Учеником Д. был волоцкий инок Онуфрий (Исаков), владелец рукописи «Съборник Ануфрея Исакова, Денисьева ученика Звенигородского» (РГБ. Вол. 577. Л. 388 об., список кон. 90-х гг. XV в.; книга упом. в описи 1591 г.- КЦДР. С. 85). В кон. 1538 г. на ее последнем листе Онуфрий (Исаков) сделал запись о смерти Д. Учениками Д. также были монахи Волоколамского мон-ря Дионисий (Горбатый) из старомосковского боярского рода Кутузовых и Никон (в сер. XVI в. он дал вкладом в мон-рь Следованную Псалтирь с записью: «Псалтырь Никонава, Деонисья Звенигородцкаго ученика» - ГИМ. Епарх. 117(180). Л. 475, список кон. XV - нач. XVI в.). По мнению А. А. Зимина, сыновьями Д. были упоминаемые в источниках волоцкие иноки - Феодосий и Владимир Звенигородские (АФЗХ. Ч. 2. 36. С. 38; Зимин. 1977. С. 114. Примеч. 62). Однако в ряде родословцев сер. XVI в., в т. ч. и в родословной вставке в одном из сборников из б-ки Д., он отмечен как бездетный (РИИР. Вып. 2. С. 42; Бычкова. 1986. С. 75). После кончины Д. значительная часть его б-ки попала в казну Волоколамского мон-ря (в описях 1545, 1573 и 1591 указаны 18 рукописей, ранее принадлежавших Д.). В наст. время известны 7 книг из библиотеки Д.: Следованная Псалтирь (ГИМ. Епарх. 96(159), посл. четв. XV в.), Лествица с толкованиями - вклад Д. в Волоколамский мон-рь (РГБ. Вол. 459, 1-я четв. XVI в.), Слова постнические прп. Исаака Сирина (РГБ. Гранков. 53, кон. XV - нач. XVI в.), 4 сборника историко-лит. состава (ГИМ. Епарх. 348(502), 351(518), списки кон. XV - нач. XVI в.; 405(646), 20-е гг. XVI в., и РГБ. Вол. 661(684), кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVI в.). Подборка текстов в сборниках свидетельствует об интересе Д. к агиографии, к монастырским уставам (помимо сведений о Студийском уставе помещен Устав прп. Нила Сорского без указания имени преподобного), к церковному праву, а также к совр. полемическим произведениям (включены письмо Нила (Полева) к Герману (Подольному), послания прп. Максима Грека к Николаю Немчину и «на латину»). Сборники также содержат исторические тексты (о Др. Риме, Иудее, Персии и Македонии, повести о наводнении в Неаполе, землетрясении в Венгрии), родословие звенигородских князей, где подчеркивается их происхождение от вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича . Для Д. был характерен интерес к лит. новинкам: сб. ГИМ. Епарх. 405(646) включает «Прение живота с смертью» 3-й редакции - это один из ранних сохранившихся списков. Как установил Б. М. Клосс , Д. принадлежал старший и лучший список «Сказания о Мамаевом побоище» (РНБ. Q. IV. 22. Л. 19-90; эти листы были вырезаны П. М. Строевым из сб. РГБ. Вол. 661, где они находились между листами 428 и 429; см.: Клосс. 2001. С. 334-335). В описях книг Волоколамского мон-ря упоминаются и др. книги из б-ки Д., в т. ч. неск. сборников (КЦДР. С. 25, 26, 34, 35, 82, 83, 85).

