Ц. У. Маоз ( Ma " oz. 1999) высказал предположение, что капернаумскую синагогу в V в. построили христиане как мартирий на loca sancta, при этом использовались остатки других (3 или 4) синагог, заброшенных в III в. То, что синагога с самого начала была христианским памятником, по мнению Маоза, может объяснить странное положение здания (среди др. построек) - недалеко от церкви-октагона, а также нек-рые архитектурные особенности: большое количество дверных порталов (12 вместо традиционных 3-4; 3 входа с вост. стороны атриума имеют исключительно декоративный характер, нависая над подиумом) и наличие бокового атриума, как в сир. христ. храмах. Маоз, объясняя т. о. архитектурные особенности здания, не учел, однако, того факта, что паломница IV в. мон. Эгерия сообщает только о деталях входного портала синагоги - войти и увидеть интерьер она, как христианка, видимо, не могла. С учетом всех объяснений можно сделать вывод: капернаумская синагога действительно могла быть построена (вероятно, на месте упомянутой в Евангелии) во II - нач. III в. (именно ее видела мон. Эгерия в кон. IV в.). Находки (монеты, керамика) и метрологические измерения свидетельствуют о ее значительной перестройке в кон. V - нач. VI в., когда вторично использовались элементы декора зданий рим. времени, в т. ч. и ранней синагоги. Наряду со старыми деталями появились и новые, византийские (антаблементы с аканфовыми медальонами, иудейскими символами, а также некоторые капители), что объясняет различные стилевые характеристики декора. С учетом запрета имп. Феодосия II на строительство новых синагог (439; ср.: Marcus. 1961. P. 5-6) можно предположить, что иудеи построили новое здание синагоги под предлогом ремонта старого. Атриум мог быть реконструирован после землетрясения 749 г. План капернаумской синагоги План капернаумской синагоги II. Реставрация и строительная техника. Как показали исследования, в дальнейшем здание не раз ремонтировалось, в результате чего антаблементы, дверные и оконные перемычки заняли случайные места в кладке стен. К началу реставрации стены синагоги не поднимались выше одного ряда каменной кладки, за исключением сев. стены, к-рая возвышалась до верхнего уровня сев. колонн с антаблементом. При реконструкции синагоги францисканцы частично восстановили каменную облицовку полов, укрепили кладку, восстановили дверные порталы, колоннады с капителями и антаблементами, но эта реставрация является результатом принятия некоторых гипотез, при этом большая часть найденных архитектурных деталей и декора не была использована и передана в археологический музей К. Проект реконструкции, предложенный Сукеником в 30-х гг. XX в., в целом повторяется и др. исследователями без необходимого критического анализа реконструкции декора.

http://pravenc.ru/text/Капернаум.html

Первое упоминание об А. ц. относится к 3-й четв. I в. после Р. Х. Согласно приписываемому Арриану (II в.) «Периплу Эритрейского моря», его правителем был тогда Зоскал . Своим появлением это гос-во было обязано развитию международной торговли в бассейне Индийского океана, в к-рой оно принимало активное участие, и прибылям от этой торговли, к-рая составляла основной источник его доходов. Следующим после Зоскала правителем Аксума, царствование к-рого удалось датировать, был Гадара . На рубеже II-III вв. он заключил союз с сабейским царем Алханом Нахфаном и начал проводить политику активного вмешательства А. ц. в дела Юж. Аравии. На протяжении 70 лет он и его преемник Азба (‘dbh, вероятно, известный по монетам как wzb/ΟΥΑΖΗΒΑ; сер. III в.) и соправители Датвинес и Закринес (или Зафринес; dtwns/w-zq(f)rns; 60-е гг. III в.) стремились установить свою гегемонию над этим регионом, но успеха не достигли, и после 270 г. вплоть до нач. VI в. всякие упоминания об участии эфиопов в войнах на юге Аравии исчезают из источников. Обмен посольствами между Аксумом и Химьяром происходил и позднее (по крайней мере до сер. IV в.). Автором скопированной Космой Индикопловом греч. надписи на спинке трона из Адулиса (т. н. Monumentum Adulitanum), в к-рой сообщается о подчинении власти Аксума многочисленных народов Африканского Рога, Нильской Эфиопии ( Нубии ) и ряда племен зап. побережья Аравии, был скорее всего Гадара или один из его непосредственных предшественников на аксумском престоле, напр. «царь царей аксумитов» Сембрут. Небольшая греч. надпись, датированная 24-м годом его правления, происходит из Дакки-Махари (совр. Дэкэмхаре, Эритрея), но не исключено, что Сембрут правил не до, а вскоре после Гадары. По свидетельству Мани , в сер. III в. Аксум наряду с Римской империей, Ираном и Китаем являлся одной из мировых держав. Об экономической мощи Аксума свидетельствует чеканка им собственной полновесной золотой монеты с кон. III до нач. VII в. Городов в А. ц. было относительно немного, помимо столицы и Адулиса в источниках упоминаются всего 2 центра городского типа: Колоэ, рынок слоновой кости, с к-рым пытаются отождествить совр.

