Кесария Филиппова Кесария Филиппова (Καισαρεα Φιλππου; V. и L: Caesarea Philippi): Мф.16, 13 . Мк.8:27 . – Город Северной Палестины, лежащий у подошвы Ермона, при восточном истоке Иордана, на северной границе колена Неффалимова, называвшийся в древности Панеас (Plin. Η. N. 5, 15) – от Панион (Πνιον, Πνειων), местечка и пещеры при подошве южного склона Ливана. Здесь поблизости в древности находилось капище Ваала, и город назывался Ваал-Гад. Греки отождествили культ Ваал-Гада с культом Пана, от которого место это и получило название Паниас или Баниас. Здесь Флавий полагает главные истоки Иордана (Древ. XV. 10, 3), которые составляют особенную достопримечательность этой местности. «Главный источник ее, Нар – Баниас, некоторые полагали, выходит подземным путем из озера Фиал, лежащего в двух часах пути от него к востоку (Флав. о Войн. Uyд. III. 10, 7 ). Но такое мнение новейшие отвергают. Для такого громадного источника, как Нар-Баниас, и на один день недостало бы маленького озера Фиал. С другой стороны, свежая, чистая вода источника не имеет ничего общего с грязной слизистой водою Фиала (Св. Земл. Олес. Т. 2. стр. 486). Источник Нар-Баниас берет началосвое в углу гор, образуемом Ермоном и горами идущими по восточной стороне озера и долины Ель-Гуле, и вытекает из-под высокой скалы, выровненной человеческими руками. Место выхода источника некогда представляло большой грот и было украшено колоннами и статуями. Но в позднейшее время землетрясение повредили грот, а обломки скалы, упавшие сверху, а также остатки бывших здесь построек, камни и колонны, образовали такие баррикады кругом входа, что ближайшее рассмотрение внутренней части грота стало невозможно. Здесь-το под массой камней и обломков скалы, закрывающих вход в пещеру, пробивается тот большой и чрезвычайно энергический источник чистой, холодной и вкусной воды – который служит главнейшим из истоков Иордана. Небольшая часть его каналом проводилась в город, а главная часть, окружая город с северной и западной стороны, направлялась на юг, где в соединении с другими источниками образовала Иордан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

8. О молении за царя против федосеевцев и филипповцев Федосеевцы и филипповцы одинаково содержат учение не молить Бога за царя. Не только они сами не молят Бога за царя, но и в других моление за царя почитают столь великою ересью, что ежели кто из молящихся пожелал бы поступить в их согласие, то над таковым, по их учению, следует повторять крещение. Правда, не всегда они так поступают; но такое отступление от своего учения они допускают или по снисхождению к принимаемым из сект, молящихся за царя, или больше из опасения, как бы не дошло до правительства, что они перекрещивают молящихся за царя. Федосеевцы приняли это учение от своего первоучителя Федосея Васильева, а филипповцы от своих первоучителей Андрея Денисова и старца Филиппа, который из-за сего предмета разделился с Симеоном Денисовым, когда он, по смерти брата Андрея, принял у себя в Даниловом монастыре моление за царя по случаю известной комиссии Самарина. Учение федосеевцев и филипповцев о немолении за царя противно, во-первых, евангельскому и апостольскому учению. В Евангелии от Луки ( Лк.13:1–3 ) сказуется: «Приидоша нецыи в то время поведающе ему (Иисусу Христу) о галилеех, ихже кровь Пилат смеси с жертвами их. И отвещав Иисус рече им: мните ли, яко галилеане сии грешнейши всех галилеан бяху, яко тако пострадаша? Ни, глаголю вам, но аще не покаетеся, вси такожде погибнете». На эти слова Спасителя в Евангелии Благовестном приводится таковое толкование: «Июда галилеянин (его же и в Деяниях, сам евангелист поминает), закону учився, зле сый, сотвори и ины многи галилеяны пристати тому же учению: учаше бо ни единому человеку усты приносити и рещи господине, и никого же почтити, ни самого того царюющего; имже и мнози их не глаголаху: господин кесареви; зле живяху и учаху, глаголюще, яко ни повеленных Моисеом жертв лепо приносити; браняху же и о кесаре и о римсте языце бываемые жертвы. В лепоту убо о том негодовав Пилат, повеле галилеяны изрезати при самех тех жертвах, от них бранимых, за римский язык бываемых, якоже смесити кровь их с кровию жертв. Возвестиша убо неции Спасу, яко по благочестии зле бываема хотяще уверити. Мняху бо нецыи, праведне измерша их, яко грешны и раскол наченшем, и Пилата подвигшем на ненависть июдейску, востание бо тех, еже не звати кесаря господина, всему языку июдейску касается. Темже Спас грешным быти им не отметается: таковая, рече, подобно пострадати им, яко грешнейшим прочих, не пострадавших; аще бо и вы не покаетеся... горше постраждете».