Национальная школа русского искусства далека от однообразия. Она демонстрирует быстрое развитие, и в ней выделяются несколько местных школ. В настоящее время мы можем проследить произведения отдельных художников и во многих случаях приписать их конкретным именам. Это блестящее достижение современной русской исследовательской школы, зародившейся в начале XX столетия, результат работы одного поколения русских ученых – специалистов по истории искусства. Изложению их достижений следует предпослать хотя бы несколько слов о методе их работы. В противном случае могла бы остаться незамеченной фрагментарность наших знаний о древнерусском искусстве и огромные трудности, до сих пор не позволяющие сделать какиелибо обобщающие выводы. В то время как у поклонников и исследователей архитектуры всегда была возможность наблюдать древние храмы, средневековая живопись, как фресковая, так и иконы, практически была недоступной для обозрения и изучения вплоть до самого последнего времени. Изза плохих условий хранения, особенно изза копоти от лампад и свечей, древние иконы должны были переписываться («поновляться») практически каждые 50 лет. Фрески тоже «поновлялись» или писались заново в совершенно другом стиле. XIX век оказался особенно роковым для русского искусства, и страшнее всего оказались невежественные попытки первых реставраторов. И только в наше время появилось уважение к древнему искусству, растущее понимание его принципов, а новая техника реставрации открыла подлинные произведения русского средневекового искусства. Эта новая техника состоит, главным образом, в чрезвычайно тщательном и скрупулезном удалении всех позднейших наслоений, покрывающих изначальную иконопись. Это, скорее, процесс расчистки и раскрытия, чем восстановления. Результаты были потрясающими. Темные фигуры священных образов, закованные в массивные серебряные оклады, заново явились нам в свежих и живых красках. Это исследовательское направление русского искусства стало возможным только во втором десятилетии XX столетия. Новый метод реставрации – медленный и трудоемкий процесс. Для того чтобы «раскрыть» одну единственную икону, потребовалось много лет тяжелого труда 487 . Революция 1917 года не положила конец этим ценным исследованиям. Они продолжались, по большей части, силами тех же самых ученых-специалистов; однако публикации постепенно сокращались, до тех пор пока около 1930 года полностью не прекратились. В тридцатые годы было больше уничтожено храмов, чем реставрировано. В Москве и Киеве разрушения были особенно варварскими. Затем грянула вторая мировая война, принесшая новые потери как от рук немцев, так и русских. Нет ничего удивительного в том, что наши знания о древних мастерах и их учениках столь фрагментарны и что эксперты все еще спорят по многим фундаментальным вопросам 488 . Один из них – это проблема распознавания местных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Одним из самых известных примеров коллаборационизма стала популярная в то время чешская актриса Лида Бааре, активно снимавшаяся не только в межвоенной Чехословакии и в протекторате, но и в нацистской Германии уже с середины 1930-х годов. Л. Бааре поддерживала тесные контакты с рядом высокопоставленных функционеров нацистской Германии, в том числе с самим Й. Геббельсом. Конец интимной связи Бааре с Геббельсом положил в 1939 г. сам Гитлер, потребовавший от своего министра пропаганды прекратить отношения с чешской актрисой. Связь с «расово неполноценной славянкой», как полагал Гитлер, дискредитировала в глазах населения рейха не только Геббельса, но и нацистскую идеологию. Увлечённый Бааре Геббельс был готов подать в отставку и уехать вместе с ней в качестве посла Германии в Японию, однако Гитлер отклонил данное предложение Геббельса. После разрыва с Геббельсом Бааре было запрещено сниматься в нацистской Германии, и она вернулась в протекторат, где продолжила актёрскую карьеру. После освобождения Чехословакии от нацистской оккупации Л. Бааре была обвинена в коллаборационизме и провела в заключении 16 месяцев. Однако в ходе последующего судебного разбирательства выдвинутые против неё обвинения не были подтверждены и уголовное дело было странным образом прекращено. Очевидно, у Бааре нашлись влиятельные покровители, поскольку интимные связи она поддерживала не только с министром пропаганды нацистского рейха. После прихода к власти в Чехословакии коммунистов в феврале 1948 г. Л. Бааре эмигрировала в Австрию, продолжив актёрскую карьеру на Западе, где она снималась, в частности, и в итальянских фильмах, в том числе и в одном из фильмов знаменитого Феллини. Ещё одним ярким примером коллаборационизма был известный чешский актёр и театральный деятель В. Буриан, который, в отличие от Бааре, в ходе длительного судебного разбирательства был признан виновным в коллаборационизме и осуждён с последующим запретом заниматься театральной и кинематографической деятельностью. Власт Буриан.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/19/cheshs...

