Субботнее великое повечерие (совершается в пятницу вечером) имеет свои особые тропари. На повечерии в пятницу вечером 1 седмицы читается тропарь мученика «Велия веры исправления». «Слава, и ныне»: «Вся паче смысла». На повечерии в пятницу 2, 3 и 4 седмиц – тропари «Апостоли, мученицы и пророцы», «Слава»: «Помяни, Господи»; «И ныне»: «Мати Святая». Накануне субботы 6 седмицы на повечерии – тропарь праздника «Общее воскресение». Накануне Благовещения на великом повечерии читается свой тропарь праздника. Накануне Обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля/9 марта), Сорока мучеников Севастийских(9/22 марта), храмового святого на повечерии читается тропарь праздника, «Слава, и ныне», Богородичен воскресный по гласу тропаря. После чтения тропарей – «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую Херувим» и далее по порядку, включая молитву святого Василия Великого «Господи, избавлен нас». 2  часть. Чтец: «Приидите, поклонимся». Псалмы 50, 101 и молитва Манассии. Трисвятое по «Отче наш». Хор: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» (6 глас), «Слава»: «Господи, помилуй нас», «И ныне»: «Милосердия двери отверзи нам». Накануне Благовещения и храмового праздника на великом повечерии вместо этих тропарей читается кондак праздника. Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим» и молитва: «Владыко Боже, Отче Вседержителю». 3  часть. Чтец: «Приидите, поклонимся». Псалмы 69 и 142. (Псалом 69 в первые четыре дня первой седмицы Великого Поста читается в ином месте – в начале Великого повечерия). Великое славословие (читается). Далее – канон Богородице и святому Минеи (если нет канона святого Андрея Критского). Начиная с понедельника 2 седмицы Великого Поста в седмичные дни, кроме пятницы, на великом повечерии к канону Богородицы из Октоиха присоединяются каноны святых из Минеи (за 16 дней), память которых совершается от Лазаревой субботы до Фоминой Недели 387 . После 3 песни канона – кондак и седален из Минеи, а после 6 песни – седален и Богородичен из Октоиха. В пятницу вечером на великом повечерии поется канон покойный из Октоиха настоящего гласа. В канун субботы 1 седмицы к нему присоединяется канон святого, случившегося в эту субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Таким образом составными частями паннихид здесь являются кондак, (его приводит Симеон Солунский) и какая-то полунощница. — Дрезденская рукопись устава Великой Церкви указывает паннихиду на великие праздники (так под Пасху, на 29 июня, 1 сент.), упоминая на ней тропарь, 50-й псалом и кондак [ 23 ]. Подробнее состав ее неизвестен. — От этой паннихиды, по-видимому, значительно разнилась паннихида 1-й седмицы Великого поста и первых трех дней Страстной недели. Чин ее дает Дрезденская рукопись Типикона Великой Церкви, Святогробский типикон 1122 года по ркп. Иерусалимской патриаршей библ. рукопись Александрийской патриарший библ. XIV b. и св. Симеон Солунский все с небольшими вариантами. Молитвы ее даются Евхологиями Синайск. библ. 958, Х в., 962 XI–XII b. и упомянутым Требником. Паннихида начиналась по заамвонной молитве Преждеосвященной литургии возгласом: «Благословено царство» (Дрезд. ркп.) и пение от певца (Симеон) 90 пс. с заключением: «Вышнего положи» трижды, Слава и ныне (Дрезд. ркп.). При пении псалма иерей, произнося молитву, относит в скевофиликию священные сосуды. После псалма ектения συναπτ (Симеон) первой паннихидной молитвы: «Иже во время» (Дрезд. ркп.), выражающей словами «Яко возвеличишася дела Твоя…» удивление благости и мудрости Божией в установлении