На иконе святителей Петра, Алексия и Ионы Московских XVII в. (из федосеевских моленных на Преображенском кладбище в Москве, ГРМ) помещены 72 клейма с житиями всех 3 святителей. Появление этой иконы обусловлено важным событием в истории Русской Церкви - учреждением Патриаршества (1589) и установлением совместного дня празднования 3 Московским святителям (1596). О жизни П. рассказывают 32 клейма (внешняя рамка клейм), т. е. на 13 клейм больше, чем на иконе Дионисия, и на 8 клейм - по сравнению с иконой Савина, в т. ч. показаны рождение П. (клеймо 2), крещение П. (клеймо 3), явление ангела П. (клеймо 5), приход П. в Переяславль (клеймо 17); в 25-31-м клеймах проиллюстрирован ряд событий, связанных с исцелениями у гроба П. В среднике иконы П. с 24 клеймами жития сер. XVII в. (ЯХМ; икона не реставрирована) воспроизведен образец из Успенского собора Московского Кремля, но по содержанию и композиции клейм она является самостоятельным памятником. Здесь представлены: сон матери; рождение П.; крещение П.; обучение грамоте П.; явление ангела П. (?); постриг П.; поставление П. во диакона (?); поставление П. во пресвитера; П. пишет икону Божией Матери; П. раздает иконы братии; по благословению настоятеля П. исходит в место безмолвное; П. сооружает Спасскую ц.; П. поучает братию; П. приходит к свт. Максиму «благословения ради»; отплытие П. в К-поль (?); корабль П. достигает К-поля; П. приходит к патриарху; поставление П. во митрополита; П. возвращается в Москву; П. совершает богослужение перед кончиной; возвращение П. из церкви; преставление П.; тело П. возлагают на одре; чудеса от гроба П. В основе программы - тот же лит. источник, но выбор сюжетов отличается: отсутствуют важные по содержанию клейма, в т. ч. закладка Успенского собора. В кон. XIX - нач. XX в. появился ряд житийных икон святителей П. и Алексия. В 1877 и 1878 гг. Ф. А. Соколов выполнил точные копии («истинное изображение меры и подобие») с кремлевских икон (МГОМЗ; надписи соответствуют поновленному в позднее время тексту, т. о. изменено содержание 2 сцен (клейма 8 и 14)). Образцом традиц. житийной иконографии П. в поздней иконописи является икона с архитектурным фоном в среднике и 12 клеймами письма московского мастера Н. С. Емельянова из собора Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе (1910, ГМИР).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Эта серия объединила книги, которые при других обстоятельствах едва ли могли бы оказаться на одной полке. Наряду с хрестоматийными «Повестями Белкина» и «Тарасом Бульбой» вы встретите здесь и менее популярные произведения русских классиков, а также сможете познакомиться с творчеством авторов не так хорошо известных современному читателю, например с художественной прозой протоиерея Валентина Свенцицкого. Некоторые произведения, такие как повесть «Архиерей» иеромонаха Тихона (Барсукова), для многих станут открытием. В серию также вошла яркая проза современных писателей, продолжающих традиции классической литературы. Мы рекомендуем 1. Александр Сергеевич Пушкин. Повести 2. Николай Васильевич Гоголь. Повести 3. Федор Михайлович Достоевский. Повести и рассказы 4. Антон Павлович Чехов. Повести и рассказы 5. Иван Алексеевич Бунин. Рассказы 6. Л. Пантелеев. Повести и рассказы 7. Константин Николаевич Леонтьев. Дитя души (повесть). Мемуары 8. Валентин Павлович Свенцицкий. Избранное 9. Василий Акимович Никифоров-Волгин. Дорожный посох (повесть). Рассказы 10. Иван Сергеевич Шмелев. Няня из Москвы 11. Алексей Константинович Толстой. Князь Серебряный 12. Борис Николаевич Ширяев. Неугасимая лампада 13. Алексей Николаевич Варламов. Повести