Древнейшие следы человеческой деятельности (стоянки первобытных охотников - Богатыри (Синяя Балка), Родники) относятся к раннему палеолиту (1-1,2 млн лет назад). В период энеолита (IV-III тыс. до Р. Х.) на территории К. к. известны поселения и жилища культуры накольчатой жемчужной керамики (Ахштырская пещера, Мысхако, Псоу, Свободное и др.). Эпоха бронзы степной территории К. к. представлена памятниками новотиторовской культуры, входившей в общность ямной и майкопской культур, катакомбной культурно-исторической общности. В горных районах обнаружены памятники северокавказской и дольменной культур. На рубеже эпохи раннего железа (I тыс. до Р. Х.) в Прикубанье появляется культура меотов. Основу хозяйства составляли земледелие и рыболовство; большое значение имело скотоводство. У меотов были развиты ремесленное и керамическое производство, металлургия. К VII в. до Р. Х. культура меотов приобретает признаки скифоидной, появляются богатые погребения (Келермесские курганы, Карагодеуашх и др.). Согласно греч. письменным источникам, на территории Таманского п-ова и Сев.-Зап. Предкавказья проживали синды. В VI в. до Р. Х. возникло гос-во Синдика. В ходе колонизации греки основали города: Фанагорию, Гермонассу, Корокондаму, Кепы, Горгиппию и др., к-рые в IV в. до Р. Х. вошли в состав Боспорского царства (см. Боспор ). В последние века до Р. Х. культура меотов испытала влияние сарматских племен (сираки и аорсы), а к IV в. по Р. Х. стала одной из основ материального комплекса протоадыгских племен (зихи, касоги, саниги и др.). В 70-х гг. IV в. территория К. к. попала под влияние гуннов . В кон. V в. боспорские города оказались под властью Византийской империи . Во 2-й и 3-й четв. VI в. Сев. Кавказ вошел в сферу влияния Тюркского каганата. Его ослабление в кон. VI - 3-й четв. VII в. привело к тому, что ведущую роль в Приазовье и кубанских степях стали играть местные объединения кочевников, напр. протоболгары (т. н. Вел. Болгария). В прибрежной зоне (от Таманского п-ова до совр. Абхазии), предгорьях и частично в степном Прикубанье расселились зихи и касоги. В кон. VII в. степное Прикубанье вошло в состав Хазарского каганата. В Фанагории (до нач. X в.) и Таматархе (бывш. Гермонасса) сохранялось визант. влияние.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

В 1-й пол. IV в. до Р. Х. первым в Юж. Аравии К. стал выпускать собственные монеты - подражания афинским тетрадрахмам. Начиная с III-II вв. до Р. Х. в К. чеканили серии монет с портретами и именами катабанских царей. Нередко на реверсе помещалось название дворца катабанских правителей - Хариб (  ), находившегося в Зу-Гайле и служившего монетным двором. Чеканка своей монеты продолжалась в К. приблизительно до кон. I в. по Р. Х. Основой существования К., как и др. гос-в древнего Йемена, являлось паводковое орошение, заключавшееся в использовании воды, которую дважды в год, в сезоны муссонных дождей, приносили селевые потоки, заполнявшие вади - русла высохших рек. Однако экономическим процветанием К. и его соседи были обязаны международной торговле благовониями и пряностями, сведения о к-рой, отсутствующие в местной эпиграфике, встречаются у античных авторов. На значительную роль товарно-денежных отношений в жизни К. указывает высеченный в камне торговый кодекс, обнаруженный на рыночной площади Тамны,- единственный юридический памятник такого рода, происходящий из Юж. Аравии. Ряд его положений поддается лишь приблизительной интерпретации ( Beeston. 1959, 1971). Возвышение К. началось после успешных для него войн с Сабой в кон. V - нач. IV в. до Р. Х. Последние 2 века до Р. Х. ознаменовались чередой катабано-хадрамаутских войн, в ходе которых были разорены внутренние районы Хадрамаута. Однако в этот период К. постепенно теряет свое могущество. В кон. II в. до Р. Х. от него отделилась обл. Химьяр , во 2-й пол. I в. до Р. Х.- обл. Мадхи, на рубеже эр - царство Аусан, в 70-х гг. I в. по Р. Х.- обл. Радман. В греч. соч. «Перипл Эритрейского моря» (ок. 70-х гг. I в. по Р. Х.), содержащем уникальные сведения о странах бассейна Индийского океана, К. в отличие от Сабы, Химьяра и Хадрамаута даже не упомянут. В 1-й пол. II в. К. потерял большую часть остававшихся под его контролем земель, в т. ч. Тамну, захваченную сабейцами, и его столицей стал Зу-Гайль. В сер. II в. Сабейское и Химьяритское царства временно объединились в единое государство. Против него сложилась т. н. вост. коалиция царя Хадрамаута, полунезависимого правителя Радмана и Мадхи и царя К. Набата Йуханъима (    ), к-рый считается последним катабанским монархом. Вооруженный конфликт между этой коалицией и Сабейско-Химьяритским гос-вом начался в 146-147 гг. и продолжался, вероятно с перерывами, по крайней мере до 159-160 гг. Неудача, постигшая союзников во время этой войны, очевидно, решила судьбу К.: он был разделен между Сабой и Хадрамаутом, причем последнему достался Зу-Гайль.