дня и ночи и просящей благодатного просвещения против ярости греховной; возглас: «Яко подобает Тебе…» (Этой начальной части паннихиды не указывают Алекс. ркп. и Святогр. Тип.). Затем пелись три антифона, состоящие из псалмов 119 «Ко Господу внегда скорбети…» с припевом (πψαλμος — Симеон), т. е. тропарем (ркп.) «Яко щедр» (ς οκτι ρμων), пс. 24 «К Тебе Господи воздвигох душу мою…» (по Святогр. тип. пс. 120: «Возведох очи мои…») с тропарем «Милосердия двери…» и пс. 121: «Возвеселися о рекших мне…» с тропарем «Помилуй нас Господи» (по Святогр. тип. ко 2 ант. троп. «Помилуй нас…», к 3-му «Множества содеянных…»). Псалмы поются (по св. Симеону) обоими ликами по стихам, но Александр. и Дрезд ркп. из каждого псалма указывают для пения только по 4 стиха со Слава и ныне в заключении (περισσν — Симеон); начинается псалом певцом (Симеон) или доместиком (ркп.) чередного хора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Желтов М., свящ. Роман Сладкопевец //Православная энциклопедия. Т. 60. М., 2020. С. 134–135. Иларион (Алфеев), еп. Христос — Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2005. (Византийская библиотека. Исследования). Иннокентий Херсонский, свт. Великий пост. Молитва святого Ефрема Сирина. М., 2011. (Духовный собеседник). Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. М., 2002. (Богословская библиотека; 5). Корышко В. И. Кираса //Большая российская энциклопедия. Т. 13. М., 2009. С. 749. Кривко Р. Н. Кондак //Православная энциклопедия. Т. 36. М., 2014. С. 586–589. Моисеева С. А. Евсевий, еп. Александрийский // Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008. С. 249. Муравьев А. В. Афраат // Православная энциклопедия. Т. 4. М., 2002. С. 184–185. Петров А. Е. «Евангелие от Никодима» //Православная энциклопедия. Т. 49. М., 2018. С. 699–703. Правдолюбов С., прот. Великий канон святителя Андрея Критского (История. Поэтика. Богословие). М., 2023. Clavis Patrum Graecorum. Vol. III: a Cyrillo Alexandrino ad Iohannem Damascenum /cur. et stud. M. Geerard. Turnhout, 1979. Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode et les origines de la poésie religieuse à Byzance. Paris, 1977. Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur von Justinian bis zum Ende des Oströmischen Reiches (527–1453). München, 1897. La théologie byzantine et sa tradition. I/1 (VΙe – VIIe s.) /ed. C .G. Conmicello. Turnhout, 2015. (Corpus Christianorum — Claves — Subsidia). Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961.   См., напр.: Иннокентий Херсонский, свт. Слово в среду 2-й недели Великого поста//Его же. Великий пост. Молитва святого Ефрема Сирина. М., 2011. С. 107–113. Свт. Иннокентий даже приписывает этот кондак свт. Андрею Критскому (Там же. С. 107). Данный обзор основан на: Желтов М., свящ. Роман Сладкопевец//Православная энциклопедия. М., 2020. Т. 60. С. 134. Протодиакон В. Василик на основании косвенных свидетельств детализирует житие св. Романа (напр., еврейское происхождение св. Романа, а также его вероятные занятия медициной), а также объясняет примерную дату кончины святого: Василик В., протодиак. Церковь и Империя в византийских церковно-поэтических памятниках. СПб., 2016. С. 499–513. Также см.: Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode et les origines de la poésie religieuse à Byzance. Paris, 1977. P. 159–198. Информативную статью про св. Романа с библиографией о нем и его наследии см. в: Koder J. Romanos Melodos//La théologie byzantine et sa tradition. I/1 (VΙe–VIIe s.)/ed. С. G. Conticello. Turnhout, 2015. S. 115–132, 148–185.

