Отец Александр Мень и наше время 17 сентября 2015 г. 13:53 Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 12 сентября 2015 года. Возлюбленные братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. Исполнилось 25 лет со дня страданий, со дня трагической кончины протоиерея Александра Меня — известнейшего московского пастыря, автора многих книг, человека, на которого в жизни и в деятельности равняются многие современные священнослужители и многие миряне, которые занимаются в Церкви творчеством, занимаются миссионерской, проповеднической, катехизической деятельностью. Отец Александр был в жизни Церкви особым явлением — это был проповедник, это был воин Христов, который меня, молодого в свое время человека, поразил своим бесстрашием, своим умением не замечать всей той атмосферы, которая окружала жизнь Церкви в Советском Союзе. Это было время, когда многие недоумевали, спрашивая друг друга: «Неужели нас когда-то пустят в дома культуры, в университеты, в институты, на радио? Пустят разговаривать с тем народом, который связан многими веками своей истории с Православием?» Мне, кстати, в 1986 году один вроде бы умудренный жизнью, но еще достаточно молодой коллега по синодальному учреждению, в котором я тогда работал — по Издательскому отделу Московского Патриархата — сказал в ответ на вопрос, настанут ли времена, когда священников будут показывать по телевизору, сказал очень просто: «Дурак ты, ты ничего не понимаешь, ты еще слишком молодой, этого никогда не будет!». И вот через два-три года после этого разговора появляются на телеэкране иерархи нашей Церкви, наши богословы, наши яркие проповедники, в том числе такой уникальный человек как отец Александр Мень. В обстановке страха, подавленности, в обстановке, в которой примиренчество с безгласностью Церкви в публичном пространстве приравнивалось к мудрости, отец Александр Мень будто не замечал всего этого. Он шел и говорил. С кем-то в церковном дворике, с кем-то на встречах на квартирах, с кем-то на редких тогда, полуподпольных катехизических занятиях, с кем-то через свои книги, с кем-то в электричке по дороге в храм или из храма. А позже — и через телевизор, через большие мероприятия, вечера, лекции, которые собирали значительное количество людей. Он говорил так, как будто окружающей подавляющей христианское слово реальности не существовало.

http://patriarchia.ru/db/text/4221660.ht...

     Сегодняшнее апостольское зачало – это уставное литургическое чтение, посвященное исповедникам веры. Текст отражает особенности подвига этих святых. «Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:10–12). Итак, вот первый совет апостола Павла: «укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его». Чем были крепки исповедники? «Господом и могуществом силы Его». Не своею силою терпели они допросы, побои, унижения, но силою Божией. Чем должен быть крепок христианин? «Господом и могуществом силы Его». Не тем крепки христиане, что их якобы много. И не армией и не оружием, и не могущественными покровителями, и не мирской правдой и разумом, но «Господом и могуществом силы Его». С кем воевали исповедники и с кем должен воевать христианин? Против преступных правителей, против тех людей, которые по каким-то причинам не нравятся мне? Нет! «Против козней диавольских» воюет христианин, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». А где они, эти духи злобы? Покажите мне их носителя, чтоб я знал, с кем мне бороться. Как где? В тебе. Ты и есть носитель их, человек. Хочешь бороться со злом? Так вот же оно, в тебе! Хватай его и борись с ним! Победи зло в себе, и в мире мира больше станет. Силою Божиею выгони диавола из себя, и тогда ты сможешь помочь и другим сделать то же. Без понимания этого вся твоя кипучая деятельность бесам на смех. Ты сам побеждаешься ежедневно, и сам этого не замечаешь, и не помнишь: кто кем побежден, тот тому и раб. А может ли раб со своим господином бороться? Ты сбрось его иго сначала. Иго греха – вот где будет подлинная революция, вот где реальный шаг к изменению мира. Рассмотри своего реального врага, христианин, и пойми характер борьбы с ним, словно говорит нам в этом месте Павел.