126 См., например: Дугин А. Восставший ГУЛАГ (о массовом неповиновении заключенных в Особом горном лагере МВД СССР в 1953 г.)//Криминал. 1991. 2. С. 193–203; Макарова А. Норильское восстание//Воля: журнал узников тоталитарных систем. М., 1993. 1. С. 68–108 и др. 127 Wheatcroft S. The Scale and Nature of German and Soviet Repression and Mass Killings, 1930–45//Europe-Asia Studies. 1996. Vol. 48, N 8. P. 1319–1353. 128 Bacon Ed. The Gulag at War: Stalin " s Forced Labour System in the Light of the Archives. New York: New York University Press, 1994. 129 StettnerR. «Archipel GULag»: Stalins Zwangslager – Terrorinstrument und Wirtschaftsgigant: Entstehung, Organisation und Funktion des sowjetischen Lagersystems 1928–1956. Paderborn: Ferdinand Schoningh, 1996. 133 См.: История сталинского Гулага: конец 1920-х – первая половина 1950-х годов: собр. док.: в 7 т. М, 2004. Т. 1: Массовые репрессии в СССР; М, 2004. Т. 2: Карательная система: структура и кадры; М, 2004. Т. 3: Экономика Гулага; М, 2004. Т. 4: Население Гулага: численность и условия содержания; М., 2004. Т. 5: Спецпереселенцы в СССР. М, 2004. Т. 6: Восстания, бунты и забастовки заключенных; М., 2005. Т. 7: Советская репрессивно-карательная политика и пенитенциарная система в материалах Государственного архива Российской Федерации: аннот. указ. дел. 135 См., например: Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993; Реабилитация народов и граждан. 1954–1994 годы: док. М, 1994; ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918–1960. М, 2000; Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1953–1991 гг.). Казань, 1992. Ч. 1: Законодательство СССР; Казань, 1995. Ч. 2: Законодательство РСФСР; Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» от 17 ноября 1938 г.//Ист. архив. 1992. 1. С. 125–128 и др. 138 См.: Архив новейшей истории России. М, 1994. Т. I: «Особая папка» И.В. Сталина: из материалов Секретариата НКВД-МВД СССР 1944–1953 гг.: каталог док.; М., 1994. Т. II: «Особая папка» В.М. Молотова: из материалов Секретариата НКВД-МВД СССР 1944–1956 гг.: каталог док.; М., 1995. Т. III: «Особая папка» Н.С. Хрущёва (1954–1956 гг.). Переписка МВД СССР с ЦК КПСС (1957–1959 гг.): из материалов Секретариата МВД СССР. 1954–1959 гг.: каталог док.; М., 1996. Т. IV: «Особая папка» Л.П. Берии: из материалов Секретариата НКВД-МВД СССР 1946–1949 гг.: каталог док.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также ослабляется пост людям, находящимся в тюрьме, потому что они отдельное меню себе не могут заказать. В армии – то же самое. Там не спрашивают, что тот или другой солдат хотел бы на обед, дают, как всем, – это не ресторан. Но если на обед котлеты, ты можешь их отдать другому – поделиться с самым голодным парнем. Если не поешь мяса какое-то время, ничего страшного с тобой не случится. – Как вы относитесь к призывам в интернете: «Пост – время почистить организм!» – когда на первое место ставится физиологическая польза? – Разумеется, пост для нас – это, прежде всего, духовное делание, духовное очищение. И концентрировать внимание на физиологической составляющей совершенно неправильно. Непраздничный праздник – Конец года – традиционно суетливая пора. Кто-то сдает отчеты, закрывает проекты, а кто-то готовится провести длинные новогодние каникулы за границей, на юге. Как в эти дни сохранять спокойствие? Как не растерять то, что мы накапливаем в пост? – Не надо забывать, что пост идет круглый год – по средам и пятницам. И мы должны быть на посту собственной души. А стяжать мирный дух – это вообще наша постоянная задача. Спокойствие, рассудительность, трезвость – обычное состояние христианина. – А что делать с новой культурой обязательных предновогодних и новогодних корпоративов? Ведь без них теперь уже не обходится ни одно учреждение, ни одна фирма… Я никогда не участвовал в «кооперативах», к этой культуре не принадлежу – Я никогда не участвовал в «кооперативах», к этой культуре не принадлежу. Эта традиция пришла к нам с Запада. В России Новый год с самого начала его празднования – с 1930-х годов – был семейным праздником, домашним. И никакой это не «кооператив», а наоборот, очень тихий праздник. Жаль, что он потеснил Рождество . Ведь что мы празднуем в Новый год, какое событие вспоминаем? Никакое. Потому что нет в этом празднике события. – Но его иногда называют Новолетием… – Новолетие церковное – это 1 сентября по Юлианскому календарю. У этой даты есть смысл. Дети в школу идут, начинается после летнего отдыха новый рабочий год, собран урожай и крестьянин завершает годовой круг земледельческих работ. 1 января Новолетие придумал праздновать царь Петр: хотел, чтобы и у нас было всё по-западному. И это внесло сумятицу – продолжающуюся и до сих пор – в наши традиции.

http://pravoslavie.ru/88779.html

Например, большевицкий проект ликвидации безграмотности, который был, в основном, выполнен к середине 1930-х годов. Тем не менее, значительная часть эмигрантских специалистов по-прежнему настаивала, что количество грамотных людей в России продолжает сокращаться. И неудивительно, ведь с точки зрения правил старой русской орфографии грамотной не была ни одна советская книга. Еще один теперь уже современный пример. В благополучной Франции 1980-1990-е годы были отмечены небывалым явлением. Множество людей, прошедших начальную и даже среднюю школу, через некоторое время оказались неспособны осмысленно читать даже довольно простые газетные статьи. Они предпочитали телевизор и радио. Кое-кто стал бить тревогу, говоря о росте неграмотности. Но в целях общественного спокойствия проблему замяли, назвав новый феномен " иллетризмом " (что-то вроде " невосприятия текста " ). При этом статистика образования как ни в чем не бывало продолжала учитывать лишь " фактически неграмотных " , то есть не окончивших школы. Как мы видим, даже такая " простая условность " кристаллизуется в социальной действительности весьма сложными формами. Что же говорить о " качестве образования " , в котором " грамотность " - лишь один из десятков параметров? Результаты определения такого " качества " можно с большой осторожностью использовать в научной, на худой конец, журналистской, но уж никак не в административной практике. " Гарантировать " же его можно, лишь произвольно отбросив оценку множества сопутствующих социальных явлений. При таком произволе ценность любого понятия неминуемо опускается еще на одну ступень. Перед нами уже не научный термин или бюрократическая условность, а всего лишь ловкий рекламный ход. Между прочим, так его гораздо легче воспринимать. Нам ведь уже обещают " повышенную комфортность " старых советских купейных вагонов или " натуральный состав " еды, модифицированной на генном уровне, почему бы не погреть руки и на " качестве образования " ? При этом образование, естественно, становится товаром, а школьники и студенты - потребителями.