16 мая 1812 г. был заключен Бухарестский мирный договор, и 19 июля Дунайская армия под командованием адмирала П. В. Чичагова, сменившего Кутузова, отправилась на Волынь, где в нач. сент. соединилась с армией А. П. Тормасова (3-я Западная армия) и приняла участие в Отечественной войне 1812 г. 29 сент. был занят Брест-Литовск, 10 нояб. Чичагов перенес ставку в Борисов, но затем последовало неудачное отступление 3-й Западной армии, в ходе к-рого прот. Онисим лишился церковной фуры и всего личного имущества. 29 нояб. 3-я Западная армия прибыла в Вильну и направилась в Пруссию, где осадила крепость Торн. 2 февр. 1813 г. командование армией было передано ген. М. Б. Барклаю-де-Толли. 16 апр. прот. О. Боровик исполнил обязанности духовника при умирающем ген.-фельдмаршале Кутузове. В мае 1813 г. ген. Барклай-де-Толли стал главнокомандующим рус. армией, а прот. Онисим - главой всего духовенства армии. В нач. июня 1813 г., после 24-летнего служения в рядах военного духовенства, прот. Онисим представил в Синод прошение об определении в монашество. 9 июня Барклай-де-Толли обратился к имп. Александру I с ходатайством о возможной епископской хиротонии протоиерея. Император удовлетворил просьбу: Синоду был объявлен Высочайший указ о поставлении прот. О. Боровика после пострижения кандидатом на 1-ю архиерейскую вакансию. 22 сент. 1813 г. Синод представил доклад о хиротонии протоиерея на Вологодскую кафедру, к-рый был утвержден 13 окт. Тем временем прот. Онисим дошел с войсками до г. Ашаффенбурга и, получив увольнение в кон. нояб., направился в Россию. В С.-Петербурге ему был выдан новый орден св. Анны 2-й степени с бриллиантовыми знаками вместо утерянных при отступлении из Борисова. 14 февр. 1814 г. прот. Онисим Боровик был пострижен в монашество с именем Онисифор ректором СПбДА архимандритом Юрьева новгородского мужского монастыря Филаретом (Дроздовым; впосл. митрополит Московский) в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры . 22 февр. 1814 г. состоялась хиротония О. во епископа Вологодского и Великоустюжского в Казанском соборе с участием Амвросия (Подобедова), митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Выборгского, Иринея (Клементьевского), архиеп. Псковского, Лифляндского и Курляндского, и Серафима (Глаголевского), архиеп. Минского и Литовского.

http://pravenc.ru/text/2578433.html

Рапорт причта петроградской Спасо-Преображенской Колтовской церкви в Петроградскую духовную консисторию о невозможности сохранять приходское место и доход священника М. В. Галкина на время его командировки в действующую армию от 4 октября 1914 г. (Там же. С. 253–256). ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 115, д. 426, л. 12–12 об. Там же, л. 15–15 об. Там же, л. 16. Там же, л. 1. Петров С. Г. Петроградский священник М. В. Галкин в годы Первой мировой войны (по документам РГИА)//Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры XVI–XXI вв.: Памяти академика Николая Николаевича Покровского.Новосибирск, 2015. С. 388. Петров С. Г. Петроградский священник М. В. Галкин… (по документам ЦГИА СПб). С. 257–260. Резолюция митрополита Владимира (Богоявленского) от 14 декабря 1914 г.: «Исполнить» (ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 115, д. 426, л. 21–22, 23–23 об., 26–26 об.). Там же, оп. 113, д. 4320, л. 137 об. – 139 об. Орден был переслан М. Галкину по почте в апреле 1916 г. (Петров С. Г. Петроградский священник М. В. Галкин… (по документам РГИА). С. 391). Василий Николаевич Грифцов (1868–1918 гг.), во время русско-японской войны священник 17-го Восточно-Сибирского стрелкового полка (в звании благочинного над духовенством 5-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии). 3 июля 1907 г. назначен настоятелем омского Воскресенского военного собора, затем — настоятелем Батумского собора, с июня 1911 г. — настоятелем собора Троицкого лейб-гвардейского Измайловского полка в Петербурге. В годы Первой мировой войны главный священник армий Южного/Юго-Западного фронта (Брест-Литовск). Расстрелян красноармейцами. ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 115, д. 426, л. 24–24 об. После смерти настоятеля Матфиевской церкви протоиерея В. П. Галкина 24 июля 1915 г. на освободившиеся место был перемещен настоятель Колтовской церкви Н. Н. Сперанский. Вслед за этим прихожане обратились к Петроградскому митрополиту с просьбой назначить на ставшую вакантной должность знакомого им «с детства» священника М. Галкина (Там же, оп. 107, д. 40, л. 1–1 об., 6; оп. 113, д. 4320, л. 137 об. – 139 об.; оп. 115, д. 426, л. 25, 26 об. – 27; Петров С. Г. Петроградский священник М. В. Галкин… (по документам РГИА). С. 388.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

