Шлегель Уильям Заселение Земли и период Судей Раздел земель между коленами Израиля 1400 до Рождества Христова Города и территориальные наделы колен Израиля описаны в 13–19 главах книги Иисуса Навина. Об историчности этого говорит подробная географическая информация в них. Эти главы были написаны человеком, близко знакомым с землёй Израиля. Например, одна граница у Вениамина подходит «к горе, которая на южной стороне Беф-Орона Нижнего» ( Нав.18:13 ). Описание таких деталей может исходить только от очевидца. Другие подробности см. на региональных картах (раздел 1). 1. МОАВ и АММОН находятся за Иорданом. Как уже отмечалось в пояснениях к картам 3–1 и 3–2, израильтяне не нападали на Едом, Моав или Аммон ( Втор. 2:8–19 ). 2. Колена РУВИМА, ГАДА и ПОЛОВИНА колена МАНАССИИ (MAXIP) поселились за Иорданом на землях, захваченных у аморрейских царей Сигона и Ога. Эта территория тянулась от реки Арнон на юге до горы Ермон на севере. Рувим поселился на плоскогорье к северу от реки Арнон; Гад – в южной половине Галаада, нагорной местности южнее реки Иавок. Половина колена Манассии (называемая также Махир по имени сына Манассии) получила северную половину Галаада и Васан ( Числ. 32 ; Втор. 3:8–10 ; Нав.13:8–32 ). 3 . Колена, находившиеся на восток от Иордана, знали, что рифтовая долина Иордана и Мёртвое море служили границей между ними и остальными коленами Израиля. Поэтому, беспокоясь о том, чтобы их израильские корни не были забыты, они построили на берегу Иордана копию жертвенника скинии. Жертвенник должен был служить свидетельством для будущих поколений, что эти колена, жившие на восток от Иордана, тоже были израильтянами ( Нав.22:10–34 ). 4 . Наделы колен ИУДЫ и Иосифа (ЕФРЕМ и МАНАССИЯ) находились в центре Нагорной местности на западе Ханаана. Интересно, что эти колена получили свои территориальные наделы прежде остальных, не ожидая бросания жребия ( Нав.14– 16 ). Это положение в центре нагорной местности показывает их значимость. Иуда и Ефрем были ведущими коленами. Большую часть истории Израиля между этими двумя коленами было взаимное непонимание и даже вражда в отношении определения лидерства. В итоге, как сказано в Пс. 77:67–68 , божественно избранный Царь Израиля вышел из колена Иудина:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава XI Отвержению подверглась только часть Израиля (1–10). Отвержение Израиля имеет особенную цель и – не окончательное (11–24). Отвержение Израиля – только временное, и в конце концов Израиль, как и все, будет помилован (26–36). Рим.11:1 .  Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Хотя Израиль и отвержен Богом, но это отвержение коснулось только части народа. И теперь, как во дни Илии пророка, есть значительное число верующих из Израиля, которых Бог Своею благодатною помощью укрепил в вере во Христа, тогда как народ еврейский, в своем целом, впал в то ожесточение, какое предвозвещено было ему еще ветхозаветными пророками… «И я Израильтянин». Апостол указывает на самого себя, как на доказательство того, что Бог не отверг евреев, как народ, как племя, вовсе не способное стать христианским. Если он, Павел, стал христианином, членом Царства Мессии, то, значит, и другие евреи могут стать членами этого царства: происхождение их и теперь в этом им не мешает. – «Из колена Вениаминова». Это колено, вместе с Иудиным, составило собою теократическое ядро нации иудейской после плена ( 1Езд 4:1, 10:9 ). Рим.11:2 .  Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: «Наперед знал». Здесь указана другая причина, по которой нельзя допустить возможности отвержения Израиля, как нации. Бог знал заранее, каков будет тот народ, который должен был стать Его народом – и тем не менее призвал его. Значит, Бог предусматривал для Израиля возможность обращения на истинный путь – иначе бы Он его и не призвал. Речь идет, как показывает ст. 1-ый, о судьбе, об обращении к Богу и Христу всего народа, а не части его. Рим.11:3 .  Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Апостол приводит место из 3Цap XIX:10, 14 свободно, по тексту LXX. «Один» – т. е., по мысли Апостола, один из всех верных Иегове.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Шлегель Уильям Разделённая монархия I Разделение царства и кампания Сусакима 931–925 до Рождества Христова 1. РАЗДЕЛЕНИЕ ЦАРСТВА, 3 Царств 12 Когда в 931 году до Р.Х. умер Соломон, объединённая монархия разделилась на царства Иуды (дом Давидов) на юге и Израиля (называемое Ефремом и позже Самарией) на севере. Создание нового государства на севере стало предпосылкой для будущих исторических и пророческих книг Библии. Подчас эти еврейские монархии воевали друг с другом; иногда создавали союзы. Временами одна из них вступала в союз с язычниками против другой. Книги Царств ясно показывают, что это разделение было Божьим судом за неверность Соломона принципам завета, который Бог заключил с Давидом. Северное царство просуществовало 210 лет, пока в 722 году не было уведено в плен Ассирией. Иуда продержался до 586 года, а затем был завоёван Вавилоном. Авторы Библии оценивали деятельность царей Израиля и Иуды согласно их верности завету с Яхве. Каждый царь получал соответствующую оценку. Из царей Израиля ни один не был оценён положительно. Некоторые, как первый царь Иеровоам, получили крайне негативную оценку. Сын Соломона Ровоам тоже был оценён отрицательно за поклонение идолам и культ мужской проституции ( 3Цар. 14:21–25 ). Ровоам отправился на воцарение в Сихем, что показывает явную необходимость подтверждения контроля над северными коленами. Сихем – естественная географическая столица региона горы Ефремовой, поскольку находится в центре долин, формирующих удобный маршрут с востока на запад через Самарию. Сихем также ассоциировался с заветом с Яхве ( Быт. 12:6–7 ; Нав.24:1 ). Воцарение Ровоама потерпело неудачу, когда северные колена попросили об облегчении налогового бремени, возложенного Соломоном. Руководимые Иеровоамом из Ефрема северные колена объявили о своей независимости: «Какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом. По шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид!» ( 3Цар. 12:16 ). Пенуэл, Вефиль, Дан Кроме Сихема Иеровоам построил в Галааде Пенуэл, ставший административным центром Заиорданья. Маршрут вади Фара соединяет Пенуэл с Сихемом. Заиорданье от реки Арнон и со всем Галаадом вошло под контроль Северного царства. Но священники и левиты в знак верности монархии Давида в Иудее ушли из Северного царства ( 2Пар. 11:13–14 ). Испугавшись массового исхода из своих земель, Иеровоам построил соперничавшие религиозные святыни с золотыми тельцами в Вефиле и Дане. Создание этого нового культа было строго осуждено ( 3Цар. 13:1–6 ). Это стало известно как «грех Иеровоама», за который был осуждён Израиль ( 3Цар. 13:34 ; 4Цар. 17:22–23 ), Высоты в Дане, поддерживаемые последующими царями Израиля, были найдены при археологических раскопках.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Праотцы Иссахар и Завулон. Рос-пись ц. Рождества Богородицы в Ферапонтовом в честь Рождества Богородицы мон-ре. Мастер Дионисий. Нач. XVI в. Часто в Свящ. Писании И. упоминается вместе с Завулоном, его младшим братом, которого Лия родила впосл. Иакову: будучи единокровными братьями, рожденными одной матерью, они представляли в истории Израиля племенное единство. Устойчивое упоминание этих колен вместе в списках колен Израилевых свидетельствует о тесных связях между их представителями (Быт 35. 23; 49. 13-15; Исх 1. 3; Втор 33. 18; Числ 1. 28-31; 26. 23-25; Нав 19. 10-23). Обоим родоначальникам колен в благословении Моисея было посвящено одно пророчество: «…веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар, в шатрах твоих; созывают они народ на гору, там закалают законные жертвы, ибо они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке» (Втор 33. 