В 20-х гг. XVI в. К. стал одним из ведущих дипломатов Англии; он совершил неск. поездок в континентальную Европу и вел от лица кор. Генриха VIII переговоры с папами Римскими Львом X (1513-1521) и Климентом VII (1523-1534), а также со мн. европ. правителями. Впервые К. был назначен послом в Рим в 1519 г.; по дороге туда он посетил двор Луизы Савойской (1476-1531), матери кор. Франции Франциска I (1515-1547). В июне 1520 г. К. находился в свите кор. Генриха VIII во время организованной при активном участии Уолси встречи кор. Франциска I и кор. Генриха VIII близ Кале на «Поле золотой парчи». Титульный лист кн. «Assertio septem sacramentorum» (Vat. lat. 3731). 1521 г. Титульный лист кн. «Assertio septem sacramentorum» (Vat. lat. 3731). 1521 г. Во время 2-й поездки в Рим, начавшейся в 1521 г., К. было дано специальное поручение: он должен был представить папе Льву X сочинение кор. Генриха VIII «Защита семи таинств против Мартина Лютера» (Assertio septem sacramentorum adversus Martinum Lutherum, 1521; совр. научное издание: Fraenkel. 1992), в к-ром с богословской и церковно-исторической т. зр. подвергалось жесткой критике учение о таинствах М. Лютера (1483-1546), а также оспаривались др. основоположения лютеран. богословия, преимущественно из области учения о папской власти. Причины, побудившие кор. Генриха VIII публично выступить против Лютера, до конца неясны; совр. исследователи предполагают, что главным инициатором этого был Уолси, в кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVI в. стремившийся сделать Англию политическим союзником Римского папского престола и прокатолически настроенного имп. Свящ. Римской империи Карла V (1519-1556). Сочинения Лютера и его католич. оппонентов стали распространяться в Англии после Лейпцигского диспута (1519), сделавшего учение Лютера предметом обсуждения для теологов за пределами нем. земель. В нач. 1521 г. Уолси принял ряд мер, направленных на запрещение сочинений Лютера в Кембриджском и Оксфордском ун-тах, а также в целом в Англии; их кульминацией стало публичное сожжение 12 мая 1521 г.

