В голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений. В голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений. Претерпевая все это, учитель вселенной не имел достаточно пищи и одежды, но подвизался обнаженный и ратовал голодный. Притом, он еще много опустил; ибо такой смысл имеет выражение: кроме посторонних приключений. И о том даже, о чем упомянул, он сказал не поодиночке, а только исчислил, что легко можно выразить числом, говоря: пять раз и три раза; о том же, что неудобно для перечисления, выразился неопределенно; ибо сказал: много раз, часто. Смотри же: исчисляя столькие бедствия, он не сказал, скольких обратил ко Христу, как по своему смиренномудрию, так и научая этим, что трудящийся во всяком случае получит полную награду, хотя бы ему и не предстояло более подвигов. У меня ежедневно стечение людей. У меня ежедневно стечение людей. То есть яростное восстание и нападение, какие делают на меня ежедневно народы, по общему согласию. Забота о всех церквах. Забота о всех церквах. Это самое важное из всего: ибо, если тот, кто заботится об одном только доме, имея притом служителей и экономов, не имеет возможности даже отдохнуть, то что должна, поистине, вытерпеть одна душа, имеющая среди стольких опасностей попечение о всей вселенной, и притом о душах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Чтобы кто-нибудь не сказал, что он, правда, заботился, но заботился так, обыкновенно, он показывает свойство своей заботы. И не сказал: я принимаю участие в скорби, но подвергаюсь ей сам до изнеможения. Изнеможение же разумей как телесное, так и в особенности душевное. Слово кто нужно разуметь так: будет ли то важный или незначительный человек. Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Затем, как он. выразил избыток скорби, ибо воспламеняюсь, говорит. Претерпевая все другое, он радовался, зная, что претерпевает ради Господа; здесь же он уязвляется душой так, что соблазн другого, даже человека незначительного и отверженного, причиняет ему большую скорбь, А что слово воспламеняюсь нужно понимать в смысле «соблазняюсь», этому научает нас Давид. Ибо, как апостол сказал: кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? — так же точно и Давид говорит: когда кто соблазнится, и я являюсь соблазняющимся, и стараюсь уврачевать эту болезнь, как свою собственную. Где же говорит это Давид? В словах: «когда гордится нечестивый, раздражается нищий» (Пс. 9:23), то есть бедный соблазняется, когда приходит к мысли, что недостойные люди изобилуют богатством и превознесены.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Время, лицо и образ речи . Но так как ты просил разрешения, то прими с благоразумием. Изречение Златоуста в похвальном Слове святому Роману «Наш Христос стенами не ограничивается (ο περιγρφεται)» надобно принимать не просто, но узнав, с кем беседуя он сказал это 1081 ; ибо в беседах должно обращать внимание и на время, и на лицо, и на образ речи: время потому что не одно и то же заповедано и древним, и находящимся под благодатью; лицо потому что иное свойственно еретику, а иное православному; образ речи потому что не одно и то же говорить догматически и предлагать простейшую речь. С кем же беседовал Златоуст? С православным ли, выставлявшим икону Христову? Нет, а с язычником, который приписывает превысшей Причине всего свойства самых низших существ, по замечанию божественного Дионисия 1082 , и полагает, что Она нисколько не превышает [Col. 1244] составляемых им безбожных и разнообразных изображений. Поэтому хорошо и совершенно справедливо сказал отец: «Наш Христос стенами не ограничивается»; надобно подразумевать: по Божескому естеству, в противоположность его богам, помещаемым на стенах и там заключаемым, не имеющим в себе ничего иного умопостигаемого, кроме того, что представляется взорам смотрящих. У них есть глаза, но не видят; есть уши, но не слышат; есть руки, но не осязают; есть ноги, но не ходят; есть ноздри, но не обоняют, как они обличаются пророком ( Пс.113:13–15 ). Человечество Христа А наш Христос есть не только человек в собственном смысле и истинно по видимому образу, так как Он сделался подобным нам по всему и по телу, и по душе, и по возрасту, и по всем другим свойствам человеческой природы, кроме одного греха 1083 , но и Бог по естеству и (536) по истине, один и Тот же то и другое. Например, скажу так, как говорит в одном месте сам Златоуст: «Он долу утомляется, а горе управляет стихиями; долу алчет, а горе наводит дожди; долу повинуется, а горе производит громы; долу предстоит пред судилищем, а горе созерцает все» 1084 . Поэтому он и сказал язычнику: «Наш Христос стенами не ограничивается», и не думал, что надобно точнее объяснить это изречение ради ныне свирепствующей ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Все это не ново. Древние мученики стояли перед выбором — отречься от Христа «на словах», оставаясь «христианами в душе», или остаться христианами и в слове, и в жизни, ради этого жертвуя самой жизнью. Ибо христианин, который отрекся от своей веры по каким бы то ни было причинам, тем самым перестает быть христианином. Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32 — 33). В житии преподобного Паисия Великого описан случай, когда его ученик по невниманию и неосторожности отрекся от Христа и потом многими слезами возвратил себе христианское звание. Однажды этот инок по некому делу отправился из пустыни в город. По пути он случайно встретил иудея, шедшего той же дорогой, и они пошли вместе. Иудей, увидев его простоту, сказал иноку: «О возлюбленный! Почему вы так верите в простого распятого человека, когда Он вовсе и не был ожидаемым Мессией? Другой должен прийти, но не Он». Услышав это, инок смутился и промолвил: «Может быть, и правда то, что ты говоришь». Когда он возвратился в пустыню к преподобному Паисию, старец сказал ему: «Кто ты, человек? Я тебя не знаю». Инок ответил: «Отче, что ты увидел во мне странного, что не узнаешь меня! Не я ли ученик твой?» И при этом назвал свое имя. Старец сказал: «Этот ученик мой был христианином и имел на себе благодать крещения, а ты не таков; но если ты действительно тот ученик мой, то поистине благодать крещения от тебя отошла и образ христианина отнят. Итак, скажи, что случилось с тобой?» — «Прости меня, отче, — сказал на это инок, — я ничего не делал». Великий Паисий спросил его: «С кем ты беседовал на пути?» — «С евреем,— ответил инок, — и ни с кем иным». Тогда святой сказал ему: «Что он тебе говорил и что ты отвечал ему?» Ученик на это ответил: «Ничего мне другого он не говорил, как только сказал, что Христос, Которому вы кланяетесь, не есть истинный Христос, что Спаситель еще только должен прийти в мир; я же на это сказал ему, может быть, и верно то, что ты говоришь». Тогда старец воскликнул: «Что может быть хуже и сквернее этого слова? Ты отвергся Христа и Его Божественного Крещения. Теперь иди и оплакивай себя, как хочешь, ибо твое имя написано с отвергшимися Христом,— с ними ты и примешь суд и муки».

http://pravmir.ru/chtoby-s-nami-byl-bog-...

Затем апостол напоминает коринфянам о некоторых подробностях своей проповеди: Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедывал вам Евангелие Божие? Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал (2 Кор. 11, 7–8). Другими словами, апостол даже не пользовался материальной помощью коринфян, совершая свое служение безвозмездно. Эти слова не означают, что в других местах он брал с желающих услышать его деньги. Апостол лишь еще раз объясняет, что как посланник Христов, посвятивший себя делу благовестия, он имеет право получать содержание от тех верующих, к которым приходит. Но даже испытывая нужду, он не просил коринфян о помощи, а все собранные ими средства отправлял в Иерусалим (об этом как раз шла речь в предыду­щих главах послания). Заслуги — в страдании Интересно, что своих противников апостол Павел называет высшими Апостолами (2 Кор. 11, 5). Это, опять же, не означает того, что они действительно занимали какое-то высшее положение в Церкви. Вероятно, они сами себя так называли в сравнении с Павлом, как бы намекая, что они выше в деле проповеди и христианской жизни. Но кем же были эти «высшие Апостолы»? Это люди, пришедшие в Коринф из Палестины. Их нельзя отождествлять с кем-то из двенадцати апостолов, так как именем «апостол» — посланник — могли называть не только ближайших учеников Христа, но и любых проповедников или миссионеров. Возможно, они сами себя так называли, пытаясь показать, что Павел по сравнению с «настоящими апостолами» — не апостол. Но святой Павел без страха пишет, что его противники, возмущающие христиан и сеющие раздоры — лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых (2 Кор. 11, 13). Ведь сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их (2 Кор. 11, 14–15). Апостол призывает коринфян быть духовно внимательными и осторожными, потому что диавол может обольстить человека, выдавая злое за доброе. А затем пишет: Не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться (2 Кор. 11, 16). То есть пусть лучше апостола считают неразумным, чем он будет стремиться к той похвале и превозношению, которых так желали его противники.

