 1077 по 1860 г. территория Б. оставалась в составе Папского гос-ва. В 1202 г. Б. среди городов Италии одним из первых получил статус самоуправляющейся коммуны, статуты города были утверждены папой. В XV-XVI вв. корпус городского права пересматривался и расширялся. В 1798-1806 гг. Б. входил в состав Неаполитанского королевства, а в 1806-1815 гг. находился под номинальным правлением Ш. Талейрана, носившего титул князя Беневентского. В 1860 г. Б. присоединен к Сардинскому королевству, а с 1861 г. стал частью единой Италии. Церковная история Христ. община Б. уходит своими корнями в доконстантиновскую эпоху: на Аппиевой дороге возле базилики Апостолов была найдена надпись, содержащая моление к апостолам Петру и Павлу о городе Б. Первым известным епископом Б. является сщмч. Ианнуарий (285-303), вероятно, местного происхождения; его преемники известны до кон. V в. Распространение христианства в Б. столкнулось с приверженностью населения к языческим традициям, что подтверждается упоминанием Квинта Аврелия Симмаха в письме к отцу (после 375) о почитании богов среди значительной части беневентцев. Лангобарды, завоевавшие Италию во 2-й пол. VI в., исповедовали арианство, и, вероятно, в течение нек-рого времени они могли препятствовать присутствию в Б. правосл. архиепископа. Местная кафедра пустовала до сер. VII в., когда на нее были избраны Гильдебранд, а затем св. Барбат , при к-ром произошло объединение еп-ств Б. и Сипонто. В 969 г. кафедра Б. получила статус архиеп-ства; ему были подчинены епископии неск. окрестных местечек. К нач. XIII в. территория архиеп-ства значительно расширилась. В XII в. 3 архиепископа Б.: Ландульф, Ломбардий и Рогерий - получили сан кардинала. В кон. XIII в. кардиналом стал архиеп. Джованни Кастрочели. Беневентанцами по происхождению были папы Феликс IV (VI в.), Виктор III (1086-1087), Григорий VIII (1187). С сер. XI по нач. XII в. в Б. было проведено 8 поместных Соборов.

http://pravenc.ru/text/78020.html

(Кадирли). Античный и средневек. город в 22 км к северо-востоку от Аназарва. Основан в кон. I в. по Р. Х. рим. имп. Веспасианом как Флавиополь. Уже в нач. III в. здесь была христ. епископская кафедра (еп. Александр упом. ок. 211). В 260 г. город был разграблен персид. войском Шапура II, но затем восстановлен. Во время Диоклетианова гонения здесь пострадал мч. Иулиан из Аназарва. Местные епископы участвовали в Соборах в Никее (325; I Вселенском), Антиохии (341), Халкидоне (451; IV Вселенском), Мопсуестии (550), К-поле (680-681; VI Вселенском). Со средневековья до XX в. место древнего города было известно под названием Карспазары (вероятно, в связи с тем, что здесь жила община армян - переселенцев из Карса). Следов древнего города почти не сохранилось. Известна мечеть Ала-джами, к-рая перестроена из базилики ранневизант. эпохи (предположительно кон. V - нач. VI в.). Использование здания как культовой постройки способствовало относительно хорошей сохранности памятника. Это 3-нефная базилика довольно больших размеров (общая длина до 40 м); близка по форме и элементам декора к храмам Сев. Сирии. Внешние стены имеют множество дверей и окон. Главный портал на юж. стене фланкирован 2 арочными окнами с запада и 3 с востока; в вост. части юж. стены есть еще 2 дверных проема. На 2-м уровне сев. и юж. стены имеют по 7 прямоугольных окон, освещавших галереи базилики (отчасти это напоминает фасады базилики св. Апостолов в Аназарве). В XII-XIII вв. арм. община перестроила базилику в храм меньших размеров, создав новые перекрытия над алтарной апсидой и частью наоса. Позднее (возможно, в XV в.) постройка была преобразована в мечеть ( Hild, Hellenkemper. 1990. S. 378-379; Hill. 1996. P. 176-179). Чатыкёрен Деревня рим. эпохи находилась в 10 км от Севасты; древнее название неизвестно. Хорошо сохранилась 3-нефная базилика на кладбище (34,4×14,8 м; основной неф 20,9×14 м), с нартексом, обходной галереей с востока от алтарной апсиды, а также с дополнительной апсидой в юж. части вост. стены. Сохранилось неск. колонн основного нефа высотой 2,77 м. По форме капителей время постройки можно определить как V, так и VI в. ( Hild, Hellenkemper. 1990. S. 224-225; Hill. 1996. P. 147-148). Эмирзели

http://pravenc.ru/text/1684614.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010