б) Пророчества. – Благословение Иуды. Патр. Иаков в предсмертном благословении одного из своих сыновей изрекает уже более определенное пророчество о Спасителе в словах: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов ( Быт. 49:10 ). Дотоле не прекратится власть из колена Иуды, пока не придет Примиритель – чаяние народов; – и, следовательно, прекращение власти колена Иудова будет ясным признаком пришествия Спасителя. Древние иудейские учители видели в Примирителе ожидаемого Мессию, Которому и давали это имя (Шило – Примиритель). Дальнейшим пророчеством являются слова Моисея своему народу: Пророка же из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, Его слушайте ( Втор. 18:15 ). Много после Моисея было великих пророков у евреев, но ни к кому из них они не относили этих слов; и то же Второзаконие свидетельствует о времени близком Моисею: И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей ( Втор. 34:10 ). Сам Господь Иисус Христос отнес слова Моисея к Себе: Ибо если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне ( Иоан. 5:46 ). Затем идут многочисленные пророчества – прообразы в псалмах, из которых наиболее выразителен псалом 21-й, признаваемый древними раввинами за песнь Мессии. Он содержит в себе изображение тяжких и мучительных страданий, таких, какие были перенесены Спасителем на кресте: Боже, Боже мой, услышь меня, для чего Ты оставил меня... Все видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивают головой: Он уповал на Господа, пусть избавит Его... я пролился как вода, все кости мои рассыпались... делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий... В конце псалма – о торжестве Церкви: посреди собрания восхвалят Тебя... да едят бедные и насыщаются... и будут называться Господними во век. К пророчествам-прообразам относится и ряд других псалмов. Из них одни возвещают страдания: 39, 68, 108, 40, 15, 8; а другие – славу Спасителя: 2, 109, 117, 96, 94. Наконец, еще ближе к концу ветхозаветного периода появляются в книгах пророков (больших и малых) многочисленные предсказания, все более и полнее раскрывающие грядущее пришествие Сына Божия. Они говорят о предтече Господнем, о времени, месте, и обстоятельствах рождения Спасителя, о Его духовно-телесном образе (о кротости, смирении и других чертах), о событиях, предшествующих преданию Господа, о Его страданиях, воскресении, о сошествии Святого Духа, о характере Нового Завета и о других сторонах пришествия Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Благословения свои Иаков стал раздавать по очереди, начиная с Рувима, которому он сказал: „Рувим, первенец мой! – Ты крепость моя и начаток силы моей, Верх достоинства и верх могущества и . Таково должно бы быть положение Рувима, как первенца, если бы он не лишился этого права бушеванием своих страстей и своими последующими грехами. Поэтому Иаков продолжал: „Но ты бушевал, как вода, Не будешь преимуществовать. Ибо ты взошел на ложе отца своего; Ты осквернил постель мою, На которую взошел». Следующими по возрасту были Симеон и Левий. Их неразумная жестокость в Сихеме, от которой Иаков в ужасе содрогался даже на своем смертном одре, сделала их братьями или сотоварищами в злодеянии. Так как они соединились для совершения зла, то Бог рассеет их в Израиле, так что они не составят независимых и цельных колен. И действительно, мы знаем, что даже при втором счислении Израиля ( Числ. 26:14 ), Симеон оказался самым малым коленом. В последнем благословении Моисея (Втор, 33) о Симеоне даже совершенно не упоминается. Да и в самой земле обетованной это колено, по-видимому, никогда не получало вполне определенного участка, а владело только несколькими городами в пределах Иудина колена (I. Нав. 19:1–9 ). Наконец, мы знаем, что некоторые из семейств Симеонова колена, особенно разросшиеся и сделавшиеся могущественными, впоследствии оставили Св. Землю и поселились вне ее пределов ( 1Пар. 4:38–43 ). Колено Левиино также не получило никакого владения в Израиле, но только их рассеяние послужило для них не проклятием, а благословением – вследствие возвышения их в священническое достоинство. Это рассеяние двух племен было знаменательным ответом, который Бог, в Своем праведном промышлении, сделал на попытку их предков отмстить за честь своего рода плотскими средствами и вещественным оружием: „Симеон и Левий братья, Орудие жестокости мечи их. В совет их да не внидет душа моя, И да к разбою их не приобщится слава моя. Ибо они во гневе своем убили