Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак Триоди (прп. Марии Египетской), глас 3-й: «Блудами первее…», и икос, глас тот же: «Агницу Христову…»; седален Триоди (прп. Марии Египетской), глас 8-й: «Взыграния вся…». «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная врата и ковчег…». По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен Триоди (прп. Марии Египетской): «Образ покаяния…», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Сладосте Ангелов…». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 1-й – 8; затем стих: «Воскресни, Господи, Боже мой…», и самогласен Триоди, глас тот же: «Несть Царство Божие пища и питие…». «Слава» – тот же самогласен, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 9-я. На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (прп. Марии Египетской). Кондаки Триоди (прп. Марии Египетской) и воскресный читаются попеременно. Литургия свт. Василия Великого . На проскомидии заготовляется один Агнец – для среды . Блаженны гласа – 8. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Триоди (прп. Марии Египетской). «Слава» – кондак Триоди (прп. Марии Египетской), «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (прп. Марии Египетской); кондак воскресный. «Слава» – кондак Триоди (прп. Марии Египетской), «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (прп. Марии Египетской); кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (прп. Марии Египетской), «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен – воскресный рядового гласа (со стихом), и прп. Марии Египетской, глас 4-й: «Дивен Бог во святых Своих…». Апостол и Евангелие – Недели 5-й Великого поста и прп. Марии Египетской.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Во 2-х, дни первой седмицы Великого поста. В них в понедельник, вторник, среду и четверток читается Великий канон св. Андрея Критского (Тип., послед., сих дней), а в пяток – канон Октоиха, покойный (Тип., послед. пятка 1-й сед. Вел. поста), который положен в Октоихе в последовании утрени и, кроме того, читается канон из Минеи святому, случившемуся в субботу или неделю этой седмицы (Там же). В первую неделю (воскресение) Великого поста на повечерии читается канон пророкам, положенный в Триоди наряду. В 3-х, пятки сырной седмицы и седмиц Великой Четыредесятницы, кроме седмицы ваий, и пятки седмиц Пятидесятницы, кроме седмицы пасхальной. В эти пятки полагаются на повечерии каноны покойные настоящего гласа той Недели, т. е. каноны за усопших из Октоиха, положенные там в последовании субботы на утрени (Тип., послед. пятка, сырнаго. Последование пятка 1-й седм. Великого поста и послед. 2-й седм. пр Пасхе пятка). Кроме того поются и каноны святых, прилучившихся в Недели или субботы (Тип., послед. пятка 1-й седм. Великого поста и Нед. св. ап. Фомы). В 4-х, дни от пятка седмицы ваий до дня Пасхи. В эти дни читаются трипеснцы и каноны Триоди Постной (Тип., послед. пятка недели ваий – послед. велик, понедельника и др.). В 5-х, в день Пятидесятницы читается канон не к Богородице из Октоиха, а канон Святому Духу из Триоди (Тип., послед. пят. и др.). В некоторые же дни в году полагаются на повечерие два канона, как это и видели из некоторых предыдущих указаний. К таким дням относятся: Во 1-х, дни от понедельника 2-й седмицы Великого поста до пятка седмицы ваий. В эти дни поются каноны тех святых, коих память случится в дни – от субботы Лазаря до недели св. ап. Фомы. Каноны святых поются с канонами Богородичными Октоиха. Прежде поется канон Богородицы, потом канон Минеи. По 3-й песни поется кондак и седален Минеи (Тип., послед. понед. 2-й седм. Велик. поста). Во 2-х, на повечерии с канонами Октоиха читаются каноны тех святых, коих память случится в недели (воскресения) 2-ю, 3-ю, 4-ю, 5-ю Великой Четыредесятницы (Тип., послед. пятка 1-й седмицы Вел. поста), также в среду 4-й седмицы (Тип., послед. вторника 4-й седмицы Великого поста), в четверток 5-й седмицы Великого поста (Тип., послед. 4-й нед. вечера).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Триоди (свт. Григория). «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (свт. Григория); кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (свт. Григория); кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». Прокимен – Недели 2-й Великого поста (глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны...»; стих: «Спаси мя, Господи...»), и свт. Григория (глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость...»). Аллилуиарий – воскресный рядового гласа (на основании общего устава, может быть еще второй аллилуиарий – святителя общий, глас 2-й: «Уста праведнаго поучатся премудрости...») . Апостол и Евангелие – Недели 2-й Великого поста и свт. Григория. Вместо «Достойно есть» – «О Тебе радуется...». Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...», и свт. Григория: «В память вечную...». Примечание. «На трапезе же ядим, имиже и в 1-ю Неделю удоволихомся, во славу Божию» (Типикон, гл. 49, «Неделя 2-я святых постов»). 1 См.: Минея-Февраль. М., 2002. С. 755–766. 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 30 мая 2019 года были утверждены тексты тропаря и кондака преподобномученицам Сходненским Наталии Баклановой (память 18 марта), Екатерине Константиновой (память 7 марта) и Елене Коробковой (память 25 мая). Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5445882.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/460 ). 3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропарей, кондака и величания преподобномученице Наталии Баклановой. Тексты тропарей, кондака и величания размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5731610.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/521 ).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-31/

   Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых Евангельская стихира поется перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди.    На литургии – прокимен гласа; Апостол — к Тимофею, зач. 296-е; Евангелие от Луки, зач. 89-е.    Таким образом, богослужение в Неделю о мытаре и фарисее имеет следующие особенности:    1) Пение на утрени после полиелея и Евангелия особых покаянных песнопений.    2) Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди.    3) Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее.    4) От Недели о мытаре и фарисее до Недели ваий по существующей практике к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям полагается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» и только в Недели Православия и Крестопоклонную – припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Определенного указания в Типиконе и Триоди на этот счет нет.    5) От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно воскресные кондаки не читаются, а заменяются (на часах, на повечериях, на полунощнице и на литургии после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство, попразднство или память великого или храмового святого, за исключением 4-й, 5-й и 6-й Недель, когда поются специальные кондаки. Например: в Недели 4-ю и 5-ю Святой Четыредесятницы вместо кондака Триоди берется кондак святому (преп. Иоанну Лествичнику, преп. Марии Египетской); на литургии этот кондак следует петь на «Слава», а на «И ныне» поется кондак храма (если храм Спасов или Богородицы) или кондак «Предстательство христиан непостыдное» (если храм святого).    Кроме того, отменяется пост в среду и пятницу после Недели (воскресенья) о мытаре и фарисее («сплошная», или «всеядная» седмица) — в знак обличения этим горделивого поста фарисея. Седмица и Неделя о блудном сыне    В эту Неделю Евангельской притчей о блудном сыне (Лк., зач. 79-е), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу; в этом случае благодать Божия исходит к ним во сретение, лобзает их, украшает и помогает им в достижении спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

328 Практический пример нахождения отступки для Евангельских чтений (воскресных и седмичных) находятся в «Богослужебных указаниях на 1951 год». (М., 1950. С. 11—13). Отступка касается только Евангелий на Литургии, но не утренних воскресных, которые следуют по порядку до 5 Недели Великого Поста; равно отступка не касается и гласа Октоиха — они следуют так же, как и утренние Евангелия, по порядку до 5 Недели Великого Поста. 329 Святой Иоанн Златоуст — Огласительное слово на Пасху и Беседа 26-я «О низвержении статуй». 330 Понедельник 1-й седмицы Великого Поста, вечерня, стихира на стиховне. 331 Понедельник 1-й седмицы Великого Поста, утреня, стихира на стиховне. 332 Вторник 1-й седмицы Великого Поста, утреня, трипеснец п. 8, 3. 333 Среда 1-й седмицы, 1-я на «Господи, воззвах». 334 Вторник 1-й седмицы Великого Поста, вечерня, стихира на стиховне. 335 Понедельник 2-й седмицы Великого Поста, утреня, канон, п. 1, 2. 336 Четверг 2-й седмицы Великого Поста, утреня, 1-я стихира на стиховне. 337 Вторник 2-й седмицы Великого Поста, утреня, 1-я стихира на стиховне. 338 Вторник 2-й седмицы Великого Поста, вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах». 339 Неделя о Мытаре и фарисее, 2-я стихира на «Господи, воззвах». 340 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 1, 3. 341 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 2. 342 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 1. 343 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 4, 1. 344 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 1, 4. 345 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон п. 1, 3; п. 3, 5; п. 9, 4. 346 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 4 и 4, 5. 347 Архиепископ Антоний. Постная и Цветная Триодь. Богослужебная заметка. «Русский инок», 1914. 7. С. 416. 348 Неделя о блудном сыне, вечерня, 2-я стихира на «Господи, воззвах». 349 Неделя о блудном сыне, стихира на " » «Славу» на «Господи, воззвах». 350 Недели о блудном сыне, кондак. 351 Неделя о блудном сыне, утреня, ексапостиларий, 3-я стихира на хвалитех и канон, п. 6, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

