Когда неофитский период прошел, я понял, что священство не мой путь Вскоре мне предложили повышение по службе – должность начальника военно-оркестровой службы Тихоокеанского флота (это около 20 оркестров – от Чукотки до Приморья) и одновременно главного дирижера оркестра штаба Тихоокеанского флота – старейшего профессионального музыкального коллектива на Дальнем Востоке. Символично, что принял эту ответственность (должность подполковника, а я тогда был капитаном) в возрасте 33 лет. Досрочно получил майора. Руководил оркестром и возглавлял оркестровую службу 18 лет. – Есть ли произведения, которые вы включили в репертуар оркестра благодаря своему воцерковлению? – Прежде всего, благодаря воцерковлению я открыл для себя духовную музыку. Когда учился в консерватории, нас с ней особо не знакомили. Баха, конечно, проходили и много слушали, кое-что я сам исполнял, но в те времена не делался акцент на духовный смысл его произведений. И я тогда этой темой не интересовался. А православные песнопения впервые услышал в храме, открыл для себя их красоту. Потом даже кое-что попробовал сам написать, и владивостокский хор «Символ веры» под руководством Николая Афанасьевича Хлыбова записал несколько моих произведений: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Достойно есть». Символ веры тоже написал, но исполнить и записать его не успели – погиб Николай Афанасьевич, Царство ему Небесное. А еще… Мы же с оркестром иногда выходили в море на военных кораблях. Не в дальние походы, а максимум на неделю-две. Кстати, иногда вместе с нами в этих походах участвовал митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь), и во время одного из походов он крестил многих наших музыкантов. Вообще, знакомство и общение с таким архиереем, как митрополит Вениамин, было для нашей семьи большим счастьем. Владыка находил время бывать иногда и на концертах нашего оркестра. На Тихоокеанском флоте есть такая традиция: когда корабль выходит в Японское море, в месте, где было Цусимское сражение, останавливается, и проходит ритуал возложения венков. Однажды при заходе солнца мы там исполнили «Свете Тихий», специально расписанный мной для оркестра.

http://pravoslavie.ru/136745.html

На 1-м часе – кафизмы нет . Тропарь праздника. Стихи часа: «Стопы моя направи...» и «Да исполнятся уста моя...» – читаются . По «Отче наш...» – кондак праздника. После возгласа: «Боже, ущедри ны...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный...». По традиции, поется «Взбранной Воеводе...». Отпуст великий, и многолетны. Примечание. «В 3-й же час дне исходим со кресты с литиею вне монастыря, и возвращшеся входим в трапезу, и поем час 3-й и 6-й с кафизмами, без поклонов... На часех же в кампан не ударяем» (Типикон, 25 марта). На 3-м часе – кафизма 19-я. На 6-м часе – кафизма 20-я; тропарь пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизмы нет. На всех часах – тропарь праздника, по «Отче наш...» – кондак праздника, конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) . На изобразительных «Во Царствии Твоем...» и прочее читается «скоро» (без пения и без поклонов). Конечные молитвословия изобразительных следующие : «Ослаби, остави...»; по «Отче наш» – кондак праздника, глас 8-й; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...», возглас: «Боже, ущедри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами), молитва: «Всесвятая Троице...». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста ) совершается «без кафизмы, и без поклонов». Иерей в алтаре, стоя пред престолом, возглашает: «Благословено Царство...», при этом он обыкновенно творит Евангелием крест над престолом. Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся» (трижды) и предначинательный псалом. (Священник читает светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-07/

