Теперь же эти молитвы и прошения, не имея никакого реального значения, всё же y нас сохраняют место в чине Литургии. Греки в этом отношении более решительны, и во многих церквях y них по будним дням, a кое-где и навсегда, ектении об оглашенных упразднены. Любопытно и другое: сугубая ектенья состоит из тех же прошений и в том же порядке, что и ектенья великая, так что в греческой практике, например, её просто опускают как повторную и прямо переходят к следующей части евхаристического священнодействия. Но в изначальном замысле сугубая ектенья не только не является «повторной», то есть повторением с небольшими изменениями ектеньи великой, но исполняет в богослужении функцию, отличную от той, что воплощает в себе ектенья великая (см.: Александр Шмеман, протопр., там же, с.94). Вот что писал русский иеромонах ещё в начале прошлого столетия: «Если Литургия начинается непосредственно после бдения, то после великого Славословия пропев Трисвятое и тропарь, без отпуска начинают Литургию. Все 1, 3, 6 оставляются совсем. Облачение Архиереев совершается во время великого славословия. Еще опущение бывает после Евангелия ектиней сугубой и 3-х оглашенных, так что после чтения св. Евангелия непосредственно начинают пропев: слава тебе Господи, Херувимскую, которую поют минут 20 и все служащие в это время (кто хочет) садятся и дожидаются конца оной» (письмо от 23 Мая 1901 года иеромонаха Агафодора (Буданова) епископу Волоколамскому Арсению (Стадницкому)). К сожалению, приходится признать, что мы идём «греческим путем». По словам архимандрита Киприана (Керна) в его время у греков после Евангелия и проповеди следовала сугубая ектения, которая обычно заканчивалась возгласом: «Яко да под державою Твоею всегда храними...», – и певцы пели Херувимскую песнь. Недопустимость сокращения сугубой ектении достаточно убедительно показывает протопресвитер Александр, да и любому христианину она очевидна. Не является ли вопрос об опущении ектении об оглашенных, просто потребностью сокращения Литургии? И для этого выискивается желание что-либо сократить, для начала внешне не нужное. И самое странное, что делается это по примеру греков, которые считают себя не едва ли единственным православным народом, избранными. Уж точно первым из всех православных народов. Хотя и были наказаны Господом за эту гордыню. Уже в VII веке потомки Агари фактически превратили Византийскую империю в эллинское государство, которое умирало и умерло совсем. И когда оно в какой-то мере восстановилось, многие наши соотечественники решили там найти эталон веры. Конечно, и Василий Великий, и святитель Григорий Богослов, и святитель Иоанн Златоуст, и преподобный Савва Освященный говорили на греческом и принадлежали и Греческой Церкви, и культуре, но они были, в первую очередь, православными. Православие пришло к нам из Константинополя, но он пал и ориентироваться на его инициативы сегодня неполезно, и великая глупость – сокращение Литургии по примеру греков.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/26/og...

– Что вы можете вспомнить о епископе Василии (Родзянко)? – Мне довелось наблюдать его смирение. Был такой случай: меня только поставили ризничим, и на Крестовоздвижение у нас должен был служить владыка Василий. И я накануне все готовлю к архиерейской службе и выясняю, что в архиерейской воне сломана лжица. Думаю: «Где я другую возьму? Ничего, иподиаконы сами положат руками». Началась литургия, время Трисвятого, все духовенство идет на Горнее место. Владыке подносят воню архиерейскую, сосуд с ладаном, открывают – лжицы нет, а диакон с кадилом уже подходит к нему. И епископ Василий спокойно берет чистыми руками щепотку ладана и кладет в кадило. После этого я лжицы в воню архиерейскую не забывал класть. Я был ошеломлен, насколько владыка Василий все смиренно перенес, – это, конечно, был пример, урок. Его иподиакон Димитрий Гливинский снимал серию фильмов о владыке. Съемки происходили у нас, в приделе Иоанна Предтечи. Владыка сидел в кресле и рассказывал. А люди тянулись к нему. Приходили в придел. Он отвечал людям на те вопросы душевные, которые им были особенно важны, часто раньше, чем они их ему задавали. Он и мне сказал очень важную для меня вещь. А главное – это был мир, который вокруг него разливался, мир, о котором преподобный Серафим говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». – Отец Киприан, как возникли монастырские скиты – ближний и дальний? – Поначалу ближний скит представлял из себя скорее монастырскую дачу. Был двухэтажный, деревянный дом с участком земли. В 1997 году в нем был устроен и освящен домовый храм во имя Илии Пророка. Мне довелось участвовать в его освящении. Храм был маленький, но очень уютный. Дальний скит вообще начался с домика напротив заброшенной барской усадьбы и конюшни, от которой осталась только наружная стена и башенки. По сути, руины, а считались памятником архитектуры. Из конюшни скит и сделали. Ее еще известный архитектор Баженов проектировал. Сначала братия жили в домике: отцы Клеопа, Лука, Иоасаф, инок Алексий и еще кто-то. А я приезжал туда – на Казанскую, со всем необходимым церковным имуществом для литургии. Рядом со скитом храм Казанской иконы Божией Матери. Там служили два раза в год, пока его не отремонтировали и не освятили. Домовый храм в скиту появился раньше. В нем, в основном, и служили.