http://pravenc.ru/text/178380.html

Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь Схема расположения памятников I. Успенский мон-рь II. Иоанновский мон-рь III. Острог IV. «Новый город» 1. Успенский собор. 1497 г. 2. Введенская ц. с трапезной палатой. 1519 г. 3. Церковь арх. Гавриила. 1531–1534 гг. 4. Церковь св. Иоанна Предтечи. 1531–1534 гг. 5. Церковь св. кн. Владимира. 1554 г. 6. Святые ворота. 1523 г. 7. Казенная палата. XVI–XVII вв. 8. Церковь прп. Сергия Радонежского с трапезной палатой. 1560–1594 гг. 9. Преображенская ц. 1595 г. 10. Стены Успенского мон-ря. XVI в. 11. Свиточная башня. XVI в. 12. Мереженная башня. XVI в. 13. Грановитая башня. XVI в. 14. Стены Иоанновского мон-ря. Кон. XVI в. 15. Глухая (Котельная) башня. XVI в. 16. Святые ворота Иоанновского мон-ря. XVI в. 17. Поварня. XVI в. 18. Церковь свт. Епифания Великого. 1645 г. 19. Церковь прп. Евфимия, еп. Кипрского. 1653 г. 20. Большие больничные палаты. XVIII в. 21. Стены «Нового города». 1653–1682 гг. 22. Большая Мереженная (Белозерская) башня. XVII в. 23. Косая башня. XVII в. 24. Ферапонтовская (Московская) башня. XVII в. 25. Казанская башня. XVII в. 26. Вологодская башня. XVII в. 27. Кузнечная башня. XVII в. 28. Троицкие ворота 29. Тюрьма 30. Архимандричьи кельи. XVII в. 31. Монашеские кельи. XVII в. 32. Священнические кельи. XVII в. 33. Кельи (т. н. Монастырский архив). XVII в. 34. Кельи (т. н. Духовное уч-ще). XVII в. 35. Кельи (т. н. Домик келаря). XVII в. 36. Поваренные кельи. XVII в. 37. Хлебенная башня. XVII в. 38. Поваренная башня. XVII в. 39. Малая больничная палата. 30-е гг. XVIII в. 40. Колокольня. 1961 г. 41. Церковь прп. Кирилла. 80-е гг. XVIII в. 42. Каменные сени над часовней и крестом 43. Церковь Ризоположения из с. Бородавы. 1485 г. 44. Деревянная мельница. XIX в. Согласно Житию, первоначально прп. Кирилл хотел подвизаться в уединении. Но к нему стали приходить ученики, в основном из Симонова мон-ря. В Житии упоминаются 2 брата - Зеведей и Дионисий, а также Нафанаил, ставший келарем. Среди учеников прп. Кирилла были также прп. Мартиниан Белозерский, Христофор, 3-й игумен обители и известный книжник. Перед кончиной основателя в К. Б. м. проживало уже 53 насельника, но после морового поветрия скончались игум. Иннокентий и более 30 монахов. Согласно монастырскому синодику, за XV в. в К. Б. м. умерли не менее 300 чел. С 1397 по 1526 г. в обители умерло ок. 600 монашествующих, с 1526 по 1623 г.- более 1600 ( Никольский. 1897. Т. 1. Вып. 1. С. 47-48). В 1601 г. в К. Б. м. проживало 184 чел., в 1621 г.- 189 чел. (игумен, 13 соборных старцев, 13 священников, 6 диаконов, 20 головщиков и клирошан, 136 служебников-старцев). К монастырю были приписаны и мирские люди, стрельцы - всего ок. 350 чел., которые в основном проживали за стенами обители в специально построенных «дворцах». Кроме того, в больнице и богадельне при К. Б. м. находилось более 100 нищих (Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского мон-ря. 1655/1656 г. М., 2002. С. 16-17, 27. Примеч. 44).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Блж. Николай Кочанов. Фрагмент иконы «Минея на июль». Кон. XVI в. (ЦАК МДА) 20 июня 1554 г. над местом погребения Н. Новгородским архиеп. Пименом была заложена каменная ц. во имя вмч. Пантелеимона (называемая также Николо-Кочановской) (НовгорЛет. С. 86, 334; ПСРЛ. Т. 30. С. 182). «Слово похвальное Николы Саллосу, сиречь уроду Христа ради, нарицаемому Кочанову» (нач.: «Приспе нам, братие, светлое празднество и память уродиваго»), как предположил В. О. Ключевский , могло быть написано в связи с обновлением в Новгороде его памяти в сер. XVI в. Похвальное слово и служба Н. известны в рукописях начиная с XVI в. Перечень указанных в справочнике Н. П. Барсукова и в статье Л. В. Соколовой рукописей можно расширить в т. ч. списком Похвального слова - РНБ. Погод. 851. Л. 111-116 об. (сер. XVI в.), списком службы и Похвального слова - БАН 13.3.32. Л. 164-177 об. (кон. XVI в.) и списками службы - РНБ. Соф. 419. Л. 152-166 (сер. XVI в.), БАН. Арханг. Д. 159. Л. 422-431 (60-е гг. XVI в.). Два чуда Н.- о пире у вельможи и об оклеветанном клирике - встречаются в рукописях XVI-XVIII вв. (Сюжет чудес одинаков, но можно выделить по меньшей мере 2 редакции текста: краткую, подобную той, что входит в состав подборки сведений о новгородских святых (БАН. 4.7.16. Л. 44 об.- 46 (кон. XVII в.); РНБ, Q.I.365. Л. 117-118 об. (1-я пол. XVIII в.); РНБ. Солов. 879/989. Л. 81 об.- 82 об., 2-я пол. XVIII в.), и пространную. В лит-ре чудеса Н. иногда именуются кратким Житием Н. В описи книг Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря 1650 г. упоминаются «тетради в коже Житие Николы чудотворца Кочанова» (цит. по: Барсуков. Источники агиографии. С. 399). В XIX в. Похвальное слово Н. послужило источником для заметки «О святом блаженном Христа ради юродивом Николае Качанове: Из Слова похвального вкратце» (изд. Д. Б. Терешкиной по списку КП 30056-212/КР 247, 30-е гг. XIX в.). На Похвальном слове основано «Сказание» о Н. из издания службы 1831 г., в к-ром в самых общих чертах рассказывается о добродетели Н., его юродстве, любви к посещению храмов и об исцелении, к-рое даруют его мощи. Легенда о блж. Феодоре Новгородском и о кочнах отсутствует.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

