Собравшись в городе Массифе, они потребовали от колена Вениаминова выдачи преступников, чтобы предать их смерти и таким образом «искоренить зло из Израиля». Но вениамитяне отказали в этом, и тогда неизбежной сделалась междоусобная война. Два раза израильтяне терпели неудачу в столкновении с войском колена Вениаминова, но потом, посредством военной хитрости, овладели городом Гивой, преступный город разрушили до основания, истребив и все соседние города со всем их населением и богатством. 50 100 сынов Вениаминовых пало в битве, и осталось только 600 человек, спасшихся бегством на пустынную гору Риммон, где они и оставались четыре месяца. Между тем, когда чувство мщения было удовлетворено и пыл негодования остыл в израильтянах, они невольно ужаснулись всего случившегося и, собравшись в Дом Божий, начали горько плакать: «Господи Боже Израилев! для чего случилось это во Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена!» Принесены были жертвы всесожжения в знак примирения, итогда решено было позаботиться о восстановлении погубленного колена. Но в гневе своем они поклялись не отдавать своих дочерей в замужество преступному колену. Чтобы выйти из затруднения, они воспользовались неверностью жителей города Иависа Галаадского, отказавшихся принять участие в общенародном деле наказание виновных, и в наказание за это истребили их всех кроме четырехсот девиц, которых и отдали в замужество оставшимся в живых вениамитянам. Остальные двести человек должны были достать себе жен посредством похищения силомских девиц во время праздничных хороводов в виноградниках, как это они и сделали с согласия старейшин израильских. Тогда, успокоившись за судьбу двенадцатого колена, израильтяне разошлись по домам, каждый в удел свой. «Тогда не было царя у Израиля, заключает повествователь эту печальную историю; каждый делал то, что ему казалось справедливым». Как ни мрачна была эта эпоха в истории израильского народа, но в ней встречаются и светлые стороны, показывающие, что свет истинной религии и добродетели еще светил в этой ужасающей нравственной тьме, хотя лучи его, в посрамление самим израильтянам, иногда исходили от ненавистных для них хананеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Тогда левит разрубил труп несчастной женщины на двенадцать частей и разослал их во все колена с известием о случившемся злодеянии. И «всякий, видевший это говорил: не бывало и не видано было подобного сему со дня исшествия сынов израилевых из земли Египетской до сего дня». Страшное негодование распространилось по всей земле и отовсюду стали собираться воины для наказания гнусных злодеев. Собравшись в городе Массифе, они потребовали от колена Вениаминова выдачи преступников, чтобы предать их смерти и таким образом «искоренить зло из Израиля». Но вениамитяне отказали в этом, и тогда неизбежной сделалась междоусобная война. Два раза израильтяне терпели неудачу в столкновении с войском колена Вениаминова, но потом посредством военной хитрости овладели городом Гивой, преступный город разрушили до основания, истребив и все соседние города со всем их населением и богатством. 50,100 сынов Вениаминовых пало в битве, и осталось только 600 человек, спасшихся бегством на пустынной горе Риммон, где они и оставались четыре месяца. Между тем, когда чувство мщения было удовлетворено и пыл негодования остыл в израильтянах, они невольно ужаснулись всего случившегося и, собравшись в Дом Божий, начали горько плакать: «Господи Боже Израилев! для чего случилось это во Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена!» Принесены были жертвы всесожжения в знак примирения, и тогда решено было позаботиться о восстановлении погубленного колена. Но в гневе своем они поклялись не отдавать своих дочерей в замужество преступному колену. Чтобы выйти из затруднения, они воспользовались неверностью жителей города Иависа Галаадского, отказавшихся принять участие в общенародном деле наказания виновных, и в наказание за это избили их, кроме четырехсот девиц, которых и отдали в замужество оставшимся в живых вениамитянам. Остальные двести человек должны были достать себе жен посредством похищения силомских девиц во время праздничных хороводов в виноградниках, как это они и сделали с согласия старейшин израильских.