http://pravenc.ru/text/1681347.html

Древние майя, сложившиеся как группа близкородственных этносов во II тыс. до Р. Х. в долинах горной Гватемалы, еще в I тыс. до Р. Х. заселили удобные для земледелия низменности в восточной части Мезоамерики. С III в. по Р. Х. на этой территории стали возникать небольшие, но многочисленные города-государства майя с монументальной храмово-дворцовой архитектурой, памятниками изобразительного искусства, отличающимися реалистичным стилем изображения, и большим количеством других археологических артефактов. Древние майя приблизительно в I-II вв. по Р. Х. создали одну из самых развитых в Мезоамерике систем письма. (В 1952 она была дешифрована советским исследователем Ю. В. Кнорозовым, благодаря чему появилась возможность чтения древних надписей, в первую очередь связанных с династической историей майя, которая к нач. XXI в. реконструирована достаточно хорошо.) До сер. VI в. среди многочисленных государств майя доминировал Кукуль с центром в Тикале. Затем в результате длительной борьбы он уступил место Канульскому государству с центром в Калакмуле, господствовавшему в регионе до кон. VII в. После его падения существовало множество самостоятельных центров (Тикаль, Наранхо, Копан, Дос-Пилас, Йашчилан, Пьедрас-Неграс, Паленке и др.), между к-рыми шли войны за локальную гегемонию вплоть до нач. XI в. Древние майя, заимствовав календарь и иероглифическую письменность у обитателей т. н. эпиольмекских гос-в, существенно их модифицировали. В хронологических расчетах они использовали периоды в миллионы и миллиарды лет (при описании мифологических событий), осуществляли наблюдения за лунными циклами. Календарная система древних майя являлась отражением их религиозно-мифологической концепции, в к-рой важнейшее место занимали космогония и представление о цикличности мироздания. Уже на начальном этапе становления культуры майя зафиксировано оформление традиц. архаических культов, напр. культа предков и плодородия. Однако в кон. I тыс. до Р. Х. благодаря культурно-экономическим связям майя заимствовали и многие аспекты общемезоамер.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