18-19). В этом пророчестве младший брат упомянут раньше старшего (как и в случае с коленами Ефрема и Манассии ), что может указывать на потерю И. своего преимущества по рождению. Это подтверждается и в благословении Иакова, где И. также упомянут после младшего брата и иронично характеризуется как «осел крепкий, лежащий между протоками вод (буквально в MT - между (=под) навьюченными корзинами); и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани» (Быт 49. 14-15). Подобная тенденция отражена также в списках колен в Числ 34. 25-26 и Нав 19. 10-23, где удел И. упоминается после удела Завулонова (ср.: Суд 5. 14-15). Только в более поздней лит-ре оба колена представлены в естественном, родовом порядке (Иез 48. 25-26; 1 Пар 27. 18-19). Генеалогия потомков колена И. приведена в 1 Пар 7. 1-5, в то время как генеалогия колена Завулона отсутствует. Это может указывать на возвышение колена И. и возврат в дальнейшем своего родового первенства. НЗ следует уже поздней линии, перечисляя представителей колена И. перед Завулоновым в списке запечатленных печатью спасенных праведников ВЗ (Откр 7. 7).

http://pravenc.ru/text/675019.html

Что значит бремя, или тяжесть, выражаемое по-еврейски словом massa ( ), а у Акилы – ρμα, или что значит λμμα, т. е. принятие, как перевели Семьдесят и прочие толкователи, об этом мы сказали в толковании на других пророков. Ибо и Наум пишет: «Бремя Ниневии: книга видения Наума Елкесеянина» ( Наум.1:1 ), и Аввакум: «Бремя, которое видел пророк Аввакум» ( Авв.1:1 ), и Захария: «Бремя слова Господня на землю Адрах и в Дамаск, [месте] успокоения его» ( Зах.9:1 ) и снова ( Зах.12:1 ): «Бремя слова Божия на Израиля». Будем таким образом довольствоваться толкованием, изложенным там; а в настоящем случае скажем только, что бремя слова Господня к Израилю, или, – как перевели LXX: «на Израиля», есть нечто очень важное, ибо называется тяжестию, но заключает и нечто утешительное, ибо направлено к Израилю, а не против Израиля, потому что одно значит для нас писать кому-нибудь или о ком-нибудь, и другое значит писать против кого-нибудь; первое имеет значение дружбы, второе показывает полное обнаружение вражды. Кроме того, необходимо знать, что после отведения в плен Израиля, т.е. десяти колен, прежним именем безразлично называются и два остальные колена: Иуды и Вениамина. А в словах: в руке Ангела его или Малахии, слово рука понимайте в значении дел. Точно также слово Божие было и в руке Аггея, и в руке Иеремии, и в руке Моисея; слово Божие не бывает в руках тех, которые имеют в руках своих неправду, или правая рука которых наполнена взятками, или руки которых полны крови, но бывает в руках тех, которые между «неповинными [или: в невинности] умывают руки свои» ( Пс.25:6 ). Водою такого рода и Пилат был вынужден вымыть руки свои, чтобы не согласиться с богохульством иудеев ( Мф.27:24 ); об этих водах с веселием восклицает Псалмопевец: «На водах успокоения Он воспитал меня» ( Пс.22:2 ); обетование об этой воде Господь дает чрез пророка: «Окроплю вас водою чистейшею» ( Иез.36:25 ). А тот, кто грешен, опьяняется чашею Вавилонскою и относительно его говорится: «Шипы растут в руке опьяненного» ( Притч.26:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В четвертой книге, именуемой Числа, Моисей исчисляет колена израильские, желая показать, как оные по благословению Божию размножились и в продолжение двухсот двадцати лет от семидесяти душ возросли до шестисот тысяч владеющих оружием. Глава 1 (1) И глагола Господь Моисею в пустыне Синайской, в первый день месяца втораго: возьми сочтение всего сонма. Во второй месяц второго года по исшествии Евреев из Египта сыны Израилевы сочтены Моисеем. Сие изображает сочтение Еммануилом новой твари сынов человеческих окрест