Его бы не было, потому что в 5-й главе Господь показал: И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его (см. Быт. 5:24 ). Вот так бы и забирал на Небеса людей. И было бы всем, где поместиться. Всё это происходит – эти все вопросы – . А вот сейчас нужно, понимаете, планировать семью. А что значит планировать семью? Значит вторгаться в Таинство жизни, которая дана Богом. Значит совершать всевозможные преступления по сокращению . Так. Убил  и положил, таким образом, начало всем войнам. Каин – это архетип. Он первым совершил убийство. Вызвал его в поле. Господь обличает Каина, смотрите: «И сказал Каин Авелю стих], брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». вопрос: где Авель, брат твой? – опять слышит голос . дерзкий ответ : разве я сторож брату моему? – Ни покаяния, ничего нет: он заботится только о себе: ах, как теперь? если кто встретится с ним, то убьют его. Фраза, которая вызывает недоумение: с кем он встретится? Говорят, с кем он может встретиться, когда их было только двое? Адам, Ева – Авеля не стало, Каин один. Встречи с кем он боится? Да не о всех детях речь идёт. У Адама, и помимо Авеля и Каина, ещё были дети и дочери – указание об этом есть в 5-й главе (см. Быт. 5:3–4 ). Вот в силу этого он и боится, что ему будут мстить его же родственники. Господь говорит, что Он не допустит такого и даёт ему какое-то знамение, какой-то знак. Что это за знак? В чём он заключался? Это какое-то было клеймо или, может быть, отражалось в его внешнем виде, в его глазах – трудно сказать. Но вот здесь говорится, 13-й стих: «Наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня [Вот он боится встречи и мести со стороны своих же братьев и сестёр]. И сказал ему Господь Бог: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава . Справедливо пророк приводит на ум знатность его (Иерусалима), как бы какой-либо царской дочери, которая боится своих слуг. Скажи, пожалуйста, кем ты был? Эти слова: " кто ты " обозначают многое: во-первых, то, что он (народ еврейский) прежде про­чих людей познал Бога; потом, ты один был освобожден от заблуждений, ты один почитал добродетели, тебе одному Я открыл сокровенное и невидимое Своей премудрости, по ска­занному: не сделал Он сего ни одному (еще) народу и судов Своих не явил им (Пс.147:9). Какой народ Бог избрал таким образом, или кто когда-либо слышал голос Божий, как слышали они? Кем ты был? Что более привлекает тебя: телесная доблесть, или душевная мудрость? Блага, которые пришли издалека, или блага, которыми ты пользовался дома? Кто ты и почему боишься человека, который умирает : разве Я не даровал тебе жить жизнью бесплотных сил? Если не открыто, то как бы прикровенно Я даровал тебе таковую жизнь. В течение сорока лет ты не обрабатывал земли и не собирал жатвы, и тем не менее ты пользовался всеми благами. И хлеб небесный дал им: хлеб Ангелов ел человек (Пс.77:24-25). Ничего человеку не дается без труда. Кем ты был и почему убоялся? Ты господ­ствовал над самою смертью. Бог прежде явил будущее и весьма часто освобождал их от бедствий. Он был бессмерт­ным – потому, что имел Бога как бы своим вождем; он мог столько, сколько сам желал. Который то же, что трава . Видишь ли бессилие природы? Хотя она внушила тебе страх, но не своею силою, а по причине твоего бездействия. Кто боится сена? Или, как если бы кто сказал нам: кто ты таков и почему боишься диавола? Он повелел тебе попирать змия, почему же ты боишься его? Сам Христос с тобою, почему же ты боишься врага?   13-16. И забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю . Одно дело творение и промышление, а другое – могу­щество и попечение. Не одно и то же забыть отца и Бога, Кото­рый есть первая и истинная причина.