http://pravenc.ru/text/1841311.html

Признанные традиционными общины пользуются определенными привилегиями: они могут регистрировать церковные браки, получать регулярную финансовую поддержку от государства, размер которой определяется в зависимости от количества верующих, имеют право преподавать религ. предметы в гос. школах, пользуются льготами при уплате налогов и страховых взносов, имеют право духовно окормлять верующих в военных частях, их клир и семинаристы освобождены от воинской повинности. Третий статут Великого княжества Литовского. 1588 г. В 1569 г. была заключена Люблинская уния между ВКЛ и Польским королевством, в состав к-рого перешла значительная часть земель ВКЛ (Подляшское, Волынское и Киевское воеводства). Возникло объединенное польско-литов. гос-во - Речь Посполита , однако государственность ВКЛ сохранилась, его политические деятели стремились обеспечить как можно более выгодное положение литов. гос-ва в составе Речи Посполитой: ВКЛ сохранило свое название, столицу (Вильно), органы власти, систему должностей, казну и войско, подтверждались и расширялись права литовской шляхты; в 1588 г. был принят Третий Литовский статут, в котором ничего не говорилось об унии и в то же время иностранцам (под ними понимались гл. обр. выходцы из Польши) запрещалось занимать гос. должности в ВКЛ, в кон. XVI в. кор. Сигизмунду III не удалось добиться поставления поляка Бернарда Мацеёвского на епископскую кафедру в Вильно. С 20-х гг. XVI в. благодаря торговым и культурным связям в Л. начали проникать идеи М. Лютера с немецких земель, гл. обр. из соседней Пруссии. Лютеранство, ставшее гос. религией Прусского герцогства после секуляризации Тевтонского ордена (1525), распространялось среди многочисленного литов. населения этого гос-ва, в к-ром сложилась историческая область М. (Прусская) Литва. Важнейшим центром распространения Реформации среди литовцев стал основанный в 1544 г. Кёнигсбергский ун-т, в к-ром преподавали изгнанные из ВКЛ А. Кульветис и С. Раполёнис, придерживавшиеся протестант. взглядов. В 1547 г.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Учебные заведения издают хоровую музыку в качестве учебно-методических пособий, нотных хрестоматий (напр.: Украïнська духовна музика 20-х рр. ХХ ст.: Навчально-методичний nociбhuk для вищих навчальних зakлaдib культури i мистецтва/Haцioh. ун-т культури i мистецтв; упоряд.: М. Юрченко. К., 2001; Борисова О. О. Украïнська духовна музика: Навчально-метод. nociбhuk для cmyдehmib муз. cneцiaльhocmeй. Переяслав-Хмельницький: Bichuk Переяславщини, 2001 и др.). С 2002 г. Ин-т литургических наук (подразделение Украинского католического ун-та, ранее Львовская богословская академия) совместно с кафедрой славянской филологии Баварского ун-та (Вюрцбург) публикует серию памятников кон. XVI-XVII в. под названием «Антология украинской церковной монодии» (с 2006 «Антология византийско-славянской сакральной монодии»; ред.: Ю. П. Ясиновский , К. Ханник ). Эти издания, подготовленные благодаря архивно-поисковой работе львовских и нем. исследователей, имеют скорее научный, чем практический характер, т. к. в них воспроизводится нотация оригиналов без перевода на совр. нотное письмо. Сборник песнопений болгарского распева XVII в. (также в нотной транслитерации), дополненный описанием певческих рукописей, издала НБУВ ( Kophiй Л. П., Дyбpobiha Л. А. Болгарський hacnib з рукописних homoлihiйhux ipмoлoïb Украïни kih. XVI-XVII ст. К., 1998). Факсимильные издания укр. нотных Ирмологионов осуществлялись только зарубежными изд-вами (напр., единственный выпуск факсимиле фрагментов рукописных Ирмологионов 1675, 1684, 1735 гг.: Болгарский распев/Съст., транскр. и ред.: Е. Тончева. София, 1971). Христ. Церкви Украины разных конфессий и разной юрисдикции имеют собственные издательские базы, в т. ч. при учебных заведениях, выпускающих церковнопевч. лит-ру (Лimypriйhi cnibu/[УКЦ]. К., 1998; Nichecnibu Bcehiчhoï для oдhopiдhoro чoлobiчoro хору. К.: КДА УПЦ КП, 1994 и др.). С нач. XXI в. публикуются совместные нотные издания гос. учебных заведений и церковных учреждений («Благослови, душе моя, Господа»/Прикарпатський ун-т iм. В. Стефаника, Ibaho-Фpahkibcьka УГКЦ; упоряд.: Ж. Зваричук. Ibaho-Фpahkibcьk: Плай. 2000; Синиця I. Лimypriйhi та цepkobhi nichecnibu/Дyxobho-npocbimhuцьkuй центр «Biдpoджehhя» при Bcixcbяmcьkoмy xpaмi УПЦ КП; Hiжuhcьkuй держ. пед. н-т iм. М. Гоголя. Hiжuh: Аспект, 2001 и др.). На Зап. Украине духовно-муз. лит-ра наиболее активно публикуется издательствами во Львове и в Тернополе.

http://pravenc.ru/text/293876.html

идеям в 20-х гг. XVI в. По утверждению Безы, ок. 1528 г. К. впервые познакомил с основными положениями протестантизма его родственник Пьер Робер Оливетан ( 1538) ( Beza. 1879. Col. 121; подробнее см.: Ganoczy. 1987. P. 64-66). Определенное влияние на движение К. в сторону протестантизма могло оказать также его близкое знакомство c семьей Гийома Копа ( 1532), придворного врача кор. Франциска I, члены к-рой, сами не будучи протестантами, сочувственно относились к лютеран. идеям. Исходя из косвенных сведений можно предположить, что интерес К. к протестантизму усиливался с нач. 30-х гг. XVI в. и его кульминацией ок. 1533 г. стало собственно обращение, т. е. внутренний отказ К. от католицизма и начало активного изучения Свящ. Писания и протестант. лит-ры. В окт. 1533 г. сын Г. Копа Никола Коп ( 1540) был назначен ректором Сорбонны; в день начала учебного года (1 нояб. 1533) он выступил с речью «О христианской философии», в которой рассматривал соотношение ветхозаветного закона и евангельской благодати в лютеран. духе (текст см.: Concio academica nomine rectoris universitatis Parisiensis Nicolai Copi scripta//CO. Vol. 10. Pars 2. Col. 30-36; ср.: Tylenda. 1976). Речь возмутила мн. присутствовавших профессоров теологического фак-та и монахов, подавших жалобу кор. Франциску I; не дожидаясь ее рассмотрения, Коп бежал из Парижа в Базель. К. также покинул Париж: как установлено, в действительности речь Копа была написана если не самим К., то при его непосредственном участии, поэтому он не мог чувствовать себя в Париже в безопасности (подробнее об авторстве речи см.: M ü ller. 1905. S. 224-242; Ganoczy. 1987. P. 80-82). Вскоре К. отправился под вымышленным именем в г. Ангулем, к своему другу Луи дю Тийе, служившему там приходским священником. В Ангулеме К. провел кон. 1533 и нач. 1534 г., занимаясь в библиотеке. Предполагается, что именно в это время у К. возник замысел трактата «Наставление в христианской вере»; он создал первые наброски для буд. сочинения и подобрал необходимые иллюстрации и цитаты из сочинений церковных писателей (см.: Ganoczy.

