Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского Зач. 67-е. Апостол Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим Читается в день свв. апостолов Петра и Павла, 29 июня, на литургии, и приосвящении церкви 13. Пришедъ же во страны вопрошаше учнк сво, гл: кого м глаголютъ человцы быти, сна члвческаго; Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Кесария Филиппова, это город, лежавший на левой стороне Палестины, при подошве горы Ливана. Называлась она прежде Панеей. Римский правитель Галилеи Филипп распространил и украсил этот город и переименовал в Кесарию, в честь римского кесаря (Тиверия). Филипповою же она называется, как преобразованная Филиппом и в отличие от Кесарии Палестинской, города, лежащего на берегу Средиземного моря, у подошвы горы Кармила. Свв. отцы полагают, что Господь для того так удалился из Иудеи, чтобы там, в удалении от неверующих Иудеев, открыть ученикам о Своем Божестве, тем более, что уже было близко и время разлуки с ними время Его страданий и смерти. 14. ни же рша: ви уб кртител, же же ил прркъ. Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков За кого люди почитают Меня (кого Мя глаголют человецы быти)? Св. Златоуст так пишет, объясняя причину, почему Господь спрашивал об этом апостолов: «спрашивал сначала не об их мнении, а о мнении народа для того, чтобы самым порядком вопросов они были возведены к высшему разумению и не думали о Нем так же низко, как народ. Для сей цели спрашивает их не в начале проповеди, но когда совершил много чудес, беседовал с ними о многих и высоких истинах и многократно доказал пред ними Свою Божественность и единство со Отцем. И не говорит: за кого почитают Меня книжники и фарисеи, но желает знать непритворное мнение народа, потому что мнение народа было хотя гораздо ниже надлежащего (так как народ, хотя конечно не весь, почитал И. Христа за предтечу Мессии чит. 14 ст.), но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильною злобою. Сына человеческого... И. Христос любил так называть себя (чит. о сем в объясн. 20 ст. 8 гл.). Одни (ови) за Иоанна Крестителя, воскресшего из мертвых. Так, напр., думал Ирод Антипа (14 гл. 2 ст.) и некоторые другие. Другие (ови) за Илию, иные за Иеремию, или за котораго-нибуд из пророков, так как в народе было верование, что пред явлением Мессии придет пророк Илия или Иеремия, или другой кто из древних пророков (11 гл. 14 ст.), чтобы возвестить о Нем, т. е. апостолы высказали, что народ (конечно не весь) считал И. Христа за Предтечу Мессии, а не за Самого Мессию. Господь, конечно, и без вопроса знал, что думает о Нем народ, как равно и то, за кого сами апостолы, ближайшие Его ученики, принимают Его, но Ему нужно было, чтобы апостолы собственными устами высказали и первое, особенно же второе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

2004. C. 92-110). Возможно, в поздневизант. время составлено анонимное Житие (Meteor. Metamorph. 382, XV в.- BHG, N 1349b). Особняком стоит апокрифическое Житие Н., т. н. Хождения Николая (Periodoi Nikolaou), сохранившиеся в нескольких редакциях (BHG, N 1349с-к). Согласно этому тексту, оформленному как панегирик, с 5-го года жизни Н. посвятил себя аскезе, так что ему являлись Св. Дух и ангелы (гл. 2); в 14 лет он оставил свой город и 3 года исцелял больных и бесноватых в окрестностях Кесарии Филипповой (гл. 3); во время римско-персид. войны Н. явился в облаке на поле боя и помог римлянам (главы 4-5); затем год (или 7 лет) и 9 месяцев он пребывал в сир. Армении, откуда ушел в Апамею, где невидимым оставался 100 дней в храме арх. Михаила и исцелил от нечистого духа девочку (главы 6-8); оттуда