А.А. Кострюков Глава 8. Российская Церковь в годы второго заместительства митрополита Сергия §1. Причины и законодательная база новых гонений на Церковь Принятый митрополитом Сергием курс не принес Церкви облегчения. Наоборот, конец 1920-х гг. стал для Церкви началом новых потрясений. Главная причина, как в 1917 г., так и теперь, была в онтологическом неприятии коммунистическим режимом Православной Церкви, как и религии вообще. Однако отдельные волны гонений каждый раз имели и конкретное объяснение. Трагедия Церкви в конце 1920 – начале 1930-х гг. была напрямую связана с укреплением власти И.В.Джугашвили (Сталина). Первые самостоятельные шаги диктатора ударили прежде всего по основной массе населения – крестьянству. Методом слома крестьянства как сословия стала коллективизация – насильственное вовлечение крестьян в колхозы. Сам Сталин придавал ей такое же значение, как и октябрьскому перевороту. Согласно официальным данным, в ходе коллективизации было выселено (нередко на верную гибель) более 2,2 млн человек, хотя сам Сталин говорил о 10 миллионах «раскулаченных». Следующим ударом по крестьянству стал массовый голод начала 1930-х гг., жертвами которого стало как минимум 3–4 млн человек, хотя некоторые специалисты доводят число погибших до 7 млн. Как указывает В.Д.Кузнечевский, имея сведения о надвигающемся бедствии, Сталин озаботился лишь тем, чтобы заранее обеспечить запасами хлеба Грузию, которой голод действительно не коснулся. В контексте наступления на крестьянство следует рассматривать и антицерковные действия коммунистической власти. Успех новой кампании был невозможен без слома устоявшегося веками народного быта, имевшего в своей основе церковные традиции. Согласно подсчетам иерея А.Мазырина, если принять за 100% число арестов по церковным делам в 1926 г., то в 1927 г. показатель будет 171 %, в 1928 г. – 235 %, в 1929 г. – 807 %, в 1930 – 2204 %. В каждый последующий год арестовывалось в полтора, а то и в три раза больше, чем в предыдущий. Меры против Церкви принимались на самом высоком уровне. В феврале 1929 г. секретарь ЦК ВКП(б) JI.M.Karahobuч разослал по стране директивное письмо с критикой коммунистов и комсомольцев за недостаточную активность в борьбе с религией. Духовенство в этом письме было названо политическим противником коммунистической партии. 8 апреля 1929 г. президиум ВЦИК принял постановление «О религиозных объединениях», в соответствии с которым общины могли лишь «отправлять культ» в специальных зданиях, в то время как проповедь , просвещение и благотворительность запрещались. Частное обучение религии, предусмотренное декретом 1918 г., теперь было истолковано как право родителей обучать детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приложение 12 (к разделам 7.14–7.15) Акты митр. Сергия (Страгородского), относящиеся к общине свящ. Василия Адаменко На сегодняшний день известны два официальных документа, посвященных общине прот. Василия Адаменко: 1. Обращение Патриарха Сергия в Совет по делам Русской Православной церкви от 27 октября 1943 г. с просьбой об амнистии ряду лиц, в число которых входит прот. Василий Адаменко. 2.      Опубликованное в Журнале Московской патриархии Постановление заместителя Патриаршего Местоблюстителя от 10 апреля 1930 года о воссоединении общины свящ. Василия Адаменко с Патриаршей церковью. 3.      