http://pravenc.ru/text/1320173.html

Карлом V в Камбре, благодаря к-рому Англия в течение последующих 13 лет не принимала участия в военных действиях в Европе. Кор. Генрих VIII ценил М. за глубокий ум и обширные познания и часто беседовал с ним не только о гос. делах, но и о богословии, лит-ре и науках. Внимание короля и льстило М., и тяготило его. Пребывание при дворе и королевская дружба лишали гуманиста досуга для научных занятий и надолго отрывали от семьи. М. не лишился доверия короля и после опалы кард. Т. Уолси, вызванной недовольством Генриха VIII проводимой кардиналом внешней политикой, а также подозрениями в том, что кардинал намеренно препятствует т. н. великому делу короля (King " s Great Matter) - получению от папы Римского согласия на расторжение брака короля с Екатериной Арагонской (1485-1536). 25 окт. 1529 г. М. стал преемником кард. Т. Уолси на высшей гос. должности лорд-канцлера Англии. На этой должности он продолжал координировать многие сферы политической жизни Англии, однако его отношения с кор. Генрихом VIII с нач. 30-х гг. XVI в. неуклонно ухудшались, поскольку он не входил в окружение Анны Болейн ( 1536), не поддерживал развод короля и был твердым противником курса на разрыв с католической Церковью, к которому склоняли короля положительно относившиеся к европ. протестантизму советники, в т. ч. Т. Кранмер (1489-1556), впосл. архиеп. Кентерберийский, и Т. Кромвель ( 1540), как и М., ранее входивший в окружение кард. Т. Уолси. Борьба с влиянием идей Реформации С нач. 20-х гг. XVI в. М. был вовлечен в борьбу с проникавшими в Англию идеями протестантизма, гл. обр. лютеранства . Эта борьба велась как адм. методами, так и путем идейной полемики. По поручению кард. Т. Уолси М. в сотрудничестве с высшим духовенством англ. католической Церкви последовательно проводил нацеленную на полное искоренение протестантизма религиозную политику. С основными идеями М. Лютера (1483-1546) М., вероятно, впервые близко познакомился в кон. 1520 г., когда в Англию поступили экземпляры трактата Лютера «О вавилонском пленении Церкви» (De captivitate Babylonica ecclesiae praeludium, 1520), в к-ром тот выступил с резкой критикой католич.

