Введение. Исаак Ниневийский как духовный писатель церкви Востока Мар Исаак говорит языком небесных существ… Юханна ибн-Барси, Католикос Востока Глубоко проник он в божественные тайныи и составил книги о жизни в Боге и об отшельничестве. Ишоденах, епископ Басры Преподобный Исаак Ниневийский , или Исаак Сирин , принадлежал к Церкви Востока, канонические границы которой в его время приблизительно совпадали с границами прежней Персидской империи Сасанидов (ныне Ирак и Иран). Эта Церковь признавала только первые два Вселенских Собора – Никейский 325 года и Константинопольский 381 года. Последующие Вселенские Соборы (в частности, Ефесский 431 года, Халкидонский 451 года и Константинопольский 553 года) Церковь Востока отвергала, считая, что их христологическая доктрина противоречит традиционной для нее христологии. В настоящей вводной главе мы скажем несколько слов об этой Церкви, об особенностях ее исторического развития, а также о ее христологии, которую впоследствии отождествили с несторианством. Затем мы рассмотрим сведения о жизни Исаака Сирина и о его писаниях, после чего укажем на сирийских и греческих авторов, оказавших на него прямое или косвенное влияние. Ранняя история Церкви Востока История Церкви Востока восходит к апостольским временам 11 . По преданию, апостолы Фома и Фаддей проповедовали в Персии, где христианство распространялось сначала среди иудеев, а затем и среди самих персов, последователей зороастрийской религии. В III-IV столетиях христиане Персии страдали от жестоких гонений: особенно тяжелыми были гонения Вахрама II (276–292) и Шапура II (310–379) 12 . В течение нескольких столетий Церковь Востока имела лишь спорадические контакты с христианами «страны ромеев» (Восточной Римской империи). На Поместном Соборе 410 года в Селевкии-Ктесифоне Церковь Востока, ранее входившая в состав Антиохийской Церкви, провозгласила самостоятельность, и епископ Селевкии-Ктесифона стал главой всех христиан Персии. Решение Собора утвердил шах Ездегерд I (399–420), лояльно относившийся к христианам. На Соборе в Маркабте в 424 году полномочия епископа Селевкие-Ктесифонского как главы Персидской Церкви были подтверждены и расширены. Впоследствии глава персидских христиан стал именоваться Католикосом-Патриархом Востока 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Содержание Каноны Церкви О Значении Священных Канонов Дополнительные мысли О Книге Правил Епископ Никодим (Милаш) Основные правила О правилах святых Апостолов О правилах вселенских соборов О правилах поместных соборов О дополнительных правилах О правилах святых отцов Правила Святых Апостолов Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Правила Вселенских Соборов I Вселенский Собор II Вселенский Собор III Вселенский Собор Послание III Вселенского Собора к Памфилийскому собору IV Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 V-VI Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 VII Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 Сокращения Примеры Каноны и Церковная Жизнь (Прот. В. Цыпин) Значение канонов: вечное и временное Компетенция Соборов, их состав Церковное судопроизводство Приход, его границы Церковный и гражданский брак Правила Анкирского Собора Правила Неокесарийского Собора Правила Гангрского Собора Правила Антиохийского Собора Правила Лаодикийского Собора Часть 1 Часть 2 Правила Сардикийского Собора Часть 1 Часть 2 Правила Карфагенского Собора Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Послание Африканского Собора к Папе Келестину Правило Константинопольского Собора Правила Константинопольского Двукратного Собора Часть 1 Часть 2 Правила Собора бывшего во храме Премудрости Слова Божия Приложение Окружное Послание Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшегося в 1932 г. в Сремских Карловцах, Относительно Масонства О необходимости Собора для Российской Православной Церкви. Записки епископа Игнатия Брянчанинова (1862–1866 гг.) Действия, существенно нужные для Российской Церкви Главнейшие предметы занятий Собора должны быть нижеследующие Заключение Примечания об Обер-прокуроре и Попечителе     Каноны Церкви Св. Василий Великий в девяностопервом правиле, взятом из двадцать седьмой главы его творения о Св. Духе, говорит: «Из соблюдаемых в Церкви догматов и наставлений мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания – по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных установлениях, не станет перечить. Ибо если отважимся отвергать неписанные обычаи, как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном, и от апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания». В следующем, девяностовтором правиле Св. Василий вновь возвращается к значению предания: «Думаю, что это Апостольское правило, чтобы мы держались неписанных преданий, как говорит Апостол Павел: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11:2 ), и в другом месте: братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Сол. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Закрыть itemscope itemtype="" > Константинопольская Патриархия и обновленческий раскол 03.10.2009 424 Время на чтение 29 минут В статье магистра богословия, к.и.н., доцента ПСТГУ иерея Александра Мазырина рассматривается позиция Константинопольской Патриархии в отношении обновленческого раскола в Русской Православной Церкви в 1920-1940-е годы. Описываются усилия обновленческого " Священного Синода " , направленные на получение признания со стороны православного Востока, закулисные действия советской власти в поддержку обновленцев и реакция Московской Патриархии на контакты Фанара с раскольниками. Одним из наиболее драматичных периодов в многовековой истории взаимоотношений Константинопольской и Русской Церквей стали 20-30-е годы ХХ века - время весьма тяжелое для обоих Патриархатов, ознаменованное как внешними гонениями, так и внутренними нестроениями. Московский Патриархат не вмешивался во внутренние проблемы греков (такие как, например, конфликт ново- и старостильников), в то время как Константинополь пытался активно влиять на ход церковных дел и в России ( СССР ), и в русском зарубежье. Наиболее ярко это проявилось в связи с возникновением инспирированного советской богоборческой властью обновленческого раскола в Русской Православной Церкви. Вмешательство Константинопольской Патриархии лишь усугубляло и без того предельно трудное положение Патриаршей Церкви в России и едва не привело к полному разрыву между двумя Патриархатами. Можно было бы, конечно, предать забвению эти малоприятные страницы истории, но современная ситуация с расколами в Русской Православной Церкви (на Украине , прежде всего) не позволяет этого сделать: печальная история может повториться. По этой причине необходимо изучать события минувшего и извлекать из них уроки. Как известно, обновленческий раскол в Православной Российской Церкви возник в мае 1922 года в результате насильственного устранения (ареста) Патриарха Тихона и захвата высшей церковной власти группой духовенства (преимущественно, белого). Наиболее массовой и организованной группировкой в обновленчестве поначалу была так называемая " Живая Церковь " , по названию которой зачастую именовался и весь раскол. В первые месяцы после своего появления на свет " Живая Церковь " была озабочена не столько признанием со стороны Православных Поместных Церквей, сколько захватом позиций внутри Русской Церкви. Однако контакт с греками был установлен довольно быстро, и уже в августе 1922 года на съезде " Живой Церкви " в Москве в президиуме восседали представители Константинопольского и Александрийского Патриархов в России - архимандриты Иаков и

