– Каковы особенности Божественной литургии в воскресенье, на Троицу? – Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа креститеся». Это напоминает нам о том, что в ранней христианской Церкви на Пятидесятницу, как и в Великую Субботу, совершалось Крещение оглашенных, об этом говорит Григорий Богослов . Это представлялось уместным – день основания Церкви и прирастание ее новыми членами. Как и в другие Господские двунадесятые праздники, на Литургии поются праздничные антифоны, причем припев второго антифона отличается от всех других молитвословий, ибо здесь мы обращаемся не к Сыну Божию, а к Духу Святому: «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти аллилуия». Как и на другие Господские праздники, отпуст произносится с особой вводной фразой: «Иже в видении огненных язык с небесе низпославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос, истинный Бог наш…» – Великая вечерня с коленопреклоненными молитвами, которая следует на Троицу за Литургией, это ведь уже, по сути, вечерня на Духов день? Почему ее совершают, не дожидаясь вечера? – Того требует Устав Церкви (в Типиконе сказано: «Знаменует (то есть ударяет в колокол) ранее последования ради коленопреклонения»), это отражение нетерпения человека – помолиться об обновлении его существа благодатью Святого Духа: мы не можем отложить это на вечер, поэтому празднование совершается без перерыва. У митрополита Вениамина (Федченкова) в его записках о богослужении праздников есть такая мысль: мы должны ждать возможности помолиться Святому Духу так же напряженно, с тем же нетерпением, как апостолы ждали обещанного вознесшимся Иисусом сошествия Духа. У великой вечерни несколько уникальных особенностей. В мирную ектению добавляются особые прошения о благодати Святого Духа. А кульминация – это, конечно же, чтение коленопреклоненных молитв. Их всего семь, они делятся на три части: по две в первой и второй, три в третьей. Части разделяются между собой короткими молитвословиями: первая – после великого прокимена («Кто Бог велий…»), вторая – после сугубой ектении «Рцем вси…»); после второй части поется «Сподоби, Господи» и затем уже третья часть. В первой части воспевается домостроительство нашего спасения, и она, действительно, покаянная («…услыши ны, вонь же аще день призовем Ти, изрядне же в день сей пятдесятный…»). Вторая часть – это молитва о нашем обновлении Духом Святым («…светом Духа просветихомся и прелести якоже тьмы изменихомся…»), а третья часть, по сути, заупокойная, это молитвы об усопших: «…и упокой вся отцы коегождо, и матери, и чада, и братия, и сестры единородныя и купнородныя, и вся прежде почившия души в надежде воскресения…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Примечание. «По вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (Типикон, гл. 49я, «В туюжде Неделю сырную вечера»). Вечером в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с каноном и поклонами. Примечание. Если накануне совершалось бдение, то канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется. Порядок малого повечерия такой же, что и в период пения Октоиха, но со следующими особенностями. Вместо возгласа: «Молитвами святых отец…» произносится: «Боже, ущедри ны…». После возгласа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко…», 12 малых поклонов с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго», и один великий поклон с молитвой «Господи и Владыко…». После поклонов – конечное Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Нескверная, Неблазная…», и прочее по обычаю. 1 Архиеп. Богучарский Серафим (Соболев , 1881–1950) причислен к лику святых для общецерковного почитания Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2–3 февраля 2016 года. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 3 февраля 2016 года были утверждены к богослужебному использованию тексты тропарей и кондака свт. Серафиму, архиеп. Богучарскому. Тексты тропарей и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4367433.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/350). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 марта 2022 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропарей и кондака преподобномученице Вере (Морозовой). Тексты тропарей и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5911471.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/565).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови» . На это служащий священник (как правило, настоятель, а в обителях – наместник) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери...», «На реках Вавилонских...» и др . Примечание. «По вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (Типикон, гл. 49-я, «В туюжде Неделю сырную вечера»). Вечером в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с каноном и поклонами. Примечание. Если накануне совершалось бдение, то канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется. Порядок малого повечерия такой же, что и в период пения Октоиха, но со следующими особенностями. Вместо возгласа: «Молитвами святых отец...» произносится: «Боже, ущедри ны...». После возгласа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко...», 12 малых поклонов с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго», и один великий поклон с молитвой «Господи и Владыко...». После поклонов – конечное Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство...», «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Нескверная, Неблазная...», и прочее по обычаю. 1 Архиеп. Богучарский Серафим (Соболев, 1881–1950) причислен к лику святых для общецерковного почитания Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2–3 февраля 2016 года. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 3 февраля 2016 года были утверждены к богослужебному использованию тексты тропарей и кондака свт. Серафиму, архиеп. Богучарскому. Тексты тропарей и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4367433.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/350 ). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 марта 2022 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропарей и кондака преподобномученице Вере (Морозовой). Тексты тропарей и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5911471.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/565 ).