мужа, И по охоте своей перерезали жилы тельца. Проклят гнев их, ибо жесток;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В прежнем переводе было намтнение ему, соответственно переводу LXX: ποκεμενα ατ, отложенная ему. Исправитель изменил только слово в числе и родов и поставил: намененный, т. е. обещанный. В стихах 13, 14, 15, 16 и 37 содержатся благословения Завулону, Иссахару, Дану и Вениамину. Перевод благословений оставлен прежний, но против каждого на полях поставлены свои объяснительные слова. Против благословений Завулона – лимен, т. е. пристань, так как в благословении упоминается о морской пристани («Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной»). Против Иссахарава: языки, мудрецы. Первое, может быть, указывает на Галилею языков, в которой Иссахар обитал, второе, по разумению Джархи на 1Пар. 12:32 , где сказано «от сынов Иссахаровых мужи учени, иже познаваху времена рассуждению (из сынов Иссахаровых пришли люди разумные, которые знали, что, когда надлежало делать). Против Данова – Самсон, который из сего колена происходил, и в котором, как судии, исполнилось пророчество Иакова («Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля»). Против Вениаминова: Саул и Мардохей, вероятно, по исполнению в их лице благословения Иаковлева, относящегося к раннему и позднему времени сего колена. Стих 21: «Нефеалим яко зелень пущен, придая слову доброту» (Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви). В прежнем переводе читалось: «Нефталимлен вея израсла придая житу доброту». Исправленный перевод следует иному чтению еврейского текста, которого точный перевод будет «Нефеалим, серна выпущенная; он произносит изречения изящные» (Неффалим – серна стройная; он говорит прекрасные изречения). 8 Стих 22: «Садовые ветви Иосиф на потоке, девки приступили на грады и смотрили красоты его, садовые ветвь» (Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною). Стоящая, на конце слова «садовые ветви», по еврейскому тексту должны быть помещены непосредственно после «Иосиф». Слова еврейские собственно значат: сын древа плодовитого – Иосиф, сын (древа) плодовитого при источнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В пункте седьмом Св. Ап. Павел внушает, что не кичиться пред отверженными евреями, а заботится о своей собственной судьбе должны призванные вместо них язычники; ибо не весь народ свой отринул Бог и не навсегда ( Рим. 11:1–10 ). а) Чтобы доказать первое, т. е. что не весь народ отринут, Апостол говорит: «ибо и я израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова» ( Рим. 11:1 ). Св. Златоуст замечает по сему поводу: дабы на слова Павловы «аз израильтянин» не возразил кто, «разве ты составляешь народ, и из того, что ты призван, следует ли, что призван целый народ», Апостол присовокупил: «не отринул Бог людей своих, их же прежде разуме» ( Рим. 11:20 ). Он говорит как бы так: «со мной есть три тысячи, есть пять тысяч, есть многое множество прежде разумных, или предуведенных Богом Израильтян». В самом деле, ссылаясь на пример пророка Илии, Апостол говорит далее: «или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жаловался на Израиля, говоря: Господи, пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут ( 3Цар. 19:14 ). Что же говорит ему божественный ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена пред Ваалом» ( Рим. 11:2–4 ). «Так и в нынешнее время, – присовокупляет Апостол, – по избранию благодати сохранился остаток» ( Рим. 11:5 ), т. е. некоторые из иудеев получили оправдание от веры в Иисуса Христа; между тем как прочие ожесточились и не получили спасения, как предсказывали о сем пророки ( Рим. 11:6–10 ). По поводу приведенного Апостолом примера с Илией пророком Св. Златоуст примечает: «если бы Апостол хотел доказать одно то, что немногие составляют народ собственно Божий, то сказал бы только, что и при Илии осталось семь тысяч. Но дабы не сказали иудеи: мы убили Христа, как обманщика, преследуем Апостолов, как обольстителей, Апостол приводит все свидетельство, в котором говорится: Господи, пророки твоя избиша, и олтари твоя раскопаша. Это означало, что как тогда они избили не лживых, а истинных пророков, так и теперь убили не лживого, а истинного Спасителя, и преследуют не обольстителей, а истинных проповедников».