отплыл на Кипр, исцелил 45 бесноватых при помощи помазания и омовения (главы 9-10); из Антиохии Н. направился в Иерусалим и Рим, победив по дороге беса (главы 11-12); торжественно встреченный папой, он остался в Риме на 4 месяца (гл. 13), а оттуда ушел через Египет в Заиорданье, где провел 5 лет в строгом подвиге (гл. 14); в Ассирии Н. освободил от беса сына градоправителя Насараха (гл. 16); пройдя через М. Азию, Аравию и острова, Н. достиг Мир, исцеляя больных и бесноватых и уже при жизни распространяя ощутимое издали благоухание (гл. 17); ему навстречу вышел патриарх, он поставил Н. главой всей Ликии (гл. 18); умирая, Н. увидел арх. Михаила и ангелов и обратил к Богу долгую молитву за своих почитателей (главы 19-20); душу Н. забрали на небо ангелы, а тело погребли жители Мир (главы 21-22). Этот народный текст ориентируется в т. ч. на апокрифические акты. Первые энкомии Н. появляются еще до IX в.: это тексты, приписываемые Проклу К-польскому (BHG, N 1364с) (к-рый, судя по тексту, был знаком только с «Деянием о стратилатах», но это не может свидетельствовать о том, что энкомий действительно принадлежит Проклу, как считает Дж. Чоффари - Cioffari. 1987. P. 20-21)) и Андрею Критскому (BHG, N 1362; перечисляет Деяния Н., бытовавшие в Мирах); от последнего полностью зависит анонимное Похвальное слово (BHG, N 1364f), сохранившееся в единственном списке XIV в.; 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

(5)Итак, придите и мы поревнуем послушанию учеников, последуем с готовностью за гласом Христа, отряхнем с себя скопище страстей, исповедуем непостыдно Сына Бога Живого и, удостоившись получить обетование, взойдем на гору добродетелей, которая есть любовь, где станем зрителями славы и слушателями неизреченных глаголов. Воистину, как сказал Господь, блаженны очи видящих, что видят, и уши, что слышат то, что многие пророки и цари желали видеть и слышать и не получили желаемого (см. Мф 13:16–17). Итак, придите, изъясним, насколько возможно, изречения Божественных Писаний и предложим вечерю добрым сотрапезникам, всю свою волю устремляющим к Божественному. Предложим же вечерю, соответствующую устремлению, — вечерю Божественных слов, приправленную благодатью Духа, а не чванливой мудростью эллинских речей; не в их учение мы посвящены, но Того, Кто даровал косноязычным ясную речь для проповеди, споспешествуемой благодатью. (6) В Кесарии Филипповой — это Панея, которая была некогда в числе городов знаменитых и называлась городом Филиппа кесаря, а в Божественном Писании именуется Даном (в том месте, где сказано: Давид исчислил народ от Дана до Вирсавии (см. 2 Цар 24:2) , — в этом-то городе Владыка, став среди рабов, иссушил источник кровей у кровоточивой (Мф 9:20–22) , в этом городе исцелил дочь начальника синагоги (Мф 9:23–25) , в этом же городе Он собрал как бы первый собор Своих учеников и — Камень жизни, — устроив престол на каком-то камне, спрашивал учеников Своих, говоря: За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? (Мф 16:13). Он вопрошал неведение человеческое не потому, что не знал, будучи всеведущ, но потому, что хотел светом знания рассеять это неведение, лежащее, как некий мрак, на мысленных очах. Они сказали: одни признают за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или одного из пророков (см. Мф 16:14). Ведь люди видели великую бездну чудес и потому полагали, что Он, вероятно, один из древних пророков, восставший из мертвых и оттого удостоившийся такой благодати. Это очевидно [и из следующих слов]: Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им (Мф 14:1–2).

http://pravmir.ru/slovo-na-preobrazhenie...

