Брест-Литовский мир — победа демократии или передел территорий России? Брест-Литовский мир — «похабный» или «справедливый демократический мир с Германией»? Он дал передышку молодой советской республике, чтобы она мобилизовалась или все же демобилизовалась? За какими делами стоит фигура авантюриста Парвуса? Брест-Литовский мир — акт национального предательства на деньги агрессора? Что сказал о нем Патриарх Тихон? Цикл бесед об исторической миссии России — попытка с духовно-нравственных, православных позиций осмыслить важнейшие события Отечественной истории. Ведущий — протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, руководитель Интернет-порталов «Православие и мир», «Непридуманные рассказы о войне», основатель постоянно действующего мобильного фестиваля «Семейный лекторий: Старое доброе кино», член Союза писателей России и Союза журналистов Москвы. Гость — историк Владимир Михайлович Лавров, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, академик Российской Академии Естественных Наук. Протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы продолжаем цикл бесед «Историческая миссия России» и снова коснемся некоторых вопросов отечественной истории. С вами протоиерей Александр Ильяшенко и наш постоянный гость Владимир Михайлович Лавров, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института российской истории, профессор Николо-Угрешскойдуховной семинарии, действительный член Академии Естественных Наук. Здравствуйте, Владимир Михайлович! Профессор Владимир Лавров: Здравствуйте! «Похабный мир» Протоиерей Александр Ильяшенко: Мы собрались в очередную годовщину Брест-Литовского мира, о котором все слышали, но что это такое, знают очень немногие люди. Попросим Владимира Михайловича пояснить те драматические, а может, даже роковые события, которые привели к этому миру, который современники, и даже сам Ленин, называли похабным.

http://pravmir.ru/brestskij-dogovor-kak-...