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Косвенные, но все еще тесные связи между эфебией и армией птолемеевского Египта: ср. М. Launy, ор. cit., а также факты, собранные Th. Α. Brady, Mélanges Miller (приведенные выше, прим. 4), стр. 15–16, и М. Rostovtseff, Hellenistic World (III), стр. 1588, прим. 23: например: офицеры охотно исполняют должность гимнасиарха, Preisigke, S. В., 2264; 7456; то же в Кирене: Africa Italiana , III (1930), стр. 189. Wilcken, Chrest. 143; 146. Id. 141, 142; BSAA. VII (1929), 277, 3. Египетская эфебия: Р. Jouguet, La vie municipale dans l’Egypte romaine , Paris, 1911, стр. 67–68, 150–160 (возобновленный Revue de Phihlogie , 1910, стр. 43–56); Ε. Bickermann, то же Revue, 1927, стр. 367–368; Th. Α. Brady, приведенная статья, прим. 4; Μ. Rostovtseff, Hellenistic World (III), стр. 1395; Μ. Р. Nilsson, Die hellenistische Schule , стр. 85–98; Et. Bernard, Epitaphes métriques d’un pédotribe (Hermoupolis Magna, конец II — начало III века по Р. X.), BIFAO, 60 (1960), стр. 131–150. P. Fior. 79, 24; P. Oxy. 2186. Я с намерением выбрал для перевода технического термина αρεσις двусмысленное слово «класс»: папирологи колеблются (Р. Jouguet, Vie municipale , стр. 155), понимать ли «класс» в военном смысле, как ежегодное продвижение по службе, « alumni [Питомцы (лат.). — Прим. переводчика. ] of particular years», как у Ростовцева, Hellenistic World , стр. 1059, или, в школьном смысле, как команду, «small groups in order to facilitate Instruction» (Th. A. Brady, Mélanges Miller , стр. 12–13). Тексты, которыми мы располагаем, трудны для понимания: Wilcken, Chrest ., I, 141, 142; Bulletin de la Société Archéologique d’Alexandrie , XXVI (1929), стр. 277, прим. 3; Μ. Р. Nilsson, ор. cit., стр. 91, настаивает на том, что в обычном порядке вслед за этим словом идет родительный падеж имени собственного: «Name des Stifters oder des Obmannes?» [Имя учредителя или старосты (лат.). — Прим. переводчика. ] P. Tebt. II, 316. BGU. 1084. Об «π γυμνασου» в Египте римской эпохи ср. Р. Jouguet, Vie municipale , стр. 79–86. Я допускаю, что практически это обозначение равнозначно «π φηβεας» ( BGU . 1903, 2), хотя Jouguet (стр. 83) сохраняет возможность различия (но кто посещал гимнасий, кроме эфебов?), и, с другой стороны, что оно синонимично ο κ το γυμνασου (ср. Rostovtseff, Hellenistic World , стр. 1059). Brady, Mélanges Miller , стр. 11, избегал их смешения, но недавняя публикация Р. Оху. 2186 устраняет трудность: выражение κ το γυμνασου, казалось, ограничено эпохой Лагидов (APF. II, 548, 26; V, 415–416, 13, 17; SEG., VIII, 504, 531, 641, 694), однако было обнаружено, что Р. Оху. 2186 перечисляет (260 г. по Р. X.) девять поколений κ το γυμνασου; ср. Р. Ahm., 75; PSI. 457, см. также Μ. Р. Nilsson, ор. cit., стр. 92; это отличительное обозначение социального класса — эллин перед лицом копта.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

поиск:   разделы   рассылка Юрий Пущаев Лингвист милостью божьей 6 выдающихся достижений Андрея Зализняка Источник:  Православие.Ru 24 декабря 2017 года на 83-м году жизни в Москве скончался академик РАН, доктор филологических наук Андрей Анатольевич Зализняк, крупнейший специалист по истории русского языка и новгородских берестяных грамот. Он был известен во всем мире как выдающийся русский ученый. Мы решили кратко рассказать о его основных научных открытиях и достижениях, о том, почему они имеют такое значение. 