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасительный голос Церкви Богослов Алексей Осипов - о решении Константинополя распустить Западноевропейский экзархат 03.12.2018 869 Время на чтение 3 минуты Константинополь сделал еще один шаг, свидетельствующий о том, что предпринятые им недавно авторитарные действия, касающиеся Русской православной церкви на Украине , являются не какой-то ошибкой момента, но откровенно направлены на разрушение церковного мира. На синоде Константинопольского патриархата, проходящем в Стамбуле с 27 по 29 ноября, было единогласно принято постановление о роспуске Западноевропейского экзархата приходов русской традиции, преобразованного в 1971 году в Архиепископию православных русских церквей в Западной Европе. Как может новый шаг Константинополя отразиться на жизни этих приходов, учитывая и ту реакцию, которая незамедлительно последовала со стороны нашей Церкви? Конечно, такие события не проходят безболезненно. Они порождают большие волнения, дискуссии и противостояния внутри общин. Всё это печальные последствия «церковной» политики Константинополя. О подобных вещах Христос сказал: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17: 1,2). После решения Константинопольской церкви о роспуске Западноевропейского экзархата приходов русской традиции в Московском патриархате напомнили о давнем предложении этим приходам перейти в юрисдикцию РПЦ. 15 лет назад, весной 2003 года с таким призывом покойный патриарх Алексий II обратился ко всем архиереям и православным приходам русской традиции в Западной Европе. Голос Русской церкви в этот драматический момент жизни для многих священнослужителей и прихожан может оказаться в полном смысле спасительным. Здесь они найдут и патриаршую церковь, и несомненные таинства. И есть все основания надеяться, что немалая часть приходов последует этому призыву. Прекрасное начало такому возвращению к своей Матери Церкви видим в решении православной общины во Флоренции. Почти месяц назад находившаяся в юрисдикции Константинопольского патриархата община перешла в Русскую православную церковь за границей (РПЦЗ) из-за несогласия с действиями Константинополя на Украине.