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-26/

Непрерывная молитва В Оптиной я осознал значение молитвы. В детстве просто знал, что нужно молиться, это было знание такое поверхностное. А в монастыре понял это на опыте. Приобрел свой собственный духовный опыт. Одним из открытий этого опыта стало понимание того, как важна непрерывная молитва. Я ведь рос в верующей семье, регулярно исповедался, причащался, знал многие молитвы наизусть, а вот когда пошел в армию, там мне особенно помолиться не удавалось. И произошел такой случай. У нас рядом с частью стояли теплицы, где мы кое-что выращивали для собственной армейской кухни. Как-то мы, с разрешения начальника, позвали священника отслужить водосвятный молебен в этих теплицах, поскольку овощи что-то плохо плодоносили. И вот священник служит молебен и просит меня прочитать с Трисвятого по «Отче наш». Я начинаю бегло читать знакомые мне всю сознательную жизнь слова – и вдруг запинаюсь и, к своему ужасу, понимаю, что стал забывать молитвы. Вот что значит – не трудиться в молитве. Она должна быть ежедневной и непрерывной. История о послушании Архимандрит Антоний (Гаврилов)      Промысл Божий в жизни действует через родителей, тем паче через верующих родителей, через духовника и даже просто через жизненные обстоятельства. Если человек будет стараться внимательно прислушиваться к Промыслу Божию в своей жизни, то он обязательно получит подсказку. Вот, скажем, подъехал человек на машине к речке. На дворе март месяц, лед на реке вроде прочный. А на берегу стоит дедок и говорит водителю: – Сынок, лед тронулся, не езди! – Дед, что ты мне рассказываешь?! Я здесь много лет езжу, через эту речку по льду даже в апреле ездят, а сейчас еще март! Важно слышать подсказки, которые Господь нам посылает Поехал, а сам призадумался, слова деда из головы не выходят, он окна машины и опустил. Слышит – лед двинулся. Сразу назад повернул, подъезжает к берегу: – Спасибо, дедушка! То есть важно оказывать послушание, важно слышать подсказки, которые Господь нам посылает. У моего старшего брата, ныне моего духовника, Оптинского архимандрита Антония (Гаврилова), с детства имелось послушание, а у меня вот послушания не было, одно своеволие. В главном слушался, конечно, но и капризничать умел.

http://pravoslavie.ru/115801.html

По прошествии X века под палестинским влиянием восемь особых тропарей, посвященных Воскресению Христову, стали исполняться как антифоны. Они вставлялись между стихами входного псалма в течение восьми воскресений подряд. Каждый тропарь соответствовал одному из восьми музыкальных гласов. Если бы верующие стали исполнять тропарь целиком после каждого стиха псалма, это занимало бы очень много времени. Поэтому тропарь целиком исполнялся до псалма и после псалма, после «Слава и ныне», а между стихами псалма исполняли лишь акротелефтеон. Таким образом, община участвовала в богослужении, участвовала в гимнодии – церковном пении. Однако после изобретения нотации, мы сталкиваемся с проблемой профессионализма. Профессионалы не нуждались в пении общины, им не нужно слишком много псалмов, им достаточно тропарей, потому что в музыкальном отношении тропари интереснее, есть разнообразие, их можно петь высокими и низкими голосами. Поэтому сегодня стихи из псалмов не сопровождают ни Трисвятое, ни Херувимскую песнь. Возможно, нам надо написать письмо Патриарху с просьбой изменить создавшуюся ситуацию. Какие бывают тропари? Тропари можно классифицировать по содержанию, месту в богослужении, мелодическому типу, контексту Священного Писания или даже географическому происхождению. Один из типов тропаря называется воскресен. Конечно, он посвящен Воскресению и, как правило, поется по воскресным дням. Есть тропарь богородичен, который чтит благословенную Деву. И есть тропарь крестобогородичен, он говорит о Деве Марии у подножия Креста. Есть тропарь троичен, обращенный к Святой Троице. И есть тропарь, который поется после «Слава и ныне», – славник. Поэтому славник для Пасхи будет «Воскресения день». Есть и тропарь, который является входным песнопением. Есть тропарь отпуст. Это тропарь отпустителен на вечерни. Кроме того, есть эксапостиларий, или светилен. Он развивает тему Христа, как Света миру. В самом слове эксапостиларий заложено значение света, то же самое характерно и для слова светилен.

http://pravmir.ru/professor-konomos-zach...