http://pravenc.ru/text/63940.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Сопка у деревни Любынь Шимского р-на. Фотография С. В. Торопова. 10-е гг. XXI в. Сопка у деревни Любынь Шимского р-на. Фотография С. В. Торопова. 10-е гг. XXI в. субъект РФ в составе Северо-Западного федерального окр. Территория - 54,5 тыс. кв. км. Адм. центр - Вел. Новгород. Расположена на западе европ. части России; граничит с Ленинградской, Вологодской, Тверской и Псковской областями. Население - 606,3 тыс. чел. (2018). Национальный состав (2010): русские (88,36%), украинцы (1,11%), цыгане (0,57%), белорусы (0,54%), армяне (0,29%), татары (0,26%), азербайджанцы (0,24%) и др. Н. о. включает 1 городской округ, 21 муниципальный район, 3 города областного значения и 7 городов районного значения, 11 рабочих поселков. История Первоначальное заселение территории Н. о. произошло в эпоху мезолита, поселения появились здесь в VIII тыс. до Р. Х. В наст. время по берегам небольших рек и озер Валдайской возвышенности обнаружено около 10 стоянок и местонахождений, относящихся к этой эпохе. По характеру находок прослеживается сходство поселений бассейна р. Мсты со стоянками на территории В. Поволжья и Волго-Окского междуречья, относимыми к бутовской мезолитической культуре. Памятники раннего неолита (кон. V - нач. IV тыс. до Р. Х.) связаны с валдайской культурой, имеющей определенное сходство с др. ранненеолитическими культурами лесной зоны (нарвской, верхневолжской, волго-камской). К среднему неолиту (кон. IV - нач. III тыс. до Р. Х.) пока можно отнести лишь 2 стоянки. Принципиальное изменение демографической ситуации произошло в период позднего неолита (1-я пол. III тыс. до Р. Х.). К этому периоду относится более 200 стоянок. На территории бассейна р. Мсты сложилась мстинская неолитическая культура со своеобразной ямочно-гребенчатой керамикой. Памятники, расположенные по берегам оз. Ильмень и в верховьях Волхова, на раннем этапе неолита близки к памятникам нарвской культуры, а позднее заметное влияние на них оказала культурно-историческая общность ямочно-гребенчатой керамики.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Еще в 20-40-х гг. XX в., почти одновременно с Олбрайтом, нем. библеисты М. Нот и А. Альт предприняли собственные (гиперкритические) попытки реконструкции долит. истории патриархальной традиции на основе критики библейского текста. Согласно Ноту, единый Израиль возник в результате постепенного объединения различных израильских племен и кланов в период заселения Ханаана ( Noth. 1960. P. 53-84). Эти племена и кланы сохраняли лишь отдельные предания о патриархах; предания были объединены только после образования союза племен в X в. до Р. Х. Исходя из очевидной, по мнению Нота, связи отдельных преданий о патриархах с различными районами Ханаана, он соответственно их локализовал: предание об Аврааме существовало в Юж. Ханаане, на Иудейском нагорье (дубрава Мамре близ Хеврона - Быт 13. 18; 14. 13; 18. 1); об Исааке - в центральной части Ефремова нагорья ( Вирсавия (Беэр-Шева) - Быт 26. 32-33; Беэр-лахай-рои - Быт 24. 62; 25. 11); об Иакове - в центральных районах Ханаана (Сихем - Быт 33. 18-19; Вефиль - Быт 28. 18-19; 35. 1-8; заиорданский Галаад - Быт 31. 45-49; 32. 2-3, 30; 33. 17). Предание об Иакове Нот считает самым ранним; другие были присоединены к нему (еще на этапе устной передачи предания) только с расширением территории Израиля на юг, на Иудейское нагорье и в Сев. Негев. С этой целью, как он полагал, были созданы генеалогические тексты, объясняющие родственные связи между патриархами. Т. к. предание о самом авторитетном патриархе связано с Иудой, то, по мнению Нота, это указывает на время объединения преданий - установление монархии Давида (распространившего свою власть с колена Иуды на весь Израиль). Кладбище в Хевроне. Кон. IIIнач. II тыс. до Р. Х. Кладбище в Хевроне. Кон. IIIнач. II тыс. до Р. Х. Дальнейшие исследования показали ошибочность главной предпосылки концепции Нота, согласно которой фольклорная традиция должна развиваться от кратких «малых единств» к большим, объединенным сложной композицией повествованиям. Следствием ее было убеждение Нота, что более простые рассказы должны быть более ранними ( Knierim. 1973; Polzin. 1976; Warner. 1979). Реконструкция истории гомеровского эпоса и анализ угаритских мифов, однако, показали, что на долит. стадии передачи предания вполне могут возникать и повествования со сложной композицией ( Cross. 1983. P. 24-25). Поэтому мн. специалисты считают, что развернутая генеалогическая структура Быт 12-50 возникла уже в устном предании. В пользу этого вывода говорят также данные совр. антропологических исследований, к-рые показывают, что установленные родственные связи часто являются центральными в социальной структуре и самоопределении общины ( Oden. 1983; Steinberg. 1991; Wilson. 1977).