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/03/sp...

Закрыть Когда Константинопольский патриархат предоставит автокефалию православной церкви на Украине? Андрей Серебрич   14:10 26.04.2018 933 Время на чтение 7 минут На Украине власть совместно с раскольническими «церквями» активизировала попытки добиться создания так называемой Единой поместной церкви (ЕПЦ). Президент П. Порошенко направил Константинопольскому патриарху Варфоломею обращение с просьбой о даровании автокефалии «украинской церкви». Петицию большинством голосов поддержал парламент и «епископат» раскольнических «Киевского патриархата» (УПЦ КП) и «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ). Подобные воззвания имели место в истории и ранее, как, например в 2016 г. Однако до сегодняшнего дня сторонники автокефалии не получали из Стамбула ответов, дающих им повод для оптимизма. А вот в настоящей ситуации Синод Константинопольского патриархата отреагировал на обращение достаточно быстро. Его ответ, обнародованный 22 апреля 2018 г., сторонники украинской автокефалии восприняли с воодушевлением, предвкушая последствия получения заветного для них «Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине». О целях украинской стороны в создании ЕПЦ не имеет смысла особо распространяться. Властям нужна подконтрольная «церковь», которая бы выполняла функции идеологического рупора и полностью легитимизировала русофобскую политику Киева. Сам президент Порошенко стремится за счет решения церковного вопроса поднять свой рейтинг в канун президентских выборов, а духовенство непризнанных «церквей» не оставляет попыток незаконно пополнить семейство канонических, автокефальных православных церквей. Роль проводника, по замыслу инициаторов ЕПЦ, отводится как раз Фанару. Среди епископата канонической Украинской православной церкви также есть лица, продвигающие идеи ЕПЦ и рассчитывающие занять в этой структуре руководящие должности. У всех крупных лоббистов ЕПЦ свои прагматические интересы, но всех их объединяют мотивы исключительно политического характера. ЕПЦ на данный момент является по сути примером ментального проекта «политического православия».

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/26/kog...

От редакции К оглавлению Четвертая книга «Истории Русской Церкви» включает в себя шестой, седьмой и восьмой тома одноименного труда Макария, митрополита Московского и Коломенского, посвященные церковной жизни в Восточнорусской митрополии в период с 1448 по 1589 г. Это время автокефалии Русской Церкви или, по оценке митрополита Макария, руководствовавшегося принципом канонической зависимости Русской митрополии от Константинопольского патриарха,— завершающий этап длительного «периода постепенного перехода... к самостоятельности (1240–1589)». Но высокопреосвященный автор замечает, что самостоятельность Русской Церкви в это время «не была еще полная и совершенная». События церковной и государственной истории XV–XVI вв. на многие века определили ход дальнейшей жизни России и Русской Церкви. В самом начале этого периода, в 1458–1461 гг., произошло разделение Русской митрополии на две: Восточнорусскую, или Московскую, и Западнорусскую, или Киевскую (Литовскую). Лишь спустя два столетия, в 1687 г., после присоединения Малороссии к России, актом Константинопольского патриарха Дионисия была подтверждена зависимость Киевской митрополии от Московского патриархата. В 1453 г. под ударами турок османов пал Константинополь, православная Византийская империя прекратила свое существование. Вскоре турки завоевывают Сербию (1459), Албанию (1468) и другие православные страны. Русь остается единственной в мире православной державой. В конце XV столетия происходит окончательное свержение золотоордынского ига на Руси, а в 1547 г. великий князь московский Иоанн IV венчается на царство. Укрепление Русского государства, стремление власти к единодержавию, борьба великих князей с вечевым Новгородом, удельными князьями и расширение державных пределов на севере и востоке, окончательное покорение астраханских и казанских земель — все это государственное строительство происходило с благословения Русской Церкви и под ее попечением. Избрание Русского митрополита Собором русских епископов по воле великого князя крепко связало власть церковную и великокняжескую. Русские митрополиты этого времени поддерживали движение к объединению и укреплению государства. Эти требования светской власти не казались Церкви чрезмерными, а положение, при котором великий князь, а позже царь, активно вмешивался в дела церковные, не было для христиан XV–XVI вв. ни в коей мере унизительно. Ибо в эпоху, когда Русь осталась одна во враждебном окружении мусульман и католиков, не духовенство только, а вся паства Русской Церкви, весь народ православный, и прежде всего царь, стали хранителями истинной веры.