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Глава 8 1–9. Насыщение четырех тысяч. – 10–12. Ответ Христа фарисеям на их требование знамения с неба. – 13–21. Предостережение учеников от закваски фарисейской и иродовой. – 22–26. Исцеление слепого в Вифсаиде. – 27–30. Исповедание учеников, имевшее место в области Кесарии Филипповой. – 31–33. Первое возвещение о страданиях. – 34–38. О самоотвержении. Мк.8:1 .  В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: Мк.8:2 .  жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Мк.8:3 .  Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека. Мк.8:4 .  Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? Мк.8:5 .  И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь. Мк.8:6 .  Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу. Мк.8:7 .  Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их. Мк.8:8 .  И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. Мк.8:9 .  Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их. О чуде насыщения четырех тысяч см. комментарии к Мф.15:32–39 . Евангелист Марк прибавляет только, что Господь обратил внимание на некоторых, пришедших к Нему издалека (стих 3) и, следовательно, не имевших поблизости знакомых, у кого бы они могли добыть хлеба. Этим евангелист характеризует особое попечительство Христа о людях. В отличие от Матфея, который упоминает о хлебе и рыбах вместе, евангелист Марк о том и другом упоминает в отдельности. Далее, согласно Матфею, Христос благословляет хлебы и рыбу, а согласно Марку – над хлебом произносит благодарение ( εχαριστσας), а над рыбами – благословение ( ελογσας). Мк.8:10 .  И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские. Мк.8:11 .  Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. Мк.8:12 .  И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XVI. Озеро Тивериадское. – Вифсаида. – Генисарет. – Капернаум «Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая. Народ, сидящий во тьме, увидели свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет». ( Мф 4:15–16 ) Когда мы выехали из дефилея, было 10 часов с четвертью. Тут нам открылось почти все Тивериадское озеро. Болото, образованное горными ручьями, препятствует приблизиться к береговой дороге. Мы направились к северной части озера. Через четверть часа пути я заметил, между береговою и нашею дорогою, большой круглый бассейн древнего построения, выложенный внутри плитами. Впереди, к северу, на горах второго плана, видна Ветулия (ныне Сафет), отечество Иудифы. Мы ехали вдоль речки, называемой Уади-Саламе (общее имя с долиною), по кустарникам; тут мы видели пасущиеся стада и встретили дамасской караван с хлопчатою бумагою. Мы переехали вброд речку Уади-Саламе; она течет от севера, вероятно из горных окрестностей Ветулии, где столь обильны источники, по свидетельству Книги Иудиф (Иф 6:11). Тут же мы видели развалины на низменном берегу, равно как и на ближнем холме [это на расстоянии 25 минут пути от дефилея]. Через десять минут отсюда 146 мы поравнялись против пещеры довольно обширной и правильно высеченной в подошве небольшой скалы, где пролегает дорога в Ветулию. Почти тотчас за сим, на легком пригорке, возле озера, видны небольшие груды камней, поросших рожцами. Это несчастная Вифсаида, которой предречено горе! устами Иисуса. Имя Вифсаиды, согласно с ее местоположением, означает на еврейском языке рыбачье место 147 . Здесь Христос даровал зрение слепому и отсюда направился по пути в Кесарию Филиппову за Иордан ( Мк 8:22 ). Апостолы Филипп, Андрей и Петр были от Вифсаиды ( Ин 1:43–44 ). По свидетельству евангелиста Луки, умножение пяти хлебов происходило в пустом месте близ Вифсаиды, и здесь предрек Спаситель Апостолам свои страдания и воскресение ( Лк 9:11–23 ). Отсюда дорога поднимается мимо развалин Хан-Миние на береговую скалу, называемую Джебелюль-Ханазир, то есть гора Свиней; она образует мыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/puteshe...

