С. Преображенский, Э. С. Смирнова. М., 2009. Кат. 77, 78. Ил. на с. 142, 143). Те же колористические сочетания в холодной гамме отличают большую группу икон кон. XVIII в., созданных калужскими иконописцами для ц. вмч. Георгия «за верхом» (иконы над арочным проемом в нижней церкви и в иконостасах). Святые Татиана и Афанасий. Икона. Посл. треть XVIII в. (КОХМ) Святые Татиана и Афанасий. Икона. Посл. треть XVIII в. (КОХМ) Все отмеченные особенности местного иконописания в той или иной степени можно видеть на иконах посл. трети XVIII в. из ц. вмч. Георгия «за верхом»: «Чудо о Флоре и Лавре», «Святые Косма и Дамиан», «Святые Антоний и Феодосий Печерские», «Московские митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп». Эти произведения отличаются обобщенными формами; особую изысканность им придают изображения позема, выполненного в холодных голубых тонах, и «грозовые» с киноварными проблесками молний облака. Облака на калужских иконах легкие, изящные и чрезвычайно живописные, в их рисунке мастера отказались от орнаментальности и условности, пытаясь передать их естественную структуру. Св. Лаврентий Калужский. Икона. Кон. XVIII в. (ц. свт. Николая на Козинке, Калуга) Св. Лаврентий Калужский. Икона. Кон. XVIII в. (ц. свт. Николая на Козинке, Калуга) Постройки на поземах нередко имеют классицистические формы, как, напр., на клеймах иконы «Св. Иоанн Предтеча» 3-й четв. XVIII в. из ц. вмч. Георгия «за верхом». Созданные калужскими иконописцами многочисленные образы местночтимых святых (прав. Лаврентия и прп. Тихона Калужских) сохранили реальные формы архитектуры обителей, к-рые были построены на месте их подвигов. Примеры этому - иконы «Св. Лаврентий Калужский, с видом монастыря» (кон. XVIII в.) и «Святые Лаврентий и Тихон Калужские» (2-я пол. XIX в.). Казанская икона Божией Матери. 1-я четв. XIX в. (Спасский собор Спасо-Андроникова мон-ря, Москва) Казанская икона Божией Матери. 1-я четв. XIX в. (Спасский собор Спасо-Андроникова мон-ря, Москва) В калужских храмах и в частных собраниях имеются иконы с характерными повторяющимися надписями: «Писанъ в Калуги».

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Лит.: Бессель В. В. Нотное дело: Краткие сведения. СПб., 1901; Финдейзен Н. Ф. В. В. Бессель: Очерк его муз.-обществ. деятельности. СПб., 1909; Никольский А. Каталог-указатель духовно-музыкальных сочинений, распределенных в порядке следования их в церковных службах и разделенных по степени трудности. М., 1909; Иванов М. М. История муз. развития России. СПб., 1910-1912. 2 т.; Преображенский А. В. Культовая музыка в России. Л., 1924; Вольман Б. Л. Русские печатные ноты XVIII в. Л., 1957; он же. Русские нотные издания XIX - нач. XX в. Л., 1970; Кунин М. Е. Из истории нотопечатания: Кр. очерки. М., 1963; он же. Нотопечатание: Очерки истории. М., 19662; Иванов Г. К. Нотоиздательское дело в России: Ист. справка. М., 1970; Зайцева А. А. Новые мат-лы о рус. книжных лавках в С.-Петербурге в кон. XVIII - нач. XIX в.//Книжное дело в России в XVI-XIX вв.: Сб. науч. тр. Л., 1980. С. 116-131; Баранова Т. Б., Владышевская Т. Ф. Церковная музыка//Муз. энцикл. М., 1982. Т. 6. Стб. 118-134; Петровская И. Ф. Источниковедение истории рус. муз. культуры XVIII - нач. ХХ в. М., 1983; Доброхотов Б. В., Келдыш Ю. В. и др. История рус. музыки. М., 1985. Т. 3: XVIII в. Ч. 2; Левашев. Нотография; Ковалев К. П. Бортнянский. М., 1998. (ЖЗЛ; 748); Зверева С. Г. Александр Кастальский: Идеи, творчество, судьба. М., 1999; Музычук Т. Ф. Материалы к изучению нотоиздательства в России кон. XVIII - 1-й пол. XIX в.//Нотные издания в муз. жизни России: Сб. науч. тр. СПб., 1999. С. 9-50; Пуртов Ф. Э. Немецкие нотоиздатели С.-Петербурга кон. XVIII - 1-й четв. XIX в.: АКД. СПб., 2000; Гарднер И. А. Церковное пение и церковная музыка//О церковном пении: Сб. ст./Сост.: О. В. Лада. М., 2001. С. 146-155; Кошмина И. В. Рус. духовная музыка: Пособие для студ. муз.-пед. уч-щ и вузов. М., 2001; Свод напевов; Поместный Собор РПЦ 1917-1918 г. о церковном пении: Сб. протоколов и докладов/Сост.: Е. В. Русол. М., 2002; Безуглова И. Ф. Издания духовной музыки кон. XVIII - нач. ХХ в.: Поиски древней традиции церк. пения//Нотные издания в муз. жизни России: Сб. источниковедческих тр. СПб., 2003. Вып. 2. С. 30-36; Семенюк А. А. Песнопения Русской Православной Церкви: Кат.: Сб-ки песнопений разных композиторов и песнопения без указания автора/РГБ. М., 2003. (Нотные издания в фондах РГБ); Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765-1825): Кат. произведений. М., 2004. С. 627-640; Казанцева М. Г. Музыка в правосл. воспитании учащихся Екатеринбурга в XVIII - нач. XX в.//Культура рос. провинции: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2005. С. 35-55; Плотникова Н. Ю. Рус. духовная музыка XIX - нач. XX в.: Страницы истории. М., 2007.