http://pravoslavie.ru/117592.html

     С кем сравнивают священников те, кто их любит? С воинами или с докторами. Защищайте нас, говорят, и перевязывайте раны наши, смягчив их предварительно елеем. Терпите смрад от ран наших и не бойтесь жертвовать собою ради наших бессмертных душ, как и Господь делал. Всё это и высоко, и правильно. Однако и головокружительно для исполнителей. От воина требуется много специальных знаний и мужество. По крайней мере – много специальных знаний и выносливость с самообладанием. Следовательно, нам учиться и тренироваться надо. От доктора тоже требуется много специальных знаний и большая любовь. По крайней мере – много специальных знаний и много терпеливого человеколюбия, снисхождения, если угодно. В обоих случаях это особые профессиональные требования и высокие моральные ожидания. Между строк читаем: учитесь и тренируйтесь, пастыри, упражняйтесь и усиливайтесь трудиться. Всем при этих словах хорошо, только одному священнику страшно. А с кем сравнивают священников те, кто их не очень любит? С «продавцами религиозных услуг» и обманщиками. Вот это, спрашивают, сколько стоит, а это – сколько? В ответ слышат: это стоит столько, а больше меня ни о чем не спрашивайте. Это тоже очень понятно, потому что эпоха весьма материалистична. У одного из всадников Апокалипсиса есть даже мера в руке, и сказано: «Хиникс пшеницы за динарий». То есть всё подсчитано, и именно в таком мире точных подсчетов мы живем. Было бы глупо делать вид, что это не так. И уж совсем не поймешь, с кем сравнивают нашего брата те, кто нас совсем не любит. Даже очень не любит. Эти истощаются в злословии и готовы, в целом историю не любя, приписать нам к осуждению и Галилея, и инквизицию, и Иудин ящик. Короче – всё плохое вообще. Никуда не деться. Потерпим. По его Духом осоленному мнению, мы – стражи Дома Господня, люди, стоящие в дозоре Но с кем сравниваем себя самих мы сами? Что у нас по части самоидентификации? Кто мы: «работники культа» или «соль земли»? Дармоеды или хребет нации? Солдаты и доктора или скорее продавцы и психологи? А может, все-таки хранители нравственного кода и исторических смыслов? Предлагаю на эту тему послушать Иезекииля . По его Духом осоленному мнению, мы – стражи Дома Господня, люди, стоящие в дозоре. Теперь время дать слово самому пророку:

http://pravoslavie.ru/72071.html

Испытание огнем Еще с вечера в монастыре обсуждают, кто, когда и с кем идет на Благодать. Организованно этого не делают – только малыми группами или поодиночке. Кто-то из сестер решает в этом году остаться дома, кто-то берет у игумении благословение выйти с раннего утра, ведя с собой паломников, кто-то двинется сразу после монастырской Литургии. 14 апреля, 2012 Еще с вечера в монастыре обсуждают, кто, когда и с кем идет на Благодать. Организованно этого не делают – только малыми группами или поодиночке. Кто-то из сестер решает в этом году остаться дома, кто-то берет у игумении благословение выйти с раннего утра, ведя с собой паломников, кто-то двинется сразу после монастырской Литургии. К некоторым вещам трудно привыкнуть, даже если они случаются регулярно. Например, к Пасхе. Тем более, к Пасхе на Святой Земле. Много раз я праздновала ее в Иерусалиме, в гостях у одного из женских монастырей на Елеонской горе, Вознесенского или Гефсимании. Много раз в Великую субботу оказывалась в храме Гроба Господня и видела схождение Благодатного Огня. Это такое регулярное чудо, непременная часть местного пасхального обихода — Огонь, сходящий с неба строго по православному календарю, в день Великой субботы, приблизительно в одно и то же время. Но сколько бы раз оно ни повторялось, сколько бы раз ты ни становился ему свидетелем – привыкнуть уж точно никак невозможно. Еще с вечера в монастыре обсуждают, кто, когда и с кем идет на Благодать. Организованно этого не делают – только малыми группами или поодиночке. Кто-то из сестер решает в этом году остаться дома, кто-то берет у игумении благословение выйти с раннего утра, ведя с собой паломников, кто-то двинется сразу после монастырской Литургии. Позже всех из ворот выйдет монахиня Н. Она в монастыре с ранней юности, уже не первое десятилетие, и пока не пропустила ни одного схождения Благодатного Огня. Тщательно собираешься — удобная разношенная обувь, чтоб не жалко не только топтать по трудным склонам Иерусалима, но оттоптать. Потому что ноги сегодня обязательно оттопчут. Удобная одежда. Никаких сумок, вообще ничего такого, что можно потерять, оторвать, зацепить в давке – а давка будет. Мелочь, салфетки, свечи – в карман. Кажется, все. Пора.