http://pravenc.ru/text/293912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мокшанская семья. Фотография. Кон. XIX в. [Республика Мордовия - офиц. название с 1994], субъект РФ в составе Приволжского федерального округа. Территория - 26,1 тыс. кв. км. Столица - Саранск. Расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Суры. Граничит с Рязанской , Нижегородской , Ульяновской , Пензенской областями и с Чувашской Республикой . Население - 808,5 тыс. чел. (2017). Национальный состав (2010): русские - 53,2%, мордва - 39,9, татары - 5,2, представители др. национальностей (украинцы, белорусы, удмурты, чуваши, марийцы, азербайджанцы, армяне, евреи и др.) - 1,7%. М. включает городской окр. Саранск и 22 района. История Эрзянская свадьба. Фотография. Нач. XX в. Эрзянская свадьба. Фотография. Нач. XX в. Первые поселения на территории М. известны с мезолита (IX-VI тыс. до Р. Х.), они располагались на берегах рек и озер (стоянки у с. Заречного Краснослободского р-на и у с. Ст. Качеевка Теньгушевского р-на). Основными занятиями населения были охота, рыболовство, собирательство. В неолите (V - 1-я пол. III тыс. до Р. Х.) продолжалось развитие присваивающего хозяйства, основанного на охоте и рыболовстве, появились ткачество, гончарное производство, новые приемы в изготовлении каменных орудий. Территория М. входила в область расселения древних финно-угорских племен (культура ямочно-гребенчатой керамики и др.). Неолитические стоянки известны на реках Алатырь, Вад, Мокша. В энеолите (сер. III - нач. II тыс. до Р. Х.) междуречье Мокши и Суры занимали предположительно финно-угорские племена волосовской и имеркской культур. В это время появились медные изделия. В бронзовом веке (1-я четв. II тыс.- VIII-VII вв. до Р. Х.) произошел переход к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию). Получили распространение бронзовые орудия труда и оружие, колесный транспорт. Началось разложение первобытного общества, материнско-родовая организация сменялась отцовско-родовой. На территории М. появились пришлые скотоводческо-земледельческие племена абашевской, балановской, примокшанской и срубной культур, предположительно представлявшие индоиран. и протобалтскую ветви древних индоевропейцев. В результате их контактов с местными, в т. ч. финно-угорскими, племенами сложилась поздняковская культура.

