Мониторинг СМИ ОМОН и аминь Константинопольский Патриарх не дал добро на церковную независимость Украины 28.07.2008 13:20 Торжества, посвященные 1020-летию крещения Руси, завершившиеся вчера в Киеве, прошли с размахом, но, похоже, не принесли того результата, на которые рассчитывали президент Украины Виктор Ющенко и его окружение. Константинопольский патриарх Варфоломей I, которого принимали на высшем уровне со всеми возможными почестями, так и не дал добро на создание украинской поместной церкви, независимой от Москвы. При этом действия г-на Ющенко явно не прибавили ему очков в глазах верующих, относящих себя к пастве Московского патриархата, а таковых большинство среди украинских православных. Воскресная праздничная литургия, которую в «матери городов русских» отслужили два патриарха -- Константинопольский Варфоломей I и Московский и всея Руси Алексий II, не разрядила обстановку. На рассвете на Владимирскую горку, где должно было состояться торжественное богослужение, были стянуты повышенные силы милиции и киевского ОМОНа, которые к 8 часам утра полностью перекрыли доступ верующих. Городские власти объясняют столь ревностную заботу о безопасности тем, что вокруг помоста, на котором проходила служба, и так уже собралось большое количество народа. И во избежание давки всех остальных желающих пришлось «отсечь». Однако, как свидетельствуют очевидцы, внутри оцепления оставалось достаточно места. Реакция большинства верующих была однозначной: «нас не хотят пустить к нашему патриарху». «То, что нас, канонических православных, не пустили на службу, говорит о том, что это заранее спланированная акция, -- заявила агентству Интерфакс одна из женщин, не допущенных на литургию. -- Мы хотим видеть своего патриарха. Он приехал сюда ради нас, ради нашего праздника. Мы здесь на своей намоленной земле, а не в гостях у кого-то!». «Алексий, Алексий!» -- начала скандировать многотысячная толпа верующих, когда Константинопольский и Московский патриархи подходили к Владимирской горке. Во время самой литургии большей части присутствующих пришлось молиться прямо на проезжей части перед милицейскими и омоновскими кордонами. Многие верующие стояли на коленях, некоторые держали в руках плакаты «Автокефалии нет!». Под автокефалией (самоуправлением) имеется в виду поддерживаемый властями Украины проект создания национальной церкви под эгидой так называемого «Киевского патриархата», возглавляемого бывшим митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко), которого РПЦ МП предала анафеме за раскольничество и «немонашеский образ жизни».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

IV. Константинопольский второй вселенский собор. – Анализ символа II вселенского собора, константинопольского, в учении о Ипостаси Сына Божия, Христе Богочеловеке и Духе Святом. – Исследование вопроса: под каким влиянием произошло составлен из константинопольского символа – александрийским или антиохийским? – Факты в особенности из деятельности и сочинений Григория Богослова , приводящие к утверждению мысли о влиянии антиохийского направления на соборе. – Всеми ли церквами был принят собор и символ константинопольский ? Это вера православных. Отцы Халхидонского собора. Прости собор архиереев и иереев, почтенных сановитостию и летами. Умолк язык неприязненный. Григорий Богослов . В своем исследовании мы подошли к изложению и раскрытию догматической деятельпости второго вселенского Константинопольского собора. История его нам так же мало известна, как и первого вселенского. Актов или протоколов собора до нас не дошло; вероятно, их никогда и не существовало. При изучении этого собора приходится довольствоваться скудными сведениями, сохраненными церковными историками V века, и сочинениями Григория Богослова , очевидца, бывшего на соборе. Хотя сочинения Григория и не скудны сведениями, но эти последние изложены в духе полемическом, а потому научное пользование ими требует осторожнейшей критики. Единственным документом, заключающим в себе результаты догматической деятельности собора II вселенского, остается символ Константинопольский, известный под именем Никео-константинопольского 414 . Сделаем анализ символа. Исходной точкой для этого возьмем символ Никейский, с которым и будем сравнивать рассматриваемый символ. Начало символа, изложение учения о Боге Отце, у отцов никейских и константинопольских однозначущее, но в словах есть самая