Вариации этого глубочайшего невежества неисчислимы. Вот сюда-то, к просвещению этого именно невежества должна быть направлена пастырская беседа. 2) Рядом с этим должны бы идти обучение молитвам, Символу веры , десятословию и за сим уже объяснение молитв. В этом крае почти все дети от 8 до 20 лет включительно прочитают и Отче наш и Верую; десятословие и здесь прочитают только школьники. Но не школьники читают всегда с грубейшими ошибками и никакого разумения с прочитанными словами не соединяют. В Великороссии же, напр., в Уфимской губернии, знают всего чаще: Богородица Дево, затем почти ничего. Не знают десятисловия, символа веры , молитвы Господней, даже трисвятого, даже молитвы Иисусовой, нередко не могут прочитать: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Молитвам могли бы учить и причетники под диктовку. Равно как и объяснять св. образа в церкви могли бы они же, между службами, наприм., утреней и обедней, или же после оных. А, конечно, это первый, наисущественнейший долг самих пастырей церкви – священников. 3) Конечно, нужна и проповедь, но какая? Проповедь школярная, отвлечённая, нравственно-догматическая, конечно, не вредна даже в селе. Она услаждает народное чувство, подобно тому, как услаждает же и звон церковного колокола. Но по низкой степени развития нашего народа, такая проповедь и понятна ему также, яко медь звеняща, или кимвал звяцаяй. В огромном большинстве своём народ не соединяет никаких ясных и особенно правильных представлений с словами: Бог Отец, Дух Святый, Искупитель, Троица, Богородица, Рождество, Крещение и т. под. без конца. Что же может сказать ясного и вразумительного уму народному наша проповедь, где эти понятия берутся за данные и общеизвестные? Нужно, чтобы проповедь не только поучала и умиляла, во и научала. Собственно, благотворной для нашего народа проповедью была бы первоначально беседа, начинающаяся с настойчивого и постоянного объяснения святых икон, лика Иисуса Христа, Троицы, Богородицы, Св. Евангелистов (о которых нигде никакого понятия) и т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В наше время нам приходится многое начинать с нуля. Хотя князь Владимир крестил весь народ, по сути, это было тоже без катехизации. Потом пришла традиция крестить детей. Всё это привело к тому, что у нас сложилась устойчивая практика крещения без катехизации. И теперь проблема состоит в том, что уже крещеные люди нуждаются в катехизации. Нужно связать крещение и катехизацию, крестить после соответственной подготовки и продумать систему такой подготовки при каждом приходе. Безусловно, без священника здесь не обойтись. Если пришедший в Церковь человек увидит, что занимаются с ним миряне, это не вызовет у него духовного восторга, горячего желания изучать предмет. Этот курс должен возглавлять тот, кто будет крестить. Крещение должно венчать процесс научения. В древности христиане готовились ко крещению в течение Великого Поста и были особые дни крещения, это те дни сейчас, когда мы на службе вместо Трисвятого поём «во Христа крестихтися. Во Христа облекохтися...» - это Рождество, Крещение, Пасха, Троица. Чисто богослужебно мы можем легко определить, когда в древности совершалось крещение. Практика крещения была такова, что это было не частным событием крещающихся, а общецерковным праздником, общим торжеством. Совершались крещение большого количества уже подготовленных людей. Конечно, нужно с большой осторожностью пытаться употребить древний опыт, потому что иная практика, частных крещений уже тоже стала традицией, когда человек крестится один или с пришедшими в этот день людьми. Самое главное, мы должны крещению вернуть характер общецерковного торжества, чтобы каждый крещающийся понимал, что это не только его личное событие, но он входит в великую семью Православной Церкви, становится членом такого особого сообщества. Что касается катехизаторов, то без них, конечно, священнику не охватить всех желающих принять крещение, они должны выполнить своего рода функцию крестных, восприемников. Катехизаторы должны нести ответственность за тех, кого они готовят ко крещению. Они должны быть не просто формальными учителями, преподавателями некоего подготовительного курса, они должны не бояться брать на себя ответственность. Катехизаторы должны быть разделены: для женщин - женщины, для мужчин - мужчины. Тогда мы повысим качество этого института катехизаторов-восприемников или крестных отцов и крестных матерей. Тут понятно, нужны методические разработки. Катехизация не должна быть слишком краткой, не одна-две беседы, потому что в таком объеме трудно что-то объяснить в христианском вероучении, но с другой стороны и не должна быть очень большой, чтобы не остыл порыв пришедшего ко крещению, чтобы не бюрократизировали этот процесс. Исторический опыт показывает, что оптимальное время катехизации действительно сорок дней, по аналогии с Великим постом.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/02/03/re...