и рассказы 14. Александр Иванович Куприн. Повести и рассказы 15. Владимир Галактионович Короленко. Повести и рассказы 16. Борис Константинович Зайцев. Избранное 17. Иеромонах Тихон (Барсуков). Архиерей 18. Иван Сергеевич Шмелев. Повести и рассказы 19. Николай Семенович Лесков. Повести и рассказы Следите за новинками серии! Об издательстве «Живи и верь» Для нас православное христианство – это жизнь во всем ее многообразии. Это уникальная возможность не пропустить себя, сделав маленький шаг навстречу своей душе, стать ближе к Богу. Именно для этого мы издаем книги. В мире суеты, беготни и вечной погони за счастьем человек бредет в поисках чуда. А самое прекрасное, светлое чудо – это изменение человеческой души. От зла – к добру! От бессмысленности – к Смыслу и Истине! Это и есть настоящее счастье!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Пилоны украшены пучками из пяти пристенных колонн, заслоняющих углы и края фасадов. Колонны поставлены на высокие пьедесталы и несут отрезки раскрепованного антаблемента. Боковые пары колонн в третьем ярусе частично сохранили единые капители с волютами – возможно, такие же капители были во втором и четвертом ярусах. Второй ярус над проемами выделен лучковыми сандриками, соединяющимися с архивольтами вертикальными стойками. Сандрикам вторят выложенные над карнизом лучковые аттики. Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом. Три узких проема соединяют его с апсидой, перекрытой граненой конхой. Более широкий арочный проем ведет в двустолпную трапезную. Два крещатых столба разделяют основное (первоначальное) помещение трапезной и западную пристройку. На столбы опираются массивные подпружные арки, несущие коробовые своды с распалубками. В западной части пристройки капитальной стеной отделен притвор с тремя компартиментами: средний перекрыт коробовым сводом, боковые – полулотковыми. В первом ярусе колокольни – крестовый свод. В церкви фрагментарно сохранились масляные росписи нач. 20 в. Живопись выполнена в позднеакадемических традициях, частично – под влиянием манеры В.М. Васнецова. В алтаре на своде изображена Богоматерь с младенцем (иконография В.М. Васнецова) и серафимы, на юго-восточной грани помещены фигуры шести святителей (Николай Чудотворец, Василий Великий и другие). Четыре евангелиста написаны в круглых медальонах, расположенных на западной стене по сторонам проемов и по краям южной и северной стен. Над центральным проемом, ведущим в храм, в круглом медальоне изображен Христос с евангелием и благословляющим жестом. В основном объеме храма на четырех лотках свода в трехлопастных клеймах представлены «Троица Новозаветная» и три группы пророков и святых, прославляющих ее. На уровне окон второго света на западной и восточной стенах храма расположены по три сюжетных клейма. В центральном западном изображено «Сошествие Святого духа на апостолов». На востоке по сторонам образа «Троицы Ветхозаветной» помещены клейма с «Вознесением» и «Преображением». Под окнами второго света храм с трех сторон опоясан тянутым карнизом, под которым расположены крупные сюжетные клейма Страстного цикла (по три на каждой стене, кроме восточной). На западе это «Несение креста», «Снятие с креста» и «Положение во гроб». Клейма Страстей заключены в широкие рамы с графически стилизованной лиственно-цветочной полихромной орнаментикой с крестами. Ниже проходит широкий фриз с растительной орнаментикой, с поясными образами избранных святых в круглых клеймах. По сторонам входной арки на западной стене помещены две композиции крупного формата, в арочных рамах. На южной стороне – «Явление Христа Марии Магдалине».

