Разделы портала «Азбука веры» Одним из самых спорных и в общем то непонятных мест в богослужении является Херувимская песнь в Литургии Иоанна Златоуста , и в нашей современной практике и в Литургии Василия Великого . В первую очередь это конечно же связано со словом “дориносима” — из-за того что это специфический необычный термин, его перевод не так то и прост, и всегда вызывает споры. Мой настоятель к примеру вообще считает что это переводить не нужно, проще выучить слово, чем спорить как его переводить. Я с такой позицией не согласен, но и все имеющиеся переводы, меня тоже не очень устраивают. Сейчас будем разбираться почему и в чем проблема. Итак вон она в исходном славянском тексте: “Иже Херувимы тайно образующе и животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.” Текст в общем то всем уже давно привычный, но от этого не менее непонятный. Тут еще есть тонкость, что из-за изначально неправильного перевода с греческого на славянский, по большинству семинарий и статей по поводу толкования этого текста гуляет ошибка связанная со словом “подымем”. С дориносима — все не так сложно, “дори — ” копье по гречески. Копьеносцы. В итоге была фактически придумана версия, что полководцев поднимали на щите на копьях, в триумфе и вносили в город. И поэтому “подымем” — “копьеносцами”. На самом деле нет. Для того чтобы это понять нужно обратиться к греческому тексту, вот он: Ο τ Χερουβεμ μυστικς εκονζοντες, κα τ ζωοποι Τριδι τν τρισγιον μνον προσδοντες, πσαν τν βιωτικν ποθμεθα μριμναν, ς τν Βασιλα τν λων ποδεξμενοι, τας γγελικας ορτως δορυφορομενον τξεσιν. λληλοα. Обратимся ко второй части песни Херувимов — ς τν βασιλα τν λων ποδεξμενοι τας γγελικας ορτως δορυφορομενον τξεσιν ς τν βασιλα τν λων ποδεξμενοι (ос тон василэа тон олон иподексомени) — “ос” с причастием будущего времени “иподексомени” несет в себе идею цели действия. “Иподехомай” означает “принимать у себя”, “воспринимать”. То есть переводить это надо так: “чтобы воспринять” — кого? “тон василеа тон олон” — царя всех, то есть всеобщего царя, Царя всего сотворенного.

http://azbyka.ru/o-tonkosti-perevoda-bog...

Что это за новое чудо, которое совершается и ныне? Бог и ныне желает быть видимым для грешников – Тот, Кто некогда, сокрывшись, вознесся и воссел на Небесах на Отчем престоле. Ибо Он скрылся от взоров божественных апостолов, и после того только Стефан, как мы слышали, видел отверзшиеся Небеса и сказал тогда: я вижу Сына, стоящего одесную славы Отца ( Деян. 7, 55–56 ). И тут же, будто изрекший хулу, он был побит камнями самими законоучителями и хотя умер по закону природы, но пребывает живым вовеки. Однако он именно был апостолом, был весь освящен и преисполнен Всесвятого Духа. С другой стороны, то было начало проповеди, когда было множество неверных, которые, уверовав во Христа через апостолов, получали благодать, которая есть дар веры. Но что ныне значит это необычайное дело, которое во мне происходит? Что бы могло значить то страшное и изумительное, совершающееся ныне? Что это за образ человеколюбия, являемый теперь? необычайное богатство благости? иной источник милости, гораздо более обильный, чем существовавшие древле? Ибо многие были помилованы Божественным человеколюбием, но они и сами привносили нечто свое: веру и другие добродетели и благоприятные деяния. Я же, помышляя о том, что лишен всего этого, ужасаюсь и не могу переносить того, что во мне, блудном от утробы матери, соделывает Бог, словом создавший всю тварь. Если я страшусь даже помыслить о том, то как опишу это словесно? Ибо какая рука послужит этому делу? Какая трость начертит? Какое слово могло бы выразить, какой язык высказать, какие уста изрекут то, что видится во мне происходящим и совершающимся целый день? Ибо и в самой ночи, и в самой тьме я с трепетом вижу Христа, Который отверзает мне Небеса, Сам склоняется оттуда и видится мне вместе с Отцом и Духом – Светом Трисвятым. Итак, Один в Трех, и в Одном Три именно Свет есть, конечно, и Один Свет – Три, Свет, который озаряет душу мою светлее солнца и просвещает мой омраченный ум. Ведь если бы ум мой видел, то видел бы от начала. Но, поверьте, я был слеп и не видел, и потому чудо тем более меня изумляет, когда Он и око ума моего как-то отверзает и как-то дает видеть, и Сам есть видимый? Ибо Сам Он светом во свете является видящим, и наоборот, видящие во свете Его видят, ибо видящие видят во свете Духа, и видящие в Нем созерцают и Сына. А кто удостоился видеть Сына, тот видит также и Отца. Созерцающий же Отца видит Его, конечно, с Сыном, что и ныне, как сказано, во мне совершается. Я и непостижимое постигаю отчасти, и, поражаясь великим изумлением и одержимый страхом, созерцаю ныне вдали ту красоту, которая незрима из-за неприступного Света и нестерпимой Славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