1. Обоснование подлинности знаменитого " Слова о полку Игореве " Проблема подлинности " Слова о полку Игореве " активно обсуждалась в истории литературы и лингвистике. Рукопись с единственным экземпляром произведения обнаружил в конце XVIII века известный коллекционер и обер-прокурор Синода граф Алексей Мусин-Пушкин, но она сгорела в его дворце во время московского пожара 1812 года, что и дало повод сомневаться в подлинности произведения. Впервые о " Слове " как фальсификации заговорили французские филологи-слависты Луи Леже (конец XIX века) и Андре Мазон (1930-е годы). По их мнению, " Слово " было создано в конце XVIII века по образцу " Задонщины " . В ходе дальнейших разгоревшихся на почти столетие споров было высказано много аргументов " за " и " против " . На сегодня считается, что точку в затянувшейся дискуссии поставил А.А. Зализняк. Его убедительнейшие аргументы изложены в книге " Слово о полку Игореве: взгляд лингвиста " (2004, 2-е изд. 2007, 3-е изд., дополненное, 2008). Он показал, что гипотетический фальсификатор XVIII века мог написать это произведение только при условии обладания точными знаниями, которые были получены лингвистикой только в XIX–XX веках. Все, что мы знаем сегодня об истории русского языка и законах его изменения, указывает на то, что " Слово " действительно было написано в XII веке и переписано в XV–XVI веках. Даже если гипотетический имитатор писал по наитию, интуитивно после длительного чтения аналогов, он все равно допустил бы хоть одну ошибку, но ни одной лингвистической ошибки в памятнике не установлено.

http://religare.ru/2_114672.html

На какой основе она учится этому, откуда ей взять критерии хорошего и плохого? Этот вопрос очень важен для меня. Понимаете, моя мама всегда была атеисткой, в полном смысле слова советским человеком. Но если я и понял что-то о жертвенности, об идее служения, то именно благодаря ей. В чем тут дело? Прежде всего давайте вспомним, с какой Книги копировался кодекс строителя коммунизма. Конечно, Бог из этого свода правил был вычеркнут, однако призыв к служению ближнему остался (пусть и извращенный — ради построения «земного рая»). Да и убрать Бога из жизни всей нашей семьи у власти и пропаганды не получилось. У мамы, уверен, в памяти всплывают моменты, как моя прабабушка, прихожанка Никольской церкви на Маросейке, водила ее в храм в детстве. А мамино детство, между прочим, пришлось на конец 1930-х годов… Я чувствую, что в моей семье эта линия веры не прервалась — она как будто на время ушла куда-то на глубину. И мне кажется, что подобная история характерна для очень многих людей в нашей стране. Духовная жизнь в народе, по-моему, никогда не сходила на нет, как бы власть ни старалась. Другое дело — становится ли это внутреннее чувство правды приоритетом для тебя в повседневности или ты глушишь его. — А почему Вы выбрали именно такую центральную тему — молодая женщина, идея служения..? — Я прекрасно помню 1990-е годы и, в частности, те представления о женщине, которые транслировались через кино и сериалы. Так вот, вместо темы женского служения — подспудно, а нередко и явно — постоянно звучала другая идея. Что есть короткий путь к достижению всех земных благ, и этот путь — не в служении, а, простите, в обслуживании. — Но мое детство пришлось на 1990-е, и у меня нет ощущения, что эта идея так сильно пропагандировалась. — Посмотрите на это глазами моего поколения. Ведь тогда свобода свалилась нам на голову, и голову от этого можно было потерять очень легко. То, что для вас было неочевидно, нашим поколением считывалось буквально между строк. Все наши привычки, представления о норме сломали как об коленку! Как будто отмашку дали: делай в этой жизни все что хочешь, ты свободен… Но было ли это безусловно хорошо для людей с советским еще сознанием?..

http://foma.ru/nizkij-zhanr-popyitka-kan...