мысленной Его скинии. Месяц есть образ Еммануила, а год есть образ новой твари; тем же, что в сочтение входят только мужи, показывается, что в число небесных вчиняются только совершенные, крепостью подобные мужам, а не те, которые по нерадению и недеятельности сделались женоподобными. И тем, что все имена собраны и вписаны по двенадцати родоначальникам колен, изображается, что дольние двенадцатью Апостолами вписаны в Церковь земную; а вероятно, и горние также вписаны по главам сонмов своих. Колено же Левиино, которое, происходя от того же родоначальника Израиля, не вошло в счисление вместе с Израилем, служит образом того, что святые, хотя от мира, но не принадлежат к миру. И князи Ангелов выше сонмов своих, как глава выше членов. (53) И да стрегут левити стражу скинии. Сим означается наблюдение над облаком, чтобы как скоро воздвигается облако, днем ли то или ночью, воздвигались с оным вместе и Евреи. Глава 2 На восточной стороне от скинии располагались станом колена: Иудино, Иссахарово и Завулоново; в их станах было (9) сто восемьдесят тысящь и четыреста. Они воздвигались первые. Рувим, Симеон и Гад располагались станом к югу от скинии, в их станах было (16) сто пятдесят одна тысяща и четыреста пятьдесят, и они воздвигались втории. Когда воздвигались сии колена, тогда (17) воздвигалась и скиния с полком левитским посреди полков, упомянутых выше и следующих за нею. Ефрем, Манассия, Вениамин располагались станом на запад от скинии, - в их станах было (24) сто осмь тысящь и сто; они воздвигались третии. Дан, Асир и Неффалим располагались станом к северу от скинии; в их станах было (31) сто пятьдесят седмь тысящь и шесть сот. Они воздвигались последнии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1082...

Александр Кейт Глава IX. Филистия Земля филистимлян, граничившая к западу и юго-западу с Иудеей, лежит на юго-восточном берегу средиземного моря. «И был жребий колена сынов иудиных: Екрон с зависящими от него городами и селами его. И от Екрона к морю все, что находится около Асдота 588 , с селами их. Асдот, зависящие от него города и села его, Газа, зависящие от неё города и села её, до самого потока египетского и великого моря – которое есть предел» 589 . Когда Иисус Навин состарился, Господь сказал ему: «Ты состарился, вошел в лета преклонные, а земли остается очень много, которую надлежит взять в наследие. Остается же сия земля: все округи филистимские и вся земля гессурская (и ханаанская), от Сихора, что пред Египтом, до пределов Екрона к северу,–считаются же землей ханаанской пять владельцев филистимских, газский, азотский, аскалонский, гефский и екронский» 590 . После дней Иисуса Навина и старейшин, которые его пережили, когда все колена израильские оставили Господа Бога своих отцов, все эти города были упоминаемы в числе их врагов, которые были оставлены для того, чтобы они испытывали израильтян до тех пор, пока они не исчезнут в доброй земле, которую Господь Бог их дал им. Что таковы были филистимляне из поколения в поколение, это вполне доказывается библейской историей израильтян. Земля филистимская сохранила и ныне «естественное» плодородие, которым она отличалась в древние времена. Нигде в Сирии нет земли богаче, почвы глубже, прекрасных остатков больше, чем в земле фплистимской, к северу от Газы. Еще долго после христианской эры она обладала очень многочисленным народонаселением и сильно укрепленными городами: в сравнительно новейшем периоде, в двенадцатом столетии, Аскалон имел одну из сильнейших крепостей в Сирии, последнюю, которая была взята крестоносцами после продолжительного сопротивления всем их силам. Никак нельзя было предположить в дни пророков, или даже в гораздо позднейшем веке, чтобы земля филистимская могла когда-либо подвергнуться такому опустошению. Но она, по сделанному теперь исследованию, уличает во лжи всякое доказательство, выводимое