http://pravoslavie.ru/77126.html

И все-таки... Прежде чем продолжать чтение этой книги, постарайся прочитать Новый Завет, или хотя бы для начала – Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, и хотя бы первые главы книги Деяний Апостолов. Просто взять и прочитать. Подряд. Ведь это несколько десятков страниц! Что-то будет непонятно, но в основном ведь там простые факты жизни Господа Иисуса Христа, с Кем ты собираешься соединить свою жизнь, а также первые шаги Христовой церкви. Хорошо, если ты еще прочитаешь какой-нибудь упрощенный пересказ Ветхого Завета в так называемой «детской Библии», или еще лучше – в «Законе Божием». Потому что все, что мы будем говорить дальше, в значительной мере основано на Священном Писании . И нам все время придется ссылаться на ту или иную книгу Библии. Так вот, если ты внимательно прочитал по крайней мере Евангелие, если проникся должными чувствами к Иисусу Христу, если полюбил Его и захотел быть с Ним и в этой, и в будущей жизни, то тебе должно бы запасть в сердце повеление, которое Господь дал Своим Апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19–20 ). А также: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Вот, собственно, по этой причине мы и крестимся. А также, как видим, по слову Иисуса Христа, крещению, действительно, должно бы предшествовать научение. Хотя в разные периоды истории оно выглядело по-разному. В книге Деяний видим, что все происходило довольно быстро. Потом стало занимать гораздо больше времени, например, весь Великий пост . От четвертого века до нас дошли сборники «огласительных бесед» святого Кирилла Иерусалимского , святого Иоанна Златоуста . Эти беседы слушали «оглашаемые», то есть научаемые, готовящиеся к крещению. Весь цикл подготовки разбивался на отдельные этапы, и обучающийся не должен был говорить своим младшим по образованию товарищам, о чем он слышал. А были еще так называемые «тайноводческие» беседы для тех, над кем крещение уже совершилось. И они тоже должны были хранить это в тайне от еще некрещеных. И человеку негде было подсмотреть, подслушать или прочитать просто ради удовлетворения своего любопытства. То есть истина открывалась людям постепенно, понемногу. Словесную информацию оглашаемые получали попутно с молитвенным участием в жизни всей церкви. И не праздное любопытство вело человека по пути познания, но мудрая духовная воля учителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог. Вот и здесь превосходство, которое имеет Господь пред Моисеем. Говорит, что и тот был верен во всем доме, то есть в народе, однако и он был один из этого дома: и он был человеком, как прочие; хотя и святым, но был рабом вместе с ними; так же, как и попечители в домах, хотя они и превосходят остальных, однако они слуги вместе с другими. Посему, так как и он был частью дома, то и он был создан кем-нибудь, и создавший его, несомненно, превосходит его. А создал его Сын Божий, принявший плоть и наименовавшийся первосвященником ради него: следовательно, и превосходит. Смотри, как апостол начал с сравнения по плоти, а довел до Божественности и показал, что Творец несравненно превосходит тварь. И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос - как Сын. Вот, показывает и другое превосходство: Моисей был верен, как слуга, поставленный для того, чтобы передавать повеления Господни прочим слугам и быть на суде свидетелем пред Богом в том, что им сказано. Ибо, если небо и землю призывает во свидетели, как например: внимай, небо, и слушай, земля (Втор.32:1; ср. Ис.1:2), - и долины, например: слушайте, твердые основы земли (Мих.6:2), - то тем более человека. Христос же верен как истинный Сын и наследник, исполняющий дела Отца по воле Его. Поистине, несравненно различие между таким Господином и рабом. В доме Его; дом же Его -- мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. Домом Моисея был народ, частью которого был и он сам. И Христос имеет дом, то есть нас, но если мы устоим до конца и не падем. Здесь побуждает их быть твердыми в несчастьях и не ослабевать духом: тогда и мы, подобно Моисею, будем домом Божиим. Хвалит их, показывая, что они положили начало тому, что должно продолжать до конца. Хорошо сказал: дерзновение и упование, которым хвалимся. Ибо всякий, кто твердо надеется, что будет воздаяние, хвалится уже ожидаемым, как настоящим, и не падает духом, напротив, имеет больше уверенности, когда претерпевает несчастья за любимого им Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Не