19 августа — Преображение Господне 18 серпня 2009 р. 20:00 Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28). Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с собой трех учеников — Петра и братьев Заведеевых: Иакова и Иоанна — и взошел с ними на вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9:32). Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его в сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами — пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда беседа Христа с Моисеем и Илией подходила к концу, апостол Петр проникся дерзновением и сказал: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9:33). Петр, которому предназначено быть одним из созидателей Церкви Христовой во всей вселенной, собрался построить «три кущи» (три палатки) для Учителя и явившихся им пророков. Он все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и ставит Его наряду с Моисеем и Илией. «Но Иисус, — пишет преп. Ефрем Сирин, — тотчас показывает ему, что не имеет нужды в его скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение сорока лет делал в пустыне скинию из облака отцам его». «Когда он еще говорил, — повествует св. евангелист, — се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203389...

Преображение Господне Событие праздника и его эортологическая динамика Данный праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36. В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28). Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32). Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

http://pravoslavie.ru/31600.html

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский Память 18/31 марта Из книги « Синаксарь: Жития святых Православной Церкви », вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Святитель Кирилл родился, по всей вероятности, в Иерусалиме около 315 года. Его родители были людьми православными и благочестивыми. Он был рукоположен в священника святым Максимом , который поручил ему наставлять оглашенных. Кирилл был миролюбивым, смиренным и кротким человеком, более занятым обучением паствы, чем бесконечными богословскими спорами, которые вносили разлад в Церковь после Никейского Собора. И хотя он избегал употреблять слово «единосущный» (омоусиос), однако полностью разделял православную веру. Его сдержанность заставила ариан поверить, будто он принадлежит к их числу. После смерти Максима (347) народ избрал Кирилла на его место. Арианин Акакий, митрополит Кесарии Филипповой, которой тогда был подчинен Иерусалим , утвердил это избрание и рукоположил его в епископа. Но вскоре он должен был с горечью признать свою ошибку , потому что новый епископ открыто разъяснял православное учение о Божественной природе Сына и Слова Божия, изложив для оглашенных Символ веры в «Огласительных поучениях» . Будучи «пастырем добрым» (см.: Ин. 10: 11), Кирилл мудро управлял Святым Городом, который, благодаря строительству при Константине Великом, обрел новую славу и привлекал множество паломников со всех концов христианского мира. В 350 году святитель Кирилл, как и все жители города, стал свидетелем удивительного явления в небе огромного светоносного креста, протянувшегося от Голгофы до Елеонской горы, и написал об этом императору Констанцию . Он также способствовал учреждению праздников и процессий в святых местах, что заложило впоследствии основы некоторых главных церковных праздников. Несколько лет спустя епископ Кирилл предоставил митрополиту Кесарии Акакию ходатайство, в котором просил признать апостольские преимущества Иерусалима, что уже сделали отцы Никейского Собора, однако не определив их точно. Эти притязания вызвали ненависть Акакия. Он решил добиться осуждения епископа и вызвал его на церковный суд. Обвинением послужил тот факт, что во время голода Кирилл, дабы накормить бедных, продал священные сосуды и церковные облачения церкви Воскресения. Поскольку Кирилл не подчинился его неоднократным приглашениям, он низложил епископа и силой изгнал из Иерусалима, поставив на его место арианина. Святитель Кирилл заявил протест, настаивая, что его дело подлежит ведению высшей церковной власти.

http://pravoslavie.ru/52601.html

Закрыть Чудо-Михайловский храм Новозыбкова: история и современность Александр Дудников   11:55 09.02.2022 573 Время на чтение 22 минут Источник: Царьград …А ты, святый архистратиг Божий Михаил, да будешь отныне верным хранителем и покровителем и града сего и святого храма, во имя твое посвященного; да будешь пламенным молитвенником за нас грешных и скорым помощником всем призывающим во храме сем имя твое святое. Аминь. Из речи священника Василия Вихрова на освящении Чудо-Михайловского храма г. Новозыбкова, год 1867 «Церковь» в переводе с греческого означает «правильно созванное собрание или общество лиц с определенными правами». В церковнославянском языке это слово имеет такое же значение.  Согласно учению святых отцов, церковь берет свое начало с беседы Иисуса Христа со своими последователями в Кесарии Филипповой, где, отвечая на вопрос Спасителя, апостол Петр от лица всех учеников исповедует Его Сыном Божиим. Другой апостол, Павел, называет христианскую общину строением, себя – строителем, а основанием – Христа. Уверовать во Христа и исповедовать Его – значит присоединиться к Церкви. Таким образом, вера во Иисуса Христа как Сына Господня есть камень, положенный в основание Церкви.   В XIX столетии святитель Филарет (Дроздов) даст такое определение церкви: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами». Подобного мнения придерживался и Св. митрополит Макарий: «Церковь есть общество православно верующих и крестившихся во Иисуса Христа…».  Главной задачей церкви во все времена считалось спасение людей. При этом для человека верующего спасение неотделимо от Евхаристии – Вечери Любви Господней, благодаря которой он соединяется с Создателем. Одновременно церковь продолжает миссию проповеди о Боге, служения всем нуждающимся, страждущим и обремененным.   Вопрос о вере и церкви всегда волновал наших предков. Особенно остро он обсуждался в X веке. По милости Божией, благодаря личному участию в этом деле святого равноапостольного князя Владимира Русь будет освящена светом христианской веры. Без преувеличения именно это событие на тысячелетие определит ход нашей дальнейшей истории. 