http://pravenc.ru/text/2564150.html

Баптистерий Сан-Джованни-ин-Фонте в РимеЛатеранский баптистерий Баптистерий Сан-Джованни-ин-Фонте в РимеЛатеранский баптистерий Баптистерий Л. к. (Сан-Джованни-ин-Фонте) - самая ранняя из сохранившихся самостоятельная постройка, предназначенная для совершения таинства Крещения (в наст. время соединена с базиликой переходом),- основан имп. Константином I в непосредственной близости (50 м к северо-западу) от базилики. Точная дата строительства неизвестна. Он упоминается в Liber Pontificalis среди построек, возведенных в период епископата Сильвестра I, предположительно представлял собой центрическое сооружение и имел круглый план. Фундамент ротондального здания (диаметр 19,20 м, толщина стен 1,7 м) обнаружен во время археологических раскопок 20-60-х гг. XX в. Для украшения крещальни из егип. каменоломен были доставлены порфировые колонны (ныне служат опорами кивория), изготовлены неск. золотых и серебряных статуй. Скульптурные изображения Агнца Божия, Иисуса Христа и св. Иоанна Крестителя в человеческий рост, а также 7 оленей, служивших водометами, располагались по краю крещального бассейна (купели). Октагональный план существующего здания, вероятно, относится ко времени перестройки баптистерия при папе Римском Сиксте III (432-440). Мозаика в конхе Латеранского баптисте-рия. 432–440 гг. Мозаика в конхе Латеранского баптисте-рия. 432–440 гг. С юго-вост. стороны баптистерию предшествует прямоугольный нартекс (притвор) с 2 полуциркульными нишами с вост. и зап. сторон, также времени Сикста III. Их конхи украшали мозаики V в. Декор восточной сохранился, а западной утрачен в 1757 г., но поддается реконструкции по описаниям (Онофрио Панвинио, ок. 1560; Ланфери, 1540) и графическим зарисовкам (А. Джаконио, кон. XVI в.). Темно-синий фон мозаик в вост. конхе покрыт растительным орнаментальным декором в виде спиралей аканфа (распространенный в раннюю эпоху мотив). В верхней ее части помещена раскрытая раковина. Ее внешний край ограничен декоративной лентой; на внутреннем крае находятся изображения Агнца Божия и 4 голубей по сторонам от Него; к ее внешней стороне подвешены 6 золотых инкрустированных камнями крестов. Девять золотых крестов изображены на синем фоне в нижней части конхи. В зап. нише были изображения стоявших и опиравшихся на посохи юных пастырей, рядом с ними - тельцов, овец, возможно, птиц. Очевидно, в верхней зоне был представлен такой же, как в вост. нише, декоративный мотив раковины. Стены нартекса и крещальни покрывали мраморные инкрустации в технике opus sectile (фрагменты сохр. в вост. части нартекса).

http://pravenc.ru/text/2463155.html

земель (1569-1673)//Укр. icm. журнал. К., 1989. 5. С. 52-62; Методические рекомендации по изданию и описанию Литов. метрики/Сост.: С. М. Каштанов, А. Л. Хорошкевич. М., 1985; Боряк Г. В., Абросимова С. В. Разновидности актовых док-тов Литов. метрики//Проблемы применения количественных методов анализа и классификации источников по отеч. истории: Межвуз. сб. науч. тр. Днепропетровск, 1988. С. 85-89; Литовская Метрика: Тез. докл. межресп. науч. конф., апр. 1988 г. Вильнюс, 1988; Исследования по истории Литов. метрики: Сб. науч. тр. М., 1989. 2 вып; Banionis E. Lietuvos Metrikos knygos: Svoka, terminas, definicija//Lietuvos istorijos metraštis, 1988. Vilnius, 1989. S. 135-148; Литовская метрика: Исслед. 1988 г.: Сб. ст. Вильнюс, 1992; Pietkiewicz Krz. Metryka Litewska - ksiga wpisów za lata, 1516-1518//Lituano-Slavica Posnaniensia: Studia historica. Pozna, 1994. T. 6. S. 159-199; Kiaupiene J. Geschichtsquellen des Ostseeraumes in der Litauischen Metrik//Zwischen Lübeck und Novgorod: Wirtschaft, Politik und Kultur im Ostseeraum vom früher Mittelalter bis ins 20. Jh. Lüneburg, 1996. S. 223-232; Вопис Mempыki (apxiba kahцыляpыi ВКЛ) XV-XVIII ст./Падрыхт.: А. А. Лaшkebiч. Мн., 1998; Новости Литов. Метрики: Науч.-информ. прил. к журн. «Lietuvos istorijos metraštis». Вильнюс, 1996/1997-2012. 1-13; Lietuvos Metrika: 1991-1996. Vilnius, 1998; Metriciana: Дacлeдabahhi i мат-лы Mempыki Bялikara Княства Мн., 2001-2004. Т. 1-3; Актуальныя nыmahhi вывучэння i выдання Mempыki Bялikara Княства Мат-лы мiжhap. ганф. (Mihck, 11-12 лicmanaдa 2003 г.). Мн., 2005; Груша А. I. Канцылярыя Bялikara княства 40-х гг. XV - 1-й паловы XVI ст. Мн., 2006; он же. Документальная письменность Великого княжества Литовского (кон. XIV - 1-я треть XVI в.). Мн., 2015; Дубонис А. Литовская метрика: Исслед. и публ. в Литве//Балты и Великое княжество Литовское: ист.-лингвист. взгляд. М., 2007. С. 18-27 [Библиогр. С. 25-27]; Lietuvos Didiosios Kunigaikštystës istorijos šaltiniai. Vilnius, 2007; Lietuvos Istorijos studijos.