http://pravenc.ru/text/293876.html

Мч. Иоанн Воин. Роспись Покровского придела собора Покрова на Рву в Москве. Кон. XVIII в. Мч. Иоанн Воин. Роспись Покровского придела собора Покрова на Рву в Москве. Кон. XVIII в. Несмотря на многочисленность изображений И. В., они довольно однообразны и находят аналогии в иконографии др. св. воинов кон. XVII - XVIII в., хотя отличаются друг от друга нюансами. Преобладают фронтальные образы мученика в красном плаще и богато декорированных доспехах сложной формы, с чертами искусства барокко; в таких произведениях часто присутствует панорамный пейзажный фон, включающий оружие, лежащее на поземе (ср. житийные иконы 1-й четв. XVIII в. вмч. Георгия из Благовещенской ц. в Ярославле (ЯИАМЗ) и вмч. Димитрия Солунского в собрании М. Е. Де Буара (Елизаветина)). Существуют неск. вариантов этой иконографии, отличающихся количеством и расположением атрибутов, жестами святого, наличием в верхней части композиции образа Спасителя или Св. Троицы. Наибольшее распространение получили изображения И. В. с крестом в воздетой деснице и с копьем с флажком в руке; иногда руки святого разведены в стороны (небольшая икона кон. XVII в., ГММК; фреска галереи ярославской ц. св. Иоанна Предтечи в Толчковской слободе; икона рубежа XVII и XVIII вв. в ц. Успения в Гончарах в Москве; средник житийной иконы 1-й трети XVIII в. из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе в Костроме (КГОИАМЗ); икона 1-й трети XVIII в. в ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах в Москве ( Баталов А. Л., Вайнтрауб Л. Р. Церковь свт. Николая в Кузнецах: История храма и его прихода. М., 2009. Т. 1. С. 37. Ил. 7), возможно происходящая из придела во имя св. Иоанна Воина в Георгиевской (Иверской) ц. на ул. Б. Ордынка); в ряде случаев руки изображаются перед грудью (храмовая икона в приделе ц. св. Иоанна Предтечи на Пресне в Москве, написанная на рубеже XVII и XVIII вв. или ок. 1730 Тимофеем Кирилловым; см.: Красилин М. М. Памятники искусства XVI - нач. XX в. в немузейных собраниях: (Москва: Церковь Иоанна Предтечи)//Худож. наследие: Хранение.