Дюрера (1471-1528); проекты К. под пером архитекторов и живописцев приобретали эзотерический характер. С нач. XVI в. в дополнение к К. возводят бастионы, брустверы, перед стенами К.- земляные сооружения, т. о. создается общая оборонительная система, как в московском Китай-городе или в итал. Лукке. Новые приемы ведения осады К. были сформулированы в кон. XVII в. маршалом С. ле Претром де Вобаном, франц. военным инженером и писателем, к-рый построил более 30 своих и усовершенствовал ок. 300 К. Он полагался на сооружение в ходе осады земляных траншей, окопов, позволявших приблизиться к К. и затруднить ее оборону. Дальнейшее развитие оборонительных возможностей отдельной К., предложенное франц. военными инженерами XVIII в. М. Р. де Монталамбером и Л. Карно, предусматривало дополнительные укрепления в виде сооружений за пределами ее стен, превращавшие некогда единую К. в собственно цитадель. Эти принципы господствовали до появления фугасных бомб, сокрушительных для традиц. материалов, из к-рых строили К., и тогда с кон. XIX в. стали использовать бетон в качестве материала для военного строительства. Генуэзская крепость в Судаке. 1371–1469 гг. Генуэзская крепость в Судаке. 1371–1469 гг. В XVIII-XIX вв. расширение границ России сопровождалось возведением К. по правилам европ. фортификации. К. делили на классы (как мон-ри). К 1-му классу отнесли те, к-рые имели не только собственно укрепленную цитадель, но и неск. самостоятельных укреплений в виде фортов как на воде, напр. в Кронштадте (им были присвоены имена в честь рус. императоров Петра I, Александра I и цесаревича Константина Павловича), так и в различных районах старых городов, таких как Рига, Ревель, Вильно и особенно Киев с Киево-Печерской цитаделью, башнями, редутами, укреплениями, люнетами (просветами). К. имели укрепленные районы по разным берегам реки или залива, в т. ч. мостовой (Эривань, Новогеоргиевск на месте слияния Нарева и Вислы, Михайловград на р. Стырь, Выборг) или вокруг собственно цитадели (Брест-Литовск (Брестская К.), Бобруйск, Динабург, Оренбург).