6, 45). Даже Ницше противопоставляет эту внутреннюю неоспоримую реальность «видимости», часто совершенно обманчивой, и с гневом обличает эту особенную ложь как лицемерие. Говоря о последних временах, апостол Павел предупреждает о действии духов обольстителей и учениях бесовских «через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим. 4, 2). Точен и неумолим приговор Спасителя тем, кто внутреннее подменяет одним внешним: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23, 27). Насаждение принципа «прозрачности», осуществляемое СМИ, — непрерывная осада со всех сторон «бастиона человеческой души», крепости нашей внутренней жизни. Попытка создания нового антропологического типа — человека без стержня и без сущности. То есть биоробота. Вся внутренняя жизнь и сущностная реальность постепенно заменяются действиями без содержания. Эти действия не раскрывают никакого внутреннего содержания, потому что все внутреннее сводится к внешнему, которое, разумеется, пусто.   Почему в Евангелии от Марка Христос, исцелив прокаженного, отправляет его с суровым предупреждением: «Смотри, не говори никому?» (1, 40—45) Разве не учит нас Церковь, что Христос Своими чудесами доказывал, что Он Бог? Е. А. Рычков, г. Слободской Всегда мы видим в Евангелии то же правило «тайны Мессии». Да, чудеса свидетельствуют о Его Божественности. Но нельзя думать, будто Он старался прежде всего «явить Свою силу», «показать, Кто Он». Напротив, Господь намеренно скрывает Свое величие, и требует, чтобы не говорили о Его чудесах. И этот суровый запрет относительно Своей тайны Господь сохраняет до часа Крестных страданий. Он напоминает об этом апостолу Петру после исповедания им своей веры в Кесарии Филипповой: «И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем» (Мк. 8, 30). Здесь еще одно доказательство подлинности Евангелия: если бы эта книга была сочинена такими восторженными последователями Христа, которые в апологетических целях были бы готовы на любые преувеличения, они подчеркивали бы только славу, силу, ослепительные Божественные явления Своего Учителя.

http://moral.ru/dom_1111.html

В Кесарии Филипповой [это – Панея, город некогда знаменитый называвшийся прежде городом Филиппиа Кесаря, который в Св. Писании называется также Даном в том месте, где сказано: «Давид сосчитал народ от Дана даже и до Вирсавии» ( 2Цар. 24:2 ): это – тот город, в котором Господь, сопровождаемый толпой рабов, иссушил источник кровоточивой, и воскресил дочь начальника синагоги], – в этом-то городе Иисус –Камень жизни, созвав первый собор учеников Своих и на время устроив для Себя кафедру из некоего камня, вопрошал учеников Своих, говоря: кого мя глаголют человецы быти, Сына Человеческаго ( Мф. 16:13 )? Вопрошал не потому, будто бы не знал, будучи всеведущ, незнания человеческого, но потому, что хотел светом знания рассеять это неведение, как некий мрак, лежащий на духовных очах. Ученики отвечали, что одни признают Его за Иоанна Крестителя, другие – за Илию, а иные – за Иеремию, или за одного из Пророков. Ибо, так как эти люди видели такую бездну чудес, то предполагали, что Он – один из древних Пророков, воскресший из мертвых, и потому удостоившийся такой благодати. Это видно из слов Писания: Услышав Ирод четвертовластник слух Иисусов, и рече отроком своим: сей есть Иоанн Креститель: той воскресе от мертвых, и сего ради силы деются о нем ( Мф. 14:1 ). Чтобы уничтожить такое мнение о Себе, и даровать неведущим истинное исповедание, как некий дар, драгоценнейший из всех даров, – что делает Тот, в деснице Которого все возможно? – Как человек, Он предлагает вопрос; а как Бог, Он тайно умудряет того, кто первый был призван и первый последовал, и кому Он в Своем предведении предопределил быть достойным предстоятелем Церкви. Сего-то Он, как Бог, вдохновляет и