Кесария – три города, названные в честь римских цезарей Кесария ( Κεισα’ρεια, Caesarea). В церковной истории встречаются три города, названные в честь римских цезарей Кесариями: Кесария Каппадокийская (прежде Мазака; о ней см. под словом «Каппадокия» в «Энц.» VIII), Кесария Палестинская и Кесария Филиппова. В Свящ. Писании упоминаются лишь две последние. 1) Кесария Палестинская или Приморская ( παρα’λιος: Иосиф Флавий, О войне иудейской VII, 1: 3) или Севаста (Иосиф, Древности XVI, 5: 1) лежит на восточном берегу Средиземного моря. По сообщаемому Плинием, Страбоном и Птоломеем преданию, здесь некогда был город Крокодилополис, названный так потому, что основавшие его египетские колонисты пустили в реку Зерну и Акупр крокодилов. Но уже во времена Страбона от Крокодилополиса остались лишь развалины. На юг от этих развалин хананеяне построили другой город «Мигдал Стратон» т. е. – «Стратонова башня» ( Στρα’τωνος πυ/ργος Stratonis turris). Ирод В. расширил город, построил гавань, театр, цирк, водопровод и храм посвященный Августу, и переименовал ее в честь его в Кесарию. Перестройка города была закончена в 12 году до р. Хр. (Иосиф, Древности XV, 9: 6; О войне I, 21: 5). Особенно способствовал дальнейшему процветанию Кесарии выстроенный Иродом мол, благодаря которому Кесария сделалась удобной стоянкой для судов. По смерти Ирода В. город перешел к его сыну Архелаю, а после его низложения вследствие своего значения сделался резиденциею римских прокураторов. Между 41 и 44 годом им владел царь Агриппа I ( Деян.12:19 сл.; Иосиф, Древности XIX, 8: 2; ср. «Энц.» I), но затем Кесария опять сделалась резиденциею прокураторов. Здесь жили Апостол Филипп, один из первых диаконов ( Деян.8:40 , Деян.21:8 ), и сотник Корнилий, обращенный Апостолом Петром ( Деян.10:1,24 , Деян.11:11 ). Так как Кесария была хорошей гаванью (Иосиф, Древности XVII, 5: 1; О войне I, 31; 3), то через нее начинался морской путь из Иерусалима, почему здесь не раз останавливался Апостол Павел на пути из Иерусалима и в Иерусалим ( Деян.9:30 , Деян.18:22 , Деян.21:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Начавшийся днем притчей, третий период деятельности Господа Иисуса Христа – время ожесточения иудеев, время суда над ними, пришествия Сына человеческого – продолжался до дня смерти Христа. Нового периода в Его жизни не было, характер Его дела не изменился до последнего дня Его жизни, так что по вопросу о пределах времени пришествия Сына человеческого для евангельской науки важно собственно установить terminus а quo, время с которого началось пришествие Сына человеческого, а не terminus ad quem, время, которым оно закончилось: начавшись в определенном пункте, оно продолжалось до последнего дня Его жизни. Пришествие Сына человеческого даже не закончилось последним днем земной жизни Христа: оно имеет эсхатологический характер, о чем речь будет ниже. Однако начавшийся днем притчей и продолжавшийся до смерти Христа, последний период Его жизни имеет некоторые ступени, разбивающие его на три отдела: первый уже рассмотренный нами отдел продолжался от дня притчей до удаления Христа в страны языческие, второй отдел обнимает время от удаления Христа в страны языческие до преображения Его на горе и последний отдел составляется последним пришествием Его в Иерусалим и крестными страданиями. Уединение Христа в пределах Тира и Сидона и в окрестностях Кесарии Филипповой было посвящено Им почти исключительно Своим ближайшим ученикам, теснейшему общению с ними, воспитанию их: это уединение Господа Иисуса с учениками и составляет как бы перерыв в Его позднейших отношениях к иудейскому народу, отодвинувший события последнего пребывания в Иерусалиме от капернаумской беседы и «тайного» пребывания в Иерусалиме на праздниках поставления кущей и обновления. Потому голгофские страдания не последовали сряду за праздниками кущей и обновления, что нужно было приготовить к Голгофе учеников, как был приготовлен к ней по-своему иудейский народ. Мы теперь рассмотрим это уединение Христа с Своими учениками, – рассмотрим, о чем Он беседовал с ними, чему учил их, но предварительно бросим взгляд на учение и дела Христа за это время в Его отношении вообще к народу, так как общие отношения к народу давали фон Его особенным отношениям к Своим ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