http://pravoslavie.ru/30760.html

Что касается «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного», то действительно ангелы созерцают, но не лицо, потому что лица как такового по образу человеческому у Бога нету: у Бога Отца нет лица, такого, чтоб с носом, губами, бровями, глазами — Бог не изобразим, не вообразим, не описуем, и живёт во свете неприступном, а ангелы видят Славу Божию. Вот эта избыточная Слава, Великий Свет, Великая Благодать, великое безóбразное предстояние Отцу Небесному — когда образа никакого не видишь, а находишься в Славе и в Благодати — это состояние ангелов. Они находятся в Славе Божией, они друг с другом о Боге разговаривают, они любят Его и чувствуют Его Благодать, они радуются о Нём, они служат Ему, но, конечно же, они не видят никакого лица — в смысле человеческого, а под лицом здесь мы имеем ввиду Славу Господню. Так, собственно, говорил Господь и с Моисеем: Он говорил, что человек не может лицо видеть, иначе он умрёт. «Заднее Моя покажу тебе», — не открытую Славу, а некий отблеск её. Поэтому никакого сущностного противоречия здесь нету с Покаянным каноном. Бога человеку невозможно видеть. «На Негоже не смеют чини Ангельстии взирати», — ангелы действительно закрывают лица свои. И Исаия описывает нам пение ангельское трисвятое: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» — при котором серафимы шестикрылатые закрывают лица свои. Они не смеют взирать на Славу Божию, закрывают лица, закрывают ноги, летают двумя крылами и, что очень важно, говорят друг другу — не Богу говорят: «Свят еси, Господи! Свят еси, Господи!» — говорят друг другу: «Свят Господь Саваоф!» А другой отвечает ему: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» Находят радость в том, что говорят друг другу о том, Какой Святой, Какой Великий Господь. И закрывают при этом лица свои. Как и Моисей, когда приблизился к купине, которая горела, он закрыл лицо своё, склонился и услышал повеление разуться: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо земля, на которой ты стоишь, святая». Т.е. не только склони лицо своё, но и разуйся. Земные поклоны, при которых мы кланяемся до земли, коленями и челом касаясь пола, имеют тот же смысл: мы опускаем глаза свои в землю, имея ввиду, что мы, если бы даже и предстал перед нами Господь, не дерзали бы смотреть на Него. Я думаю, что мы коснулись всех вопросов, которые вы задали.

http://radonezh.ru/text/ya-mnogo-let-poz...