– в предпразднство или попразднство Богородичного праздника: тропарь праздника (предпразднства), тропарь 1-го святого; тропарь 2-го святого; кондак 1-го святого; «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак праздника (предпразднства). В храме святого: тропарь праздника (предпразднства), тропарь храма, тропарь 1-го святого; тропарь 2-го святого; кондак храма; кондак 1-го святого; «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак праздника (предпразднства). Прокимен, аллилуия, – праздника и святого (если есть). В предпразднство – прокимен дня 359 и святого (кроме предпразднства Преображения Господня, когда поется только дневной прокимен). Апостол и Евангелие – рядовые 360 и святого (если есть). Задостойник – праздника (только в попразднство). Причастны: – в предпразднство – дня и святого; – в попразднство – праздника и святого. Приложения об объединении служб воскресного дня со службами Минеи О «знаках» Месяцеслова В Православной Церкви существует классификация праздников в зависимости от важности празднуемого события и его значения для верующих. Более важному событию соответствует более торжественное богослужение. При этом, различные типы богослужений в Месяцеслове обозначены определенными знаками, суть которых вкратце изложена в 47-й главе Типикона. Смысл этой главы в следующем. Все праздники делятся на три группы: великие, средние и малые. Великие праздники обозначаются красным крестом в круге . В эту группу, во-первых, входят все двунадесятые праздники (так называются 12 великих Господских и Богородичных праздников: Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (8/21 сентября), Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (14/27 сентября), Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (21 ноября/4 декабря), Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (25 декабря/7 января), Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6/19 января), Сретение Господа нашего Иисуса Христа (2/15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля), Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье 6-й недели Великого поста), Вознесение Господне (в 40-й день после Пасхи), День Святой Троицы. Пятидесятница (в 50-й день после Пасхи), Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6/19 августа), Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (15/28 августа). Во-вторых, к этой группе относятся еще пять великих праздников: Обрезание Господне (1/14 января), Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (1/14 октября), Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (24 июня/7 июля), Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (29 августа/11 сентября), Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 19 марта 2023 года 6. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 7-й. Мчч. 42-х во Амморее. Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского . Иконы Божией Матери, именуемой «Благодатное Небо». Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Примечание. Служба мчч. 42-х во Амморее переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 5 марта). После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей совершает перенос Креста на престол, как указано накануне Крестовоздвижения (см. 14 сентября). Примечание. Перенос Креста с жертвенника на престол совершается при пении тропаря Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», и на «Слава, и ныне» – кондака Креста. Типикон не уточняет, какой именно кондак поется при переносе Креста с жертвенника на престол в Неделю Крестопоклонную – кондак, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею…», или кондак, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие…». Указание Типикона в Неделю 3-ю поста о том, что перенесение совершается «якоже предписася септемврия в 13-й день, вечера», косвенным образом свидетельствует о пении кондака Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею…». В старопечатной традиции прямо указывается данный кондак . Авторитетные богослужебные руководства также предписывают петь кондак Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею…». Однако в некоторых литургических справочниках указывается кондак Недели Крестопоклонной, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие…». На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 6, Триоди (Креста), глас 5-й – 4. «Слава» – Триоди (Креста), глас 3-й: «Христе Боже наш…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – Триоди (Креста), глас 5-й: «Зрящи Тя тварь вся…». На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава, и ныне» – Триоди (Креста), глас 4-й: «Пособивый, Господи, кроткому Давиду…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Если святому указаны Блаженны, тогда поются Блаженны на 12: Октоиха – 4; праздника – 4 (канон, рядовая песнь), святого – 4 (канон, 6-я песнь). Тропари и кондаки по входе: В храме Господском (во всех случаях) и в храме Богородицы в период предпразднства или попразднства Богородичного праздника: тропари: воскресный, праздника, святого; кондак воскресный; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы в период предпразднства или попразднства Господского и в храме святого (во всех случаях): тропари: воскресный, праздника, храма, святого; кондак воскресный, кондак храма; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, Апостол, Аллилуйя, Евангелие, причастен: Если святому указаны апостольские и евангельские чтения, то прокимен, Апостол, аллилуйя и Евангелие – воскресный и святого. Если святому не указано чтение, тогда прокимен, аллилуйя, причастен – воскресный, а Апостол и Евангелие – только рядовые. Задостойник: праздника (в попразднство). Отпуст: дневной. 301 Никольский К., Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. – СПб, 1907, С. 152. 302 Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. – СПб, 1907, С. 149. 