19 января Вечером в Румянцевском музее читала Симеона Солунского о вечерне и готовилась к объяснению детям малого входа за литургией. Не могу все-таки понять, что он прообразует, какая-то своеобразная свободно-благодатная символика, недоступная мне. Затем кончила «Фаворский свет» Трубецкого и читала подвижников. Сильное впечатление произвело жизнеописание Моисея, настоятеля Тихвинской Калужской пустыни, особенно, как вел его старец Леонид. Когда его постригали, он был еще молод и один более старший послушник так сильно ему завидовал, что совсем изнемогал. Тогда старец Леонид, зная твердость Моисея, не допустил его до пострижения (для него не было одежды), и так он понес тяготу слабого брата. И тому и другому была польза. Пострижен он был через год. Поразительная мудрость! 20 января Утром два часа занималась с Наташей. В 3 часа начала готовиться к завтрашней беседе. Думаю, что захвачу только малый вход и Трисвятое. И так много выходит. Я так увлеклась сегодня работой, что и не заметила времени. Сегодня меня не смущало разногласие в толковании малого входа. Я воспринимаю его просто как образ пришествия Господа на землю, к людям, как близость Его вообще и здесь, на литургии. Может быть, и не так, да и трудно выражаемо. Мне кажется, что я поняла свою ошибку в искании логической последовательности преобразуемых событий. Мне кажется, что в богослужении своя разумная последовательность, могущая показаться и беспорядком, свой особый ритм. Начало всенощной сегодня пропало, потому что Анне Петровне было плохо и я ее отводила к О. А. Не могу сказать, что я хорошо исполнила свои обязанности. Действительно, мне место в деревообделочной мастерской, как сказал отец Сергий. Он говорил сегодня, и говорил очень хорошо, но записывать не позволил. Грустно то, что самые хорошие проповеди, те, которые в дурные минуты могут помочь, он не позволяет записывать. Проповеди о богослужении, конечно, тоже хороши, и по глубине чисто философского подхода, и потому что открывают путь в новый опыт, но в них меньше теплоты, задушевности, меньше целебной силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНЕЧНОЕ ТРИСВЯТОЕ [греч. τελευταον τρισγιον; слав.    ], фиксированный набор молитвословий, исполняемый по совершении Ефрема Сирина молитвы перед отпустом служб суточного круга при постовом богослужении. По составу К. Т. представляет собой обычную последовательность молитв: Трисвятое , «Пресвятая Троице...», «Отче наш...» с добавлением 12-кратного «Господи, помилуй» после возгласа священника. К. Т. неразрывно связано с молитвой Ефрема Сирина и сопровождающими ее поклонами. В совр. Типиконе об этой молитве и поклонах говорится так:                           (Типикон. Т. 2. С. 411б)            (Там же. С. 414). Т. е., согласно Типикону, молитва Ефрема Сирина должна читаться про себя (      ) (подразумевается, что эту молитву следует знать наизусть) с воздетыми к небу руками. По завершении молитвы Ефрема Сирина безмолвие прерывается предстоятелем (т. е. игуменом мон-ря), к-рый возгласно произносит К. Т. Такая практика совершения поклонов, чередующихся с безмолвной молитвой, восходит к древнему обычаю егип. монахов: по окончании псалмопения они совершали про себя молитву с воздетыми к небу руками, затем клали земной поклон и продолжали безмолвно молиться, пока предстоятель вслух не начинал заключительную молитву (см.: Ioan. Cassian. De inst. coenob. II 7; также см.: Taft. Liturgy of the Hours. P. 58-61). Т. о., К. Т. служит для молящихся сигналом, что время, отведенное для поклонов и безмолвной молитвы, закончилось. Тем не менее, поскольку на практике молитва Ефрема Сирина читается вслух, функция К. Т. перестала быть очевидной. Обозначение К. Т. засвидетельствовано уже в древнейшем слав. переводе Иерусалимского устава - Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. (          - см.: Миркович. Типикон. С. 134а, 136б), хотя в Типиконах (в т. ч. в современных) определение «конечное» обычно не используется, но говорится просто о Трисвятом. В совр. рус. Типиконе термин К. Т. употребляется в описании последования 6-го часа в понедельник 1-й седмицы Великого поста (        - Типикон. Т. 2. С. 414).

http://pravenc.ru/text/конечное ...

11. Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной. Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского. Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца. Свт. Софрония, еп. Врачанского. Перенесение мощей мч. Епимаха (службу зри 31 октября) . Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (с этого дня). Примечание. Стихиры Минеи (на «Господи, воззвах») не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 10 марта). На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 9 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядового святого поется на повечерии. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту. Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице...». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И бывает крестопоклонение по отпетии часов по последнем Трисвятом» (чин поклонения Кресту см. 7 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82). После поклонения иерей берет Честной Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-24/

19. Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной. Мчч. Хрисанфа и Дарии. Прп. Симеона Псково-Печерского . Прав. Софии, кн. Слуцкой . Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской. Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба мчч. Хрисанфа и Дарии (с этого дня). Примечание. Стихиры на «Господи, воззвах» мчч. Хрисанфа и Дарии (см. в Минее 19 марта) не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 18 марта). На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 17 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядовой службы Минеи поется на повечерии. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту. Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице…». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И бывает крестопоклонение по отпетии часов по последнем Трисвятом» (чин поклонения Кресту см. 15 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82). После поклонения иерей берет Честной Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу. Далее обычное (для среды и пятка) окончание изобразительных. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-01/

30. Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной. Прп. Иоанна Лествичника. Празднество в память сретения Пресвятой Богородицы и прав. Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи. Свт. Софрония, еп. Иркутского. Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Иоанна Лествичника (с этого дня). Примечание. Стихиры на «Господи, воззвах» прп. Иоанна Лествичника (см. в Минее 30 марта) не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 29 марта). На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 28 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядовой службы Минеи поется на повечерии. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту. Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице...». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И бывает крестопоклонение по отпетии часов по последнем Трисвятом» (чин поклонения Кресту см. 26 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82). После поклонения иерей берет Честной Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-12/

Бог всемогущ. Ему ничего не стоит разрешить все наши проблемы – каждого человека в отдельности, каждой семьи, каждого народа и всего человечества. При этом на земле много ужасного: болезни и бедность, злоба и зависть, войны и лихоимство, грабежи и насилие. Почему? Апостол отвечает, что все осуетились, каждый ищет своего, а не того, что угодно Богу. Хотя большинство добровольно и торжественно сочетовались с Богом при крещении, но изменили Ему – и отсюда все наши беды и несчастья. У меня гостил мой дорогой внук Алёша, которому скоро будет восемь лет. Утром он с трудом просыпался, чистил зубы, умывался, и мы шли в храм на службу. Подходили к Поклонному кресту, пели тропарь Кресту, прикладывались к нему. Шли вокруг храма с пением тропаря, крестились и кланялись преподобным Кириллу и Марии, изображённым на входной иконе. Потом мы звонили в колокол, приглашая братию на богослужение, входили в храм, зажигали лампадки и свечки. Я давал возглас, и Алексей начинал молиться с «Трисвятого» по «Отче наш», это он знал наизусть с пяти лет. Прочитывал половину 50-го псалма – и тут, явно притворяясь, жаловался на головную боль. Следующие молитвы читал другой брат. Так начинались первые пять дней пребывания внука у меня. На шестой же день после прочтения своей половины псалма Алёша вышел из храма и на службу уже не пришёл. На следующий день, как обычно, поклонились Кресту, обошли храм, позвонили… Алексей замедлил шаг и остановился у входной двери церкви. Прошло минут двадцать службы, а Алёши всё нет. Пошёл разыскивать его. Вхожу в келью – Алексей припал к телевизору и с интересом смотрит передачу! Этот циклоп парализовал слабенькую волю дитя, которое ещё не может противостоять соблазну, он похитил Лёшино внимание и прервал его общение с Богом. С младенчества Алёша посещал храм, причащался, знает, что всё благое – от Бога. Здоровье родителей и дедушек с бабушками, достаток в семье, жизненные обстоятельства, взаимоотношения с окружающим миром – всё от Бога. Но теперь его больше привлекает телевизор, чем молитва. Молиться – это труд, и труд нелёгкий. Господь наш Иисус Христос молился до кровавого пота. А вот современный человек, в том числе и Алексей, выбирает не труд, а развлечение. Оно, это развлечение, приводит к деградации его – образа и подобия Божия. Конечно, я могу силой вернуть внука в храм. Но известно: невольник не богомольник. Можно получить обратный результат.