Типикон. Вып. 2. С. 27, 41). 40-кратное «Г., п.» в качестве замены отсутствующей сугубой ектении читается в заключительной части часов, малого повечерия, каждой из 3 частей великого повечерия, 1-й части полунощницы (в конце 2-й части вседневной и субботней полунощницы содержится 12-кратное «Г., п.»); в конце изобразительных «Г., п.» может быть как 40-кратным (в будние дни при совершении службы с «Аллилуия» и в особых случаях), так и 12-кратным (в проч. дни); 40-кратное «Г., п.» заменяет собой сугубую ектению также и на вечерне и на утрене, когда они оканчиваются по-постовому. При чтении Трисвятого, если оно продолжается молитвами     и «Отче наш» (т. е. в составе общего начала и конечного Трисвятого и в заключительных частях всех служб суточного круга (кроме изобразительных и литургии, где «Отче наш» не имеет перед собой Трисвятого, а также утрени с праздничным окончанием, где «Отче наш» отсутствует)), «Г., п.» повторяется после     трижды. В составе общего начала и конечного Трисвятого «Г., п.» повторяется еще и 12 раз после «Отче наш» (в составе общего начала келейного утреннего и вечернего правила - не сразу после «Отче наш», а вслед за тропарями) - тем самым молитвенное состояние человека как бы усиливается с каждой молитвой (после Трисвятого «Г., п.» нет; после     появляется 3-кратное «Г., п.», после «Отче наш» - 12-кратное). При необходимости совершения служб суточного круга без священника «Г., п.» традиционно заменяет собой ектении, к-рые (как и священнические возгласы) в этом случае не произносятся; мирная и просительная ектении заменяются 12-кратным «Г., п.», сугубая - 40-кратным, малая - 3-кратным (священнический возглас всех ектений заменяется на      ). 3-кратное «Г., п.», заключаемое молитвословиями      ,     и         (при архиерейском богослужении или на подворьях обращение к священнику заменяется обращением к архиерею - даже если он отсутствует), произносится в конце часов, малого повечерия и каждой из 3 частей великого повечерия, 1-й части полунощницы и служит вступлением к заключительному благословению священника.

http://pravenc.ru/text/166337.html

Сугубая ектения (лик, иерей или диакон) Иерей или диакон: Премудрость. Лик: Благослови. Иерей: Сый благословен... Лик: Аминь. Утверди, Боже... Иерей: Пресвятая Богородице, спаси нас... Лик: Честнейшую... Иерей: Слава Тебе, Христе Боже... Лик: Слава: И ныне: Господи, помилуй (3 р.). Благослови.Иерей: отпуст Лик: многолетие Настоятель или чтец: Конечное Трисвятое (Трисвятое... Отче наш, Господи, помилуй 12 р.) Всесвятая Троице... Буди Имя Господне (3 р.) Чтец: Слава: И ныне: 33 псалом. Иерей или диакон: Премудрость... Лик: Достойно есть...и Матерь Бога нашего. Иерей: Пресвятая Богородице, спаси нас... Лик: Честнейшую... Иерей: Слава Тебе, Христе Боже... Лик: Слава: И ныне: Господи, помилуй (3 р.). Благослови. Иерей: отпуст Лик: многолетие Утреня Благословен Бог наш... Если служба началась не утреней (например, полунощницей), начало обычное не читается Даже если служба началась не утреней, читается Трисвятое… Отче наш, Господи, помилуй (12 р.) Двупсалмие Слава Святей… Шестопсалмие; утренние молитвы Мирная ектения Бог Господь со стихами; во глас тропаря М Аллилуиа со стихами; во глас Октоиха Тропари Троичны О по гласу 1-й: оканч. по дню, Слава: 2-й: оканч. всем свв. И ныне: 3-й: Б Рядовые кафизмы (три) Малых ектений нет. По каждой кафизме: Господи, помилуй (3 р.), Слава: И ныне: Тропари на Бог Господь Т: М 2р., Слава: тр. М] И ныне: Б Рядовые кафизмы (две или три) Малые ектений могут быть. Если нет: Господи, помилуй (3 р.), Слава: И ныне: Седальны по каждой кафизме По каждой кафизме седальны О По 1-й кафизме седальны О [и мученичен О] По 2-й и 3-й седальны Т Господи, помилуй (3 р. Слава: И ныне: 50-й псалом Иерей или диакон: Спаси Боже люди Твоя... Лик: Господи, помилуй (12 р.) Иерей: Милостию и щедротами... Канон: О М; все песни на 14 [в попразднства на 12] М трипеснец Т (только в 3 песнях); песни с трипеснцем на 14, без трипеснца – на 4 По 3-й песни: покрывающий ирмос, малая ектения, седален М; Слава: И ныне: Б или КрБ. При двух малых свв. перед седальнами поется кондак второго св., затем седален 1-го св.; Слава: седален 2-го св.; И ныне: Богородичен. По 6-й песни: покрывающий ирмос, малая ектения, кондак и икос М [или мученичен О] По 8-й песни: Хвалим, благословим, покрывающий ирмос, Честнейшую По 9-й песни: покрывающий ирмос, Достойно есть, малая ектения,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы не даём здесь подробной программы для изучения богословских предметов в этой школе: она должна быть составлена людьми богословско-образованными и знающими церковно-приходскую жизнь инородцев, но мы указываем только на крещёно-татарскую школу, как на лучшее и единственное в настоящее время учреждение, пользуясь которым можно было бы создать кадры