На 1м часе – кафизмы нет . Тропарь праздника. Стихи часа: «Стопы моя направи…» и «Да исполнятся уста моя…» – читаются . По «Отче наш…» – кондак праздника. После возгласа: «Боже, ущедри ны…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воеводе…». Отпуст великий, и многолетны. Примечание. «В 3й же час дне исходим со кресты с литиею вне монастыря, и возвращшеся входим в трапезу, и поем час 3й и 6й с кафизмами, без поклонов… На часех же в кампан не ударяем» (Типикон, 25 марта). На 3м часе – кафизма 19я. На 6м часе – кафизма 20я; тропарь пророчества (Триоди), 1й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2й прокимен Триоди. На 9м часе – кафизмы нет. На всех часах – тропарь праздника, по «Отче наш…» – кондак праздника, конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) . На изобразительных «Во Царствии Твоем…» и прочее читается «скоро» (без пения и без поклонов). Конечные молитвословия изобразительных следующие : «Ослаби, остави…»; по «Отче наш» – кондак праздника, глас 8й; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…», возглас: «Боже, ущедри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами), молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста ) совершается «без кафизмы, и без поклонов». Иерей в алтаре, стоя пред престолом, возглашает: «Благословено Царство…», при этом он обыкновенно творит Евангелием крест над престолом. Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся» (трижды) и предначинательный псалом. (Священник читает светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Богородицы , глас 8-й: «Странно таинство, Чистая...» и др. – 3 (см. в Минее 22 июня), и мученика, глас тот же – 3. «Слава» мученика, глас 1-й: «Страстотерпче Леонтие...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Небесных чинов радование...». Входа нет. Читается «Свете Тихий». В воскресенье вечером всегда поется дневной прокимен, глас 8-й: «Се ныне благословите Господа, вси раби Господни», со стихом [в остальные седмичные дни (вторник – пятница), если случится аллилуйная служба, вместо дневного прокимна поется «Аллилуия», во глас 6-й, со стихами из Часослова; накануне первого дня Рождественского поста – прокимен дня]. Читается «Сподоби, Господи...». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» мученика, глас 4-й: «Да веселится Небо...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, Света облаче...». По Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны...» (поклон). «Под Твое благоутробие прибегаем...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй...» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь». Настоятель или чтец: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» с 3 великими поклонами . Конечное Трисвятое не читается . Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Произносится великий отпуст, поются многолетны. В Неделю вечера [и накануне 1-го дня Рождественского поста] служится малое повечерие. Порядок тропарей и кондаков малого повечерия следующий [тропари и кондаки малого повечерия накануне 1-го дня Рождественского поста – при совершении в этот день аллилуйной постовой службы – см. 15 ноября]: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дневной: «Небесных воинств...», тропари малого повечерия: «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-01/

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Богородицы , глас 8й: «Странно таинство, Чистая…» и др. – 3 (см. в Минее 22 июня), и мученика, глас тот же – 3. «Слава» мученика, глас 1й: «Страстотерпче Леонтие…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Небесных чинов радование…». Входа нет. Читается «Свете Тихий». В воскресенье вечером всегда поется дневной прокимен, глас 8й: «Се ныне благословите Господа, вси раби Господни», со стихом [в остальные седмичные дни (вторник – пятница), если случится аллилуйная служба, вместо дневного прокимна поется «Аллилуия», во глас 6й, со стихами из Часослова; накануне первого дня Рождественского поста – прокимен дня]. Читается «Сподоби, Господи…». Ектения: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8й. «Слава» мученика, глас 4й: «Да веселится Небо…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, Света облаче…». По Трисвятом – тропари, глас 4й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны…» (поклон). «Под Твое благоутробие прибегаем…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй…» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен…». Чтец: «Аминь». Настоятель или чтец: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего…» с 3 великими поклонами . Конечное Трисвятое не читается . Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Произносится великий отпуст, поются многолетны. В Неделю вечера [и накануне 1го дня Рождественского поста] служится малое повечерие. Порядок тропарей и кондаков малого повечерия следующий [тропари и кондаки малого повечерия накануне 1го дня Рождественского поста – при совершении в этот день аллилуйной постовой службы – см. 15 ноября]: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дневной: «Небесных воинств…», тропари малого повечерия: «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Он не имел пристрастия к вещам и довольствовался только самым необходимым Жил архиепископ на третьем этаже братского корпуса. Келлия его была разделена шкафами и ширмой на две половины, одна из которых служила кабинетом, а другая — спальней (в настоящее время в этой келлии устроена домовая церковь в честь Святителя Ермогена, Патриарха Московского.) Внешность владыки Ермогена производила приятное впечатление и вызывала благоговение. Он был аккуратным и чистоплотным, имел всегда опрятный вид. С момента мантийного пострига он никогда не снимал монашеских одежд, даже во время самых жестоких гонений. Архиепископ Ермоген (Голубев) и архимандрит Михей (Хархаров) В Жировицах владыка не переставал интересоваться положением дел в стране и в Церкви, к нему приходило множество писем со всего Советского Союза. Он никогда не опаздывал на богослужение. Люди, знавшие владыку Ермогена, отмечали его высокую врождённую воспитанность, необычайную корректность, доброту и тактичность. Он не делал лишних движений или жестов. Его внутренний и внешний взгляд был устремлён горе, ввысь к Богу. Даже осенение себя крестным знамением и поклоны совершались в определённое время. Например, во время чтения «Трисвятого» владыка крестился и кланялся при произношении слов: «Святый Бессмертный, помилуй нас». Умилительно было видеть со стороны одновременно крестившихся и кланяющихся архиерея с сослужащим духовенством в алтаре во время пения «Великого Славословия»! В Жировицах он ни разу не позволил себе вмешаться каким-либо образом в монастырские дела, никогда не стремился учить ни наместника, ни кого-либо из братии, что и как надо делать. По своей высокой духовности и деликатности, владыка никогда ничего не говорил резко, чтобы не обидеть человека, не причинить ему боль и не сразить его как обухом по голове. Духовно-нравственные качества владыки Ермогена притягивали к нему народ. Конечно, это не могло нравиться власти. За пребывавшим на покое архиереем был установлен круглосуточный надзор. Уполномоченный по Гродненской области обязал монастырское руководство регистрировать всех приходящих к владыке для того, чтобы потом сообщать по месту их работы или учёбы с целью проведения с ними соответствующих бесед. От архимандрита Михея требовалось, чтобы он не разрешал архиепископу Ермогену служить и проповедовать в храме.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/19/arhiep...