http://pravmir.ru/ispytanie-ognem/

Закрыть itemscope itemtype="" > В Рождественский пост бес вертит не только мирянами, но и пастырями Об этом свидетельствуют слова иерея Андрея Дудченко, заявившего, что сотрудники и авторы «Русской народной линии» – это «когорта моральных недоносков» 28.12.2012 3452 Время на чтение 3 минуты Опубликованная на сайте «Русской народной линии» статья «Заостровский раскол» об антиканонической, раскольнической, сектантской деятельности настоятеля храма Сретения Господня в селе Заостровье Приморского района Архангельской области иерея Иоанна Привалова, который к тому же является последователем известного священника-обновленца Георгия Кочеткова, вызвала настоящий переполох среди кочетковцев. Кочетковцы отреагировали сразу. Руководитель информационной службой Свято-Филаретовского православного института Наталия Игнатович пишет в «Живом журнале» , что «известная своими антицерковными выпадами Нерусская Ненародная линия (надо понимать, что кочетковцы - это образец русскости и народности! - РНЛ ) разразилась очередным пасквилем. За основу взят хорошо и прочно вошедший в русский быт КГБэшный жанр – донос». Провести журналистское расследование и написать о том, что беспокоит мирян и духовенство Архангельской митрополии, значит – написать донос. Блестящая логика у журналистки. Браво! А преподавательница Свято-Филаретовского православного института Анна Шмаина-Великанова, видимо, посчитав себя крупной величиной в Церкви, вообще выступила с открытым письмом под весьма претенциозным заголовком «Клевета на Заостровье» . «Сайт " Русская народная линия " опубликовал вчера ложный донос (донос может быть и неложным? - РНЛ ) на Православное братство при Сретенском храме села Заостровье в Архангельской области и на настоятеля этого храма священника Иоанна Привалова. Эта клевета немедленно была подхвачена и растиражирована различными недобросовестными изданиями, кем-то в погоне за сенсацией, кем-то, чтобы еще раз полить грязью Церковь, а кем-то в своих тайных, преступных целях», - пишет она. О ужас! Тайные преступные силы со всех сторон обложили бедных «искателей правды» кочетковцев! Начиталась фэнтези, видимо, г-жа Шмаина-Великанова. Причем, анализ письма показывает, что ученая дама так и не смогла привести ни одного доказательства, показывающего, что в статье РНЛ «Заостровский раскол» действительно содержится клевета.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/28/v_...

Кто такие пророки Ты не можешь слышать Бога, когда Он говорит с кем-то другим. Его можно слышать только тогда, когда Он говорит с тобой. 30 октября, 2014 Ты не можешь слышать Бога, когда Он говорит с кем-то другим. Его можно слышать только тогда, когда Он говорит с тобой. 30 октября. ПРАВМИР. В этом году вышла в свет книга Альберто Мелло «Кто такие пророки». В книге идет речь о том, чем отличались друг от друга израильские пророки, и каким было их действие на жизнь и историю избранного Богом народа. Ниже мы публикуем перевод с итальянского данного исследования, выполненный игуменом Арсением (Соколовым). Предисловие “Ты не можешь слышать Бога, когда Он говорит с кем-то другим. Его можно слышать только тогда, когда Он говорит с тобой. Таково грамматическое наблюдение” . Я не пророк и даже не сын пророка. В этой работе определяются лишь некоторые существенные элементы библейского пророчества. У всех народов древности были свои провидцы и гадатели, но только в Израиле пророчество достигло признаваемой всеми литературной широты и богословской глубины. Отличительные черты пророчества, обнаруженные мной, у разных пророков сопрягаются по-разному, являя целый веер возможных типологий. Библейское пророчество – это не монолит, и редуцирование его до одного какого-нибудь аспекта подвержено риску анахронизма или излишнего упрощения. В евангельском рассказе о Преображении Мессия беседует с Моисеем и с Илией, являющими два очень разных, но не представимых один без другого – в том числе для Иисуса – вида пророчества. Поскольку материал чрезвычайно богат, я ограничиваюсь лишь еврейской Библией. Хотя в христианской литературе пророчество достигает новой перспективы, получает новое, более избирательное направление, тем не менее, и сам по себе феномен библейского пророчества исключительно волнующ и интересен. Прозорливость Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: «пойдем к прозорливцу», ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем (1Цар 9:9).