хороших инородческих приходов. Конечно, в интересах скорейшего обрусения инородцев весьма желательно, чтобы священниками в инородческих приходах были русские, знающие инородческий язык, но таких людей у нас очень мало и их нужно ещё создать. Кроме того, по нашему мнению, к поднятию уровня религиозно-нравственного инородцев-православных следовало бы принять следующие меры. I. Беседу церковную. Нужно только, чтобы пастыри церкви знали степень невежества народного в деле веры и направили свои усилия к просвещению невежества, именно в самой ближайшей его степени. Пастыри духовные должны знать, что православные инородцы в огромном большинстве почти повально не имеют никакого, ни исторического, ни догматического знания, ни образного представления о лице Иисуса Христа, и лика Его, ни в церкви на иконах, ни на кресте и т. п. не различают: это, по их представлению, „всё Бог“ (всё Бог и все бога); не знают и того, какой они веры. Вариации этого глубочайшего невежества неисчислимы. Вот сюда-то, к просвещению этого именно невежества, должна быть направлена пастырская беседа. Магометане пользуются этим невежеством крещёных инородцев, обличают их в многобожии и смущают их религиозную совесть. В Казанской губ. напр. давно ходит по рукам рукопись на русском языке о св. Троице, доказывающая, что православные христиане веруют не в одного, а во многих богов. Проповедническая литература на инородческих языках крайне бедна (я лично знаю только один сборник проповедей на татарском языке заведующего крещёно-татарской школой в г. Казани священника о. Т. Егорова), да и существующая мало приспособлена к современным нуждам инородческих приходов, когда приходится бороться с пропагандой ислама. Итак, необходимо заняться развитием проповеднической литературы. II. Рядом с этим должны бы идти обучение молитвам, символу веры , десятословию и за сим уже объяснение молитв. Из личных наблюдений я убедился, что школьники умеют прочитать Отче наш и Верую; Десятословие прочитают далеко не все. Но не школьники читают всегда с грубейшими ошибками и никакого разумения с прочитанными словами не соединяют. Знают всего чаще: Богородице Дево, а затем почти ничего не знают: Десятословия, Символа веры . Молитвы Господней, Трисвятого, даже молитвы Иисусовой; нередко не могут прочитать: „во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь“. 47 Молитвам могли бы учить и причетники с голоса. Равно как и объяснять св. образа в церкви могли бы они же между службами, напр. утренею и обеднею, или же после оных. Но, конечно, это первый наисущественнейший долг самих пастырей церкви – священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В., к-рыми он дополнил Ирмологий Петра Пелопоннесского,- S. Sepulcri. 740 (ок. 1800-1805; высказывались сомнения в авторстве этой ркп.); Анфология вечерни, утрени и литургии - Princeton. Gr. 03 (после апр. 1800); Ирмологий Петра Пелопоннесского - Hieros. Patr. 498; Анфология Новой Пападики - Athen. S. Karas. 55 03 (после апр. 1800); Анфология - Andros. S. Nicol. 32; CPolit. N. Kamaradou (ныне считается утерянной); Анфология - Kalabryta. Meg. Spilaiou. 18; Краткий Ирмологий П. В.- Athen. K. Psachou. 78/228 (высказывались сомнения в авторстве этой ркп.); часть литургии, причастны - Bucur. Acad. Romana. 898. Fol. 249-260; Анфология - Athen. K. Psachou. 74/223a (до 1800); Анастасиматарий Петра Пелопоннесского - Athen. K. Psachou. 79/227; Ирмологий Петра Пелопоннесского - Athen. K. Psachou. 80/227a; Краткий Ирмологий П. В., Анфология - Athen. K. Goulas; Сборник распевов (σμτων) - Athen. K. Psachou. 19/173; часть рукописи с распевами П. В.- Ancara. Bibl. Univ. 44 (ркп. из собр. Греческого филологического об-ва в К-поле). Наиболее известные музыкальные произведения П. В. Пространно-краткие кекрагарии и 1-я кафизма на 8 гласов, непорочны (3 статии), Пс 50 на 2-й глас, пространное великое славословие на 1-й глас τετρφωνος (во мн. изданиях надписано 1-м плагальным гласом), пространное великое славословие на 2-й глас (неизд. и малоизвестное, «истолковано» в нотации Нового метода Э. Яннопулосом и включено в программу музыковедческих исследований им. Петра Византийского (Фессалоники, 2017), его конечное Трисвятое («истолковано» Ф. Апостолопулосом)); цикл херувимских на 8 гласов; цикл воскресных причастнов; причастен дня Св. Духа на 1-й глас с надписанием в рукописи «найдено в записи Петра Византийского»; причастен «Тело Христово» на гласы 2, 3 и βαρς с тем же надписанием; славники на нек-рые праздники и самогласны Пятидесятницы; дополнение пространного Ирмология учителя П. В., Петра Пелопоннесского, пространными катавасиями на воскресные дни Триоди и на праздник Преполовения; полный Ирмологий (ирмосы канонов и др.) на краткий силлабический мелос; матимы «Призри во благосердии» 1-го гласа, «Всесвятую твою память» 1-го плагального гласа (св.