304 Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. – СПб, 1907, С. 154. 305 В современной приходской практике великое повечерие, кроме 1-й седмицы Великого поста, служится далеко не во всех храмах. Более того, в большинстве храмов, где все-таки служится великое повечерие, канон на повечерии или опускают вообще, или читают только по 2–4 тропаря в каждой песни. 308 Если положено творить поклоны с молитвою св. Ефрема Сирина (в недели Великого поста вечером), то священник возглашает «Боже ущедри ны...», затем совершается 16 поклонов и читается конечное Трисвятое (см. Великое повечерие). 309 О возжигании светильников на вседневной утрени повествует 25-я глава Типикона, а на праздничной утрени – 24-я глава Типикона. 310 В субботу поются стихиры Октоиха, писанные на " Хвалите», причем заупокойная стихира опускается, а припевы берутся стиховые (см. Часослов).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Архив Пн 25. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 3-й. Благовещение Пресвятой Богородицы. Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (службу зри 26 сентября) . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой праздника Благовещения Пресвятой Богородицы по 2-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «Подобает ведати, аще случится Благовещение в Неделю 3-ю постов» . После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей совершает перенос Креста на престол, как указано накануне Крестовоздвижения (см. 14 сентября). Примечание. Перенос Креста с жертвенника на престол совершается при пении тропаря Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», и на «Слава, и ныне» – кондака Креста. Типикон не уточняет, какой именно кондак поется при переносе Креста с жертвенника на престол в Неделю Крестопоклонную – кондак, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею...», или кондак, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». Указание Типикона в Неделю 3-ю поста о том, что перенесение совершается «якоже предписася септемврия в 13-й день, вечера», косвенным образом свидетельствует о пении кондака Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею...». В старопечатной традиции прямо указывается данный кондак . Авторитетные богослужебные руководства также предписывают петь кондак Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею...». Однако в некоторых литургических справочниках указывается кондак Недели Крестопоклонной, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 3, Триоди (Креста), глас 5-й – 3 , и Благовещения, глас 6-й – 4 (см. в Минее 25 марта, на «Господи, воззвах» великой вечерни ; первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди (Креста), глас 3-й: «Христе Боже наш...», «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «Послан бысть с Небесе...» (догматик гласа не поется). Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися...», со стихами (по обычаю). Паримии Благовещения – 5 (1-я – Исхода чтение: «Вниде Моисей...»; 2-я – Притчей чтение: «Господь созда мя...» ; 3-я – Бытия чтение: «Изыде Иаков...»; 4-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго...»; 5-я – Притчей чтение: «Премудрость созда Себе дом...»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-07/

В понедельник 2 недели поста, на заутрени, 1-ю статью чтем в Посном соборнике о иконе Пречистые Римлянины. Дочитают Слово, и как дочтется до строки Аще кто не поклоняется образу Пречистые Богородицы на иконе написанному, да будет проклят, чтец глаголет Востаните, и братия, востав, положат по 3 поклоны в землю. А чтец ту строку чтет 3-жды, и кладет 3 поклоны, и дочитает Слово. Потом в Ефреме 2 статьи, да в Патерике статья. А иные Слова о иконах все чтут < л. 89 об.>//за 335 столом во всю неделю. Того дни братии ясти хлебы брацъкие, ретка, по ставцем квас, в чашех в больших вода, по мисам капуста крошена с хреном, толокно, репа, или грибы или грузди под чесноком. И в которые дни братии сухоядение, тогда четцу подачи и чаши с квасом нет. Подобает ведати, яко от понеделника вторыя недели поста выпеваем на павечернях каноны в минеи, хотящих прилучитися Святых; от суботы Лазаревы до недели Фомины с каноны богородичными: преж поем канон Богородицы, потом в минеи святому. По 3 песни кондак святому, буде есть; по 6-й песни седален святому, Слава, и ныне Богородицы во октаи. После канона поем стихиры святого в минеи, Слава последней < л. 90 >//стиховны 336 стихиру, И ныне проговоря, поют Достойно, а богородична стиха не поют. Вторник 2 недели поста братии ясти в столех по чети хлеба брацкого, сухари, шти борщевы с соком, квас с меньшего погреба в болших чашех, горох или каша сочена. Аще в сий вторник или в которые инные дни Великого поста прилучится Обретение главы Иванна Предтечи, или 40 мученик, или новых святых: Евъфимия Новгородскаго, Димитрия Прилуцкаго, Алексея митрополита, Макария Колязинского, Ионы митрополита, тогда ясти хлебы белые, квас ячной в больших чашех, шти, в мисах губы в соку или капуста греты с маслом, горох терт с маслом, икра или короваи, каша сочена или лопша горо < л. 90 об.>//хова 337 с перцем, четцу подача. В среду 2 недели поста ясти сухоядение: хлебы брацкие, ретка, по ставцем квас, в чашех болших вода, капуста с хреном, толокно, репа или грибы или грузди под чесноком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010