Сохранившаяся в виде фотокопии справка о разрешении общине свящ. Василия Адаменко совершать богослужение на русском языке. После первой публикации этой справки 471 высказывались сомнения в ее подлинности: «Подтверждение подлинности этого странного документа, – пишет свящ. К. Буфеев, – дело экспертизы. Почему оригинал не сохранился в архиве Московской патриархии – также вопрос к историкам-архивистам» (Буфеев 1999, с. 182). Поскольку архивы Московской патриархии для исследователей недоступны, мы не предпринимали попыток обнаружить оригинал этого документа. Достаточно надежным подтверждением подлинности этой справки является приведенное ниже постановление заместителя Патриаршего Местоблюстителя и временного при нем Патриаршего Священного Синода от 10 апреля 1930 года. Подлинность этого решения, напечатанного в официальной части Журнала Московской патриархии, не может быть оспорена. Поскольку в решении Синода также содержится разрешение служить на русском языке, то невозможно себе представить, кому бы могла понадобиться подделка Справки. Защитникам русского богослужения было бы проще ссылаться на издаваемый митр. Сергием журнал, а не на документ, происхождение которого сомнительно. Косвенным подтверждением подлинности справки является и ошибочная ссылка на номер решения Синода от 10 апреля 1930 года: в публикации ЖМП это постановление имеет номер 69, а в Справке – 39. Такая ошибка, не вызывающая удивления в случае рутинного копирования документа, невозможна при изготовлении фальшивки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 21 (3 ноября) Священномученик Николай Раевский Кто-то в те годы уже и побаивался служить Богу и Церкви Христовой и уходил из храма на светские должности, стараясь скрыть свое церковное прошлое; другие, понимая, что времени остается немного, спешили навстречу мученическому венцу. Таким был священник Николай Раевский. Священномученик Николай родился 2 марта 1885 года в городе Ржеве Тверской губернии. Отец его, Василий Саввич Раевский, служил псаломщиком в одном из ржевских храмов. В 1892 году умерла мать Николая, Александра Васильевна, и в 1897 году отец с детьми переехал в село Березниково Тверского уезда, где устроился в храм псаломщиком; но недолго ему пришлось здесь прослужить, в марте 1899 года он умер. В 1892 году Николай поступил в начальную школу, после окончания которой год учился в городском училище, а затем перешел в духовное городское училище, которое окончил в 1899 году, и был направлен служить псаломщиком в село Березниково на место почившего отца. В 1906 году он был переведен в храм села Тургинова Тверского уезда, где прослужил немногим более полугода, и в ноябре того же года был призван в армию. Военную службу он проходил в Варшаве в 182-м пехотном резервном полку . По окончании срока военной службы в 1910 году Николай Васильевич вернулся на родину во Ржев и поступил псаломщиком в Покровскую церковь. Через год он переехал в город Старицу, где был экономом духовного училища. В 1913 году в его жизни произошла существенная перемена – он был рукоположен в сан диакона. Через два года церковное начальство определило его в храм села Осульского Ржевского уезда, где он прослужил диаконом пятнадцать лет – до 1930 года. Это было время, когда, точно в калейдоскопе, прошло множество событий – конец монархии, революция, гражданская война, гонения, изъятие церковных ценностей, коллективизация, а с нею снова аресты священников. Казалось, переворачивалась не страница истории, а сама Россия. Но, несмотря на гонения и убийства, и в первую очередь священников и крестьян, диакону Николаю не приходило в голову оставить церковное служение, и 20 января 1930 года он был рукоположен в сан священника ко храму села Кокоша Ржевского района. Однако гонение нарастало, храмы под тем или иным предлогом закрывались, захватывались с помощью властей обновленцами, которые затем передавали их властям для закрытия.