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Праотцы Иссахар и Завулон. Рос-пись ц. Рождества Богородицы в Ферапонтовом в честь Рождества Богородицы мон-ре. Мастер Дионисий. Нач. XVI в. Часто в Свящ. Писании И. упоминается вместе с Завулоном, его младшим братом, которого Лия родила впосл. Иакову: будучи единокровными братьями, рожденными одной матерью, они представляли в истории Израиля племенное единство. Устойчивое упоминание этих колен вместе в списках колен Израилевых свидетельствует о тесных связях между их представителями (Быт 35. 23; 49. 13-15; Исх 1. 3; Втор 33. 18; Числ 1. 28-31; 26. 23-25; Нав 19. 10-23). Обоим родоначальникам колен в благословении Моисея было посвящено одно пророчество: «…веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар, в шатрах твоих; созывают они народ на гору, там закалают законные жертвы, ибо они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке» (Втор 33. 18-19). В этом пророчестве младший брат упомянут раньше старшего (как и в случае с коленами Ефрема и Манассии ), что может указывать на потерю И. своего преимущества по рождению. Это подтверждается и в благословении Иакова, где И. также упомянут после младшего брата и иронично характеризуется как «осел крепкий, лежащий между протоками вод (буквально в MT - между (=под) навьюченными корзинами); и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани» (Быт 49. 14-15). Подобная тенденция отражена также в списках колен в Числ 34. 25-26 и Нав 19. 10-23, где удел И. упоминается после удела Завулонова (ср.: Суд 5. 14-15). Только в более поздней лит-ре оба колена представлены в естественном, родовом порядке (Иез 48. 25-26; 1 Пар 27. 18-19). Генеалогия потомков колена И. приведена в 1 Пар 7. 1-5, в то время как генеалогия колена Завулона отсутствует. Это может указывать на возвышение колена И. и возврат в дальнейшем своего родового первенства. НЗ следует уже поздней линии, перечисляя представителей колена И. перед Завулоновым в списке запечатленных печатью спасенных праведников ВЗ (Откр 7. 7).

http://pravenc.ru/text/675019.html

Следующее благословение дано было Завулону, и оно связывается также с именем его, как «жилища», хотя нужно иметь в виду, что это благословение не предполагало собою буквального предсказания о границах удела этого колена, потому что владение колена Завулонова, как можно судить из Нав. 19:10–16 , никогда в действительности не соприкасалось с Средиземным морем, хотя и простиралось до Галилейского озера: „Завулон при береге морском будет жить, И у пристани корабельной, и предел его до Сидона“. Смысл благословения очевидно тот, что Завулоново колено будет не столько земледельческим, сколько торговым, и очень возможно, что оно служило торговым посредником между другими коленами и финикиянами, снабжая последних сырыми материалами и таким образом косвенно участвуя в их морской торговле. Затем, на очереди стоял Иссахар. Имя его означает «награда» или «наемная плата», и оно служило символом характера имевшего произойти от него колена, так как в своем богатом уделе, в нижней Галилее, колено это предпочитало спокойный труд могуществу и владычеству: „Иссахар, осел крепкий, Лежащий между протоками вод, И увидел он, что покой хорош И что земля приятна: И преклонил плечи свои для ношения бремени, И стал работать в уплату дани“. Благословение Дану, имя которого означает «суд», также имело своею исходною точкою его имя. Хотя Дан был только сын служанки, он не должен был оставаться позади своих братьев, но мог «давать суд» своему народу, то есть, Израилю, – в чем, быть может, делается указание на таких людей, как судия Самсон, вышедший из этого именно колена: „Дан будет судить народ свой, Как один из колена Израиля. Дан будет змеем на дороге, Аспидом па пути, Уязвляющий ногу коня, Так что всадник его упадет назад“. В этом благословении заключается в высшей степени таинственный и важный намек. Нам нет надобности давать здесь полное объяснение этому сравнению Дана с змеем и с тем видом аспида, который, будучи совершенно песчаного цвета, остается незамеченным до тех пор, пока он не причинит своей смертельной раны. Но нельзя не видеть, что здесь таинственно указывается на того антихриста, деятельность которого вполне описывается в Апокалипсисе, где, по необъяснимой причине, имя Дана опущено в списке колен ( Откр. 7:5–8 ). Замечательно также, что вслед за указанием на эту последующую судьбу Дана, Иаков обращается с молитвой к Богу: «на помощь Твою надеюсь, Господи». В молитве этой он не только выражает свою личную веру и надежду, но сообщает свою уверенность своим потомкам. Один древнейший иудейский комментарий или вернее перифраз 286 излагает ее в следующем виде: «душа моя не ожидает избавления от Гедеона, сына Иоасова, потому что оно было только временно; ни избавления от Самсона, потому что оно было только преходяще; но избавления чрез Мессию, сына Давидова, которого, по твоему слову, Ты обетовал послать Твоему народу, сынам Израиля; этого-то Твоего спасения и жаждет душа моя».