http://pravenc.ru/text/471095.html

Ряд сюжетов московских икон (мучения раскаленными железными сапогами, в раскаленном медном быке, доской, ядом и железными скребницами; явление Г. после смерти императору и придворным и наказание их огнем, 2 сцены из «Чуда о сарацине») не имеет аналогий в визант., южнослав. и груз. житийных циклах Г. С XVI в. увеличивается количество клейм, деталей повествования и персонажей, что отражает общую тенденцию этого времени; в начало житийного цикла вводятся сцены рождества и Крещения Г. (напр., «Чудо вмч. Георгия о змии с 18 клеймами жития», 2-я пол. XVI в., АМИИ), позже - научение грамоте (напр. во 2-м клейме костромской иконы «Вмч. Георгий с 16 клеймами жития», нач. XVIII в., ЯИАМЗ). На упоминавшейся иконе 2-й пол. XVI в. (АМИИ) уникальными являются сцены, повествующие об отце Г. (Крещение отца (клеймо 4) и погребение отца (клеймо 5)); тема обращения царицы Александры в христ. веру на этой иконе развернута от одного сюжета беседы с Г. до изображения увещевания Александры царем, мучения железными когтями (клеймо 15), укрепления в вере и мученической кончины Г. (клеймо 16)). Для XVIII в. характерна тенденция расширения одного сюжета до неск. эпизодов (напр., на упомянутой иконе нач. XVIII в., ЯИАМЗ). Так, в клейме 12 в споре с волхвом Афанасием помимо основного чуда воскрешения умершего изображены: явление Г. царю, моление Г., уверование во Христа волхва Афанасия, казнь воскрешенного и волхва Афанасия. Известны варианты изображения неск. сюжетов в рамках одного клейма. Так, на той же иконе в 16 клеймах - более 27 сюжетов, а в клейме 1 вологодской иконы «Вмч. Георгий с 12 клеймами жития», сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ), объединены сцены раздачи имущества, исповедания веры перед имп. Диоклетианом, ведения в темницу и мучения тяжелым камнем в темнице. За Г. закрепилось определенное место в Богородичной иконографии: «О Тебе радуется» - Г. вместе с Димитрием представлены в позе моления как мученики в правой группе святых в 1-м ряду, следующими за апостолами Петром и Павлом (кон. XV в., круг Дионисия, ГММК; из Успенского собора г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., круг Дионисия, ГТГ), иногда Г. изображается в воинских одеждах, без оружия, с крестом (псковская икона из Покровского мон-ря в Суздале, кон. XV в., ГТГ); «Покров Пресв. Богородицы» - Г. и Димитрий изображаются свидетелями чуда как мученики (фреска в ц. вмч. Феодора Стратилата в Новгороде, 1396; икона, кон. XIV - нач. XV в., ГТГ) или как воины (икона из Зверина мон-ря, 1399, НГОМЗ).

http://pravenc.ru/text/162188.html

кн. Иоанна III. Это квадратное в плане 2-этажное здание, верхний этаж к-рого перекрыт 4 крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп квадратного сечения. Главным украшением фасадов был пояс из терракотовых изразцов и 2 рядов поребрика. Во 2-й пол. XVII в. вблизи сев.-зап. угла собора была построена столпообразная шатровая колокольня (не сохранилась; изображена на акварели архит. Ф. Кампорези, 2-я пол. XVIII в.), разобрана в кон. XVIII в. В кон. XVI или нач. XVII в. Арсением, архиеп. Элассонским, обветшавшая к тому времени трапезная была восстановлена и к ней пристроена ц. во имя Чуда арх. Михаила в Хонех (согласно сведениям, приводимым в записках архиеп. Арсения). В кон. XVII в. царицей Евдокией Феодоровной с востока к трапезной был пристроен храм арх. Михаила, ставший усыпальницей рода Лопухиных (достроен на средства Лопухиных в 1739) с приделом апостолов Петра и Павла (в 1819 освящен в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи). В 1838 г. в трапезной был освящен придел во имя сщмч. Александра, еп. Команского. В верхнем четверике основного объема церкви, над сводом храма арх. Михаила, существовал храм во имя свт. Алексия Московского; под Архангельской ц. располагается теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» (с кон. XVIII в.). Кирпичная ограда с башнями возведена во 2-й пол. XVII-XVIII в., над ее юж. вратами существовала ц. Рождества Богородицы (1756; разрушена в 30-х гг. XX в.). На рубеже XVIII-XIX вв. по проекту Р. Казакова перед Св. вратами была выстроена одна из самых высоких в Москве каменных колоколен (уничтожена в 30-х гг. XX в.), во 2-м ярусе к-рой 25 окт. 1803 г. освящена ц. во имя Симеона, сродника Господня. Др. здания кон. XVII-XIX в. частью сохранились (настоятельские покои, 1690; братский корпус нач. XVIII в.; духовное уч-ще, 1810-1814), частью снесены (ц. мч. Евграфа - усыпальница Молчановых, 1874). В XIX в. в А. м. сохранялся св. колодец, ископанный, согласно монастырскому преданию, прп. Андроником. Сохранились нек-рые надгробия некрополя XVI-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/115428.html