чрез него говорит. Какой же – вопрос? вы же кого Мя глаголете быти? На это Петр, возжигаемый пламенной ревностью и наставляемый Духом Святым, сказал: Ты еси Христос, Сын Бога живаго. О, блаженнейшие уста! О, Богоносный ум, достойный Божественного внушения! По истине, блажен ты, Симоне, вар Иона! Ибо так сказал Тот, в Коем лжи Нет, потому что не плоть, не кровь, не человеческая мысль, но Отец Мой Небесный открыл тебе это Божественное Богословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В этом параллелизме исследователи видят идею наделения апостола Петра функциями нового истинного первосвященника христианской религии, подобно ветхозаветному первосвященнику, отличающегося от других апостолов своим особым служением. Другими словами, следуя предложенной интерпретации, события в Кесарии Филипповой вписанные в иудейский контекст показывают Петра не просто «главным» или «старшим» из апостолов, а придают ему уникальный статус нового первосвященника среди апостолов, совершающего новый чин христианского Дня Очищения. Опять же мы не будем вдаваться в критику или историю развития идеи выделения какого-то одного апостола в качестве уникального нового первосвященника в ранних христианских текстах по причине сложности этой темы. Констатируем вслед за приведенными исследователями лишь наличие такой темы уже с момента составления Евангелий и перейдем сразу к более позднему периоду христианской империи. 1. IV –V вв. Византийские тексты не сохранили нам прямых данных об «особых правах» предстоятелей для этого периода. 6-ое правило Никейского Собора и отдельные высказывания некоторых авторов не дают ничего конкретного. Однако мы можем значительно лучше понять происходящее в Римской империи через призму текстов, которые донес до нас невизантийский Восток, сохранивший прямые следы искомого нами учения. Идея «особого положения» предстоятеля Церкви по отношению ко всем остальным епископам прослеживается на Востоке как минимум с V в. на примере Антиохии. Уже 6-ой канон Первого Вселенского Собора говорит о каких-то «древних обычаях» и «преимуществах церквей», упоминая об Антиохийской и Александрийской кафедрах, но в этих словах нет никакой определенности, и их можно понимать различными способами. Однако относительно того, как эти «преимущества» понимали в Антиохии, мы случайно знаем из речи Агапита, еп. Бет-Лапатского, на Персидском Соборе 424 г. Призывая епископов Персидской Церкви подчиниться Антиохийскому патриарху, Агапит развивает не что иное, как концепцию «примата Петра», который, по мысли еп.

http://bogoslov.ru/article/1876991

В Ярославле, в монастыре Спасопреображенском, прославились чудотворениями (1463 г.) нетленные мощи св. Феодора Ростиславича Черного, князя Смоленского и Ярославского, и чад его Константина и Давида 21 . Но особенно примечательным событием для Церкви Русской было единственное в летописях наших поставление митрополита во Св. Земле, на кафедру Кесарии Филипповы. В начале 1464 г. прибыл в Москву Иосиф, брат и протосинкелл патриарха Иерусалимского Иоакима, который еще Великому князю Василию Васильевичу прислал разрешительную и благословенную грамоту. «Знаем о тебе, – писал патриарх, – что ты человек благочестивый и православный, наследник и преемник православных и христолюбивых родителей, и ближний сын и друг Церкви Христовой. И поскольку всегда являлся ей послушным верою, покорностью и почтением: то мы и имеем тебя благословенна от Бога и прощенна " 22 . – Теперь, при В. князе Иоанне Васильевиче, тот же патриарх Иоаким сам отправился в Россию для исходатайствования пособия к восстановлению Церкви Гроба Господня, потерпевшей много от землетрясения, бывшего в Иерусалиме. Верх сего храма пал. Султан Египетский, под властью которого состояла тогда Палестина, воспользовавшись сим несчастием, требовал с