http://pravenc.ru/text/2459013.html

195. с. Пищев (реки нет) волости Пищевской, от г. Житомира 110 вер., от Новоград-Волынска 20 вер., от почт. ст. Дедовичи 4 вер., при шоссе, от ближ. ж.-дор. ст. Славута 50 вер., от ближ. приход. с, Дедовичи 3 вер., с. Тожира – 4 версты. Приход 5-го кл. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Построена в 1776 году из старого р.-катол. костёла, купленного в Новоград-Волынске за 300 злотых, т. е. за 45 руб., на средства прихожан. Деревянная, крыта железом. В 1878 г. покрашена и починена, причём пристроена новая дерев. колокольня на средства (4,000 р.) прихожан. При церкви есть придел во имя святителя Николая, устроенный на средства (226 р.) бывшего местного священника Чечета. Проводы – в субботу Светлой недели и в воскресенье, и понедельник Фоминой недели. Метрич. книги и исповед. ведомости хранятся с 1826 года. Земли: усад. 3 дес., пахот. 56 дес. 1,944 саж. и сенок. 9 десятин, из этого количества 2 десятины пахотной занято под Киево-Брест. шоссе и 6 дес. под зарослями и болотами. От церкви земля недалеко. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 p., псаломщ. – 50 p., поном. – 38 р. и просф. – 16 р. Для свящ. дом и хоз. постройки хороши; для псаломщ. и попом. дома ветхи, а хоз. постройки хороши; для просф. дома нет. Народное грамотно-ремесленное училище содержится на проценты от капитала 5,000 p., пожертвованных коллежским асессором Иваном Андреев . Чечетом. Учеников – 50. Учитель, окончивший педагогич. курсы в Одессе, подучает 350 руб. в год законоучитель подучает 100 р. Имение графини Марии Потоцкой (в аренде у еврея). Деревни прихода: Жеребиловка в 2 вер. (имение графини Потоцкой, в аренде у еврея) и Дуплинки в 2 вёрстах. (имение казённое). Дворов – 178, прихожан – 1,423 д. об. п.; р.-кат. 25 д. об. п., евр. 18 д. об. п. Есть попечительство двоякого рода: одно – состоящее из 6 членов – заботится о благосостоянии ремесленного училища, а другое, – состоящее из 12 членов – заботится о благолепии храма; но денежных взносов и других пожертвований о этих членов не бывает. Свящ. – Христофор Игнатьев. Жолтовский (с 1883 г.), псаломщ. – Александр Феодор. Радковский (с 1884 г.) и поном. – Иван Михайл. Дверницкий (с 1868 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Луговой. Николо-Пешношский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1361. Ссылки:   Адрес: Московская область, Дмитровский район, поселок Луговой Координаты: 56.456894, 37.22965 Проезд: До Николо-Пешношского монастыря можно добраться с Савеловского вокзала электричкой или от станции метро «Алтуфьево» автобусом до города Дмитрова, далее автобусом или маршруткой 36, следующими через Куликово, до остановки «Поселок Луговой». На машине надо ехать по Дмитровскому шоссе, руко ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда До Николо-Пешношского монастыря можно добраться с Савеловского вокзала электричкой или от станции метро «Алтуфьево» автобусом до города Дмитрова, далее автобусом или маршруткой 36, следующими через Куликово, до остановки «Поселок Луговой». На машине надо ехать по Дмитровскому шоссе, руководствуясь указателями на Дубну. Доехав до пересечения Дмитровского шоссе с Московским Большим Кольцом (А-108), поворачивайте по указателю на Клин. Проехав через 11 км Новосиньково, нужно повернуть направо по указателю «Насадкино» и далее следовать по указателям «Пешношский монастырь». Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Николо-Пешношский монастырь основан в 1361 г. учеником Сергия Радонежского Мефодием у реки Яхромы, при впадении в нее речки Пешношки. Каменное строительство началось в монастыре в начале XVI в. Особенное развитие оно получило во второй половине XVII в., когда все деревянные здания были заменены каменными, продолжено возведение крепостной стены. XVIII в. характеризуется для монастыря упадком хозяйственной деятельности. В 1700 г. он был приписан к Троице-Сергиеву монастырю, в 1764 г. упразднен. Учрежденный вновь через два года, монастырь лишь к началу XIX в. получил возможность возобновить строительную активность. Работы этого времени сводятся в основном к перестройкам и искажениям древних сооружений. В 1963-1971 гг. отдельные здания ансамбля реставрированы под руководством Н.И. Иванова. Кирпичный Никольский собор документально не датирован. Постройка его, на основании анализа архитектурных и декоративных форм, может быть отнесена к первой четверти XVI в. Первоначально собор был, по-видимому, двуглавым, поскольку в южной апсиде помещался придел Леонтия Ростовского, к западному фасаду примыкала небольшая каменная паперть. В 1683- 1691 гг. паперть была расширена и охватила здание с трех сторон. Собор приобрел четыре малых, крытых черепицей главы, которые простояли до 1782 г. Облик памятника кардинально изменился в начале XIX в., когда расширенный пристройкой трапезной и новых крытых папертей собор получил классицистическую обработку с чертами псевдоготики. Было возобновлено пятиглавие, увеличены окна, порталы заменены арочными проходами, разобраны западная стена храма и стены придела. В ходе реставрационных работ 1964-1965 гг. древнему ядру памятника в основном возвращены его первоначальные формы.