В число сочинений Д. А. Ф. входит цикл прокимнов, поющихся как дохи (δοχα) в стиле певч. книги Матиматарий , весьма часто встречающиеся в источниках и сопровождающиеся надписаниями вроде: «Большие дохи, поющиеся на дневных прокимнах, творение кир Даниила монаха» (автограф лампадария Иоанна Ath. Paul. 98. P. 153, сер. XVIII в.; автограф Дамаскина Аграфорендиниота Ath. Pantel. 927. Fol. 47v, 2-я пол. XVIII в.; Ath. Doch. 401. Fol. 42v, 4-я четв. XVIII в.; Анфология Ath. Xen. 137. Fol. 186, XVIII в.). Заслуживают упоминания 2 херувимские песни Д. А. Ф.- на 4-й и 4-й плагальный гласы, найденные почти исключительно в афонских певч. кодексах (на 4-й глас - в Анфологии Ath. Cutl. 449 (Fol. 85v - 91, кон. XVII - нач. XVIII в., вероятно, автограф Д. А. Ф.), в списках XVIII в.: Пападики Ath. Vatop. 1438 (Fol. 421v - 440), 1435 (Fol. 155v - 160v), Анфологии Athen. Bibl. Nat. 898 (Fol. 275-280v), Пандектах письма иеродиак. Мелхиседека Ath. Laur. 1475 (Fol. 314) и др.; на 4-й плагальный глас - в Пападики письма иером. Космы Ath. Laur. 1165 (Fol. 189-189v, кон. XVII в.), Пандектах письма иеродиак. Мелхиседека Ath. Laur. 1475 (Fol. 334v, XVIII в.), Пападики письма свящ. Павла Фита Ath. Iver. 987 (Fol. 353v - 354, сер. XVIII в.) и др.). По предполагаемому автографу Д. А. Ф. (Ath. Cutl. 449) известна также его версия причастна «Хвалите» на 3-й глас (Fol. 109), мелос к-рого характеризуется как «краткий» (σντομον). В той же рукописи содержатся и др. распевы Д. А. Ф.: песнопение на литургии Преждеосвященных Даров «Ныне силы небесныя» на 3-й глас (Fol. 141v), причастен «Вкусите и видите» на 1-й глас (Fol. 143; также в Анастасиматарии Хрисафа - Анфологии Ydras. Iliou. 630. Fol. 8, нач. XVIII в., см.: Χαλδαικης. 2005. Σ. 153), стихира «Воскресения день» с кратимой, надписанная: «другая 1-го плагального [гласа], украшение монаха Даниила» (Fol. 148v). Д. А. Ф. также принадлежат распевы матим (стихир) на различные праздники и памяти святых (лучшие списки: Ath. Xeropot. 276. Fol. 14, 58v, 86, 119v, 130, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Doch. 339. Fol. 75v, 91v, 123, 136, 155, 179v, 192, 1768 г.). Так, в Матиматарии Ath. Iver. 960 (1768, см.: Στθης. Χειρϒραφα. T. 3. Σ. 663-670) помещены следующие песнопения Д. А. Ф.: «Всемирная радость» 4-го гласа (8 сент.; Fol. 73v), «Христу последовав» на 1-й глас (6 окт.; Fol. 88v), «Первозванный ученик» на 1-й глас (30 нояб.; Fol. 120), «Мучащих свирепства» на 1-й плагальный глас (13 дек.; Fol. 132v), «Лик четверодесятосиянный» на 1-й глас (9 марта; Fol. 152), «Небеса устрашишася» (Ορανο φριξαν) на 1-й плагальный глас (6 авг.; Fol. 175; в Пападики письма лампадария Иоанна Ath. Paul. 98. P. 800, ок. сер. XVIII в., матима «Небеса устрашишася» помещена с надписанием «глас 1-й, Иоанна Кукузеля, украшенное кир Даниилом»), «Что тя наречем, пророче» на 1-й глас (29 авг.; Fol. 186v).