В 1917-1923 гг. В. являлся профессором Московского ун-та, в 1918-1920 гг. также главным инспектором и членом коллегии Центр. гос. архива. В 1923-1929 гг. и с 1936 г. до конца жизни ученый работал в Ин-те истории АН СССР, в 1930-1936 гг.- в Историко-археографическом ин-те АН. С 1938 г. являлся также профессором Московского историко-архивного ин-та при Главном управлении НКВД СССР, в 1943-1949 гг. работал в ин-те консультантом. 31 янв. 1929 г. В. стал членом-корреспондентом АН, 15 окт. 1934 г. ему была присуждена степень д-ра исторических наук, 30 нояб. 1946 г. избран академиком. Начиная с сер. 20-х гг. одним из важнейших направлений научной деятельности В. стало изучение эволюции вотчины и поместья в Московском гос-ве (этой теме посвящена монография В. «К вопросу о происхождении вотчинного режима (М., 1926)), а также землевладения Русской Церкви, преимущественно в XIV - нач. XVII в. Поводом для занятий данными темами послужило обследование, проведенное В. в составе группы историков (совместно с А. И. Яковлевым и Л. В. Черепниным ) архива Троице-Сергиевой лавры . Первым итогом работы стала публикация Центрархивом «Памятников социально-экономической истории Московского государства XIV-XVII вв.» (М., 1929), в к-рую были включены жалованные и указные грамоты Троице-Сергиеву мон-рю в XV в. и его свозные и дозорные книги 10-х гг. XVII в. Незадолго до своей смерти В. начал систематическое комментированное издание всех актов из архива Троице-Сергиева мон-ря начиная с 90-х гг. XIV в. (Акты соц.-эконом. истории Сев.-Вост. Руси кон. XIV - нач. XVI в. Т. 1: Акты из архива Троице-Сергиева мон-ря кон. XIV - нач. XVI в. М., 1952). В наст. время издание документов доведено до 1526 г. (Акты Рус. гос-ва, 1505-1526 гг. М., 1975; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря 1673 г. М., 1987; последнее издание выполнено по копии, снятой ученым). История церковного землевладения стала главной темой трудов В. в 40-х гг.- ст. «Монастырское землевладение в Московской Руси во 2-й пол. XVI в.» (ИЗ. 1941.