После обилия внешней, хотя и очень гармоничной красоты (на острове все дома - как частные, так и государственные - построены в едином классическом стиле) захотелось понять, в чем же особенность, в чем душа греческого Православия? Ведь не случайно же на этом острове на 110 тысяч человек коренного населения приходится 800 храмов? Ответ приходит к нам во время экскурсии на гору Пантократор (Вседержитель). Это самая высокая точка острова - 906 метров над уровнем моря. На самой вершине этой горы расположен монастырь в честь Преображения Господня, построенный в XIV веке. Монастырь в настоящее время не действует: лишь иногда приезжает иеромонах и совершает богослужения. Но, несмотря на это, в храме не чувствуется холода и его не воспринимаешь как музей. Жители Корфу не забыли о своей святыне. В монастыре постоянно дежурят группы волонтеров. Это простые жители - студенты, служащие, школьные учителя. Они ухаживают за монастырским садом, помогают убираться и поддерживать монастырь в хорошем состоянии. А иногда волонтерам даже приходится спасать монастырских кошек от слишком настойчивых детей-туристов. Прекрасный, немного необычный для нас иконостас, в нем все иконы в серебряных окладах. В храме пахнет медом и воском и стоит какая-то особая, живая тишина. Мы тихонько поем Трисвятое на греческом, понимаем, как здорово и естественно петь его именно здесь. Немногочисленные посетители храма тихо слушают наше безыскусное пение. Греческий храм не поражает нас своим величием, не заставляет почувствовать себя песчинкой. Он напоминает нам скорее небольшую уютную комнату, предназначенную для сердечного разговора с Богом. Та красота личности, которую знала Греция языческая, в Греции христианской преобразилась в сокровенное предстояние перед Богом: вот в таких крошечных греческих храмах и монастырях это становится понятным. Где не место громким восклицаниям и многоголосым концертам, где уместнее шепот Иисусовой молитвы да традиционное знаменное пение. Водитель Георгий Нам повезло: в поездку на Пантократор мы отправляемся не с официальным гидом, а с найденным через русских продавцов водителем. Нашего шофера и гида зовут Георгий, это самое распространенное мужское имя на острове. После Спиридона, конечно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

— Что значит «возникнет, и я решу уйти»? Откуда взялась такая мысль и кто за тебя решил? Я с пеленок рос в Церкви, лет с пяти уже начал помогать в алтаре, пел на клиросе вместе с мамой, даже читал Трисвятое. Если хор что-то забывал, я подсказывал. Для меня церковнославянский так и остался родным. Когда я десятый класс заканчивал, учительница говорит: «Кречетов, у вас в сочинении славянские обороты». А я не понимал, что это такое. Я начал читать сначала по-славянски, а потом только по-русски. Это потому, что я в Церкви с детства и все эти тексты мне были знакомы. Детская память схватывает все. Уверен, что нестроения в Церкви сейчас связаны с тем, что все же в обществе произошла некая деградация. Прежде всего это потеря веры. И конечно, окружение. Вот эти ветхозаветные рекомендации не зря написаны: С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17, 26–27). С кого мы берем пример? Кого берем в наставники?.. Беда еще в том, что многие воспринимают священническое служение как профессию, как работу, которую можно сменить. Когда я был мальчиком и высказывал желание служить в храме, то мой отец, который к тому времени уже прошел Соловки, всегда мне говорил: «Собираешься быть священником — готовься к тюрьме». Протоиерей Валериан Кречетов и священник Александр Волков. Фото священника Игоря Палкина      Служение — это не профессия. И поэтому я сначала получил светскую специальность, на Урале три года проработал. Потом еще пять лет в Москве трудился инженером и уже после этого семинарию окончил, а потом и академию. Дело все в том, что мы понимали: профессия — это одно, а служение — это совсем другое. Причем отец сразу сказал: «Учись, работай по специальности, а если у тебя есть призвание к священству, то ты все равно будешь служить в алтаре. Но ошибки быть не должно». Думаю, действительно, раньше люди чаще шли в семинарию уже осознанно, избирая священство не как профессию, а как служение. В устах — молитва, в руках — работа