http://bogoslov.ru/article/6192882

   Ектении и отпуст – «Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол (здесь иерей поминает святых храма и дня), святых праведных Богоотец». (На отпусте во всю 4-ю седмицу до пятка включительно возглашается «Силою Честнаго и Животворящаго Креста».)    По отпусте – «Слава, и ныне» и стихира евангельская.    Церковный Устав умалчивает, где должен оставаться Святой Крест после поклонения ему до пятка. Древние соборные Чиновники дают по этому вопросу определенные указания, что Крест поставляется «на месте, идеже ставят аналой с праздничною иконою» (Чиновник Холмогорского собора, с. 82), «к поклонным иконам», то есть иконам в иконостасе (Чиновник Новгородского собора, с. 173), «против патриархова места» (Чиновник Московского Успенского собора, с. 97). А на поклонение в понедельник, среду и пяток Святой Крест износится с этого места на середину храма священником (порядок изнесения см. далее, в понедельник).    На часах тропарь воскресный, «Слава» – Креста, по Трисвятом – кондак Креста.    Литургия святого Василия Великого. Блаженны гласа на 6 и от канона Креста песнь 6-я на 4. По входе тропари – воскресный и Креста, «Слава, и ныне» – кондак Креста. Вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Прокимен, глас 6-й – «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое». Стих – «К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене». Апостол – Евр., зач. 311, Евангелие – Мк., зач. 37. За «Достойно» – «О Тебе радуется». Причастен «Знаменася на нас свет Лица Твоего, Господи».    В Неделю вечера на вечерне – прокимен великий, глас 8-й – «Дал еси достояние».    Окончание вечерни, как и в предыдущие Недели поста. Глава 13. Понедельник 4-й седмицы    На 1-м часе поклонение Кресту, как в воскресенье. Во время Богородична «Что Тя наречем» на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадят Святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, иерей подъемлет Крест на главу, несет его на середину храма и полагает на уготовленный аналой, затем иерей совершает каждение окрест его. Посем вместо «Стопы моя» иерей с диаконом поют «Кресту Твоему покланяемся, Владыко», и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрене. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит Святой Крест на прежнее место.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Великое повечерие (в понедельник вечером) с тропарями обычными. По «Слава в вышних Богу...» – трипеснец Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 2-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия – ирмос трипеснца. (2-я песнь имеет два ирмоса, на катавасию поется второй ирмос.) По 2-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 2-й: «Милосердием движимь, Христе...». Перед катавасией 8-й песни поется: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви...». По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе, конца помысливши...» (см. на утрене Великого Вторника). После кондака – «Господи Сил, с нами буди...» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Молитва: «Владыко Многомилостиве...» (по обычаю), и чин прощения. Ектения: «Помолимся...». 1 Песнопения «Богородице Дево...», «Крестителю Христов...», «Молите о нас, святии апостоли...» и «Под Твое благоутробие...» вечером во все Недели святой Четыредесятницы и в Неделю ваий поются «со сладкопением», а в дни Страстной седмицы – «поскору глаголются» (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю ваий вечера», 1-е «зри»). 2 См. об этом 12 марта, в понедельник 2-й седмицы Великого поста. 3 Перед чтением Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров священник, по аналогии с полной Литургией, читает молитву: Возсияй в сердцах наших... (ср.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1992 2 . Т. 1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 181). Чтение Евангелия предваряется диалогом диакона и священника: Благослови, владыко, благовестителя... – Бог, молитвами святаго славнаго... (ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 1. С. 138–140; Ч. 2. С. 173–175). 4 Ср. с пением 3-й песни Великого канона на утрене четверга 5-й седмицы поста. См. также: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 90–91.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-29/