из плодородной её почвы и превосходного климата в подтверждение того, что она действительно была, в течение многих предшествующих столетий, постоянно богатым и хорошо возделанным краем. Боги филистимлян, которые сбили с пути Израиля, забыты: они все пали, как пал Дагон перед кивотом завета Господня. Но земля, в которой им поклонялись, ответствует теперь глаголу единого, живого и истинного Бога, и занимает свое предопределенное место среди свидетелей, громогласно провозглашающих, что Он лишь «один» тот Господь, Который был и есть и будет вечно Богом Израиля. Она принимала у себя из века в век врагов того народа, который Он избрал как Свой собственный; но глас пророчества не был нем относительно неё: он провозглашал ожидавшую её судьбу в словах не только противоречивших в то время всякому вероятию, но и рисующих настоящее положение филистимской земли и то, чем ей еще должно быть.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Глава 13 1–15. Обличение грехов Израиля, возвещение будущего наказания и милосердие Божие к Израилю. Ос.13:1 . Когда Ефрем говорил, все трепетали. Он был высок в Израиле; но сделал­ся виновным через Ваала, и по­гиб. По смыслу рус. перевода в ст. 1 пророк говорит о значении Ефрема среди колен Израиля, – значении, утраченном вследствие отступления от Иеговы и уклонения в след Ваала. Но подлинный текст ст. 1-го представляет трудности для перевода: именно, retheth (рус. «трепетали», греч. δικαιματα, слав. «оправдания») в других местах Библии не встречается, и значение его является спорным; затем возбуждает недоумение то, что в других местах имя Ефрем служит у пророка названием всего Израиля, а в ст. 1 оно, по смыслу рус. перевода, употреблено в качестве названия отдельного колена. Ввиду этого, комментаторы переводят рассматриваемый стих иначе, чем в рус. переводе. Одни комментаторы понимают евр. retheth, в смысле страшное, разумея под этим слова Иеровоама ( 3Цар 12.28 ) (Розенм. -Гессельберг) при введении тельцесложения или оскверняющее уста имя Ваала (Умбрейт), другие его понимают в значении «возмущение» (Эвальд). Слова пророка в таком случае являются укором Израилю; или за его мятеж против дома Давидова, или за уклонение в служение Ваалу. По мненио Гоонакера, слово retheth означает собст. имя и именно Дафана (испорченное в retheth), известного в истории возмущением против Моисея ( Исх 16.7 ). Гоонакер переводит ст. 1-й так: «подобно Ефрему (ср. слав. «по словеси Ефремову») был Дафан; он был князем (nasa, рус. «высок», слав. «прия») в Израиле; он сделался виновным против своего господина (babaal, рус. «через Ваала») и погиб – LXX и наш слав. в ст. 1-й отступают от подлинника в дают мысль неясную. Ос.13:2 . И ныне при­бавили они ко греху: сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, – полная работа художников, – и говорят они при­носящим жертву людям: «целуйте тельцов!» Прежний грех – возмущение против Бога – Ефрем увеличил новым: он сделал истуканов, которым приносят жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 «И глагола Господь к Моисею в пустыни Синайстей... в первый день месяца втораго... возмите сочтение всего сонма» ( Чис.1:1–2 ). Во второй месяц второго года по исшествии Евреев из Египта сыны Израилевы были сочтены Моисеем. Это изображает сочтение Еммануилом новой твари, сынов человеческих, окрест мысленной Его скинии. Месяц есть образ Еммануила, а год есть образ новой твари; тем же, что в исчисление входят только мужи, показывается, что в число небесных вчиняются только совершенные, крепостью подобные мужам, а не те, которые по нерадению и недеятельности сделались женоподобными. И тем, что все имена собраны и вписаны по двенадцати родоначальникам колен, изображается то, что дольние двенадцатью апостолами вписаны в Церковь земную; а вероятно, и горние так же вписаны по главам сонмов своих. Колено же Левиино, которое, происходя