Совершение богослужения по Уставу является общей и основной структурой литургической жизни Церкви, и почувствовать это очень просто: даже нарушения Устава, которые, к сожалению, являются нашей сегодняшней действительностью, стремятся стать Уставом. Нарушать какие-то, может быть, слишком сложные, предписания Устава люди стремятся не каждый раз по-разному, а всегда одинаково, т. е. по какому-то сокращенному, может быть, урезанному, но Уставу. Но все же наш предмет заслуживает более полного названия, того, которое усвоено ему в учебной программе, — литургика. Это слово образовано от греческого слова λειτουργια, означающего «общее дело». И поскольку литургия — это центр богослужения, то и все, что относится к богослужению, будет называться литургической жизнью Церкви. Однако наука литургика традиционно носит прикладной характер. Раньше на Западе бытовало название «рубрицистика», т. е. изучение некоторых «рубрик», некоторых пунктов Устава. Эта наука, по мысли прот. Александра Шмемана, отвечает на вопрос «как?» Как правильно совершить богослужение? Как правильно, в нужном порядке и правильным образом пропеть и прочитать богослужебные тексты? Но она не отвечает на вопрос «что?» На вопрос «Что совершается за богослужением?» может ответить только литургическое богословие , т. е. осмысление содержания и значения всех предписаний Устава. Конечно, наш курс не станет курсом литургического богословия и, может быть, даже не станет курсом «введения в литургическое богословие», поскольку это не в наших силах, но такой подход обязательно должен быть нашим ориентиром, нашим горизонтом, не исчезающим из поля зрения, чтобы погружение во внешние предписания не скрывало их смысла. Первым шагом от литургики к литургическому богословию может служить историческое изучение Устава. Именно история Устава легче и проще всего подводит нас ко многим сокровенным и глубоким его смыслам. Например, есть такая рубрика в Уставе: в церковном году существует ряд праздников, когда на литургии не поется Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а поется другая песнь: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» Если мы обратимся к истории, то узнаем, что в древней Церкви в эти дни совершалось крещение большого количества оглашенных, и эта песнь включена в литургию именно потому, что присутствовали за богослужением только что крещеные люди. Сейчас в жизни Церкви этого уже нет, но замена эта, этот пункт в Уставе остался. Почему? Разве не праздным является это предписание, разве оно не стало пустой буквой исполнения традиции? Нет, конечно, это не так. Пение этого гимна ставит совершенно особый акцент на богослужении праздника, выделяет его из круга церковного года, показывает особенное учение Церкви о нем и заставляет совершенно особенным образом его воспринимать. И так каждое, даже самое мелкое предписание полно смысла, который не всегда лежит на поверхности, но который мы должны жадно искать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

      Ужасаются умы странного и ужасного Тебе, всех Создателя, погребения.       Жива будет душа Моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твои помогут Мне. Излияша на гроб мироносицы мира, зело рано пришедшыя.       Заблудих яко овча погибшее, взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забыв.       Мир Церкви, людем Твоим спасение даруй востанием (то есть воскресением) Твоим (Пс. 118,174-176 и соответствующие этим стихам «непорочные»).       После прославления Святой Троицы храм освещается, и провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу.       В это время священник совершает каждение.       Так в первый раз отчетливо провозглашается благая весть нашего спасения в Воскресении Христовом.       Песнопения утреннего канона продолжают славить Его, Своею смертью победившего смерть.       Тут, тоже в первый раз, говорится, что эта суббота - воистину есть самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы.       «Сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув воскреснет тридневен. (Заключительная строка кондака и икоса.)       И, снова, канон завершается конечной победой Христовой:       «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына; востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающыя».       Во время пения последующих стихир священник облачается в темные ризы и, с началом великого славословия, еще раз кадит гроб Спасителя.       Затем, повторяя «Трисвятую песнь», народ с зажженными свечами следует за ним, несущим Евангелие и Плащаницу. Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением «Жизни мира» в смерть.       Когда народ опять входит в храм, хор еще раз поет тропари и читается пророчество Иезекииля о «сухих костях»:       «И узнаете, что я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших.