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Важную роль в образности всей главы играют аллюзии на мессианское место Книги пророка Даниила ( Дан 7: 13–15 ), которое будет рассмотрено ниже. 5-я глава открывается словами «и увидел я» – этот оборот в Апокалипсисе всегда обозначает начало нового видения, или важный аспект уже явленного. Тайнозритель видит в деснице 244 Сидящего на престоле «книгу, запечатанную семью печатями». Сильный ангел возглашает: «кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» Но никто во всей вселенной не может раскрыть эту книгу и снять с нее печати, – «ни на небе, ни на земле, ни под землею». Видя это, Тайнозритель «много плакал» о том, что никого не нашлось достойного; в греческом тексте здесь использован глагол κλαω, выражающий сильную скорбь и траур. Такое начало главы придает всей сцене глубокий драматизм. В своей скорби Тайнозритель получает утешение от одного из 24-х старцев, говорящего: «Не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» 245 . Здесь приводится комбинация двух традиционных мессианских титулов, взятых из Быт 49: 9 и Нс 11: 10. «Молодым львом» называет Иуду патриарх Иаков в своем предсмертном благословении сыновей ( Быт 49: 9 ) 246 . Титул «корень Давидов» восходит к пророчеству Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева и ветвь произрастет из корня его… и станет как знамя для народов» ( Ис 11: 1, 10 ). Как известно, Иессей происходил из колена Иудина и был отцом царя Давида. Традиционные мессианские титулы указывают на происхождение Мессии из царственного рода Давидова, но в дополнение к ним в Апокалипсисе говорится также о совершенной Христом «победе» 247 и имеющейся у Него власти и силе раскрыть книгу. Все эти характеристики в совокупности показывают Христа идеальным Царем Израиля, истинным исполнением ветхозаветных мессианских обетований. И далее ап. Иоанн говорит: «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный». Многочисленные комментаторы указывают, что через различие того, о чем Тайнозритель «слышал», и того, что он «увидел», явственно показывается яркий контраст ветхозаветного пророчества с его новозаветным исполнением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Воины Гедеоновы не сходили со своих мест: между тем в стане Мадиамском поднялась тревога. Кричали, бегали по стану; предполагая, что неприятели среди их, без разбора убивали друг друга и, наконец, обратились в бегство. Тогда созваны были Израильтяне из колена Неффалимова, Асирова и Манассиина, и погнались за Мадианитянами. Гедеон послал и к Ефремлянам сказать, чтобы они перехватили переправы через Иордан. Ефремляне, собравшись, заняли переправы, преследовали Мадианитян, и, поймавши двух князей Мадиамских, Орша и Зина, принесли головы их к Гедеону. Гедеон был уже за Иорданом: с тремястами своих воинов он гнался за двумя царями Мадиамскими, Зевеем и Салманом. С ними оставалось еще до пятнадцати тысяч ополчения: но Гедеон напал на них, когда они не ожидали; рассеял войско их, захватил обоих царей и наказал те города, которые отказывали ему в продовольствии во время преследования царей, и, наконец, предал обоих пленников смерти за то, что они убили братьев его на Фаворе. Таким образом, свергнуто было с Израиля иго Мадиамское. Благодарные Израильтяне предложили было Гедеону потомственную царскую власть: но он отрекся от нее и за себя и за детей своих, сказавши: «Пусть владеет вами Господь!» Суд. 8:28, 30–33 и 9 Мир, доставленный Гедеоном, продолжался 40 лет. Гедеон умер в глубокой старости, оставивши после себя 70 сыновей, потому что у него было много жен; и, кроме того, от служанки, которая была родом из Сихема, он имел сына Авимелеха. По смерти отца, Авимелех пришел в Сихем и упросил родственников своих по матери, дабы они постарались расположить в его пользу жителей Сихемских, выставляя им на вид, что им невыгодно будет подчиняться семидесяти сыновьям Гедеоновым, а лучше признать над собою власть одного, и притом того, который близок к ним по родству. А Сихемляне уже ввели у себя служение Ваалу и успели устроить капище этому Финикийскому божеству под именем Ваал-верифа, то есть оберегателя союзов и клятв. Не удивительно, что у этих людей Авимелех нашел себе приверженцев. Они величали его братом своим и дали ему 70 сиклей серебра из капища Ваал-верифова. На эту незначительную сумму 65 он нанял праздных и бездомных людей, пришел с ними в дом отца своего в Офру, и избил всех братьев своих на одном камне, исключая одного младшего брата Иофама, который успел скрыться. После этого все жители Сихема собрались на том месте, куда Иисус Навин перед своею кончиною в последний раз собирал все колена Израилевы, и там у дуба поставили Авимелеха царем. В это самое время на близ лежащей горе Гаризиме неожиданно показался Иовам и громким голосом кричал: «послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог!» Когда