http://pravenc.ru/text/2563088.html

Однако король нарушил клятву, организовав «Стокгольмскую кровавую баню» (8-9 нояб. 1520) - подобие церковного суда, на к-ром сторонники Стена Стуре были признаны еретиками. Было объявлено, что данная королем клятва не распространяется на еретиков. После суда были уничтожены мн. противники унии, личные враги архиеп. Густава Тролле и др. влиятельные люди (2 епископа и 7 членов Гос. совета, представители старинных семей, более 100 дворян и священников, бургомистры Стокгольма и др.). Погромы прокатились по Смоланду и ряду областей: в частности, были утоплены монахи из мон-ря Нюдала, мимо к-рого король проезжал, возвращаясь в Д. В Швеции вспыхнуло восстание, в июне 1523 г. швед. риксдаг низложил Кристиана II, окончательно расторг унию и избрал королем Густава I Вазу. События в Швеции подстегнули оппозицию в Д.: недовольный абсолютистскими устремлениями короля, Гос. совет от имени народа расторг вассальную клятву Кристиану II (20 янв. 1523). Низложенный король покинул страну. В XV - нач. XVI в. получили новое развитие отношения Д. с рус. землями. Дат. король через подвластного ему губернатора Выборга поставил вопрос о предоставлении его подданным права торговли на ганзейском дворе в Новгороде, но не добился успеха. В 1428 г. новгородское посольство ездило в Д. с предложением заключить «вечный мир», смогло договориться о мирном соглашении на 5 лет. В кон. XV - нач. XVI в. Русское гос-во стало первым союзником Д. на Балтике. В 1493 г. в Копенгагене был заключен первый русско-дат. договор, позволивший гос-вам наладить торговлю без посредничества Ганзы. В 1506 и 1516 гг. договор возобновлялся, дат. купцы стали торговать по р. Неве и в Ивангороде. В 1517 г. вел. кн. Московский и Владимирский Василий III Иоаннович пожаловал дат. купцам грамоту, гарантировавшую выгодные условия для торговли в России, в т. ч. право иметь гостиные дворы в Новгороде и Ивангороде. Кристиан II выдвинул проект создания датско-швед. торговой компании, которой принадлежало бы монопольное право на торговлю между Россией и странами Зап.

http://pravenc.ru/text/171341.html

нетерпимости в Речи Посполитой 1-й пол. XVII в.//Kultura staropolska - kultura europejska: Prace ofiarowane Januszowi Tazbirowi w siedemdziesit rocznic urodzin. Warsz., 1997; он же. Кирилло-Мефодиевские традиции и униатская иерархия 1-й пол. XVII в.//Слово и культура: Пам. Н. И. Толстого. М., 1998. Т. 2. С. 387-393; он же. Положение правосл. населения Смоленщины в составе Речи Посполитой (20-40-е гг. XVII в.)//RES. 1998. T. 70. N 2. P. 333-345; он же. Yhiйha Церква на Cмoлehщuhi в 20-х - на початку 30-х рр. XVII ст.//Ковчег: Наук. зб. iз церк. icmopiï. Льbib, 2000. Ч. 2. С. 85-98; Саверчанка I. Aurea mediocritas: Khiжha-nicьмobaя культура Бeлapyci: Адраджэнне i ранняе барока. Mihck, 1998. С. 105, 109, 119, 120, 129, 131, 133, 134, 136, 137, 139-143, 145, 149, 152, 186, 219; Димид М. Киïвськоï Церкви (1589-1891). Льbib, 2000. С. 85, 87, 89-90; Stradomski J. Spory o «wiare grecka» w dawnej Rzeczypospolitej. Kraków, 2003. S. 91-93, 98, 99, 126, 130-132, 134, 148, 149, 154, 173; Гуцуляк Л.-Д. Божественна лimypriя Йоана Золотоустого в Kuïbcьkiй мumponoлiï nicля yhiï з Римом (nepioд 1596-1839 рр.). Льbib, 2004. С. 39, 346; Новаковський П. Лimypriйha проблематика в мiжkohфeciйhiй noлeмiцi nicля Берестейськоï yhiï (1596-1720). Льbib, 2005. С. 56-57; Кулаковський П. М. Чephirobo-Cibepщuha у ckлaдi Peчi Посполитоï: (1618-1648) рр. К., 2006. С. 70-74; Савченко С. В. Давня Русь у noлeмiчhiй лim-pi kih. XVI-XVII ст. Дhinponempobcьk, 2007. С. 96-100; Неменский О. Б. Воображаемые сообщества в «Палинодии» Захарии Копыстенского и «Оброне унии» Льва Кревзы//Белоруссия и Украина: История и культура: Ежег., 2005/2006. М., 2008. С. 41-78; он же. Об этноконфессиональном самосознании правосл. и униатского населения Речи Посполитой после Брестской унии//Между Москвой, Варшавой и Киевом: К 50-летию проф. М. В. Дмитриева. М., 2008. С. 105-113; он же. Русская идентичность в Речи Посполитой в кон. XVI - 1-й пол. XVII в.: (По мат-лам полемической лит-ры)//Религиозные и этнические традиции в формировании нац.