http://sobory.ru/article/?object=24057

Внутри четверик храма перекрыт четырехлотковым сводом с круглым световым отверстием в шелыге. В алтарь ведут три арочных прохода, в трапезную – широкая арка. В храме частично сохранилась роспись 2-й четв. – сер. 19 в. Живопись выполнена с ориентацией на академические образцы, гризайльная орнаментика в нижнем ярусе росписи и на западной стене характерна для псевдо-барокко. Свод расписан двенадцатью клеймами, иллюстрирующими текст Символа веры. На границе стен и свода написан гризайльный антаблемент. На западной стене центральное клеймо с композицией «Величит душа моя Господа» имеет арочною форму, оформлено широкой рамой с пышным растительным декором, написанным в гризайли под золото по бирюзовому фону. В основании клейма изображены две колонны с композитными капителями. По сторонам в трех ярусах расположены два прямоугольных и четыре овальных клейма со сценами из Евангелия. На боковых стенах клейма расположены в трех ярусах, часть образов святых занимает боковые откосы окон. Наряду с образами патрональных святых и евангельскими сценами здесь (в среднем ярусе росписи) чередуются клейма с образами четырех пророков и шесть иллюстраций к гл. 25 Евангелия от Матфея, где сам Христос обозначает критерии праведности, которые будут иметь значение при втором пришествии. В цветовом решении клейм преобладает холодная серовато-коричневатая гамма с вкраплениями зеленых, желтых, красных и синих цветов драпировок. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 37; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 116 85; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 53-54; Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 265; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. Кострома, 2009. С. 241-243. http://svodokn.ru/object/101514500?open=true Успенская церковь села Новленского каменная, с таковою же колокольнею и оградою, построена в 1760 г. Кладбище находится при церкви, расширено каменною кладкою в 1909 г. по распоряжению епархиального начальства. Престолов четыре: в холодной нижнего этажа – во имя Толгской иконы Божией Матери, в приделах теплых: во имя Успения Божией Матери, святит. Николая и в приделе в верхнем этаже храма – во имя Воскресения Христова. Капитал церкви со специальным назначением на ремонт и украшение храма имеется в количестве 2 127 руб. 73 коп.

http://sobory.ru/article/?object=14861

Упоминавшимся жертвователем была дворянка титулярная советница Елизавета Борисовна Силина, которая, овдовев, поступила в Богоявленский монастырь. Она в 1838 году приобрела и пожертвовала обители землю для строительства нового собора, а в 1850 году пожелала оплатить росписи. Уже в статусе рясофорной послушницы обращалась в Духовную консисторию с прошением дозволить ей «сделать живопись в теплой церкви на свой кочт, не касаясь церковной суммы, по приложенному к оному реэстру». В 1850 году были начаты работы, а завершены, вероятно, ко времени освящения храма в октябре 1853 года. Можно предположить, что артель Бурениных выполнила и иконы для огромного многоярусного иконостаса, но по данному вопросу не выявлены документы. Не вызывает сомнений, что работы в Богоявленском соборе были наиболее значительными и почетными в их насыщенной биографии – едва ли где еще им довелось трудиться в столь масштабном и обширном интерьере, искусно соединяя живописные клейма и орнаменты с архитектурными формами. Убранство храма дает представление о манере и стиле Бурениных, хотя сохранность росписей составляет лишь около 50% – почти утрачена живопись сводов, столбов, верхней части стен. Целостный вид едва выстраивается в воображении. Неизвестны сюжеты многих клейм и формы орнаментов, под многолетними загрязнениями скрыта изначальная цветовая гамма. Но это лучше, чем полная утрата. Росписи Богоявленского собора близко напоминают другие сохранившиеся работы Бурениных. Плоскости стен и сводов тонированы в голубой цвет. На этом фоне размещены клейма в фигурных иллюзорных обрамлениях. Росписи стен четко делятся на два яруса, состоящие из больших и малых прямоугольных клейм. Между ярусами проходит широкий пояс пышного рокайльного орнамента, под верхними окнами размещены небольшие восьмиугольные клейма – по одному в угловых частях храма и по три в середине южной и северной стен. На лопатках написаны схематичные пилястры, тонированные под мрамор, подчеркивающие тектонику здания. В каждом из девяти участков свода размещались клейма в аналогичных пышных обрамлениях. Подпружные арки тоже покрывали насыщенные орнаменты.