Дом Радзивиллов имел честь неоднократно вступать в родство с владетельными домами: Варвара Радзивилл, дочь великого гетмана Юрия и племянница первого князя Радзивилла, была супругою Сигизмунда-Августа I, Короля Польского и Великого Князя Литовского; князь Януш 24) женат был на Изабелле-Софие, дочери курфирста Бранденбургского Иоанна-Георга; от этого брака родился князь Богуслав, дочь коего княжна Луиза-Каролина была, в первом браке, за князем Людвигом Бранденбургским, а во втором браке, за князем Карлом Нейбургским, (из дома курфирстов Баварских). Князь Юрий 42) женат был на Марие-Элеоноре, дочери князя Ангальт-Дессауского Иоанна-Георга; князь Антоний 70) женат был на Е. К. В. Принцессе Луизе Прусской, дочери Принца Фердинанда и родной племяннице великого Фридриха. Радзивиллы приписаны к гербу трубы (Trby): в голубом поле три чёрные трубы в золотой оправе, устьями соединенные. На щите дворянские: шлем и корона с семью строусовыми перьями, а у Радзивиллов герб покрыт мантиею и короною княжескими. Девиз Радзивиллов; Bóg nam radzi (т. е. Бог нам советник). 240 Польский Сенат, до 1795 года, состоял из 2 римско-католических архиепископов, 15 римско-католических епископов; 16 коронных сановников, (ministerya koronna); кастеляном Краковского и Виленского; 35 воевод (woyewoda, sénateur palatin); 33 кастелянов (kasztelan) старших и 54 кастелянов младших, всего: 157 сенаторов. Архиепископы: Гнезненский и Львовский; Епископы: Краковский, Куявский, Познанский, Вилевский, Плоцкий, Варминский, Луцкий (он же и Брестский), Перемышльский, Самогитский, Кульмский, Хельмский, Киевский, Каменец-Подольский, Лифляндский и Смоленский. Воеводы: Краковский, Познанский, Сендомирский, Виленский, Калишский, Троцкий, Серадский, Ленчицкий, Самогитский, Брест-Куявский, Киевский, Иноврацлавский, Чермнорусский, Волынский, Подольский, Смоленский, Люблинский, Полоцкий, Беьзский, Новогрудский, Плоцкий, Витебский, Мазовецкий, Подлясский, Равский, Брест-Литовский, Кульмский, Мстиславский, Мариенбургский, Брацлавский, Поморский, Минский, Литовский, Черниговский и Гнезненский. Коронные сановники: великий маршал коронный; великий маршал Литовский; великий гетман коронный; великий гетман Литовский; канцлер коронный, канцлер Литовский; подканцлер коронный; подканцлер Литовский; великий подскарбий коронный; великий подскарбий Литовский; маршал надворный коронный; маршал надворный Литовский; напольный гетман коронный, напольный гетман Литовский, подскарбий коронный, подскарбий Литовский. Кастеляны старшие: Познанский, Сендомирский, Калишский, Войницкий, Гнезненский, Серадзский, Ленчицкий, Самогитский, Брест-Куявский, Киевский, Иноврацлавский, Львовский, Волынский, Каменец-Подольский, Смоленский, Люблинский, Полоцкий, Бельзский, Новогрудский, Плоцкий. Витебский, Черский, Подлясский, Равский, Брест-Литовский, Кульмский, Мстиславский, Эльбингский, Брацлавский, Данцигский, Минский, Лифдяндский и Черниговский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Рассказ как будто простой. Но Вы вникните в него – и Вам станет страшно от величия и силы Божией. Подумайте: священник служит в Кронштадте, к нему подходит совершенно ему не известный человек среди многотысячной толпы (Андреевский собор вмещал семь тысяч человек), и Бог дает этому священнику видеть то, что происходит за тысячи верст, и дает ему знать, что это происшествие – пожар – относится именно к этому человеку, который подходит к кресту. Воистину, значит, в этом священнике обитала Всесвятая Троица. В 1899 году хорунжий Владимир Степанович Евлампиев на вокзале крепости Брест-Литовск был свидетелем следующего случая. У его знакомых шестилетний сын был болен дифтеритом, и местные врачи признали положение мальчика безнадежным. В это время родители умирающего мальчика узнали, что отец Иоанн Кронштадтский, едущий с таким-то поездом, прибудет на Брест-Литовский вокзал в таком-то часу. Тогда мать сказала мужу, что пойдет на вокзал и попросит отца Иоанна помолиться о спасении жизни умирающего. Муж возражал: «Куда ты пойдешь, да тебя затолкают, не пустят, я пойду». Жена стала его упрашивать: «Возьми меня с собою». Но муж не соглашался, говоря: «Да вообще, чего там ходить, все равно бесполезно». Жена продолжала его упрашивать взять ее с собой, но муж так и не согласился, а пошел один. Когда подошел поезд, то хорунжий В. С. Евлампиев видел и слышал следующее: отец Иоанн, выйдя из вагона, направился прямо к отцу умирающего ребенка и сказал ему: «Что же ты жену не взял с собою, ведь она тебя так просила?!» Отец умирающего растерялся настолько, что не знал, что ответить. Отец Иоанн, пожурив его немного, сказал: «Ну ничего, иди, сын твой здоров». И действительно, сын его выздоровел. В 1890 году одно благочестивое купеческое семейство города Кунгура Пермской губернии приехало в Кронштадт за благословением к отцу Иоанну. Во время личного с ним собеседования батюшка, узнав, что они приехали к нему из Пермской губернии, сказал им: – Над Пермью висит черный крест, – уклонившись при этом от всяких объяснений сказанных им сих таинственных слов.

http://azbyka.ru/svyatye-providcy-dar-pr...