http://pravmir.ru/kto-takie-proroki/

Иная жизнь До последнего момента не верилось, что поездка состоится: ну вот, обязательно сейчас что-нибудь пойдет не так. Скажут, что передумали, погорячились, обещая показать «все как есть», дать возможность пообщаться с кем захотим, ответить на вопросы, которые зададим… 8 августа, 2011 До последнего момента не верилось, что поездка состоится: ну вот, обязательно сейчас что-нибудь пойдет не так. Скажут, что передумали, погорячились, обещая показать «все как есть», дать возможность пообщаться с кем захотим, ответить на вопросы, которые зададим… До последнего момента не верилось, что поездка состоится: ну вот, обязательно сейчас что-нибудь пойдет не так. Скажут, что передумали, погорячились, обещая показать «все как есть», дать возможность пообщаться с кем захотим, ответить на вопросы, которые зададим… …Семь утра. Москва только просыпается, а мы уже стартуем в Иваново. За рулем – архимандрит Амвросий (Юрасов), духовник ивановского Свято-Введенского женского монастыря. Рядом – монахиня Иоанна. Мы познакомились предыдущим вечером, побывали на прямом эфире радио «Радонеж», где отец Амвросий и матушка Иоанна отвечали на вопросы слушателей, замечательно пообщались, но сейчас, в машине, почему-то смущаемся и неловко пытаемся завязать разговор. Выручают… Дальнобойщики. – Отец Амвросий, а правда, что вы по рации дальнобойщикам проповедуете? – Правда. А что ж тут такого? – И как они на вас реагируют? – Всякое бывает. Но чаще говорят: мы такого не слышали, батюшка. Рассказывай нам все. – О чем вы с ними говорите? – С ними надо объясняться кратко. Допустим, говорю: уважаемые водители, на трассе – православный священник. Вы знаете о том, что завтра будет Крещение Господне? Надо пойти в церковь, помолиться, взять святой воды. Один отвечает: у меня хозяйка воды уже принесла домой. Другой говорит: а я и не помню, когда был в церкви. А третий приглашает: еду во Владимир, там в таком-то селе источник, батюшка, приезжай, мы там окунаемся. На всякие темы разговариваем. – А какой вопрос они вам чаще всего задают?

http://pravmir.ru/inaya-zhizn/

Владимир Легойда: отношение к абортам – маркер нравственности Русская Православная Церковь против абортов, кем бы они ни оплачивались. 2 июня, 2015 Русская Православная Церковь против абортов, кем бы они ни оплачивались. На днях депутаты Елена Мизулина и Сергей Попов внесли в Госдуму законопроект о запрете абортов в частных клиниках и выведении их из системы ОМС. Документ вызвал неоднозначную реакцию. Своим мнением по этой проблеме в интервью РИА Новости поделился глава информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда. Еще в январе 2015 года в рамках работы парламентских рождественских встреч патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал законодателей вывести искусственное прерывание беременности из системы обязательного медицинского страхования (ОМС). На днях депутаты Елена Мизулина и Сергей Попов внесли в Госдуму соответствующий законопроект о запрете абортов в частных клиниках и выведении их из системы ОМС. Документ вызвал неоднозначную реакцию парламентариев и широкую общественную дискуссию. Своим мнением об абортах, патриаршей инициативе и ходе ее обсуждения в обществе поделился в интервью РИА Новости глава информационного отдела Русской Православной Церкви, отец троих детей Владимир Легойда. Беседовала Ольга Липич. — Владимир Романович, с чем связана острота дискуссии об абортах, запущенной Патриархом Кириллом? — Прежде всего, дискуссия была, как мне кажется, намеренно или ненамеренно обострена тем, что ряд СМИ позиционировали инициативу святейшего патриарха как направленную на абсолютный запрет абортов. Некоторые люди видят или слышат то, что хотят увидеть или услышать, а потому начинают борьбу с ветряными мельницами. Так вот, напомню, что, выступая в Государственной думе, патриарх Кирилл предложил исключить аборты из полиса обязательного медицинского страхования по причине того, что верующие не могут софинансировать детоубийство. Принципиально Русская Православная Церковь против абортов, кем бы они ни оплачивались, но такого требования к российским законам нами в настоящий момент не предъявлялось.

http://pravmir.ru/vladimir-legoyda-otnos...