незначительная разница. В символе Константинопольском читаем: „веруем во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого». Слов „неба и земли» ( ορανο x α γς), в символе Никейском не было. Отцы Константинопольского собора не сделали никаких существенных пояснений в этом догмате для верующих потому, без сомнения, что о Боге Отце не было споров в церкви. Григорий Богослов прямо замечал: „нужно ли говорить об Отце, Которего не касаются по общему согласию все водящиеся естественным смыслом (еретики)» 415 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Глава II 19 . Состояние церковного управления и иерархии § 3. Учреждение патриаршества в России В XVI в. Московская Русь представляла собою богатое, могущественное государство. Прежний великий князь в лице Ивана Васильевича Грозного получил царский титул и царское коронование. После падения византийского императорского престола (1453 г.) русский царь стал в глазах Русских наследником византийских императоров, а в глазах Греков, страдавших под властию неверных Турок, «кормителем, покровителем и ктитором константинопольской патриархии». Соответственно с этим и московская митрополичья кафедра стояла очень высоко. Богатства ее и Московского государства побуждали восточных иерархов – не исключая самого константинопольского патриарха – обращаться сюда за пожертвованиями. Пределы московской митрополии были шире стесненных пределов любого из восточных патриархатов (если из константинопольского исключить русскую митрополию, входившую в его состав); двор московского митрополита также велик, как двор государя. Московский митрополит был свободнее в проявлении своих церковных прав, чем патриархи Востока, стесняемые на каждом шагу. Под охраною православных государей митрополичья кафедра в Москве стояла тверже и обеспеченнее, чем костантинопольская патриаршая, сделавшаяся игралищем в руках султана или визиря. Власть московского митрополита в действительности была нисколько не ниже патриаршей: он правил епископами, называл себя их «отцом, пастырем, утешителем и главою, под властию и в воле которого всея Русския земли владыки суть». Он еще с XV века, по согласию константинопольского патриарха, избирался на Руси без ведома и благословения патриаршего; русская митрополия уже прекратила иерархические сношения с патриаршею кафедрою. Если оставалась какая – либо зависимость московского митрополита от патриарха, то лишь поминальная, так как русская митрополия еще числилась в составе константинопольского патриархата. Своею лестию пред московским митрополитом сами патриархи развивали в нем высокое о себе мнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Константинопольский гамбит: Украина готовится встретить Патриарха Варфоломея 25.07.2008 305 Время на чтение 4 минуты Завтра в Киев должен прилететь Святейший Архиепископ Константинополя - Нового Рима и Вселенский Патриарх Варфоломей I. Украинские, российские и греческие средства массовой информации активно обсуждают перспективы этого визита. Что же межет ждать Украинское Православие уже в самое ближайшее время? По мере приближения Киевских юбилейных торжеств все более стремительно изменяется ситуация в Украине. Новости устаревают, не успев попасть на страницы газет. Статья, написанная неделю назад, сегодня просто теряет смысл. И все же мы рискнем подытожить события последних дней и сделать некоторые прогнозы. Вполне очевидно, что между Патриархом Варфоломеем I, с одной стороны, и Украинским государством и двумя раскольническими группировками (УПЦ-КП и УАПЦ), с другой стороны, достигнуты вполне определенные договоренности. 14 июля глава УПЦ-КП Филарет (Денисенко) и глава УАПЦ Мефодий (Кудряков) посетили Стамбул, где провели консультации с Патриархом Варфоломеем. 18 июля в Киеве состоялся архиерейский собор УПЦ-КП, который признал Константинопольский Патриархат своей Матерью-Церковью и заявил, что Вселенский Патриархат " способен помочь Украинской Церкви решить ее болезненные проблемы " . Таким образом, " епископат " УПЦ-КП во главе с Филаретом (Денисенко) фактически согласился войти в юрисдикцию Константинопольского Патриарха. УАПЦ пока не сделала никаких официальных заявлений по этому поводу, однако, как сообщают источники в руководстве этой конфессии, УАПЦ практически в полном составе также готова примкнуть к структуре, которую планирует создать в Украине Константинопольский Патриархат. Весьма вероятно, что главой этой структуры станет Филарет (Денисенко). Статус этой структуры и объем прав, которые будут предоставлены ей Константинопольским Патриархом, остаются предметом дискуссий. Украинское государство продолжает активно поддерживать указанный план.