В сер. дек. 1918 г., после ареста архиеп. Евлогия, еп. Дионисий принял на себя временное управление приходами Холмской губ. Украинской народной республики (УНР), получив соответствующее подтверждение со стороны укр. властей. Холмская губ. УНР, образованная в 1918 г., должна была охватывать территорию Холмской губ. Российской империи, признанную по Брестскому миру в составе Украинского гос-ва, но из-за отказа австр. властей пропустить туда чиновников УНР центр Холмской губ. временно разместился в Брест-Литовске, а власть укр. губернатора Холмщины распространялась на Брестский, Кобринский, Пружанский уезды и на часть Бельского у. бывш. Гродненской губ. Церквами этих уездов де-факто управлял переизбранный в нояб. 1918 г. Холмский временный епархиальный совет, реэвакуированный в кон. 1918 г. в Киев и оттуда переехавший в нач. 1919 г. в Брест-Литовск, т. к. в Холм его представителей ни австр. власти, ни образованное в нояб. 1918 г. правительство Польши не допускали. В рапорте от 31 дек. 1918 г. Холмская духовная коллегия признавала управляющим Холмской епархией еп. Дионисия, жившего тогда в Киеве, и рассчитывала на его помощь в реэвакуации епархиальных учреждений (консистории и семинарии) на Холмщину (Там же. Д. 543. Л. 4-6). В 1918-1919 гг. еп. Дионисий осуществлял временное руководство приходами Украинского Полесья - в Пинском, Речицком и Мозырском уездах бывш. Минской губ., в Гомельском у. бывш. Могилёвской губ., к-рые 14 авг. 1918 г. образовали Полесскую губ. УНР с центром в Мозыре. Еп. Дионисий получил эти полномочия 23 авг. 1918 г. по решению патриарха Тихона и Высшего церковного совета ; фактически эти приходы были присоединены к Киевской епархии , что вызвало негодование белорус. националистических кругов. 11 нояб. 1918 г. патриарх приостановил полномочия еп. Дионисия по управлению Полесьем из-за протестов Минского и Туровского архиеп. Георгия (Ярошевского) . Однако это решение не было выполнено, из-за того что назначение на Полесье Дионисия поддерживали и власти УНР, и Киевский митр. Антоний (Храповицкий). 22 нояб. 1918 г. Всеукраинский Собор учредил Полесское духовное управление на территории Полесской губ. УНР, 3 дек. главой управления с полномочиями правящего архиерея утвердили еп. Дионисия (был разработан проект самостоятельной Полесско-Мозырской епархии), его викарием был назначен Гомельский еп. Варлаам (Ряшенцев) , живший с окт. 1918 г. в Киеве. В письме от 17 янв. 1919 г. Минский архиеп. Георгий просил власти УНР и Киевскую митрополию вернуть в его юрисдикцию Полесскую губ., убеждая их в своей лояльности к Украине, тем не менее какое-то время еп. Дионисий продолжал руководить приходами Полесья. Управляя приходами Холмской и Полесской губерний, Дионисий имел титул «епископ Кременецкий».

http://pravenc.ru/text/2459003.html

Церковь, построенная по проекту архитектора Скаржинского, является памятником архитектуры русско-византийского стиля. Здание имеет центрическую композицию. Квадратный в плане, кубовидный в объёме храм поставлен на высокий филёнчатый цоколь, облицованный розовым гранитом. Он имеет полукруглую апсиду и узкий притвор. Доминирует восьмигранный барабан в центре и 4 угловые башни с шатровыми завершениями. Верхи увенчаны луковичными главками на гранёных шейках. Проёмы центрального светового барабана украшены кокошниками. Этот декоративный мотив использован также в оформлении главного и боковых входов, высоких арочных оконных проёмов. По периметру здание опоясывает карниз с тягой, над которым проходит филёнчатый парапет с разновеликими треугольными фронтонами. Внутреннее пространство разделено колоннами на 3 нефа с крестовыми и цилиндрическими сводами, декорированными вместе со стенами полихромной орнаментальной росписью. В интерьере доминирует высокий световой барабан с высоким шатром. Алтарный объём отделён широким арочным проёмом и деревянным иконостасом. Галерея хоров соединяется с центральным нефом широким арочным просветом. Известный композитор, художник, писатель Наполеон Орда, посетивший Брест - Литовск в 1869 г., сделал первый известный набросок собора, по которому и известен первоначальный его вид. Вместе с тем при строительстве собора был допущен ряд недостатков. Так, например, из-за отсутствия отлива для дождевой воды, со временем крыша проржавела и стала протекать, поэтому стропила прогнили, частично обрушились карнизы. Кроме того, нижний пол и балки сгнили, а оконные рамы обветшали. Настоятель Симеоновского собора протоиерей Иоанн Григорович в 1880 г. докладывал в Гродненское церковно-строительное Присутствие об аварийном состоянии храма и необходимости срочного капитального ремонта. Осенью того же года из Гродно был командирован губернский инженер Г. Небольсин, который после тщательного осмотра здания признал необходимость ремонтных работ. В ноябре составили смету, которая равнялась 4 624 руб.