В Китии и Солах высшую ступень городской иерархии занимал гиппарх (к-рый из начальника конницы стал главой местной полиции). Фисба и Пирам. Мозаика пола из виллы Дионисия в Пафосе. Кон. II или нач. II в. Фисба и Пирам. Мозаика пола из виллы Дионисия в Пафосе. Кон. II или нач. II в. Сильное землетрясение в 15 г. до Р. Х. разрушило Пафос; город был отстроен на средства, предоставленные Августом. Последующие рим. императоры также покровительствовали К.: Тиберий считался благодетелем Пафоса и Лапета, Клавдий - Курия и Кирении, Нерон - Сол и Саламина и т. д. Святилище Афродиты в Ст. Пафосе славилось на всю империю. Тиберий предоставил ему статус убежища, богатые дары приносились Титом и Септимием Севером. После землетрясения 77/78 г. Пафос был восстановлен благодаря помощи императоров Веспасиана и Тита Флавия, Китий - Нервы (96-98), а Саламин - Траяна. Во время еврейского восстания 115-117 гг., бывшего отголоском восстаний в Египте и Киренаике, больше всего пострадало население Саламина. После этого проживание евреям на острове было запрещено (через некоторое время этот запрет был отменен). Саламин был отстроен имп. Адрианом. Во время правления династии Северов на К. появляется имп. чиновник - прокуратор, ответственный за управления имп. землями на острове и за сбор налогов в частную казну императора. Его функции первоначально пересекались с функциями квестора. Он управлял провинцией в отсутствие проконсула. В III в., за исключением нападения в 269 г. флота готов, К. не был затронут войнами и набегами варваров. В 293 г., после введения системы тетрархии, К. оказался в составе вост. части империи, к-рой управлял Диоклетиан . В результате адм. реформы Диоклетиана, разделившей империю на 12 диоцезов во главе с викариями, подчинявшимися префекту претория, К. стал провинцией диоцеза Восток, столицей которого была Антиохия. Островом управлял наместник, носивший титул презид, резиденция к-рого была в Саламине. После ухода Диоклетиана на покой К. в 305-311 гг. вошел во владения Галерия , в 311-313 гг.- Максимина Дайи, в 313-324 гг.- Лициния . В 324 г. киприоты предоставили Лицинию 30 кораблей для ведения военных действий против равноап. Константина I Великого , к-рые завершились его поражением и объединением империи под властью Константина.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОДЕКС ФЕОДОСИЯ (лат. Codex Theodosianus), один из важнейших памятников постклассического рим. права, первый офиц. сборник конституций рим. императоров; составлен по распоряжению имп. Феодосия II , был обнародован в вост. части Римской империи 15 февр. 438 г. и вступил в силу 1 янв. 439 г. Издание К. Ф. было одним из значительных этапов систематизации рим. права, к-рая началась с создания Законов XII таблиц (451-449 до Р. Х.), продолжилась затем в неосуществленных планах кодификации Юлия Цезаря ; в Вечном Эдикте Сальвия Юлиана, который осуществил в нач. II в. по поручению имп. Адриана окончательную систематизацию преторского права; в кодексах имп. конституций (в Грегориановом и Гермогениановом кодексах) и завершилась созданием Институций Юстиниана , «Дигест» Юстиниана и Кодекса Юстиниана в 528-534 гг. Некоторые исследователи выражают мнение (см., напр.: Falchi. 1989. P. 242; Barone Adesi. 1998. P. 77. N 64; Сильвестрова. 2007. С. 8-15), что завершением процесса систематизации рим. права можно считать и создание «Василик» или же всю работу по «очищению древних законов», предпринятую императорами Македонской династии Василием I Македонянином и Львом VI Мудрым во 2-й пол. IX - нач. X в. Язык К. Ф.- латынь (единственное исключение - написанное на греческом постановление CTh. IX 5. 4; см.: Stolte. 2008). Создание К. Ф. Предпосылки систематизации Непосредственными предшественниками К. Ф. считают составленные в кон. III в. в правление имп. Диоклетиана Грегорианов и Гермогенианов кодексы, к-рые также представляли собой сборники имп. постановлений, однако не получили офиц. признания. Оригинальный текст кодексов не сохранился, за исключением недавно обнаруженных фрагментов Грегорианова кодекса ( Corcoran, Salway. 2010. S. 677-678). О составе кодексов можно судить по их фрагментам, включенным в более поздние своды, в основном в Кодекс Юстиниана. Грегорианов кодекс состоял по меньшей мере из 13 книг. В него вошли преимущественно частные имп. рескрипты, а также эдикты и письма, начиная с правления имп. Адриана и заканчивая правлением имп. Диоклетиана. Затем в Гермогенианов кодекс были добавлены имп. постановления нач. IV в.