     Об изучении бессмертного подвига новомучеников и их жизни во Христе рассказывает научный руководитель Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», секретарь Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых, ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, составитель полного свода житий новомучеников и исповедников Российских XX в., игумен Дамаскин (Орловский). – Отец Дамаскин, жизнь Церкви с первых веков созидалась на подвигах мучеников. Чем отличается подвиг новомучеников от подвига мучеников первых веков христианства? И чем отличается изучение их жизни от изучения жизни древних мучеников? – Сам подвиг, его качественное содержание никак не изменилось, тот же самый христианин с верой во Христа воскресшего предстоял Богу в древности, предстоял Богу и в ХХ столетии. Изменилось не содержание христианского подвига, а обстоятельства, в которых этот подвиг стал совершаться. Если христиане первых веков были гонимы только за то, что они христиане, само христианство и ставило их уже вне закона, то во время гонений в ХХ столетии христианство не объявлялось преступным и заслуживающим смерти, как то было в древности. От христианина в ХХ в. не всегда требовали и отречения от Христа. Главным стало не то, кем ты называешься, а кем ты являешься в действительности. Ты можешь называться христианином, но не быть им на деле. Поэтому если жизнь древних мучеников рассматривалась по одному признаку – их веры во Христа, то жизнь пострадавших от властей в ХХ столетии рассматривается по множеству признаков. И подход к их изучению – личностный, то есть надо изучать жизнь человека, чтобы понять, кто перед нами. Властей в то время вполне устраивало положение, чтобы христиане были таковыми только по имени или тайно помогали гонителям. Поэтому в те годы христиане по имени могли быть отступниками от веры, лжесвидетелями против ближних и людьми недостойного христианина образа жизни. И при этом всем – пострадать, как многие наши славные мученики, те, для кого не было ничего дороже и прекрасней Христовой Церкви. Это значит, что методика изучения жизни мучеников при остающихся неизменными церковных критериях стала иной.

http://pravoslavie.ru/97341.html

Разделы портала «Азбука веры» Когда кто-то из друзей или близких путем долгих поисков, раздумий и колебаний приходит в Церковь , мы вздыхаем с облегчением: «Наконец-то!» Мы искренне радуемся за новообращенного, как можно радоваться за новобрачного. Но история взаимоотношений человека с Богом на этом не заканчивается, как не заканчивается свадьбой история двух влюбленных. Вполне возможно, что за радостью воцерковления последуют новые искушения, и человек, еще недавно воодушевленный открывшейся ему истиной, внезапно обнаружит, что истина эта ему уже не кажется абсолютной. От усталости, сомнений и разочарований в вере, в Церкви не застрахован никто. Но от нас во многом зависит то, как мы их переживаем. Расцерковившиеся Люди, ушедшие из Церкви, редко делятся с кем-то своими переживаниями. И совсем не потому, что они не переживают. С легкой душой отвернуться от того, что еще недавно было сутью твоей жизни — такое мало кому удается. Как правило, охлаждение в вере сопровождается целой палитрой чувств — от стыда до раздражения и злости. Но признаться в том, что гложет душу, человек не решается. Очевидно, не надеется на сочувствие и понимание своих собратьев по вере — тот, кто не пережил ничего подобного, вряд ли поймет, а скорее всего еще и осудит. По тем же причинам этой болью редко делятся с духовником: кризис веры воспринимается человеком как грех, причем такой грех, из которого нет выхода, а признание в нем выглядит как расписка в собственной беспомощности. «В такой ситуации люди обычно не спрашивают духовника, что делать. Они уходят, хлопая дверью», — говорит протоиерей Федор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке. Несколько раскованнее ведет себя народ в Интернете. Здесь можно «фильтровать» собеседников, избегая того, чего не хочешь слышать. С другой стороны, есть надежда встретить единомышленников. Поэтому в сети люди позволяют себе большую откровенность. Тут-то и оказывается, что проблема кризиса веры волнует многих, что случаи отпадения от Церкви далеко не единичны. Стоит кому-то затронуть в блогах эту тему, как начинают сыпаться отзывы «разочарованных». Например, такие: «Отношусь как раз к тем лицам, которые «расцерковились»… Но никогда ни с кем об этом не говорила, так как стеснялась, что осудят. Хорошо, что затронули эту тему. Я с самого начала себя не чувствовала уютно среди прихожан на службе… Дело в том, что в московских храмах на службах страшная давка, чтобы подойти к батюшке, надо отстоять очередь. С трудом нашла церковь , в которой на службе мало народу… Но все время было ощущение, что в храме есть какая-то сложившаяся «тусовка», община, где все друг друга знают, по выходным поют в хоре и пьют чаи. И я среди них чужая. …Никак не удавалось почувствовать, что мы — «тело Христово». После этого перестала посещать богослужения, так как они стали просто мукой».

http://azbyka.ru/kuda-uhodit-vera

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010