По 6й песни: кондак «Душе моя…» (обычно поется и в храме народ преклоняет колени) и икос. Сразу после икоса поются «Блаженны» с тропарями (на практике чаще хор поет только стихи «Блаженн», а чтец читает тропарь; в некоторых приходах два чтеца все читают без участия хора: один читает только стихи, другой — тропари). По 9й песни: «Достойно есть..» на практике не поется (хотя Устав прямых указаний насчет этого не содержит). Светильны великопостные гласа. Окончание утрени — по великопостному чину. Молитва преподобного Ефрема Сирина произносится с 3мя поклонами (указаний насчет сокращения поклонов нет, это – популярная и повсеместная практика). На часах Кафисмы на 1м часе нет (!), на остальных часах кафисмы читаются без пения (т.е. «Славы» между кафисмами не поются, а читаются). Тропари великопостные читаются без пения и без поклонов. По «Отче наш…» кондак Великого канона «Душе моя…». Молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя поклонами (на 1м часе конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» 12 раз опускаются, сразу после поклонов читается молитва «Христе, Свете истинный…»). Отпуст в конце 1го часа вседневный. Уместно поминание на отпусте преподобных Андрея Критского и Марии Египетской, так как в службе (в каноне) есть посвященные им песнопения.   Изобразительны «Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи…» ( читается без поклонов ). По «Отче наш…»: кондак Великого канона «Душе моя…». После «Боже, ущедри ны…» священник говорит молитву преподобного Ефрема Сирина с тремя поклонами, затем чтец : «Аминь», «Всесвятая Троице…». Отпуст вседневный (такой же, как в конце 1го часа). Последней особенностью данного дня является обязательное совершение ради Великого канона литургии Преждеосвященных Даров, которая сама по себе особенностей не имеет. Особенности в службе великого канона в случае переноса его на вторник 5-й седмицы  Как уже было отмечено, если в среду или четверг 5й седмицы Великого поста случится Благовещение Пресвятой Богородице или храмовый праздник, то служба Великого канона переносится на вторник. Этот вариант как раз случилося в текущем 2022 году, далее в текущем XXI веке Благовещение попадет на среду или четверг 5й седмицы еще пять раз: в 2033, 2038, 2044, 2049 и 2060 гг.

http://azbyka.ru/stoyanie-mariino

По окончании билейских песней читается еще одна утренняя молитва. Например, священническая: «Боже, Боже наш, умныя и словесныя составивый Силы Твоею волею…». И после нее сразу следуют хвалитные псалмы (148–150) с Великим Славословием, заканчивающимся «Трисвятым по Отче наш». После этого обычно следует тропарь, но так как он уже был, то его можно заменить молитвами к празднуемому святому и ангелу-хранителю. Затем «Достойно есть» и отпуст. Ну вот, таков вариант чина предлагаемой мной Утрени совершаемой в домашних условиях. Если совершать его в сокращенном виде (опуская дополнительные псалмы (кафизмы), утреннее «чтение» и исполняя библейские песни без тропарей канона, да еще и по одной в день, без присоединения к ним 8 и 9 песней), то он займет всего 15–20 мин., т.е. не больше времени, нежели знакомое всем утреннее правило. Конечно, возможны и другие варианты отправления утреннего богослужения, учитывая, что келейных молитвенных чинов может быть столько сколько и самих келий. Единственное, на что я еще хотел бы обратить внимание, так это на то, чтобы при совершении богослужения следить за тем, от кого именно оно отправляется. Мне к примеру непонятно, когда в наших храмах «Символ веры» поют все вместе, но почему-то каждый от своего лица?! Это показатель или отсутствия церковного единения или механического подхода к составлению богослужебных чинов. Уверен, что причина в последнем, как это можно проследить на примере утреннего славословия, которое именно механически составлено из разных текстов. Посмотрите на его текст повнимательней: Сначала совершается хваление Бога от лица всех, хотя обращение к лицам Св. Троицы и совершается порознь. Затем в начале второй части это общее прославление вдруг начинает совершаться от первого лица ед. числа. Почему? Да просто потому что здесь начинаются буквальные цитаты из Писания: «На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века» ( Пс. 144 ;2). «Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе» ( Пс. 40 ;4). «Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой» ( Пс. 142 ;10). И тут же после слов «научи мя творити волю Твою», помещается утверждение от лица всех: «яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя», потому что так напсано в 35 пс. (10–11). Этим объясняется и дальнейший ряд прошений, типа: «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» ( Пс. 32 ;22), которые впрочем, опять заканчиваются молением от лица одного: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» ( Пс. 118 ;12). После чего от лица всех звучит трисвятая песнь: «Святый Боже…, помилуй нас».