http://pravenc.ru/text/1841632.html

Адм. реформы императоров Диоклетиана и Константина Великого в кон. III - нач. IV в. вновь существенно изменили систему управления Е. При Диоклетиане Е. был первоначально разделен на 2 части: собственно Е. (Нижний) и Фиваиду. Когда сложилась новая провинциальная система империи, Е. вошел в состав диоцеза Восток, возглавляемого префектом претория Востока (praefectus praetorio per Orientem). Е. был разделен на неск. провинций, границы и названия к-рых со временем менялись: Е. Йовиев (Aegyptus Jovia; центральная и зап. Дельта), Е. Геркулиев (Aegyptus Herculia; вост. Дельта и Гептаномида), Фиваида (Thebais; Средний и Верхний Е.). Ок. 341 г. из вост. районов первых 2 провинций была сформирована пров. Августамника (Augustamnica), в кон. IV в. пров. Е. Геркулиев была переименована в Аркадию (Arcadia). Впосл. все провинции, кроме Аркадии, были поделены на 2 части: Фиваида - до 450 г., Августамника - после 450 г., Е. (бывш. Йовиев) - ок. 535 г. В провинциях впервые были разделены гражданская и военная администрации, главами к-рых становились презид (praeses) и дукс (dux). Префект Е. утратил военную власть, отныне став лишь главой гражданской администрации. Его власть фактически стала ограничиваться пров. Е. Йовиев, в то время как Е. Геркулиевым, Фиваидой и Августамникой управляли президы, подчинявшиеся ему лишь номинально. Ок. 381 г. Е. был изъят из диоцеза Восток и вместе с Ливией образовал отдельный диоцез Е. Префект Е. получил особый титул августального префекта (praefectus Augustalis). Военная власть в диоцезе была разделена между комитом Е. (comes Aegypti), дуксом Фиваиды (dux Thebaidis) и дуксом Ливии (dux Libyarum). В это же время в титуле правителя Августамники презид был заменен корректором (corrector). Автономия городов была фактически ликвидирована к кон. IV в., поскольку почти все избираемые городским советом чиновники были напрямую подчинены имперской администрации диоцеза. Основным выборным должностным лицом стал эксактор (exactor), отвечавший за налоговые сборы. В его аппарате работал штат чиновников более мелкого ранга.

http://pravenc.ru/text/187963.html

В XVIII в. в М. к. получила развитие система образования. В 1707 г. была основана и в 1714 г. окончательно организована Господарская академия в Яссах, где преподавали известные греч. педагоги. В нач. XIX в. по настоянию митр. Вениамина (Костаки) в академии как предмет был введен румын. язык. Одновременно действовали школы при мон-рях. В 1766 г. господарь Григоре III Гика основал господарские школы в уездных центрах страны. Во время его правления была создана т. н. эпитропия школ, в функции к-рой входили сбор средств и управление финансовыми фондами, предназначенными для школ. В 1803-1804 гг. наряду со школами, открытыми в Яссах, усилиями господаря Александру Мурузи и митр. Вениамина была открыта ДС при мон-ре Сокола, где преподавали на румын. языке грамматику, риторику, арифметику, логику, богословие, а с 1808 г.- всеобщую историю. В 1805 г. при ДС для сыновей священников были открыты курсы церковного пения ( Bobulescu. 1939; B lan C. Biserica//Istoria românilor. 2002. Vol. 6. P. 749). С кон. XVIII в. развивалась светская лит-ра Нового времени. Наряду с многочисленными переводами народных повестей появились первые произведения оригинальной художественной лит-ры (авторы Николае Димаки, Костаке Конаки и др.). Значительно возросло число книг, изданных на румынском языке. В этот же период в Дунайских княжествах распространились идеи Просвещения. Их особенностью была ориентация на национальные ценности, усиление антиосманской борьбы. В отличие от Зап. Европы в Дунайских княжествах просвещение не носило характер антиклерикальной направленности. Напротив, здесь церковные деятели вели активную культурно-просветительскую работу, открывали школы, создавали дидактические материалы и др. Напр., в Четьи-Минеи, переведенные на румынский язык еп. Рымникским Кесарием (1774-1780), были включены тексты из энциклопедии Д. Дидро и Ж. Лерона д " Аламбера, где говорилось о древних обычаях римлян ( Dragnev D. 1999. P. 139). В кон. XVIII - нач. XIX в. в М. к. проникли также просветительские идеи, распространенные трансильванскими культурными деятелями, объединившимися вокруг национально-культурного движения «Ардяльская школа». Они напоминали о латинском происхождении представителей Дунайских княжеств и их языка, что способствовало пробуждению национального самосознания.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