будем думать, друг, будто уменье сказать что-нибудь с неразумной мудростью и составить негодную речь делает законодателем, ибо моавитянам и аммонитянам не дозволено было приступать к жертвеннику (см. Втор. 23:3 ), но это принадлежит тем, которые отличались богоподобным послушанием, которые показали долговременное терпение, которых усовершило евангельское слово; если же будет притом и внешнее, то и оно не излишне, когда украшено смиренномудрием и управляется евангельским, а не хвалится собственными достоинствами, которыми хвалящиеся, как бы опирающиеся на камышовую трость, подвергаясь удару, скоро низвергаются. Но, говоришь ты, ревнуя поревновах по Господе ( 3Цар.19:10 ), и усматриваемое невыносимо. А где у нас, почтеннейший, дар пророчества? Где гора Кармил? Где ключи небесные? Где милоть, разделяющая Иордан, ниспадшая на Елисея ( 4Цар.2:8 ) (693) с сугубой благодатью? Если же и есть у нас какой-нибудь дар, то кому мы оставим его, не имея даже ученика? Посему будем остерегаться, чтобы нам, стремясь к превышающему наши силы, не лишиться и малого, чтобы, отцеживая комара, не поглотить верблюда (см. Мф.23:24 ), чтобы, стараясь вырвать спицу из глаз братий, самим не остаться не замечающими в глазах своих бревна по пословице (см. Мф.7:3 ), так как мы осуждаемся, смотря по тому, с кем мы обращаемся и с кем вместе вкушаем пищу здесь и там. «Такой-то, говоришь ты, лживо исповедался, скрыв постыдный грех свой; другой, скрыв свое постыдное дело, рассказывает одно вместо другого; как же врачующий может сказать, что они получили исцеление?» Нельзя верить, почтенный, а должно весьма осуждать это; никто, добровольно приступая к врачеванию, не станет скрывать своей болезни. Если же иногда и действительно так, то не нам судить об этом, а Богу видящему. Ибо говорится: явное Богу и нам, а тайное Господу [Col. 1513] Богу твоему ( 1Цар.16:7 ). А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь врача? Все мы предстанем на суд Христов ( Рим.14:10 ), Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога ( 1Кор.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Нисколько не смущайся, если они благоденствуют, а тебя постигают искушения: таков порядок вещей. Раздевшись для борьбы, тебе необходимо употребить усилие. Неразумно в борьбе искать отдыха. Если они и преуспевают казалось бы, то на деле это прельщение, а не преуспеяние. Ибо апостол, определяя, что есть зло, сказал: прельщать и прельщаться. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено. Будь, говорит, неизменен и не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие (Пс. 36:1). Ты не просто научился, но и удостоверился, то есть ты принял учение с убеждением. Следовательно, хотя бы ты и увидел противное тому, в чем удостоверился, не смущайся: ибо и Авраам, слышав, что в Исааке наречется ему семя (Быт. 21:12), не смутился, когда получил повеление заклать его. Зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания. Зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания. Два побуждения представляет апостол Павел к тому, чтобы Тимофей пребыл непоколебим: первое-то, что ты, говорит, научился не случайно от кого-нибудь, а от Павла, а это тоже, что и от Христа; второе — то, что ты научился не вчера, а с детства, и имеешь глубоко укорененным в себе божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо неразумного, что бывает у большинства людей. Ибо кто знает Писание, как следует, тот никогда не будет совращен. Священными писаниями апостол называет все Божественное Писание. Это направлено против Симона и Манеса, и всех, кто дурно отзывался о Ветхом Завете. Которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Внешнее ведение умудряет человека прельщать других разными софизмами; отсюда пагуба души. Но божественное ведение не таково: оно умудряет во спасение. Какое? Спасение не чрез дела, не чрез слова, но чрез веру в Иисуса Христа. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа, Который соделывает для него спасение.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