http://sobory.ru/article/?object=00506

Не сомневаюсь, что дом остался целым благодаря заступничеству батюшки Николая, что его благословение оградило дом от огня. Я давно мечтала иметь батюшкину фотографию, и вот как-то один человек, даже не особо близкий, вдруг подарил нам несколько больших снимков отца Николая. Когда я взяла в руки фотографию, то от нее пошло благоухание, похожее на запах святого миро, а снимок как бы ожил, оттуда глядел, как из окна, живой батюшка и улыбался. И вдруг ясно почувствовалось, что батюшка зовет нас к себе. Дорога управилась чудесным образом, – моя мама срочно захотела, чтобы мы с мужем и одним нашим ребенком поехали на остров. И оплатила дорогу, а мы сидели тогда без денег. После мы поняли, что батюшка позвал попрощаться, ведь это была наша последняя поездка к нему... Теперь мы остались без нашего дорогого заступника. Раньше времени ушел он ко Господу. Дорогой наш, любимый батюшка, молитвенник наш, моли Бога о нас, грешных! Р. Б. Анна Возвращались мы с сыном от батюшки домой (в сентябре), пришли на вокзал в Москве, а билетов нет, только СВ. Сходили на другой вокзал – и там нет. Присели в сторонке, думаем, как доехать. Я говорю: «Паша, давай батюшку попросим, помолимся ему». Помолились, подхожу к кассе, спрашиваю, есть ли билеты. А кассир отвечает: «Есть, и даже один на нижнюю полку». В 1996 году ездили мы на машине на остров к батюшке. Еще когда туда ехали, чувствовали помощь Свыше. Так, например, свернем с основной трассы покушать, отдохнуть, а по карте посмотрим, оказывается, что эта дорога сокращает нам расстояние на много километров. Но на обратном пути нас особо поразил один случай. Мы заезжали в Москву по Ленинградскому шоссе (в городе первый раз) и решили: доедем до кольцевой дороги, а по ней на Рязанское шоссе, все равно попадем, а там уж разберемся. Едем, машин много, а кольцевой не видно. На светофоре спрашивали, где кольцевая, а нам говорят вы ее проехали. Возвращаться – заблудимся, и решили ехать прямо куда выедем – туда выедем. Едем, молимся батюшке, просим помощи. Нигде мы не петляли, а все прямо по широким и узким улицам выехали прямо на Рязанское шоссе. Всю Москву с одного конца на другой проехали и ни разу не заблудились.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

Итак, продолжаем наши рассуждения. Если беглецы не вышли на шоссе, следовательно, они отправились или к северу, или к югу от школы, это бесспорно. Давайте взвесим оба эти предположения. К югу от школы лежит обширное поле, разбитое на мелкие участки; каждый отделен от другого оградой из камня. Проехать тут на велосипеде невозможно. Следовательно, и это предположение надо отставить. Теперь обратим наши взоры к северу. Там мы видим рощу, называющуюся «Косой клин», а за ней, на десять миль вглубь, простирается болотистая равнина, все более холмистая к северу. Левее нее стоит Холдернесс-холл, до которого по шоссе десять миль, а напрямик всего шесть. Равнина эта унылая, безлюдная. По ней разбросано несколько маленьких скотоводческих ферм. Овцы, коровы да болотная птица – вот единственные обитатели этих мест. Дальше, как вы сами видите, проходит честерфилдское шоссе. Вдоль него стоят два-три коттеджа, церковь и гостиница. Позади – холмы, высокие, обрывистые. Я уверен, что наши поиски надо направить сюда, к северу. – Но велосипед! – повторил я. – При чем тут велосипед! – нетерпеливо сказал Холмс. – Хорошие велосипедисты ездят не только по шоссейным дорогам. Равнина испещрена тропинками, кроме того, в ту ночь ярко светила луна… Стойте! Что это? Тревожный стук в дверь – и сейчас же следом за ним в комнату к нам вошел доктор Хакстейбл. Он держал в руках голубое кепи с белой нашивкой на козырьке. – Находка! – воскликнул он. – Слава богу! Наконец-то мы напали на след нашего мальчика! Это его кепи! – Где его нашли? – В фургоне у цыган, которые стояли табором на равнине. Они снялись с места во вторник. Сегодня полиция нагрянула к ним и произвела обыск в фургоне. Вот что было найдено. – Как это к ним попало? Что они говорят? – Изворачиваются, лгут. Клянутся, будто нашли кепи на равнине, во вторник утром. Нет, эти негодяи знают, где мальчик! К счастью, их всех посадили под замок. Страх перед законом развяжет им языки. А может быть, не только страх, но и кошелек герцога. – Ну что ж, хорошо, – сказал Холмс, когда доктор вышел из комнаты. – Во всяком случае, это подтверждает мою теорию, что только поиски на равнине и дадут какие-нибудь результаты.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-sherl...