http://sedmitza.ru/lib/text/435954/

Открытое письмо духовенства Херсонской епархии Украинской Православной Церкви президенту Украины В.А. Ющенко 10 октября 2005 г. 18:11 ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ДУХОВЕНСТВА ХЕРСОНСКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ БРАТУ ВО ХРИСТЕ — ВИКТОРУ АНДРЕЕВИЧУ ЮЩЕНКО (ПРЕЗИДЕНТУ УКРАИНЫ) Принято собранием духовенства Херсонской епархии УПЦ в Свято-Духовском соборе Спасо-Преображенского монастыря г. Херсона 7.10.05. Уважаемый Виктор Андреевич! Мы обращаемся к Вам с настоящим письмом не как к Президенту Украины, а как к нашему брату во Христе и сыну Православной Церкви! Нам, священникам Херсонской епархии Украинской Православной Церкви, стало известно Ваше намерение открыть в Украине официальные представительства (подворья) Константинопольской Патриархии, якобы с целью содействия объединения всех православных Украины в некую национальную «единую поместную церковь». Для организации церковных подворий украинским государством предполагается передача Константинопольской Патриархии двух храмов в Киеве и Львове. Мы, как и Вы, сторонники скорейшего воссоединения наших отколовшихся братьев и сестёр в УПЦ-КП и УАПЦ в лоне единой святой соборной и апостольской Церкви Христовой. Не наша вина в том, что на Украине возникли две самочинные религиозные организаций, одинаково именующие себя «киевскими патриархатами» (УПЦ-КП и УАПЦ), и не признанных канонической Полнотой Вселенской Церкви Христовой. Мы, как и Вы, граждане и патриоты Украины. Мы также желаем благополучия каждому её сыну и дочери и горячо молимся о духовном процветании нашей страны. Мы смиренно исполняем законы страны и остаёмся при этом верными духовным законам Христа Спасителя. Но, как христиане христианину, как братья Ваши по вере, мы с любовью во Христе и с болью в сердце напоминаем Вам, что «киевский патриархат» - в списках православных патриархатов не существует, он есть греховный раскол, плод политических страстей, мираж среди пустыни и что признание его Украинским Государством юридическим лицом в духовном измерении нисколько не меняет его статус в православном мире, как раскольнической греховной структуры.

http://patriarchia.ru/db/text/52465.html

Поздравительные послания Предстоятелей Поместных Православных Церквей Москва, 29 января 2009 года Святейший Константинопольский Патриарх Варфоломей I направил Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу послание, в котором поздравил его с избранием Предстоятелем Русской Православной Церкви.Текст послания приводится ниже полностью. Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси господин Кирилл! По случаю Вашего сегодняшнего достойного избрания на пост нового Предстоятеля Святейшей Сестры и избранной Дочери Русской Церкви направляем Вам всесердечное братское целование Константинопольской Церкви, Вселенского Патриархата и лично нашей Мерности, поздравляя верующий народ, благоговейный клир и просвещенную Святым Духом иерархию Вашей Церкви, что они с завидным единодушием избрали Патриархом Ваше достойное, авторитетное и возлюбленное Блаженство. Убеждены, что в период Вашего Патриаршества, которое да будет долгим и славным, мы будем гармонично сотрудничать во славу Божию и во имя общего свидетельства Православия в сегодняшнем беспокойном мире. Ожидая Вас в ближайшие месяцы в пределах Матери-Церкви, чтобы начать священным сослужением наше совместное шествие в будущее, целуем Вас, Блаженнейший и честный Брат, целованием святым и восклицаем вместе с нашими о Христе братьями: Аксиос! +Варфоломей, Патриарх Константинопольский   Святейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IVhanpabuл поздравительное послание Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу с избранием и наречением Предстоятелем Русской Православной Церкви. Текст послания приводится ниже полностью. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу, избранному и нареченному Патриархом Московским и всея Руси Ваше Высокопреосвященство! Мы сердечно поздравляем Вашу Святыню с избранием на Московский Патриарший Престол и молитвенно возносим благодарение Пастыреначальнику Христу за единодушное определение Поместного Собора Русской Православной Церкви о Вашем избрании. Зная Ваше многолетнее истовое служение делу всеправославного единства, Вашу ревность и принципиальность в отстаивании евангельских духовных идеалов в жизни современного общества, Мы уверены, что Вы станете достойным преемником Ваших именитых предшественников, особенно приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, соработником которого Вы являлись многие годы.