http://pravenc.ru/text/2564160.html

Среди христиан с самого начала существовал обычай возносить Богу молитвы в определенные времена суток, однако из-за скудости источников трудно сделать выводы о составе этих молитв. Самые ранние сведения (содержащиеся в НЗ, «Дидахе» и др. памятниках старше сер. II в.) о молитвах в течение суток, как правило, относятся к практике личной, а не общинной молитвы. Единственное исключение - письмо Плиния к имп. Траяну (Ep. X. 96. 7; 112 г.), где упомянуты вечерние собрания христиан для общей трапезы. Тертуллиан , писавший в кон. II - нач. III в. в Сев. Африке, упоминает агапу - вечернее собрание христиан для молитвы и вкушения пищи (Apol. 39). Похожие трапезы описываются и в др. памятниках III в., поэтому в лит-ре распространено мнение, что агапа - проводившаяся по особому чину вечерняя трапеза - была одним из основных видов богослужебных собраний христиан первых веков. Но описания трапез в раннехрист. памятниках весьма разнообразны, а термин «агапа» в значении именно вечерней трапезы встречается только у Тертуллиана (в др. памятниках это слово употребляется в различных и, как правило, неясных значениях - см.: McGowan. 1997). К III в. относятся первые подробные описания ежедневного круга суточных служб христиан. Напр., в «Апостольском предании» (III в.) дается не только перечень молитв в течение суток (после пробуждения от сна; в начале дня; в 3, 6 и 9-й часы дня (считая от восхода солнца); перед сном; среди ночи; при пении петуха), но и их толкование (см.: Phillips. 1989); в частности, вечерняя молитва 9-го часа посвящена воспоминанию пришествия Христа в мир для спасения человечества, а также воспоминанию Его Крестной смерти и прободения Его пречистого ребра (гл. 41). Большинство из описанных в «Апостольском предании» служб являются личными молениями; с церковным собранием соотнесена лишь служба в начале дня, однако служба 9-го часа названа «большим молением и большим благословением», что указывает на ее превосходство над проч. суточными службами (кроме службы в начале дня). Это значение вечерняя служба сохранила и впосл.: к кон. IV в., когда суточный круг церковных богослужений уже в основном сформировался в том виде, в каком он существует и в наст. время, В. и утреня были в нем главными службами.

http://pravenc.ru/text/158310.html

В 1152 г. М. И. был вновь отправлен отцом из Киева с дипломатической миссией к родственникам в Венгрию и М. Польшу. Ее целью была просьба о новом сборе войск, чтобы нанести поражение правителю Галицкого княжества. Получив военную помощь, М. И. участвовал в походе Изяслава Мстиславича на Галич; несмотря на вынужденный отказ кн. Владимирко Володаревича от своих претензий на ряд городов, этот поход не привел к полной победе над главным соперником М. И. и его отца в Юго-Зап. Руси. По-видимому, благодаря связям Изяслава Мстиславича и помощи сестры кнг. Евдокии Изяславны в 1152 г. М. И. удалось договориться о своем браке с кнж. Агнешкой, дочерью кн. Болеслава Кривоустого (а не краковского кн. Мешко III Старого, как иногда ошибочно утверждается в историографии; такой брак был невозможен по церковным канонам из-за близкородственных связей обеих княжеских семей, т. к. кнг. Евдокия Изяславна была женой Мешко III Старого). Совет венг. кор. Гезы II с блгв. кн. Мстиславом Изяславичем и его союзниками о действиях против кн. Владимира Галицкого. Фрагмент миниатюры из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 193 об.) Совет венг. кор. Гезы II с блгв. кн. Мстиславом Изяславичем и его союзниками о действиях против кн. Владимира Галицкого. Фрагмент миниатюры из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 193 об.) В кон. 1152 - нач. 1153 г. из Киева М. И. совершил поход в степь, где одержал крупную победу над половцами, зимники к-рых находились на реках Угол (ныне Орель) и Самара, где были важные переправы торговых путей, шедших из Крыма в Киев и его пригороды. Победа над «погаными», получением трофеев и освобождение пленных христиан повысили авторитет М. И. Возможно, в связи с его вокняжением в 1151 г. в сер. XII в. в Переяславле Русском был построен небольшой бесстолпный с одной полукруглой апсидой каменный храм, обнаруженный археологом П. А. Лашкарёвым в 1888 г. под Успенской ц. В годы правления М. И. в Переяславле Русском наблюдается нек-рое расширение его жилой части, а в 1151 г. впервые в летописях упоминаются укрепления окольного города.