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Святейший Патриарх Кирилл встретился с делегацией Константинопольского Патриархата 24 июля 2013 г. 23:38 24 июля 2013 года в Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегацией  Константинопольского Патриархата , прибывшей для участия в торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси. В составе делегации — митрополит Галльский Эммануил, епископ Синопский Афинагор, генеральный секретарь Священного Синода Константинопольского Патриархата архимандрит Варфоломей (Самарас), великий иерокирикс, директор Патриаршей библиотеки архимандрит Виссарион (Комзиас). Во встрече участвовали председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям   архиепископ Егорьевский Марк , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудник ОВЦС священник Александр Васютин. «Мы рады, что вы участвуете в нашем общем торжестве. Для нас эта дата имеет очень большое значение, как и для вас», — сказал Святейший Патриарх, приветствуя гостей. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что в нынешнем году отмечается не только 1025-летие Крещения Руси, но и еще одна важная дата: 1150 лет тому назад святой патриарх Фотий направил миссию равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в славянские страны, в том числе и на территорию нынешней Руси, где они вели христианизацию народов. Первые христиане появились на Руси в результате этой миссии. К тому времени также относится крещение киевских князей Аскольда и Дира, которые пошли походом на Константинополь, однако по милости Божией нашествие обернулось миром и последующим крещением этих князей, и хотя впоследствии их победили язычники, жизнь христиан, хотя и в малых масштабах, в Киевской Руси продолжалась. «Затем последовало огромное по важности и последствиям деяние великого князя Владимира, который сам принимает крещение и инициирует крещение всего русского народа, — продолжил Святейший Владыка. — Это событие имело огромное цивилизационное значение, оно привело к миру между росами и византийцами, укрепило восточную православную цивилизацию и расширило ее».

http://patriarchia.ru/db/text/3123535.ht...

IX. Век десятый. – Взаимные отношения Византийской и Римской церквей при Константинопольском патриарх Николае Мистике (906–925 гг.) Повод ко вмешательству римского папы в дела Византийской церкви, – император Лев VI VI (Мудрый), его четвертый брак, – борьба против этого брака со стороны патриарха Николая, – прибытие папских легатов и утверждение ими антиканонического брака императора Льва (ссылка в изгнание Николая и восстановление его на патриаршей кафедре). – Обширное послание патриарха Николая к папе Анастасию III «о четвертом браке, неправильно принятом в римской церкви»: защита в нем иерархических прав Константинопольской церкви и укоризны папам за их незаконное властительство в других церквах; – строгие правила восточной церкви по вопросу о числе дозволительных браков для одного лица, – обличение римской церкви в том же послании в потворстве её нравственной распущенности. – Два послания патриарха к папе Иоанну Х-му; патриарх Николай и папские легаты в совокупности произносят осуждение в Константинополе (по смерти Льва) против смуты, произведенной незаконным браком указанного императора. – Имеет ли важность в истории разделения церквей рассказанное пререкание между Византией и Римом по вопросу о четвертом браке? Вторжения пап с их первосвященническим абсолютизмом в дела церкви Константинопольской при достопамятном патриархе Фотие в IX веке было отражено с замечательною силою этим ревностным борцом за самостоятельность и неприкосновенность прав, принадлежащих церкви восточной. Это было великим уроком для пап на будущее время! Но прошли десятки лет и папы снова возвратились к своей политике вмешательства в дела церкви восточной, в целях господствовала над нею. Это случилось в патриаршество в Константинополе Николая, известного с именем Мистика (имя это указывает на одну из высших государственных должностей, которую проходил он прежде своего посвящения в патриархи); но это вмешательство было также отражено без всякого вреда для