http://fond.ru/kalendar/1071/nikolay/

Благовестие и прозелитизм Один из самых важных вопросов, с которым столкнулась православная миссия в конце ХХ века, заключается в следующем: в чем разница между благовестием и прозелитизмом. Некоторые считают, что между ними никакой разницы нет. И потому, когда мы говорим, что православные должны распространять благую весть, то нередко слышим в ответ: «Православная Церковь не занимается прозелитизмом», – как будто миссия и прозелитизм – это одно и то же. Других же больше заботит прозелитизм по отношению к Православию – вся эта масса инославных миссионеров, которые после падения коммунизма ринулись обращать Россию, Болгарию, Румынию и другие традиционно православные страны в свою веру. Западные христиане привыкли к взгляду, что Православие – «не миссионерское». В ХХ веке, после Первой мировой войны, был какой-то период «экуменических» контактов между христианами разных традиций. Но середина ХХ века, с 1920-х по 1970-е годы, – это время, когда православная миссия находилась в полном упадке. Ибо после падения Константинополя в 1453 году Россия фактически была единственным центром православной миссии, однако большевистский переворот положил этому конец. Возрождение православной миссии в наше время стало плодом деятельности таких людей, как архиепископ Албанский Анастасий (Яннулатос), чьи публикации в журнале «Porefthendes» в 1950–1960 годы призвали к обновленному взгляду на миссию. В Африке в 1930-е годы проповедь Православия была в плачевном состоянии, но после Второй мировой войны ситуация в Восточной Африке изменилась, ибо изменился взгляд на миссию. Правда, в недавние времена многие обратились в Православие не потому, что православные миссионеры вышли с проповедью или занимались прозелитизмом; эти люди стали православными христианами, потому что их призвал Бог. Речь идет об общинах «православных евангелистов» в Америке, а также общинах в Португалии, Индонезии и на Филиппинах. Подобные события подводят некоторых к заключению, что православная миссия не «центробежна», а «центростремительна»: не миссионеры выходят на проповедь, а Церковь «ждет», когда люди сами придут. В действительности это не так. И если мы взглянем на историю православной миссии, то увидим множество примеров, когда миссионеры шли вовне, к людям иных культур, в отдаленные концы земли. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, святители Стефан Пермский и Иннокентий Аляскинский, равноапостольный Николай Японский – всего лишь некоторые из них.

http://pravoslavie.ru/46296.html

Курск. Знаменский монастырь. Собор иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Здание Знаменского собора было заложено в 1816 году. Строительство велось только в летнее время в течение 10 лет и было завершено в 1825 году. Храм был построен из обожженного кирпича и облицован мячковским камнем. Толщина стен основания - свыше 5 метров. Диаметр центрального купола - 20 метров. Высота храма - 48 метров.  Размеры Знаменского собора, по тем временам,  были так велики, что куряне сравнивали его с храмом Христа-Спасителя. В 30-е годы прошлого века храм был закрыт и переоборудован под кинотеатр. Были разрушены парные колокольни и угловые купола  В 1992 году здание было возвращено церкви. Были восстановлены угловые купола и одна из колоколен. Началось восстановление Знаменского монастыря. http://old-kursk.ru/book/amk/a008.html Знаменский собор Курска строился по типу собора Александро-Невской лавры и имел 2 звонницы над западной частью здания. В 1930-х годах эти звонницы были разобраны. " Воссоздание " собора открыло новую эпоху в постсоветской реставрации памятников русской архитектуры. Вместо исторических двух звонниц над кровлей соорудили одну, причем на новом месте, вырастающую из земли в северо-западному углу храма. В итоге (особенно хорошо это видно на снимках под углом к северному фасаду) собор " обогатился " неким сооружением совершенно в духе сталинского ампира. В начале 1950-х гг. подобные башни служили визитными карточками железнодорожных вокзалов. Первый, ещё деревянный, Знаменский храм появился в Курске в память о чудесном спасении города во время осады поляками в 1612 году. С этой-то церкви и началась история Знаменского монастыря и его соборного храма. Знаменский собор - обетный храм. В 1612 году, осаждаемые польским войском, защитники Курской крепости дали обет в случае спасения возвести здесь церковь. Курск они отстояли и после освобождения Москвы от интервентов и избрания нового царя отправили ему челобитную, в которой говорилось: " Как приходили под Курск литовские люди и острог большой взяли, а они собрався в малом острожке от литовских людей отсиделись и обещали они в Курску, в малом острожку возле города, на конец торгу против городового моста..., воздвигнуть церковь Пречистые Богородицы Курские " .