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава . Справедливо пророк приводит на ум знатность его (Иерусалима), как бы какой-либо царской дочери, которая боится своих слуг. Скажи, пожалуйста, кем ты был? Эти слова: " кто ты " обозначают многое: во-первых, то, что он (народ еврейский) прежде прочих людей познал Бога; потом, ты один был освобожден от заблуждений, ты один почитал добродетели, тебе одному Я открыл сокровенное и невидимое Своей премудрости, по сказанному: не сделал Он сего ни одному (еще) народу и судов Своих не явил им (Пс.147:9). Какой народ Бог избрал таким образом, или кто когда-либо слышал голос Божий, как слышали они? Кем ты был? Что более привлекает тебя: телесная доблесть, или душевная мудрость? Блага, которые пришли издалека, или блага, которыми ты пользовался дома? Кто ты и почему боишься человека, который умирает : разве Я не даровал тебе жить жизнью бесплотных сил? Если не открыто, то как бы прикровенно Я даровал тебе таковую жизнь. В течение сорока лет ты не обрабатывал земли и не собирал жатвы, и тем не менее ты пользовался всеми благами. И хлеб небесный дал им: хлеб Ангелов ел человек (Пс.77:24-25). Ничего человеку не дается без труда. Кем ты был и почему убоялся? Ты господствовал над самою смертью. Бог прежде явил будущее и весьма часто освобождал их от бедствий. Он был бессмертным – потому, что имел Бога как бы своим вождем; он мог столько, сколько сам желал. Который то же, что трава . Видишь ли бессилие природы? Хотя она внушила тебе страх, но не своею силою, а по причине твоего бездействия. Кто боится сена? Или, как если бы кто сказал нам: кто ты таков и почему боишься диавола? Он повелел тебе попирать змия, почему же ты боишься его? Сам Христос с тобою, почему же ты боишься врага? 13-16. И забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю . Одно дело творение и промышление, а другое – могущество и попечение. Не одно и то же забыть отца и Бога, Который есть первая и истинная причина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Я много раз читал, пытался выловить из Нового Завета, где есть ссылка на то, что нашим источником вероучения является Писание, что мы должны читать, изучать его до такой степени и выявлять из него истину, потому что Писание – это слово Божие. Я спрашиваю: на каком основании вы считаете, что у читателя есть истина, кто вам сказал? Мне отвечают, что Бог дал Церкви канон. А кто его создал, почему вы принимаете канон? На том же Соборе, когда был принят канон Священного Писания, написано в одном из постановления, что кто препятствует крещению детей, младенцев, да будет предан анафеме. Почему вы это не принимаете? – А это уже не по Писанию. Это взрыв мозга, совершенное отсутствие логики, уже не говоря о многих других вещах. И в самом Писании везде идёт отсылка на учение: вникай в себя и в учение. Не в Писание, а в учение. Я понял, что любое изучение Писания в отрыве от Церкви, в отрыве от Предания – это будет одна ересь, больше ничего не может выйти. Апостол Павел в  2Тим.3:10–11  говорит очень важную вещь Тимофею: «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах». И дальше он говорит: «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» ( 2Тим.3:13–14 ). То есть очень важно не в Писание просто веровать, а принять учение и принять его от кого-то конкретного, зная, кем ты научен. Очень важно, чтобы была преемственность, восходящая к одному из апостолов. Здесь очень важная мысль. Когда говорит: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен», вот здесь он и добавляет: «Притом же ты из детства знаешь священные писания». То есть нужно знать учение и ещё знать, от кого ты его принял. И Павел говорит: «Ты знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» ( 2Тим.3:15 ). И далее: «Всё Писание богодухновенно, полезно для научения» ( 2Тим.3:16 ), то есть может умудрить, и оно приносит в этом плане пользу.

http://azbyka.ru/way/moj-put-k-pravoslav...