http://pravenc.ru/text/158222.html

Царским повелением первоначально К. м. полагалось иметь 40 насельниц, но в 1594 г. в обители проживали уже 64 сестры (Повесть. 2006. С. 53). В 1654-1656 гг. Казань сильно пострадала от эпидемий чумы, в К. м. погибли почти все сестры. В кон. XVII в. в К. м. проживало ок. 100 насельниц, ок. 1741-1745 гг.- игумения, 4 соборные монахини и ок. 95 монахинь, а также стряпчий и водовоз. По указу 1809 г. штат мон-ря должен был состоять из игумении, казначеи, 50 монахинь и 50 послушниц. В нач. XIX в. в К. м. проживало ок. 20 монахинь (число послушниц неизв.), в 1827 г.- 32 монахини и 86 послушниц, в 1855 г.- 51 монахиня и 73 послушницы, в 1873 г.- 52 монахини, 61 рясофорная послушница, 186 белиц, в 1899 г.- игумения, казначея, благочинная, ризничая, 50 штатных, заштатная, 4 сверхштатные монахини, 175 рясофорных послушниц, 130 белиц, в 1910 г.- 61 монахиня, 234 рясофорные послушницы, 127 белиц. В XVII - 1-й пол. XIX в. причт К. м. составляли 3-4 священника, во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в обители служили протоиерей, 3 священника, 2 диакона, 4-6 псаломщиков, к-рым полагалось ежегодное жалованье: протоиерею - 28 р. 56 к., священникам по 17 р. 15 к., диаконам - по 11 р. 47 к., псаломщикам - по 8 р. 97 к. Причт пользовался 26 дес. сенокосной земли и получал с «вечных вкладов» 758 р. в год ( Богословский. 1900. С. 518). В кон. 80-х гг. XIX в. К. м. выкупил для причта 2-этажный кирпичный дом (снесен в 2000) напротив мон-ря, на ул. Б. Казанская (ныне Б. Красная, 14). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в монастыре служили заслуженные протоиереи с академическим образованием: в 1854-1869 гг.- Флегонт Талантов (профессор церковной истории Казанского ун-та), с 1886 (1887?) г.- прот. Василий Братолюбов (магистр СПбДА), в 1905-1912 гг.- прот. Александр Зеленецкий (бывш. ректор КазДС). В 1913-1916 гг. 2-м священником К. м. был сщмч. Феодор (Гидаспов) . В 1920-1928 гг. последним настоятелем монастырского собора был прот. А. В. Лебедев . Святыни Явленная Казанская икона Божией Матери в кон. XVI в. на средства царского казначея Дементия Ивановича Черемисинова (сына воеводы И. Черемисинова, принимавшего участие во взятии Казани) была украшена золотым окладом с драгоценными камнями и жемчугом («златом, камением драгим и жемчюгом великим»). К кон. XIX в. икону украшало неск. драгоценных риз, в т. ч. золотая праздничная (дар царя Феодора Иоанновича), на к-рую надевалась др. риза, украшенная крупным жемчугом с бриллиантами и драгоценными камнями. Будничная риза также была украшена жемчугом, имела золотые венцы и множество бриллиантовых украшений и драгоценных камней. В 1767 г. имп. Екатерина II приложила к иконе бриллиантовую корону.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