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

«Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят пять, а Иосиф был уже в Египте» ( Исх.1:1–5 ). Я думаю, то, что говорит пророк, сходно со следующей тайной, если кто-то способен воспринять ее: «Народ Мой ходил прежде в Египет, чтобы там пожить, и Ассур теснил его ни за что» ( Ис.52:4 ). Если теперь сравнить эти два текста, можно из них увидеть, о чем размышляли наши предшественники или даже наши современники, а иногда и мы сами: что есть «Египет», куда сходит народ Божий для того, чтобы не столько жить там, сколько его возделывать; и кто суть ассирийцы, которые силой уводят их. Так можно постичь, что означают число и порядок перечисления патриархов или что символизируют дома, с которыми, как сказано, они «вошли в Египет с Иаковом отцом своим». Ибо сказано в тексте: «Рувим со всем домом своим и Левий со всем домом своим» и так же все остальные. «А Иосиф был уже в Египте» и взял себе жену из Египта. И хотя он был в Египте, тем не менее, он перечислен среди патриархов. Поэтому каждый может, «соображая духовное с духовным» ( 1Кор.2:13 ) и прилагая к старому новое и старое – к новому, постичь тайны Египта и схождения в него патриархов, если исследует эти слова с духовной точки зрения и рассмотрит мысль Апостола, когда он различает и разделяет Израиль «по плоти» ( 1Кор.10:18 ), и это, без сомнения, предполагает существование другого Израиля, «по духу». Утверждение Господа также указывает на это каждому, кто внимательно рассмотрит его. Когда Он говорит о некоем человеке: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» ( Ин.1:47 ), то дает понять, что как есть подлинные израильтяне, так, безусловно, есть и не подлинные. Но внимательный читатель заметит также различия между этими родами; он может увидеть, что у колена Левия было преимущество, так как из него избирались священники Господа; какое величие приобрело в глазах Господа колено Иуды, ибо из него происходили цари и князи, и именно из этого колена произошел по плоти Господь и Спаситель наш (ср. Евр.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Давид — царь над всем Израилем Давид - царь над Израилем. Монастырь Дионисиат, Афон      Пришло время исполниться Божественному плану. Давид стал царем всего избранного народа. Он был помазан трижды: первый раз — в доме своего отца пророком Самуилом (см.: 1 Цар 16, 12–13), потом — в Хевроне как царь одного колена, а в третий раз — царем всего Израиля. Давид оставил столицей единого государства Хеврон. Этот город, находившийся на южной окраине царства, был средоточием колена Иудина. Поэтому у Давида родился план устроить новую столицу. Нужно было, чтобы она занимала центральное положение и находилась в середине земли евреев. Для этих целей был выбран город иевусеев — Иевус (название идет от сына Ханаана Иевуса). Завоеванный город был переименован и стал называться Иерусалимом. Царь выбрал для своего постоянного пребывания Сион (евр. — солнечный), один из четырех холмов, расположенный в южной части. Здесь царь воздвиг крепость, а позже дворец. Дом был построен из кедра. Сион становится символом постоянного Божественного присутствия. Слово Сион иносказательно стало прилагаться к Церкви (земной и небесной). Через пророка Исаию Господь возвещает о Сионе: И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима (Ис 2, 3; выделено нами. — Авт .). Сделав Иерусалим столицей, Давид перенес туда ковчег Господень. Он создал из этого города центр богослужения Истинному Богу. С этой целью он разделил детей Аароновых на двадцать четыре чреды соответственно двадцати четырем священническим родам: шестнадцать потомков Елеазара и восемь — Ифамара. Каждая из них должна была поочередно исполнять в течение седмицы священнические обязанности. Мы встречаем этот порядок во времена Спасителя. Об этом повествует Святое Евангелие. Отец святого Пророка и Предтечи Иоанна пророк Захария был священником из Авиевой чреды (см.: Лк 1, 5). Перенесение Ковчега Завета в Иерусалим. Монастырь Дионисиат, Афон     

http://pravoslavie.ru/103813.html