http://zavet.ru/ssedm06.htm

–  Батюшка, – сказал я, – прошлый разговор у меня не выходит из мыслей. Родились у меня некоторые вопросы; позвольте мне их высказать Вам, если Вас не призывает какое особенное дело. (Последнее сказал я, помня вышеприведенные слова о. Иоанна о нужде ребенка в материнском положении). –  От нас самих зависит, – отвечал о. Иоанн, – чтобы в наших делах одно другому не мешало, а помогало. –  Да, – сказал я, – по вашему-то должно быть так, чтобы и земное было мыслимо и исполняемо духовно, чтобы таким образом и житейское дело не мешало, а помогало духовному делу. Но как согласить земное с небесным, житейское с духовным? Одно имеет в виду земную жизнь, другое направляется к будущей вечной жизни, «отлагая всякое житейское попечение», как поется в известной церковной песни 10 . Все земное, говорят благочестивые мыслители и вне Православной Церкви 11 , все должно служить лишь к тому, чтобы душа отрешалась от любви ко всему этому и созревала для вечной жизни. Что Вы скажете на это? –  Прежде всего, скажу Вам, – отвечал о. Иоанн, – мою искреннюю благодарность за то, что Вы рассуждаете о слышанном от меня и испытываете истину с тех именно сторон, с которых она может быть перетолкована неразумием или недоброжелательством. Ведь, в самом деле, так легко и вместе благовидно для какого-нибудь сварливого ревнителя закричать против меня: Святая де Церковь поет: всякое отложим житейское попечение, а вот тут учат служить Христу и в житейском попечении. –  Поэтому-то, батюшка, и надо хорошенько разъснить этот пункт учения Вашего, – заметил я. –  Судите же сами, – говорит о. Иоанн, мое ли самочинное или Господне то учение, которое передаю Вам. Вы, конечно, слыхали о готовности, выражаемой Божиими Святыми, идти и в ад только бы с Господом, нейти и в царство небесное в разлучении от Господа. Это мы и возьмем за основание нашего рассуждения в настоящем случае; потому что именно Господь и соединение с Ним составляют всю силу царства небесного или вечной жизни, а без мысли о Господе и о соединении с Ним и самое стремление к небесному царству и отрешение от земных житейских попечений будет еще недостаточно и даже фальшиво; Святые не хотят и царства небесного без Господа, а напротив, только бы с Господом, они не боятся не только пути житейского, но и самого ада. На этом основании надо нам осматриваться, согласно ли со Святыми мы думаем и заботимся о снискании самого Царства Небесного или будущей блаженной жизни? Самого ли Господа и союза с Ним мы ищем, говоря об отложении житейских попечений? По смыслу песни церковной, на которую Вы указали, спасительно можем и должны мы отлагать всякое житейское попечение не иначе, как изображая херувимов в тайне своего духа и воспевая трисвятую песнь животворящей Троице. Так ли?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

В Церкви Христовой люди вводятся в рай и становятся причастниками Божественного естества Святой Троицы. Евхаристическая жертва Церкви – всеобъемлющий акт ее самореализации как священного сообщества. Также евхаристия является выражением существа Церкви как самого спасения. Люди спасаются через Церковь, потому что само ее существование состоит в общении с Богом, в Котором все «небесное и земное» (Еф. 1, 10). В Церкви люди участвуют в Божественной литургии Святой Троицы – «едином действии» трех Божественных Лиц: Отца, Сына и Святого Духа (слово «литургия» означает «общественное служение»). Они сослужат небесной литургии ангелов, присоединяются к непрестанному пению трисвятой песни Творцу. Они участвуют в космической литургии, соучаствуя небесам и земле и всему творению в «хвалении Бога» и «проповедании славы Божией» (см.: Пс. 18, 2). Они вступают в реальность несравненно более страшную и величественную, чем та, от видения которой на вершине горы Синай древний Моисей «трепетал от страха». «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева… Итак, мы, приемля Царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12, 22–29). Это в конечном итоге и есть тот «покрытый золотом культ, наполненный дымом ладана и сонмом мерцающих в священном мраке изображений» Томаса Мертона. Церковь возвещает о том, что Бог – с нами, и мы – с Ним, со всеми ангелами и святыми и всем творением в «царстве непоколебимом». Все в Церкви: не только иконы и ладан, но и песнопения, догматы и молитвы, облачения и свечи, обряды и посты – свидетельствуют, что Церковь – спасение: соединение с Богом в Его искупленном, возрожденном, преображенном и прославленном творении. Все говорит о том, что Мессия уже пришел, что Бог – с нами и что все обновлено. Все кричит о том, что «через Него… имеем доступ к Отцу, в одном Духе» и «не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу… имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на Котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2, 18–22).