В 1-й четв. XVI в. в М. П. м. был возведен Никольский собор, что положило начало каменному строительству в обители ( Подъяпольская. 1999. С. 175-176). В конце авг. 1578 г. мимо М. П. м. проехало дат. посольство во главе с Якобом Ульфельдтом. Он утверждал, что его спутники «по дороге видели монастырь св. Николая, отлично построенный из камня наподобие крепости» ( Ульфельдт Я. Путешествие в Россию. М., 2002). Из грамоты митр. Московского свт. Феодосия (Бывальцева) следует, что в 1461-1464 гг. в М. П. м., власти к-рого состояли с ним в переписке, действовал общежительный устав (АИ. Т. 1. 276. С. 508). В кон. XV - 1-й пол. XVI в. М. П. м. считался обителью, братия к-рой была духовно близка к идеям прп. Иосифа Волоцкого . Настоятели М. П. м. тесным образом были связаны с московским Симоновым в честь Успения Пресвятой Богородицы и Саввиным Сторожевским в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-рями; игумены М. П. м. нередко занимали архиерейские кафедры. В нач. XVI в. настоятелем обители был игум. Вассиан II (Санин) , буд. архиепископ Ростовский, а затем постриженики Иосифова Волоколамского мон-ря: после июня 1511 г.- игум. Вассиан (Топорков) , с кон. 20-х гг. XVI в.- Гурий (Черлёного Заболоцкий ; до 16 марта 1539; буд. епископ Смоленский), Трифон (Ступишин; 1542-1544; буд. епископ Полоцкий) и св. Варсонофий (1543-1555; буд. епископ Тверской). 6 февр. 1539 г., во время настоятельства игум. Гурия, обитель получила от вел. кн. Иоанна IV ружную грамоту. В сер.- 2-й пол. XVI в. в связи с ослаблением влияния при царском дворе иосифлян понизился и статус М. П. м. Так, несмотря на льготную грамоту 1547 г., уже в 1548 г. царь Иоанн IV Васильевич обязал власти М. П. м. платить в государеву казну ямские деньги. 4 июня 1549 г. по новому царскому указу обитель лишилась права беспошлинной торговли в Дмитрове, Кимрах и Рогачёве (РИБ. Т. 32. 172. Стб. 295; Зимин. 1960. С. 333). В мае 1553 г. по пути в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь царь Иоанн IV Васильевич посетил М. П. м., беседовал с племянником прп. Иосифа Волоцкого бывш. Коломенским еп. Вассианом (Топорковым), находившимся здесь на покое. Согласно версии боярина кн. А. М. Курбского , этот иосифлянин убеждал царя: «...аще хощеши самодержец быти, не держи собе советника ни единаго мудреишаго собя, понеже сам еси всех лутчши» (РИБ. Т. 31. Стб. 212). Удовлетворенный ответом царь вскоре пожаловал властям М. П. м. на содержание крупное с. Суходол с 25 деревнями. 10 марта 1555 г. от старицкого кн. Владимира Андреевича мон-рь получил льготную грамоту на право беспошлинной покупки соли в с. Кимре ( Зимин. 1960. С. 417).

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Почитание Прп. Зосима ограждает прп. Елисея от бесов. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 96) Прп. Зосима ограждает прп. Елисея от бесов. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 96) 26 февр. 1666 г. Новгородский митр. Питирим (впосл. патриарх Московский и всея Руси) отправил в Соловецкий мон-рь грамоту, в к-рой повелел «досмотреть» гроб, появившийся из земли 27 сент. 1665 г. в Суме близ ц. свт. Николая, установить, кто в нем погребен и не совершались ли от останков чудотворения (РНБ. Солов. 20/1479. Л. 259-260; см.: Панченко. 2001. С. 474). Царский стольник А. С. Хитрово после дознания установил, что в гробу покоились останки инока, чудотворений от них не было. В 1668 г. по приказу Хитрово над гробом была поставлена небольшая часовня рядом с Никольской ц. Вскоре у гробницы стали совершаться чудотворения. Их описанию посвящено «Сказание о чудесах и явлениях преподобного отца Сумского, нового чудотворца», созданное, вероятно, между 1701 и 1710 гг. и известное в одном списке кон. XVIII в. (РНБ. Собр. Колобова. 207; в ркп. также содержится «Чудо о некоем черньци Елесеи имянем» из Жития преподобных Зосимы и Савватия). «Сказание…» состоит из 6 рассказов об исцелении разных лиц по молитвам, обращенным к не названному по имени «новому Сумскому чудотворцу»; первые 5 чудес датируются 1668-1670 гг., 6-е чудо - 1704 г. По мнению О. В. Панченко, открывшего и опубликовавшего этот памятник, первоначальный текст «Сказания…» был составлен в офиц. кругах в период осады Соловецкого мон-ря в 1667-1676 гг. (см. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. ): в 4-м чуде соловецкие насельники названы «замятежниками». Инициатором записи текста был сумский таможенный голова Фаддей Панфилов. В подзаголовке отмечено, что «Сказание…» «списано со старых столпцов», т. е. первоначально имело форму делопроизводственного документа. Возможно, «Сказание…» о чудотворениях в послушном властям Сумском остроге должно было свидетельствовать о Божией помощи тем, кто пытались покорить мятежный Соловецкий мон-рь.