христиан большого окупа за дозволение возобновить Св. храм, и наконец, едва согласился на сумму в 5500 венецианских золотых. В залог уплаты сей суммы он взял у патриарха многие священные вещи. – Но дошедши до Кафы, патриарх Иоаким заболел здесь и скончался, и только успел послать просительные грамоты к В. князю Московскому и к митрополиту, как о вспомоществовании гробу Господню, так и о поставлении нареченного на митрополию Кесарийскую Иосифа. «Тьма беззаконных, – писал патриарх, – насильно объяла веру благочестивую и св. места, начиная от града Иерусалима и до св. града Константинова. С ними покрылись мглою 6езверия и многие другие страны, которые прежде помогали св. Христову Гробу, как то: земля Болгарская, Сербская, Трапезонтская и другие. Но мы слышали, что святая наша истинная вера блюдется ненарушимо в земле Русской, и от времен Богопросвященного Владимира сияет благочестием, как свет солнечный».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Вадим Иванович – см. Филиппов Вадим Иванович. Варлаам Калабрийский (ок. 1290 – 1348), византийский ересиарх. Учил о тварности Божественных энергий. – 85. Варсонуфий Великий (? – 563), преподобный, подвижник монастыря аввы Серида. – 141. Варфоломей (Поповский) (? – 24.12.1862), игумен. С 1837 настоятель Югской Дорофеевой пустыни, где ввел устав Белобережской пустыни. В 1853 приезжал в Санкт-Петербург для объяснения перед Св. Синодом по поводу своего отказа от настоятельства Соловецким монастырем. – 198, 199, 203, 204. Василий Великий (ок. 330–379), святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, богослов, великий отец и учитель Церкви. – 83, 85, 86. О. Вассиан (? – 28.05.1859), монах Оптиной Пустыни. Пострижен в мантию в 1819 в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. В Оптиной пустыни подвизался с 1853 г. – 150, 162. Вера (Верховская) (04.12.1801 – 20.11.1859), первая игумения Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, племянница прп. Зосимы (Верховского) . Написала пространное житие прп. Зосимы с прибавлением его духовных высказываний. Духовная дочь прп. Антония (Путилова) Оптинского. – 197. Викторин (Любимов) (17.04.1821 – 21.08.1882), епископ, духовный писатель. 14.04.1857 возведен в сан архимандрита. С 15.09.1857 г. – бакалавр С.– Петербургской академии. С 29.10.1858 ректор Костромской семинарии и настоятель Игрицкого Богородицкого монастыря. В 1858 г. редакцией журнала «Христианское чтение» была издана книга архимандрита Викторина «Истинный друг духовного юноши: практические наставления воспитанникам духовных училищ». В 03.11.1868 хиротонисан во епископа Чебоксарского. – 131. Виталий (Гречулевич) (01.01.1822 – 14.05.1885), епископ, духовный писатель, деятель церковного просвещения, экзегет, проповедник. В 1857 издал книгу Авдия Востокова «Об отношениях Римской Церкви к другим христианским Церквам и ко всему человеческому роду». 13.05.1879 хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. С 06.10.1882 – епископ Могилевский и Мстиславский. – 187. Гавриил (Спасский) (1817 – 02.01.1871), иеросхимонах Оптиной пустыни, художник, помогал прп. Макарию в написании писем. Написал несколько натурных портретов оптинских старцев – прп. Макария, прп. Антония, прп. Моисея. – 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Все эти и многие другие факторы, по мнению исследователей, подтверждают, что Петр был для Марка главным источником информации. Как считает современный английский ученый Р. Бокэм, Петр – основной очевидец, чьи рассказы легли в основу Евангелия от Марка, и именно его глазами на эти события смотрит читатель: Разумеется, всеведущий повествователь свободен менять точку зрения – поэтому далеко не все это Евангелие написано с позиции Петра. Однако точка зрения Петра то и дело восстанавливается и в конечном счете