http://pravoslavie.ru/3187.html

Возможен также вариант, при котором на часах по Трисвятом (вместо текстов Часослова) глаголется кондак предпразднства, глас 8-й (ср. с богослужением среды и пятка 4-й седмицы поста, а также со службой четверга 5-й седмицы). На 1-м часе – кафизма 9-я. На 3-м часе – кафизма 10-я. На 6-м часе – кафизма 11-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 12-я. Изобразительны совершаются по великопостному чину. Примечание. Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся особенностей изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, возможно совершение изобразительных в полном соответствии с обычным великопостным чинопоследованием. В этом случае кондаки на изобразительных глаголются следующим образом : в храме Господском – кондак храма, кондак дня, ин кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме Богородицы – кондак дня, ин кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме святого – кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й. Существует также мнение , что в предпразднство Благовещения дневные кондаки и кондак «Со святыми упокой...» не произносятся: в храме Господском и святого – кондак храма, «Слава, и ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме Богородицы – кондак предпразднства, глас 8-й. Возможен также вариант, согласно которому на изобразительных глаголется только кондак предпразднства, глас 8-й (ср. с богослужением среды и пятка 4-й седмицы поста, а также со службой четверга 5-й седмицы). Окончание изобразительных (после кондаков) следующее: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей (перед царскими вратами): «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице...». «Буди имя Господне...» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа...» (псалом 33-й) . Иерей на солее при закрытых царских вратах совершает отпуст следующим образом. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-06/

Возможен также вариант, при котором на часах по Трисвятом (вместо текстов Часослова) глаголется кондак предпразднства, глас 8й (ср. с богослужением среды и пятка 4й седмицы поста, а также со службой четверга 5й седмицы). На 1м часе – кафизма 9я. На 3м часе – кафизма 10я. На 6м часе – кафизма 11я; тропарь пророчества (из Триоди), 1й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2й прокимен Триоди. На 9м часе – кафизма 12я. Изобразительны совершаются по великопостному чину. Примечание. Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся особенностей изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, возможно совершение изобразительных в полном соответствии с обычным великопостным чинопоследованием. В этом случае кондаки на изобразительных глаголются следующим образом : в храме Господском – кондак храма, кондак дня, ин кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8й; в храме Богородицы – кондак дня, ин кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8й; в храме святого – кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8й. Существует также мнение , что в предпразднство Благовещения дневные кондаки и кондак «Со святыми упокой…» не произносятся: в храме Господском и святого – кондак храма, «Слава, и ныне» – кондак предпразднства, глас 8й; в храме Богородицы – кондак предпразднства, глас 8й. Возможен также вариант, согласно которому на изобразительных глаголется только кондак предпразднства, глас 8й (ср. с богослужением среды и пятка 4й седмицы поста, а также со службой четверга 5й седмицы). Окончание изобразительных (после кондаков) следующее: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (перед царскими вратами): «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице…». «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа…» (псалом 33й) . Иерей на солее при закрытых царских вратах совершает отпуст следующим образом. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Если же святой без «Блажен муж» (на обычных службах), тогда свечи зажигаются только перед иконой Спасителя, Богородицы и иконой храма. На «Господи воззвах» к ним добавляются свечи в тябле и перед праздничной иконой. Погашаются свечи «на конечном Трисвятом». В «Настольной книге священнослужителя» говорится, что свечи (не все, но большая их часть) гасятся после «Свете тихий», а если была лития, то на стихирах возжигаются все свечи, а по окончании «Ныне отпущаеши» большая часть свечей погашается. Возможно, в Типиконе имеется в виду как раз это Трисвятое по «Ныне отпущаеши». Протоиерей Константин Никольский разделяет понятия «Утреня» и «Бог Господь». Согласно его пониманию, в самом начале Утрени (перед шестопсалмием) возжигаются свечи перед иконами Спасителя, Богородицы и храма. А на «Бог Господь» к ним добавляются свечи в тябле и праздника. Т.е. знаменитый запрет на свечи во время шестопсалмия оказывается не таким уж безусловным. «Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать светильников более, а при менее торжественных, печальных – менее… Таким образом, во время чтения шестопсалмия, по уставу, предписывается немного зажигать свечей, так как в этих псалмах выражается покаяние и умиление» . На полиелее зажигаются все свечи и горят до окончания 3-й песни канона, после чего все свечи погашаются. На 8-й песне канона все свечи снова зажигаются и горят до конца Великого славословия. Протоиерей Никольский связывает это тушение свечей с так называемым «чтением» (Типикон, гл. 2, 3 и др.), которое полагается после 3-й и 6-й песен канона, т.е. на время чтения прологов и святоотеческих поучений свечи должны быть потушены. В настоящее время поучения по 3-й и 6-й песнях канона не читаются (за исключением дня памяти Марии Египетской). Когда наступает чтение Евангелия, зажигаются все свечи в храме и горят до заамвонной молитвы Что же касается Божественной литургии, то до службы полагается возжечь свечу на жертвеннике. После того как иерей облачится и наступит время бить в колокол, зажигается свеча на престоле и в храме (как на Великой вечерне: перед иконами Спасителя и Богородицы, перед храмовой иконой в иконостасе, в тябле и перед праздничной иконой). Когда же наступает чтение Евангелия, зажигаются все свечи в храме и горят до заамвонной молитвы.