http://sobory.ru/article/?object=05799

поиск:   разделы   рассылка Александрова-Чукова Лидия Константиновна, Шкаровский Михаил Витальевич Борьба митрополита Григория за возвращение Церкви храмов Александро-Невской Лавры в 1945–1955 гг Источник:  Богослов. ру В нынешнем году Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра празднует 300-летие с момента основания и начала своего славного исторического пути, темным временем небытия на котором стали 30–40 годы прошлого столетия. Монашество было репрессировано, собор и все храмы – закрыты, церковная жизнь в одном из главных монастырей России прекратилась. Основное внимание авторов Л.К. Александровой-Чуковой и М.В. Шкаровского, повествующих в этой статье о возрождении церковной жизни в северо-западных епархиях Русской Православной Церкви в послевоенное десятилетие, обращено к начальному этапу возвращения епархии зданий Лавры и борьбе митрополита Григория за открытие Свято-Троицкого собора. Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Конец 1940-х годовВ результате антирелигиозной политики советского государства к середине 1930-х годов были закрыты соборный и все другие храмы Александро-Невской Лавры. Последней, в середине января 1936 года, перестала действовать Свято-Духовская церковь, которая до самого момента своего закрытия играла важную роль в православной жизни города. Все здания Лавры перешли в пользование гражданских учреждений, и началось разрушение интерьеров церквей и зданий. В июле 1936 года помещение Свято-Духовской церкви заняла организация Ленплодовощ, которая немедленно начала разгром подвалов и склепов для размещения там овощехранилищ. В период блокады Ленинграда был частично разрешен доступ военнослужащих и горожан к некоторым святыням закрытых храмов – в Благовещенскую церковь к захоронению Суворова и в Свято-Троицкий собор, что вызвало ходатайства верующих об открытии храмов. Произошедшие в годы Великой Отечественной войны изменения в государственно-церковных отношениях положительно сказались и на судьбе Александро-Невской Лавры. Московская Патриархия, используя появившиеся возможности открытия новых церквей и монастырей, выступила с инициативой возвращения Александро-Невской Лавры верующим. Бывший наместник обители митрополит Николай (Ярушевич), при посещении Лавры в апреле 1944 г., высказал пожелание о возможности передачи ее верующим и восстановлении в обители резиденции Ленинградского митрополита. В то же время на весь комплекс зданий лавры претендовали Музей истории Ленинграда и Центральный исторический архив НКВД.

http://religare.ru/2_101464.html

Райсемёновское. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты Как утверждают специалисты, в Райсемёновском сейчас осталась лишь крошечная часть того великолепия, которое создал в своё время известный боярский род Ордын-Нащокиных. Церковь Спаса Нерукотворного, завершённая в 1774 1783 годах, относится к числу выдающихся памятников русской архитектуры XVIII века. Двухэтажный каменный однокупольный храм с колокольней – яркий образец классицизма. Так же, как и множество других церквей, закрыт и отдан на разграбление вандалам в 1930 году. Возвращён верующим лишь спустя 65 лет. Сейчас реставрируется. От церкви открывается великолепный вид на окрестности. Два века назад здесь террасами спускался к реке Наре обустроенный парк с беседками, гротами, мостиками и даже зверинцем. Тогда в Райсемёновском процветал курорт с источниками железистых вод. Водолечебница действовала с 1803 по 1820 годы, а затем пришла в упадок. Сейчас можно только полюбоваться на церковь Спаса Нерукотворного, порадоваться, что полным ходом идёт реконструкция и попытаться представить, как прекрасно здесь было всего каких то 200 лет назад. Официальный сайт администрации г. Протвино www.protvino.ru/news …Еще с дороги открывается дальний вид на долину Нары, где царит над окрестностью величественная церковь Спасителя в селе Рай-Семеновском. Немного правее – колокольня на Ивановой горе (конец XIX в.), придающая местности еще большую живописность. …Рай-Семеновское – усадьба А.П.Нащокина, гофмаршала Павла I. Хозяин окрестил ее Раем, чтобы отличать от другого Семеновского – Отрады, поместья Орловых. Д.Н.Свербеев остроумно замечал: «Само собою разумеется, что, кроме господ и духовенства, никто из народа не подозревал этих причудливых и пышных названий, и невозможно до сих пор добиться от соседних крестьян, чтобы они указали проезжему, где тут Отрада или где тут Рай». Нащокин, очевидно, не желал уступать Орловым не только в причудливости названий своей усадьбы, но и в великолепии самих построек ее. Усадебная церковь, выстроенная по проекту М.Ф.Казакова, поражает воображение. Вот свидетельство того же Д.Н.Свербеева: «У него (Нащокина – М.Д.) было чрезвычайно много вкуса, много вначале денег, а еще больше тщеславия. Церковь, выстроенная им в Рай-Семеновском, одна из самых изящных по селам, какие мне удалось видеть на Святой Руси». Со Свербеевым перекликается неизвестный автор, посетивший усадьбу в начале прошлого века: «Нигде в Европе, даже в самой Италии, нет частного человека, который имел бы у себя такую церковь».