протоиерей Александр Шаргунов Скачать epub pdf Седмица 32-я по Пятидесятнице Понедельник Мк, 48 зач., 10, 46–52 Когда выходил Иисус из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге. Для Господа конец этой дороги был недалеко. Он уже приближался к Своим Крестным страданиям. Эта встреча заканчивается радостной надеждой для всего человечества. Впервые мы видим Господа, восходящего в Иерусалим, не только с учениками, но и со «множеством народа». Все являются свидетелями этого события. Оно было столь впечатляющим, что в Евангелии от Марка дается имя исцеленного человека. Вартимей – арамейское имя, которое Евангелист спешит перевести для своего греческого читателя – «сын Тимеев». Его предельная отверженность миром точно обозначена: «слепой сидел у дороги». Но этот человек, сидящий в одиночестве и беспросветной тьме, чего-то ищет и ждет. С потрясающей внезапностью он начинает звать проходящего мимо Господа. Его вопль – выражение великого горя, но также невероятного доверия. Парадокс заключается в том, что этот слепой видит, Кто есть Иисус из Назарета. Он называет Его Сыном Давидовым. Он взывает: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Это не просто слова, это именование Мессии, как свидетельствует Евангелие, когда Господь приводит мнение книжников: «Как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?» ( Мк.12:35 ). Неизвестно, каким образом Вартимей уже имеет точное представление о Нем. Незадолго до этого Петр в Кесарии Филипповой сказал Своему Учителю: «Ты Христос» ( Мк.8:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Уже один этот внешний перечень цитат даёт возможность заметить своеобразную особенность новозаветного употребления подлежащего нашему исследованию выражения: весьма употребительное в евангелиях, оно почти совершенно отсутствует в других произведениях священной христианской письменности. При более внимательном наблюдении своеобразность употребления становится ещё заметнее и значительнее. Прежде всего, обнаруживается, что в евангельских речах и изречениях Христа выражение: «Сын человеческий» является исключительно лишь в применении к Его собственной личности и никогда не употребляется Им в применении к кому-либо другому 3 . Если затем принять во внимание количество случаев употребления Им этого наименования, то оказывается, что не только в самом начале Его земной жизни и общественного служения, когда Он естественно мог представляться для своих современников простым «сыном человеческим» – простым человеком, но и впоследствии, уже после того, как он при Кесарии Филипповой торжественно был исповедан учениками, как Христос и Сын Божий ( Мф.16:16 , – ср. Мк.8:29 ; Лк.9:20 ), а при входе в Иерусалим и всем народом был приветствуем, как обетованный Мессия и царь Израилев ( Мф.21:9 , – ср. Мк.11:10 ; Лк.19:38 ; Ин.12:13 ), – это выражение остаётся наиболее употребительным самообозначением в устах Христа 4 . Говорит ли Он о предстоящих Ему страданиях, или о последующей затем славе и о Своём втором пришествии, – Он одинаково прилагает к Себе именно это название, предпочтительно пред всеми другими, какими называл себя Сам Он или Его другие. Тем заметнее выступает на вид та особенность, что – случайно или неслучайно – Он называет Себя этим именем только в речах и изречениях, произнесённых до принесения Им Его мессианско-искупительной голгофской жертвы и ни разу не называет Себя так по воскресении, неоднократно являясь ученикам. Наконец, замечательную особенность новозаветно-библейского употребления выражения: «Сын человеческий» составляет то, что в смысле обозначения исторической личности Христа это выражение употребляется только Им Самим и совершенно не применяется к Нему апостолами 5 , – обстоятельство во всяком случае обращающее на себя внимание и требующее объяснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил; греч. Εσβιος το Παμφλου] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской , церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания. Жизнь О жизни Е. известно только из его собственных произведений. Жизнеописание Е., составленное еп. Акакием, его учеником и преемником на палестинской кафедре ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 4), не сохранилось. С точностью не известны ни место, ни дата рождения Е. Вероятно, он род. в Кесарии Палестинской между 260 и 265 гг. (на основании данных «Церковной истории» предполагают, что Е. род. в период между гонением имп. Валериана (257-260) и 12-м годом правления имп. Галлиена (264/5). Во всяком случае в этом городе он жил уже с юношеских лет. По-видимому, Е. происходил из небогатой греч. семьи ( Euseb. Demonstr. I 4. 