http://ruskline.ru/opp/2022/02/09/chudom...

Мы не должны бояться тех грехов, которые уже совершили. В день памяти святых апостолов Петра и Павла протоиерей Павел Великанов раскрывает через Евангелие удивительный и противоречивый образ апостола Петра. Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 13-19. 13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? 14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. 15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? 16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго. 17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18 и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Протоиерей Павел Великанов: Евангелие, которое читается в сегодняшний день памяти святых апостолов Петра и Павла, очень показательно. Христос спрашивает Своих учеников, за кого почитают Его люди? И тут ученики с легкостью и радостью начинают рассказывать: одни почитают Тебя за Иоанна Крестителя, другие — за одного из пророков или еще за кого-то… И тут вдруг Христос обращает вопрос на самих учеников: а вы за кого Меня почитаете? В этот момент воцаряется гнетущее молчание среди учеников. Сказать, что они на самом деле думают, не хочется. Не говорить ничего — тоже сложно. И вот в этот момент перед нами раскрывается удивительный характер апостола Петра. Он возвышает свой голос как бы от лица всех учеников, тем самым спасая их от этой неловкой ситуации. Твердо, не допуская никаких возражений или сомнений, вдруг заявляет: Ты — Мессия, Сын Бога Живого! Это заявление было более, чем дерзновенно. Потому что в то время, мы знаем, по Иудее ходило огромное количество лже-Мессий — людей, которые представляли себя не только пророками, а именно Мессиями, и миссия которых, как правило, заканчивалась трагически.

http://pravmir.ru/primer-apostola-petra-...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О пути, ведущем на небо 18.08.2019 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова «Когда явится Христос, мы будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть» (1 Ин. 3, 2). Именно это приоткрывает праздник Преображения. Возвестив своим ученикам в Кесарии Филипповой о предлежащих Ему страданиях и смерти, Господь призвал их следовать за Ним путем креста. Через несколько дней после этого Он восхотел укрепить их веру. Ибо кто хочет идти добрым путем, тот должен заранее знать, куда ведет этот путь. Как лучник не стреляет из лука, говорят святые отцы, прежде чем не увидит цель, так необходимо и нам видеть, ради чего мы отправляемся в путь. Особенно когда он требует от нас многих трудов и скорбей. Вот почему Господь явил Своим ученикам славу Своего света в Преображении, показав им, что в этом свете Он преобразит и их. Наша жизнь — путь, ведущий на небо. Но этот путь проходит через крест. До последнего момента мы должны сражаться, идти против течения. И нам не избежать искушения: вместо самоотдачи желать легкой, хорошо устроенной жизни. Как желают этого люди, не знающие Бога и ищущие исключительно земного благополучия. Снова и снова подвергается Церковь искушению превратить христианство в нечто легкое, удобное, красивое, не требующее жертвы, согласное с тем, чем живет мир. Но христианство не может быть таковым. Оно не может избавиться от Креста. Христианская жизнь невозможна без ощутимой тяжести крестного долга. Если мы будем пытаться освободить от него нашу жизнь, мы ничего не создадим, кроме иллюзий. Христианство утратит свою соль и силу, оно ни нас, никого не сможет спасти. Не такой путь предлагает нам Господь. Вне сомнения, ученики Христовы будут глубоко опечалены, услышав о предстоящих Ему страданиях. Господь знает это, и потому избирает из них троих. Тех, кто будет следовать за Ним в Его Гефсиманском борении, Он берет сейчас с Собой на вершину Фаворской горы, чтобы они увидели Его славу. Здесь Он являет им Себя в Божественном свете, который Он восхотел сделать видимым для них. Как то, что может принадлежать и человеческому естеству. Ибо невозможно было для обложенных смертной плотью созерцать непостижимое и неприступное явление Самого Божества — то, что уготовано в вечной жизни для чистых сердцем. И то, что ждет и нас, если мы будем стараться быть верными Ему каждый день.