от того же родоначальника Израиля, не вошло в исчисление вместе с Израилем, служит образом того, что святые, хотя они и от мира, но не принадлежат к миру. И князи Ангелов выше сонмов своих, как глава выше членов. «И да стрегут левити... стражу скинии» ( Чис.1:53 ). Этим означается наблюдение над облаком, чтобы как скоро двигается облако, днем ли то или ночью, так же двигались вместе с облаком и Евреи. Глава 2 На восточной стороне от скинии располагались станом колена: Иудино, Иссахарово и Завулоново; в их станах было «сто осмьдесят шесть тысящ и четыре ста» ( Чис.2:9 ), вошедших в исчисление. Они ставили стан первые. Рувим, Симеон и Гад располагались станом к югу от скинии, в их станах было «сто пятьдесят едина тысяща и четыре ста и пятьдесят» и они ставили стан «втории» ( Чис.2:16 ). Когда воздвизались (были поставлены) эти колена, тогда воздвигалась и скиния с полком левитским «посреде полков» ( Чис.2:17 ), упомянутых раньше и следовавших за ней. Полки Ефрема, Манассии, Вениамина располагались станом на запад от скинии, в их станах было «сто осмь тысящ и сто; они воздвизались третии... " ( Чис.2:24 ). Дан, Асир и Неффалим располагались станом к северу от скинии; в их станах было «сто пятьдесят седмь тысящ и шесть сот». «Они должны были идти последнии " ( Чис.2:31 ). Глава 3

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Мы заходим в Храм и сразу поднимаемся на Голгофу. Кругом полно паломников, которые говорят на разных языках, духовенство, монахи и масса израильских полицейских. Люди преклоняют колена перед святыней, перед местом, где наш Господь страдал, каждый шепчет свою молитву с трепетом, физически ощущая святость места. Иерусалим… Только одно это слово вызывает массу чувств у верующих людей, поэтому легко себе представить, что испытывает паломник, когда комфортабельный автобус поднимается в гору, и перед твоим взором открывается великолепный вид на древний город. Когда я ехала в Иерусалим первый раз, меня не оставляла всю дорогу мысль, что все таки наше паломничество – это вовсе не то паломничество, какое, например, совершила моя прапрабабушка, пройдя весь отрезок пути по суше от маленького городка на Волге до Святого града пешком. Меня не жгло жаркое солнце Израиля, мне не угрожали арабские разбойники и турецкие власти. Мы едем на современном автомобиле с кондиционером по прекрасной хорошо освещенной скоростной трассе, следуя за нашими друзьями, которые вот уже много лет, из года в год привозят Благодатный огонь в наш Хайфский храм Ильи пророка к Пасхальной службе. Мы едем в Храм Гроба Господня в ночь на Великую субботу. Волнуемся. Мы живем в Израиле четвертый год, но каждый раз направляясь в Иерусалим, мы волнуемся. Это не просто город, не просто скопление зданий и людей. Это – Город. И это не только сугубо мое мнение или ощущение, об этом говорят люди всех религий и всех конфессий. Иерусалим никого не оставляет равнодушным. Полдвенадцатого ночи, мы идем по узеньким улочкам Старого города, кажется жизнь не замирает здесь даже на ночь, торгующие арабы говорят на всех языках мира, безошибочно узнают в нас русских и поздравляют с праздником, при этом предлагая свои товары. Мы заходим в Храм и сразу поднимаемся на Голгофу. Кругом полно паломников, которые говорят на разных языках, духовенство, монахи и масса израильских полицейских. Люди преклоняют колена перед святыней, перед местом, где наш Господь страдал, каждый шепчет свою молитву с трепетом, физически ощущая святость места. Нас просят не задерживаться и проходить дальше, и мы спускаемся к плите, на которой омывали Господа. На ней сегодня разлито миро, люди плачут, целуют ее, прикладывают свои крестики, иконки, платки, фотографии близких, за которых просят Господа. Все языки и все наречия…

http://pravmir.ru/sxozhdenie-blagodatnog...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010