http://sobory.ru/article/?object=04785

См. также: Тутта Ларсен, теле- и радиоведущая, автор и ведущая интернет-канала для родителей Tutta.tv//Фома. - – январь 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »). Вопрос номера. Тещи и свекрови : Как ужиться со свекровью? Отрывки из писем, которые приходят в редакцию. Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – январь 2018. – С.20-21. – (рубрика « Вопрос номера. Тещи и свекрови »). См. также: Тутта Ларсен, теле- и радиоведущая, автор и ведущая интернет-канала для родителей Tutta.tv//Фома. - – январь 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   Тещи и свекрови: отношения без анекдотов . Комментарии священника, психолога, антрополога, ректора Института христианской психологии протоиерея Андрея Лоргуса . Беседовала Марина Борисова . Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – январь 2018. – С.22-26. – (рубрика « Вопрос номера. Тещи и свекрови »).   См. также: Тутта Ларсен, теле- и радиоведущая, автор и ведущая интернет-канала для родителей Tutta.tv//Фома. - – январь 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »). Александр Ткаченко , психолог. Давай разъедемся. Мой опыт жизни с двумя мамами . Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – январь 2018. – С.27-31. – (рубрика « Вопрос номера. Тещи и свекрови »). См. также: Тутта Ларсен, теле- и радиоведущая, автор и ведущая интернет-канала для родителей Tutta.tv//Фома. - – январь 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »). ВЕРА (раздел). – С.32-53.   Школа «Фомы». Именины:   Нина . [Иллюстрированная информация: Значение имени : Происхождение имени Нина до конца не ясно. По одной из версий, корни его греческие, по другой - ассирийские, и переводится оно как «царица», «госпожа»; Дни памяти : 27 января – день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии; Св. равноапостольная Нина, просветительница Грузии (конец III в. – 335 год) . Подготовил Тихон Сысоев ; Другие святые с именем Нина : Мученица Нина (Кузнецова) (1887-1938); Известные люди с именем Нина : Нина Чавчавадзе (Грибоедова) (1812-1857). Нина Гребешкова (род. 1930); Интересные факты. Ил.: Иконы, посвященные св. равноапостольной Нине, просветительнице Грузии; Храм Светицховели Мцхета, Грузия. Фото www.lori.ru ; Крест святой равноапостольной Нины, хранится в Сионском кафедральном соборе в Тбилиси; Нина Арбенина –героиня драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Кадр из кинофильма//Фома. - – январь 2017. – С.32-33. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-177-...