23 В праздники – кондак праздника; молитвы «Помяни Господи, в надежде воскресения...» тогда не бывает: Типикон. Последование 9 сентября, 26 декабря, 7 января, в понедельник Св. Духа и проч. 24 Отличие утрени на всенощном бдении от утрени с полиелеем лишь в том, что на первой вся часть до шестопсалмия опускается. 25 В пост – «Аллилуиа» поется 4 раза; если служба заупокойная – «Аллилуиа» поется трижды. (Типикон. Гл. 13 и 14.) 26 После «Аллилуиа» в будни (кроме субботы) постом – «троичны гласа»; в субботу, в заупокойной службе – «покойны». Устав о тропарях находится в Типиконе: гл. 52: 2–6; 9, 12, 13, 15, 48–51; храмовые главы. 27 Берется, смотря по торжественности дня, из Октоиха, Постной или Цветной Триоди. В предпразднства и попразднства – из Минеи. 29 У нас явился трудно искоренимый обычай – круглый год (и даже почти без праздника, лишь бы «аще изволил настоятель»: выражение Типикона, приводимое в данном случае, неуместно) петь «Хвалите имя Господне...». Но по Уставу даже и за всенощным бдением под воскресные дни это песнопение не всегда можно отправлять, а полагается заменять иногда «Непорочнами», т. е. 17-й кафизмой (псалом 118). Так, от Недели св. Жен Мироносиц до Пятидесятницы, от Недели всех святых до 22 сентября, от 20 декабря до 15 января, в Неделю мытаря и фарисея, в 1, 2, 3, 4 и 5-ю неделю Великого поста не поется полиелей («Хвалите имя Господне»), а заменяется 17-й кафизмой. Исключение бывает только в случае совпадения воскресного дня с праздниками Господскими, Богородичными или святых с бдением или полиелеем: Типикон. Гл. 17, 48–50. Поются «Непорочны» попеременно, постишно, двумя клиросами на пятый глас, тем напевом, которым поются непосредственно за ними тропари «Ангельский собор...». «Славы» также поются (за исключением третьей, которая выпевается после «Жизнодавца родши...»), но припевов, как в заупокойнойслужбе, никаких не полагается. 31 Поется в воскресенье (кроме Фомина), если нет Владычнего праздника: Типикон. Последование недели Антипасхи. Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. М., 1902. С. 673.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Интересно также, что древние Уставы предписывали петь Великий канон со стихами библейских песней; в тех песнях, где стихов оказывалось недостаточно, следовало повторять библейские стихи. Встречаются и сокращённые («приходские») варианты Великого канона: в русской рукописи 1-й половины XIV века для каждой песни приводится только 1 ирмос (соответственно, вторые ирмосы 2-й и 3-й песни опускаются) и 10 тропарей (8 покаянных и Троичен с Богородичным) 402 . Теперь скажем кратко об истории других песнопений службы четверга 5-й седмицы. «Блаженны», скорее всего, появились в службе одновременно с Великим каноном. «Алфавитные» стихиры, вероятно, также были внесены в службу на начальном этапе её развития, однако своё нынешнее место заняли далеко не сразу: Типикон Евергетидского монастыря лишь 8 стихир предписывает петь на вечерне, тогда как остальные – на утрене сразу после канона, то есть на «Хвалите...» 