http://sobory.ru/article/?object=11051

Любил и люблю я Брест-Литовск, основание которому, по некоторым древним источникам, положили монахи, поселившиеся в этой местности в первые времена введения христианства на Руси и основавшие монастырь во имя преп. Симеона Столпника. Этот монастырь дал начало городу, в котором процветало Православие до соединения Литвы с Польшей. С введением унии, вопреки воле верующего народа, несмотря на протесты большинства представителей Православной Церкви и Земских Соборов, некоторые православные храмы были обращены в униатские, другие, в том числе Рождественский монастырь, разрушены и сожжены, упразднен Симеоновский монастырь. Многострадальный Брест, город великого борца за Православие преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, встречал в знаменательный в истории Церкви Христовой день Святой Троицы 1941 года своего правящего епископа Венедикта, архипастыря восстановленной Брестской епархии. В 1938 году, будучи еще в сане архимандрита, он посетил нас с чудотворным образом Жировицкой Божией Матери. Свыше 6 месяцев хлопотали мы о получении от гражданских властей разрешения на посещение Владыкой его стольного города – Бреста. Встреча архипастыря была сердечной и торжественной. У входа в церковную ограду его встретили многочисленные дети в летних белых платьицах, посыпая цветами путь шествия Владыки к храму. Староста храма – с хлебом и солью, дивный мощный хор... Отбыл Владыка из Бреста к месту своего жительства в Жировицкий монастырь, поручив мне организацию Епархиального Управления, назначив меня Указом от 11 декабря 1941 года благочинным Брестского Округа и председателем Епархиального Управления Брестской епархии. Этому назначению предшествовала резолюция митрополита Пантелеймона от 23 июня 1941 года за 273 о возведении меня в сан протоиерея «за стойкость в Православии в дни гонений на веру и за ревностные труды в Церкви Христовой». Резолюция писана в Жировицком монастыре, до него еще не докатились немецкие танки и грохот орудий с 21 на 22 июня начавшейся немецко-русской войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

В июле месяце 1874 года был начат, в 1876 году благополучно окончен третий крепостной собор. План собора был составлен академиком Российской академии художеств архитектором-профессором Д.И. Гриммом, а строителем его был военный инженер капитан Л.М. Иванов. Храм был сооружен на отпущенные военно-инженерным ведомством суммы, в количестве 139,976 руб. 59½ коп., из которых 48,000 руб. уплачено Петербургскому Обществу взаимного вспомоществования русских художников за внутреннюю отделку и живописные работы. Величественный храм-базилика имел только один престол. Купол храма венчал Георгиевский крест. Считается, что отапливался храм с помощью каминов как дворцы или бани. Собор был обнесен каменной стеной, среди роскошного сквера. 21 августа 1877 года он был торжественно освящен, в присутствии всего крепостного гарнизона, епископом Брестским Ианнуарием. Со времени освящения до 12 июня 1890 года собор состоял в ведомстве Литовской епархии, но затем, по Высочайшему повелению, был перечислен в ведомство протопресвитера военного и морского духовенства. В 1906 году храм был расписан в романском стиле, наименован " Николаевским гарнизонным собором " и стал главным воинским храмом Западного приграничного округа. Храм посещали все императоры от Александра I до страстотерпца Николая II. В предреволюционный период собор был вполне обеспечен ризницей и утварью, при нём действовали две школы, была приписана церковь Александра Невского при крепостном госпитале. По штату при соборе были положены настоятель - протоиерей, два священника, диакон и псаломщик. Среди икон собора примечательной был образ святителя Митрофана Воронежского, доставленный 3 июня 1840 года инженер-майором М. Г. Евреиновым, по повелению императора Николая I, в память перевезения водою из Бобруйска в Брест-Литовск первых артиллерийских снарядов. Первая мировая война обрушила на собор и первые снаряды. В 1915 году вглубь России были эвакуированы колокола. После занятия Бреста Польшей в 1919 году и официального включения этого края в состав Польши по Рижскому мирному договору 18 марта 1921 года, храм оказался в руках у римо-католиков. В 1922-1930 годах его перестроили до неузнаваемости и превратили в римо-католический гарнизонный костёл святого Казимира по проекту польского архитектора Ю. Лисецкого. Фасад храма стал напоминать вид костёла августинцев, некогда существовавшего на территории старого Бреста.