http://pravenc.ru/text/2564284.html

Вероятно, город входил в состав епархии Элуса, подчиненной митрополии Палестины Третьей с центром в Петре. Предположительно М. был разорен араб. племенами уже в сер. VI в. и заброшен задолго до завоеваний арабов-мусульман VII в. Исследование города На карте У. Я. Зеетцена (1806) М. отмечен под названием Курнуб. Зеетцен описал здесь руины крепости у подножия низкого холма, а также следы виноградников и садов в окрестностях. Э. Робинсон был в окрестностях М. и, видя его с расстояния, отметил возможные остатки церквей или общественных построек. Первое детальное описание и зарисовка плана М. принадлежат А. Музилю (1901). Помимо крепостных стен его внимание привлекли 2 церкви, башня и колодец. Работа Музиля особенно важна, т. к. Восточная ц. позднее была сильно повреждена. Ч. Л. Вулли и Т. Э. Лоуренс зарисовали др. часть города в 1914 г. без тщательной деталировки, но отметили плотину и часовую башню в окрестностях. Наиболее тщательное исследование М. было проведено Дж. Э. Кирком и Ф. Л. О. Гаем в 1937 г. в рамках программы Палестинского исследовательского фонда. Был составлен новый план города. Рядом с сев. городскими воротами были обнаружены набатейское кладбище, остатки 2 огромных зданий и мн. др. постройки рим. и визант. периодов. В 1956 г. Ш. Аппельбаум при поддержке Еврейского ун-та в Иерусалиме провел шурфовку рядом с зап. стеной. Была выстроена археологическая стратиграфия из 9 фаз в 4 основных слоях. Было установлено, что М. активно развивался до кон. III в. по Р. Х., а затем деятельность пошла на спад, вероятно, отчасти из-за того, что торговля между Индией и Римом несколько сократилась. В кон. IV - нач. V в. значительная часть построек была уничтожена землетрясением, которое разрушило и Западную ц., возведенную незадолго до этой катастрофы. В V-VI вв. активное строительство возобновилось. В это время появилась та хаотичная планировка М., к-рую можно видеть в наст. время. Городские стены были датированы этим же периодом, но эти выводы пересматриваются. В 1965-1972 гг. раскопки Еврейского ун-та проводились под рук. Негева. Были исследованы 5 основных участков: городские фортификации, зап. и вост. кварталы, караван-сарай, набатейское и римское кладбища. На основании керамики в кладке стен было определено, что существующие в М. здания строились в средненабатейский (кон. I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.), поздненабатейский (II-III вв.) и позднеримский (IV в.) периоды. Раскопки были возобновлены в 1990 г. Описание города