http://pravenc.ru/text/171278.html

В храме фрагментарно сохранился чрезвычайно редкий для провинции лепной декор в стиле классицизма (предположительно кон. 18 в.) и клеевая живопись в лепных клеймах. На своде в трех фигурных клеймах в рамах ленточного типа написаны сцены Страстей (просматриваются «Поругание Христа в претории» и «Несение креста»). На восточном лотке вверху написано Распятие с четырьмя предстоящими, внизу в линейно очерченных клеймах-врезках помещены сцены «Снятие со креста» и «Жены мироносицы у гроба Господня». Нижние клейма фланкировали навершие иконостаса. Стены храма разделены на три яруса антаблементами. Нижний антаблемент декорирован вертикальными желобками наподобие ложчатого фриза, средний – мотивом набегающей волны. В венчающем антаблементе фриз украшен розетками. На боковых стенах росписи отсутствуют. Стены в среднем ярусе под окнами второго света оформлены своеобразными панно – сеткой лепных прямоугольных кессонов с розетками внутри каждой ячейки. На лицевой стороне пилонов во втором и третьем ярусах в тянутых рамах помещены каннелированные пилястры укороченных пропорций. На западной стене в двух верхних ярусах пилястры разграничивают живописные клейма, заключенные в тянутые рамы. В верхнем ярусе в центральном клейме читается образ Троицы Новозаветной, по сторонам от нее помещены два варианта Воскресения Христова – как «Восстание из гроба» и как «Сошествие во ад». Лепнина подцвечена в три краски (желтая, красная и синяя). Фрагментарно сохранившиеся росписи прописаны маслом. Большое клеймо на западной стене было написано на деревянном щите, что является ремонтной врезкой. В манере живописи просматривается достаточно робкое провинциальное подражание европейским прототипам иконографии и стиля. Для цветового решения росписи характерна работа в холодной приглушенной цветовой гамме с преобладанием сближенных по тону серовато-голубых и серовато-коричневых оттенков. Сохранившиеся фрагменты позволяют датировать запись кон. 19 в. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. - СПб., 1863. С. 180; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). - СПб., 1909. Вып. 31. С. 238, 613; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. - Кострома, 1911. С. 152; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. - Кострома, 2009. С. 284-286.

http://sobory.ru/article/?object=13235

С. 2). Сохранились 4 серебряных гравированных клейма с изображением сюжетов жития А. П. от раки святого, кон. XVIII в. (ПЗИХМЗ), в частности «Шествие из града Смоленска в град Переславль-Залесский», «Обретение мощей». На основе иконографии XVII-XVIII вв. иконописцами кон. XX в. создана икона А. П. для местного ряда иконостаса Благовещенской ц. Никольского мон-ря. Лит: Сергиевский Ф. , свящ. Сказание о жизни, подвигах и обретении мощей св. Андрея, блгв. кн. Смоленского, Переславского чудотворца. М., 1890; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 80-81; Т. 2. С. 50-51. Т. Л. Попова Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/115302.html