http://moral.ru/o-puti-na-nebo/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Святые первоверховные апостолы Петр и Павел 09.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: святых первоверховных апостолов Петра и Павла Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В Центре сегодняшнего праздника — сокровенная беседа Христа со Своими учениками о Себе. Это было в Кесарии Филипповой, в том удаленном уголке, где, может быть, меньше было народа, неотступно следовавшего за Ним, чем в других местах. Это давало Ему возможность для уединенной беседы о самом главном. «За Кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» — спрашивает Он Своих учеников. Он воистину был Сын Божий, но называет Себя Сыном Человеческим, ибо Он истинно был Человеком, рожденным от Жены. И Он — Сын Человеческий, потому что приобщился всему роду человеческому, каждому человеку. Он не спрашивает, что первосвященники, учители Закона, фарисеи — духовные вожди Израиля — говорят о Нем. Но: «Что говорят обо Мне люди?» Он обращается к простым людям, которых фарисеи презирали. Ослепленные ненавистью и завистью, книжники и фарисеи были не в состоянии понять личность Иисуса Христа. Они обвиняли Его в нарушении Закона, злословили Его, гнали Его и хотели убить Его. Христос, обращаясь с этим вопросом к Своим ученикам, хочет знать, что простой народ думает о Нем. Простой народ судит, невзирая на общественное положение, на богатство и власть человека. Христос, будучи Богом, знает, что люди думают о Нем. Но Он спрашивает их об этом, чтобы возвестить им истину о Себе. Ученики отвечают на Его вопрошание, что народ, слушая Его и видя чудеса, которые Он творит, имеют самое высокое мнение о Нем. Одни говорят, будто Он — Иоанн Креститель, другие — что Илия или Иеремия, или один из пророков. Существуют разные мнения. Одни говорят одно, другие — другое. Сколько голов — столько умов. Но истина всегда одна. «А вы за Кого почитаете Меня?» — спрашивает Своих учеников Христос. Им больше было дано, они знают больше, чем другие. Они других должны научить истине, которую сами постигли. Апостол Петр, известный своей смелостью, уста апостолов, отвечает от имени всех учеников, от имени всей Церкви, и мы можем сказать — от имени всех нас. Его ответ краткий, но полный истиной: «Ты Христос, Сын Бога Живаго».

http://moral.ru/святые-первоверховные-ап...

Под патронажем властей Иерихона начались ремонтные работы на подворье Русской духовной миссии 6 декабря 2018 г. 13:35 5 декабря 2018 года подворье Русской духовной миссии в честь св. апостола Закхея, епископа Кесарии Филипповой, расположенное в центре Иерихона, посетили губернатор Иерихона и Долины Иордана Джихад Абу аль-Ассаль, мэр Иерихона Хасан Салех, заместитель губернатора Джамал Раджаб и другие официальные представители городских властей. Высокие гости осмотрели храм-часовню, расположенную на территории подворья, в которой до наших дней сохраняются фрагменты мозаичных полов VI века и могила преподобного Кириака, а также ознакомились с ходом ремонтно-восстановительных работ, начатых Миссией в часовне и на подворье. Затем в паломническом доме подворья за чаепитием, гостеприимно предложенным труженицами подворья, состоялись переговоры, главной темой которых стали реставрационные работы, проводимые Миссией на подворье, и будущее этого святого места в планах дальнейшего развития паломничества и туризма. Со стороны Миссии по благословению ее начальника архимандрита Александра (Елисова) в переговорах принял участие секретарь Миссии игумен Никон (Головко). Обращаясь к главе города и губернатору провинции, он в частности сказал: «Уважаемый господин губернатор! Уважаемый господин мэр! Участок Русской духовной миссии, расположенный в центре Иерихона, хранит в себе древнейшие артефакты, которые дороги не только для христиан — они по праву могут быть признаны национальным достоянием Палестины и ее народа. Сегодня Русская духовная миссия предпринимает многие усилия, направленные на то, чтобы спасти это достояние от уничтожения, которым грозят зданию храма и древнейшим мозаикам, хранящимся в нем, присутствующие в этом месте грунтовые воды. Мы просим вашей поддержки и протекции, дабы завершить начатые работы в самые кратчайшие сроки. Наши мысли и мечты о том, чтобы в ближайшем будущем сделать этот участок более открытым для приезжающих в Иерихон многочисленных паломников и туристов, и тем самым послужить развитию туристической инфраструктуры города, столь важной для финансового развития региона.

http://patriarchia.ru/db/text/5318533.ht...