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Глава XI Отвержению подверглась только часть Израиля (1–10). Отвержение Израиля имеет особенную цель и – не окончательное (11–24). Отвержение Израиля – только временное, и в конце концов Израиль, как и все, будет помилован (26–36). Рим.11:1 .  Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Хотя Израиль и отвержен Богом, но это отвержение коснулось только части народа. И теперь, как во дни Илии пророка, есть значительное число верующих из Израиля, которых Бог Своею благодатною помощью укрепил в вере во Христа, тогда как народ еврейский, в своем целом, впал в то ожесточение, какое предвозвещено было ему еще ветхозаветными пророками… «И я Израильтянин». Апостол указывает на самого себя, как на доказательство того, что Бог не отверг евреев, как народ, как племя, вовсе не способное стать христианским. Если он, Павел, стал христианином, членом Царства Мессии, то, значит, и другие евреи могут стать членами этого царства: происхождение их и теперь в этом им не мешает. – «Из колена Вениаминова». Это колено, вместе с Иудиным, составило собою теократическое ядро нации иудейской после плена ( 1Езд 4:1, 10:9 ). Рим.11:2 .  Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: «Наперед знал». Здесь указана другая причина, по которой нельзя допустить возможности отвержения Израиля, как нации. Бог знал заранее, каков будет тот народ, который должен был стать Его народом – и тем не менее призвал его. Значит, Бог предусматривал для Израиля возможность обращения на истинный путь – иначе бы Он его и не призвал. Речь идет, как показывает ст. 1-ый, о судьбе, об обращении к Богу и Христу всего народа, а не части его. Рим.11:3 .  Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Апостол приводит место из 3Цap XIX:10, 14 свободно, по тексту LXX. «Один» – т. е., по мысли Апостола, один из всех верных Иегове.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В конце жизни Господь повторяет свое обетование и одновременно высказывает предостережение, чтобы ходил Соломон и его потомки в чистоте «пред лицом Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте исполняя все, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои. И приносил Соломон три раза в год всесожжения и мирные жертвы на жертвеннике, которые построил Господу, и курения он совершал пред Господом», когда закончил он строение дома. Когда храм был окончен, то благодать сошла на него и мрак покрыл храм. Посещение царицы Савской. Тут важно, что это персонаж исторический (Савская страна находилась на территории нынешнего Йемена) и на нее ссылается сам Иисус Христос — царица Южная пришла смотреть мудрость Соломона. Она была поражена его мудростью и привезла ему подарки из того, что давала ее земля. Заканчивается царство Соломона отторжением от него части Израильских колен. После этого события, когда прозвучал клич: «По шатрам, Израиль!» В Сихеме появляется Иеровоам, который спешно прибывает из Египта. Северные колена единодушно провозглашают его царем. Представитель Ровоама, который был послан к северянам, был встречен градом камней. Ровоам едва успел бежать из Сихема и запереться в Иерусалиме. Единству Израильского царства был положен конец. Это произошло в 922 году до Р.Х. — разделение Израиля на Северное и Южное царства. Область, которой управляли потомки Давида, сузилась до размера колена Иудейского и еще части колена Вениаминова. Там было два с половиной колена. В политическом отношении раскол для Израиля был губительным. С этого момента начинается цепь братоубийственных гражданских войн. Палестина вновь становится добычей окружающих племен. Не упускает случая вмешаться египетский фараон, он вторгается в Палестину с юга и требует богатый выкуп с палестинского царя. Победным маршем он проходит по землям своего недавнего союзника. Победные надписи, которые он устанавливает после похода в Фивах, перечисляют многие десятки захваченных им еврейских городов. Его триумфальная плита поставлена в Меггидо. Только смерть помешала фараону охватить эту страну, которая и так уже подвергалась междуусобным войнам.