достоинства и самобытности церкви Константинопольской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Время как судия. Русская и Константинопольская Православные Церкви в XX веке 12 декабря 2018 г. 14:16 Тема взаимоотношений «Церкви-Матери» и «Церкви-Дочери»Константинопольской и Русской Православных Церквей в минувшем столетии чрезвычайно болезненна. Откровенный разговор об этом в сборнике «Из истории взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в XX веке» поднимают доктор церковной истории священник Александр Мазырин и доктор исторических наук Андрей Кострюков. Издание состоит из двух очерков: «Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви» отца Александра Мазырина и «Русское церковное зарубежье и Вселенский престол», написанного А. Кострюковым. Статья доктора исторических наук Сергея Фирсова, опубликованная в «Журнале Московской Патриархии» ( 10, 2018 ), посвящена этому сборнику. Собственно, уже общее название очерка отца Александра ясно говорит о том, что действия Константинопольской Церкви он рассматривает как направленные против Русской Православной Церкви, полагая эти действия осознанными и продуманными. С самого начала автор показывает, что фанариоты не смутились самочинием раскольнического «Высшего церковного управления» в 1922 году и «наряду с богоборцами-большевиками и предателями-обновленцами стали еще одним источником скорбей для Русской Православной Церкви». «Политические интересы» для Фанара оказались важнее канонических правил и православной церковной традиции. Автор приводит примеры того, как Константинопольская Церковь (в лице своего священноначалия), выражая сочувствие Русской Церкви, стремилась использовать инспирированный ГПУ церковный раскол в собственных политических целях. Заметную роль в негативном развитии греческо-русских церковных отношений сыграли два представителя Вселенского Патриарха — два греческих архимандрита, дядя и племянник, Иаков и Василий (Димопуло). Первый еще с 1894 года был представителем Фанара в России и жил в резиденции в Москве (Крапивенский переулок, дом 4). Вплоть до своей кончины в 1924 году он являлся официальным представителем Фанара в России. С 1924 года и до своей смерти в 1934 году те же обязанности исполнял его племянник.

http://patriarchia.ru/db/text/5321500.ht...

Разделы портала «Азбука веры» — Так называется принятый от константинопольской церкви в православных русской и других славянских церквях сборник правил церкви и государственных к ней относящихся законов, подвергавшийся, после принятия, разным дополнениям и изменениям. В греческой церкви этот сборник назывался номоканоном (см. Византия). Слово “Номоканон” в славянских списках переводилось буквально “законоправильник”, “законоправило”; с течением же времени этот перевод заменили названием “К. книга; глаголемая греческим языком номоканон, словенским же сказаемая законоправило”. В константинопольской церкви в VI–IX вв. образовались и употреблялись различные виды сборников церковного права. С распространением христианской веры между славянскими народами эти сборники переходили к ним в разных переводах и здесь дополнялись и изменялись. Славянский перевод церковных правил впервые совершен в IX в. для болгарской церкви и приписывается христианскому первоучителю славян, св. Мефодию. Первым сборником церковного законодательства на славянском языке явилась “Синагога” Иоанна Схоластика, с присоединением к правилам вселенской церкви местных правил константинопольской церкви ( Иоанна Постника , устава студийского) и некоторых государственных узаконений, каковы: “Закон судный” или Эклога Льва Исаврянина (в болгарской редакции), извлечения, из Эклоги и Прохирона. Этот сборник наз. в русской литературе болгарской редакцией Кормчей, списки ее были в употреблении в России с первых времен основания в ней церкви; до настоящего времени их сохранилось два (в Румянцевском музее, 230 по описанию Востокова, и в московской академии, 54). Независимо от болгарской К., в России весьма рано, по всей вероятности — еще при Ярославе I, совершен был свой славяно-русский перевод с греческого языка такого сборника церковного законодательства, который в греческой церкви находился в большем употреблении в VIII—XI вв., чем сборник Схоластика. Этим сборником была так называемая Синтагма XIV титулов, которой в греческой церкви было несколько редакций.

http://azbyka.ru/kormchaya-kniga-gorchak...