http://pravenc.ru/text/2561798.html

Исследования М. проводили 3 основные экспедиции, в настоящее время они возобновлены. Первая, которой руководил Г. Шумахер , работала в М. с 1903 по 1905 г. под эгидой Немецкого об-ва исследования Палестины. По современным стандартам эта группа использовала в работе технически устаревшие методы; полевые дневники и подготовленные к публикации отчеты Шумахера были утрачены во время первой мировой войны. После войны К. Ватцингер опубликовал сохранившиеся материалы этих раскопок. В 1925 г. работы возобновились, раскопки вел Восточный ин-т Чикагского ун-та при финансировании Дж. Д. Рокфеллера. Они продолжались вплоть до начала второй мировой войны (руководители К. С. Фишер, Ф. Л. О. Гай, Р. Ламон и Г. Лауд). Специалисты Восточного ин-та ставили своей целью сплошные стратиграфические раскопки всего телля, но финансирование закончилось до завершения работ. Современные исследователи ограничиваются отдельными площадями или траншеями, оставляя участки для буд. археологов, к-рые смогут работать с использованием более совершенных технологий и методов. Мн. артефакты хранятся в Музее Рокфеллера в Иерусалиме и в Восточном ин-те Чикагского ун-та. В 1960, 1966, 1967 и 1971 гг. по заказу Еврейского ун-та раскопки проводил И. Ядин (результаты см.: Zarzecki-Peleg. 2016). Мозаичный пол церкви в Мегиддо. Кон. IIIнач. IV в. Мозаичный пол церкви в Мегиддо. Кон. IIIнач. IV в. С 1994 г. М. исследуется группой Тель-Авивского ун-та «Экспедиция Мегиддо» под рук. И. Финкельштейна и Д. Усишкина, а также Э. Клайна из Ун-та Дж. Вашингтона (США) с участием специалистов ряда ун-тов из разных стран. Важной особенностью этих работ является тесное сотрудничество археологов и др. ученых, осуществляющих самый точный анализ артефактов с использованием инфракрасного спектрометра. В 2010 г. в рамках регионального проекта по исследованию долины Изреель под рук. М. Дж. Адамса (Бакнеллский ун-т) совместно с «Экспедицией Мегиддо» были осуществлены раскопки вост. склона Тель-Мегиддо, на к-рый М. распространил свою территорию в раннебронзовое время.

http://pravenc.ru/text/2562758.html

С древнейших времен до нач. XIX в. Керамика кукутено-трипольской археоло-гической культуры. 2-я пол. VI тыс. до Р. Х. Керамика кукутено-трипольской археоло-гической культуры. 2-я пол. VI тыс. до Р. Х. Сцена дакской кампании. Рельеф колонны Траяна на форуме Траяна в Риме. 114 г. Архит. Аполлодор Дамасский Сцена дакской кампании. Рельеф колонны Траяна на форуме Траяна в Риме. 114 г. Архит. Аполлодор Дамасский Первые следы обитания человека на совр. территории М. датируются эпохой нижнего палеолита (ок. 500 тыс. лет до Р. Х.). Стоянки древнего человека обнаружены в пещерах и естественных гротах на севере М. около сел. Старые Дуруиторы, Тринка, Офатинцы, Брынзены и др. Среди находок того периода - предметы с магическими охотничьими функциями: фигурные изображения бизона (возможно, тотема), женщины - хранительницы очага (сел. Косэуць Сорокского р-на), трехногая глиняная инсталляция (предположительно алтарь; на стоянке Сакаровка). В эпоху неолита (VII-V тыс. до Р. Х.) возникли первые родоплеменные структуры с общей культурой (Буго-Днестровская, Старчево-Криш, Линейно-ленточной керамики). В эпоху энеолита (V - сер. III тысячелетия до Р. Х.) на территории М. распространилась культура Кукутень-Триполье, искусство которой представлено рисунками на керамических сосудах и глиняными статуэтками с антропоморфными и зооморфными мотивами, в т. ч. изображениями «богини-матери». В эпоху бронзы (нач. III тыс.- кон. II тыс. до Р. Х.) на территории М. расселились индоевроп. племена фракийцев, которые заняли пространство между Эгейским и Чёрным морями на юге, Днепром - на севере и востоке и рекой В. Тиса - на западе. К VI в. до Р. Х. среди северодунайских фракийцев выделилось племя гетов (между Балканами, Карпатами и Чёрным м.). В кон. II в. до Р. Х. на внутрикарпатском плато жили племена даков. Геты и даки говорили на общем языке группы сатем индоевроп. языков. Они поддерживали тесные экономические связи с греч. полисами, расположенными у Днестровского лимана, в т. ч. с г. Тира (ныне Белгород-Днестровский, Украина).

http://pravenc.ru/text/Молдавия.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010