http://pravoslavie.ru/37740.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Первая часть Литургии называется Литургией оглашенных. Оглашенные (по-гречески «катихумены» - назидаемые, наставляемые в истинах веры) - это люди, которые готовятся ко Крещению. В древности такая подготовка - оглашение - могла длиться более года. Она состояла из обучения новообращаемых основным постулатам веры и в постепенном введении их в литургическую жизнь Церкви. Крещение совершалось только в самые большие церковные праздники, такие как Пасха, Рождество Христово, Богоявление. В эти праздники и доныне Трисвятое (ангельская песнь «Святый Боже…») на Литургии заменяется пением выразительного крещального гимна, взятого из послания апостола Павла к Галатам: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», по-русски: «Вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27). Таким образом, Крещение становилось не просто персональным таинством крещаемых, но и событием для всей Церкви, представленной конкретной общиной. Воцерковление же, таким образом, было не личным делом новокрещеных, но действительным актом присоединения к общине новых членов, засвидетельствованным всем собранием народа Божия. Одетые в белые одежды, новокрещеные первыми приступали к Причастию Тела и Крови Христовых, до которого не допускались, будучи оглашаемыми. После проникновения христианства во все слои римского (византийского) общества оглашение почти исчезло, поскольку крестить стали преимущественно младенцев. Несмотря на исчезновение института оглашения из повседневной жизни, в богослужении сохранились, но как бы «законсервировались» практически все соответствующие и необходимые для этого литургические акты. Первая половина Литургии и по сей день называется Литургией оглашенных, напоминая тем самым, что она предназначается для тех, кто, еще не будучи членами Церкви, готовится ими стать. Это, конечно, не исключает участия в ней и верных, то есть крещеных, тогда как во второй части Литургии - Литургии верных - оглашаемые участвовать не могли, ибо она предназначена лишь для действительных членов Церкви, «верных», могущих приступать ко Святой Чаше.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/21...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика КИПАРИС вечнозеленое дерево, имеющее узкоконическую густую крону с ветвями, прижатыми к стволу и направленными вверх КИПРИАН (Керн Константин Эдуардович; 1899-1960), архим., правосл. богослов, патролог, литургист, церковный историк КИПРИАНА (МИТРОПОЛИТА) СЛУЖЕБНИК древнерус. пергаменная рукописькон. XIV в., содержащая чины трех Божественных литургий и некоторые иные последования Евхология, создание к-рой приписывается митр. Киевскому и всея Руси свт. Киприану († 1406) КИРИАЛ литургическая певч. книга для католич. мессы рим. обряда, содержащая гл. обр. песнопения ординария (неизменяемые песнопения) КИРИОПАСХА принятое в православной традиции наименование христианского праздника Пасхи в те годы, когда он совпадает с календарной датой 25 марта по юлианскому календарю КИСТЕР [кюстер, от лат. custos - сторож], представитель низшей (1-й) степени церковной иерархии в протестант. и римско-католич. церквах: служащий, диакон, ризничий, звонарь COMPLETORIUM последняя служба суточного круга в лат. литургической традиции, аналог повечерия в визант. традиции КОНЕЧНОЕ ТРИСВЯТОЕ фиксированный набор молитвословий, исполняемый по совершении Ефрема Сирина молитвы перед отпустом служб суточного круга при постовом богослужении КОНФИРМАЦИЯ одно из таинств в католич. Церкви, главным содержанием к-рого является излияние Св. Духа на принимающего таинство, как Он был дан апостолам в день Пятидесятницы КОПИЕ в богослужении правосл. Церкви нож с обоюдоострым лезвием, по форме напоминающим наконечник копья, используемый для изымания Агнца и поминальных частиц на проскомидии КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей КРЕСТНОЕ ЦЕЛОВАНИЕ (крестоцелование), христ. обряд (целование креста, к-рый держит священник или к-рый лежит на аналое) КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих

http://pravenc.ru/rubrics/122642_12.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010