О воскрешённом теле сказано, что оно «духовное» и что оно – «дух животворящий», потому что источник его бытия принадлежит сфере духовного, а не потому, чтобы его субстанция была нематериальной. Сверхъестественное воскрешённое тело Христа – «с неба», так же как естественное тело Адама – «из земли» ( 1Кор. 15:47 ). Но точно так же, как у первого человека, «из земли», была нематериальная душа, у второго человека, «с неба», есть материальное тело. Кем мы будем. На стих 1Ин. 3:2 ссылаются, доказывая, что воскрешённое тело будет отличаться от физического тела. Иоанн пишет: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть» ( 1Ин. 3:2 ). Когда Иоанн говорит, что не знает, кем мы будем, он имеет в виду наш статус на небесах, а не природу воскрешённого тела. Ибо он сопоставляет это с нашим земным статусом в качестве «детей Божиих», указывая, что не знает, какой более высокий статус мы могли бы приобрести на небесах. Но он знает, что мы будем подобны Христу. Павел говорит то же самое в Флп. 3:21 – Бог силою Своею «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу [soma] Его» ( Флп. 3:21 ). В 1 Иоанна апостол также утверждает, что у Иисуса поныне есть тело из «плоти» [sarx] на небесах. «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» ( 1Ин. 4:2 ). Употребление перфектной формы («пришедшего») указывает на действие в прошлом, последствия которого длятся в настоящем. То есть Иисус в прошлом пришёл во плоти и по-прежнему пребывает во плоти после Воскресения. То же самое подтверждается настоящим временем в 2Ин. 1:7 Иисус пребывает на небесах во плоти. Действительно, Иисус вернётся в том же самом физическом теле, в котором был вознесён ( Деян. 1:10–11 ), с физическими шрамами от ран и всеми другими признаками ( Отк. 1:7 ). Заблуждения относительно тела Христа . Существует два общих аспекта заблуждений при использовании библейского материала для обоснования того тезиса, что Иисус не воскрес в сущностно физическом теле. Один из них сводится к тому, что атрибуты воскрешённого тела путают с его деятельностью. Ни в одном из ясных текстов, касающихся физической природы воскрешённого тела, не сказано, что Иисус в какой-то момент лишался физического тела (Harris, From Grave to Glory, 390). Ни один из этих стихов даже не описывает, каким было воскрешённое тело. Речь идёт только о том, что оно способно было делать. Например, оно способно было проникать через твёрдые предметы, внезапно появляться и внезапно исчезать. Но тот факт, что тело Иисуса способно было проникать через твёрдые предметы, не в большей степени доказывает его нематериальность, чем Его шествие по водам доказывает, что ноги у Него были из бальзовой древесины.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Обычно дети дразнят друг друга, и причем дразнят больше того, кто отвечает. Достаточно чуть-чуть потерпеть, никак не реагировать с полчаса, допустим, – и все, все попытки дразнить сразу отпадут. Но это же надо полчаса протерпеть, а терпеть нет возможности. Многие люди поэтому не в состоянии даже к зубному врачу ходить, потому что больно или неприятно. То есть потерпеть сорок минут человек не может, он не может себя преодолеть даже в такой мелочи, которая просто необходима. Человек согласен: пусть будет язва желудка от неправильного пищеварения, пусть что угодно, пусть меня разрежут, но под общим наркозом – но потерпеть то, что неприятно, нет, не могу. Не может человек, расслаблен. И вот принесли расслабленного. Кто принес? Друзья, может быть, а может быть, родственники. И видят, народу битком, пройти нельзя. Залезли на крышу дома, раскопали ее и на веревках опустили носилки прямо к ногам Господа Иисуса Христа. Какой труд предприняли! На крышу человека парализованного затащить, веревки привязать, аккуратно спустить – колоссальную операцию проделали. «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих». Почему в сердцах своих помышляли, а вслух не сказали? Боялись, боялись сказать вслух, потому что знали, что никто не мог уловить в слове Иисуса. Он обязательно что-нибудь такое скажет, что поставит их в тупик и они опять в очередной раз окажутся дураками. А дураком оказаться – хуже этого для человека гордого ничего на свете нет. Кем угодно человек готов предстать, но только не дураком, упаси Бог, это самое обидное. «Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» Да, никто, кроме Бога, грехи прощать не может. Но перед ними сидел Этот Самый Бог, просто, к сожалению, они не могли по своей гордости этого видеть, потому что сами себя считали кем-то. Когда человек о себе что-то мнит, он уже не может ничего различать в другом человеке. Почему? Потому что он ослеплен своим собственным светом, который есть, конечно, тьма. Как от темноты человек не видит ничего, так и от яркой вспышки тоже ничего не видит. Человек ослепляется собственным мнимым светом – гордыней своей – и так же становится слепым.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010