становится основной – так же, как и множество упоминаний о Петре в этом Евангелии не позволяет читателю усомниться в его особой роли. Таким образом, мы видим, что Марк сознательно воспроизводит в своем Евангелии точку зрения «первого лица», из которой, естественным образом, исходил в своих рассказах Петр... Читатели или слушатели как будто бы путешествуют вместе с Иисусом и его учениками, вместе с ними приходят в какое-то место и там, глазами учеников, наблюдают за тем, что делает Иисус. Когда Петр начинает действовать индивидуально, читатели или слушатели принимают его точку зрения. Теперь они смотрят на происходящее не просто с точки зрения учеников, но с точки зрения одного ученика, в этот момент отделенного от остальных. Глазами Петра они смотрят не только на Иисуса, но и на других учеников 10 . В то же время сравнение Евангелия от Марка с двумя другими синоптическими Евангелиями заставляет признать, что и в них роль Петра высвечена не менее ярко. Более того, в некоторых случаях Матфей рассказывает о тех связанных с Петром эпизодах, которых у Марка нет. Рассказ Марка о том, как Иисус пришел к ученикам по воде во время бури ( Мк. 6:47–52 ), не содержит никаких упоминаний о Петре, тогда как у Матфея имеется выразительная сцена, в которой Петр выходит навстречу Иисусу и начинает тонуть ( Мф. 14:25–33 ). Беседу Иисуса с Петром в Кесарии Филипповой (у Луки – в «уединенном месте») приводят все три синоптика ( Мф. 16:13–16 ; Мк. 8:27–30 ; ср.: Лк. 9:18–21 ), но только у Матфея Иисус называет Петра камнем, на котором Он создаст Церковь Свою ( Мф. 16:17–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Город, рас­по­ла­гав­ший­ся на севе­ро-запад­ном побе­ре­жье Тивери­ад­ско­го моря, в Галилее. Здесь про­по­ве­до­вал и совер­шил мно­го чудес Иисус Христос. Карней Хиттин Увидев народ, Он взо­шел на гору; и, когда сел, при­сту­пи­ли к Нему уче­ни­ки Его. Гора в Нижней Галилее, в Израи­ле. Соглас­но визан­тий­ско­му пре­да­нию, здесь Иисус Христос про­из­нес Нагор­ную про­по­ведь. В Священ­ном Писании назва­ние горы не сообщается. Кедрон Сказав сие, Иисус вышел с уче­ни­ка­ми Своими за поток Кедрон, где был сад, в кото­рый вошел Сам и уче­ни­ки Его. Долина, огра­ни­чи­ва­ю­щая Старый город Иеруса­ли­ма с восто­ка и отде­ля­ю­щая Храмо­вую гору от Елеонской. Кесария Филиппова Придя же в стра­ны Кесарии Филип­по­вой, Иисус спра­ши­вал уче­ни­ков Своих: за кого люди почи­та­ют Меня, Сына Человеческого? Древний город у под­но­жия горы Хермон, у восточ­но­го исто­ка Иорда­на. Принад­ле­жал тет­рар­хии Филип­па. Совр. – Банияс. Кирена И заста­ви­ли про­хо­дя­ще­го неко­е­го Кирине­яни­на Симона, отца Алексан­дро­ва и Руфова, иду­ще­го с поля, нести крест Его. Один из вели­чай­ших горо­дов антич­но­сти, центр исто­ри­че­ской обла­сти Кирена­и­ка. Отсюда про­ис­хо­дил Симон Киринеянин. Магда­лин­ские пределы И, отпу­стив народ, Он вошел в лод­ку и при­был в пре­де­лы Магдалинские. Окрест­ность древ­не­го гали­лей­ско­го горо­да (Магда­ла) на запад­ном бере­гу Генни­са­рет­ско­го озера. Махерон Ибо Ирод, взяв Иоанна, свя­зал его и поса­дил в тем­ни­цу за Ироди­а­ду, жену Филип­па, бра­та сво­е­го, пото­му что Иоанн гово­рил ему: не долж­но тебе иметь ее. Крепость на Моавит­ском наго­рье. Здесь, соглас­но Иосифу Флавию, Ирод Антипа дер­жал в заклю­че­нии Иоанна Крести­те­ля. В Священ­ном Писании назва­ние кре­по­сти не сообщается. Назарет И, при­дя, посе­лил­ся в горо­де, назы­ва­е­мом Назарет, да сбу­дет­ся речен­ное через про­ро­ков, что Он Назоре­ем наречется. Город в Галилее, на севе­ре Израи­ля. Здесь, соглас­но Еванге­лию, совер­ши­лось Благо­ве­ще­ние и про­шли дет­ство и юность Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/shemy/geografija-evange...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010