http://pravoslavie.ru/140401.html

В храме Богородицы и святого – дневной тропарь: «Спаси, Господи…», тропарь храма. «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…». Чтец : «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитвы: «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помолимся о Великом Господине…», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе самех». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Хор: «Аминь». Полунощница вседневная с «поклоны ея» и молитвой прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). На утрене по возгласе «Благословен Бог наш…» – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…», псалмы 19-й и 20-й и прочее по чину . Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае 3-й). Троичны гласа (как Великим постом). Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 3-й. По 2-м стихословии – седальны Триоди, глас 2-й. Псалом 50-й. Библейские песни «Господеви поем…». Песнь 1-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (вмч. Феодора) на 6 (без ирмосов, песнь 1-я и 3-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 1-я). Песнь 3-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов) . На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Неплодствовавший мой ум…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-02/

Во время совершения великих часов первый час читает с его молитвами патриарх, который потом поет первый тропарь часов, читает евангелие в троне и совершает каждение алтаря, всего храма и Вертепа. Второе евангелие на третьем часе читает в царских дверяхъ по-славянски начальник русской духовной миссии в Иерусалиме, если, конечно, он бывает на этих торжествах, и кадит алтар, храм и Вертеп. Ha шестом и девятом часах читают евангелие в царских дверях архиереи-синодалы, имея на плечах омофоры и обратившись лицом к народу, и совершаютъ каждение храма и Вертепа. Евангелие на девятом часе читается по-арабски. В конце часов иерокирикс (проповедник) иногда произносит приличествующее празднику слово. Непосредственно за часами следует литургия с вечернею, во время которой совершаются торжественный малый выход и освящение хлебов с участием всего наличного духовенства, за исключением архиереев-синодалов. Для благословения хлебов 6 духовенство выходит из алтаря, при пении славника из стихир на стиховне: „Веселися Иерусалиме», который поют сейчас-же по прочтении паремий. Духовенство располагается полукругом от алтаря до патриаршего трона, имея в средине храма столик с серебряным подсвечником искусной работы в виде деревца с плодами (места для чаш с вином и елеем) и пятью большими плоскими хлебами с рельефным изображением праздника Рождества Христова наверху. Нередко, кроме этих хлебов, в корзине за столиком полагаются для освящения и другие хлеба, предназначенные для раздачи народу. Патриарх читает: „Ныне отпущаеши“, один из клириков: Трисвятое, Пресвятая Троице и Отче наш и, по возгласе патриарха, поется однажды тропарь праздника, при чем старейший из архимандритов в это время однажды кадит освящаемые хлебы. Затем один из диаконов берет указанный подсвечник со столика и, обратившись лицом к патриарху произносит: „Господу помолимся“. Архимандрит, подняв хлеб со столика, держит его горе все время чтения молитвы благословения хлебов патриархом, стоящим в троне. При словах: „Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая“, архимандрит держимым хлебом начертывает крест над остальными хлебами и подносит его патриарху для целования. Патриарх, принявиши хлеб, вручает его почетнейшему из присутствующих в храме и раздает другие хлебы прочим богомольцам. По молитве произносится диаконом малая ектения, поется Трисвятое, читаются апостол и евангелие и совершается литургия св. Василия Великаго по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

На стиховне стихиры Триоди, глас 7-й (с обычными припевами). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Истины чашею…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Непроходимая врата...». «Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь мучеников, глас 1-й: «Болезньми святых…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь». Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...» [или: «Утверди, Боже...»] , после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326). Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час. На 1-м часе – кафизма 13-я. Тропарь мучеников: «Болезньми святых…». Стихи часа: «Стопы моя направи...» и «Да исполнятся уста моя...» – читаются . По «Отче наш...» – кондак мучеников. После возгласа: «Боже, ущедри ны...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воеводе…». Отпуст великий, и многолетны. Примечание. «Егда же поем полиелей, на часех в кампан не ударяем» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава). На 3-м часе – кафизма 14-я. На 6-м часе – кафизма 15-я; тропарь пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 16-я. На всех часах – тропарь мучеников: «Болезньми святых…», по «Отче наш...» – кондак мучеников, конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). На изобразительных блаженны «глаголем поскору без пения». Кондаки: В храме Господском – кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…»; или же – кондак мучеников. «Слава, и ныне» – кондак храма.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-22/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010