http://pravoslavie.ru/29101.html

Содержание Опыт церковно-исторического исследования Ученый и время: И. И. Соколов Предисловие Часть I. Внешнее состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204) Глава первая. Внешнее состояние монашества в Константинопольской церкви от Михаила III до воцарения Исаака Комнина (842–1057) Глава вторая. Внешнее состояние монашества в Константинопольской церкви от Исаака Комнина до завоеванияКонстантинополя латинянами (1057–1204) Глава третья. Внешняя история монашества на Афоне до 1204 года Глава четвертая. Внешнее состояние монашества в патриархатах Антиохийском, Иерусалимском и Александрийском с середины IX до начала XIII века Часть II. Внутреннее состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204) Глава первая. Быт византийских монахов и виды их подвижнической жизни. Виды монастырей Глава вторая. Организация монастырского управления Глава третья. Нравственное и умственное состояние византийского монашества с середины IX до начала XIII века (842–1204) Глава четвертая. Значение монашества ΙΧ– ΧΙΙ веков в истории Византийской церкви и государства Приложение. Алфавитный указатель монастырей и монашеских пунктов, существовавших в пределах Византийской империи с середины IX до начала XIII века (842–1204)     Опыт церковно-исторического исследования Видный церковный историк, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии Иван Иванович Соколов (1865–1939) в послеоктябрьский период разделил участь многих своих коллег: он был лишен возможности продолжать историко-церковные исследования, а его труды надолго и незаслуженно были фактически изъяты из отечественной историографии Византии. Он является автором многочисленных трудов по византинистике и неоэллинистике, среди которых следует прежде всего назвать его монографию «Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX до начала XIII вв. (824–1204). Опыт церковно-исторического исследования» (Казань, 1894). Этот труд И. И. Соколова и по сей день не утратил своего значения как уникальный свод информации о византийском монашестве, монастырях ИХ-ХИИИ вв. Переиздание его представляется делом своевременным и нужным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

     – Кризис, в котором находится православный мир, очень глубок, и, к сожалению, способен обернуться трагедией глубокого и продолжительного раскола. Однако изменения в глобальном церковном порядке не являются непоправимыми. Церковь не знает необратимых процессов и окончательных перемен. Всё можно уврачевать и преодолеть любовью и милостью Божией, если среди нас находятся люди доброй воли, готовые к покаянию. Церковный порядок в сущности своей неизменен, а проблемы возникают, когда мы, люди, не исключая и тех, кто занимает в Церкви самые ответственные позиции, этот порядок нарушаем по каким бы то ни было причинам, ради достижения каких бы то ни было целей. Это сказал Патриарх Ириней для юбилейного номера «Новостей», имея в виду огромную угрозу, которая нависала над православием в связи с решением Константинопольского Патриархата о признании автокефалии Украинской Церкви. Пока все верующие находятся в ожидании, какой ответный шаг предпримет Москва, пребывая в оправданном страхе, что поступок Варфоломея мог бы даже разжечь пламя войны, спрашиваем первого по чести в Сербской Православной Церкви иерарха, прежде всего о том, что он передал Вселенскому Патриарху и митрополиту Илариону, с которыми по отдельности встречался на протяжении весьма краткого времени. И не носило ли это характера некой примирительной миссии? – У меня не было какой-то специальной примирительной миссии, но от имени Сербской Православной Церкви я сделал всё, что мог, дабы избежать наихудшего сценария. Прежде всего, наш Собор обратился к его Святейшеству Патриарху Константинопольскому с призывом не проявлять поспешности, но идти по пути диалога и всеправославного консенсуса, затем наш Священный Синод направил ему в том же духе повторное обращение, а потом и я сам лично изложил нашу позицию, встретившись с Вселенским Патриархом в Салониках. Конечно, предварительно беседовал я и с Его Святейшеством Патриархом Московским, а позицию нашей Церкви мы сообщили также и всем Поместным автокефальным Церквам. Эта позиция заключается в том, что необходимо полностью и непреложно соблюдать многовековой церковный порядок и священные каноны, чего, по мнению подавляющего большинства епископов и богословов Сербской Православной Церкви, к сожалению, сейчас не делает наша Мать-Церковь в Константинополе.

http://pravoslavie.ru/116690.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010