http://pravenc.ru/text/2580376.html

Гамма 1 гласа греческого распева та же, что таковая же гамма и в греко-восточном пении; они разнятся лишь гласовыми приметами. Затем лишь гаммы гласов 2 и 6 с их гласовыми приметами не имеют сходства в греческом и нашем пении, но в той и другой системе представляются гаммами особыми, взаимно независимыми. – Господствующие звуки в мелодиях нашего греческого распева составляют тот же пентахорд до-ре-ми-фа-соль, который мы видим в таких же звуках нашего старого знаменного распева и нынешнего греко-восточного пения, хотя в каждом из этих видов церковного пения распределение господствующих звуков по гласам различно. При этом нельзя не заметить, что в большинстве гласов греко-русского распева преобладающими звуками являются ми и фа. – Что касается до конечных звуков мелодий, то в греко-восточной системе осмогласия они составляют тот же пентахорд, как и звуки господствующие (до-ре-ми-фа-соль), в нашем же греческом распеве все гласовые мелодии оканчиваются на до (или ми – несовершенное окончание) и только мелодии 5 гласа на ре. Из всего же здесь сказанного ясно, что система нашего греческого распева близка к системе греко-восточного осмогласия, но не вполне выдержана. Наконец, в наших нотных книгах есть песнопения не осмогласные, т. е. не имеющие надписания гласа и ясных гласовых примет. К ним относятся: предначинательный псалом на всенощном бдении „Благослови душе моя Господа“ (Обих. л. 2 об.) с напевом в две строки для текста и дня припевов; „Блажен муж“ (л. 13), – в две же строки с господствующим звуком фа и конечным ре, подобно знаменному и киевскому распеву того же песнопения; „Свете тихий“ (л. 24 об.) с мелодией в одну строку; полиелей „Хвалите имя Господне“ (л. 45) в две строки; из них первая речитативная с довольно пространным звуковым развитием на конце оканчивается на фа и вторая на до; трисвятое (л. 121) протяжённого распева в одну повторяющуюся мелодическую строку, с окончанием на ми или до. Некоторые из этих песнопений, на основании их господствующих и конечных звуков можно было бы причислить к тому или иному гласу осмогласия, но этого не дозволяют их звуковые области и особенности их мелодического движения, не похожего ни на один из известных нам гласовых напевов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Под таким именно влиянием, келейно-скитское последование 12-ти псалмов в Синайском Часослове 868 (XIII–XIV в.) превращается в целую систему однопсалмных служб, связанных уже, хотя и чисто-внешним образом, с общецерковным богослужением. За утратой первых листов, Часослов начинается заключительной молитвой 1-го почасия. Каждый час кончается отпустом, и затем следует трехчастное почасие, представляющее соединение трех однопсалмных последований. Последование изобразительных, или обедница, примыкает к 6-му почасию и после «чина о панагии», подобно часам, имеет отпуст. Далее идут: 9-й час и его почасие, вечерня, повечерие в составе одной первой части, с отпустом, и почасие повечерия (μεσριον τν ποδεπνων), по своему составу соответствующее второй части обычного повечерия, или же малому повечерию; а затем начинается «последование ночи» (κολουϑα τς νυκτς), состоящее из 12-ти однопсалмных часов, с полунощницей между 6-м и 7-м часами. Здесь вполне ясно обозначаются два типа служб – службы одпопсалмные и службы трипсалмные или шестопсалмные. К первым относятся дневные почасия и ночные часы, ко вторым – дневные часы с изобраительными, «почасие повечерия» и полунощница, а также службы шестипсалмные, т. е. утреня, вечерня и повечерие (первая часть). Трипсалмные и шестопсалмные службы сами по себе составляют полную и совершенно законченную суточную систему. Однопсалмные службы являются уже усугублением этой системы, применимым, конечно, только в