http://pravoslavie.ru/156763.html

— Из чего состоит ваш учебник? — Из двух частей: отпечатанного буклета с текстами, набранными традиционным (таким же, как и в богослужебных книгах) церковно-славянским шрифтом, и аудиодиска, записанного при содействии певчих храма Воскресения словущего на Ваганькове, а также духовенства и хора московского Высоко-Петровского монастыря. Обе части содержат главные богослужебные тексты, с которыми постоянно приходится иметь дело чтецам ( " Царю Небесный " , Трисвятое, часто употребляемые псалмы, " Символ веры " , Часы, паремии, " Сподоби, Господи " и т.д.)  — Вы профессиональный певец с именем, у которого, что называется, в печенках сидят и секреты вокала, и основы правильного дыхания, и законы сценической речи. Для большинства же чтецов, тем более начинающих, даже сами эти понятия — китайская грамота.  — Это как раз нестрашно. Стиль моего чтения, реализованный на диске, ни в коей мере не образец для подра-жания, а всего лишь один из возможных вариантов. К тому же каждому, надеюсь, понятно: чтец не актер, а храм, даже очень обширный собор, не концертный зал, где надо работать на публику. Хотел бы, кстати, обратить внимание еще на один нюанс. В учебных целях записи на аудиодиске сделаны в несколько более спокойном темпе, чем это обычно принято на богослужениях. На практике же у каждого — как начинающего, так и маститого — чтеца существует внутреннее ощущение и понимание темпоритма богослужения, да и священнослужители, конечно, не оставят этот аспект без подсказки. — Где можно приобрести ваше пособие?  — Проще всего это делать через епархиальные отделы религиозного образования и катехизации. Наложенным платежом можно заказать комплект через веб-сайт . В розничной продаже пособие тоже есть. Так, в Москве оно реализуется в Высоко-Петровском, Новоспасском и Сретенском мужских монастырях. Митрополит Калужский и Боровский Климент: Пособие помогает научиться читать в храме должным образом От того, как в церкви читают, зависит и понимание молитв прихожанами, и их молитвенный настрой. Если чтец небрежно читает, допускает ошибки, неразборчиво произносит слова, то и находящимся в храме не только непонятно чтение, но и тяжело настроиться на молитву.

http://e-vestnik.ru/church/s_chuvstvom_s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010