http://azbyka.ru/video/115-domashnjaja-u...

Примечание. «Таже Господи, воззвах на глас 2-й, поставляем стихов 10. Священник же изменяяй священническую одежду, исходит, и кадит, и по еже возвратитися, творит проскомидию» (Триодь Постная, «Во Святый и Великий Четверток вечера»). На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 2-й – 10 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6-й: «Рождение ехиднов воистинну Иуда...». В это время заканчивается чин проскомидии, на котором приготовляются два Агнца: один для данной Литургии, а другой – для приготовления запасных Святых Даров на весь год. Вход с Евангелием. «Свете Тихий». 1-й прокимен Триоди, глас 1-й: «Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя»; стих: «Иже помыслиша неправду в сердце весь день», и читается 1-я паримия Триоди (Исхода). 2-й прокимен Триоди, глас 7-й: «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя»; стих: «Избави мя от делающих беззаконие», и читаются оставшиеся две паримии Триоди (Иова и Исаии) . Малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем...» . Трисвятое . Прокимен Апостола, глас 7-й: «Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его»; стих: «Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным». Апостол – 1 Кор., зач. 149. Аллилуиарий, глас 6-й: «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь»; стих: «Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнет имя его?»; стих: «Ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание». Евангелие (составное) – Мф., зач. 107: «Рече Господь Своим учеником: весте, яко по двою дню Пасха будет...». Далее по чину Литургия свт. Василия Великого. Вместо Херувимской песни – «Вечери Твоея тайныя...» (трижды): дважды до перенесения Святых Даров (без «Аллилуия»), третий раз – после перенесения Даров (с «Аллилуия»). Примечание. «Вместо же Херувимския песни, поем во глас 6-й: Вечери Твоея тайныя: трижды, лики пременяющеся: на конечном же Аллилуиа трижды» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»). Задостойник – ирмос 9-й песни канона Великого Четвертка: «Странствия Владычня...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-02/

Тем не менее, отсюда произошло сильное волнение в Церкви; потому что приверженцы Арсения, прямо обвинявшие Иосифа, в его патриаршество были отлучены от Церкви. 3 . Между тем, при наступлении вондромиона, 59 во время великого поста, в праздник, который обыкновенно называли Стоянием, один из клириков, по прозванию Эпситопул, служивший при патриархе нотарием и, относительно к своим товарищам, бывший примикирием, чаще, впрочем, называемый докладчиком, ночью, по окончании утреннего Богослужения, поднес царю приятную для него записку, наполненную обвинениями на патриарха. Приняв эту записку, царь созвал случившихся на тот раз клириков и спрашивал их, сочувствуют ли они Эпситопулу в том, что он сделал. Когда же они ответили ему отрицательно, кроме одного или двух,– он начал испытывать их по статьям, и, между прочим, спросил, какого образа мыслей человек, вручивший ему записку. Они сделали о нем отзыв посредственный, но отказывались от статей. Тогда царь тотчас понял, что вступающий в такую борьбу с патриархом непременно должен иметь сообщников и, надеясь этим путем поймать льва в свои руки, крепко ухватился за ту бумагу и искал удобного времени разобрать изложенные в ней обвинения. Записка изложена была по статьям, именно – в следующем порядке: во-первых, в начале утреннего Богослужения псалом, положенный за царя, патриарх велел исключить и начинать одним трисвятым и следующим за ним поминовением; во-вторых, он находился в дружеских отношениях к султану, так что нередко позволял ему со свитою – с неверующими агарянами, мыться в церковной бане, где есть мраморные изображения честного креста; в-третьих, он приказывал своему монаху преподавать сыновьям султана части св. Евхаристии, тогда как неизвестно, запечатлены ли они божественным таинством крещения, и кроме того, во время утрени, в светлый и великий праздник, сам султан приходил к нему со своими сатрапами и присутствовал при его литании. Такие-то и тому подобные вещи заключались в той записке. Обо всем этом, конечно, не мог не узнать и патриарх, но, предав дело в волю Божию, хранил молчание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010