Владыка Питирим обладал удивительной способностью владеть собой, проявлять хладнокровие в критических ситуациях. Вспоминаю такой случай. Вместе с Владыкой возвращались из Волоколамска в Москву. Была зима 1991 года. Ехали по Новорижскому шоссе. Как обычно, Владыка сидел на заднем сидении с правой стороны, я – рядом с ним, с левой, непосредственно за водителем. Дорога была сложная: из-за неожиданной оттепели шоссе было покрыто мокрым рыхлым снегом, под которым скрывалась наледь. Машину то и дело «вело» по дороге, в какой-то момент водитель не смог удержать автомобиль и, потеряв управление, машина закружилась, перегораживая шоссе. По направлению к Москве за нами следовало несколько автомобилей, и, казалось, столкновение неизбежно, тем более, что я успел заметить, оглянувшись назад, как некоторые машины стало заносить так же, как и нашу. Непроизвольно, повинуясь внутреннему чутью, обострившемуся в минуту опасности, я ухватился рукой за ручку двери со стороны Владыки, тем самым своей рукой прижав его к спинке сиденья. Наконец съехав к обочине, машина остановилась. Побледневший водитель попросил разрешения выйти из автомобиля и несколько минут стоял возле него, пока не успокоился. Только после этого он смог снова сесть за руль. В течение всего инцидента Владыка не проронил ни звука, на его лице не дрогнул ни один мускул, он оставался собранным и совершенно спокойным. И когда, увидев, что мы пришли в себя, Владыка заговорил, его голос был всё таким же ровным и тихим. Я был поражен его выдержкой. Чем дальше уходит время, тем дороже становится каждое воспоминание о дядюшке, каждая фотография, каждое свидетельство о его деятельности, о его жизни. И, пройдя уже достаточно долгий жизненный путь, я только могу снова и снова поражаться его вере, его мужеству, смирению и любви к людям и Отечеству. Сергей Нечаев , сотрудник Издательского отдела в 1990–1992 годах 15 В настоящее время – настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве в Москве. Читать далее Источник: Преданный служитель Церкви: О церковной и общественной деятельности митрополита Питирима (Нечаева): [Сборник трудов и воспоминаний]. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009. — 552 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Материал подготовлен при содействии пресс-службы фонда «Поддержка строительства храмов г. Москвы».  Комментарий первого заместителя мэра Москвы Владимира Ресина: В Москве сложилась крайне сложная ситуация: по количеству храмов на 1000 человек христиане оказались на последнем месте. Москву когдато называли городом «сорока сороков». В ней действовало свыше 750 православных храмов, не считая сотен часовен, — больше, чем в любом другом городе Российской империи. И она больше всех пострадала, когда началась беспощадная война с религией, монастырями и церквами. Невзирая на древность, историческое значение и уникальность архитектуры, церкви разрушались. Перед войной и после нее сломано более половины всего, что было в Москве. Страшно представить, какой красоты лишилась наша древняя столица. При советской власти верующим в пределах Садового кольца оставили всего несколько маленьких церквей. За минувшие 20 лет почти все закрытые, обезглавленные и оскверненные храмы были капитально отремонтированы, восстановлены. Открыты все сохранившиеся монастыри. При участии правительства Москвы воссозданы Храм Христа Спасителя, Казанский собор на Красной площади. Завершается реставрация самой большой и красивой церкви Климента, Папы Римского, в Замоскворечье. Всё это находится в центре, в старой Москве. А в новых спальных районах в границах МКАД и за ее пределами, где живут миллионы, нет чаще всего ни одной церкви. 2011 год — значимый в истории города и Русской Православной Церкви. Речь идет о проектировании и строительстве 200 храмов шаговой доступности в отдаленных от центра районах, чтобы люди могли рядом с домом ходить в церковь. Создан попечительский совет во главе с Патриархом Кириллом и мэром Москвы, в него вошли многие влиятельные люди, образована рабочая группа. Новые храмы появятся как на известных магистралях, таких как Ленинградское шоссе, проспект Вернадского, Варшавское шоссе, шоссе Энтузиастов, так и в гуще жилых кварталов. Пять церквей уже строятся в этом году. Первая — во имя Мефодия и Кирилла — расположена на Дубровке, в память о погибших заложниках в театральном центре. Высота ее составит 32 м, как восьмиэтажный дом, вместимость — свыше пятисот верующих. 15 подобного размера церквей проектируют. Сегодня примерно по 60 площадкам проведены публичные слушания, выпущены градостроительные планы земельного участка. На 18 площадках начаты работы. Они находятся в разных стадиях: так, на восьми участках работы уже ведутся. Мы строим не только новые храмы, но и воссоздаем те, что были разрушены в годы войны с религией. Так, например, на прежнем месте, на Преображенской площади, скоро будет построен храм. Намечено в ближайшее время восстановить церковь Благовещения в Бережках на Ростовской набережной.