http://pravenc.ru/text/189861.html

Первая монастырская ц. ап. Иоанна Богослова к нач. XVI в. обветшала, и в кон. 20-х - нач. 30-х гг., при игум. Феодосии, построили новый деревянный храм с таким же посвящением дальше от реки (старую церковь разобрали до 1589). В 1552 г. во время половодья вода смыла часть кладбища у старой Иоанновской ц., в результате чего братия обрела нетленные мощи основателя мон-ря прп. Варлаама и игум. Феодосия. Мощи были вновь захоронены у алтарной стены новой Иоанновской ц. Над новой могилой прп. Варлаама установили гробницу, от мощей начали происходить чудотворения. В 1619 г. В. м. был разорен литов. отрядами и «русскими ворами» (см. Смутное время ): они заняли обитель, убили мн. насельников, разграбили имущество, церк. утварь, сожгли кельи и дворы в монастырских деревнях, перебили монастырский скот. В 1622 г. сгорели Иоанновский и Трехсвятительский храмы. 16 февр. 1627 г. Новгородский митр. Киприан выдал грамоту на строительство новой ц. во имя ап. Иоанна, к-рая была освящена в 1631 г. Благословляя церковное почитание прп. Варлаама, митр. Киприан в 1631 г. дал игум. Евфимию грамоту на устройство при Иоанновской ц. престола во имя преподобного (освящен в 1635). Ц. во имя ап. Иоанна имела «во внутренности на одной линии два алтаря, на поверхности два верха шатровых или пирамидальных, по сторонам корпуса бочки (полукуполы), с трех сторон паперти шли предхрамия, к ним вели три крыльца высокие, из которых в церковь три двери» ( Мясников. С. 279). В 30-х гг. XVII в. на месте сгоревшего Трехсвятительского храма был выстроен новый, с таким же посвящением, к-рый вновь сгорел, но вскоре был восстановлен с приделом в честь Св. Духа, затем опять сгорел. 12 сент. 1671 г. Новгородский митр. Питирим выдал грамоту на строительство нового храма, в к-ром основной престол был освящен во имя Св. Духа, а престол во имя Трех святителей устроен в приделе (ГААО. Ф. 829. Оп. 3. 32). До кон. XV в. В. м. оставался единственным крупным мон-рем в Важском крае, к 1764 г. стал лучшим по экономическому состоянию и благоустройству, несмотря на то что никогда не был большим - в нем жило 15-30 монахов, неск. слуг и трудников (в сер. XVII в. ок. 20 чел.). Комплекс земельных владений В. м. сформировался во 2-й пол. XV в. благодаря вкладам посадника Василия Степановича, его сына Ивана и внука Исаака Семеновича (Немира) (ГВНиП. 280-282. С. 281-283); в XVI - 1-й пол. XVIII в. недвижимые владения В. м. почти не увеличились. После присоединения Новгорода к Московскому княжеству вел. кн. Иоанн III Васильевич жалованной грамотой от 5 янв. 1482 г. (СПбФИРИ РАН. Колл. 115. Оп. 1. 584; XIX в.) закрепил за обителью часть земель, принадлежавших боярам - потомкам прп. Варлаама. По грамоте вел. кн. Василия III Иоанновича 1543 г. мон-рю выдавалась руга деньгами, рожью и овсом. В кон. XV - 1-й трети XVII в. мон-рь неоднократно получал налоговые и судебные льготы от московских вел. князей и царей.