403 . Кондак «Душе моя...» исторически не связан с Великим каноном и является древнейшим из изменяемых песнопений данной службы, ибо его автором был преподобный Роман Сладкопевец (VI в.). В своём полном виде (т. е. со всеми 24 икосами) текст кондака представлен только в одной рукописи 404 ; в современной же службе он употребляется вместе с 1-м икосом. Кондак «Душе моя...» уже на позднем этапе вошёл в службу канона; в некоторых древних рукописях для четверга 5-й седмицы назначаются другие кондаки. Начиная с XI века в службу четверга 5-й седмицы стали добавлять житие и тропари в честь преподобной Марии. При этом первичным было добавление жития, которое связано с каноном идейно: преподобная Мария в своей жизни явила тот идеал подлинного и глубокого покаяния, который предначертан святым Андреем в его каноне. Вслед за житием стали присоединять и тропари канона. Интересно, что эти тропари – особый комплекс молитвословий; они имеют свой акростих и отличаются от тропарей других двух дней, когда совершается память преподобной Марии: минейного канона 1 апреля и канона Недели 5-й Великого поста. При этом своё нынешнее место тропари преподобной Марии заняли далеко не сразу: Типикон Евергетидского монастыря предписывает читать канон Марии не вместе с Великим каноном, а на паннихисе 405 (причём назначается даже другой канон – 6-го гласа, составленный преподобным Симеоном Метафрастом ) 406 . Более того, даже в некоторых рукописях XIV века эти тропари отсутствуют, а в старопечатных Триодях тропарей преподобной нет во 2-й песни канона.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слава, и ныне, богородичен. По 6-й песни,    Кондак, глас 2. Подобен: Вышних ищя: пророче Божий и предтече благодати, главу твою яко шипок священнейший от земли обретше, исцеления всегда приемлем: ибо паки якоже прежде в мире проповедуеши покаяние.    И икос, и чтем пролог. По 9-й песни светилен, дважды. Слава, и ныне, богородичен. На хвалитех стихиры на 4, глас. 4. Подобен: Дал еси знамение: Слава, глас 6: Всечестную главу: И ныне, богородичен: благолюбивый Боже и спасе: Славословие великое. По трисвятом тропарь. Слава, и ныне, богородичен. ектении, и отпуст. и дается елей братии от кандила святаго, и час 1-й. На 1— м часе, тропарь предтечи. По трисвятом кондак его. На Литургии, блаженна от канона, песнь 3-я, и 6-я. Прокимен, глас 6: Возвеселится праведник о господе: Стих: услыши Боже глас мой: Апостол к коринфяном, зачало 176: Бог рекий: Аллилуиа, глас 4: праведник яко финикс процветет: Стих: Истина от земли возсия. евангелие матфеа, зачало 40: Слышав иоанн во узилищи дела Христова: Причастен: В память вечную: МРК Подобает ведати, аще случится обретение честныя главы Иоанна предтечи в неделю мясопустную, или сыропустную.    Начинается бо с среды мясопустныя недели, и восходит до вторника 4-я недели великаго поста. На малей вечерни, в субботу, стихиры воскресны 4: и богородичен гласа. На стиховне стихира воскресна едина, и предтечи стиховна. По Ныне отпущаеши, тропарь воскресн. Слава, предтечи: И ныне, богородичен воскресн. ектениа малая, и отпуст. На Велицей Вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3: и триоди 4, и предтечи 3. Слава, триоди. И ныне, богородичен 1-й, гласа.    [Смотри] Аще ли неделя сыропустная: И поем стихиры воскресны 3, и анатолиев 1: и триоди 3, и предтечи 3. Слава, триоди: И ныне, богородичен 1— й, гласа. На литии стихиры храма, и триоди хвалитных два стиха.    [Смотри] Аще неделя мясопустная: 1-й стих, глас 6: Помышляю день он: 2-й, глас тойже: о каковый час тогда и день: [Смотри] Аще ли неделя сыропустная: Глаголем триоди такожде в литии два стиха хвалитных, 1-й стих, глас 5: увы мне, адам рыданием возопи: 2-й, глас тойже: Поприще добродетелей отверзеся: Слава, предтечи, глас 6: Сокровище божественных даров: И ныне, триоди, писан на литии славник.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Певцы – «Аминь», «Буди имя Господне» (трижды). 3 великих поклона. Чтец – псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время». И отпуст.    