http://e-vestnik.ru/analytics/tihon_prog...

Его Величество предложил корреспонденту сесть и рассказать все, что он видел и знает про богатырскую защиту Шипки. Форбс попросил карту, но масштаб ее оказался слишком малым для ясного представления позиций, занятых русскими войсками. – «Позвольте мне карандаш в бумагу», – сказал затем англичанин. Государь послал за письменными принадлежностями графа Игнатьева, и когда бумага была принесена, Форбс начал чертить кроки. Наши позиции представляли из себя дугу, изогнутую вдоль шоссе. Кругом нее, в незначительном расстоянии от гребней и вершин, набросаны были в один ряд, а в некоторых важных пунктах и в два ряда, – ложементы. Для артиллерии построили несколько батарей; «круглая» состояла из горизонтной батареи, для стрельбы поверх бруствера, пристроенной к старому турецкому брустеру и образовавшей вместе с ним круглый редут. Это была первая батарея при входе на главную позицию со стороны Габрово, слева от шоссе. Она обстреливала все скаты и лощины к востоку от дороги, а также подступи к «Стальной» батарее, что имело громадное влияние на успех обороны этой батареи. Вторая батарея – «Центральная», по правой руке от шоссе, на крутом холме, переходящем на запад, в седловину, соединяющую с Волынской, Лесной и Лысой горами. Она состояла из загнутого с юга подковою бруствера, для стрельб поверх бруствера. На горе «Св. Николая» были четыре батареи: «Стальная», вооруженная стальными круповскими пушками, взятыми нами у турок при занятии перевала; две по обеим сторонам скалы и одна на северном скате, обращенная фронтом к западу. Впереди Центральной батареи, по дороге, идущей на запад, в горы, были заложены фугасы, под руководством подпоручика 7-го саперного батальона Романова, того самого, который в Браилове способствовал взрыву в Мачинском рукаве – броненосца. Вообще же наша позиция представляла из себя две отдельные позиции, соединенные между собой узким перешейком: «Николаевскую» и «Центральную». Николаевская командовала всем проходом и спускалась на юг в долину Роз почти отвесною скалою с несколькими уступами и на запад – крутым скатом в лесистую лощину. На севере она переходила в узкий перешеек, а на востоке – образовала небольшой уступ «Малый Николай» и затем соединялась седловиною с «Малым Бэдаком». Самым удобным пунктом атаки на Николай была лощина от малого Бэдака, и затем с севера с перешейка. Центральная позиция, сжатая в кулак тремя берущими в ней начало, лощинами, из которых две идут на север и одна на юг, имела самым доступным пунктом дорогу на «Лысую гору». Вся позиция вообще представляла вблизи массу закрытых пространств, давала возможность неприятелю скрыто собираться на любом пункте и атаковать превосходными силами. Вследствие этого она должна была быть занята равномерно, что вело к неизбежному раздроблению сил. Правильное занятие прохода требовало обладания Бэдаком и Лысой горой, но для этого у нас не хватило сил. Раз эти вершины были свободны, неприятель, укрепив их, мог обстреливать всю нашу позицию в каком угодно направлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010