Второй мир Нового Завета творится при водах и действием Духа Святого, Богочеловечеством Иисуса Христа и волею Бога Отца. А созданию человека предшествует собор всех Лиц Святой Троицы:  И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему  (Быт. 1, 26). Блаженный Августин в своей книге «Беседы на Бытие» подчеркивает, что слова «по образу» (в единственном числе) показывают, что существует единая сущность (природа) Божия, однако, когда Бог говорит «Нашему», Он показывает, что Один и тот же Бог не просто один, но существует более чем Одна (Его) Ипостась [Личность]. Явившись Моисею, Бог таинственно указал на Свою Троичность словами:  …Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога  (Исх. 3, 6). О прославлении Бога Серафимами сказано:  Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!  (Ис. 6, 2–3). Трехкратное прославление Единого Бога нечто собою символизирует. Грамматическая конструкция следующего предложения тоже интересна в свете рассматриваемого вопроса:  …из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь  (Рим. 11, 36). Подобная конструкция в другом же стихе:  …все Им и для Него создано  (Кол. 1, 16). Прямая цитата по данному вопросу:  Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа  (Мф. 28, 19). Даже главная заповедь о Единстве Творца:  Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть  (Втор. 6, 4), — оканчивается словами не «Господь один», а «Господь един» — Адонай эхад. «Эхад» означает именно «един». Хотя иногда это слово и понимается как «один», но скорее «один» (одно) как начало череды неких множеств. Множеств — соединенных чем-либо друг с другом или во имя чего-либо. Маймонид понимал опасность этого слова для иудаизма и убрал его из 13-и догматов веры иудеев. Если о вас скажут, что вы едины, думаю, вы спросите: «С кем я един»? Единство фактически предполагает единство между кем-то и кем-то или чем-то и чем-то.

http://pravoslavie.ru/100280.html

Очень прилично сказать: " Приветствуем вас! " Потому что мы видим, что приветствие апостолы передавали не только от себя, но и от мирян. Т.е. это было обычное явление. С другой стороны, кого мы должны приветствовать, с кем должны здороваться, а с кем нет? Господь говорит, что приветствовать надо, в принципе, всех, с кем мы общаемся. В Нагорной проповеди Он даже приводит такой пример: “И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?” (Мф. 5:47). Т.е. любому человеку, с которым мы общаемся в этой жизни, - вот, судьба свела, - мы должны желать мира, благополучия. Очень интересные приветствия были у преподобного Серафима Саровского, когда круглый год он приветствовал всех словами: " Христос воскресе! " Это был такой пасхальный старец. И в то же время он награждал людей такими эпитетами, он говорил: " Ваше боголюбие... Ваша светлость... " Т.е. с таким сердечным расположением обращался к людям. И вот, когда мы действительно приветливы по отношению к людям, ищем им добра и благополучия, это проявляется и в наших словах. Это очень важно. В Писании сказано, что « за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:36-37). Поэтому нам запрещены праздные слова, нам запрещены так называемые " гнилые " слова, всякие ругательства, которыми мы можем ввергнуть человека в уныние. У нас телефонный звонок: - Мой вопрос по поводу приветствия перекликается с предыдущим. Иоанн Богослов в своём послании говорит, чтобы мы не приветствовали и в дом не вводили никого, не приносящего учения Христова. Вот как это можно сопоставить с тем, что Христос сам говорил, что если мы приветствуем только братьев наших, то ничего особенного мы не делаем? Поясните мне, пожалуйста. И прошу Ваших молитв. - Спаси Господь! Дословно у Иоанна Богослова сказано так: « Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2 Ин.1:10). Т.е. если кто-то приходит к нам в дом с намерением поменять нашу веру и не приносит сего учения, т.е. нашего учения, а что-то чуждое, мы не должны принимать таких в дом. Т.е. здесь речь идёт об агрессивной сектантской, скажем так, экспансии.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-15-02-20...