и Далматова мон-ря от пугачевцев в 1774 г. Соловецкий мон-рь, не согласившись с решением церковной и гос. власти о реформировании обрядов, неск. лет (1668-1676) держал оборону во время нападения стрелецких отрядов. Вплоть до XIX в. известны случаи успешных действий против интервентов при опоре на монастырские укрепления. В период Крымской войны (1853-1856) К. Соловецкого мон-ря выдержала бомбардировку с кораблей англ. флота и помешала в проведении диверсий и высадке десанта на Русском Севере. Эти монастыри считались «государевыми крепостями», их укрепляли за гос. счет, размещали в них военные гарнизоны, делали запасы продовольствия, фуража и т. п. Такие мон-ри являлись опорой в системе обороны: они были достаточно автономны и могли в нужный момент заместить гос. управление на тех территориях, для которых связь с центром была затруднена, или когда центральное (царское) правительство теряло власть над страной. Наиболее известные мон-ри, такие как Троице-Сергиев, Кириллов Белозерский, приобрели вид сказочных городов с высокими каменными стенами и башнями, многочисленными церквами и кельями, напоминая снаружи маленькие дворцы. Лучший образец «декоративной монастырской крепости» кон. XVII в.- московский Новодевичий мон-рь, основанный в 1524 г. по обету вел. кн. Василия III, к-рый стал придворной обителью для женщин из царствующего дома. Монастырские кирпичные стены построены в 80-х гг. XVII в., главные ворота скорее парадные, чем крепостные, с 3 проездами и большой надвратной церковью; верхние части башен имеют вид т. н. корон. Лит.: Атлас крепостей Рос. Империи: [Карты]. Б. м., Глаголев А. Г. Кр. обозрение древних рус. зданий и др. отеч. памятников. СПб., 1838. Ч. 1: О рус. крепостях; Раппопорт П. А. Очерки по истории рус. военного зодчества X-XIII вв. М.; Л., 1956. (МИА; 52); Косточкин В. В. Оборонительные системы рус. крепостей XIV - нач. XVI в.//Сов. арх. 1957. 1. С. 133-142; он же. Рус. оборонное зодчество кон. XIII - нач. XVI в. М., 1962; Беляев Л. А. Крепости и вооружение Вост. Европы. М., 2005. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ архитектурная форма, представляющая собой торжественное обрамление проема или входа (прохода или проезда)