1; Bardy. 1960. P. 20). Е. с юности был знаком с пресв. Памфилом, видным богословом того времени, последователем Оригена . Памфил происходил из Берита, а учился в Александрийском огласительном уч-ще (см. в ст. Богословские школы древней Церкви ) при его начальнике Пиерии , одном из преемников Оригена. Памфил, поселившись в Кесарии уже после смерти Оригена, унаследовал школу и собранную Оригеном богатую б-ку. Впосл. Е. в знак признательности добавил имя Памфила к своему собственному. По словам Е., кружок Памфила в Кесарии воссоздал ту атмосферу, к-рая существовала при Оригене. Там толковали Свящ. Писание, обучали философии и богословию, изучали труды отцов Церкви ( Euseb. Hist. eccl. VI 30). Памфил собрал в своей б-ке сочинения Оригена и др. церковных писателей (Ibid. 32; Ястребов. 1999. С. 8; о кесарийской б-ке см.: Cavallo. 1988. P. 65-68). Е. учился у Памфила и помогал ему в упорядочении библиотечного фонда. На формирование Е. как ученого повлиял также антиохийский пресв. Дорофей, светски и богословски образованный человек, занимавший высокий пост при имп. дворе. Е. пишет, что знал его лично ( Euseb. Hist. eccl. VII 32), однако неизвестно, где и когда он с ним познакомился и как долго продолжалось их общение (возможно, это было еще до гонения имп. Диоклетиана - Лебедев. 1898. С. 9; Bardy, Di Nola. 1996. P. 295). В нач. IV в. (предположительно ок. 300) еп. Кесарийский Агапий рукоположил Е. во пресвитера. Е. отдавал много сил научным занятиям: он совершил путешествия в Антиохию, Кесарию Филиппову и в Элию Капитолину (Иерусалим), где работал в знаменитой б-ке. Тогда же он трудился над своим 1-м сочинением - «Хроникой» (Chronicon; Barnes. 1981. P. 113, 174-175). Между 303 и 312 гг. он пишет «Общее введение в Евангелие» в 10 кн., 2-я ч. к-рого (книги 6-9) дошла до нас под названием «Избранные места из пророков» (Eclogae propheticae).

http://pravenc.ru/text/187357.html

Беседа 54 «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?». ( Матф. 16:13 ) Изъяснение 16:13–23. Для чего Христос спрашивает учеников предварительно о мнении народа о Нем. – В каком смысле Петр исповедал Христа Сыном Божиим. – Единосущие Христа с Отцом. – Почему до страданий Спаситель запрещал разглашать, что Он есть Христос. – Тайна креста и воскресения неизвестна была и апостолам. – Не должно стыдиться креста Христова. – С какими мыслями и расположениями должно совершать знамение креста. – Сила креста. – Христианин не должен иметь ничего общего с землею. – Легкоисполнимость заповедей. 1. Для чего евангелист упомянул об основателе города? Для того, что была другая Кесария, именно Стратонова; а Иисус Христос спрашивал учеников не в Стратоновой, а в Филипповой, отведя далеко от иудеев, чтобы они, освободившись от всякого опасения, смело высказали все, что у них было в мыслях. Для чего же Он спросил сначала не об их мнении, а о мнении народа? Для того чтобы они, сказав народное мнение, потом, будучи спрошены: «а вы за кого почитаете Меня»? – самым порядком вопросов были возведены к высшему разумению, и не стали о Нем так же низко думать, как и народ. По той же причине спрашивает их не в начале проповеди, но когда сотворил много чудес, беседовал с ними о многих и высоких истинах и многократно доказал Свою божественность и единство с Отцом, тогда уже предлагает им этот вопрос. И не говорит: за кого Меня почитают книжники и фарисеи? – хотя они часто приходили к Нему и беседовали; но желает знать непритворное мнение народа: «за кого люди почитают Меня»? Мнение народа было хотя и гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильной злобой. И показывая, как сильно желает, чтобы исповедовали Его воплощение, говорит: «Сына человеческого», – разумея под этим и божество, как нередко и в других местах Он делает. Так говорит: «никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Иоан. 3:13 ); и в другом месте: «если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде» ( Иоан. 6:62 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010