http://pravenc.ru/text/154235.html

В Ярославле В. Д. почитался как представитель местной правящей династии и сын блгв. кн. Давида Феодоровича. Почитание подтверждено включением имени В. Д. в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова) . Иконописных изображений и службы В. Д. нет. Ист.: АСЭИ. М., 1964. Т. 3. 190. С. 204-205, 498; ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 349-351; T. 6. Вып. 1. Стб. 410, 412, 418; T. 7. М., 2001. C. 205, 210, 237; T. 9-10. М., 2000. C. 209, 212, 216-217; T. 15. Вып. 1. Стб. 52-54, 56, 422; Родословная книга князей и дворян российских и выезжих...: (Бархатная книга). М., 1787. Ч. 1. С. 114; Новые родословные книги XVI в.//РИИР. Вып. 2/Сост. М. Е. Бычкова. М., 1977. С. 27-28, 101; Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик//Ист. генеалогия. Екатеринбург; Н.-Й., 1995. Вып. 6. С. 101 (л. 48 об.). Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 630; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1891. Т. 2. С. 84-87; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 184-185; Толстой М. В. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1905. С. 48; Кучкин В. А. Рус. княжества и земли перед Куликовской битвой//Куликовская битва: Сб. ст. М., 1980. С. 44-47; Черкасова М. С. Древнейшая ярославская жалованная грамота XIV века//ВИД. Л., 1987. Т. 19. С. 38-52 [Библиогр.]; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988. С. 83, 95, 96; Старина и святыни г. Романова. Ярославль, 1991. С. 19-20; Минея (МП). Май. Ч. 2. С. 580; Кузьмин А. В. Боярство Ростовской земли кон. XII - нач. XV века//История и культура Ростовской земли, 2001. Ростов, 2002. С. 69-77. В. В. Горшкова, А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/150797.html

Музей на основе коллекций М., открытый 25 дек. 1920 г., состоял из художественного, исторического и краеведческого отделов (последний с 1923). Коллекции М. в 20-х гг. XX в. были дополнены предметами из московских музеев и подмосковных дворянских усадеб, документами и вещами из ризниц Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы и серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мон-рей. В Серпуховском гос. историко-художественном музее (СГИХМ) сохраняются документы из личного архива М. Иконы из коллекции М., попавшие в 1924 г. в ГМФ, поступили частью в Антирелигиозный музей искусств в бывш. Донской иконы Божией Матери московском монастыре , частью в хранилище ГИМ в бывш. Новодевичьем московском в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыре , нек-рые были переданы в ГТГ и ГРМ. В ГТГ находятся 5 небольших 2-сторонних икон кон. XV в. из собрания молельни М., известных как «софийские таблетки» или «софийские святцы». Там же хранится ранее входившее в эту же коллекцию визант. распятие посл. трети XIV в. Икона новгородской школы «Богоматерь Иерусалимская» нач. XVI в. из мараевского собрания в 1934 г. поступила в ГРМ. Неск. икон из молельни М. остались у ее дочери Анны, впосл. их приобрел художник и коллекционер древнерус. живописи П. Д. Корин . В Музее-квартире Корина в Москве хранятся происходящие из собраний М. 2 «софийские таблетки» кон. XV в., «Богоматерь Владимирская» и «Деисус поясной, на трех досках» московской школы, складень двухстворчатый строгановских писем нач. XVII в., написанный, по преданию, на доске от гроба Московского митр. св. Петра. Несколько древних икон остались в коллекции СГИХМ, в частности образ «Троица ветхозаветная» новгородской школы 2-й пол. XVI в. В этом же музее хранятся и многочисленные произведения светской живописи из собрания М.: картины рус. художников XVIII-XIX вв. и западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв., итал. мраморная скульптура, предметы прикладного искусства, книги. В 1998-1999 гг. потомки М. передали в ГИМ нек-рые ее личные вещи: старообрядческие четки-лестовки, предметы одежды, коллекцию тканых поясов.

http://pravenc.ru/text/2561948.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010