http://sedmitza.ru/lib/text/432135/

Евр.7:13 .  Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. «О немже бо глаголются сия: колену иному причастися, от негоже никтоже приступи ко олтарю». Сказует же Апостол и имя колена. Евр.7:14 .  Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. «Яве бо, яко от колена Иудова возсия Господь наш, о немже колене Моисей о священстве ничесоже глагола». Слово «яве» употребил Апостол в смысле: непререкаемо. Ибо, когда пришли волхвы и Ирод спросил иудеев: «Где Христос рождается?» – говорили: «В Вифлееме Иудейстем». Потом слово свое подтвердили и свидетельством Писания: «Писано бо есть... и ты, Вифлееме, земле Иудова, ни чимже менши еси в владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Мне вождь, иже упасет люди Моя Израиля» ( Мф. 2, 4–6 ). А из сего колена, говорит Апостол, не являлось ни одного священника. Напротив того, Озия, отважившись на дело священническое, в наказание за сие высокомерие подвергся бесчестию проказы. Достойна же удивления сия тайна Домостроительства. Ибо как Владыка Христос, будучи вечным царем, именовался первосвященником нашим, так колено Иудово, будучи сперва царственным, в лице Владыки сподобилось священства. Евр.7:15 .  И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной. Евр.7:16 .  Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Евр.7:17 .  Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. «И лишше еще яве есть, яко по подобию Мелхиседекову востает священник ин», «Иже не по закону заповеди плотския быст, но по силе живота неразрушаемаго». «Свидетелствует бо, яко Ты еси священник во век по чину Мелхиседекову». И иным образом, говорит Апостол, можно показать сходство того и другого. Как Мелхиседек не имел преемников по священству, так и Христос не передает священства другому. Ибо «заповедию плотскою» Апостол назвал то, что закон, по причине смертности людей, по кончине первосвященника, повелевал принимать на себя священство сыну его. Думаю же, что слово сие дает разуметь и нечто другое. Ибо священники очищали единственно тело, его окропляя и омывая; за него приносили и жертвы, потому что имели обычай приносить жертвы не за человекоубийц или за подкапывающих чужие брачные ложа, но за семеноточивых, за прокаженных, за прикасавшихся к мертвым костям. Потом Апостол снова возвращается к слову о законе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНАССИЯ Прав. Иосиф благословляет Манассию и Ефрема. Миниатюра из «Венского Генезиса». VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 45) Прав. Иосиф благословляет Манассию и Ефрема. Миниатюра из «Венского Генезиса». VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 45) [Евр.  ,   греч. Μανασσ], старший сын ветхозаветного патриарха - прав. Иосифа , родоначальник одноименного колена израильского. Был рожден в Египте от Асенефы, дочери егип. жреца Потифера. Нарекая имя своему первенцу, Иосиф объяснил его значение тем, что с рождением сына Бог дал ему «забыть [  ] все несчастья мои и весь дом отца моего» (Быт 41. 51). Согласно представленной в этих словах этимологии, евр. имя   по форме - регулярное причастие от корня   в каузативной породе означающее «тот, кто заставляет забывать» (BDB. P. 674). На смертном одре патриарх Иаков усыновил своих внуков, детей Иосифа - М. и Ефрема, и уравнял их в правах со своими сыновьями (родоначальниками Израилевых колен), говоря: «Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои» (Быт 48. 5). Благословляя их, патриарх Иаков в первую очередь благословил младшего Ефрема, а не перворожденного М., о к-ром он сказал, что «от него произойдет народ, и он будет велик», тем самым пророчествуя о буд. могуществе и величии представителей этого колена (Быт 48. 19). Сцена потери М. своего первенства в предсмертном благословении Иакова напоминает рассказ о потере Исавом своего первородства (Быт 27. 1 - 28. 5 - Wenham G. J. Genesis 16-50. Dallas (Tex.), 1994. Vol. 2. P. 460, 465). В благословении прор. Моисея 12 племенам Израиля описательно прославляются представители колена М. и Ефрема в лице их отца Иосифа, чьим сыновьям обещано великое будущее: «...Крепость его, как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины» (Втор 33. 17). Историческое родство колен Ефрема и М. подчеркивается словосочетанием «земля Ефремова и Манассиина» (ср.:Втор 34. 2; 2 Пар 30. 10), которое обозначало весь центральный горный массив Палестины к западу от Иордана. Оба колена также представлены в Свящ. Писании как единое племя словами «дом Иосифа» (Нав 17. 17; 18. 5; Суд 1. 22, 35; 2 Цар 19. 20; 3 Цар 11. 28; Ам 5. 6; Авд 18, Зах 10. 6). Соперничество между 2 коленами нашло отражение в библейской традиции.