http://pravenc.ru/text/2458995.html

Георгий Кипрский (VI в.) упоминает обл. Σλτων Γερατικος среди населенных пунктов Палестины Первой ( Georgii Cyprii Descriptio orbis romani. N 1027/Ed. H. Gelzer. Lpz., 1890. P. 52). Возможно, что адм. центром области служил г. Бирсама (локализованный в Хирбет-эль-Фар ) , в то время как епископской резиденцией был г. Орда или Арда (Хирбет-Ирк ) ( Abel F. M. Géographie de la Palestine. P., 1938. Vol. 2. P. 403, 443). Еп. Герарский (Γερρων) Маркиан участвовал в Халкидонском Соборе (451), Стефан Ордский (Ардский) - в Иерусалимском Соборе 518 г. ( Fedalto. Hierarchia. T. 2. P. 1023). «В Герарах, у потока» (т. е. в русле Вади-эш-Шария) Созомен локализует один из первых мон-рей Палестины, основаный мон. Сильваном ( Sozom. Hist. eccl. VI 32); в 415 г. этим мон-рем руководил его преемник Захарий, упоминаемый Иоанном Руфом (PO. Т. 8. Fasc. 1. P. 100, 177). А. Альт , следуя карте из Мадабы, помещал Г. на Хирбет-Ирк, в 6 км восточнее Газы и южнее р. Герар, где сохранились остатки визант. периода (JPOS. 1932. Vol. 12. P. 139). Й. Ахарони (1956. P. 28) отождествил Г. c Телль-Харором (Телль-Абу-Хурайрой), самым большим теллем в этом районе, что наиболее вероятно (см.: Oren. P. 989). Телль-Харор стоит на сев. берегу р. Герар, при главной дороге между Газой и Вирсавией, примерно на 20 км западнее последней и на 20-25 км юго-восточнее Газы. Он состоит из нижнего трапециевидного в плане телля (площадь ок. 40 акров, высота над уровнем моря 120 м), спускающегося к глубокому руслу речной долины, и высокого верхнего телля овальной формы в сев.-вост. углу (площадь 4 акра; высота над уровнем моря 130 м). Исследования Телль-Харора в 1954 г. Д. Аллоном и Ахарони показали, что эта территория заселялась еще с эпохи бронзы, что позволяет видеть в ней Г. эпохи Авраама и Авимелеха. Хронология Телль-Харора установлена после раскопок 1982-1988 гг. и включает как самые ранние уровни эпохи халколита (XVIII-XVI вв. до Р. Х.), так и самые поздние - персид. эпохи (IV в. до Р. Х.). В эпоху средней и поздней бронзы Телль-Харор был одним из самых крупных поселений юга Ханаана, обладал изощренной системой укреплений из стен со рвами, напоминающей соседние Телль-эль-Аджуль и Телль-эль-Фар. Раскопки открыли хорошо сохранившийся комплекс храма-святилища эпохи средней бронзы. Ниже храмового комплекса прослеживаются остатки более раннего строения, относившегося к предшествующей стадии среднебронзового века (XVI в. до Р. Х.). Храм был заброшен в позднебронзовом веке, но не был уничтожен (в руинах продолжали сооружать ямы для приношений, к-рые оказались заполнены фрагментами культовых сосудов). Телль-Харор раннего железного века (город филистимлян XII-XI вв. до Р. Х.) занимал только угол нижнего телля и был построен поверх остатков зданий позднебронзовой эпохи. Фрагменты самого верхнего сооружения датируются кон. XI в. до Р. Х. Это поселение свидетельствует о быстром продвижении культуры филистимлян к востоку с юж. побережья в иудейскую Шефелу.

http://pravenc.ru/text/164535.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010