Один из наиболее интересных списков К. К. и. (55x39,7 см) сделан в 1703 г. калужским иконописцем Романом Родионовым (ГИМ); 2-строчная надпись о создании иконы расположена на нижнем поле (Чугреева. 2009. С. 180. Ил. 5). На боковых полях - изображения арх. Рафаила, прор. Анны, прп. Тихона и блж. юродивого Лаврентия Калужских. Образ находился в Никольском приделе храма Нерукотворного образа Спаса на Божедомке в Москве (ныне ул. Дурова), построенном в 1696 г. царицей Марфой Матвеевной в память об упокоении царя Феодора Алексеевича (разрушен в 1934) (Скворцов Н. А., свящ. Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя на Божедомке в Пречистенском сороке, более известная по приделу св. великомученицы Параскевы-Пятницы. М., 1904. С. 3. Табл. I - икона в окладе). Список К. К. и. 1-й трети XVIII в. с 8 клеймами из Повести митр. Ермогена создан, видимо, в Калуге (Шесть веков русской иконы: Новые открытия: Выст. из частных собр. к 60-летию Музея им. Андрея Рублева/Авт. вступ. ст. и ред.-сост.: Н. И. Комашко. М., 2007. Кат. 52. С. 178. Ил. на с. 68). По сторонам средника - святители Гурий и Варсонофий Казанские в рост, вверху и внизу - клейма из истории явленного в 1579 г. образа Божией Матери в Казани. Под изображением К. К. и. на рамке средника надпись: «Истин(н)ое Изображение Подобиемъ I [ме]рою Ссамого Чюдотворнаго б[раза] Каза(н)ски Пре(с)ты Б(д)цы Что Вколги Смирн[ых]». В храмах Калуги бытовали списки К. К. и. с подобными надписями внизу. Об особом почитании Казанского образа в Калуге говорит основание здесь в 1-й пол. XVII в. Казанского девичьего мон-ря недалеко от Преображенской ц. Из монастырской описи 1857 г. известно, что храмовая Казанская икона, стоявшая слева от царских врат и украшенная серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями и жемчугом, имела клейма с изображениями чудес (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 2652. Л. 5). Значение К. К. и. как символа города выразилось в том, что она вместе с иконой Спасителя помещалась на величественных триумфальных Московских воротах города (Малинин. 2004. С. 71). Перед иконами на воротах теплились лампады, масло для к-рых было ежедневным пожертвованием калужан.

http://pravicon.com/info-4087

17. Житие Корнилия Выговского (в редакции Трифона Петрова) и Соборное послание выговцев к Феодосию Васильеву. XVIII в. (кон.). 8°, 216 л., поморский полуустав. (Друж. 182). 18. Сборник. XVIII в. (1-я треть, серед., 2-я пол.), 8е, 153 л., полуустав. Нотация знаменная, пометная. Содержит тропари и кондаки, стихиры и богородичны праздникам. Автограф выговского уставщика Трифона Петрова. (Друж. 836). 19. Сборник, составленный Мануилом Петровым на Выгу. XVIII в. (40–50-е гг.). 4°, 70 л., скоропись. Содержит сочинения выговских писателей, переписанные рукой Манула Петрова, в том числе слова приветственные, плачевные и надгробные, стих на тезоименитство Симеона Денисова. (Друж. 114) 20. «Дьяконовы ответы» (часть 1). XVIII в. (40–50-е гг.). 16°, 342 л., полуустав. Сочинение содержит 130 вопросов нижегородского епископа Питирима старообрядцам-поповцам и ответы на них дьякона Александра. Поморский список. (Друж. 135). 21. Сборник. XVIII в. (кон.). 4°, 49 л., скоропись. Содержит автограф «Исповедания с Богом во единой вере крещения святого...», выговского наставника Григория Ивановича Корнаева (Романовского). (Друж. 202). 22. «Книга о случаях последнего времени, Титин потрясает вельми». Сочинение Ивана Алексеева. XVIII в. (поел. четв.). 4°, 160 л., полуустав. Выговский список. (Друж. 1000). 23. «Житие Андрея Денисова», написанное выговским наставником Андреем Борисовым. XIX в. (1-я треть). 4°, 258 л., полуустав. (Друж. 757). 24. Риторика Феофана Прокоповича . XVIII в. (поел, четв.), 8°, 191 л., поморский полуустав. В приложении помещены слова Андрея Денисова «Сотове медовнии» и «О девстве» (Друж. 124). 25. Риторика Софрония Лихуды. XVIII в. (1-ячетв.), 4°, 607 л., поморский полуустав. С примерами, сочиненными Андреем Денисовым и его учениками. (Друж. 122). 26. Сборник слов Андрея Денисова. XIX в. (20-е гг.), 4е, 263 л., поморский полуустав. Содержит «Описание о отце Андреи Дионисиевиче вкратце», миниатюру с изображением Андрея Денисова и «слова» на разные темы (Друж. 501). 27. Сборник слов и посланий наставников Выга. XVIII в. (кон.) – XIX в. (нач.), 4°, 269 л., полуустав и скоропись. Содержит «Слово святым последним», Семена Денисова. (Друж. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010