е. Галааде, внуке Манассии, правнуке Иосифа. Есть в том числе и рожденный от Ефрема, другого сына Иосифова, Суталаам, внук Иосифа; и сын самого Суталаама, Едем, внук Ефрема, правнук Иосифа. Все они никоим образом не могли жить в то время, когда Иаков пришел в Египет и застал сыновей Иосифа, своих внуков, дедов упомянутых здесь, отроками менее чем девяти лет. Но под приходом Иакова в Египет, когда под этим понимается переселение семидесяти пяти душ, разумеется, несомненно, не один день или год, а все то время, пока жил Иосиф, который и был причиной переселения. Ибо о самом Иосифе то же самое Писание говорит так: «И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет. И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода». Упомянутый правнук его от Ефрема и есть этот третий. Говоря о третьем роде, Писание разумеет сына, внука и правнука. Далее говорится: «Также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колена Иосифа» (Быт. 50:22-23). И это тоже внук Манассии, правнук Иосифа. Назван он во множественном числе по обычаю Писания: оно и одну дочь Иакова назвало дщерьми. Это свойственно и латинскому языку, в котором дети зовутся сыновьями, хотя бы их было не более одного. Итак, если выставляется на вид личное счастье Иосифа, заключавшееся в том, что он смог увидеть своих правнуков, то никоим образом не следует думать, будто они существовали уже на тридцать девятом году жизни своего прадеда Иосифа, когда пришел к нему в Египет отец его, Иаков. В заблуждение вводит менее внимательных читателей выражение Писания: «Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: Иаков и сыновья его» (Быт. 46:8). Это сказано в том смысле, что всех их вместе с ним считалось семьдесят пять душ, а не в том, чтобы все они уже были, когда он входил в Египет. Под приходом, как я уже сказал, разумеется все время, в продолжение которого жил Иосиф, введший его в Египет. Глава XLI. О благословении, которое Иаков перевел на сына своего, Иуду    Итак, если, имея в виду народ христианский, в лице которого странствует град Божий на земле, мы станем искать плоть Христа в семени Авраама, то, по исключении сыновей его от наложниц, предстает пред нами Исаак; если в семени Исаака, то, по устранении Исава, предстает Иаков, он же и Израиль; если же в семени самого Израиля, то, по исключении прочих, предстает пред нами Иуда, ибо Христос — от колена Иуды.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Если бы он, будучи из язычников, охуждал обрезание, и не обрезание только, но и тех, которые уже не во время принимают его, то показалось бы, что он нападает на него потому, что лишен благородного происхождения иудейского, не знал великих его преимуществ, и не имел в них участия; но когда он имеет участие и охуждает, то охуждает не потому, что не имеет участия, но потому, что не признает, — не по неведению, но вследствие совершенного знания. Смотри, что он говорит и в послании Галатам, будучи поставлен в необходимость высказать свои достоинства, (смотри) как вместе с тем показывает и смиренномудрие: « Вы слышали », — говорит, — « о моем прежнем образе жизни в Иудействе » (Гал. 1:13); и еще здесь: « Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я » (Флп. 3:4), и тотчас присовокупляет: « Еврей от Евреев ». Не сказал этого прежде, но лишь после слов: « Если кто другой », показывая этим необходимость, показывая, что он для них сказал. Если и вы надеетесь, говорит он, то « то более я ». Говорю это теперь; иначе бы умолчал. Заметь легкость обличений: тем, что обличает безлично, дает им возможность уклониться от обличения. « Если кто другой думает надеяться ». Хорошо сказал: « думает », — или потому, что они не имели такого надеяния, или потому, что надеяние их не было истинное надеяние, так как все было делом необходимости, а не свободной воли. « Обрезанный в восьмой день » (ст. 5). Сперва выставляет то, чем особенно хвалились они — обрезание, потом — « из рода Израилева ». То и другое показывало, что он ни пришелец, ни от пришельцев; из слов — « обрезанный в восьмой день » видно, что он не пришелец, а из слов — « из рода Израилева » видно, что он и от родителей не пришельцев. Но чтобы ты не подумал, что — « из рода Израилева » значит от десяти колен, то говорит: « колена Вениаминова »: следовательно из почетнейшего, потому что в уделе этого колена были участки священников. « Еврей от Евреев ». Этим он показывает, что он не пришелец, но издревле от почтенных иудеев. Можно было быть и от Израиля, но не евреем от евреев, так как многие уже привели в упадок свой род и забыли свой язык, смешавшись с другими народами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010