Под патронажем властей Иерихона начались ремонтные работы на подворье Русской духовной миссии Иерихон, 7 декабря 2018 г.      5 декабря 2018 года подворье Русской духовной миссии в честь св. апостола Закхея, епископа Кесарии Филипповой, расположенное в центре Иерихона, посетили губернатор Иерихона и Долины Иордана Джихад Абу аль-Ассаль, мэр Иерихона Хасан Салех, заместитель губернатора Джамал Раджаб и другие официальные представители городских властей, сообщает Патриархия.ru . Высокие гости осмотрели храм-часовню, расположенную на территории подворья, в которой до наших дней сохраняются фрагменты мозаичных полов VI века и могила преподобного Кириака, а также ознакомились с ходом ремонтно-восстановительных работ, начатых Миссией в часовне и на подворье. Затем в паломническом доме подворья за чаепитием, гостеприимно предложенным труженицами подворья, состоялись переговоры, главной темой которых стали реставрационные работы, проводимые Миссией на подворье, и будущее этого святого места в планах дальнейшего развития паломничества и туризма. Со стороны Миссии по благословению ее начальника архимандрита Александра (Елисова) в переговорах принял участие секретарь Миссии игумен Никон (Головко). Обращаясь к главе города и губернатору провинции, он в частности сказал: «Уважаемый господин губернатор! Уважаемый господин мэр! Участок Русской духовной миссии, расположенный в центре Иерихона, хранит в себе древнейшие артефакты, которые дороги не только для христиан — они по праву могут быть признаны национальным достоянием Палестины и ее народа. Сегодня Русская духовная миссия предпринимает многие усилия, направленные на то, чтобы спасти это достояние от уничтожения, которым грозят зданию храма и древнейшим мозаикам, хранящимся в нем, присутствующие в этом месте грунтовые воды. Мы просим вашей поддержки и протекции, дабы завершить начатые работы в самые кратчайшие сроки. Наши мысли и мечты о том, чтобы в ближайшем будущем сделать этот участок более открытым для приезжающих в Иерихон многочисленных паломников и туристов, и тем самым послужить развитию туристической инфраструктуры города, столь важной для финансового развития региона.

http://pravoslavie.ru/117730.html

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня имеет глубокую связь с праздником Преображения. Об этом говорят многие святые отцы и церковные историки. Указывая на духовную связь Фавора и Голгофы, преподобный Анастасий Синаит утверждает, что не только Преображение, но и Распятие есть величайшая слава Сына Божия. «Сегодня на Фаворе, — восклицает святой в своем слове на день Преображения, — смертью было начертано животворящее таинство Креста. Как на лобном месте Он был распят посреди двух человек, так и теперь боголепно Он стоит посреди Моисея и Илии». На Распятии канонического письма, где Христос изображается преобразившимся, наглядно отражены слова богослужебных текстов о том, что «Господь взошел на Крест» по Своей воле и простирает Свои пречистые руце, чтобы принять и спасти всех нас. Не только Преображение, но и Распятие есть величайшая слава Сына Божия Хронологически и календарно эти праздники также близки: разница между ними составляет ровно 40 дней. По мнению некоторых древних авторов, Преображение произошло за 40 дней до Распятия Спасителя. Однако, если бы празднование совершалось за 40 дней до Великого Пятка, оно выпадало бы всегда на Великий пост. В том числе и поэтому праздник было решено перенести на летний период и совершать его за 40 дней до Воздвижения. В евангельской истории событие Преображения предваряется беседой Спасителя с апостолами близ Кесарии Филипповой — беседой о крестоношении, которую Господь заканчивает словами: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). Именно в этой беседе мы слышим призыв Спасителя следовать за Ним, неся свой крест: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Следовать за Христом, поднимающимся на Фавор, невозможно без несения личного креста. Подчеркивая внутреннюю связь крестоношения и личного преображения в жизни каждого христианина, преподобный Исаак Сирин призывает: «Сперва нужно потерпеть досаду креста, а потом уже ощутить славу креста».

http://pravoslavie.ru/148436.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010