Я надеюсь, что мы все, работающие на радиостанции «Радонеж», ответственно относимся к служению слова и говорим, что называется, не «с потолка» – кому что в голову взбредет, но от Священного Писания и святых Отцов. Тем более, мы понимаем, что миряне не могут столько же времени уделять духовным изысканиям, посему и трудимся для вас и за вас, чтобы вам было легче постигать пути Истины. Сказано: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ); и еще: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» ( Иак.3:1–2 ). Конечно, несмотря на все свои старания, не можем мы соответствовать тому, кем и чем мы должны быть. Сказано: «…чтобы нам показаться, чем должны быть… хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть» ( 2Кор.13:7 ). То есть подлинного соответствия – кем должны быть мы, священники, (учащие) по отношению к мирянам (учащимся), и кем должны быть лаики (миряне) по отношению к (клирикам) священникам, – мы здесь не достигнем. Но каждый, трудясь на своем месте: один – жертвуя на радио-эфир «Радонеж», другой – с усердием готовясь к передачам, третий – молясь за наше служение здесь, на «Радонеже», четвертый – внимательно слушая преподаваемое, – каждый исполним свое предназначение. Проблема иудеев заключалась в том, что все хотели быть и священниками, и пророками, и каждый искал награду более для себя, не понимая, что плод Закона, результат его изучения и была – как высшая награда – сама возможность считаться учащимся среди таких же учащихся. Как мы и прочитали у блаженного Иеронима Стридонского : «Он дал им закон… чтобы они в делах закона обнаружили плод ». «Плод» , то есть награда, и заключался в самой возможности участвовать в делах Закона, то есть созидать виноградник Божий. «Плод» Закона Божия – это и Сам Христос, встреча с Которым переживается при общении с Его Словом. Евфимий Зигабен пишет: «Плоды вышеуказанного виноградника – это соблюдение заповедей» 260 . Но и в этом случае исполненная заповедь уподобляет Христу, то есть приближает к Нему. А разве это не награда – оказаться близ Господа?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог. Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог. Вот и здесь превосходство, которое имеет Господь пред Моисеем. Говорит, что и тот был верен во всем доме, то есть в народе, однако и он был один из этого дома: и он был человеком, как прочие; хотя и святым, но был рабом вместе с ними; так же, как и попечители в домах, хотя они и превосходят остальных, однако они слуги вместе с другими. Посему, так как и он был частью дома, то и он был создан кем-нибудь, и создавший его, несомненно, превосходит его. А создал его Сын Божий, принявший плоть и наименовавшийся первосвященником ради него: следовательно, и превосходит. Смотри, как апостол начал с сравнения по плоти, а довел до Божественности и показал, что Творец несравненно превосходит тварь. И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос — как Сын. И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос — как Сын. Вот, показывает и другое превосходство: Моисей был верен, как слуга, поставленный для того, чтобы передавать повеления Господни прочим слугам и быть на суде свидетелем пред Богом в том, что им сказано. Ибо, если небо и землю призывает во свидетели, как например: внимай, небо, и слушай, земля (Втор.32:1; ср. Ис.1:2), — и долины, например: слушайте, твердые основы земли (Мих.6:2), — то тем более человека. Христос же верен как истинный Сын и наследник, исполняющий дела Отца по воле Его. Поистине, несравненно различие между таким Господином и рабом. В доме Его; дом же Его -- мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. В доме Его; дом же Его -- мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Кто такие пророки Ты не можешь слышать Бога, когда Он говорит с кем-то другим. Его можно слышать только тогда, когда Он говорит с тобой. 30 октября, 2014 Ты не можешь слышать Бога, когда Он говорит с кем-то другим. Его можно слышать только тогда, когда Он говорит с тобой. 