священник Евграф Овсянников Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис и его борьба с римско-католической пропагандой на Востоке Источник Содержание Введение Источники и пособия для изображения жизни и деятельности. Кирилла Лукариса Часть первая (вступительная). Современное Кириллу Лукарису состояние восточной церкви Глава первая. Отношение турок к восточной церкви Глава вторая. Отношение латинян к восточной церкви Глава третья. Отношение протестантов к восточной церкви Часть вторая. Жизнь и деятельность Кирилла Лукариса Глава первая. Кирилл Лукарис до патриаршества Глава вторая. Кирилл Лукарис – патриарх Александрийский Глава третья. Кирилл Лукарис – патриарх Константинопольский     Введение В ряду патриархов восточной церкви после падения Константинополя Кирилл Лукарис, несомненно, занимает одно из первых мест. Его богатые природные дарования, обширное научное образование и заботы о поднятии просвещения в родной стране, особенно же его ревность о православии и заботы о благосостоянии своей церкви, обнаружившиеся в энергической до самопожертвования борьбе с иезуитами и мудром обращении с протестантами, – все это выделяет его из ряда прочих патриархов этого периода. Шумные же споры из-за Кирилла Лукариса, возникшие в церквах западных, восточной и русской, сопровождавшиеся очень важными результатами в истории греческой церкви, и в смысле научном не прекратившиеся еще и теперь, делают эту личность очень интересным и важным предметом исторического исследования. Современные Кириллу Лукарису писатели превозносят его ум, мудрость и любовь к науке 1 . В новое время Киммель, известный издатель памятников, имеющих большое значение в истории греческой церкви («Monumenta fidei ecclesiae orientalis»), характеризуя Кирилла Лукариса как представителя духовного просвещения, говорит о нем следующее: «Он отличался замечательною любовью к науке, по учености он стоял выше своего века и своих современников в Греции, он имел близкое знакомство с сочинениями германских ученых; это был верный страж той церкви, в которой он был предстоятелем, охранявший церковь от всякого суеверия, он был презрителем и искоренителем невежества» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы должны сделать всё, чтобы этот дьявольский план не смог осуществиться» Заявление Андрея Кормухина, координатора Движения «Сорок Сороков», по авантюрам Константинопольского патриарха 13.09.2018 1811 Время на чтение 7 минут Дорогие, братья и сестры, сограждане! В жизни мирового Православия происходят чрезвычайные события, значение которых пока не для всех понятно. Константинопольский патриарх Варфоломей объявил, что он якобы имеет право и намерен предоставить автокефалию автономной Украинской Церкви, полностью отделив её от Русской Православной Церкви. При этом патриарх Варфоломей заявляет, что якобы Киевская митрополия никогда не входила в состав Русской Церкви, на законном основании, что Русская Церковь совершала насилие (!) по отношению к «нашим братьям в Киеве», оказывала давление (?!) на Константинопольский Патриархат и что Константинопольский Патриархат якобы никогда не соглашался на присоединение Киевской митрополии к Русской Церкви. Такие утверждения могут быть объяснены или полной неосведомленностью в истории Константинопольской и Русской Церквей, или сознательным её искажением. На самом деле, все обстояло прямо наоборот. Мы «веруем во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Полнота Православной церкви состоит из семьи равных Церквей-сестер. Никогда никакие соборы не уполномочивали Константинопольскую церковь безапелляционно и самовольно переустраивать другие автокефальные церкви. Ее первенство состояло лишь в том, что она была Церковью столичного града, епископ которого был ближе к православному императору. Поэтому он имел первенство чести. С XV века эта церковь находится в мусульманском государстве, а Константинополь давно переименован в Стамбул. Русская Церковь, которая потом стала называться Российской, в течение многих веков без конца помогала всему греческому Востоку и особенно Константинополю, сотни лет страдавшим от иноверного ига. Эта помощь состояла в бесчисленных дарах, денежных вкладах и пожертвованиях Русской церкви и всего русского народа в храмы и монастыри Православных Греческих Церквей. Само патриаршество Константинопольской Церкви в огромной степени держалось на денежных средствах, за которыми митрополиты и даже сами патриархи приезжали в Россию, чтобы откупиться от чиновников турецких султанов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/13/my...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010