http://pravenc.ru/text/2459013.html

На VI - нач. III в. до Р. Х. приходится эпоха расцвета Карфагенской морской и торговой державы. В ее состав входила значительная часть побережья Зап. Средиземноморья, в т. ч. территории совр. гос-в Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, юж. и юго-вост. районы Испании и Португалии, Балеарские о-ва, Сардиния и зап. часть Сицилии. В нач. VI в. до Р. Х. К. вступил в длительную войну с греч. колониями за гегемонию в Зап. Средиземноморье ( Diodor. Sic. Bibliotheca. V 9. 2). Перелом в этой борьбе наступил в 535 г. до Р. Х., после победы карфагенян совместно с этрусками в битве при Алалии над объединенным флотом греко-фокейских колоний Италии и Юж. Галлии. Добившись победы, в посл. четв. VI в. до Р. Х. К. подчинил себе все североафрикан. побережье западнее Киренаики, зап. и сев. районы Сицилии, Сардинию, Корсику и Балеарские о-ва. Отношения К. с др. финик. колониями в Африке и на Сицилии строились, вероятно, на принципах союза, подобного Афинской архэ V в. до Р. Х. Признавая гегемонию К., они вносили определенную сумму в его казну и выставляли военные контингенты в общую армию. В кон. VI в. до Р. Х. в результате разгрома Тартесса (Таршиша) была установлена власть К. в Юж. Испании, где центром стала финик. колония Гадес (ныне Кадис). Преемники правителя К. Малха Магон и его сыновья Гасдрубал и Гамилькар реорганизовали армию К. В нач. V в. до Р. Х. К. поддерживал Персидскую державу в войнах против греков; в 480 г. карфагеняне проиграли битву с сицилийскими греками при Гимере. Греч. и рим. авторы нередко называли Малха и нек-рых его преемников «царями». Тем не менее в период расцвета К. был олигархической республикой, хотя отдельные полководцы и их кланы фактически устанавливали контроль над политикой гос-ва, и власть долгое время могла удерживаться в руках одной семьи. После гибели Гамилькара при Гимере и ослабления рода Магонидов произошли существенные изменения в политической системе К. Отныне гос-вом управляли 2 высших правителя-суффета (лат. suffetes, судьи). Суффеты избирались на год исключительно из олигархической среды членов городского совета (греч. авторы именуют его герусией, римские - сенатом). Кроме того, выдвигаемые тем или иным кланом полководцы играли важную роль до разгрома К. во 2-й Пунической войне в 202-201 гг., когда армия К. была фактически упразднена.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

населением. В кон. VI в. до Р. Х. большая часть долины р. Инд и ее притоков была включена в состав древнеперсид. империи Ахеменидов . На рубеже V и IV вв. до Р. Х. в результате ослабления державы Ахеменидов районы к востоку от р. Инд вернули себе самостоятельность. В 327-325 гг. до Р. Х. земли в бассейне Инда (до берегов р. Биас) были завоеваны Александром Великим . Захваченные территории он разделил на 3 сатрапии и присоединил к своим владениям. Вскоре после смерти Александра Великого (323 до Р. Х.) земли по берегам Инда были включены в состав империи Маурьев. Ее упадок был связан с вторжением в нач. II в. до Р. Х. в долину Инда греко-македон. завоевателя Деметрия, правителя Бактрии. В результате на территории П. возникло эллинистическое Индо-Греческое царство. В I в. до Р. Х. оно распалось под ударами восточноиран. племен шаков. Центром державы шаков была обл. Гандхара (Сев.-Зап. Пакистан) со столицей в г. Таксила. В I-III вв. по Р. Х. бассейн Инда вошел в состав Кушанского царства, правитель к-рого Канишка (ок. 78-123) сделал столицей г. Пурушапура (ныне Пешавар). На рубеже эр, в период расцвета культуры рабовладельческого общества, в бассейне Инда распространился буддизм, а затем индуизм, джайнизм. В нач. I тыс. по Р. Х. здесь возникла гандхарская школа искусства, для к-рой было характерно слияние индийских и эллинистических мотивов; в ее рамках впервые был разработан буддийский иконографический канон. После распада Кушанского царства (нач. V в.) зап. районы совр. П. вошли в состав Сасанидской империи, а восточные - в состав империи Гупта. Во 2-й пол. V в. здесь утвердилась власть эфталитов - конфедерации восточноиран. и тюрк. племен. Столицей их гос-ва стал г. Сакала (ныне Сиалкот). Ок. 567 г. гос-во эфталитов распалось: земли к западу от р. Инд вновь оказались в сфере влияния державы Сасанидов, в вост. районах образовалось неск. небольших гос-в. В VI-VII вв. индуизм практически повсеместно вытеснил буддизм, кастовая система получила дальнейшее развитие. С IV в. араб. купцы стали посещать западное (Малабарское) побережье Индостана. К сер. VII в. там возникли мусульм. общины - мопла (мапилла) в Керале и навайяты в Конкане, объединившие потомков переселенцев из Саудовской Аравии и частично Персии, к-рые ассимилировались с местными жителями (бывш. индуистами и джайнами). Мопла и навайяты по роду деятельности были рыбаками и крестьянами, в силу своего низкого социального статуса они играли незначительную роль в общеинд. мусульм. общине.

http://pravenc.ru/text/2578694.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010