http://sobory.ru/article/?object=02891

Тот канон клейм, который приводится в образе из лавры, по своему содержанию и композиции использовался как образец для последующих списков, которых от XVI века до нас дошло более десятка. Такое число списков наводит на мысль, что именно эта икона явилась образцом, с которого более века писались житийные образы Преподобного Сергия. В частности, помимо образа из Успенского собора Московского Кремля это икона из Благовещенской церкви Чудова монастыря, которая находится в музее Московского Кремля, икона из Успенского собора в Дмитрове, которая находится в музее Андрея Рублева и которую приписывают кисти Феодосия (сына Дионисия, начало XVI века). А также знаменитая икона Евстафия Головкина, написанная на доске от гроба Преподобного Сергия. Все они занимали важное место в пространстве храма. Уникальность троицкого образа в том, что никакая другая икона — ни святителей Алексия или Петра, ни Святителя Николая Чудотворца — не имеет такого количества списков. И единственное их отличие друг от друга лишь в том, что одни из них поясные, а другие — ростовые. О духовной жизни В ранних житийных иконах Преподобного Сергия иконописец сосредоточен на духовной жизни святого. Например, верхние клейма иконы рассказывают о становлении его личности, пострижении, молитвенном подвиге, когда святой изгоняет нечистых духов из места, где он подвизается, о его рукоположении. Боковые клейма отражают чудеса святого и его житие как Преподобного, который был прославлен. Иконописец обращает особое внимание на смирение и смиренномудрие старца, на его монашеский подвиг и силу молитвы. Например, клейма чудес воскрешения отрока или изведения источника (по просьбе братии, жалующейся, что далеко ходить за водой) говорят о силе молитвы. Клеймо возвращения воскресшего отрока отцу свидетельствует о смиренномудрии святого. Дело в том, что отец начал спорить и настаивать, что мальчик умер, а не замерз и отогрелся, как сказал Преподобный Сергий. Но святой хотел скрыть чудо воскрешения и пригрозил отцу, что мальчик умрет, если тот «не умолчит». О том же и рассказ о крестьянине, пришедшем издалека посмотреть на святого Сергия, но усомнившемся, когда Преподобный предстал перед ним в рубище. Клейма «Исцеление ослепшего греческого епископа» и «Видение Божественного огня во время Литургии» — это противопоставление неверия епископа (и потому ослепшего) святости Преподобного и Божественное откровение о высоте его святости.

http://e-vestnik.ru/analytics/ikonografi...

С 1870 по 1899 год он обучал детей Закону Божьему, и за свои труды в деле народного образования был награжден серебряной медалью. Также при храме находилась библиотека, которая располагалась в здании школы. Она была доступна для всех жителей села. В комплекс, помимо вышеперечисленных зданий, входили дома священника и дьякона, а позже был построен дом псаломщика. Церковной общине принадлежала также баня и два сарая. Завершала церковный комплекс кованая ограда искусной работы. В Красново существовало несколько памятных дней, в которые совершались крестные ходы. Они проводились 1 июня, 20 июля и 22 октября. В период с 1900 по 1910 гг. храм был украшен росписями. Причем, храм был расписан не полностью, а по клеймам. На северной и южной стене клейма располагались в два яруса: 3 прямоугольных клейма, изображающих земную жизнь Иисуса Христа, а на месте центрального клейма на южной стене располагалась храмовая икона. Второй ряд клейм представлял 3 овальных изо бражения святых. На западной стене расположены 2 клейма: «Явление ангела пророку Илье» и «Проповедь Иоанна Крестителя». В алтаре располагались ростовые изображения святых. В храме было много утвари. В 1909 году правящий архиерей, архиепископ Ионафан, приезжал в село и посещал церковь. До 1914 года в храме шла размеренная церковная жизнь: новорожденных крестили, новобрачных венчали, умерших отпевали. Жители села посещали Богоявленский храм, дети ходили в церковно-приходскую школу, их родители посещали библиотеку и душеполезные беседы, проводимые священниками. Но в 1914 году началась первая Мировая война. По примеру других церквей, Богоявленская церковь собирала деньги на нужды фронта. А в 1918 году, вследствие декрета об аннулировании процентных бумаг, проценты с причтового капитала в размере 20 050 р. перестали перечисляться. Прекращается и содержание самого храмового комплекса. В 1929 г. Богоявленский храм был закрыт. Вскоре колокольня над трапезной была разобрана, а также за ложена дверь из трапезной части в четверик. В трапезной части разместился Красновский сельский ДК, где он существует до сих пор, а четверик храма был оборудован под склад зерна».