http://sobory.ru/article/?object=07838

Архив: A3. Лит.: М.В. Светлой памяти архим. Митрофана. ПР. 1986. 2. Митрофан ( Зноско-Боровский Митрофан Константинович ; 4.8.1909, г. Брест-Литовск Гродненск. губ. – 15.2.2002, Си-Клифф, Нью-Йорк, США), епископ. Из семьи духовенства, сын священника, женат на A.C. Цибрук, дочери протоиерея собора г. Вельска. Окончил Брестскую русскую гимназию и богословский факультет Белградского университета, диакон (1.9.1935), клирик Пинской епархии Польской Православной Церкви, священник (25.6.1936), настоятель церкви с. Омеленец (25.6.19361.7.1937), настоятель Николаевского Братского храма в г. Брест-Литовске и законоучитель Брестской русской гимназии (1.7.19371944), магистр богословия православного отделения богословского факультета Варшавского университета (1.6.1939), протоиерей (6.7.1941), эмигрировал в Австрию и принят в клир РЗЦ (июль 1944), настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц в Берге под Веной (19441945), в Гидерзаксверфене в Тюрингии (19451946), затем в Менхенгорфе под Касселем (19461948), эмигрировал в Марокко (1948), настоятель церкви в Касабланке (1.8.19481.6.1959), администратор церквей РЗЦ в Северной Африке (19491959), уехал в США (1959), настоятель Казанской церкви в Си-Клиффе (19592002), митрофорный протоиерей (1954), преподаватель сравнительного богословия, апологетики и пастырского богословия в Троицкой Духовной семинарии Джорданвилля (19671974), заместитель ректора Троицкой Духовной семинарии (19721973), протопресвитер (1986), овдовел (1989), принял монашество (1992), епископ Бостонский, викарий Восточно-Американской епархии (24.1.1992), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Виталий в Нью-Йорке. Автор воспоминаний. Соч.: Православие, римо-католичество, протестантство, сектантство. Дж., 1977 Хроника одной жизни. М., 1995 Сборник проповедей по годовому кругу богослужений. М., 1995 Хроника одной жизни. М., 1995. Лит.: И.Л. Пастырь долга и совести. К 40-летию пастырского служения митр. прот. Митрофана Зноско. ПР. 1976. 13 М.К. 50 лет пастырского служения митр. прот. Митрофана Зноско-Боровского . ПР. 1986. 20