http://pravenc.ru/text/2561804.html

От воли Самуила зависит – так могли думать – дать того или другого царя. Кто знает и почему не предположить с большею вероятностью, что он изберет царя именно из ефремлян, ближе к нему стоявших и, во всяком случае, более вениаминян и других отличившихся в истории Израиля? Вот соображения, которыми могли руководиться ефремляне, прежде всего и, быть может, с большею настойчивостью, отличавшею их и в прежнее время, требуя именно от Самуила того, чтобы он поставил им царя. Ефремляне ошибаются в своих расчетах, если они у них были. Самуил поставляет царя израильскому народу, но не из колена Ефремова, а из колена Вениаминова, именно Саула, сына Кисова ( 1Цар. 9. 10 ). И замечательно, что избранием Саула не все довольны. Причин этого недовольства едва ли можно искать в личности самого Саула, – ибо он был, по выражению дееписателя, «молодой 204 и красивый; и не было никого из израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа» ( 1Цар.9:2 ). Он происходил и из знатного рода (9:1). И весь народ, в первый раз увидевши своего царя, был в восхищении от него (10:24). Причина пренебрежения к Саулу со стороны некоторых заключается, кажется, именно в том, что он происходил из одного из меньших колен израилевых и к тому еще из племени, малейшего между всеми племенами своего собственного колена. Такие мысли являются, по крайней мере, в голове самого Саула, когда он в первый раз выслушивает от Самуила ясные намеки на избрание его в цари израильского народа, и эти именно мысли заставляют его недоверчиво отнестись к словам Самуила. «Не сын ли я Вениамина, одного из меньших колен израилевых? И племя мое не малейшее ли между всеми племенами колена Вениаминова? К чему же ты говоришь мне это» (9:21). В этих словах Саула мы вправе видеть отголосок общего народного мнения того времени относительно того, кто должен бы быть царем, – именно, что избираемый царь должен принадлежать к одному из сильнейших в это время колен израилевых. Конечно, ефремляне мнили себя сильнейшими из всех и надеялись из себя дать первого царя Израилю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соломон восседает на великолепном троне, престоле Давидовом. Архангел Гавриил возвещал Пречистой Деве, что Ее Сын: «будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1:32–33 ). К трону ведут шесть ступеней, указывая на шестидневное творение мира и на воссоздание падшего человека Христом, Царем Иудейским, на Голгофе в шестой день и шестой час. На ступенях перед престолом справа шесть львов и слева – пять. В Библии говорится о шести львах с обеих сторон. На фреске [Я-П] надпись гласит, что «двенадесят льва стоят». Эти двенадцать львов – указание на двенадцать колен царства Соломонова, а также на двенадцать апостолов, проповедью и учением которых утвердилось в мире царство Христово, Нового Израиля. Если только изображение двенадцатого льва не утрачено, то, естественно, возникает вопрос, а почему львов все-таки только одиннадцать, хотя и Священное Писание, и сама надпись говорят о двенадцати? Не потому ли, что двенадцатый лев – сам Соломон (!), как представитель одного из двенадцати коленколена Иудина. С одной стороны, царь Соломон стоит над царством, а с другой – он и сам из этого царства. Лев как царь зверей является символом царя. И Христос – Царь Небесный, «лев от колена Иудина» ( Откр. 5:5 ), как Бог, Он стоит над Своим царством, но как Человек, Он и Сам из этого царства. Тайновидец Иоанн Богослов слышал ангела, вопрошающего о таинственной книге Божией: «Кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» И не нашлось никого ни на небе, ни на земле, ни под землею. И много плакал о том тайновидец. Тогда ему было указано: «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу» ( Откр. 5 гл.). На фреске мы видим в левой руке Соломона, сына Давидова, Льва от колена Иудина, победителя, раскрытую книгу! Подобно тайнозрителю, и мы желаем приникнуть к этой книге, посмотреть и прочитать ее. Никто не был достоин этого, кроме самого Царя, Льва Иудина от корня Давидова, Божественного Соломона. Тайна этой книги есть, по св. Андрею Кесарийскому , «домостроительство испытующаго глубины Божественного Духа, разрешить которое никто из созданных существ не может». Тайны божественных судеб сосредоточиваются на тайне домостроительства нашего спасения через воплощение превечного Слова, через рождение от пречистого ребра Спасителева Его Невесты-Церкви. Сия есть тайна Христа и Церкви. А сокровеннейшее сей тайны и заключает в себе божественная Песнь Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010