http://sobory.ru/article/?object=23484

979 Различные эпизоды Евангелия служили литературными источниками при работе над иконой Спаса почти для всех клейм, кроме 980 Остальные сцены сопоставлены в следующем порядке: напротив клейма 8 («Искушение Христа дьяволом ») находится клеймо 9 («Брак в Кане Галилейской») – оба сюжета посвящены первым испытаниям божественной силы Иисуса Христа; далее клейма 18 и 19 («Преображение» и «Воскрешение Лазаря») – высшие проявления божественности Иисуса; последняя пара, то есть клейма 20 и 21 («Вход в Иерусалим» и «Тайная вечеря. Омовение ног») – противопоставление царственного величия и великого смирения. 982 Нередко оно представлялось в образе двух припадающих к ногам Спаса жен – грешницы, отирающей их миром и своими волосами, и кровоточивой. См.: Щепкина М.В. Миниатюры Хлудовской псалтыри. Греческий иллюстрированный кодекс IX века. M., 1977, ил. на с.84 об. клейма 19 («Воскрешение Лазаря»). В последнем случае, вероятнее всего, использовался апокриф «Слово на Лазарево воскресение». См.: Турирва Н.М. Творчество Семена Спиридонова Холмогорца, с.129–131, прим. 92 на с.199. 984 Интересно, что в последнем случае приводится только чудо воскрешения дочери Иаира. См.: Настольная книга священнослужителя. Т.4. M., 1983, с.416. 986 В вологодском летописном сказании об эпидемии 1654–1655 гг. говорится: «...бысть во граде сем и во всех прилежащих около града, попущением Божиим, грех ради наших смертоносная язва...». См.: Дмитрий Тверской. Месяцеслов святых всею русскою церковью или местночтимых и указатель празднеств в честь икон Богоматери и святых угодников Божиих в нашем Отечестве. Вып.1–2 (сентябрь–октябрь). Каменец-Подольск, 1893, с: 114. 990 Дмитрий Тверской. Месяцеслов святых, с. 114–115, О святых иконах, по преимуществу чтимых в Нижегородской епархии//Нижегород- 991 Нижегородские епархиальные ведомости. 10, с. 33–36, 37, 39–41; Макарий, архим.. Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния. СПб., 1857, с.99, 122; Лузин Н. Повествование о принесении иконы Пресвятыя Богородицы Одигитрии из города Казани в село «Выездную слободу» и о заступлении Ея от гнева Божия – смертныя язвы. Арзамас, 1884.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

кн. Константин предстает перед муромцами в рост с чудотворным образом в руках (клейма 37, 38). Следующие сцены, где присутствует образ, связаны с обретением мощей блгв. кн. Константина и его сыновей и с принесением иконы с их изображениями из Пскова. М. и. помещена в Благовещенской ц. в сцене молебна по случаю обретения мощей чудотворцев (клеймо 63). Если следовать логике исторических событий, то эта икона может быть только иконой-заместительницей самого чудотворного образа, к тому времени уже унесенной свт. Василием в Рязань. Однако в клеймах иконы последовательность событий изменена и сюжеты с перенесением образа помещены в самом конце. Икона также фигурирует в качестве образа над гробами чудотворцев в Благовещенской ц. (клеймо 65). К ней обращен в молении Петр, псковитянин, отправляющийся во Псков за др. иконой - с изображением 3 муромских князей. Наконец, образ Божией Матери показан в сцене торжественного переложения мощей чудотворцев в единую раку в Благовещенском соборе в присутствии Рязанского еп. Гурия (клеймо 71). Из 14 клейм, посвященных истории свт. Василия, М. и. присутствует в 10. В 1-м показан молебен свт. Василия при обновлении Благовещенского храма св. кн. Георгием (Юрием) Ярославичем Муромским (клеймо 74). Три сцены подряд отражают непрестанное моление св. епископа перед чудотворным образом (в келье; во время литургии в ц. святых Бориса и Глеба; в Благовещенской ц.- клейма 78-80). На 5 клеймах из 6, иллюстрирующих путь свт. Василия и по суше и по водам, от Благовещенского храма в Муроме до соборной церкви в Ст. Рязани, иконописец показал, что епископ не расставался с чудотворным образом (клейма 81-85, 86). Само же чудесное плавание (Второе чудо от образа Божией Матери) на мантии с иконой в руках по р. Оке представлено всего в 2 сценах: отплытия еп. Василия из Мурома и его прибытия в Рязань (клейма 84-85). Создатель аналойной иконы «Муромская икона Божией Матери, с предстоящими святыми Борисом и Глебом и Муромскими чудотворцами» (26,5×20,5 см; средник - 1-я четв.