30 октября. ПРАВМИР. В этом году вышла в свет книга Альберто Мелло «Кто такие пророки». В книге идет речь о том, чем отличались друг от друга израильские пророки, и каким было их действие на жизнь и историю избранного Богом народа. Ниже мы публикуем перевод с итальянского данного исследования, выполненный игуменом Арсением (Соколовым). Предисловие “Ты не можешь слышать Бога, когда Он говорит с кем-то другим. Его можно слышать только тогда, когда Он говорит с тобой. Таково грамматическое наблюдение” . Я не пророк и даже не сын пророка. В этой работе определяются лишь некоторые существенные элементы библейского пророчества. У всех народов древности были свои провидцы и гадатели, но только в Израиле пророчество достигло признаваемой всеми литературной широты и богословской глубины. Отличительные черты пророчества, обнаруженные мной, у разных пророков сопрягаются по-разному, являя целый веер возможных типологий. Библейское пророчество – это не монолит, и редуцирование его до одного какого-нибудь аспекта подвержено риску анахронизма или излишнего упрощения. В евангельском рассказе о Преображении Мессия беседует с Моисеем и с Илией, являющими два очень разных, но не представимых один без другого – в том числе для Иисуса – вида пророчества. Поскольку материал чрезвычайно богат, я ограничиваюсь лишь еврейской Библией. Хотя в христианской литературе пророчество достигает новой перспективы, получает новое, более избирательное направление, тем не менее, и сам по себе феномен библейского пророчества исключительно волнующ и интересен. Прозорливость Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: «пойдем к прозорливцу», ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем (1Цар 9:9).

http://pravmir.ru/kto-takie-proroki/

6 . Ибо здесь горделивая душа преступает меру и некоторым образом становится жадной, ведь именно жадность – корень всех зол ( 1Тим.6:10 ). А еще сказано: начало всякого греха [P. 350] – гордость ( Сир.10:15 ). И мы порой спрашиваем, как согласуются между собой эти два изречения: «корень всех зол есть жадность» и «начало всякого греха – гордость». Если начало всякого греха – гордость, то и корень всех зол – гордость. Разумеется, корень всех зол – это жадность, и мы обнаруживаем жадность в гордыне, ибо человек в ней преступил меру. Ведь что значит быть жадным? Значит выйти за пределы достаточного. Адам пал из-за гордыни. Ибо сказано: начало всякого греха – гордость. Но разве не из-за жадности? Кто более жаден, чем тот, кому было недостаточно предоставленного Богом? Ведь мы читаем, братья, что человек был создан по образу и подобию Божию. И что Бог сказал о нем? «Да имеет он власть над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким скотом, который ходит по земле» ( Быт.1:26 ). Неужели Он сказал: «Да имеет он власть над людьми»? «Да имеет власть», – сказал Он. Он дал ему естественную власть (potestatem naturalem). Над кем он должен иметь власть? Над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким скотом, который ходит по земле. Почему власть человека над всем этим естественная? Потому что человек обладает этой властью в силу того, что был создан по образу Божию. Но в чем он был создан по подобию Божию? В том, что обладает разумом, умом, внутренним человеком; в том, что разумеет истину, различает праведное и неправедное, знает, Кем он был сотворен, способен уразуметь Создателя своего, восхвалять Создателя своего. У него есть это понимание, потому что есть благоразумие. Поэтому, когда многие в результате злых похотей истерли в себе образ Божий и посредством превратных нравов погасили в себе это, так сказать, пламя разумения, Он воззвал к ним в Писании: «Не будьте как конь, как лошак, которые не имеют разума» (ср. Пс.31:9 ). То есть: «Я поставил тебя над конем и лошаком, [P.352] Я сотворил тебя по подобию Моему, Я дал тебе власть над ними. Почему? Потому что они не имели разумения; ты же посредством разума воспринимаешь истину, понимаешь, Кто выше тебя. Подчинись Тому, Кто выше тебя, и будут подвластны тебе те [твари], над которыми ты поставлен». Но, поскольку вследствие греха человек покинул Того, Кому должен быть подвластен, он оказался подвластен тем, над кем должен был быть [господином].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010