Епископ Неофит был нищелюбцем и после каждой службы, выходя из храма, раздавал милостыню. И не было никого среди его многочисленной паствы, кто был бы им обижен или кем бы он пренебрег. В великие праздники он звал нищую и убогую братию к себе на обед. Юродивые и блаженные приходили к нему в любое время. Будучи ревнителем церковного благочестия, он и паству свою призывал к исполнению церковных правил. — Я буду отвечать за вас как ваш пастырь, — говорил он в церковных проповедях. — Наступает такое время, когда правил исполнять не будут, но среди вас есть многие незаметные ныне христиане, которые в свое время первыми пойдут мучениками в тюрьму. Время это неуклонно приближалось. Во время гонений 1930 года власти решили снять с собора Флора и Лавра колокола. Эти колокола были украшением города, ветлужцы почитали их своей святыней. Один был весом в пятьсот шестьдесят пудов с очень мелодичным звоном, слышным за двадцать пять верст. Со страшным гулом и стоном падал он вниз, под своей тяжестью уйдя в землю. Как живое существо, били и терзали безбожники колокол, пока не разбили его на мелкие части. Разорителями были приезжие, а из своих — городские пьяницы Николай Галанкин и Анатолий Морозов. Господь не замедлил явить над ними Свой суд. Николай Галанкин вскоре по несчастному случаю убился насмерть, а Морозова разбил паралич, и он неподвижно пролежал сорок лет. Видя происходящее, томилось и стенало сердце архипастыря. Но он знал, что любое слово протеста приведет к аресту, а колокола все равно снимут. Но не о колоколах поставил его печься Господь, а о душах живых. Конец все равно будет мученическим, а сейчас надо смириться и ждать. Но в народе поднялся — в первый раз — ропот на архипастыря: почему не защитил достояние народа. И тогда епископ вышел на амвон и сказал: — Дорогие братья и сестры, я не хозяин над имуществом храма, теперь здесь хозяева власти, они захотели — они и сняли, меня не спросили. Я скоро умру, а вы еще будете жить, и вы сами увидите, какая наступит страшная жизнь.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Большая часть крестов не подвергалась музейной реставрации и публикуется в состоянии сохранности на настоящий момент. Кресты поступали из разных источников в разные годы: Центральные государственные реставрационные мастерские, 1930–1934 годы; Государственный исторический музей, 1930 год; московский отдел народного образования, 1930-е годы; церковь Успения на Апухтинке, 1930-е годы; антирелигиозный музей искусств, 1935 год; частное собрание Е. Е. Егорова, 1940 год; краеведческий музей города Великий Устюг, 1964 год; экспедиция Третьяковской галереи в Горьковскую область, 1966 год. Самое большое поступление, 10 крестов, было из церкви Успения на Апухтинке 586 , построенной архитектором Н. Д. Поликарповым в 1908 году для старообрядцев. В целом комплекс крестов представляет памятники разных периодов истории развития одной из составных частей убранства алтаря православного храма, комплекса малоизученного и представляющего интерес для специалистов. Каталог 1. Крест Инв. 28599. Конец XIV – начало XV века. Средняя Русь. Дерево, темпера; 265х182 см. Поступил в 1930 году из ЦГРМ. На кресте изображен распятый Христос, склонивший голову на левое плечо. Пропорции тела Христа удлинены. Первоначальная живопись сохранилась фрагментарно. Древнее сказание, сохранившееся в письменных источниках XVIuXVIIIbekob относит крест к 1291 году. Из Успенского собора города Дмитрова был вывезен в 1924 году в ЦГРМ, после реставрации в 1930 году поступил в ГТГ. Лицевая сторона 2. Крест Инв. 14455. Конец XV – начало XVI века. Новгород. Дерево, темпера; 144х65 см. Поступил в 1930 году из ГИМ. Лицевая сторона              Оборотная сторона Крест восьмиконечный, двусторонний, выносной, с длинной рукоятью. В перекрестье и на четырех центральных окончаниях круглые клейма, центральное более крупное. В клеймах изображены святые по пояс. Вертикальная ось креста имеет две перекладины: под верхним клеймом – горизонтальная, проходящая через нижнее клеймо – немного наклонена. На каждом конце креста и вокруг центрального клейма – полукруглые выступы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010