http://pravenc.ru/text/2564376.html

Прп. Иоанн Лампадист. Рспись собора мон-ря свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Каакопетрии, Кипр. 2-я пол. XIV в. И. Л., согласно его Житию, изображают безбородым юношей с темными волосами средней длины (или лежащими на плечах), вьющимися на концах. Он может быть представлен как диакон - в стихаре и поручах или, как правило в поздних изображениях, как мирянин - в подпоясанном хитоне до пят, поверх к-рого надет длиннополый «кафтан» (ср. с подобной одеждой мирянина нмч. Константина Идрского, напр. на гравюре 1877 г. иером. Гавриила с о-ва Скопелос, Национальная галерея, Афины; см.: Papastratos D. Papers Icons: Greek Ortodox Religious Engraving, 1665-1899. Athens, 1990. Vol. 1. Cat. 278. P. 261). Наиболее ранними являются 2 иконы И. Л. с 14 клеймами жития из мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. Обе датируются XIII в. Одна из них имеет лучшую сохранность и находится в Византийском музее мон-ря ( Papageorgiou. 2008. P. 62. Fig. 71), другая - с практически утраченным изображением в среднике, скрытым под поновлениями XVI в.,- в сев. боковой апсиде ц. свт. Ираклидия (Αϒος Ιωννης. 2003. σ. 66). Обе иконы родственны по типу изображения святого в среднике, представленного в рост в одеждах диакона, а также по количеству клейм и их расположению. На иконе из Византийского музея оплечье, рукава и подол темно-вишневого стихаря, а также поручи украшены орнаментом с драгоценными камнями, в правой руке - крест, в левой - кадило - атрибут диаконского служения (на иконе из ц. свт. Ираклидия крест - в левой, а кадило - в правой). Три первых клейма обеих икон посвящены детству И. Л. (рождение; отец приводит И. Л. на обучение к монаху (обучение И. Л. грамоте - на 2-й иконе); 1-е посещение храма И. Л.). Сходно содержание 5-го клейма, где изображена сцена помолвки: на 1-й иконе родители невесты подводят ее к праздничному столу. Дальнейшие сюжеты клейм нуждаются в расшифровке. Так, на 1-й иконе в 7-м клейме, где И. Л. изображен верхом на коне, очевидно, показан его отъезд из дома. На той же иконе сохранившиеся фрагментарно клейма 9 и 11 интересны надписанием в них имени И. Л. с определением «агиос»; в обоих клеймах рядом со святым изображен эмоционально жестикулирующий человек в темной одежде чуть ниже колен (слуга?). В 2 последних клеймах на иконе из музея читается история о чудесном явлении И. Л. перед своей гробницей иконописцу, к-рый был призван для написания иконы святого. По мнению А. Вейл Карр, клейма обеих икон «сосредоточены не просто на эпизодах Жития прп. Иоанна Лампадиста, но на истории его гробницы» ( Weayl Carr A. The «Holy Sepulcher» of st. John Lampadistes in Cyprus//Новые Иерусалимы: Иеротопия и иконография сакральных пространств/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2009. С. 475-491).

http://pravenc.ru/text/471341.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010