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чернцы. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Владимирской иконы Божией Матери , Михаила Архангела Год постройки:1780. Адрес: Россия, Ивановская область, Лежневский район, с. Чернцы, ул. Центральная, 51 Координаты: 56.864956, 40.762247 Проезд: Вариант Ехать из Иваново по шоссе М7 на Суздаль. Свернуть направо по указателю на Ярославль, проехав 3 км от д.Кукарино. Ехать асфальтом разного качества до с. Чернцы 8,1 км. Продолжить движение по главной улице села до храма. Он стоит рядом с дорогой. Общее расстояние от поворота с шоссе ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Вариант Ехать из Иваново по шоссе М7 на Суздаль. Свернуть направо по указателю на Ярославль, проехав 3 км от д.Кукарино. Ехать асфальтом разного качества до с. Чернцы 8,1 км. Продолжить движение по главной улице села до храма. Он стоит рядом с дорогой. Общее расстояние от поворота с шоссе М7 - 10,4 км Вариант Свернуть с шоссе Иваново - Тейково по указателю на Владимир, Суздаль. Ехать асфальтом хорошего качества. На протяжении всего пути есть только один небольшой подъем. Это подъем после моста через реку Ухтохма. Главная дорога под прямым углом уходит налево. Чернцы остаются за спиной путешественника. Поэтому при подъеме нужно свернуть направо, в Чернцы. Указателей перед перекрестком нет. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Много лет село Чернцы было центром одноимённой волости Ковровского уезда Владимирской губернии, а ныне является центром администрации Чернцкого сельского поселения Лежневского района. В старые времена село принадлежало князьям Воротынским и называлось Чернцы – Воротынских. В XIX веке владельцами села были: Титов, Измайлова, Митьков, Детлова. Каждый из них внёс в развитие села и его процветание свой вклад. В центре села, на правом, круто поднимающемся берегу Ухтохмы, расположена каменная церковь, построенная в 1780 году во имя Святой Живоначальной Троицы, вместо бывшей, прежде деревянной. В 1833 году на средства помещика Титова и прихожан были заведены два придела в честь Владимирской иконы Божьей матери и в честь Архистратига Божия Михаила. По сторонам трапезной, колокольня, ограда, и вероятно, сторожка к юго-западу от храма. Все здания кирпичные и побелены. Церковь под побелкой оштукатурена. В церкви хранился крест, вставленный в икону с частицами мощей Святых угодников. Крест и икона - дар помещика Титова. Главы и кресты были позолочены. Возле церкви росло много сирени. К настоящему времени утрачена ограда, не сохранились завершение храма и колокольни, перекрытия трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=35076

– Куда двинули, Владик? Тут нет вокзала, это разъезд. Придется ждать поезда прямо на платформе. А холодно, бр-р-р! Продрогнем мы с тобой, пока дождемся следующей электрички: они теперь уже совсем редко ходят. Владлен покосился на отца Агапита, как на младенца неразумного и сокрушенно покрутил головой: ничего ты, мол, так и не понял, батюшка! – Нельзя нам следующей электричкой ехать, ты уж извини, отец Агапит. Там те же люди работают, и если узнает Миша… – А кто он такой, этот Миша? Страшный какой-то, черный… И внутри будто такой же, как снаружи. – Это ты верно сказал – страшный он и черный, снаружи и внутри и со всех сторон. А еще он вооружен и очень опасен. И люди его тоже. Так что пошли, батя, искать дорогу: на попутках будем в твой монастырь добираться! Нам и на платформе-то опасно оставаться… – Зачем на попутках? Я сейчас в монастырь позвоню, и за нами приедут. Тут недалеко, километров тридцать всего… И шоссе где-то совсем рядом должно быть. – Да ну?! – ожил Владлен. – Тогда давай звони скорей, батя! И скажи, чтоб шевелились, а то мы тут с тобой задрогнем до смерти. Отец Агапит достал мобильник и стал дозваниваться до монастыря. У него ничего не выходило. – Связи нет… – растерянно проговорил он. – Придется на попутках добираться до населенного пункта, где телефон есть, а оттуда уже звонить. Помоги рюкзак накинуть! Владлен помог отцу Агапиту вскинуть на спину рюкзак, но иеромонах под его тяжестью вдруг ахнул громко и сел, опираясь руками об лед платформы. – Ты чо, отец Агапит? – испуганно спросил Владлен. – Знаешь, Владик, а я, кажется, ногу подвернул. Не могу ступить. корень! А вдруг перелом это? Давай я тебя до скамейки доведу, а сам побегу на разведку, шоссе поищу, где машины ходят… Довел Владлен иеромонаха до скамьи, усадил его, предварительно рукавом смахнув снег, велел ждать, а сам, сгорбившись от колючего снежного ветра, побежал к спуску с платформы… Шоссе он нашел сразу: оно проходило параллельно железной дороге, метрах в ста от нее, и от платформы через лес к нему вела тропа, сейчас уже полузасыпанная снегом. Владлен под руку вывел хромающего отца Агапита на край шоссе, где кончалась тропа от разъезда, а само шоссе делало поворот, потом перетащил туда же вещи с платформы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010