«Второе пришествие» История человечества делится, по Муну, на три периода: эпоха Авраама – формирование рода человеческого, эпоха Иисуса – развитие человечества; наконец, эпоха Муна, который явился на землю, чтобы завершить священную миссию и освободить людей от сатаны 84 . Когда же закончилась «эпоха Иисуса» и наступила «эпоха Муна»? Для ответа на этот вопрос надо познакомиться с некоторыми взглядами Муна на историю XX века, излагаемыми им, как всегда, лапидарно. Согласно Муну, результаты Первой мировой войны таковы: «Подъем коммунистического мира со Сталиным в центре как с символическим представителем Господа Второго пришествия на стороне сатаны, стремящимся создать псевдовыражение Царства Небесного на земле». Результаты Второй мировой войны: «Разгром Гитлера и его государства и распространение коммунизма на мировом уровне со Сталиным в центре предвещают конец духовного царства, сосредоточенного на Иисусе, и начало эпохи возникновения новых небес и земли, сосредоточенных на Господе Второго пришествия» 85 . А в межвоенное время произошло событие, ради которого и был совершен экскурс в историю. Это рождение Мессии, Господа Второго пришествия, которое «должно было прийтись на период между 1917 и 1930 гг. 86 Мысль эта для Муна не случайна, она кочует из книги в книгу: Второе пришествие наступило «приблизительно в период между 1917 и 1930 [годами]» 87 . Кстати сказать, Мун не оставляет своим последователям сомнения в том, что третья мировая война неизбежна, однако возможны два варианта ее развития, и один из них – это «внешняя вооруженная борьба» против коммунизма и всех врагов Муна. Но, чтобы не уподобляться свидетелям Иеговы с их учением о неизбежном Армагеддоне, мунисты предлагают иной – мирный, облегченный – ее вариант. Это может быть «внутренняя идеологическая конфронтация –> полное разрешение –> осуществление идеального мира» 88 . Тем не менее, подобно лидерам движения «Свидетели Иеговы», Мун и его последователи тоже занимаются предсказанием конца света. Вначале было предсказано, что в 1967 году наступит Тысячелетнее Царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Закрыть itemscope itemtype="" > Белоруссия – твердыня Русского мира и русская Вандея 2020-х Часть 2. Постсоветско-дореволюционный период 17.01.2023 635 Время на чтение 13 минут Часть 1 . Но и развал СССР не разрушил русскую «Брестскую крепость». Как ни старались западные и позднесоветские спецслужбы, им не удалось создать достаточно сильную прозападно-националистическую интеллигенцию в Белоруссии, существенно расширив ее католическое ядро за счет недалеких светских гуманистов. Поэтому, несмотря на краткий период торжества униатско-католической группировки в лице Станислава Шушкевича, Мечислава Гриба, Зенона Позняка и клики, забравшейся на вершину власти по головам аморфной (как и по всему бывшему Союзу) Компартии, белорусам удалось достаточно быстро прийти в себя и восстановить патриотическую и притом сильную власть в стране в лице первого президента Александра Лукашенко и его окружения. С 1994 года и по конец 2000-х многими (в том числе в Российской Федерации) Республика Беларусь воспринималась и в немалой степени была последним свободным островком исторической Руси: и внешняя, и внутренняя политика здесь проводилась так, как она должна была бы проводиться подлинно русским государством с идейно-славянофильской элитой. Начала выстраиваться и государственно-церковная симфония – с соглашениями такого уровня, которого Русь не знала со времени ее захвата революционерами-безбожниками. Не лишним будет упомянуть и об уникальном явлении в постсоветской Белоруссии: если на протяжении веков белорусские земли были самыми евреизированными по всей Руси (в городах доля талмудических иудеев составляла в среднем не менее 70% всего населения, так что белорусы оказались самым деревенским народом Европы), то в результате Второй мировой войны, а также «Большой алии» в конце советской эпохи Белоруссия внезапно и без всякого «антисемитизма» оказалась самой «нееврейской» страной - частью Русского мира. Особый удар по еврейскому влиянию был нанесен решительным пресечением главой государства и его соратниками приватизации и либерализации экономики и всей общественно-политической жизни, лишив, прежде всего, пассионарную часть еврейства стимулов к проживанию в Белоруссии. В отличие от Российской Федерации и Украины, где они восстановили свое господство, близкое ко временам 1920-1930-х годов. Конечно, встречные усилия были сделаны, и в 2010-е годы произошел всплеск еврейского влияния в белорусском государстве – особенно в информационно-идеологической сфере. Однако революционные события 2020-го года, где евреи традиционно оказались на видных ролях, почти полностью уничтожили это влияние (вплоть до бегства из страны), резко усилив реальный суверенитет белорусского народа и государства и сделав его бесспорным врагом «всего прогрессивного человечества».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/17/be...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010