келейном обиходе. И, несомненно, рассматриваемые однопсалмные службы предназначались, если не исключительно, то главным образом для келейного употребления; вследствие чего каждая из трипсалмных и шестопсалмных служб, имеющих церковный характер и назначение, и отделяется от них особым отпустом. (За недостатком данных, трудно пока считать шестопсалмия утрени и повечерия разрозненными частями келейного 12-типсалмия, хотя подобное предположение, как увидим ниже, и является весьма вероятными.). Все однопсалмные службы по чину однородны. Каждому псалму предшествует «Приидите поклонимся» 3, а после псалма произносится «Слава и ныне», Трисвятое и «Отче наш»; затем следует тропарь, «Слава и ныне», богородичен, Господи помилуй 40, поклоны и молитва. Таким образом каждый в отдельности псалом является средоточием особой службы 278 . В общей сложности получается, следовательно, 24 однопсалмных службы, соответственно 24-м суточным часам. При этом почти все псалмы рассматриваемых служб совпадают с псалмами дневных и ночных часов, указанными в Афинской Псалтири. Отсюда с несомненностью следует тот вывод, что почасия и ночные часы в Син. 868 представляют собою такое же однородное и связное последование, как и приведенные в Афин. 7 «каноны дневных и ночных псалмов», и подобно им принадлежат к особой келейной системе 12-ти псалмов, а потому могли употребляться и независимо от обычных церковных служб, в виде самостоятельного келейного правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

После исполнения конечного тропаря диакон встаёт в середину перед царскими вратами перед священником и поднимает Евангелие 16 , говоря: «Премудрость, прости». Поётся входное: «Приидите, поклонимся и припадем...» или входной стих, если таковой имеется. В настольной книге священнослужителя сказано, что «словом „Премудрость“ молящимся даётся указание о высоком значении и глубокой содержательности (премудрости) следующего далее пения и чтения, а словом „прости“ (стойте прямо!) внушается стоять в это время с особенным благоговением и вниманием, чтобы уразуметь в молитвословиях и священнодействиях Литургии сокровенную в них Божию Премудрость» 17 . Целование Евангелия появляется уже в позднейших рукописях 18 , в более ранних (X век) 19 священник лишь склоняется к Евангелию. Однако в ранних рукописях есть указания на возвышение Евангелия и кадила, но при этом отсутствует крестное знамение; рукописи XI–XIV веков уточняют, что воздвижение Евангелия делается для явления его народу 20 ; диатаксис XI–XII веков не разрешает творить Евангелием знак креста 21 . Из этого можно сделать вывод, что знамение креста – достаточно поздно появившееся действие. Формула «Премудрость, прости» появляется лишь в X веке 22 . Священник и диакон при этом кланялись. Возглашение «Премудрость» вместе с воздвижением Евангелия может создать впечатление, что подразумевается фраза «Вот, Премудрость» (то есть указание на само Евангелие). Слова «Премудрость, прости» произносятся непосредственно перед чтением Евангелия, однако в Типиконе Великой Церкви 23 говорится, что это следует делать перед ектенией, которая следовала после Евангелия; армянский перевод XIII века 24 – до Трисвятого. Слово «Премудрость» произносит диакон в различные моменты богослужений, никак не связанных с Евангелием. Поэтому в данной фразе, предшествующей входу, не представляется возможным видеть аллюзию на Слово Божие. Вероятнее всего, она является эквивалентом слова «вонмем», т. е. призыва к вниманию, диакон приглашал народ встать со своих мест и приветствовать епископа, входящего в храм, воспев входной стих. На это указывает и тот факт, что непосредственно перед чтением Евангелия есть две формулы «Вонмем» и «Премудрость, прости».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010