На великом повечерии по 1-м Трисвятом – тропарь святого Феодора, «Слава, и ныне» – Богородичен 2-го гласа «Вся паче смысла». По 2-м Трисвятом тропари обычные – «Помилуй нас, Господи». По «Слава в вышних» – заупокойный канон рядового гласа из утрени субботы, без ирмосов. По З-м Трисвятом – кондак святого Феодора. После возгласа – «Молитвами святых отец наших...» поклоны не полагаются и конечное Трисвятое не читается, но сразу – «Аминь». «Нескверная, Неблазная», «И даждь нам, Владыко», «Преславная Приснодево», «Упование мое – Отец», «Слава Тебе, Христе Боже». Отпуст малый – «Христос, Истинный Бог наш». Обычное прощение. Ектения «Помолимся». Глава 6. Суббота 1-й седмицы    Служба вся по Триоди.    См. Службы святых по Минее в субботы и Недели Великого поста вычитываются на повечериях или когда изволит настоятель.    На утрене, на «Бог Господь» – тропарь мученика Феодора, дважды, «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа – «Вся паче смысла». По первой кафизме и ектении – седальны мученичны Октоиха гласа с Богородичным. По 2-й кафизме и ектении – седальны святого с Богородичным. Во время 17-й кафизмы иерей кадит весь храм. Псалом 50-й. Тотчас после псалма поется канон. Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя» опускается. Канон храма с ирмосом на 6 (ирмос дважды) и святого Феодора два канона на 8. Библейские песни по разряду «Поем Господеви». Если на каноне не стихословятся библейские песни, то к 1-м тропарям 1-го канона Триоди припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». К прочим – «Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас». Катавасия: «Отверзу уста моя». По 3-й песни – седальны, по 6-й песни – кондак и икос, по 9-й – ексапостиларий: всё из Триоди. «Хвалите Господа с небес» и хвалитные стихиры святого из Триоди. По исполнении стихир «Тебе слава подобает» не глаголем, но тотчас – «Слава Тебе, показавшему нам свет» и читается вседневное славословие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Таким образом, составными частями панихид здесь являются кондак, троичен (его приводит Симеон Солунский ) и какая-то полунощница. – Дрезденская рукопсь устава В. Церкви указывает панихиду на великие праздники (так под Пасху, на 29 июня, 1 сент.), упоминая на ней тропарь, 50-й псалом и кондак 1597 . Подробнее состав ее неизвестен. – От этой панихиду, по-видимому, значительно разнилась панихида 1-й седмицы великого поста и первых трех дней Страстной недели. Чин ее дает Дрезденская рукопись Типикона Великой Церкви, Святогробский Типикон 1122 года по ркп. Иерусалимской патриаршей библ. 43, рукопись Александрийской патриарший (с. 387) библ. XIV в. 144 и св. Симеон Солунский все с небольшими вариантами. Молитвы ее даются Евхологиями Синайск. библ. 956, 958, X в., 962 XI-XII в. и упомянутым Требником. Панихида начиналась по заамвонной молитве преждеосвященной литургии возгласом: «Благословено царство» (Дрезд. ркп.) и пение от певца (Симеон) 90 пс. с заключением: «Вышнего положи» трижды, Слава и ныне (Дрезд. ркп.). при пении псалма иерей, произнося молитву, относит в скевофиликию священные сосуды. После псалма ектения συναπτ (Сим.) первой панихидной молитвы: «Иже во время» (Дрезд. ркп.), выражающей словами «Яко возвеличишася дела Твоя»... удивление благости и мудрости Божией в установлении дня и ночи и просящей благодатного просвещения против ярости греховной; возглас: «Яко подобает Тебе»... (Этой начальной части панихиды не указывают Алекс. ркп. и Святогр. Тип.). Затем пелись три антифона, состоящие из псалмов 119 «Ко Господу внегда скорбети»... с припевом ( πψαλμος – Сим.), т.е. тропарем(ркп.) «Яко щедр» ( ς οκτι ρμων), пс. 24 «К Тебе Господи воздвигох душу мою»... (по Святогр. тип. пс. 120: «Возведох очи мои»...) с тропарем «Милосердия двери»... и пс. 121: «Возвеселися о рекших мне»... с тропарем «Помилуй нас Господи» (по Святогр. тип. ко 2 ант. троп. «Помилуй нас»..., к 3-му «Множества содеянных»...). Псалмы поются (по св. Симеону) обоими ликами по стихам, но Александр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010